И с п о л ь з о в а н и е м е т о д о в п р и



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И с п о л ь з о в а н и е м е т о д о в п р и



С о з д а н и и т е к с т а

Реферат должен быть написан методологически правильно и убедительно. Метод исследования проблемы не всегда совпадает с методом её изложения. Иногда моделирование, используемое в исследовании, при изложении научных данных сопровождается анализом модели, сравнением этой модели с реальными фактами. Известно также, что возможно и эволюционное моделирование – то есть переход в исследовании от одной модели к другой, более совершенной. Если результаты, полученные с помощью этого метода, интерпретируются с исторической точки зрения, то мы будем иметь совпадение метода исследования с методом изложения. И в первом случае, и во втором методы изложения вполне допустимы. Выбор их зависит и от исходных научных данных, и от особенностей мышления самого аспиранта.

Основным методом, который рекомендуется использовать в реферате, можно считать аналитико-синтетический метод. Анализ, то есть разделение объекта исследования на части и изучение каждой из частей по отдельности и во всех подробностях, даёт возможность проникнуть внутрь предмета, приблизиться к постижению сущности. Анализ можно сравнить с поиском какого-либо предмета, который затерялся в комнате, на каком-либо пространстве. В реферате следует отличать анализ предмета от анализа понятия, обозначающего предмет. В первом случае речь идёт о постижении самого предмета или явления. Например, анализ товара включает в себя классификацию видов товара, уяснение стоимости разных товаров, уяснение затратной стоимости и потребительной стоимости, движение товара в рыночной среде, определение причин, от которых зависит цена товара и т.п. Во втором случае можно говорить о различении разных смыслов, заложенных в понятие «товар»: товар как средство обмена, товарное производство, товарность изделия, товарная ценность и т.п. Оба вида анализа – и предметный, и понятийно-символический – можно использовать при создании текста. Важно лишь, чтобы информация, полученная при анализе, обобщалась автором, давала ему возможность использовать её как аргумент, как средство доказательности.

Синтез завершает анализ и сообщает ему смысл и цель. Соединение результатов анализа в одно целое даёт систему аргументов, даёт картину бытия объекта исследования, полифонию значений понятия, среди которых выделяются основные значения. Если синтез не даёт уяснения сущности объекта исследования, то он не привёл к результату. В этом случае его следует осуществить с иными вариациями.

Другой не менее важный методологический подход к написанию реферата –это использование в нём индукции и дедукции. Индукция, то есть восхождение мысли от частного к общему, может предполагать анализ исследуемой проблемы, после которого мы можем переходить к уяснению повторяемости признаков, к пониманию этой повторяемости как закономерности. Индукция, таким образом, есть приём, позволяющий прийти в исследовании к сущности предметов и явлений.

В реферате индукция может присутствовать и в рассуждениях автора, и в самом плане работы. Если первый параграф первой главы посвящён, например, изложению вопроса о видах адаптационных процессов и их свойствах (адаптация в природе, технике, обществе, информационной среде; быстрота, надёжность, гармоничность, изобретательность и др.), то второй может содержать обобщение достигнутых результатов исследования, то есть уяснение вопроса о сущности адаптации как определённой ступени эволюционного процесса, как о вхождении адаптирующегося элемента в системное богатство среды.

Дедукция дополняет индукцию, но не в обязательном порядке. Индукция доводит исследователя до понимания общего, или закономерности. Она используется при восхождении от фактов опыта к понятию общего в этом опыте, то есть при эмпирическом исследовании. В теоретических рассуждениях она тоже используется, например при индуктивно-категорическом силлогизме. Но в теоретическом исследовании она может и должна гармонически сочетаться с дедукцией, то есть с движением мысли от общих положений, от законов к частным случаям их проявления. При этом дедуктивное рассуждение предстаёт как аргументация, подтверждающая истинность утверждений автора. Если наше научное утверждение, найденный нами результат могут быть рассмотрены как проявление общего закона, правила, то применение дедукции принесёт желаемый эффект – подтвердит обоснованность нашей позиции.

Сравнительно-исторический метод(компаративистика) широко используется в гуманитарных и социальных науках – историками, филологами, философами, экономистами и другими специалистами. Он состоит в сопоставлении схожих признаков в разных системах рассмотрения, в переносе признаков, свойств с одной системы на другую, в отслеживании генезиса отдельных признаков и их эволюции в разных условиях. Например, сравнительно-историческое языкознание, широко используя этот метод, даёт возможность проследить историю употребления суффиксов, приставок, отдельных языковых выражений, соотнести эти признаки с названием географических мест, сопоставить языковые изменения с этносоциальными изменениями на разных территориях. В герменевтике используется этот метод при выяснении значений слов, целых текстов, при выяснении причин эволюции этих значений в разные исторические эпохи. В тексте реферата этот метод может использоваться для обоснования гипотезы, для усиления действия индукции в исследовании, для обнаружения различий в разных системах рассмотрения фактов и исключения противоречащих опыту фактов из числа причинно-следственных связей.

Метод моделирования совершенно необходим и в научной работе вообще, и при написании реферата. Модель есть копия, отражающая существенные свойства и функции оригинала. Модели бывают физические, математические, языковые, образные, кибернетические, экономические и др. При написании реферата целесообразнее использовать образные модели, которые дают общее представление об оригинале, позволяют понять существование, поведение оригинала в иных обстоятельствах. Например, в поэзии для стихотворца моделями являются метафоры, символы, выражающие фрагменты бытия: русалки, Музы, «роща золотая», «невольник чести» и др. В герменевтике при выяснении значений слов целесообразно модель, или образ, поместить в иные условия существования, проследить изменение смысла с течением времени. Например, во времена Гераклита (УI в. до н.э.) термин «логос» имел пять разных значений (огонь, дух, слово человеческой речи, мировая душа, мировой закон). В христианстве же IV- V вв. н.э. «Логос» означал Слово, или Христа. Неоплатоники в III в. н.э. приписывали логосу свойства мирового духа, или святого Духа. Ввиду этого, аспирант может создавать разные модели явлений в исследовательских целях. Переходя от одной модели к другой, он может проследить возможные причины эволюции оригинала. Или же он может оперировать моделями как посылками в умозаключениях – чтобы прийти к правильному выводу. Наконец, он может использовать модель как иллюстрацию к своим суждениям, тезисам и аргументам.

Кроме упомянутых методов в реферате могут использоваться аналогия, логический метод, классификации, гипотезы, идеализация, графики, таблицы и др. Следует всё же учитывать, что все методы должны употребляться комплексно, в рамках системного подхода. Это позволит придать исследованию большую степень надёжности и убедительности. Необходимо не забывать, что и сам системно-структурный подход является разновидностью диалектического метода, четырьмя основными принципами которого являются следующие:

1. Рассматривать все явления в развитии;

2. Рассматривать все явления в их взаимосвязях;

3. Учитывать причинно-следственные связи вместе с их

окружением;

4. Видеть связь явления с практикой человека.

Если аспирант творчески, разнообразно и в то же время последовательно будет использовать методы изложения мыслей и фактов, то текст его реферата будет убедительным, доказательным и произведёт благоприятное впечатление.

 

7. Ц и т и р о в а н и е к а к п р и ё м а р г у м е н т а ц и и

 

В качестве аргумента в доказательстве используются ссылки на высказывания учёных, представителей научных школ и направлений, ссылки на факты, статистические данные, определения понятий в энциклопедиях и словарях. Использованные в тексте высказывания отдельных лиц, выдержки из монографий, докладов и отчётов называются цитатами. Они должны быть правильно оформлены: в начале и в конце высказывания ставятся кавычки, далее, вверху строки, цифра по порядку высказываний на странице (1,2,3 и т.д.), напечатанная более мелким шрифтом, затем после цифры ставится точка, далее внизу страницы, ставятся под сплошной чертой те же цифры, и даются сведения об источнике. Например:

Великий учёный Альберт Эйнштейн не раз утверждал, что «законы природы одинаковы во всех системах координат, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга»1.

1. А.Эйнштейн, Л.Инфельд. Эволюция физики. – М.-Л.,1948.- с.167.

Можно оформлять сноску и другим способом, например: Г.В.Вернадский в книге «Монголы и Русь» делает важное сообщение: «В течение четырнадцатого и пятнадцатого веков некоторые князья Восточной Руси, все потомки Рюрика, сочли удобным или необходимым передать или продать свои суверенные права великому князю московскому» [ 4, с.375 ]. Первая цифра в скобках означает ссылку на порядковый номер работы Г.В.Вернадского в списке литературы в конце реферата, вторая цифра означает номер страницы.

Оформление ссылки является делом техническим, но важным и совершенно обязательным. Некоторые аспиранты забывают после кавычек сделать сноску на источник, считая это делом второстепенным. Однако они не понимают, какую функцию выполняет цитата, ссылка в тексте. И та, и другая есть констатация эмпирического факта, события, которая требует фиксации времени и места события, свершившегося с объектом рассмотрения. Если бы физик, проводивший эксперимент, в журнале регистраций результатов эксперимента не указал бы точно показаний приборов, данных об объекте, день и время проведения эксперимента, то его уволили бы с работы. Аспиранта-гуманитария никто не увольняет и не наказывает – а следовало бы. Ибо если он не делает точных ссылок на источники, то он или неряшлив в научных изысканиях, или просто необразован, не воспитан в духе пунктуальности и строгости в научных исследованиях.

Сколько должно быть цитат и ссылок в тексте реферата? В некоторых диссертациях, статьях цифры сносок мелькают на строчках текста как гроздья винограда на кустах виноградника. На одной странице текста делается по пять-шесть сносок. Это явный перебор в цитировании, увлечение эмпирией. Факты опыта должны образовывать ряд – это верно. Но количество этих фактов определяется разумно: достаточно указать на два-три случая, произошедших в разное время с одним субъектом или с несколькими субъектами, чтобы подтвердить или опровергнуть доказываемый тезис. Поэтому обильным цитированием некоторые учёные пытаются придать своим работам элемент фактологичности, забывая о том, что главное в работе – доказательность не только с помощью фактов, но и с помощью рассуждений, анализа, сравнений, моделей, экскурсов, логических выводов и пр.

Рекомендуется цитировать источники редко, но метко. Цитата должна подкреплять собственное мнение аспиранта. В этом случае она ставится в середине или в конце абзаца и является иллюстрацией к мнению аспиранта, аргументом в доказательстве. Если аспирант употребляет цитату в начале абзаца, то она может послужить истоком для последующей интерпретации высказывания, или истоком для аналитического разбора теоретической точки зрения. Размер цитаты должен быть небольшим – две-четыре строки. Следует учитывать, что к цитате, образно говоря, нужен подход, подступ, или предварительно оговоренная фраза, которая требует двух-трёх строк. После цитаты требуется «отход», или выход из цитируемого места источника и переход к мыслям, тезису автора реферата. На это требуется также две-три строки. В совокупности на цитируемое место текста приходится в среднем 8-12 строк, что составляет свыше одной трети страницы. И если при написании реферата пойти по пути обильного цитирования (иногда в некоторых рефератах цитируется по пять-шесть источников на странице, а в целом на весь реферат приходится по 50-60 цитат), то это приведёт не к строгости употребления научных данных в тексте, а к псевдонаучности. Для собственных мыслей референту просто не останется места, так как объём реферата ограничен двадцатипятью-тридцатью страницами. Рекомендуется на весь реферат использовать 15-16 сносок, или в среднем по одной сноске на каждые две страницы. Это даёт возможность аспиранту развернуть на страницах реферата собственные мысли, дать им определённые ход и конфигурацию.

Нельзя писать реферат с малым количеством цитируемых источников или совсем без цитат. В этом случае текст примет повествовательный вид или будет выглядеть абстрактно. К тому же некоторые цитаты могут быть использованы как афоризмы, украшающие текст, и как показатель начитанности и эрудированности автора. Их своевременное использование придаёт тексту убедительность и эстетичность.

Нельзя цитировать в тексте один и тот же источник и пренебрегать другими. Подобно тому как в оркестре у музыкантов все инструменты должны звучать равнозначно, образуя гармонию, так и в тексте нужно использовать разнообразные источники из библиографического списка, создавая полифонию мнений и аргументов. Надо не забывать, что разнообразие есть закон эволюции. Применительно к тексту это означает, что оно является и способом подтверждения разными источниками гипотез и теоретических положений, и информационным фоном, на котором происходит движение мыслей автора.

В целом, умелое цитирование придаёт тексту аргументированность, разнообразие и красоту. Когда оно опирается на фундаментальные работы в науке, это делает текст солидным и убедительным. Если же цитируются более скромные, но современные авторы со своими актуальными идеями, это придаёт тексту практическую значимость и говорит о том, что аспирант идёт в ногу со временем. Поэтому использование цитат является искусством научного отображения идей и теоретических положений. Соединение собственных мыслей автора с приёмом цитирования делает текст убедительным и эстетически воспринимаемым как текст гармонический.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.009 с.)