И н т е р п р е т а ц и я н а у ч н ы х п о л о ж е н и й



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И н т е р п р е т а ц и я н а у ч н ы х п о л о ж е н и й



Интерпретация – это разъяснение смысла выражения, значения идеи, раскрытие замысла произведения, истолкование ценностной значимости теоретической идеи, культурного достижения. Интерпретация в науке используется широко – для обнаружения скрытых смыслов принципов, идей. Построение гипотез, моделирование ситуаций, создание разного рода вариантов, решение задач уже есть интерпретация. Но всё же более точный смысл термина «интерпретация» означает истолкование уже существующей идеи или истолкование полученного вывода. С этой точки зрения интерпретация есть процесс моделирования, аналитического постижения идей, теорий и принципов, происходящий в рамках умственной деятельности, которая называется герменевтикой.

Аспирант в реферате просто обязан заниматься интерпретацией теоретических идей. Ибо текст не должен представлять собой монотонное повествование об известных фактах и теоретических положениях. Написание текста подобно путешествию по большой магистральной дороге, в процессе которого необходимо делать отклонения от главного пути в сторону, поиски параллельных, более удобных, путей. Создание текста можно сравнить и с поисками более оптимальных решений научной задачи. Добиться конечного удачного варианта нельзя без проб, нащупывания, разведочных действий в области мыслей. Эти функции и выполняет интерпретация.

Приведём пример интерпретации из области языкознания. Предположим, что референт пишет следующую фразу: «Как тонко замечает Витгенштейн, язык – это лабиринт путей. Вы можете подойти к какому-то участку с одной стороны и знать, куда идти дальше, а можете, попав в то же самое место, заблудиться». Это высказывание может быть истолковано (интерпретировано) по-разному. Во-первых, язык есть многоаспектное явление: в нём несколько основных значений и много функций. Во-вторых, язык есть информационное поле, которое выглядит по-разному с разных точек зрения. В-третьих, язык есть метод постижения мира, открытие истины. В-четвёртых, язык есть сеть, которая связана из нитей (путей). В-пятых, понять язык можно, двигаясь лишь в одном направлении.

Высказывание Ю.М.Лотмана о символе:

«Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта в другой» - может быть интерпретировано с разных точек зрения. С исторической точки зрения символ есть средство создания стереотипа информации через память, своего рода закрепитель произошедших событий. С функциональной точки зрения символ есть передатчик информации. С семиотической точки зрения символ есть знак гипертекста, в котором отдельные пласты культуры сосуществуют пассивно. Лишь соединившись с символами, они оживают, действуют. С точки зрения философской символы есть долго живущие в культурных пластах ценностные знаки, имеющие свою самостоятельность и могущие менять своё значение при взаимодействиях с субъектами.

Интерпретированы могут быть не только отдельные высказывания, но и научные принципы. Например. принцип развития (природы, общества, языка и т.п.) может быть представлен как движение по определённому направлению (прогресс или регресс). Развитие может пониматься как любое изменение состояния (как вечное движение в природе без определённого направления). К такому пониманию весьма близок постмодернизм, в котором хаос выдаётся за осмысленную гармонию. Развитие может быть понято как действие, актуализация покоя, выход вещи, явления в иную сферу бытия. Наконец, развитие может быть понято как пульсация мира, дыхание бытия, о котором ещё в VI веке до н.э. утверждали представители школы элеатов в греческой философии. Все эти разные подходы к уяснению термина «развитие» говорят о том, что для правильного понимания его необходимо учитывать модели восприятия развития в разных научных школах. Необходимо понимать его также как многофункциональное явление, одна из сторон которого есть сам субъект как участник развития.

Таким образом, и приведённые в реферате высказывания, и выводы аспиранта нуждаются в истолковании и в соединении их с практикой. Доказательство научной значимости идеи уже есть её интерпретация. Объяснение полифункциональности принципа, явления, факта также есть разновидность интерпретации. Наконец, интерпретация невозможна без игры творческого воображения, без которой не может быть хорошо написана ни одна научная работа.

 

В ы в о д ы в т е к с т е

 

В тексте реферата должны присутствовать следующие основные элементы: 1) чётко прослеживаемый план, все вопросы которого должны быть взаимосвязанными, содержание их должно вытекать из предыдущего изложения; 2) информация, желательно не только традиционная, но и новая, нестандартная; 3) аргументы автора, которыми он подтверждает истинность своих тезисов;

4) выводы исследования, представляющие собой строго сформулированные результаты научных исканий автора.

Выводы делают работу завершённой, логически последовательной. Они дают ответы на вопросы, поставленные во введении в виде проблем и задач. Благодаря выводам чётко обозначаются разрешённые проблемы, рубежи на пути автора к истине. Образно говоря, выводы – это межевые знаки, метки, которыми мы отделяем одну проблему от другой. Иначе выражаясь, выводы подобны узловым точкам, от которых может начаться последующее изложение в тексте. Но если у плохо организованных авторов оно может пойти куда угодно, то в научном реферате после вывода необходимо идти по намеченному пути – к следующей ожидающей решения проблеме.

Выводы делаются в конце каждого параграфа, в конце каждой главы и в заключении реферата. Таким образом, один вывод может повторяться в тексте три раза. Но этим текст не испортится, а только улучшится. Закон построения текста – соблюдение разнообразия, отсутствие штампованных, а тем более повторяющихся фраз. Это необходимо соблюдать для придания текстовой структуре эстетической гармонии. Но если в тексте встречаются повторы, тем более, если они лейтмотивом проходят через весь реферат, то этим текст только усиливается: несколько раз повторяющаяся мысль прочнее входит в сознание читателя.

Вывод в конце параграфа лучше делать в виде обобщения предыдущего изложения. С логической точки зрения вывод есть заключение из посылок, в качестве которых выступают части текста – или абзацы, или даже первая и вторая половины текста в параграфе. Например, если в начале параграфа аспирант доказывает тезис о том, что в русской истории бывали периоды застоя, а во второй части параграфа – что в ней бывали периоды ускоренного развития, то умозаключение из этих двух предпосылок ясно: русская история развивалась неравномерно. С точки зрения семиотики вывод есть хорошо выраженная краткая мысль, в которой обобщаются результаты исследования автора по какой-либо проблеме. Его в этом случае можно рассматривать как символическое выражение той информации, которая получена в результате рассуждений. С эстетической точки зрения вывод есть афористично выраженная мысль, являющаяся образом той идеи, той структуры логических ходов, которая привела к полученным результатам. С философской точки зрения вывод есть высказывание, содержащее сущность тех идей, которыми завершается параграф или глава. В итоге, в выводе содержится универсально выраженное научное положение, многоаспектное в своей сущности и афористичное по форме. Вывод объясняет понимание текста и делает его текстом с чётко очерченной структурой.

Вывод может быть сделан в виде одного предложения или в виде нескольких, образующих абзац в тексте. В последнем случае он может рассматриваться как развёрнутый вывод. Если в абзаце одна мысль дополняет другую, уточняет или развивает предыдущую, то эта часть текста может быть представлена как выводы, или совокупность выводов. Иногда выводы в тексте даются в виде перечисления тех обобщённых результатов, которые достигнуты автором. Это перечисление обычно даётся после двоеточия в предыдущей фразе и пишется в столбик. Количество обозначенных как выводы перечисляемых положений не должно быть чрезмерно большим – иначе среди них затеряется основная мысль. Рекомендуется в таком перечне использовать два-четыре вывода.

Вывод первого параграфа может быть использован в качестве посылки для рассуждений во втором параграфе. Вследствие этого текст первой и второй частей приобретает преемственность изложения, что даёт возможность рассматривать весь реферат как единое целое. Благодаря этому легче можно наблюдать в тексте ход мыслей автора.

Выводы выполняют в тексте ещё одну великую функцию. Будучи квинтэссенцией содержания, они несут в себе сущностное начало. Поэтому для тех читателей, у которых нет времени внимательно прочитать весь реферат, достаточно увидеть и осмыслить выводы в тексте, чтобы понять основные идеи автора. Выводы сокращают время понимания текста, поскольку они в чистом виде выражают идейную часть работы. Выводы отвечают на вопрос: В чём суть идей автора? На вопросы: Как достигнута эта суть? Какова эрудиция автора? – отвечают аргументация и эстетизм мышления, выраженные во всём тексте.

Выводы в заключении особенно важны, так как в них содержатся результаты всего исследования. Особенность их в том, что они являются развитыми выводами, или как бы «выводами в квадрате». Это значит, что выводы первого параграфа и выводы второго параграфа, расположенные рядом в заключении, требуют своего продолжения, вытекающего из их сопоставления. Требуется заключение из выводов двух глав, которые могут быть рассмотрены как посылки. Таким образом, заключительный вывод в реферате есть вывод из выводов, или «вывод в квадрате». Он может иметь в качестве своей основы эмпирические материалы, которыми обосновывается содержание глав реферата. Но он может быть сделан и чисто рационально, логически. В любом случае вывод не может быть голословным, то есть ничем не подкреплённым. Он не может быть и догадкой, откровением – даже если они совпадают с фактами. Вывод всегда есть результат научного доказательства, произведённого по всем правилам логики. Только доказанные выводы принимаются во внимание в науке. Если вывод чётко не отвечает на поставленную в реферате проблему, то это значит, что он ещё не сформировался как научное положение, научный принцип. В лучшем случае он может быть представлен автором в виде гипотезы, которая может быть подкреплена результатами последующих исследований.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.011 с.)