В в е д е н и е и з а к л ю ч е н и е в р е ф е р а т е



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В в е д е н и е и з а к л ю ч е н и е в р е ф е р а т е



Во всякой научной работе присутствует введение и заключение. Они являются необходимым компонентом текста, сборника научных статей, материалов научных конференций, крупной статьи, дипломной работы студента, курсовой работы и т.д. Иногда в статьях введение и заключение не выделяются в подзаголовках, но фактически скрытно присутствуют. Если мы вспомним, как в средней школе учат учеников писать сочинения, то станет ясным, что вступление, основная часть и заключение в школьном сочинении соответствуют введению, содержанию глав и заключению в тексте научной статьи, реферата или монографии. В любой работе введение подготавливает читателя к восприятию того круга идей, о которых предполагается говорить в основной части.

Основными структурными элементами текста введенияявляются следующие. Во-первых, во ведении обосновывается актуальность темы. В нём не просто формально говорится об этом, но, по возможности, даются ссылки на факты, высказывания, практические потребности, которые эту актуальность подтверждают. Во-вторых, во введении формулируются цели и задачи исследования. Причём, под целью понимается какая-то стратегическая задача, необходимость доказывания какого-либо научного тезиса, подтверждения гипотезы. Под задачами понимаются более конкретные действия (типа «доказать», «подтвердить», «найти», «обосновать», «определить» и т.п.), которые могут помочь достичь поставленную в реферате цель исследования. В-третьих, во введении обозначаются проблемы, о которых пойдёт речь в реферате. Обычно они совпадают или явно присутствуют в названиях параграфов. В-четвёртых, во введении указываются две-три основные проблемы, решение которых может привести к достижению поставленной цели. Эти основные проблемы становятся, как правило. содержанием глав реферата. В-пятых,во введении можно говорить о практической значимости исследования, то есть о том, где, в какой области культуры или практической деятельности могут быть применены достигнутые результаты. Эффект воздействия полученных результатов на умы людей, на культуру, на сложившиеся стереотипы в науке может только предполагаться. Но он также говорит о практической значимости исследования.

Текст введения должен представлять единое целостное образование, где основные компоненты введения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Начинать текст введения надо с актуальности темы, и этому вопросу следует уделить больше места, нежели остальным – ввиду его определяющей роли. Далее следует излагать по схеме, определённой выше, другие части введения, уделяя каждой одно-три предложения. Общий объём введения должен составлять одну-полторы страницы текста. Большой объём введения делать не рекомендуется, так как это будет растворять цели, задачи и проблемы исследования в размытой информационной структуре.

Текст введения предполагается как пропедевтика всего исследования, которая должна быть лаконичной и аккумулирующей в себе необходимость изучения именно тех проблем, о которых пойдёт речь в основной части. Целостность текста введения совсем не обязательно требует восприятия его в виде отдельной и неделимой части. Во введении могут присутствовать как разделение на два-три смысловых хода, на две-три смысловые задачи, которое требует деления текста на абзацы. Однако абзацы во введении должны быть не слишком отдалены друг от друга по смыслу и стилю изложения. Иначе целостность введения будет нарушена. Нельзя во введении описывать задачи и проблемы в реферате от первого лица, как-то: «Я считаю», «Я ставлю задачу в реферате» и т.п. Такие выражения не приняты в научном изложении. Целесообразнее писать: «Мы ставим задачей в реферате…», «Мы приходим к выводу…» или «Задача состоит…», «Из этого следует вывод…» и т.п. Такая терминология более сдержанно выражает точку зрения автора.

Заключение реферата является даже более важной его частью, чем введение. Заключение представляет собой краткое изложение содержания, в котором акцентируется внимание на выводах глав и делается основной вывод всей работы, или обобщение содержания. Заключение есть освобождённая от побочной информации научная истина, сформулированная в реферате. Но одни афористичные выражения в заключении, одна констатация результатов мало убеждают того, кто должен просто поверить в научную истину. Истина должна быть сообщена убедительно – чтобы произвести должное впечатление.

Поэтому в структуре заключения должен присутствовать весь ход мыслей автора, использованных для достижения истины. Если содержание каждого из четырёх параграфов текста, выводы двух глав, общий вывод реферата будут изложены последовательно, то это и будет итоговой аргументацией автора. При условии, что на каждый компонент такой структуры будет затрачено по два предложения, в каждом из которых будет по две строки текста, всё это может быть изложено в четырнадцати предложениях, или на двадцати восьми строках. Добавив несколько фраз о значимости достигнутых результатов, об их перспективе в науке и об их практической пользе, аспирант получит заключение на полторы-две страницы, в котором будет представлена квинтэссенция всей работы.

Нелишне будет напомнить, что у выдающихся учёных в их монографиях и статьях заключения почти всегда представляли собою самостоятельные части текста. В них не только содержались в сжатом виде основные идеи всей научной работы, но и были импровизации, модельные гипотезы и отмечались перспективы в науке и культуре для тех идей, которые были достигнуты в работе. В качестве примера можно привести заключение в книге П.Тейяра де Шардена «Феномен человека». Структура содержания книги включает четыре главы: Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. В книге идёт речь об эволюции материи сначала к ступени жизни, затем – к ступени сознания, а затем – к обобществившемуся сознанию, духовной оболочке на планете Земля, или ноосфере. Автор построил заключение по той же схеме: 1) сначала он пишет, что существует космический закон сложности сознания, проявляющийся через органическое свёртывание мира к самому себе. Это – процесс, противоположный физическому процессу расширения Вселенной; 2) затем он пишет, что индивидуальная ступень мышления (тождественная человеку) появляется на стадии рефлексии сознания. На этой ступени появляется «порог» необратимости в развитии сознания; 3) эта необратимость, или обречённость человека на сознательную жизнь, возможна за счёт социальности людей, за счёт перехода к коллективной ступени мышления (сознания). Таким образом, ход мыслей Тейяра де Шардена в заключении повторяет конструкцию всей книги, выделяя в ней существенные элементы. Это – своего рода модель всего исследования учёного под названием «Феномен человека». Из этого следует новая мысль автора о том, что человек, во-первых, есть всего лишь часть космического процесса эволюции. И, во-вторых, человек есть участник заключительного активного этапа эволюции. Она состоит в интеграции индивидуальных сознаний под влиянием двух факторов: внутреннего (самого сознания) и внешнего (таинственной точки Омега в космосе, притягивающей к себе индивидуальные сознания). Вот эти дополнения к основной схеме книги, указание на то, куда пойдёт космическая эволюция, делают заключение не просто констатацией содержания книги, но развитием её идей. Они логически продолжают идеи четырёх глав и превращают заключение в образную модель, по которой можно судить и обо всей книге, и об основной идее книги.

Если аспирант творчески подойдёт к пониманию заключения, будет считать, что в нём должна быть представлена целостная модель всего его исследования, в которой необходимо есть и его сердцевина, ядро, то он создаст самостоятельную часть текста. Это не будет простой компиляцией из отдельных глав и параграфов. Это будет лицо реферата, по которому можно судить о работе в целом.

 

С о с т а в л е н и е б и б л и о г р а ф и ч е с к о г о

С п и с к а

 

Библиография. или список литературы, используемой автором, является важной частью реферата. Добротная библиография является показателем научности реферата и проработанности содержательных идей в нём. Подобно тому, как количество тренировочных упражнений, их специфика и их цикличность говорят о тренированности спортсмена, так и количество и специфика литературных и иных источников в реферате говорят об уровне подготовленности автора к раскрытию темы в реферате. Цензоры, научные оппоненты при ознакомлении с работой, как правило, прежде всего смотрят введение, заключение и библиографию в диссертации, монографии, реферате. Уже по их содержанию можно составить представление о качестве рецензируемой работы.

Библиографический список можно разделить на разделы, которым дают самостоятельные подзаголовки, выделяя их более крупным шрифтом, или курсивом. Первый раздел этого списка – монографии, сборники научных статей, коллективные работы, материалы конференций и другая научная литература. Второй раздел – диссертации и авторефераты, в которых можно найти много нестандартной информации, и что самое главное, - в них содержится научный материал строго по проблеме: его не надо выискивать в тексте книги или большой статьи. Третий раздел – иностранные источники, используя которые автор может показать место рассматриваемых проблем на широком информационном пространстве. Четвёртый раздел – Интернет-ресурсы, в которых можно быстро найти справочную информацию и где можно быстро ознакомиться с минимумом источников по интересующему нас вопросу. Расположив источники в алфавитном порядке внутри каждого раздела, аспирант получит системно организованный список литературы, в котором будет легче разбираться и ему самому, и читателю реферата. Нумерация источников в таком списке делается сквозной, то есть по порядку и независимо от деления на разделы.

Другой приём составления библиографического списка – это расположение работ в алфавитном порядке по фамилиям авторов и по названиям работ, если авторы не указаны на обложке книги. В этом случае референт не классифицирует работы, а просто перечисляет их, независимо от их объёма, их значимости и их особенностей. Такое расположение больше подходит для небольших статей, для рефератов – из-за их малого объёма.

Отбор источников для библиографического списка осуществляется самим автором. В то же время аспирант должен прислушиваться к советам научного руководителя и включать в список те работы, которые по мнению руководителя являются ключевыми для освещения темы. Всю литературу в библиографии можно подразделить на следующие основные категории:

1. Фундаментальные работы в той области науки, где присутствуют обсуждаемые в реферате проблемы. Без этих фундаментальных работ и их использования реферат не будет имеет обоснованности идей. Фундаментальные работы – те, в которых даются формулировки основных принципов в отдельных научных отраслях, в которых излагаются научные достижения выдающихся учёных. Ссылки на эти работы являются важными аргументами в рассуждениях референта.

2. Монографии современных авторов, опубликованные за последние пять лет. Без знания этих работ нельзя иметь представления о современном уровне науки.

3. Статьи в сборниках научных работ, статьи в научных журналах, материалы научных конференций за последние пять лет. Эта литература позволяет быть в курсе современных проблем науки. Она даёт возможность узнать, в каком направлении идут поиски учёных, какие вопросы и задачи для науки являются наиболее актуальными.

4. Материалы диссертаций. Информация из диссертаций может быть процитирована только в закрытой для широкой аудитории работе, то есть в диссертации, курсовой или дипломной работе, аспирантском реферате. В книгах и журнальных статьях её не принято использовать.

5. Ресурсы Интернета. Особенность информации в Интернете в том, что она, как правило, не имеет нумерации страниц и на неё нельзя сделать точных ссылок. Другой её недостаток – затруднённость её визуального восприятия на экране монитора. Читатель такого текста напоминает телезрителя, наблюдающего футбол не на стадионе, а на экране телевизора. Телеизображение не даёт ширины охвата всего поля и не даёт возможности наблюдать всю картину игры. Точно также и книга из Интернета оставляет вне рассмотрения много информации, находящейся за пределами дисплея.

6. Иностранные источники рекомендуется использовать в аспирантском реферате творчески Если фундаментальные работы зарубежных учёных не переведены на русский язык, то их желательно использовать – и с целью увеличения веса своих аргументов, и для придания тексту разнообразия, и для создания полноты освещения информационного поля, на котором идёт обсуждение научной проблемы.

Аспирант, заранее зная об этих условных рубриках в его библиографическом списке, может брать информацию из той или иной рубрики при написании разных разделов реферата. Функционально литература из этих рубрик может выполнять роль инструмента, который используется при создании текста. Разные инструменты дают разное качество обработки информационного поля и разные эффекты восприятия текста. Главное при этом, чтобы

чтобы ссылки на литературу не принижали роль самостоятельных рассуждений автора, не портили целостность текста и не искажали, а наоборот, усиливали бы гармоническое впечатление при восприятии текста.

Образец оформления библиографического списка приводится ниже.

 

Книги, монографии:

Фамилия И.О. Название. Место издания, год издания.

Например: Иванов А.А. Философия науки. - СПб., 2001.

Если книга многотомная, то указывается количество томов и (если нужно для конкретизации) номер тома.

Например: Иванов А.А. Философия науки: В 2-х тт. – СПб., 2001. Или, если используется конкретный том:

Иванов А.А. Философия науки: В 2-х тт. Т.1. – СПб., 2001.

Если место издания не одно, то в качестве разделителя используется точка с запятой.

Например: Петров С.Е. Философия экономики. – М.; Тверь, 2004.

Если у книги два автора, то они указываются перед названием.

Например: Абрамов И.М., Царёв И.С. Философские проблемы

права. – М.; СПб., 2005.

Если у книги больше двух авторов, то они указываются после названия и после наклонной черты.

Например: Философия физики в России / Гринберг Ю.А., Леонов А.П., Синицын Е.Ф. и др. – М., 2006.

Сборники статей:

Название. Фамилия И.О.редактора. Место издания, год издания.

Например: История психологии / Под ред. А.А.Иванова.– М., 2006.

Если у сборника есть составители или научные редакторы, то их надо указывать.

Например: Философские проблемы математики / Сост. и ред.

Груздев Е.М., Сидорова Г.В. – СПб.: Наука, 2007.

Статьи в сборнике указываются следующим образом:

Иванов А.А. Моя психология // Психология в России в конце ХХ в.

- Екатеринбург: Наука; Академический Проект, 2007. С. 68-92.

 

Статьи в периодических изданиях:

Фамилия И.О. Название статьи // Название издания. – Год издания. – Номер издания. – Номера страниц, на которых находится статья.

Страницы, на которых находится статья, надо указывать обязательно.

Например: Титов Е.С. Философия художественного творчества //

Вопросы философии. – 2006. - № 9. – С. 71 – 81.

Иностранные издания:

При ссылке на иностранные издания используются те же правила оформления. Буквенные обозначения тома, страницы и т.д. даются на соответствующем языке, согласно стандартным требованиям.

Интернет-ресурсы:

При указании обычных сведений по Интернет-ресурсам помимо упоминания ресурса желательно указывать порядковый номер издания (если он имеется).

Например:

http://www.girafe-info.net

http://Ilibertaire.free.fr

http://www.auditorium.ru/books/171/

Создание библиографического списка нужно делать не после написания реферата, а в процессе сбора информации по теме. При этом следует включать в список наиболее ценные в содержательном смысле и с информационной точки зрения работы. Можно включать в список не только работы строго по теме реферата, но и находящиеся в содержательной связи с ними, относящиеся к единому информационному пространству, в рамках которого находится тема. Такие работы как бы усиливают фундамент текста, служат дополнительным фактором надёжности его идей.

В целом, хорошая библиография помогает самому автору понять, в каком круге проблем существует его научная проблема, каково её место среди существующих информационных источников. Для читателя библиография является важным показателем качества текста: его обоснованности, актуальности, убедительности и гармоничности. Количество работ в библиографическом списке не рекомендуется делать менее двадцати - двадцати пяти. Меньшее количество не позволяет создать информационную полноту и разнообразие источниковой базы, без чего нельзя добиться обоснованности и хорошего качества текста.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.016 с.)