Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как учить ребенка пользоваться разговорными навыкамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим каждую из трех общих задач, сформулированных в начале данного раздела.
Расширение возможностей использования разговорных навыков
Здесь мы направляем свои усилия на обучение ребенка новым для него возможностям использования отдельных слов. Ниже мы поговорим о переходе к фразам.
Если проверочный лист 3.1 покажет, что ваш малыш не умеет пользоваться своими разговорными навыками ни в одном из случаев, указанных в этом листе, вам следует выбрать для работы одну (или даже не одну) задачу.
Первым делом проверьте, пользуется ли он навыками довербального периода (звуками или жестами) в тех случаях, когда нам хотелось бы, чтобы он использовал слова. Проверочный лист поможет вам ответить на этот вопрос. Если вы обнаружите, что ребенок в каких-то определенных случаях не использует никаких коммуникативных навыков – ни словесных, ни довербальных,- начните учить его не только соответствующему слову, но и жесту. Например, если он не прощается с уходящими ни словом ни жестом, побуждайте его не только говорить "до свидания", но и махать ручкой. Возможно, освоить жест малышу будет легче, чем слово, но если он научится использовать жест, то постепенно можно добавить слово, а со временем, заменить им жест.
Когда ребенок научится пользоваться коммуникативными навыками довербального периода в тех или иных целях, то следующим шагом будет обучение соответствующим словам.
1. Реагируйте на жесты ребенка, называя ему нужные слова. Допустим, ваша задача – научить ребенка пользоваться отдельными словами для того, чтобы просить то, что ему нужно. Если он в таких случаях указывает на предмет, дайте ему этот предмет, но при этом назовите его.
2. Предоставляйте малышу возможность копировать ваши слова. После того, как вы, обращаясь к ребенку, произнесли то слово, которому хотите его научить, сделайте паузу и посмотрите на него, показывая своим видом, что вы ждете, чтобы он повторил это слово за вами. Если малыш вас о чем-нибудь просит, можно подождать с выполнением его просьбы до тех пор, пока он не повторит за вами нужное слово (при условии, что он его заведомо знает). Однако, вообще таких ситуаций лучше избегать. Пусть для вас более важным будет сам факт общения малыша с вами, а не способ общения. Постарайтесь не передавать ему разочарование, если оно вас постигнет. Передайте лучше уверенность в том, что он сумеет выразить свои чувства и мысли.
3. Предоставляйте малышу возможность самому употребить знакомое ему слово. Как только вы убедитесь, что ребенок научился произносить некое конкретное слово, это слово можно больше не демонстрировать. Если же малыш вместо него воспользуется жестом, вы можете проигнорировать этот жест, как бы не поняв, и посмотреть на ребенка вопросительно. Если, получив возможность подумать, он все-таки не скажет нужное слово, можно слегка намекнуть, чего вы от него ждете.
Когда насущные задачи прочно войдут в ваше сознание, вы найдете массу возможностей побудить ребенка воспользоваться в нужный момент новым умением. В классах Центра Маккуэри педагоги вывешивают на стене списки задач каждого ребенка. Может быть, и вам покажется полезным прикрепить подобную записочку, скажем, на дверцу холодильника или положить на столик для записок. Простая фраза типа "Джонни умеет просить нужные ему вещи" способна удивительным образом изменить учебную обстановку в доме!
Как учить ребенка участвовать в разговоре
Если образец речи вашего малыша продемонстрирует значительный перекос либо в сторону умения завязывать разговор, либо в сторону умения поддерживать его, то одной из ваших задач должна стать корректировка такого положения. Мы надеемся, что в этом вам помогут следующие заметки.
Если ребенок редко проявляет в разговоре инициативу
Убедитесь, что в ваших беседах с малышом бывает достаточно перерывов, которые могут дать ему возможность самому завязать разговор. Если ваши домашние дела постоянно сопровождаются неумолчными разговорами (вполне возможно, весьма приятными), у ребенка вряд ли часто будет возникать потребность проявить инициативу.
Предположим, вы оказываетесь в какой-то новой для малыша ситуации или среди новых игрушек. Попробуйте выжидательно посмотреть на него и подождать, чтобы он первым сделал какое-нибудь замечание.
Можно помочь ребенку вступить в разговор с другими людьми. Для этого хорошо дать ему к ним поручение – что-нибудь взять, показать и т.п. Возможно, поначалу вам придется ему все время подсказывать, однако, по возможности, старайтесь оставаться в тени. Любому человеку достаточно дать поручение, чтобы он почувствовал, что его инициатива приветствуется.
Ребенку постарше, которому проявить инициативу мешает застенчивость, могут быть очень полезны игры с куклами, надевающимися на руку (или марионетками) и ролевые игры. "Маска" создаст надежный защитный барьер между застенчивым ребенком и человеком, с которым он бы хотел заговорить. Ребенок в таком случае может представить себе, что говорит не он, а, например, Бармалей.
Если ребенок редко поддерживает разговор
Обычно так ведут себя активные, живые дети, которые могут ворваться к присутствующим в доме людям, сообщить им что-то и убежать, не дождавшись ответа. Если ваш ребенок ведет себя именно так, постарайтесь не руководить его интересами, а играть с ним в его игры, постепенно приучая его к играм, требующим соблюдения очередности, при чем в них ваша очередь и ваши слова должны быть неотделимы друг от друга. Кроме того, можно попробовать изменить распорядок дня так, чтобы время, когда он ведет себя наиболее спокойно, оставить за речевыми занятиями. Здесь, однако, нужно следить, чтобы у малыша не создалось впечатление, будто лишь в эти часы он должен слушать то, что говорят другие.
Есть дети, которые пользуются разговорными навыками только для того, чтобы попросить игрушку или еду и отвечают лишь на вопрос: "Чего тебе хочется?". Таким детям необходимы занятия, направленные на расширение диапазона их интересов и игровых навыков. Тогда они поймут, что беседа и вообще взаимодействие с окружающими могут в результате дать им не только желаемую вещь или лакомство, но и другие, не менее приятным ощущения. Здесь опять-таки важно оттолкнуться от того, что малыша интересует в данный момент. Если его любимое занятие – еда, попробуйте вовлечь его в игру, требующую соблюдения очередности за обеденным столом. Разрешите ему принять участие в приготовлении пищи, поиграйте в воображаемое застолье, например, кукольное чаепитие. Когда он увидит, что можно получить удовольствие не только от еды, но и от общения с вами, у вас появится много тем для разговоров. Чем больше малыш будет желать вашего участия в его занятиях, тем больше он будет слушать и отвечать вам.
Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере
Когда малыш научится составлять фразы из двух слов, можно начать помогать ему применять эти новые умения для удовлетворения всех тех потребностей, которые раньше он пытался удовлетворять с помощью отдельный слов.
Если до сих пор для того, чтобы, например, попросить сок, он использовал одно слово ("сок"), то теперь ему нужно учиться в такой ситуации употреблять два слова: "Хочу сока". Прощаясь, ребенок может научиться говорить не просто "До свидания", а "До свидания, папа". Когда ему нужно будет попросить о какой-нибудь услуге, он уже может сказать, например, не "дверь", а "Открой дверь".
Учить малыша этому следует практически так же, как вы учили его пользоваться одиночными словами. Напомним основные правила:
1. Принимайте произнесенное ребенком отдельное слово, и в ответ демонстрируйте фразу. 2. Предоставляйте ему возможность повторить фразу за вами. 3. Давайте ему шанс употребить изучаемую фразу самостоятельно.
Те же соображения нужно иметь в виду, уча малыша употреблять фразы из трех слов вместо фраз из двух слов.
Обучение словам и фразам
На занятиях разговорной речью, также как и на других занятиях, ваша роль – помогать малышу, но помогать столько, сколько нужно – не больше.
В этом разделе мы предложим вам некоторые приемы работы с ребенком, осваивающим новые слова и фразы. Интенсивность помощи мы здесь условно будем определять "уровнем". Третий уровень предполагает максимальную помощь, первый – минимальную. Общее правило таково: приемы первого уровня следует использовать в тех случаях, когда малыш уже продемонстрировал вам, что он может произнести отрабатываемое слово или фразу, а приемы 2 и 3 уровней – когда слово или фраза для него еще совсем новые.
Уровень 1
1. Задавайте вопросы.
Вопросы должны формулироваться так, чтобы из них было ясно, что задающий их человек ждет ответа, однако заранее не говорит, каким он должен быть. Старайтесь избегать вопросов, требующих ответа "да" или "нет". Лучше всего, если ваши вопросы будут начинаться с вопросительного слова, например:
"Что это?" "Что ты делаешь?" "Что случилось?" "Где...?"
Не забывайте варьировать вопросы. Мы встречали детей, которые думали, что разговор предполагает только ответы на вопрос: "Что это?".
2. Вводите в разговор с ребенком неоконченные предложения.
Недоговаривая последнее слово фразы, вы даете ребенку понять, что чего-то от него ждете. Не только ваши слова, но и ваше поведение должны побудить его заговорить. Вот несколько примеров:
"Это...(мяч)" " У тебя...(машинка)" "Машина идет...(туда)" "У меня маленькая машинка, а у тебя...(большая машинка)". "Где кукла? Она...(в ванне)".
3. Используйте распространенные повествовательные предложения.
Такие предложения, с одной стороны могут включать в себя слово или фразу, являющуюся объектом работы, а с другой стороны, эти слова или фразы окружены другими словами, так что демонстрируются не настолько прямо, чтобы ребенок мог скопировать их. Например,
"Машина поднимается вверх" (Задача – "вверх"). "Кукла хочет еще сока" (Задача – "еще"). "Я вижу красный мяч вон там" (Задача – "красный мяч"). "Мишка ест пирог, и кролик ест пирог" (Задача – действующее лицо + действие + объект).
Уровень 2 4. Шевеля губами, проговаривайте слово про себя, или произносите первый звук этого слова.
Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок, пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на вас, ища помощи. Если малыш не отвечает на ваш вопрос или не заканчивает незаконченное предложение, то вы можете указанным образом попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, задайте ваш первый вопрос и дайте ему шанс употребить нужное слово или фразу без вашей помощи. Например,
"Что это у меня?..."(шевеля губами, "щенок") "Посмотри, вот..." (шевеля губами, "цветок"). "Это маленькая ммм" (Задача – "мышка"). "Что делает кукла?... Кукла..." (Задача – "кукла сидит").
Уровень 3
5. Демонстрируйте слово или фразу.
Просто произнесите слово или фразу так, чтобы малыш мог их скопировать. Если он скопирует правильно, поработайте с вопросами и неоконченными предложениями так, чтобы он мог попробовать произнести нужное слово или фразу самостоятельно. Следует иметь в виду, что некоторым детям требуется время, чтобы "переварить" услышанное прежде, чем скопировать. Поэтому сначала непременно подождите, и лишь потом повторите демонстрацию. Если ваш ребенок только начинает говорить, то не удивляйтесь, если ваша демонстрация будет встречена молчанием или звуками, ничего общего не имеющими с тем, к чему вы стремитесь. Почаще перемежайте ваши показы играми, которые так или иначе должны быть связаны с текущими задачами. Это поможет поддержать интерес малыша и возбудить у него желание произнести нужное слово.
6. Немного помогите физически.
В предыдущей главе мы рассказывали о том, как можно пальцами придать ротику ребенка форму, необходимую для произнесения того или иного звука. То же самое можно проделать и работая над словами, но при условии, что малыш приемлет такого рода помощь. Если он не любит, когда до него дотрагиваются в подобных ситуациях, он не станет произносить то слово, которого вы ждете.
7. Учите ребенка одновременно произносить слово и совершать определенное действие.
Этот прием удобен в тех случаях, когда вы занимаетесь с малышом, который только начинает пользоваться словами. Он может послужить своеобразным мостиком между дословесной и словесной стадиями общения. Подумайте, какое действие прямо ассоциируется с изучаемым словом. Например, можно изобразить слово "чашка", если поднести к губам настоящую или воображаемую чашку. Сначала, когда ваш ребенок, вступив с вами в контакт, употребит только действие (без слова), вам следует достаточно горячо откликнуться на него. Когда это действие уже можно будет считать освоенным, реагируйте на него только в том, случае, если оно сопровождается звуками, для начала – любыми. Затем постарайтесь внушить малышу, что его звуки должны быть похожи на ваши, и постепенно он будет все ближе подходить к новому для него слову.
На всех уровнях
Когда ребенок разговаривает с вами, старайтесь подбодрить его и увлечь беседой естественно, с помощью средств, заложенных в самом содержании разговора. Он должен знать, что вы его поняли, и вам интересно то, что он говорит. Малышу нужно понять, что то, что он скажет, принесет ему нечто положительное – в материальном или эмоциональном смысле. Такого рода поощрение можно использовать и для развития разговорных навыков. В последнем случае ребенку следует не навязчиво показать чуть более определенный или чуть более сложный способ, с помощью которого он может выразить свою мысль. Пример:
Элисон: Киска. Папа: Да, это белая киска! Элисон: Мяу. Папа: "Мяу" – говорит киска. Мяу. Элисон: Киска! Папа: Хорошенькая киска. Что она делает? Элисон: Молоко. Папа: Киска хочет молока, правда? Элисон: Хочет молока. Папа: Отлично, давай достанем молоко для киски.
Несколько примеров
А теперь рассмотрим несколько конкретных примеров речевых занятий. Эти примеры мы взяли из историй развития троих детей, находящихся в речевом отношении на совершенно разных уровнях. Белинда только начинает использовать в общении слова. Дэвид учится складывать фразы из двух слов. Карли делает успехи в освоении фраз из трех слов и учится употреблять в разговоре правильные грамматические формы. Всех этих детишек учат шире пользоваться языком и в то же время выражать больше мыслей и понятий.
Белинда Родители Белинды взяли образец ее речи и обнаружили, что помимо слов "мама" и "папа", она умеет пользоваться словом "нет" и еще восьмью именами существительными. Родители решили научить ее еще трем существительным: "сок", "машина" и "музыка" (девочка любит слушать кассетный магнитофон) и одному слову, обозначающему действие – "прыгать".
Из проверочных листов, оценивающих умение пользоваться довербальными навыками и отдельными словами, они поняли, что Белинда, желая попросить что-то, все еще использует жест и многозначное слово "то". Поэтому к своим задачам они добавили еще одну: научить ребенка пользоваться уже знакомыми словами для того, чтобы просить нужные ему вещи. Вот несколько фрагментов уроков с Белиндой.
Задача: "сок". Обстановка: Полдник. Достижения на настоящий момент: Белинда на нескольких предыдущих занятиях копировала это слово.
Мама: Пора пить сок. Чего тебе хочется? Белинда: То (показывает на холодильник). Мама: А что у нас в холодильнике? Белинда: Молозено (мороженое). Мама Да, там есть мороженое и... (указывает (смеясь) на пакетик сока) Белинда: (ничего не говорит) Мама: Посмотри, это сок. Я наливаю сок. Хочешь? Белинда: То. Мама: Да, тебе хочется сока. Посмотри на меня! (устанавливает зрительный контакт) Сок. Белинда: Ток. Мама: Держи свой сок. Вкусный ананасный сок!
В приведенном примере можно увидеть, как одновременно отрабатывается слово ("сок") и способ, позволяющий с его помощью обратиться к окружающим с просьбой. Отметим, что мама Белинды дает возможность дочке добиться поставленной цели, не прибегая к прямой помощи (прежде, чем продемонстрировать слово, она, пользуясь ситуацией, задает вопросы и произносит неоконченные фразы). Из опыта предыдущих занятий она знает, что Белинда в состоянии произнести это слово.
На следующем уроке мама впервые приступает к новой задаче – слову "прыгать".
Задача: "прыгать". Обстановка: Игровая комната. Вокруг много кукол и мягких игрушек. Достижения на настоящий момент: это новая для Белинды задача.
Мама: Посмотри, что мишка может делать. Прыг. Прыг. Прыг. (водит мишку по ковру). Белинда: Мишка. Мама: Молодец мишка! Посмотри, как он прыгает. Белинда: (не отвечает). Мама: Ну-ка, а у тебя мишка будет прыгать? Белинда: (поднимает и опускаем мишку) Мама: О, Миша, как ты хорошо прыгаешь! Прыг. Прыг. (пауза, мама ждет реакции) Белинда: (отбрасывает мишку в сторону). Кукла. Мама: (в восторге от того, что Белинда, обратившись с просьбой, воспользовалась словом) Держи куклу! А кукла умеет прыгать? Белинда: (показывает, как кукла прыгает) Пыгпыгпыг. Мама: Ай да умница! И-ии-прыг!
Здесь мама Белинды демонстрирует слово с самого начала. Она следит за тем, чтобы Белинда активно участвовала в игре и следовала за ней. Когда Белинда сможет получше воспроизвести произнесенное мамой слово "прыгает", мама предоставит ей возможность более самостоятельно прийти к нему – так, как при отработке слова "сок".
Дэвид
Образец речи Дэвида показал, что он освоил примерно 50 отдельных слов, отражающих широкий спектр понятий. Дэвид в своей речи начал использовать слово "нет" и изредка "не хочу".
Его родители решили учить его, во-первых, говорить "НЕ ХОЧУ", чтобы он мог отказываться от самых разных нежеланных предметов и услуг и, во-вторых, пользоваться фразами, содержащими действие и объект. Поскольку он любит играть с маленькими машинками, грузовиками и поездами, они для начала остановились на фразе "везти машинку" с тем, чтобы позже перейти к другим фразам типа "везти +". Ниже мы приводим некоторые фрагменты уроков с Дэвидом.
Задача: "Везти машинку". Обстановка: Песочница. Достижения на настоящий момент: это новая для Дэвида задача.
Папа: Я строю дорогу. Дэвид: Дорога. Папа: Это будет замечательная дорога. А вот моя машина. Я везу машину. Дэвид: Тррр, тррр, тррррр. Папа: Тррр – говорит машина. Смотри, я везу машину. Дэвид: Машина. Папа: Да. А ты можешь повезти свою машину. Вези. Вези машину. Дэвид: Вези. Тррррррррр. Папа: Тррррррр. Везу машину. Дэвид: Везу. Папа: Посмотри на меня, Дэви. Везу машину. Дэвид: Везу машину. Папа: Везу машину вверх, на гору.
На этом уроке папа Дэвида много раз демонстрирует фразу, потому что она для Дэвида новая. В приводимом ниже отрывке (работа над конструкцией "Не + хочу") родители уже используют меньше прямых указаний, поскольку мальчик с этой конструкцией знаком.
Задача: Отказ от предметов или услуг с помощью фразы: "Не хочу". Обстановка: Обеденное время. Достижения на настоящий момент: На предыдущем уроке Дэвид несколько раз сумел образовать фразу "Не хочу".
Мама: Что ты хочешь, Дэвид? Сосиску? Дэвид: Мммм. Сосиску! Мама: Ты ведь любишь сосиски, правда? (обращается к другим членам семьи). Папа: Хочешь горошек, Дэйв? Дэвид: Нет. Папа: Понимаю, не хочу. Ты мне сказал: не... Дэвид: Хочу. Папа: Дэвиду не нужно горошка. А тебе, Пол? Мама: Вот подливка. Хочешь подливки, Дэвид? Дэвид: Нет. Соус. Мама: Хорошо. скажи мне "Не..." Дэвид: Не хочу. Соус. Мама: Вот тебе томатный соус!
Карли
Карли умеет пользоваться довольно большим количеством отдельных слов, фраз из 2 слов и несколькими фразами из трех слов. Проанализировав проверочный лист, ее мама решила, что, во первых, Карли не хватает фраз из трех слов, которыми можно было бы определять местоположение, и, во вторых, ей пора учиться правильно употреблять личные местоимения "он", "она" и "они".
Кроме того, мама Карли хочет, чтобы девочка научилась делиться информацией во время совместных игр, используя при этом фразы из трех слов, а главное – научилась проявлять инициативу в разговоре, сопровождающем игру. Вот фрагмент урока, проведенного с Карли.
Задача: Фразы из 3 слов, указывающие на местоположение. Местоимения "он". "она" и "они". Умение завязывать разговор. Обстановка: Кукольный домик и кукольная семья. Достижения на настоящий момент: Раньше Карли уже употребляла в своей речи пару фраз из 3 слов, обозначавших местоположение.
Мама: Вот эта кукла – папа. Он сидит здесь. Карли: Нет, мама сидит. Мама: Да? А где она сидит? Карли: Здесь. Мама: Пусть так, она сидит здесь, а он сидит там. (ждет, давая Карли возможность самой начать разговор). Карли: Я хочу малыша. Мама: А где он? Карли: Он вон там. Мама: А, вижу, он в ящике. Куда мы его посадим? Карли: Малыш устал. Мама: Положи его в кроватку. Вон туда. Где он сейчас? Карли: Кроватка. Мама: Он в... Карли: Он в кроватке. Мама: Спи сладко, малыш. Спи в кроватке. (опять делает паузу) Карли: Малыш плачет. Мама: Он хочет к маме. Где мама? Карли: Мама вон там. Мама: Где? Карли: Она на стуле. Мама: Вот она! Скажи малышу, где мама. Карли: Мама на стуле, малыш. Мама: Она на стуле. Ну как малыш? Карли: Хорошо. Мама: Ему сейчас хорошо. Вот и славно.
Маме Карли удалось на одном занятии проработать все задачи. Она очень ясно сознавала, чему Карли нужно научиться, поэтому могла и следовать за девочкой, и использовать новые повороты в игре для того, чтобы выделить те типы фраз и грамматических особенностей, которые входят в задачу данного урока. Для того, чтобы помочь Карли составить новые фразы, определяющие местоположение, освоить личные местоимения, мама использовала комбинированный подход, включив в разговор и вопросы, и неоконченные фразы, и демонстрацию. Не менее важно и то, что она время от времени делала паузы и ждала, чтобы дать шанс Карли проявить инициативу.
Продвижение вперед
По мере того, как малыш осваивает новые слова, фразы, грамматические особенности, учится пользоваться должным образом своими навыками, все его достижения следует фиксировать в проверочных листах. Прежде чем решить, что та или иная цель достигнута, найдите возможность убедиться, что ребенок научился не только копировать ваше поведение, но и использовать приобретенный навык совершенно самостоятельно.
Делая очередную запись в проверочном листе, ставьте дату. Это поможет вам следить за ходом развития речи вашего малыша. Когда одну задачу вы сочтете решенной, переходите к следующей. Выбрать ее вам помогут заполненные на данный момент проверочные листы.
Для того, чтобы легче было представить себе новую перспективу в свете последних достижений, мы рекомендуем вам каждые 2-3 месяца брать новый образец речи малыша. Когда его речь будет поставлена, он, по всей вероятности, начнет улавливать новые слова и фразы, а также способы их употребления без вашего непосредственного руководства. Регулярные "отборы" образцов речи помогут вам проверить, продолжает ли малыш применять те навыки, которыми он овладел несколько недель или месяцев назад.
Возможно, вам покажется удобным всякий раз после взятия очередного образца речи начинать заполнять свежие проверочные листы. Вы будете чувствовать себя свободнее, если прежде чем в первый раз приступить к заполнению проверочных листов, изготовите их копии в достаточно большом количестве.
Заключение
Сведем воедино и еще раз перечислим основные правила работы с ребенком, начинающим говорить.
· Оценивайте состояние речевого развития малыша с помощью образца его речи и проверочных листов. · Руководствуясь проверочными листами, выбирайте задачи, которые можно поставить перед ребенком с учетом его потребностей и интересов. Решение этих задач должно способствовать расширению возможностей использования речевых навыков в общении, увеличению числа мыслей и понятий, которые малыш способен выразить, и (если он готов) увеличению числа грамматических форм, которые он может употребить. · Занимайтесь с ребенком в естественных условиях и на специально подготовленных уроках. · В беседах с малышом соблюдайте очередность и терпеливо ждите его ответов. · Помогайте ровно столько, сколько ему необходимо, и не более того. · Когда малыш обращается к вам, отвечайте ему словами, стараясь развить разговор и своими репликами показывайте, как он мог бы еще лучше и точнее применить свои навыки. · Отмечайте в проверочных листах все достижения ребенка, чтобы можно было следить за прогрессом и выбирать новые задачи по мере решения старых. · Если ваш ребенок испытывает трудности с произношением, или если, применяя описанные здесь методы, вы не замечаете прогресса, обратитесь к специалисту. · Помогите ребенку научиться радоваться вашим беседам. Здесь лучше всего показать, как вы им радуетесь. Если вы будете хорошо представлять себе, к чему стремиться, если вы будете улавливать даже самые маленькие сдвиги, то ваше общение с ребенком будет радовать вас все больше и больше.
Проверочный лист 3.1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.017 с.) |