Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяется тем, как нам удается их использовать.
Ребенок, даже с очень ограниченным диапазоном звуков и жестов, может использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Каждому малышу, который умеет слушать окружающих и вносить свою маленькую лепту в процесс взаимодействия с ними, можно помочь более эффективно использовать уже приобретенные ими навыки общения.
В довербальный период дети учатся сообщать о своих потребностях тоном или жестами. Они могут качать головой, тянуться к предмету или к человеку, протягивать ему какую-нибудь вещь, указывать, улыбаться, махать ручкой и хлопать в ладоши. Есть и другой способ – имитация реальных действий (например, можно закрыть глаза, чтобы сказать "хочу спать"). Ребенку, который не умеет говорить, чрезвычайно полезно узнать, что он может выразить много самых разных своих потребностей и переживаний посредством звуков и жестов. Помимо этого, развитие подобных навыков в довербальный период закладывает основу для следующей ступени – умения выражать свои потребности словами.
Проверочный лист 2.5. Использование ребенком навыков общения довербального периода. [Расставьте ответы Да или Нет. ]
Умение здороваться Производит ли малыш определенный звук или жест, когда в поле его зрения оказывается знакомый человек?
Умение прощаться Машет ли рукой на прощание?
Способность делиться информацией Когда вы вместе рассматриваете книжку с картинками, указывает ли малыш на заинтересовавшую его картинку (может быть, похлопывает по ней), взглядывая на вас, чтобы вы тоже посмотрели?
Когда на улице к вам приближается большая собака, смотрит ли ребенок на вас вопросительно, как бы желая удостовериться, что вы не дадите его в обиду?
Способность давать предметы другим людям
Протягивает ли ваш малыш кому-нибудь за завтраком кусочек поджаренного хлеба, предлагая откусить кусочек?
Приносит ли он вам игрушки или обрезки и непарные вещи, типа одной перчатки, найденные где-нибудь в доме?
Способность оказывать другим услуги
Расчесывает ли он ваши волосы (или волосы куклы) настоящей или воображаемой расческой?
Приносит ли ребенок вам свое полотенце или как-нибудь иначе заботится о вас, когда вы собираетесь принять ванну?
Способность просить (требовать) нужные ему вещи
Смотрит ли малыш на вас, призывая помочь ему достать игрушку, которая находится вне пределов его досягаемости?
Смотрит ли он на ваш бутерброд, а потом на вас, и издает ли он такой звук, что вы ясно понимаете его желание сказать: "Я хочу!"
Способность просить (требовать), чтобы другой человек оказал ту или иную услугу
Сидит (или стоит) ли ребенок, издавая громкие крики, возле своей лошадки-качалки до тех пор, пока вы не посадите его на нее? Тянет ли малыш вас за ногу или подол, глядя на вас снизу вверх, пока вы не возьмете его на руки?
Отказ от предметов
Отталкивает ли малыш вашу руку, когда вы предлагаете ему нелюбимую или нежеланную пищу?
Качает ли он головой, когда ему предлагают игрушку, которая ему не нужна?
Отказ от услуг Оттолкнет ли ребенок ваши руки, если вы захотите его взять на ручки во время игры, которой он увлечен?
Качает ли ребенок головой, цепляется ли за вас, когда вы пытаетесь уложить его в постель, а он еще не хочет спать?
Несогласие с высказанным при нем суждением
Качает ли малыш головой (или протестует), когда вы неправильно называете знакомый ему предмет?
Протестует ли он против вашего утверждения, что пора идти домой, если ему интересно гулять в парке?
Игра со звуками
"Подпевает" ли малыш, издавая какие-нибудь звуки, песенкам, когда вы смотрите по телевизору детскую музыкальную передачу или слушаете пластинки?
Издает ли ребенок звук, типа "брмм-брмм", когда возит по полу свою игрушечную машинку?
Самостоятельная практика
Замечаете ли вы, что ваш ребенок, лежа в кроватке или играя в одиночестве в своем уголке, практикуется в произнесении звуков? Разговаривает ли он сам с собой, когда долго сидит за рулем своего игрушечного автомобиля?
Проверочный лист 2.5 поможет вам определить, как ваш ребенок использует свои навыки общения в настоящий момент. Желательно, чтобы ваши ответы основывались на внимательном наблюдении за ним в течение нескольких дней. Представленные в таблице вопросы должны служить вам лишь ориентирами; вы можете заменить их, предложив свои ситуации и/или действия ребенка. Следите только за тем, чтобы в ваших вариантах сохранялась суть коммуникативного поведения ребенка, отраженная в проверочном листе. Заметим, что положительный ответ должен даваться лишь при условии, что малыш в каждой из описанных ситуаций осознает присутствие второго лица, то есть, общается с вами.
Как учить ребенка пользоваться навыками общения
В этой области есть два типа задач, которые можно поставить перед собой и перед малышом. Ваш выбор будет зависеть от того, в чем малыш больше нуждается.
1. Можно учить ребенка точнее выражать свои потребности. Может возникнуть, например, такая ситуация: малыш уже умеет с помощью звуков и жестов выражать некоторые свои потребности и намерения, и на вопросы проверочного листа 2.5 вы даете много положительных ответов. Однако, несмотря на это, у ребенка наблюдается тенденция использовать в повседневной жизни очень мало жестов общения. Он может заплакать, если хочет отказаться от нелюбимого предмета или блюда, потянуть к себе нужный предмет и явить окружающим еще 2-3 реакции. В таком случае ваша задача будет заключаться в том, чтобы научить его более правильным и точным жестам, например, качать головой в знак отказа или указывать на нужный предмет. Не забывайте, что все дети проходят через достаточно продолжительный довербальный период, и даже самые умелые рассказчики не менее, чем до двух лет опираются в своем взаимодействии с окружающими, главным образом, на несловестные способы общения. Однако, дети развиваются, и что приемлемо для шестимесячного малыша, становится уже менее приемлемым для ребенка, начинающего ходить. По мере того, как ваш малыш будет осваивать новые звуки, новые способы применения собственных рук, помогайте ему научиться использовать и то, и другое для выражения различных потребностей, о которых до этого он сообщал более простыми звуками и жестами.
Приступая к обучению ребенка более подходящим жестам или звукам, начинайте с приятия его звука или жеста, который он обычно использует в соответствующей ситуации. Одновременно демонстрируйте ему то, чему вы хотите его научить. Немного позже начните делать паузы после демонстрации. Они должны показать ребенку, что вы ждете, даете ему возможность скопировать вас. Увидев, что малыш научился использовать новый навык, старайтесь больше не демонстрировать его, а только ждите, чтобы он применил это умение сам. Такой подход гораздо эффективнее упреков, которые могут вовсе отбить у ребенка охоту общаться.
Не забывайте о том, что никто из нас не может быть одинаково хорошим и активным собеседником все время. Побуждайте ребенка использовать более сложные знаки общения мягко, и терпеливо ждите, когда он вступит в контакт. Игнорируйте или делайте вид, что не понимаете его незрелые или не подходящие к случаю звуки и жесты.
2. Можно учить ребенка новым вариантам использования навыков общения. Обратитесь к тем вопросам проверочного листа, на которые вы ответили "нет". Подумайте, какие из перечисленных способов общения ребенок мог бы освоить, исходя из общего уровня его развития. Затем в качестве первых задач выберите один или два способа.
Ниже дается ряд советов, касающихся обучения ребенка некоторым конкретным приемам применения навыков общения.
Способность требовать
В первую очередь, дети, как правило, демонстрируют знак, который всеми родителями (и не зря!) воспринимается как требование или отказ от чего-то. Задайте себе вопрос: "Выражая свое требование, осознает ли мой ребенок, что мы здесь, и можем прореагировать?".
Для того, чтобы побудить малыша выражать свои требования с такого рода осознанием положения вещей, вам нужно обратить его внимание на то, каким образом вы можете решить его проблемы за него.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.006 с.) |