Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов



 

Поскольку в обсуждаемый период ребенок уже свободно составляет предложения из двух слов и немного понимает, как эти слова согласуются, то как правило, выбирать конкретные слова в качестве задач не приходится. Ваши задачи могут просто определять тип фраз, которые должен освоить ребенок, а что касается примеров, то можно использовать любые фразы, связанные с событиями дня. Ваши задачи могут формулироваться, например, так:

 

Определительные фразы из трех слов;

Фразы из трех слов, указывающие на принадлежность чего-то кому-то;

Если, однако, вы чувствуете, что ребенок испытывает трудности, или вам кажется, что этот подход оставляет слишком много степеней свободы, конкретизируйте, скажем, ключевое слово, то есть, слово, которому вы придаете наибольшее значение. В таком случае ваши задачи будут формулироваться примерно так:

Фразы из трех слов, содержащие просьбу сделать что-то еще раз: "Хочу еще..."

Состоящие из трех слов вопросы, которые начинаются с вопросительного слова: "Куда ушел...?";

На этом уровне процесс освоения новых фраз можно представить следующей диаграммой.

 

Диаграмма, отражающая процесс освоения фраз из трех слов

 

Вопросы, требующие ответа да/нет
Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова
Фразы с указательным словом
Фразы, определяющие принадлежность
Определительные фразы
Фразы отрицания
Просьбы повторить что-то еще раз
Фразы, указывающие на местоположение
Фразы, обозначающие действия

 

Так же, как и в описанных выше случаях, развитие речи "типичного" ребенка происходит в направлении вправо и вверх, начиная с левого нижнего угла.

 

Выбор грамматических задач

 

Учитывая существенное отличие грамматического строя английского языка от русского, здесь целесообразно вкратце рассмотреть этапы речевого развития детей с умственными нарушениями так, как они представлены в отечественной литературе Этих этапов 6.

 

Первый этап "Однословное предложение" характеризуется наличием в речи ребенка только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием возможности объединить эти слова в одном высказывании.

 

Второй этап "Предложения из слов-корней" характеризуется появлением нового качества: умения соединить в одном высказывании два и более слов-корней без каких-либо изменений их грамматической формы, а также полным отсутствием в речи конструкций типа субъект + действие, где действие могло бы быть выражено глаголом третьего лица изъявительного наклонения с окончанием -ет, -ит, -ут, -ют.

 

Третий этап "Первые формы слов или первые случаи словоизменения" примечателен тем, что в аномальной детской речи попадаются конструкции типа именительный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения третьего лица с правильным использовании окончаний -ет, -ит (мама спит). Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2-3 формах "киса – кису", "теп – теба" (хлеб – хлеба), "ток – токи" (цветок – цветочки).

 

Четвертый этап "Усвоение флексийной системы языка" характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. При построении речевого высказывания некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично. При этом в речи детей отсутствуют предложные конструкции, в которых бы предлог и окончание слова одновременно использовались правильно по смыслу. Часто прилагательные оформляются через аморфные, неполногласные окончания "каси" (красный -ая, -ое), "ивони" (зеленая, -ое, -ый).

 

Пятый этап "Усвоение предлогов" характеризуется усложнением предложений в детских высказываниях. Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При употреблении предложных конструкций много случаев правильного одновременного оформления простого предлога и окончания.

 

Шестой этап – "Развернутая фразовая речь с пробелами формирования лексики, грамматического строя и фонетики". Многие из этих пробелов являются не чем иным, как остаточными проявлениями, сохранившимися в речи ребенка от предшествующих периодов его развития.

 

(Из книги Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", М. Просвещение, 1990, в которой используются данные А.Н.Гвоздева "Вопросы изучения детской речи", М. 1961).

 

Не стоит выделять время специально для освоения грамматики. Грамматические задачи, по мере готовности ребенка, нужно просто включать в более общие задачи речевого развития в то время, когда они будут согласовываться друг с другом.

 

Вы убедитесь, что обучение ребенка грамматически правильной речи – это, в сущности, ожидание от него фраз, звучащих все более зрело, – мало-помалу, по мере развития разговорных навыков.

 

Несколько вопросов и ответов на тему "Чему учить"

 

Мой малыш начинает составлять предложения из двух слов, однако в проверочном листе, оценивающем умение пользоваться одиночными словами, у него много пробелов. Должна ли я продолжить работу над задачами первого периода (использование отдельных слов)?

Да. Для того, чтобы уметь составлять много разных фраз, вашему ребенку понадобится много разных одиночных слов. Вы можете работать одновременно над задачами обоих уровней, занимаясь освоением новых фраз и слов, которые малыш уже знает, и в то же время пополнять его словарный запас.

 

Мой ребенок усвоил много "детских словечек". Можно ли их вносить в проверочный лист? И должна ли я теперь учить его тому, какие в действительности слова должны употребляться вместо "детских"?

 

Если малыш употребляет эти слова тогда, когда надо, и вам ясно, что он ими хочет выразить, их следует внести в проверочный лист. Относиться осторожнее следует к болтовне ребенка, не связанной с ситуацией. Дети иногда любят копировать взрослых, совершенно не понимая смысла их слов.

 

Приступая к новому слову, учите малыша той его форме, которая принята у вас дома (собака или собачка, печенье или печеньице, машина или машинка). Если вы сомневаетесь, остановитесь на правильной форме, хотя, разумеется, нет никакого смысла учить ребенка слову "автомобиль", если все вокруг говорят "машина"!

 

Если вам кажется, что нужно научить малыша правильно произносить слова, которые он обычно употребляет в "детской" форме, делайте это деликатно. Не следует говорить, что он произнес неправильное слово, но отвечая, используйте правильную форму. Например, если ребенок скажет "ляля", можно ответить ему: "Да, это кукла".

 

Мне трудно решить, какими должны быть новые слова. Мой ребенок может попросить меня дать то, что ему нужно (главным образом, это еда), но заинтересовать его чем-то новым, будь то слово, обозначающее действия, или слово, обозначающее местоположение, трудно.

 

Прежде всего, вам следует осознать, что расширение интересов ребенка входит в понятие "развитие речи". Время, потраченное вами на освоение новых игровых навыков, не нужно считать отнятым от занятий разговорной речью. Наоборот – это часть процесса. Для того, чтобы научиться говорить, необходимы темы и предметы для разговора.

 

Во-вторых, внимательно присмотритесь к тому, что вашего малыша интересует в данный момент, и подумайте, как можно было бы ввести новые слова, чтобы связать их с предметами его интереса. Например, научите его просить не только любимое кушанье, но и ложку к нему. Научите малыша просить, чтобы его подняли и посадили на высокий стульчик. Если его интерес вызывает пища, ему могут понравиться игры в приготовление разных блюд, а для этих игр потребуются глаголы (например, мешать, резать, катать, лить). Возможно малыша заинтересуют и другие игры, связанные с осязательными ощущениями – игры с тестом, песком и водой. Они также повлекут за собой появление новых слов.

 

Вашему ребенку необходимо понять, что разговорные навыки могут оказаться полезными не только в тех случаях, когда с их помощью можно что-то попросить. На первых порах ему может показаться, что удобнее объясняться с помощью жестов. Здесь вам пригодятся соображения, изложенные в главе 2, и замечания о том, как учить ребенка пользоваться речью, приведенные в данной главе чуть дальше.

 

Слова, которые умеет произносить мой малыш, совершенно не соответствуют картине, данной в проверочных листах и диаграмме. Как же мне выбирать задачи?

 

Вам придется искать компромисс между развитием навыков, которые ребенок уже приобрел, и заполнением пробелов. Используйте проверочные листы и диаграммы как справочный материал. Они подскажут вам в каком порядке осваивать новые навыки. Лишь очень немногие дети точно следуют представленной модели. Она дается нами как ориентир. Если интересы вашего малыша уводят его в сторону – что ж, и прекрасно!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.104.87 (0.013 с.)