Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мысли и суждения, которые может выразить ваш малыш

Поиск

 

В этой области речевого развития наши общие задачи таковы:

 

· расширить диапазон различных типов понятий и суждений, которые ребенок способен выразить;

· увеличить количество слов и фраз, которые ребенок может произнести;

· развивать разговорные навыки малыша от довербальных до использования одиночных слов, от использования одиночных слов до использования фраз из двух слов, далее фраз из трех и более слов.

 

В зависимости от уровня речевого развития подход к выбору конкретных задач несколько меняется, поэтому о задачах каждого уровня развития мы поговорим отдельно.

 

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами

 

На этом этапе вам следует выбрать 4-5 слов, которым вам бы хотелось обучить малыша. Когда он освоит эти слова, вы введете новые. Однако какими же должны быть эти слова?

 

Сначала решите, каким частям речи следует учить ребенка. Еще раз обратитесь к тем категориям слов, которые указаны в проверочном листе 3.3. Естественно, вам хочется, чтобы малыш научился пользоваться словами разных типов. И все же, с чего начать?

 

В проверочных листах отражен примерный порядок введения новых категорий слов, но мы не рекомендуем вам пытаться полностью охватить какую-то одну категорию, и только потом переходить к следующей. Представить себе, каким должен быть процесс освоения слов разных категорий, вам поможет приведенная ниже ступенчатая диаграмма.

 

Диаграмма, отражающая процесс освоения ребенком одиночных слов [В отечественной литературе отмечается такая последовательность усвоения детьми слов разных типов: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова (предлоги – позже всех). Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", М. Просвещение, 1990. Прим. переводчика].

 

Слова, обозначающие просьбу повторить
Слова, определяющие местоположение
Слова, обозначающие действия
Слова отрицания
Наименования предметов, имена людей

 

Обычно началу процесса освоения слов соответствует нижний левый угол лесенки. Малыш осваивает несколько существительных и первое слово отрицания "нет". Затем, продолжая узнавать новые существительные и отрицания, он начинает осваивать слова, обозначающие действия. Чуть позже – некоторые слова, обозначающие местоположение, совершенствуясь при этом в использовании слов трех первых категорий. На последнем этапе вводятся слова, которые используются в просьбе повторить что-то еще раз. Проходит некоторое время, и малыш оказывается на последней ступеньке. Это значит, что он освоил самые разные слова всех пяти категорий.

 

В действительности, лишь очень немногие дети точно следуют этой модели. Пусть вас не озадачивает возможность полного несоответствия процесса освоения слов вашим малышом приведенной выше диаграмме. Эта диаграмма, тем не менее, может послужить хорошим подспорьем при выборе новых задач. Если ваш ребенок уже научился пользоваться определенным количеством слов, постарайтесь не только развивать его навыки, двигаясь вверх по диаграмме, но подумайте также о том, как заполнить обнаруженные пробелы. Если малыш только-только начинает говорить, отправляйтесь в путь с левого нижнего угла – с нескольких наименований предметов и слова "нет", а затем постепенно вводите больше слов других категорий, одновременно увеличивая число слов, относящихся к категориям, с которыми он уже поработал.

 

Когда вы решите, какими частями речи заниматься, вам останется выбрать конкретные слова. Здесь необходимо учитывать, какие слова малыш понимает, какие слова ему нужны и какие он хочет произносить, то есть, это должны быть слова, имеющие отношение к предметам, которые он любит, к действиям, которые ему нравятся и которые, в конце концов, могут стать частью его повседневной жизни. Особенно на первых этапах старайтесь выбирать такие существительные и глаголы, которые малыш может прочувствовать самым непосредственным образом. Это должны быть наименования предметов, которые находятся рядом, так чтобы малыш мог их потрогать. Если это действия, то они должны быть такими, которые он может произвести сам, а не такими, которые нужно ему показывать и т.д. Ориентируйтесь на интересы ребенка, и вы не ошибетесь!

 

Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов

 

На этом уровне процесс освоения предложений может быть представлен в виде следующей диаграммы.

 

Диаграмма, отражающая процесс освоения фраз из двух слов

 

Фразы, указывающие на принадлежность чего-то кому-то
Определительные фразы
Фразы с указательным словом
Фразы, указывающие на местоположение
Просьбы повторить что-то еще раз
Фразы отрицания
Фразы, включающие в себя действие и объект
Фразы, включающие в себя субъект и действие

 

Также как и в предыдущем случае наш гипотетический "типичный" ребенок начинает учиться условно с левого нижнего угла. Сначала он объединяет в одну фразу простые слова – действующее лицо и действие (например, "Мама сидит") или действие и объект (например, "Посади куклу"). Примерно в то же время он начинает пользоваться фразами отрицания ("Не хочу") и фразами, обозначающими просьбу сделать что-нибудь еще раз ("Еще пирога"). Немного позже малыш овладевает фразами, указывающими на местоположение (Китти на ручки) и одновременно учится составлять больше комбинаций, относящихся к первым трем категориям. Таким образом, он продвигается по диаграмме вверх и вправо, пока не освоит все указанные типы фраз и не дойдет до третьего уровня – использования фраз из трех слов.

 

Приведенная выше диаграмма вместе с проверочным листом 3.4 поможет вам решить, с чего начать.

 

Когда малыш только начинает складывать два слова или приступает к новому типу фраз, бывает полезно определить точно, каким именно фразам его следует учить. Выберите слова, которыми, как одиночными, он владеет свободно, и составьте из них фразы, описывающие любимые малышом ситуации, например, можно начать с фраз, типа субъект + действие: "Кукла идет" и фразы отрицания: "Не хочу".

 

Когда ребенок научится оперировать этими фразами, предложите ему другие примеры с теми же ключевыми словами, например,

 

Субъект + действие

 

Кукла идет

Мишка идет

Мама идет

Собачка идет

Питер идет

 

Затем попробуйте внести разнообразие в эти фразы, например:

 

Субъект + действие Отрицание
Кукла спит Больше нет
Мишка спит Мишки нет
Мама умывается Мамы нет
Питер ест Больше нет

 

Количество и разнообразие фраз типа субъект + действие можно постепенно увеличивать и одновременно вводить фразы другого типа, например, действие + объект.

 

После того, как малыш научится использовать некоторое количество фраз из двух слов, принадлежащих к одной категории, конкретизировать задачи внутри этой категории уже необязательно. Можно просто определить для себя категорию и работать с примерами, которые придут в голову. Если, например, вы уже работали над определительными фразами, можно использовать обыкновенные бытовые ситуации, чтобы поговорить, например, о больших ложках, маленьких ложках, красных носках, милых цветочках, быстром беге и т.п.

 

Итак, еще раз определим процедуру выбора задач:

 

Если малыш только учится складывать слова в предложения или начинает в своей речи пользоваться новой категорией фраз, определите точно как слова, так и фразы, которым он должен научиться.

 

Когда он поймет, как составляются фразы данного типа, выберите только ключевое слово и представьте ему много разных фраз с этим словом.

 

Когда малыш овладеет умением составлять фразы из двух слов, вы можете выбрать для работы определенную категорию или тип фраз, например, фразы с просьбой что-то повторить или определительные фразы и работать уже с любыми примерами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.009 с.)