Как оценить уровень речевого развития ребенка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как оценить уровень речевого развития ребенка



 

В речевой сфере, так же как и в других, прежде чем приступить к занятиям, необходимо представить себе точную картину того, что ваш ребенок умеет делать в настоящий момент.

 

Даже в том случае, если в словаре малыша всего несколько слов, которые он повторяет снова и снова, есть смысл внимательно присмотреться к тому, как он пользуется этими словами и какого рода суждения высказывает с их помощью.

 

Если ваш ребенок только начинает говорить и/или в основном пока общается с помощью звуков и жестов, то оценивая его первые шаги, продолжайте пользоваться методикой, описанной в главе 2.

 

Образец речи

 

Самую важную роль в процедуре оценки программа T.E.L.L отводит образцу речи. Для получения образца нужно просто записывать все, что малыш говорит! Из этого образца вы не только узнаете, какие слова он умеет произносить, но и поймете, что за ними стоит, то есть, побуждения малыша, его намерения и т.п. Не менее важно и то, что образец речи дает возможность взглянуть на разговорные навыки ребенка изнутри – оценить его способность соблюдать очередность, слушать, реагировать или предлагать новую тему для разговора.

 

Поясним, как нужно "брать" образец речи.

 

1. Наметьте день, когда вы будете записывать все высказывания малыша.

 

2. Займитесь обычными делами, стараясь, чтобы почаще возникали приятные для ребенка ситуации – такие, которые, по вашим наблюдениям, он был бы непрочь обсудить.

 

3. Всюду носите с собой записную книжку и карандаш.

 

4. Каждую страницу записной книжки разбейте на три колонки. В правой колонке записывайте высказывания малыша, в левой – свои слова, произнесенные непосредственно перед тем, как заговорил он. В средней колонке указывайте, в какой ситуации это произошло.

 

5. Если слова ребенка – точное воспроизведение ваших слов, сделайте соответствующую пометку, например, "И" – имитация.

 

6. Если малыш в своей речи использует еще очень мало слов, фиксируйте производимые им звуки и жесты общения. Например, если он, желая получить ту или иную вещь, укажет на нее или покачает головой в знак отказа, эти жесты следует записать.

 

7. Всячески подбадривайте ребенка и побуждайте его говорить, однако старайтесь не давать слишком много указаний. Ваша цель – увидеть его естественные реакции в самых обычных условиях. Поэтому разговаривайте с малышом так, как всегда.

 

8. Вы увидите, что записывать разговор ребенка с другими людьми легче, чем разговор с вами. Используйте присутствие третьего лица, во-первых, для того, чтобы самим понаблюдать и записать все, что нужно, и во-вторых, чтобы попросить его немного позаписывать.

 

9. Планируйте свое время так, чтобы иметь возможность вечером того же дня, пока события еще свежи в вашей памяти, проанализировать образец речи ребенка. Стремясь быстро все записать, вы наверняка будете сокращать слова, ставить какие-нибудь лишние значки. Немедленный анализ уменьшит вероятность неразберихи!

 

Пример образца речи мы приведем ниже. Разумеется, если хотите, вы можете использовать больше аббревиатур, чем в нашем примере.

 

Когда ваш образец будет готов, вы сможете с его помощью ответить на 3 важных вопроса:

 

1. Почему мой ребенок говорит?

2. О чем он говорит?

3. Какие грамматические формы он использует?

 

Почему мой ребенок говорит?

 

Прежде чем приступить к рассмотрению слов и/или фраз малыша, попробуем понять, с какой целью он применил тот или иной разговорный навык.

 

Говоря, мы обычно используем слова для того, чтобы передать другим людям какую-нибудь информацию, для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предложить ту или иную вещь, то есть, предпринять определенные практические или социальные шаги.

 

Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими – практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.

 

Умение участвовать в разговоре

 

К умению пользоваться освоенными словами примыкает умение участвовать в разговоре.

 

В главе 2 мы говорили о соблюдении очередности, как об основе умения участвовать в разговоре. Малыш, научившийся говорить, должен также научиться произносить слова по очереди с другими участниками разговора. Он должен уметь завязывать разговор и поддерживать его или отвечать на слова собеседника.

 

Как проанализировать умение ребенка пользоваться разговорными навыками

 

Для того, чтобы понять, насколько хорошо ваш малыш умеет пользоваться разговорными навыками, обратитесь к образцу его речи и к проверочному листу 3.1. "Умение пользоваться отдельными словами" и/или к проверочному листу 3.2 " Умение пользоваться предложениями" (проверочные листы даны в конце главы). Если ребенок все еще пользуется многими навыками довербального периода, вы можете также обратиться к проверочному листу 2.5 "Использование ребенком навыков общения довербального периода".

 

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждый жест, слово или фразу по-отдельности. Теперь нам будет удобнее пользоваться понятием высказывание, которое может включать в себя и жест, и звук, и слово, и фразу.

 

Определите, какой проверочный лист подходит к каждому конкретному высказыванию. Жесты и звуки следует записывать в проверочный лист 2.5, высказывания, содержащие одно слово, – в проверочный лист 3.1, фразы – в проверочный лист 3.2.

 

Откройте соответствующий проверочный лист и подумайте, к какой категории принадлежит то высказывание, которое вы в данный момент анализируете. Приведенные в каждой графе вопросы и примеры помогут вам правильно определить категорию.

 

Найдя нужную категорию, поставьте "галочку" в колонке "да" (проверочный лист 2.5) или в первой из трех колонок проверочных листов 3.1 и 3.2.

 

Если вы рассматриваете высказывания, содержащие слова и фразы, подумайте, для чего малыш использовал то или иное высказывание – для того, чтобы завязать разговор или для того, чтобы поддержать его. Если малыш начал разговор этим высказыванием или с его помощью сменил тему, значит он завязал разговор, а если это был ответ на обращенные к нему слова, значит поддержал его. Решив этот вопрос, поставьте "галочку" в соответствующей колонке. В боксе 3.2 приведены примеры, которые могут вам помочь с этим разобраться.

 

Проработав подобным образом все высказывания из образца речи, вы сможете с помощью проверочных листов выбрать для ребенка задачи. Дальше в этой главе мы покажем, как это сделать.

 

О чем говорит малыш?

 

Второй важный вопрос, на который вам поможет ответить образец речи, касается содержания высказываний. Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок умел произносить много слов, но, в действительности, не менее важно, чтобы он научился использовать слова, относящиеся к разным частям речи. Вот два примера словарных запасов:

 

Словарь Билла машина велосипед чашка телевизор мяч сок ложка Нана яблоко ключи нет бутылочка леденец хлеб мишка здравствуй щенок малыш яйцо до свидания корова книжка птичка печенье Словарь Бена яблоко мяч есть банан сок телевизор кубик умываться Дэви нет спать но-о (лошадке) кукла обед здравствуй спать книжка до свидания наверху машина прыгать ушел ложка мишка

 

В количественном отношении словари Билла и Бена одинаковы, однако у Бена больше слов, относящихся к разным частям речи. Билл может сказать: "Здравствуй", "До свидания", "нет", но остальные его слова – только существительные. Бен же в состоянии сказать, что делают те или иные одушевленные предметы (прыгают, едят, умываются, спят). Он начинает говорить, где они находятся (наверху) и что с ними произошло (ушел), то есть, может употребить совершенную форму глагола. Если, осваивая новые слова, Билл и Бен будут продолжать в том же духе, то когда дело дойдет до объединения слов в предложения, Бен явно окажется в лучшем положении. Для составления комбинаций из двух слов словарь Бена дает гораздо больше возможностей, чем словарь Билла.

 

Конечно, Билл заявил о себе очень хорошо, и его родители имеют все основания радоваться каждому его слову. Они вполне могут помогать ему и дальше, но теперь мальчика необходимо учить произносить не только существительные, но и слова, относящиеся к другим частям речи.

Детям, которые уже научились пользоваться фразами, важно уметь высказывать суждения разных типов. Вот еще два списка для сравнения.

 

Список 1 Список 2
кукла сидит мишка идет мама спит везу машину Ренни ест ест сосиску машина едет кукла падает мишка везет мыть маму мишка сидит ест банан горячая сосиска папа ушел не хочу еще прыгать кукла там штаны мокрые эта книга мамин ботинок

 

Вы видите, что в списке 2 представлены более разнообразные высказывания, чем в списке 1, где встречаются только пары существительное-глагол. Мы не хотим здесь сказать, что один тип фраз лучше всех остальных. Просто для того, чтобы малыш мог рассказать обо всех, самых разных событиях, которые случаются в его жизни, ему необходимо научиться оперировать всеми типами фраз.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.022 с.)