Вставка 3.1. Образец речи Питера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вставка 3.1. Образец речи Питера



 

Что сказала мама Контекст Что сказал Питер
Просыпайся-просыпайся Кроватка Встать
Вставай утро   Кукла встать
Хочешь куколку?   Встать
Пора переодеться Меняю штанишки Нет, нет
Лежи спокойно   Нет
О, посмотри, что сделал папа! Кухня Тост
Ммм, вкусный тост П. предлагает тосты ням-ням
Чего тебе еще хочется? М. предлагает сок Ток (сок)
Хочешь еще сока? Пит. отталкивает сок Встать
Уже покушал?   Встать
Обуем ботиночки Время одевания Ботинки
Хорошенькие коричневые ботиночки   Ботинки
Папа уходит У двери. П.выходит До свидания
Папа ушел Это говорится по дороге из прихожей До свидания
...Энди до автобуса М. достает ключи Машина
  Всю дорогу в машине Брм-брм
Э. говорит: "До свидания, Питер" На автобусной остановке До свидания
Подожди минутку, Питер Мама у телефона На ручки
Что делает мишка? М. поднимает и опускает мишку Прыг
Посмотри, мишка хочет кушать М. кормит мишку Нет
  Питер поднимает и опускает мишку Прыг мишка
Куда ушел мишка? Прячет мишку под стул Стул
Где мишка? Где он сейчас? Мишка на пианино На ручки

 

Как анализировать высказывания малыша

 

Для анализа типов слов или фраз, которые ребенок научился произносить, вам понадобится образец речи и проверочный лист 3.3 "Умение употреблять отдельные слова, относящиеся к разным частям речи" и/или проверочный лист 3.4 "Умение составлять предложения из двух слов, относящихся к разным частям речи" и/или проверочный лист 3.5 "Умение составлять предложения из трех (или более) слов, относящихся к разным частям речи".

 

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждое высказывание (слово или фразу) отдельно. Слова или предложения, непосредственно имитирующие ваши высказывания, не следует включать в анализ.

 

Для каждого высказывания подбирайте соответствующий проверочный лист. Обычно бывает достаточно посмотреть на число слов. Если фраза, произнесенная ребенком, состоит более, чем из 3 слов, включите ее в проверочный лист 3.4. Заметим, что иногда дети используют сочетания из двух слов, которые, в действительности, эквивалентны по смыслу одному слову, например, на ручки, ванька-встанька, никого нет. Это обычно сочетания, которые используются как единые конструкции, и их следует помещать в тот проверочный лист, в который заносятся отдельные слова.

 

А сейчас обратимся к проверочным листам. Определите, к какой категории относится то или иное высказывание, ориентируясь на вопросы и примеры, приведенные в левой колонке листа. Старайтесь больше внимания уделять тому, как ребенок использует то или иное высказывание, чем собственно словам. Если, например, малыш говорит: "Мама носок", это может означать и "Мамин носок", и "Мама, надень на меня мой носок". Охарактеризованная в образце речи ситуация, в которой произнесены эти слова, покажет, что ребенок имел в виду.

 

Бывают случаи, когда произнесенную фразу можно отнести не к одной категории, а к двум. Например, фраза "Мамина книга здесь" может быть отнесена как к категории использования родительного падежа, так и к категории использования слов, обозначающих местоположение. В подобных случаях фразу записывают дважды.

 

Если в образце речи попадается несколько фраз из двух или трех слов, то все они записываются только в том случае, если содержат отличные друг от друга ключевые слова. Например, если в образце речи вашего ребенка есть фразы:

 

еще сока

еще яблоко

еще банан,

 

достаточно записать только один пример. Точно так же, если он сказал:

 

Полли ест

мишка ест

мама ест,

 

то в проверочный лист нужно внести только одну подобную фразу. Напомним, что цель описываемой процедуры – убедиться в том, что ребенок научился употреблять разные фразы каждого типа и использует в них много разных слов. После того, как вы проработаете таким образом все высказывания из образца речи, запишите в каждой графе проверочного листа соответствующее число слов или фраз, произнесенных ребенком, и сравните это число с указанным в правой колонке минимально необходимыми числом, на которое следует ориентироваться. Результат этого сравнения и ваши заметки в каждой графе помогут решить, с чего нужно начать занятия. Ниже в этой главе мы поговорим о том, как ставить задачи.

 

Вставка 3.2. Умение завязывать и поддерживать разговор

 

Примеры того, как ребенок завязывает разговор.

 

Сэм приближается к маме, занимающейся стиркой, дергает ее за юбку и говорит "Пить!"

 

Паула рассматривает с папой книжку. Она показывает на картинку и говорит: "Яблоко".

 

Джо играет с дедушкой.

Дедушка: Посмотри, Джо, как быстро едет моя машинка.

Джо (включаясь): Тррр.

Дедушка: Моя машинка едет под мостом.

Джо (в ответ): Машинка там.

Дедушка: А теперь она едет по мосту.

Джо (меняет тему): Хочу гулять

 

Примеры того, как ребенок поддерживает разговор.

 

Кейт и папа на кухне.

Папа: Чего тебе хочется, Кейт?

Кейт: Хочу сока!

 

Джордж и его брат качаются на качелях.

Брат: Слезай, сейчас моя очередь!

Джордж: Нет!

 

Бабушка, навестив Ли, собирается домой.

Бабушка: До свидания, Ли. Увидимся в воскресенье.

Ли: До свидания.

 

Какими грамматическими формами должен уметь пользоваться ребенок?

 

Грамматически правильное оформление предложений не столь принципиально для полноценного общения, как все то, о чем мы только что подробно говорили. Однако это важно, если ваш ребенок может и хочет говорить как все. Кроме того, следует иметь в виду, что грамматические формы прекрасно помогают уточнять смысл.

 

Используя образец речи, отметьте все правильные окончания слов, вспомогательные слова и обороты, которые употребил ваш малыш.

 

Как выбирать задачи

 

После того, как вы проанализируете образец речи ребенка с помощью проверочных листов, можно приступать к выбору конкретных задач, совокупность которых должна составить программу речевого развития.

 

В области разговорной речи могут существовать, по меньшей мере, два типа задач – задачи, связанные с умением пользоваться языком, и задачи, связанные с умением выражать разные понятия и разные типы суждений. Возможно, вы сочтете нужным поставить перед малышом и некоторые грамматические задачи. Как мы покажем дальше, всеми этими направлениями развития вы сможете заниматься одновременно, а со временем занятия станут просто частью повседневной деятельности.

 

Умение пользоваться языком

 

Работая над этим умением, нужно иметь в виду следующие общие соображения:

 

· Необходимо расширять возможности использования ребенком его разговорных навыков;

· У вас должна быть уверенность в том, что малыш владеет умением участвовать в разговоре, то есть, может и завязать, и поддержать беседу;

· Следует стремиться к тому, чтобы для удовлетворения всех своих потребностей ребенок использовал высший уровень выражения, на который он только способен – будь это отдельные слова или фразы из двух, трех и более слов.

 

А теперь – несколько указаний, которые помогут вам выбрать задачи, определяющие умение пользоваться языком:

 

1. Сначала внимательно проглядите записи в первой колонке каждого проверочного листа. Заметьте, как распределяются ваши "галочки". В идеале, в каждой графе должно быть по несколько "галочек", однако, если мы говорим о детях, имеющих какие-либо аномалии или задержки в речевом развитии, то мало у кого из них эта картина будет столь однородна.

 

2. Если ваш малыш пользуется, в основном, отдельными словами, сфокусируйте свое внимание на проверочном листе, в котором оценивается именно это умение. Если же он чаще употребляет фразы, соответственно, сосредоточьтесь на других листах.

 

3. Выбирая задачи, останавливайтесь на незаполненных или почти незаполненных графах.

 

4. Каждый раз выбирайте одну или две задачи. Многие родители считают, что раз они осознали, что представляет собой данный аспект речевого развития, то они с самого начала, побуждая малыша к общению, будут инстинктивно стараться, чтобы он использовал все возможные способы. Это, конечно, прекрасно, но все же для особо целенаправленной работы выберите одну или две задачи. Это позволит вам лучше отслеживать достижения ребенка, и, кроме того, если все ваши ожидания или требования будут слишком быстро и одновременно расти, малыш просто растеряется.

 

5. Проверьте, согласуются ли ваши задачи, определяющие умение пользоваться языком, с задачами, определяющими умение выражать разного рода понятия и суждения. Например, нет смысла учить ребенка пользоваться словами, выражающими отказ, до тех пор, пока он не научится произносить слово "нет". Как правило, лишь в совсем немногих случаях задачи в этих двух областях не согласуются.

 

6. Выбирая задачу, определите количество слов (фраз из двух слов или фраз из трех слов), которое, по вашему мнению, должен использовать ребенок. Обратите внимание на 2 и 3 колонки проверочных листов 3.1 и 3.2, где отмечается, завязывал ваш малыш разговор или поддерживал его. Посмотрите, какая получится картина, если принять во внимание все графы. Налаживание баланса в этой сфере должно входить в число приоритетных задач.

 

Вот несколько примеров конкретных задач:

 

· Умение с помощью отдельных слов просить об услугах.

· Умение с помощью отдельных слов завязывать разговор, чтобы о чем-то рассказать.

· Умение с помощью фраз, состоящих из двух слов, отказываться от предметов и услуг.

· Умение с помощью фраз из трех слов просить рассказать о чем-то.

· Умение поддерживать разговор, с помощью фраз из двух или трех слов.

 

Чуть позже в данной главе мы расскажем, как заниматься с ребенком освоением новых способов применения разговорных навыков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.023 с.)