Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если ребенок уже умеет говоритьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все умения, описанные выше, не менее важны и для малыша, начинающего говорить. Он учится соблюдать очередность не только в произнесении звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов – подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок постепенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова.
На этой стадии развития появляется необходимость научиться некоторым дополнительным вещам.
Умение использовать в речи разные типы слов
Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто хороший лексический запас. Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему говорить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова – имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имели бы смысл. В главе 3 мы подробно рассмотрим все типы слов, которые ему потребуются.
Правильное употребление грамматических форм
До определенного момента ребенок может объясняться не достаточно грамотно. До тех пор, пока он не научиться как следует говорить, нет нужды особо заботиться о грамматике. Однако если мы уже можем предъявить к его речи требование, чтобы она максимально приближалась к речи других людей, если у него появляется потребность выражать более тонкие мысли, ему необходимо приобрести навыки грамматически правильного построения предложений.
Произношение Для многих детей с аномалиями развития произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне. Этой проблемы мы коснемся в самом конце данной главы.
Умение завязывать и поддерживать разговор
Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть дети, которые вступят в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайности не способствуют истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением занятий.
Основные правила проведения речевых занятий · Давайте малышу время на ответ. · Слушайте. · Ждите. · Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует. · На плановых уроках привлекайте внимание малыша к словам и предметам, выбранным вами для занятий. · Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу. Как учить Возможно, перечень предстоящих вам задач, перечисление всего, чему нужно учить ребенка, покажется вам невероятно сложным. Однако, вы с облегчением вздохнете, узнав, что многие из этих задач зачастую решаются одновременно. Нужно только четко определить для себя, к чему именно вам следует стремиться.
Более того, занятия языком, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и всевозможным мероприятиям, составляющим то, что называется уходом за ребенком. На определенных этапах развития малыша вы сочтете полезным выделить время и для специальных занятий, во время которых можно было бы сосредоточиться на тех или иных задачах, однако для ребенка эти уроки должны быть игрой. Как это сделать? Секрет прост – нужно тщательнейшим образом продумывать ваши задачи и приемы, с помощью которых их можно решить. Это, безусловно, отнимет у вас много времени. Однако многие родители считают, что занятия по развитию речи делают более интересной и привлекательной для ребенка даже обычную работу по дому и такие мероприятия, как еда, купание и т.д.
О том, как работать с малышом, мы подробно расскажем в последующих главах. А сейчас рассмотрим повнимательнее основные принципы эффективного проведения занятий.
Ожидайте ответа ребенка
Независимо от возраста ребенка – будь он младенцем, который только учится смотреть вам в лицо, или дошкольником, который уже начинает из отдельных слов составлять предложения – старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он непременно вам ответит. Ребенку необходимо давать время. Ждите его ответа до тех пор, пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое.
Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если всегда инициативу берете на себя вы, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком. Разговаривать с малышом, конечно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя так, как должен вести себя один из собеседников, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Давайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит – и он ответит!
Разговаривайте о вещах, которые интересуют ребенка
С грудным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с ребенком, который практически не реагирует на их слова. Многие родители реально испытывают трудности такого рода. В этих случаях для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы – главный объект его внимания!
Когда ребенок научится концентрировать внимание на окружающих его предметах и движениях, можно выбирать тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на игрушки, которые его интересуют.
По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и они подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти названия, в свою очередь, станут теми словами, которым вы будете его учить.
Старайтесь не ограничиваться одними существительными. Обсуждайте с ребенком движения и действия, качества, цвета и звуки.
Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание
У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно заставить его сконцентрировать внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать. А ведь в один прекрасный день вам уже захочется выйти в ваших беседах за пределы его интересов.
Эту задачу можно решить, если каждый день в течение некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом (объектом вашей работы). Если вы хотите, чтобы ребенок освоил, например, слово "мяч", расположитесь в саду, взяв с собой корзину с несколькими мячами разных цветов и размеров. Мячики можно катать, бить о землю, чтобы они подскакивали, можно подбрасывать их вверх, прятать и искать. Мяч и занятие по вкусу малыш может выбрать себе сам, но при этом в любом случае, его внимание будет направлено на изучаемый предмет и его название.
Для продолжения разговора используйте естественные побудительные мотивы, возникающие в ходе самого разговора
Старайтесь не говорить: "Молодец!" или "Хорошо говоришь!". Во время обычного разговора так никто не говорит. Просто в ответ на слова (или жесты) ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте также звуками. Если ребенок дает вам игрушку (а это очень важный и недвусмысленный знак общения), возьмите ее и поиграйте с ней у него на виду. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если этой вещи нет под рукой, так или иначе объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить.
Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт. Подобное поощрение имеет смысл использовать также для того, чтобы показать ребенку, что он может продолжить постижение искусства общения абсолютно без принуждения. Вот пример:
Томми: Хочу мяч! Мама: Ты хочешь мяч. Вот он. Ты можешь подбросить мяч. Томми: Подбросить мяч. Мама: Подбрось мяч! Полетел! Томми: Хочу мяч! Хочу мяч! Мама: Хорошо. А теперь мама подбросит мяч.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.01 с.) |