Способность требовать предметы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способность требовать предметы



 

Спросите себя: "Действительно ли мой ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить?. Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?". Потребности малыша настолько легко предсказать, что, в действительности, ему не так уж часто нужно прибегать к требованию.

 

Попробуйте так расставить его любимые игрушки, чтобы видеть их он мог, а дотянуться – нет. Когда малыш закричит и потянется к какой-нибудь игрушке, вмешайтесь и скажите: "Ты хочешь мячик? Папа даст тебе его".

 

Во время еды поставьте тарелку или чашку ребенка подальше от него и подождите, пока он не посмотрит на вас и не произведет соответствующий звук или жест. Помните, что поначалу не следует предъявлять к малышу большие требования, чтобы не смутить и не огорчить его.

 

Постепенно начинайте показывать ребенку все более и более подходящие к случаю способы просить нужные ему предметы.

 

Способность выражать потребность в услугах

 

Здесь мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для малыша то, что он любит, попробуйте прерывать это занятие на середине, например, перестаньте качать или подбрасывать его на колене. Спросите: "Хочешь еще?" и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что да, хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время малыш поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь.

 

Нередко ребенок показывает, что ждет от вас какой-то услуги, волнением и криком. По его поведению вы поймете, что он хочет, чтобы его вынули из кроватки, но действительно ли он вам сказал об этом? Разовьем наш пример. Подойдите к кроватке, поприветствуйте малыша и подождите, давая ему возможность поуправлять своим криком. Протяните к нему руки и скажите: "Ты хочешь НА РУЧКИ?" Побудите его протянуть к вам руки (для начала сойдет и не очень определенный жест), и после этого возьмите его на руки. Такой прием можно использовать и в других бытовых ситуациях.

 

Умение отказываться

 

Если дети чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно нам это демонстрируют. Для того, чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, дети должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в удалении от них нежеланных предметов.

 

Отказ от предметов

 

Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего он не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест, которому он может научиться, например, покачайте головой. Скажите: "НЕ НУЖЕН кубик. Мама уберет его".

 

Отказ от услуг

 

Убедитесь, что вы не оказываете ребенку только те услуги, которые он должен принять. Трудно учить малыша отказываться от своевременной смены непромокаемых штанишек. Однако, если время от времени он будет ходить без башмачков, большой беды, наверно, не случится. Ребенок имеет полное право не захотеть, чтобы его, например, щекотали или подбрасывали в воздух. Очень важно решать сразу, можете ли вы принять его отказ. С одной стороны, вы действительно хотите, чтобы ребенок понял, что он может оказывать влияние на ваше поведение – по крайней мере, иногда. С другой стороны, вы не хотите, чтобы он понял другое – что если он будет хныкать достаточно долго, то вы, в конце концов, откажетесь от своего решения!

 

Выражение несогласия со словами собеседника

 

Эту задачу вы можете включить в свой план тогда, когда ваш малыш, во-первых, научится отказываться от предметов и услуг и, во-вторых, продемонстрирует понимание определенного количества слов.

 

Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами. Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет, изображенный на картинке. Если малыш не прореагирует на вашу ошибку, исправьте ее сами: "Папа сказал "утка". Разве это утка? Это кошка!".

 

Если, гуляя в парке, ребенок в ответ на ваши слова о том, что пора домой, отвернется и убежит, остановите его и скажите: "НЕТ, не хочешь домой?" Даже если вы не сможете выполнить желание малыша, вы можете узнать его мнение.

 

Способность здороваться и прощаться

 

Каждый день используйте одни и те же слова для того, чтобы поздороваться и попрощаться. Возьмите ручку ребенка и помогите ему помахать ею, затем дайте ему возможность самому помахать. Для ответа предоставляйте ему побольше времени. Постарайтесь почаще брать с собой малыша, когда вы собираетесь с кем-нибудь встретиться или проститься, особенно, когда в этом участвуют другие члены семьи, с которыми у ребенка уже установилось хорошее взаимопонимание.

 

Способность делиться информацией

 

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-нибудь вещи и назвать их. Наблюдайте за его взглядом, чтобы понять, что его интересует, и тогда вы сможете вместе с ним рассматривать и обсуждать эти вещи. Побуждайте ребенка следить за направлением вашей руки, когда вы указываете на что-то. Начните с предметов, находящихся недалеко, но за пределами его досягаемости. Как только малыш потянется к какому-то предмету, назовите этот предмет. Если ребенок уверенно показывает на какую-то вещь, дайте ему возможность самому назвать ее, пусть даже просто каким-нибудь звуком. Вопросы: "Что это?" и "Что случилось?" не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом к окружающим, а это важная сторона умения делиться информацией.

 

Способность давать

 

Когда ребенок что-то кому-то дает, это действие можно расценить как сильно выраженный акт общения. Родителей всегда трогает, когда малыш начинает сам им что-нибудь давать. Это событие можно сравнить разве что с первой улыбкой ребенка.

 

Умение давать предметы

 

Это умение требует известной ловкости, и описанные в нашей программе навыки тонкой моторики подскажут вам, готов ли ваш малыш к овладению им.

 

Сначала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того, чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлеките его к игре, в которой, кроме вас, участвовали бы другие члены семьи, а предметы должны были бы передаваться от одного участника к другому. Можно также выстроить в ряд кукол, плюшевых зверей и по очереди – то вы, то малыш – давать каждому из них ложку или чашечку с воображаемой едой или питьем.

 

Умение оказывать услуги

 

Научить ребенка делать что-то для других помогут ролевые игры и игры, требующие воображения. Предложите малышу кормить мишку (по очереди – сначала вы, затем он) или по очереди причесывать папу. При необходимости можно помогать ребенку физически, но когда он поймет, что и как нужно делать, старайтесь помогать меньше. Дайте ему реквизит, которым вы пользовались во время игры, чтобы он мог один играть с ним. Проверьте, пользуется ли малыш этим реквизитом сам.

 

Игра со звуками

 

Покажите ребенку, что звуки можно использовать в игре. Подпевайте вместе детским песенкам, слушая пластинки или детскую музыкальную передачу по телевизору. Раскачивая малыша на качелях, купая в ванночке, тоже пойте или читайте стишки. Продемонстрируйте ему звуки, которые ассоциируются с теми или иными игрушками -"брмм брмм" – с машинками, "зууммм" – с самолетами и т.п. Используйте в играх звуки, которые, по вашему мнению, малыш в состоянии воспроизвести, а также его любимые звуки, которые у него уже получаются.

 

Самостоятельная практика

 

Поскольку здесь мы касаемся собственных занятий малыша, о какой бы то ни было организации говорить трудно. Когда ребенок упражняется в своей кроватке или в игровом уголке, не спешите прервать его занятие. Лучше постарайтесь использовать шанс и понаблюдать, чтобы понять, какого рода звуки в данный момент ему нравятся. Если вам нужно привлечь его внимание к себе, дождитесь паузы, а если вы пришли, чтобы взять его на ручки, тихонько присоединитесь к его упражнениям.

 

Заключение

Итак, в развитии навыков общения ребенка, который еще не говорит, различают пять направлений:

 

· Развитие умения внимательно слушать, смотреть и реагировать;

· Развитие игровых навыков;

· Развитие представления о соблюдении очередности;

· Развитие способности к подражанию;

· Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

 

В первую очередь, необходимо научить малыша концентрировать внимание. Когда он овладеет этим умением, можно начинать работу по двум и более направлениям речевого развития одновременно.

 

Когда вы заполните проверочные листы и поставите перед собой определенные задачи, решить их в процессе обычных игр и общения с ребенком вам помогут некоторые простые приемы.

 

Нам хочется еще раз обратить ваше внимание на несколько правил, важных для успешных занятий с ребенком в довербальный период:

 

· Давайте малышу время на ответ.

· Слушайте... ждите.

· Сделайте интересы ребенка отправной точкой ваших занятий.

· Вместе с ребенком по очереди совершайте различные действия, мимические движения, произносите звуки.

· Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

· Не стремитесь предугадывать все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

· Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической, так и с эмоциональной точек зрения.

· Для обозначения определенных действий и предметов используйте одни и те же слова. Это поможет ребенку научиться понимать, какое событие последует за словом, понимать значения слов, а позже научиться их произносить.

 

В этой главе мы обращались, главным образом, к родителям, однако братья, сестры, бабушки, дедушки и близкие друзья тоже могут способствовать достижению замечательных результатов. Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений ребенка с близкими. Люди, которых он любит, могут многому научить его, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения.

 

 

ГЛАВА 3


Речевое развитие

 

Возможно, ваш ребенок уже начинает говорить, или вы чувствуете, что он вот-вот произнесет первые слова. А может быть, он уже пытается воспользоваться некоторым количеством слов или фраз, а вы просто хотите ему помочь как можно лучше распорядиться ими. В любом случае данная глава будет вам полезна: в ней мы поговорим о том, как ставить задачи (а это сможет вас определенным образом мобилизовать), дадим рекомендации, касающиеся процедуры оценки и составления программы занятий, познакомим вас с некоторыми приемами, которые помогут ребенку овладеть разговорной речью.

 

Вот некоторые общие задачи, которые особенно важно иметь в виду:

 

· Малыш должен научиться произносить и понимать как можно больше слов и предложений;

· Ему необходимо научиться пользоваться речью в самых разных ситуациях – тогда он сумеет выразить любые социальные, эмоциональные и физические потребности;

· Он должен научиться с помощью слов и фраз выражать самые разные мысли и понятия. Ему нужно уметь произносить не только названия предметов и имена людей, но и объяснить, что они делают, каковы они, кому принадлежат и т.д.;

· Он должен говорить настолько грамматически правильно, насколько позволяет уровень его речевого развития;

· По мере роста и развития произношение ребенка должно улучшаться.

 

В данной главе мы рассмотрим три периода речевого развития.

 

· Период употребления однословных предложений,

· Период употребления двусловных предложений,

· Период употребления предложений из трех и более слов [В процессе усвоения русского языка детьми с нарушениями развития речи отечественные специалисты выделяют шесть этапов (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", М. Просвещение, 1990). Мы коротко охарактеризуем их ниже – в параграфе "Выбор грамматических задач". Прим, переводчика.].

 

Умение пользоваться речью мы будем характеризовать проще, разбивая процесс овладения им на две стадии: использование одиночных слов и использование фраз.

 

На каком бы уровне речевого развития ваш малыш ни находился, основные принципы оценки, выбора задач и обучения будут одинаковыми. В каждом разделе данной главы мы сначала будем представлять эти принципы, а затем приводить сведения, соответствующие конкретному уровню возможностей ребенка.

 

Следует заметить, что четких границ между упомянутыми уровнями нет. Даже в тот период, когда малыш уже уверенно составляет фразы из трех слов, он продолжает пользоваться и отдельными словами, и фразами из двух слов. Если мы проанализируем свою собственную речь, то увидим, что все мы помногу раз в день употребляем и одиночные слова и простые фразы! Кроме того, как мы уже говорили в предыдущей главе, даже тогда, когда речь ребенка поставлена достаточно хорошо, навыки довербального периода по-прежнему играют большую роль. В то время, как вашей главной целью будет оставаться максимально возможное развитие разговорной речи, ребенку может быть очень полезно продолжить занятия навыками более раннего периода.

Настоящая глава содержит три основных раздела. В них вы познакомитесь с тем, как оценивать уровень развития речи, как выбирать задачи и как учить. В конце главы представлены все проверочные листы, относящиеся к нашей теме. Возможно, до того как начать пользоваться ими, вам покажется удобным снять с них копии. Сводные проверочные листы вы найдете в книге 8.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.048 с.)