Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия



Во время всех ваших совместных занятий вы можете побуждать малыша внимательно слушать вас, смотреть и реагировать. Советы, которые мы приводим ниже, применимы, по большей части, к общению с грудными детьми, однако они помогут вам и в тех случаях, когда вы занимаетесь с более активным ребенком.

 

Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, окликните малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит.

Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Грудные дети лучше всего могут сфокусировать свой взгляд на предметах, находящихся на расстоянии примерно в 25-30 сантиметров от них. Наклонитесь к малышу, когда меняете ему подгузники. Занимаясь готовкой, поставьте детский стульчик на скамью в кухне, чтобы вам легко было приблизиться к ребенку. Прижмите его к груди и поддерживайте за плечики так, чтобы он мог смотреть вам в лицо. Фокусное расстояние его глаз будет постепенно увеличиваться – будьте к этому готовы.

 

Подводите руки малыша к своему лицу. Помогайте ему дотрагиваться до вашего лица и изучать его. Это неплохой способ вновь возбудить интерес малыша, если он отвлекся.

 

Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если малыш не улыбнется вам или не сделает то, о чем вы его просите, сейчас же. Чтобы собраться, маленьким детям требуется время. Вряд ли вы поможете ребенку сосредоточиться, если станете повторять одни и те же слова, типа: "Посмотри...посмотри...посмотри!" Если через некоторое время после двух ваших попыток привлечь его внимание, малыш так и не прореагирует, попробуйте подойти несколько иначе – прикоснуться к нему или изменить тон.

 

Дайте понять малышу, что произойдет после того, как, приближаясь, вы окликните его: перед тем как поднять его, протяните к нему руки, перед тем как покормить – покажите бутылочку и т.п. Этим вы поможете ему лучше узнать и подготовиться к тому, что может с ним произойти.

Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Он должен осознать, что общение с вами – дело благодарное.

 

Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения. Пусть отныне у вас войдет в привычку отвечать ему звуками. Старайтесь почаще повторять звуки, которые издает ребенок. Это заложит основу для последующих занятий по развитию способности соблюдать очередность.

 

Для обозначения одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Если каждый раз, когда вы берете малыша на руки, вы будете говорить: "Пойдем на ручки!", меняя штанишки: "Пора переодеться", то хотя сначала ребенок не будет вас понимать, эти слова существенно помогут ему сосредоточиться на том, что вот-вот что-то произойдет. А со временем он поймет, что именно. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов, и это станет основой умения выполнять указания.

 

Пусть все члены вашей семьи вместе с вами стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг. Особенно ценной может оказаться помощь его братьев и сестер. Они с удовольствием будут петь малышу, строить рожицы или щекотать его. Помогите детям уловить признаки того, что малыш вступает с ними в контакт.

 

Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Кто-нибудь из старших детей может нарисовать простую яркую картинку, например, чей-нибудь портрет, и повесить его над кроваткой малыша. Можно подвесить яркие игрушки или бытовые предметы. Если ребенок еще совсем маленький и сфокусировать свой взгляд может только в очень ограниченной области пространства, убедитесь в том, что 1-2 игрушки располагаются достаточно близко от него.

 

Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смотрит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно, если речь идет об уже не очень маленьком ребенке, которому трудно сосредоточиться. Возможно, сначала вам нужно будет войти в его мир, а потом уже вы сможете рассчитывать на то, что он присмотрится к вашему. Можете ли вы распознать попытки малыша вступить с вами в контакт?

 

Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы скоро разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. Вам будет легче заметить прогресс, если вы начнете засекать время – измерять, на сколько секунд малыш способен сосредоточиться. Скачок с 20 секунд на 30 можно считать очень существенным, однако его легко не заметить.

 

Позаботьтесь о том, чтобы отвлекающих моментов было как можно меньше. Если с помощью предложенных выше приемов малыш все-таки не может научиться внимательно слушать, смотреть и реагировать, попробуйте каждый день в течение небольшого промежутка времени сидеть с ним в спокойной обстановке в отсутствие каких бы то ни было отвлекающих факторов. Найдите тихое место подальше от домашней суеты и уберите все, что может отвлечь внимание ребенка от вас. Это, однако, следует рассматривать лишь как временную меру. Как только вы заметите, что малыш делает успехи, постарайтесь убедить его применить только что приобретенные навыки в обычной обстановке.

 

Как научить ребенка играть

Для ребенка игра – это способ познания мира. В главе 5 книги 2 мы говорили о тесной связи между игрой и учебой. Наиболее значительную роль эта связь играет в развитии навыков общения.

 

Если ребенок получает удовольствие от игры, если играя, он может слушать и смотреть на других ее участников, значит у него уже есть основа для освоения более сложных навыков общения.

 

В первую очередь, дети говорят о том, что их более всего интересует. Первыми словами малыша обычно бывают имена самых близких людей, названия любимых кушаний и напитков, такие слова общения, как "здравствуй" и "до свидания". Но самая большая часть раннего словарного запаса ребенка состоит из наименований предметов, с которыми он любит играть, а также слов, обозначающих его действия во время игры.

 

Однако игра замечательна не только тем, что она является источником лексического запаса. Игра – это занятие, которое ребенок может разделить с другими.

 

Овладение навыками общения, включая довербальные навыки – умение соблюдать очередность и умение подражать, – происходит, главным образом, в процессе совместных игр. Способность концентрировать внимание развивается по мере того, как малыш узнает, что могут делать люди, что можно делать в предметами, какой может быть роль его партнеров по играм. Игра рождает желание общаться, во время игры может возникнуть потребность попросить ту или иную вещь, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечатлениями от происходящего и т.п.

 

Родителям и педагогам игра создает идеальные условия для привития детям новых навыков разговорной речи. Игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. Сравните две сценки:

 

Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом.

Педагог берет игрушечную собачку.

"Это собака. Скажи собака!".

 

Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой; при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло.

 

"Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!"

 

Преимущества второго подхода очевидны, и лишь немногие родители захотят учить своего ребенка таким формальным способом, как первый, хотя в прошлом многие педагоги именно так и работали. Для умений иного рода четкая организация урока может прекрасно подойти, и часто она бывает действительно необходима. Однако, когда дело касается речевого развития, возможности такого подхода оказываются весьма ограниченными.

 

Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. В действительности, педагоги и родители должны ясно сознавать, к чему они стремятся и что они делают, чтобы достичь цели. Часто бывает нужно организовать игровое пространство так, чтобы акцент непременно делался на том, чему вы намерены посвятить урок. Игровые занятия далеко не так просты, как можно подумать. Они требуют гибкости, способности быстро принимать решения и чувствовать интересы ребенка.

 

Если вы начинаете заниматься с грудным младенцем, или если ваш ребенок имеет физический недостаток, затрудняющий ему участие в игре, вы должны взять на вооружение постепенный подход. Пусть малыш осваивает игровые навыки параллельно с другими навыками общения. Присмотритесь внимательно ко всем группам навыков тонкой моторики, представленным в ПУОРР. Все они предполагают развитие и игровых навыков. Обратитесь также к группе умений СС.А, подумайте, как можно было бы ввести в игру первые навыки восприятия речи.

 

Если же ваш малыш более активен, если он умеет так или иначе обращаться с разными предметами и игрушками, но толком играть не хочет, то здесь перед вами встанет другая проблема. Если ребенок по прошествии периода, когда дети все бросают и бьют, все-таки продолжает любить делать только это, он, видимо, мало будет интересоваться другими способами использования окружающих его предметов, а значит у него не появится достаточно сильной потребности вступить в контакт с другими людьми, чтобы "рассказать" им, что он делает. Многие дети играют бестолково потому, что они просто не приобрели тех навыков, которые требуются для более осмысленной игры – не научились зрительно-моторной координации, не научились строить, поворачивать предметы и т.п. Мы советуем вам начать с очень тщательной оценки навыков тонкой моторики, для чего удобно воспользоваться ПУОРР, а затем заняться развитием уже приобретенных малышом навыков, связывая каждую новую ступеньку развития с игрушками и другими окружающими его предметами. Например, когда ребенок научится ставить один кубик на другой, можно предложить ему построить башню из форм для яиц, вставляющихся друг в друга стаканчиков, кусков упаковочного пенопласта, больших коробок и т.п. Когда он научится снимать с коробок крышечки, можно начать играть в любые игры, в которых один участник что-нибудь прячет, а другой ищет. По мере того, как ваш малыш будет осваивать разные приемы игры, можно постепенно отучать его от привычки все бросать или бить. Попробуйте убедить его, что награды заслуживают лишь осмысленные игры. Этот подход мы обсуждаем в главе 6 книги 2.

 

Иногда причина неспособности заключается не в сложностях с тонкой моторикой, а в невнимании – малыш не может сосредоточиться ни на одном предмете достаточно долго для того, чтобы с ним играть. В этом случае следует попробовать адаптировать предложенные выше приемы (см. раздел "Умение концентрировать внимание на лицах, словах и действиях окружающих и умение реагировать на них") к занятиям, интересующим более старших и активных детей (многие из этих приемов достаточно легко адаптируются).

 

Безусловно, есть дети, которые хорошо развиваются во многих областях, и умеют играть достаточно осмысленно, но с общением у них плоховато. В таких случаях вам, возможно, правильно было бы взять на вооружение только те главы, в которых рассматриваются проблемы речевого развития, а остальные разделы программы исключить, как не слишком актуальные. Начать мы советуем со следующего:

 

1. Приглашайте малыша играть вместе с вами.

2. Выбирайте такие игрушки, которые можно разделить между участниками.

3. Побуждайте ребенка играть игрушками с вами по очереди, по очереди совершать какие-либо действия, по очереди менять выражения лица, издавать те или иные звуки.

 

Игровые навыки ребенка будут вам ценнейшим подспорьем в ваших занятиях по развитию навыков общения, а мы в конце этой главы предложим некоторые идеи, которые помогут вам продолжить занятия в игровой форме.

 

Некоторые родители, особенно если речь идет об их первом ребенке, совсем не представляют себе, как можно играть с грудным младенцем и даже с ребеночком постарше. В нашем обществе практически нет возможности научиться этому до того, как у нас самих не появятся дети. Что ж, родители тоже учатся играть точно так же, как их дети. Более полно мы рассказываем об игре в главе 5 книги 2, а в этой главе мы предложим некоторые специфические соображения на этот счет. Развитие этих идей мы обсудим дальше, при рассмотрении каждого из умений, представленных в книгах 4,5,6 и 7. Теме игры посвящено много прекрасных книг. Вы будете находить стимулы, способные побудить малыша участвовать в игре, а он будет учить вас. Реакции ребенка подскажут вам, с чего можно начать формирование его игровых способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.016 с.)