Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель занятий зависит от того нарушения, которое есть у ребенка.

Поиск

□ Детей с моторной алалией нужно научить выговаривать звуки. Их про­изношение, скорее всего, придется формировать пальцами. Тем не менее заниматься с такими детьми легче, чем с детьми, у которых на­блюдаются другие формы алалии, поскольку они способны понимать словесные инструкции.

□ Детей с сенсорной алалией нужно обучить узнавать и различать звуки на слух и одновременно произносить их. Ставить таким детям звуки можно по подражанию, так как у них не нарушены произносительные возмож­ности. Зато объяснять смысл заданий часто придется через помощника.

□ При работе с детьми, страдающими сенсомоторной алалией, комби­нируйте те и другие способы.

Некоторые упражнения у ребенка могут не получаться или получаться не сразу. Повторяйте их по нескольку раз. Занятия нужно начать с гласных звуков.

□ Покажите картинку с куклой, сделайте плаксивое лицо, откройте ши­роко рот и скажите: А-А-А. Пусть ваш помощник сделает то же самое. Скажите ребенку: Теперь ты. Он должен открыть рот и сказать: А-А-А.

□ Если у него не получится, попытайтесь произносить А-А-А все вме­сте — втроем.

□ При необходимости откройте ребенку рот и пощекочите ребра. Звук (А) (или очень похожий на него) выйдет автоматически.

□ Снова откройте рот, покажите ребенку жестом, чтобы он сделал то же самое (и словами скажите: Открой рот). Когда он откроет рот, произ­несите: А-А-А. Если он снова не сможет повторить, опять пощекочите его. Тяните [А] вместе с ним.

□ Засмейтесь: ХА-ХА-ХА. Звук |Х] выговаривайте еле заметно, делайте акцент на [А]. Будет получаться придыхательный (A). Пусть ваш по­мощник смеется подобным образом. Скажите ребенку: Я смеюсь. Папа смеется. Ты смейся (ткните его пальцем в грудь). Можете опять поще­котать его. Смейтесь втроем.

□ Затем смейтесь: ХО-ХО-ХО, произнося звуки, как в предыдущем упражнении. Будет выходить придыхательный [О]. Округлите ребенку губы, нажав на углы рта. Можно снова пощекотать его.

□ Опять посмейтесь: ХА-ХА-ХА (фактически: А-А-А). Скажите ребенку: Смейся! Откройте ему рот. Ткните в грудь пальцем. Нажмите ладонью на свою грудную клетку и потрясите ее вверх-вниз (показывая, как у вас получается смех). Выйдет дрожащий, прерывающийся звук [А]. Потом то же самое сделайте с грудью ребенка. Давите ощутимо. Про­износите (А) вместе с ним.

Если в результате всех этих манипуляций ребенок не способен произне­сти звук [А], скорее всего, у него сильно нарушена способность выполнять действия по подражанию. Он полностью не понимает смысла того, что вы делаете с ним и чего вы от него добиваетесь. Это возможно, когда у ре­бенка есть отставание в умственном развитии. Проконсультируйте его у специалиста-дефектолога или детского психолога. В любом случае продол­жайте заниматься с ним описанными в этой главе способами. Может быть, в результате многократных повторов он все же поймет смысл ваших действий.

Большинство детей с неосложненной алалией (даже сенсомоторной) улавли­вают смысл заданий по показу без приведенных здесь ухищрений. При раз­личении звуков они опираются на демонстрацию артикуляции, пытаются копировать ее, произносят требуемые звуки и постепенно начинают узнавать их на слух.

♦ Когда ребенок вслед за вами или вместе с вами произнесет звук [А), произнесите его снова и, не прекращая тянуть, вытяните губы в тру­бочку— послышится [У]. Скажите: Теперь ты. Когда он начнет тянуть [А], можете нажать пальцами на углы его рта и вытянуть губы в тру­бочку.

♦ Повторите упражнение несколько раз. Затем сразу произнесите звук [У]. Ребенок должен повторить за вами. Можете вытянугь ему губы в трубочку.

♦ Длительно произнесите звук [У| и, сблизив губы, широко улыбни­тесь — послышится [И]. Ребенку нужно повторить за вами. Можете помочь ему пальцами вытянугь губы.

♦ Сразу произнесите звук [И]. Ребенок повторяет за вами.

♦ Беззвучно показывайте ребенку артикуляции звуков [А], [У], [И]. Ре­бенку нужно копировать их и произносить звуки. Показывайте кар­тинки с куклой, волком и лошадкой или изображайте их. Сначала произносите звуки вслух, говорите ребенку: Теперь ты — и показы­вайте артикуляции. Он должен повторять звуки.

Для дальнейших заданий понадобятся три красных флажка. Суть упражне­ний — научить ребенка на слух отличать один звук речи от других.

♦ Произнесите звук (А). Ребенку нужно повторить его (если он научил­ся это делать). Затем очень медленно и внятно произносите звуковой ряд, неоднократно включающий в себя звук (А): [А], [Ж|, [Н], [И], [А], [У], [Р|, |М|, |А|. Когда будете произносить [А|, поднимайте флажок.

♦ Объясните: Я показываю флажком (махните флажком) [А|. Все соглас­ные произносите без призвука гласного звука.

♦ Пусть ваш помощник выполнит задание с флажком, показывая ребен­ку, что тот должен делать. Скажите ребенку: Папа показывает флаж­ком [А].

♦ Скажите ребенку: Теперь ты показывай флажком [А] (на [А] взмахните флажком). Произносите звуковой ряд, ребенку нужно поднимать фла­жок на каждый звук (А). Если он не понял задания, пусть выполняет его вместе с помощником. Можете делать это втроем. На каждый звук [А] говорите: Мы показали флажком [А].

♦ Пусть ребенок поднимает флажок на звуки |И] и [У]. Ваша инструк­ция: Покажи флажком [И] (|У]).

Ребенку нужно научиться выделять из звукового ряда звонкие согласные, произношение которых видно со стороны: [М], [Н], (Р). По нескольку раз произнесите каждый звук. Пусть ребенок рассмотрит их артикуляцию и пы­тается повторять их за вами (кроме [Р]). Звук [Н| произносите, чуть высовы­вая язык между зубами. Звук [Р] произносите, приоткрыв рот, чтобы ребенку было видно, как «дрожит» язык.

♦ Выполняйте с этими звуками упражнения с флажком. Звуки вводите по одному.

♦ Научите ребенка произносить звуки [М] и [Н]. Помогайте ему пальцами (сжимайте губы на (M); показывайте, куда поставить язык на [Н] — щупайте пальцем кончик его высунутого между зу­бами языка).

♦ Если звуки не выйдут достаточно звучными, пусть выговаривает их между звуками |А|. Нужно тянуть [А| и закрывать и открывать рот, смыкая губы (будет получаться (А-МА-МА-МА)). Для звука [Н] нужно тянуть (А) и закрывать рот так, чтоб язык оказывался зажатым меж­ду зубами (будет выходить [А-НА-НА-НА]). Звук [А] все время нужно произносить максимально звучно.

Теперь выделяйте из звукового ряда звуки: (В], [Д], [Б) (их произношение также хорошо заметно со стороны). Когда будете выговаривать звук [Д], де­лайте небольшую щель между резцами, чтобы ребенок видел кончик языка. При произнесении звука |Б] сначала надувайте губы и щеки, а потом звучно выпускайте изо рта воздух (иначе звук [Б] по артикуляции не будет отличать­ся от [М], и ребенок может путать их).

С перечисленными звуками выполняйте упражнения с флажком. Зву­ки подключайте по одному.

♦ Научите ребенка произносить звук [В|. Пусть закусывает зубами ниж­нюю губу и с голосом выдувает изо рта воздух. Если звук будет приглу­шенным, пусть произносит его между звуками [А] (как при постанов­ке звуков [М] и [Н]).

♦ Научите ребенка произносить звук [Б]. Пусть надувает губы и щеки (вслед за вами) и гудит горлом, а потом с голосом произносит [Б]. Губы могут немного вибрировать. Если звук не получится звучным, пусть произносит: |БМ]. Между [Б| и |М| будет проскальзывать при­звук гласного звука: БУМ или БЫМ. Пусть ребенок при этом бросает на пол мягкую игрушку. Перед этим со стуком бросьте ее сами и ска­жите: БУМ — упал ([У] произносите вскользь). Когда ребенок будет бросать игрушку и говорить БУМ, комментируйте: БУМ — упал. Та­ким образом вы формируете у него новое глагольное звукоподража­ние.

♦ Звук [Д| произносите многократно: [Д-Д-Д-Д]. Язык почти не сдви­гайте с места, он должен виднеться между зубами. Изображайте, что стреляете из игрушечного пистолета. Скажите ребенку: Теперь ты. Пусть «стреляет» из пистолета и произносит серию звуков (Д).

Если вам не удастся добиться достаточно звучного произношения звуков, не расстраивайтесь. На первых порах просто нужно, чтобы ребенок хотя бы как-то начал их произносить. Когда он научится лучше слышать звуки и по­нимать инструкции (это касается детей с сенсорной алалией) и лучше овладе­ет своим речевым аппаратом (это касается детей с моторной алалией), нужно уточнить их произношение. Первое время ребенок может смягчать звуки — это нормально.

Наречия где, вот и тут. Слова да и нет

Материал этой и следующих глав в основном ориентирован на детей с сенсорной и сенсомоторной алалией. Цель занятий — научить их пони­мать смысл самых простых слов (а заодно и произносить их). Детям с мо­торной алалией смысл этих слов изначально ясен, поэтому основной упор делайте на произнесении слов.

♦ Играйте в игру: прячьте в комнате игрушку (собачку), чтобы ребенок видел, куда вы ее положили. Спрашивайте: Где АВ-АВ? Где собачка? Он должен принести ее. Наречие где произносите внятно. Если ребе­нок не поймет задания, объясните через помощника. Задавайте ему те же вопросы, он должен приносить игрушку. Снова прячьте игруш­ку и спрашивайте у ребенка, где она.

♦ Это упражнение делайте с другими игрушками, которые можно на­звать знакомыми ребенку звукоподражаниями.

♦ Прячьте игрушку тайком от ребенка и спрашивайте, где она. Ему нуж­но ходить по комнате и искать ее. Когда он приближается к ней, под­бадривайте его: да, да. Когда уходит в сторону, говорите: нет, нет. Нужно добиться, чтобы в поисках игрушки ребенок ориентировался на ваше да и нет. Первое время можете сопровождать слова соответ­ствующими жестами.

♦ Пусть ваш помощник спрячет на глазах у ребенка игрушку. Вы ищете ее и спрашиваете у ребенка: АВ-АВ — тут? Показывайте пальцем в разные места комнаты. Ребенок должен отвечать утвердительным или отрицательным жестом. Когда он кивает головой, говорите: да, да; когда он трясет головой: нет, нет.

Научите ребенка говорить да. Разложите картинки или игрушки. Спра­шивайте, показывая пальцем на картинку или игрушку: Это АВ-АВ? Когда ребенок будет кивать головой, говорите да. Пусть он смотрит на ваш рот и повторяет за вами. Покажите, куда поставить язык, пощупай­те его кончик пальцем, пусть сам щупает его (язык должен слегка высо­вываться между зубами). На звук [А] широко открывайте рот, можно по­тянуть ребенка за подбородок. Звук [Д] может выходить приглушенным.

♦ Показывайте на куклу и спрашивайте: Это АВ-АВ? Ребенок будет ка­чать головой. Вы комментируете: нет, нет.

Покажите, как произнести слово нет. Звук [Н'] выговаривайте, высовывая кончик языка между зубами. На следующий гласный звук можете оттягивать ребенку губы в стороны пальцами. Вместо нет у него может выходить не.

♦ Пусть ребенок спрячет игрушку (вы тайком подсматривайте, куда он ее положил). Спрашивайте у него, показывая пальцем то в нужное ме­сто, то в какое-либо другое: АВ-АВ — тут ими тут?

Научите ребенка произносить наречие тут. На звук [Т] пусть высовыва­ет кончик языка между зубами. На [У] округляйте ему губы пальцами. Вме­сто тут может выходить ту. Чтобы ребенок понял, как произнести звук (T), почти беззвучно, шепотом пощелкайте языком на зубах (чуть высовы­вая кончик), при этом выдувая изо рта воздух. Будет слышаться несколько «чавкающий» звук [Т] ([Т-Т-Т]). Пусть ребенок повторит за вами. Пока он будет произносить, вытяните ему губы в трубочку (или пусть он сделает это сам), послышатся невнятные звукосочетания: ТУ-ТУ-ТУ. Для улучшения произношения попросите ребенка посильней выдувать изо рта воздух. Пока­жите, как это делать. Говорите ТУ, дуя ему на руку.

♦ В дальнейшем спрашивайте у ребенка: АВ-АВ, собачка, — тут? Он должен отвечать: тут.

♦ Положите две картинки с изображениями животных, звукоподража­тельные названия которых известны ребенку. Спрашивайте: Где АВ- АВ? Он должен показывать пальцем. Комментируйте его жест: вот, вот АВ-АВ.

Научите ребенка выговаривать наречие вот. При произнесении звука [В] пусть прикусывает нижнюю губу верхними резцами и звучно выдувает изо рта воздух. На звук [О] можете округлять ему губы пальцами. У ребенка мо­жет выходить во.

♦ Показывая нужную картинку, пусть ребенок говорит: вот.

♦ Это же упражнение делайте с тремя картинками (если получится, с че­тырьмя).

♦ Пусть ваш помощник спрячет игрушку. Вы с ребенком ищете ее. Вы говорите ему: Где АВ-АВ? Где? (и разводите в недоумении руками). За­тем обращаетесь к помощнику: Где? Тот достает игрушку.

Научите ребенка произносить наречие где. На звук [Г] широко откройте рот и покажите, где у вас язык (в горле). Несколько раз произнесите звук [Г]. Пусть ребенок повторит. Если он не сможет «задвинуть» язык вглубь рта, продвинь­те его туда шпателем. Пока ребенок повторяет звук, потихоньку отодвигайте шпатель, чтобы звук получался сам по себе. Затем внятно скажите: где (вы­совывая на звук [Д'] кончик языка между зубами). Пусть ребенок повторит Вместо где может получаться де.

♦ Пусть ваш помощник снова спрячет игрушку, вы с ребенком отыски­вайте ее. Спрашивайте у помощника: Где АВ-АВ? Тот качает головой, пожимает плечами. Повернитесь к ребенку: Спросим у папы вместе: где? Только после того, как ребенок произнесет где, помощник дает игрушку.

Имена домашних

Слова мама, папа, баба, собственное имя, имена братьев и сестер, клички домашних питомцев ребенок, вероятнее всего, различает на слух (если у него есть хотя бы какое-то понимание речи). В этом случае нуж­но просто научить его их произносить (это касается и детей с моторной алалией). Если ребенок совсем не понимает речи, предварительно нужно сформировать у него понимание значения этих слов.

♦ Спросите у ребенка: Где мама? Он должен показать на вас пальцем. Добейтесь, чтобы он сказал: вот. Если он не опознает слово мама, произносите его многократно, очень внятно, указывая на себя паль­цем: вот мама. Ребенок должен видеть ваш рот.

♦ Это же упражнение выполняйте с именами других домашних.

♦ Соберите всех домочадцев в комнате и спрашивайте у ребенка: Где мама? Где папа? — и т. п. Он должен показывать и говорить: вот.

Нужно научить ребенка произносить слова мама, папа, баба, другие имена домашних, включая его собственное. Для братишки и сестренки (а также ко­тенка или щенка) придумайте простые по произношению уменьшительные

имена, желательно состоящие из одного слога или, если получится, — из двух

повторяющихся слогов.

Мама. Покажите, как произносится слово. Если у ребенка не получится по­вторить по подражанию, сжимайте ему губы пальцами на звук |М| и откры­вайте на звук |А| (он может делать это сам).

Пана. Покажите, как произнести звук [П]: сжимайте губы, слегка их наду­вая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной [П]. Пусть ребенок повторит за вами. Затем произнесите слог ПА следующим образом: [П-П-П-ПА-ПА-ПА]. Пусть ребенок повторит. Можете помогать ему пальцами, как при формировании слога МА. Баба. Напомните ребенку, как произносится звукоподражание: БУМ (упал). Пусть повторяет его (бросая на пол игрушку). Затем вслед за вами пусть про­изнесет слог БА. Можете помогать ему пальцами.

♦ Скажите: Позовем папу (папа может выйти за дверь). Вместе с ребен­ком кричите: Папа! Тот должен входить в комнату и брать ребенка на руки. Затем пусть ребенок зовет его сам.

♦ Точно так же зовите других домашних.

Глаголы и глагольные звукоподражания

Ребенка нужно научить различать слова-действия и глагольные звуко­подражания на слух, а также произносить. Как можно скорей их нужно вводить в предложение.

♦ Бросьте со звуком на пол собачку. Скажите: БУМ — упала. АВ-АВ — БУМ, снова бросьте ее. Спросите: Что сделала собачка — АВ-АВ? Ре­бенку нужно ответить: БУМ. Можете произносить звукоподражание вместе.

♦ То же самое сделайте с кисой (другой игрушкой).

♦ Попеременно бросайте на пол то кису, то собачку. Спрашивайте: Кто БУМ? Ребенок должен отвечать: АВ-АВ или МЯУ.

Ребенка нужно научить произносить звукоподражания.

Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните [А] и прикусывайте нижнюю губу с хищ­ным видом. Ребенок повторяет за вами.

Корова мычит: МУ-МУ. Звукосочетание должно получиться у ребенка по подражанию. Если — нет, оттолкнитесь от слова мама. Пусть ребенок попе­ременно произносит мама и МУ-МУ, можете вытягивать ему пальцами губы в трубочку.

Мишка бубнит: БУ-БУ. Оттолкнитесь от слова баба, как в предыдущем за­дании.

Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от слова папа. При произнесении зву­ка |П'] пусть ребенок сильно улыбнется, а вы еще и дополнительно оттяните ему губы в стороны и прижмите подбородок, чтобы он не открывал рот. Гусь гогочет: ГА-ГА. Покажите ребенку, как у вас работает язык. Можете шпателем отодвинуть ему язык вглубь рта.

Курочка говорит: КО-КО. Также воспользуйтесь шпателем. Звук [К] произ­носите шепотом — он отличается от звука [Г] отсутствием голоса. Филин ухает: УХ-УХ. Напомните ребенку, как вы смеялись — ХА-ХА-ХА. Пусть повторит, затем пусть скажет: УХ.

Кошка мяукает: МЯУ. Ребенок должен произнести звукосочетание по подра­жанию. На звук |М'] пусть улыбается, а вы сжимайте ему губы, чтобы звук вышел более мягким.

Лиса тявкает: ТЯВ. Показывайте ребенку звуки [Т'] и [В]. На гласный сильно открывайте рот. Чтобы [Т*] получился мягким, ребенок должен пошире улы­баться.

Лягушка квакает: КВА. Звукоподражание сложное. Звук [К] можно ставить шпателем, затем ребенок должен закусывать губу, произносить [В|, а в конце говорить [А].

♦ Во время еды удобно формировать глагольное звукоподражание AM Положите себе в рот ложку (широко открыв его и сомкнув на черен­ке ложки губы). Одновременно с большим вкусом и аппетитом про­изнесите: AM. Поясните: мама — AM. Скажите ребенку: Покажи, как ты — AM. Пусть откроет рот, длительно скажет [А], в этот момент вы засовываете ему в рот ложку, он сжимает губы и говорит [М] — AM. Пусть кто-нибудь из ваших помощников кладет себе в рот ложку: AM. Спрашивайте у ребенка: Кто — AM? Он должен ответить: папа, баба и т. п.

♦ Во время игры пусть ребенок кормит куклу, собаку, мишку, подстав­ляя им ко «рту» ложку. Спрашивайте: Собачка — АВ-АВ что делает? AM? Ребенку нужно отвечать: AM. В идеале он должен сам комменти­ровать свои действия: АВ-АВ — AM и т. п.

Научите ребенка выговаривать местоимение кто. Пусть покажет, как гово­рит курочка. Повторите несколько раз: КО — кто. После [К] делайте очень небольшую паузу и, просовывая кончик языка между зубами, произносите ТО. Пусть ребенок повторяет. Не забывайте, что абсолютно точного произ­ношения добиваться не нужно.

♦ Разложите картинки, персонажей которых можно назвать известны­ми ребенку звукоподражаниями. Спрашивайте, указывая на картинку: Кто это? Кто? Он должен отвечать, используя нужное звукоподражание. Пододвиньте одну из картинок помощнику, спросите, показывая пальцем: Кто? Тот должен ответить: АВ-АВ. Затем пусть помощник даст ребенку другую картинку, спросит: Кто? Ребенок ответит: МЯУ. Скажите ребенку: Теперь ты дай мне картинку (слово дай сопрово­ждайте жестом). Спроси у меня: Кто? (показывайте пальцем в картинку). Если ребенок не может понять смысла задания, повторите упраж­нение с помощником несколько раз. Скажите ребенку: Спросите у меня вместе с папой: Кто это? Кто? Затем ребенок должен задавать вопрос самостоятельно.

♦ Играйте в мяч. Бросайте ребенку мяч и говорите: на. Когда он поймал его, просите: дай (сопровождая просьбу жестом). Он должен перебро­сить вам мяч.

♦ В дальнейшем бросайте друг другу мяч и говорите: на.

Чтобы произнести слово на, пусть ребенок зажмет язык между зубами и тя­нет [II], затем откроет рот и скажет [А]. Произносите с ним вместе. Перед этим повторите слово нет, чтобы ребенок вспомнил звук.

♦ Пусть ваш помощник дает ребенку игрушку, а вы просите ее у него: дай. Он должен передавать ее вам.

Научите ребенка произносить слово дай. Сначала пусть скажет: да. Затем по­кажите ему, куда нужно поставить язык на звук [Й], — пощупайте у него во pтy альвеолы. Покажите, как вы говорите: дай. На звук [Й| втягивайте рас­ширенный, утолщенный язык в середину рта. Когда ребенок будет произно­сить: дай, на звук [Й] можете подсунуть ему под язык шпатель и прижать его к нёбу.

♦ Попросите у ребенка мяч: дай. Затем скажите: А теперь ты скажи: дай. Взмахивайте мячиком, делайте вид, что сейчас вот-вот бросите его, но не кидайте до тех пор, пока ребенок не произнесет: дай. При необходимости подключите помощника. Пусть он просит у вас мяч: дай. Вы бросаете ему мяч и говорите ребенку: Теперь ты скажи: дай.

♦ Ходите по комнате, говорите: Я иду. Иду. Шагайте активно, чтобы ре­бенок понял, к какому вашему действию относится слово. Затем ска- жиге ребенку, указывая на него: Иди! Снова покажите, что он должен сделать. Шагайте с ним вместе.

Научите ребенка произносить слово иди. Вытяните губы в улыбку и дли­тельно тяните |И|. В это время просовывайте кончик языка между зубами и убирайте его внутрь. Будет получаться: ИДИ-ИДИ. Пусть ребенок повторяет за вами. Когда он будет тянуть [И], приставьте ему к зубам палец, чтобы он прикасался к нему язычком. Он может прижимать к зубам свой собственный палец и чувствовать им язычок.

♦ Встаньте рядом с ребенком и скажите: Скажи мне: Иди! Взмахните ру­ками, как будто собираетесь вышагивать. Дождитесь, пока он попро­сит: Иди!

♦ При необходимости подключите помощника. Пусть он говорит: Иди! Вы начинаете маршировать.

♦ Говорите ребенку: Иди ко мне. Иди к маме (делайте при этом жест ру­ками, показывайте на себя). Потом говорите: Иди к папе (показывайте на него). Ребенку нужно выполнять команды. В дальнейшем отдавайте команды без жестового сопровождения. Попросите ребенка сходить к кому-нибудь, кою нет в комнате: Иди к бабе.

♦ Покажите ребенку игрушечную машинку (желательно издающую сиг­нал). Погудите ею. Скажите: Машинка — БИ-БИ. Дайте ее ребенку: На — БИ-БИ. Вот — БИ-БИ. Повторите звукосочетание несколько раз. Затем поместите машинку среди других игрушек. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Ребенку нужно показывать на машинку (задавайте тот же вопрос по поводу других игрушек).

♦ Катайте машинку по полу, говорите: БИ-БИ — ТУ-ТУ! Возьмите в руки круглой формы предмет, напоминающий руль. Изображайте, что


рулите. Говорите: Я — ТУ-ТУ! Я еду! Мама — ТУ-ТУ. Затем передайте «руль» ребенку. Пусть крутит его, а вы говорите: Теперь ты — ТУ-ТУ! Едешь! ТУ-ТУ!

Научите ребенка произносить звукоподражания.

БИ-БИ. Пусть повторит за вами: баба. Вытяните губы в улыбку и, вытягивая их сильнее, произнесите: БИ-БИ. Ребенок должен повторить. Можете паль­цами оттягивать ему губы в стороны.

ТУ-ТУ. Пусть ребенок повторит за вами местоимение тут. После этого про­износит по подражанию: ТУ-ТУ.

♦ Возьмите машинку, спросите у ребенка: Что это? Он должен отве­тить: БИ-БИ. Для начала отвечайте сами (или же ваш помощник).

♦ Катайте машинку, спрашивайте: Что делает БИ-БИ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ.

Правила занятий с детьми

На освоение этого материала у разных детей уходит различное количе­ство времени (в тяжелых случаях до трех месяцев и больше). Так что, если ребенок продвигается очень медленно, не отчаивайтесь и про­должайте занятия.

Дети со всеми формами алалий могут легко забывать как звуки, кото­рые научились выговаривать, так и звукоподражания и слова. Дети с моторной алалией забывают, как они произносятся, дети с сенсорной алалией забывают, как они звучат, и перестают узнавать их на слух. У детей с сенсомоторной алалией встречается и то и другое. Подобная «забывчивость» входит в структуру всех этих дефектов. Так что не те­ряйте терпения, напоминайте ребенку забытые звуки и слова. Со вре­менем его память будет улучшаться.

Если у ребенка моторная алалия, после того, как вы поработали с ним над звуками речи, сразу начинайте ставить ему их произношение (смотрите дальше главу «Формирование произношения звуков речи»). Звуки желательно ставить параллельно с освоением звукоподражаний и простейших слов.

Когда ребенок начнет говорить, вы можете заметить, что он произ­носит «в нос». Его рот почти не открывается, звуки получаются не­внятными, задушенными, возникает впечатление, что он их глотает. Для улучшения произношения просите его «выдувать звуки и слова себе на ладонь», чтобы он чувствовал на ней воздух. Покажите, как «дуть на ладонь словом». Подставьте себе ко рту руку ребенка и про­изнесите, например, ТУ-ТУ. Ребенок почувствует два горячих выдоха. Показывайте ему в ладонь пальцем на каждый «попавший в нее» слог. Ребенку нужно таким же образом повторять за вами все звуки, звуко­сочетания и слова.

 

Формирование фразы

К настоящему моменту ребенок использует следующие речевые сред­ства.

Звукоподражания-существительные: А-А-А — кукла; О-О — петушок; У-У-У — волк; И-И-И — лошадка; АВ-АВ — собачка; МУ-МУ — корова; БУ-БУ - мишка; ПИ-ПИ - мышь; ГА-ГА - гусь; КО-КО - курочка; УХ- УХ — филин; МЯУ — киса; ТЯВ - лиса; КВА — лягушка; БИ-БИ - ма­шина.

Звукоподражания-глаголы: БУМ — упал; ТУ-ТУ — едет; AM — ку­шает.

Глаголы: дай, на, иди.

Существительные: мама, папа, баба, имена других членов семьи, а также свое собственное имя.

Утвердительные и отрицательные слова: да, нет. Наречия: тут, вот, где.

Возможно, вам удалось обучить ребенка произносить еще какие- нибудь слова или же они возникли у него самопроизвольно. Исходя из этого речевого материала, нужно учить ребенка строить предложения, по­степенно вводя в них новые звукоподражания и слова.

Усвоение образцов фразовой речи

Ребенку нужно показать, как пользоваться фразой, дать образцы простых связных высказываний, на которые он в дальнейшем смог бы опираться. Это желательно делать во время совместных игр — так легче создать речевые ситуации, которые были бы для ребенка интересны и сти­мулировали его речевое общение.

Предлагаемый материал в основном ориентирован на детей с сенсор­ной и сенсомоторной алалиями.

Если ребенок понимает речь, употребляйте в общении с ним обычные (а не искусственно упрощенные) предложения. Используйте звукоподра­жания и усеченные формы слов только тогда, когда ему нужно обучиться произносить их (поскольку более сложные, несокращенные виды слов ему пока еще недоступны).

♦ Достаньте коробку с игрушками. Скажите ребенку: Давай посмо­трим, кто тут (покажите на коробку). Вытаскивайте из нее игрушки и комментируйте: Вот А-А-А — кукла, вот БУ-БУ — мишка. Затем спрашивайте по поводу игрушек: Кто это? Ребенку нужно назы­вать их.

♦ Дальше играйте с игрушками по отдельности. Делайте вид, что кор­мите мишку: БУ-БУ мишка — АМ-АМ. Уроните его: БУМ — мишка упал, БУМ. А где БИ-БИ — машинка? Вот БИ-БИ? Показывайте не на ту игрушку. Ребенок должен ответить: нет. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Пусть ребенок ищет машинку, показывает на нее, говорит: вот. Про­сите: Дай БИ-БИ. Дай маме БИ-БИ. Катайте машинку: БИ-БИ — ТУ- ТУ, едет. Затем верните ее ребенку: На БИ-БИ. Дай БИ-БИ папе (бабе). Пусть ребенок отнесет игрушку папе или бабушке, даже если они находятся в другом помещении.

♦ Подобные упражнения можно выполнять с картинками.

♦ Играйте в игру «Кто там?». Вы с ребенком находитесь в комнате, дверь закрыта. В дверь по очереди стучатся ваши домочадцы. Ребенок впускает их, спрашивая: Кто там? Если семья небольшая, используйте игрушки, которые будут якобы «стучаться» в дверь, а «заводить» их в комнату будет ваш помощник.

 

Научите ребенка произносить наречие там по подражанию. Оно произно­сится просто и состоит из звуков, которые ребенок уже выговаривает. Внятно произнесите: там. На звук [Т] кончик языка немного высовывайте между зубами. Если ребенок все же будет затрудняться, оттолкнитесь от звукопо­дражания AM. Произнесите сначала AM, затем — там. Ребенку нужно по­вторить.

♦ Затем начинайте играть. Кто-нибудь стучит в дверь. Интересуйтесь: Кто там? Ваш помощник (папа) отвечает: Это я. Спрашивайте у ребенка, показывая на дверь: Кто там? Он должен сказать: папа. Говорите громко: Папа, иди! Обращайтесь к ребенку: Открой папе дверь (показывайте на дверь и жестом объясняйте, как открыть ее). Затем в дверь могут стучаться другие обитатели дома. Ребенку нужно спрашивать: Кто там? Вы можете делать это с ним вместе. Открывая дверь, ребенок должен приглашать: Баба, иди — и т. п. Говорите ему: Скажи — баба, иди! Можете произносить это с ним вместе.

♦ Если вы используете игрушки, на вопрос «Кто там?» ваш помощник должен отвечать звукоподражанием, например: АВ-АВ. Переспрашивайте у ребенка: Кто там?Он отвечает: АВ-АВ. Дальше играйте, как в предыдущем случае.

♦ Игра «Кто что сделал?». Топните ногой, произнесите: ТОП! Скажите ребенку: Теперь ты — ТОП (покажите, что он должен сделать). Когда он будет топать, повторяйте: ТОП, ТОП! Повернитесь к помощнику: Теперь папа — ТОП! Папа топает. Затем могут «топать» лапой игрушечный мишка, собачка. Спрашивайте у ребенка: Кто — ТОП? Ему нужно ответить словом или звукоподражанием.

Научите ребенка произносить звукоподражание ТОП. Пусть вслед за вами скажет ТО. После ТО звучно хлопайте губами и произносите [П]. Ребенок повторяет за вами.

Продолжайте игру «Кто что сделал?». Топните ногой и спросите у ребенка: Что я сделала? Если ребенок замешкается, сами отвечайте: ТОП. Задавайте тот же вопрос и топайте ногой. Ребенку нужно сказать: ТОП. Можете произносить с ним вместе. Затем пусть топнет ногой ваш помощник. Спрашивайте: Что папа сделал? Ребенок должен отвечать: ТОП.

♦ Изображайте другие действия и задавайте ребенку вопросы, на кото­рые он может ответить известными ему звукоподражаниями: AM, ТУ­ТУ, БУМ. Упадите на кровать, спросите: Что я сделала? Ребенку нуж­но сказать: БУМ. Спрашивайте про машинку, катая ее: БИ-БИ что делает?

♦ Игра «Едем в поезде». Вам понадобится игрушечный поезд. В нем могут ехать игрушки или (если поезд маленький) картинки с изображе­ниями зверей. Назовите поезд звукоподражанием ТЫХ-ТЫХ (так сту­чат колеса). Катайте поезд и говорите: Поезд — ТЫХ (показывайте на него) едет - ТУ-ТУ. Произносите ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ и делайте движения локтями, изображающие движение поезда, затем произно­сите это же звукоподражание и прокручивайте у поезда колеса. Спро­сите у ребенка: Где ТЫХ? Он должен показать.

Научите ребенка выговаривать звукоподражание ТЫХ. Пусть произнесет: ТУ-ТУ, затем ТЫ-ТЫ, вытягивая в стороны губы. Помогайте ему пальцами. Ребенок может смотреть в зеркало. Когда он будет говорить: ТЫ-ТЫ, долж­ны быть видны верхние и нижние зубы, пусть пощупает их пальцем. Затем произносите звукосочетания: ТЫ-ТЫХ. На звук [X] с силой выдувайте горлом воздух. Если у ребенка не получится повторить, напомните, как он смеется: ХА-ХА. Вместе произносите: ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ, изображая локтями движение поезда. Потом ребенок должен произносить это сам.

♦ Продолжайте игру. Спросите: Где ТЫХ? Ребенку нужно дать игруш­ку. Покатайте поезд, затем дайте ребенку, чтобы он катил его. Спро­сите: Что делает ТЫХ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ. Отклик­нитесь: Правильно! Поезд — ТЫХ — ТУ-ТУ — едет! Пододвиньте к ребенку несколько игрушек и спросите: Кто поедет на поезде — ТЫХ? Кто ТУ-ТУ? Ему нужно выбирать игрушки и сажать в поезд (если он не сообразит, что делать, помогите ему). При этом он должен назы­вать игрушки. Если он будет действовать молча, спрашивайте: Собач­ка - АВ-АВ - поедет ТУ-ТУ? Киса МЯУ - ТУ-ТУ - поедет? Пусть ребенок отвечает: да или ТУ-ТУ. Когда поезд наполнится, пусть ка­тает его по комнате. Спрашивайте: Кто едет на ТЫХ? Кто ТУ-ТУ на поезде? Ему нужно перечислять «пассажиров». Подсказывайте: А кто еще едет — ТУ-ТУ?

♦ Для дальнейших упражнений понадобится игрушечный светофор (вместо него можно использовать кружки: красный и зеленый). Пред­варительно покажите ребенку, как работает светофор на настоящей дороге, чтобы он понял, какой свет «включает» движение, а какой «выключает». Когда будет зажигаться зеленый свет, говорите: Смо­три — БИ-БИ машины — ТУ-ТУ — едут! Когда — красный, говорите: БИ-БИ — стоп!

♦ Снова играйте в «поезд». Когда ребенок будет катить его, покажите красный кружок, скажите: Поезд ТЫХ стоп! Ребенку нужно остано­вить поезд. Если он не сообразит, что сделать, сами остановите его. Покажите зеленый кружок, скажите: Поезд — ТУ-ТУ! В дальнейшем просто показывайте красный и зеленый кружки, ребенку нужно оста­навливать и отправлять поезд. Внятно комментируйте, какой свет горит: красный или зеленый. Ребенка пора начинать знакомить со словами-признаками.

Научите ребенка произносить слово стоп.

Сначала поставьте ему приблизительное произношение звука [С). Вытяните губы в улыбку, положите плоский язык на дно ротовой полости, а широкий, расплющенный кончик придвиньте к нижним резцам. Протяните: fC-C-Cj. Покажите ребенку картинку с комариком. Изобразите, как он летит и пы­тается укусить. Пусть ребенок повторит вашу артикуляцию перед зеркалом и попытается произнести [С]. Покажите ему, что нужно дуть на язык. Ког­да будете выговаривать [С], дуйте ему на руку, чтобы он чувствовал выдох. Когда ребенок будет говорить [С], пусть также дует себе на руку. Точного произношения добиваться не нужно, должен получиться просто свистящий звук. В дальнейшем показывайте ребенку картинку с комариком, он должен свистеть.

После этого топните ногой и скажите: ТОП. Ребенку нужно повторить за вами. Затем произносите: ТОП — стоп. Звук [С] тяните. Пусть ребенок по­вторяет.

♦ Продолжайте играть в поезд. На красный «свет» ребенку нужно оста­навливать его. Спрашивайте: ТЫХ — поезд что сделал? Стоп? В даль­нейшем ребенок должен отвечать сам.

♦ Когда поезд останавливается, высаживайте из него игрушку. Говори­те: АВ-АВ выходит — СКОК! (изображайте, как собачка выпрыгива­ет из поезда). На следующей остановке спрашивайте: Кто выходит? Кто СКОК? Ребенок должен отвечать и высаживать соответствующую игрушку.

Научите ребенка выговаривать звукоподражание СКОК. Пусть произнесет за вами: КО-КО (покажите ему картинку с курочкой). Затем говорите: КО-КОК, КОК. Пусть ребенок несколько раз произнесет: КОК. Потом тяните звук [С] (ребенок повторяет за вами) и произносите: [С-С-С] — СКОК. В дальнейшем ребенок должен сразу сказать: СКОК. На первых порах произносите с ним вместе.

♦ Играйте в «поезд» иначе. Поставьте в ряд стулья (сиденье к спинке) — это будет «поезд». Сядьте на первый стул, следом пусть сядет ребе­нок, за ним — ваш помощник. Покажите зеленый кружок, скажите: Зеленый свет! Едем! ТУ-ТУ! Поезд ТУ-ТУ! Дальше все вместе кричи­те: ТУ-ТУ! — и, изображая езду, раскачиваетесь на стульях. Покажите красный кружок, скажите: Красный свет! Стоп! Вы перестаете раска­чиваться на стульях. «Поезд» останавливается. Спрашивайте: Кто вы­ходит? Кто СКОК? Ты? (обращайтесь к ребенку). Если ребенок не сообразит, в чем дело, пусть ваш помощник скажет: Я — СКОК — и «выйдет» из «поезда». Прокомментируйте: Папа — СКОК. Опять

показывайте зеленый кружок, говорите: ТЫХ едет, ТУ-ТУ. На следу­ющей «остановке» спросите у ребенка: Кто выходит? Кто СКОК? Ты? Ребенок должен «соскочить» с «поезда».

♦ Затем пусть ваше место займет помощник. Снова разыграйте всю сценку. После этого на первый стул должен сесть ребенок. Вручите ему красный и зеленый кружки. Ему нужно самостоятельно разыграть всю сценку: показывать кружок; говорить: ТУ-ТУ; останавливать «по­езд», говорить: СТОП; спрашивать: Кто СКОК? Подсказывайте, если он что-то упустит.

♦ Играйте в «Лошадки». Лошадкой будет папа. Он изображает, как ло­шадка «ржет»: И-И-И! Перебирает ногами. Вы говорите: Папа — ло­шадка — И-И-И! Ребенок забирается ему на плечи. Командуйте: Лошадка — НО-О-О! Папа начинает «возить» ребенка по комнате (же­лательно подпрыгивая). Говорите: Папа СКОК! СКОК! (папа подпры­гивает). Опять говорите: Папа — НО-О-О! (тот быстрее бежит по ком­нате). Затем говорите: Папа — СТОП! ТПРУ! Папа останавливается.

Нужно научить ребенка говорить НО и ТПРУ.

Чтобы сказать НО, пусть ребенок сначала повторит за вами НА, а потом — НО (можно округлить ему губы пальцами).

Звукосочетание ТПРУ ребенок должен произносить одними губами — губы должны просто вибрировать. Научить этому можно только по подражанию. Если не получится, ничего страшного.

♦ Папа с ребенком продолжают играть в «Лошадки». Ребенок должен тянуть папу за ворот («за вожжи») и говорить: Папа — НО-О-О! Когда он хочет остановить его, говорить: Папа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.015 с.)