Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель занятий зависит от того нарушения, которое есть у ребенка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
□ Детей с моторной алалией нужно научить выговаривать звуки. Их произношение, скорее всего, придется формировать пальцами. Тем не менее заниматься с такими детьми легче, чем с детьми, у которых наблюдаются другие формы алалии, поскольку они способны понимать словесные инструкции. □ Детей с сенсорной алалией нужно обучить узнавать и различать звуки на слух и одновременно произносить их. Ставить таким детям звуки можно по подражанию, так как у них не нарушены произносительные возможности. Зато объяснять смысл заданий часто придется через помощника. □ При работе с детьми, страдающими сенсомоторной алалией, комбинируйте те и другие способы. Некоторые упражнения у ребенка могут не получаться или получаться не сразу. Повторяйте их по нескольку раз. Занятия нужно начать с гласных звуков. □ Покажите картинку с куклой, сделайте плаксивое лицо, откройте широко рот и скажите: А-А-А. Пусть ваш помощник сделает то же самое. Скажите ребенку: Теперь ты. Он должен открыть рот и сказать: А-А-А. □ Если у него не получится, попытайтесь произносить А-А-А все вместе — втроем. □ При необходимости откройте ребенку рот и пощекочите ребра. Звук (А) (или очень похожий на него) выйдет автоматически. □ Снова откройте рот, покажите ребенку жестом, чтобы он сделал то же самое (и словами скажите: Открой рот). Когда он откроет рот, произнесите: А-А-А. Если он снова не сможет повторить, опять пощекочите его. Тяните [А] вместе с ним. □ Засмейтесь: ХА-ХА-ХА. Звук |Х] выговаривайте еле заметно, делайте акцент на [А]. Будет получаться придыхательный (A). Пусть ваш помощник смеется подобным образом. Скажите ребенку: Я смеюсь. Папа смеется. Ты смейся (ткните его пальцем в грудь). Можете опять пощекотать его. Смейтесь втроем. □ Затем смейтесь: ХО-ХО-ХО, произнося звуки, как в предыдущем упражнении. Будет выходить придыхательный [О]. Округлите ребенку губы, нажав на углы рта. Можно снова пощекотать его. □ Опять посмейтесь: ХА-ХА-ХА (фактически: А-А-А). Скажите ребенку: Смейся! Откройте ему рот. Ткните в грудь пальцем. Нажмите ладонью на свою грудную клетку и потрясите ее вверх-вниз (показывая, как у вас получается смех). Выйдет дрожащий, прерывающийся звук [А]. Потом то же самое сделайте с грудью ребенка. Давите ощутимо. Произносите (А) вместе с ним. Если в результате всех этих манипуляций ребенок не способен произнести звук [А], скорее всего, у него сильно нарушена способность выполнять действия по подражанию. Он полностью не понимает смысла того, что вы делаете с ним и чего вы от него добиваетесь. Это возможно, когда у ребенка есть отставание в умственном развитии. Проконсультируйте его у специалиста-дефектолога или детского психолога. В любом случае продолжайте заниматься с ним описанными в этой главе способами. Может быть, в результате многократных повторов он все же поймет смысл ваших действий. Большинство детей с неосложненной алалией (даже сенсомоторной) улавливают смысл заданий по показу без приведенных здесь ухищрений. При различении звуков они опираются на демонстрацию артикуляции, пытаются копировать ее, произносят требуемые звуки и постепенно начинают узнавать их на слух. ♦ Когда ребенок вслед за вами или вместе с вами произнесет звук [А), произнесите его снова и, не прекращая тянуть, вытяните губы в трубочку— послышится [У]. Скажите: Теперь ты. Когда он начнет тянуть [А], можете нажать пальцами на углы его рта и вытянуть губы в трубочку. ♦ Повторите упражнение несколько раз. Затем сразу произнесите звук [У]. Ребенок должен повторить за вами. Можете вытянугь ему губы в трубочку. ♦ Длительно произнесите звук [У| и, сблизив губы, широко улыбнитесь — послышится [И]. Ребенку нужно повторить за вами. Можете помочь ему пальцами вытянугь губы. ♦ Сразу произнесите звук [И]. Ребенок повторяет за вами. ♦ Беззвучно показывайте ребенку артикуляции звуков [А], [У], [И]. Ребенку нужно копировать их и произносить звуки. Показывайте картинки с куклой, волком и лошадкой или изображайте их. Сначала произносите звуки вслух, говорите ребенку: Теперь ты — и показывайте артикуляции. Он должен повторять звуки. Для дальнейших заданий понадобятся три красных флажка. Суть упражнений — научить ребенка на слух отличать один звук речи от других. ♦ Произнесите звук (А). Ребенку нужно повторить его (если он научился это делать). Затем очень медленно и внятно произносите звуковой ряд, неоднократно включающий в себя звук (А): [А], [Ж|, [Н], [И], [А], [У], [Р|, |М|, |А|. Когда будете произносить [А|, поднимайте флажок. ♦ Объясните: Я показываю флажком (махните флажком) [А|. Все согласные произносите без призвука гласного звука. ♦ Пусть ваш помощник выполнит задание с флажком, показывая ребенку, что тот должен делать. Скажите ребенку: Папа показывает флажком [А]. ♦ Скажите ребенку: Теперь ты показывай флажком [А] (на [А] взмахните флажком). Произносите звуковой ряд, ребенку нужно поднимать флажок на каждый звук (А). Если он не понял задания, пусть выполняет его вместе с помощником. Можете делать это втроем. На каждый звук [А] говорите: Мы показали флажком [А]. ♦ Пусть ребенок поднимает флажок на звуки |И] и [У]. Ваша инструкция: Покажи флажком [И] (|У]). Ребенку нужно научиться выделять из звукового ряда звонкие согласные, произношение которых видно со стороны: [М], [Н], (Р). По нескольку раз произнесите каждый звук. Пусть ребенок рассмотрит их артикуляцию и пытается повторять их за вами (кроме [Р]). Звук [Н| произносите, чуть высовывая язык между зубами. Звук [Р] произносите, приоткрыв рот, чтобы ребенку было видно, как «дрожит» язык. ♦ Выполняйте с этими звуками упражнения с флажком. Звуки вводите по одному. ♦ Научите ребенка произносить звуки [М] и [Н]. Помогайте ему пальцами (сжимайте губы на (M); показывайте, куда поставить язык на [Н] — щупайте пальцем кончик его высунутого между зубами языка). ♦ Если звуки не выйдут достаточно звучными, пусть выговаривает их между звуками |А|. Нужно тянуть [А| и закрывать и открывать рот, смыкая губы (будет получаться (А-МА-МА-МА)). Для звука [Н] нужно тянуть (А) и закрывать рот так, чтоб язык оказывался зажатым между зубами (будет выходить [А-НА-НА-НА]). Звук [А] все время нужно произносить максимально звучно. Теперь выделяйте из звукового ряда звуки: (В], [Д], [Б) (их произношение также хорошо заметно со стороны). Когда будете выговаривать звук [Д], делайте небольшую щель между резцами, чтобы ребенок видел кончик языка. При произнесении звука |Б] сначала надувайте губы и щеки, а потом звучно выпускайте изо рта воздух (иначе звук [Б] по артикуляции не будет отличаться от [М], и ребенок может путать их). С перечисленными звуками выполняйте упражнения с флажком. Звуки подключайте по одному. ♦ Научите ребенка произносить звук [В|. Пусть закусывает зубами нижнюю губу и с голосом выдувает изо рта воздух. Если звук будет приглушенным, пусть произносит его между звуками [А] (как при постановке звуков [М] и [Н]). ♦ Научите ребенка произносить звук [Б]. Пусть надувает губы и щеки (вслед за вами) и гудит горлом, а потом с голосом произносит [Б]. Губы могут немного вибрировать. Если звук не получится звучным, пусть произносит: |БМ]. Между [Б| и |М| будет проскальзывать призвук гласного звука: БУМ или БЫМ. Пусть ребенок при этом бросает на пол мягкую игрушку. Перед этим со стуком бросьте ее сами и скажите: БУМ — упал ([У] произносите вскользь). Когда ребенок будет бросать игрушку и говорить БУМ, комментируйте: БУМ — упал. Таким образом вы формируете у него новое глагольное звукоподражание. ♦ Звук [Д| произносите многократно: [Д-Д-Д-Д]. Язык почти не сдвигайте с места, он должен виднеться между зубами. Изображайте, что стреляете из игрушечного пистолета. Скажите ребенку: Теперь ты. Пусть «стреляет» из пистолета и произносит серию звуков (Д). Если вам не удастся добиться достаточно звучного произношения звуков, не расстраивайтесь. На первых порах просто нужно, чтобы ребенок хотя бы как-то начал их произносить. Когда он научится лучше слышать звуки и понимать инструкции (это касается детей с сенсорной алалией) и лучше овладеет своим речевым аппаратом (это касается детей с моторной алалией), нужно уточнить их произношение. Первое время ребенок может смягчать звуки — это нормально. Наречия где, вот и тут. Слова да и нет Материал этой и следующих глав в основном ориентирован на детей с сенсорной и сенсомоторной алалией. Цель занятий — научить их понимать смысл самых простых слов (а заодно и произносить их). Детям с моторной алалией смысл этих слов изначально ясен, поэтому основной упор делайте на произнесении слов. ♦ Играйте в игру: прячьте в комнате игрушку (собачку), чтобы ребенок видел, куда вы ее положили. Спрашивайте: Где АВ-АВ? Где собачка? Он должен принести ее. Наречие где произносите внятно. Если ребенок не поймет задания, объясните через помощника. Задавайте ему те же вопросы, он должен приносить игрушку. Снова прячьте игрушку и спрашивайте у ребенка, где она. ♦ Это упражнение делайте с другими игрушками, которые можно назвать знакомыми ребенку звукоподражаниями. ♦ Прячьте игрушку тайком от ребенка и спрашивайте, где она. Ему нужно ходить по комнате и искать ее. Когда он приближается к ней, подбадривайте его: да, да. Когда уходит в сторону, говорите: нет, нет. Нужно добиться, чтобы в поисках игрушки ребенок ориентировался на ваше да и нет. Первое время можете сопровождать слова соответствующими жестами. ♦ Пусть ваш помощник спрячет на глазах у ребенка игрушку. Вы ищете ее и спрашиваете у ребенка: АВ-АВ — тут? Показывайте пальцем в разные места комнаты. Ребенок должен отвечать утвердительным или отрицательным жестом. Когда он кивает головой, говорите: да, да; когда он трясет головой: нет, нет. Научите ребенка говорить да. Разложите картинки или игрушки. Спрашивайте, показывая пальцем на картинку или игрушку: Это АВ-АВ? Когда ребенок будет кивать головой, говорите да. Пусть он смотрит на ваш рот и повторяет за вами. Покажите, куда поставить язык, пощупайте его кончик пальцем, пусть сам щупает его (язык должен слегка высовываться между зубами). На звук [А] широко открывайте рот, можно потянуть ребенка за подбородок. Звук [Д] может выходить приглушенным. ♦ Показывайте на куклу и спрашивайте: Это АВ-АВ? Ребенок будет качать головой. Вы комментируете: нет, нет. Покажите, как произнести слово нет. Звук [Н'] выговаривайте, высовывая кончик языка между зубами. На следующий гласный звук можете оттягивать ребенку губы в стороны пальцами. Вместо нет у него может выходить не. ♦ Пусть ребенок спрячет игрушку (вы тайком подсматривайте, куда он ее положил). Спрашивайте у него, показывая пальцем то в нужное место, то в какое-либо другое: АВ-АВ — тут ими тут? Научите ребенка произносить наречие тут. На звук [Т] пусть высовывает кончик языка между зубами. На [У] округляйте ему губы пальцами. Вместо тут может выходить ту. Чтобы ребенок понял, как произнести звук (T), почти беззвучно, шепотом пощелкайте языком на зубах (чуть высовывая кончик), при этом выдувая изо рта воздух. Будет слышаться несколько «чавкающий» звук [Т] ([Т-Т-Т]). Пусть ребенок повторит за вами. Пока он будет произносить, вытяните ему губы в трубочку (или пусть он сделает это сам), послышатся невнятные звукосочетания: ТУ-ТУ-ТУ. Для улучшения произношения попросите ребенка посильней выдувать изо рта воздух. Покажите, как это делать. Говорите ТУ, дуя ему на руку. ♦ В дальнейшем спрашивайте у ребенка: АВ-АВ, собачка, — тут? Он должен отвечать: тут. ♦ Положите две картинки с изображениями животных, звукоподражательные названия которых известны ребенку. Спрашивайте: Где АВ- АВ? Он должен показывать пальцем. Комментируйте его жест: вот, вот АВ-АВ. Научите ребенка выговаривать наречие вот. При произнесении звука [В] пусть прикусывает нижнюю губу верхними резцами и звучно выдувает изо рта воздух. На звук [О] можете округлять ему губы пальцами. У ребенка может выходить во. ♦ Показывая нужную картинку, пусть ребенок говорит: вот. ♦ Это же упражнение делайте с тремя картинками (если получится, с четырьмя). ♦ Пусть ваш помощник спрячет игрушку. Вы с ребенком ищете ее. Вы говорите ему: Где АВ-АВ? Где? (и разводите в недоумении руками). Затем обращаетесь к помощнику: Где? Тот достает игрушку. Научите ребенка произносить наречие где. На звук [Г] широко откройте рот и покажите, где у вас язык (в горле). Несколько раз произнесите звук [Г]. Пусть ребенок повторит. Если он не сможет «задвинуть» язык вглубь рта, продвиньте его туда шпателем. Пока ребенок повторяет звук, потихоньку отодвигайте шпатель, чтобы звук получался сам по себе. Затем внятно скажите: где (высовывая на звук [Д'] кончик языка между зубами). Пусть ребенок повторит Вместо где может получаться де. ♦ Пусть ваш помощник снова спрячет игрушку, вы с ребенком отыскивайте ее. Спрашивайте у помощника: Где АВ-АВ? Тот качает головой, пожимает плечами. Повернитесь к ребенку: Спросим у папы вместе: где? Только после того, как ребенок произнесет где, помощник дает игрушку. Имена домашних Слова мама, папа, баба, собственное имя, имена братьев и сестер, клички домашних питомцев ребенок, вероятнее всего, различает на слух (если у него есть хотя бы какое-то понимание речи). В этом случае нужно просто научить его их произносить (это касается и детей с моторной алалией). Если ребенок совсем не понимает речи, предварительно нужно сформировать у него понимание значения этих слов. ♦ Спросите у ребенка: Где мама? Он должен показать на вас пальцем. Добейтесь, чтобы он сказал: вот. Если он не опознает слово мама, произносите его многократно, очень внятно, указывая на себя пальцем: вот мама. Ребенок должен видеть ваш рот. ♦ Это же упражнение выполняйте с именами других домашних. ♦ Соберите всех домочадцев в комнате и спрашивайте у ребенка: Где мама? Где папа? — и т. п. Он должен показывать и говорить: вот. Нужно научить ребенка произносить слова мама, папа, баба, другие имена домашних, включая его собственное. Для братишки и сестренки (а также котенка или щенка) придумайте простые по произношению уменьшительные имена, желательно состоящие из одного слога или, если получится, — из двух повторяющихся слогов. Мама. Покажите, как произносится слово. Если у ребенка не получится повторить по подражанию, сжимайте ему губы пальцами на звук |М| и открывайте на звук |А| (он может делать это сам). Пана. Покажите, как произнести звук [П]: сжимайте губы, слегка их надувая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной [П]. Пусть ребенок повторит за вами. Затем произнесите слог ПА следующим образом: [П-П-П-ПА-ПА-ПА]. Пусть ребенок повторит. Можете помогать ему пальцами, как при формировании слога МА. Баба. Напомните ребенку, как произносится звукоподражание: БУМ (упал). Пусть повторяет его (бросая на пол игрушку). Затем вслед за вами пусть произнесет слог БА. Можете помогать ему пальцами. ♦ Скажите: Позовем папу (папа может выйти за дверь). Вместе с ребенком кричите: Папа! Тот должен входить в комнату и брать ребенка на руки. Затем пусть ребенок зовет его сам. ♦ Точно так же зовите других домашних. Глаголы и глагольные звукоподражания Ребенка нужно научить различать слова-действия и глагольные звукоподражания на слух, а также произносить. Как можно скорей их нужно вводить в предложение. ♦ Бросьте со звуком на пол собачку. Скажите: БУМ — упала. АВ-АВ — БУМ, снова бросьте ее. Спросите: Что сделала собачка — АВ-АВ? Ребенку нужно ответить: БУМ. Можете произносить звукоподражание вместе. ♦ То же самое сделайте с кисой (другой игрушкой). ♦ Попеременно бросайте на пол то кису, то собачку. Спрашивайте: Кто БУМ? Ребенок должен отвечать: АВ-АВ или МЯУ. Ребенка нужно научить произносить звукоподражания. Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните [А] и прикусывайте нижнюю губу с хищным видом. Ребенок повторяет за вами. Корова мычит: МУ-МУ. Звукосочетание должно получиться у ребенка по подражанию. Если — нет, оттолкнитесь от слова мама. Пусть ребенок попеременно произносит мама и МУ-МУ, можете вытягивать ему пальцами губы в трубочку. Мишка бубнит: БУ-БУ. Оттолкнитесь от слова баба, как в предыдущем задании. Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от слова папа. При произнесении звука |П'] пусть ребенок сильно улыбнется, а вы еще и дополнительно оттяните ему губы в стороны и прижмите подбородок, чтобы он не открывал рот. Гусь гогочет: ГА-ГА. Покажите ребенку, как у вас работает язык. Можете шпателем отодвинуть ему язык вглубь рта. Курочка говорит: КО-КО. Также воспользуйтесь шпателем. Звук [К] произносите шепотом — он отличается от звука [Г] отсутствием голоса. Филин ухает: УХ-УХ. Напомните ребенку, как вы смеялись — ХА-ХА-ХА. Пусть повторит, затем пусть скажет: УХ. Кошка мяукает: МЯУ. Ребенок должен произнести звукосочетание по подражанию. На звук |М'] пусть улыбается, а вы сжимайте ему губы, чтобы звук вышел более мягким. Лиса тявкает: ТЯВ. Показывайте ребенку звуки [Т'] и [В]. На гласный сильно открывайте рот. Чтобы [Т*] получился мягким, ребенок должен пошире улыбаться. Лягушка квакает: КВА. Звукоподражание сложное. Звук [К] можно ставить шпателем, затем ребенок должен закусывать губу, произносить [В|, а в конце говорить [А]. ♦ Во время еды удобно формировать глагольное звукоподражание AM Положите себе в рот ложку (широко открыв его и сомкнув на черенке ложки губы). Одновременно с большим вкусом и аппетитом произнесите: AM. Поясните: мама — AM. Скажите ребенку: Покажи, как ты — AM. Пусть откроет рот, длительно скажет [А], в этот момент вы засовываете ему в рот ложку, он сжимает губы и говорит [М] — AM. Пусть кто-нибудь из ваших помощников кладет себе в рот ложку: AM. Спрашивайте у ребенка: Кто — AM? Он должен ответить: папа, баба и т. п. ♦ Во время игры пусть ребенок кормит куклу, собаку, мишку, подставляя им ко «рту» ложку. Спрашивайте: Собачка — АВ-АВ что делает? AM? Ребенку нужно отвечать: AM. В идеале он должен сам комментировать свои действия: АВ-АВ — AM и т. п. Научите ребенка выговаривать местоимение кто. Пусть покажет, как говорит курочка. Повторите несколько раз: КО — кто. После [К] делайте очень небольшую паузу и, просовывая кончик языка между зубами, произносите ТО. Пусть ребенок повторяет. Не забывайте, что абсолютно точного произношения добиваться не нужно. ♦ Разложите картинки, персонажей которых можно назвать известными ребенку звукоподражаниями. Спрашивайте, указывая на картинку: Кто это? Кто? Он должен отвечать, используя нужное звукоподражание. Пододвиньте одну из картинок помощнику, спросите, показывая пальцем: Кто? Тот должен ответить: АВ-АВ. Затем пусть помощник даст ребенку другую картинку, спросит: Кто? Ребенок ответит: МЯУ. Скажите ребенку: Теперь ты дай мне картинку (слово дай сопровождайте жестом). Спроси у меня: Кто? (показывайте пальцем в картинку). Если ребенок не может понять смысла задания, повторите упражнение с помощником несколько раз. Скажите ребенку: Спросите у меня вместе с папой: Кто это? Кто? Затем ребенок должен задавать вопрос самостоятельно. ♦ Играйте в мяч. Бросайте ребенку мяч и говорите: на. Когда он поймал его, просите: дай (сопровождая просьбу жестом). Он должен перебросить вам мяч. ♦ В дальнейшем бросайте друг другу мяч и говорите: на. Чтобы произнести слово на, пусть ребенок зажмет язык между зубами и тянет [II], затем откроет рот и скажет [А]. Произносите с ним вместе. Перед этим повторите слово нет, чтобы ребенок вспомнил звук. ♦ Пусть ваш помощник дает ребенку игрушку, а вы просите ее у него: дай. Он должен передавать ее вам. Научите ребенка произносить слово дай. Сначала пусть скажет: да. Затем покажите ему, куда нужно поставить язык на звук [Й], — пощупайте у него во pтy альвеолы. Покажите, как вы говорите: дай. На звук [Й| втягивайте расширенный, утолщенный язык в середину рта. Когда ребенок будет произносить: дай, на звук [Й] можете подсунуть ему под язык шпатель и прижать его к нёбу. ♦ Попросите у ребенка мяч: дай. Затем скажите: А теперь ты скажи: дай. Взмахивайте мячиком, делайте вид, что сейчас вот-вот бросите его, но не кидайте до тех пор, пока ребенок не произнесет: дай. При необходимости подключите помощника. Пусть он просит у вас мяч: дай. Вы бросаете ему мяч и говорите ребенку: Теперь ты скажи: дай. ♦ Ходите по комнате, говорите: Я иду. Иду. Шагайте активно, чтобы ребенок понял, к какому вашему действию относится слово. Затем ска- жиге ребенку, указывая на него: Иди! Снова покажите, что он должен сделать. Шагайте с ним вместе. Научите ребенка произносить слово иди. Вытяните губы в улыбку и длительно тяните |И|. В это время просовывайте кончик языка между зубами и убирайте его внутрь. Будет получаться: ИДИ-ИДИ. Пусть ребенок повторяет за вами. Когда он будет тянуть [И], приставьте ему к зубам палец, чтобы он прикасался к нему язычком. Он может прижимать к зубам свой собственный палец и чувствовать им язычок. ♦ Встаньте рядом с ребенком и скажите: Скажи мне: Иди! Взмахните руками, как будто собираетесь вышагивать. Дождитесь, пока он попросит: Иди! ♦ При необходимости подключите помощника. Пусть он говорит: Иди! Вы начинаете маршировать. ♦ Говорите ребенку: Иди ко мне. Иди к маме (делайте при этом жест руками, показывайте на себя). Потом говорите: Иди к папе (показывайте на него). Ребенку нужно выполнять команды. В дальнейшем отдавайте команды без жестового сопровождения. Попросите ребенка сходить к кому-нибудь, кою нет в комнате: Иди к бабе. ♦ Покажите ребенку игрушечную машинку (желательно издающую сигнал). Погудите ею. Скажите: Машинка — БИ-БИ. Дайте ее ребенку: На — БИ-БИ. Вот — БИ-БИ. Повторите звукосочетание несколько раз. Затем поместите машинку среди других игрушек. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Ребенку нужно показывать на машинку (задавайте тот же вопрос по поводу других игрушек). ♦ Катайте машинку по полу, говорите: БИ-БИ — ТУ-ТУ! Возьмите в руки круглой формы предмет, напоминающий руль. Изображайте, что рулите. Говорите: Я — ТУ-ТУ! Я еду! Мама — ТУ-ТУ. Затем передайте «руль» ребенку. Пусть крутит его, а вы говорите: Теперь ты — ТУ-ТУ! Едешь! ТУ-ТУ! Научите ребенка произносить звукоподражания. БИ-БИ. Пусть повторит за вами: баба. Вытяните губы в улыбку и, вытягивая их сильнее, произнесите: БИ-БИ. Ребенок должен повторить. Можете пальцами оттягивать ему губы в стороны. ТУ-ТУ. Пусть ребенок повторит за вами местоимение тут. После этого произносит по подражанию: ТУ-ТУ. ♦ Возьмите машинку, спросите у ребенка: Что это? Он должен ответить: БИ-БИ. Для начала отвечайте сами (или же ваш помощник). ♦ Катайте машинку, спрашивайте: Что делает БИ-БИ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ. Правила занятий с детьми На освоение этого материала у разных детей уходит различное количество времени (в тяжелых случаях до трех месяцев и больше). Так что, если ребенок продвигается очень медленно, не отчаивайтесь и продолжайте занятия. Дети со всеми формами алалий могут легко забывать как звуки, которые научились выговаривать, так и звукоподражания и слова. Дети с моторной алалией забывают, как они произносятся, дети с сенсорной алалией забывают, как они звучат, и перестают узнавать их на слух. У детей с сенсомоторной алалией встречается и то и другое. Подобная «забывчивость» входит в структуру всех этих дефектов. Так что не теряйте терпения, напоминайте ребенку забытые звуки и слова. Со временем его память будет улучшаться. Если у ребенка моторная алалия, после того, как вы поработали с ним над звуками речи, сразу начинайте ставить ему их произношение (смотрите дальше главу «Формирование произношения звуков речи»). Звуки желательно ставить параллельно с освоением звукоподражаний и простейших слов. Когда ребенок начнет говорить, вы можете заметить, что он произносит «в нос». Его рот почти не открывается, звуки получаются невнятными, задушенными, возникает впечатление, что он их глотает. Для улучшения произношения просите его «выдувать звуки и слова себе на ладонь», чтобы он чувствовал на ней воздух. Покажите, как «дуть на ладонь словом». Подставьте себе ко рту руку ребенка и произнесите, например, ТУ-ТУ. Ребенок почувствует два горячих выдоха. Показывайте ему в ладонь пальцем на каждый «попавший в нее» слог. Ребенку нужно таким же образом повторять за вами все звуки, звукосочетания и слова.
Формирование фразы К настоящему моменту ребенок использует следующие речевые средства. Звукоподражания-существительные: А-А-А — кукла; О-О — петушок; У-У-У — волк; И-И-И — лошадка; АВ-АВ — собачка; МУ-МУ — корова; БУ-БУ - мишка; ПИ-ПИ - мышь; ГА-ГА - гусь; КО-КО - курочка; УХ- УХ — филин; МЯУ — киса; ТЯВ - лиса; КВА — лягушка; БИ-БИ - машина. Звукоподражания-глаголы: БУМ — упал; ТУ-ТУ — едет; AM — кушает. Глаголы: дай, на, иди. Существительные: мама, папа, баба, имена других членов семьи, а также свое собственное имя. Утвердительные и отрицательные слова: да, нет. Наречия: тут, вот, где. Возможно, вам удалось обучить ребенка произносить еще какие- нибудь слова или же они возникли у него самопроизвольно. Исходя из этого речевого материала, нужно учить ребенка строить предложения, постепенно вводя в них новые звукоподражания и слова. Усвоение образцов фразовой речи Ребенку нужно показать, как пользоваться фразой, дать образцы простых связных высказываний, на которые он в дальнейшем смог бы опираться. Это желательно делать во время совместных игр — так легче создать речевые ситуации, которые были бы для ребенка интересны и стимулировали его речевое общение. Предлагаемый материал в основном ориентирован на детей с сенсорной и сенсомоторной алалиями. Если ребенок понимает речь, употребляйте в общении с ним обычные (а не искусственно упрощенные) предложения. Используйте звукоподражания и усеченные формы слов только тогда, когда ему нужно обучиться произносить их (поскольку более сложные, несокращенные виды слов ему пока еще недоступны). ♦ Достаньте коробку с игрушками. Скажите ребенку: Давай посмотрим, кто тут (покажите на коробку). Вытаскивайте из нее игрушки и комментируйте: Вот А-А-А — кукла, вот БУ-БУ — мишка. Затем спрашивайте по поводу игрушек: Кто это? Ребенку нужно называть их. ♦ Дальше играйте с игрушками по отдельности. Делайте вид, что кормите мишку: БУ-БУ мишка — АМ-АМ. Уроните его: БУМ — мишка упал, БУМ. А где БИ-БИ — машинка? Вот БИ-БИ? Показывайте не на ту игрушку. Ребенок должен ответить: нет. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Пусть ребенок ищет машинку, показывает на нее, говорит: вот. Просите: Дай БИ-БИ. Дай маме БИ-БИ. Катайте машинку: БИ-БИ — ТУ- ТУ, едет. Затем верните ее ребенку: На БИ-БИ. Дай БИ-БИ папе (бабе). Пусть ребенок отнесет игрушку папе или бабушке, даже если они находятся в другом помещении. ♦ Подобные упражнения можно выполнять с картинками. ♦ Играйте в игру «Кто там?». Вы с ребенком находитесь в комнате, дверь закрыта. В дверь по очереди стучатся ваши домочадцы. Ребенок впускает их, спрашивая: Кто там? Если семья небольшая, используйте игрушки, которые будут якобы «стучаться» в дверь, а «заводить» их в комнату будет ваш помощник.
Научите ребенка произносить наречие там по подражанию. Оно произносится просто и состоит из звуков, которые ребенок уже выговаривает. Внятно произнесите: там. На звук [Т] кончик языка немного высовывайте между зубами. Если ребенок все же будет затрудняться, оттолкнитесь от звукоподражания AM. Произнесите сначала AM, затем — там. Ребенку нужно повторить. ♦ Затем начинайте играть. Кто-нибудь стучит в дверь. Интересуйтесь: Кто там? Ваш помощник (папа) отвечает: Это я. Спрашивайте у ребенка, показывая на дверь: Кто там? Он должен сказать: папа. Говорите громко: Папа, иди! Обращайтесь к ребенку: Открой папе дверь (показывайте на дверь и жестом объясняйте, как открыть ее). Затем в дверь могут стучаться другие обитатели дома. Ребенку нужно спрашивать: Кто там? Вы можете делать это с ним вместе. Открывая дверь, ребенок должен приглашать: Баба, иди — и т. п. Говорите ему: Скажи — баба, иди! Можете произносить это с ним вместе. ♦ Если вы используете игрушки, на вопрос «Кто там?» ваш помощник должен отвечать звукоподражанием, например: АВ-АВ. Переспрашивайте у ребенка: Кто там?Он отвечает: АВ-АВ. Дальше играйте, как в предыдущем случае. ♦ Игра «Кто что сделал?». Топните ногой, произнесите: ТОП! Скажите ребенку: Теперь ты — ТОП (покажите, что он должен сделать). Когда он будет топать, повторяйте: ТОП, ТОП! Повернитесь к помощнику: Теперь папа — ТОП! Папа топает. Затем могут «топать» лапой игрушечный мишка, собачка. Спрашивайте у ребенка: Кто — ТОП? Ему нужно ответить словом или звукоподражанием. Научите ребенка произносить звукоподражание ТОП. Пусть вслед за вами скажет ТО. После ТО звучно хлопайте губами и произносите [П]. Ребенок повторяет за вами. Продолжайте игру «Кто что сделал?». Топните ногой и спросите у ребенка: Что я сделала? Если ребенок замешкается, сами отвечайте: ТОП. Задавайте тот же вопрос и топайте ногой. Ребенку нужно сказать: ТОП. Можете произносить с ним вместе. Затем пусть топнет ногой ваш помощник. Спрашивайте: Что папа сделал? Ребенок должен отвечать: ТОП. ♦ Изображайте другие действия и задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить известными ему звукоподражаниями: AM, ТУТУ, БУМ. Упадите на кровать, спросите: Что я сделала? Ребенку нужно сказать: БУМ. Спрашивайте про машинку, катая ее: БИ-БИ что делает? ♦ Игра «Едем в поезде». Вам понадобится игрушечный поезд. В нем могут ехать игрушки или (если поезд маленький) картинки с изображениями зверей. Назовите поезд звукоподражанием ТЫХ-ТЫХ (так стучат колеса). Катайте поезд и говорите: Поезд — ТЫХ (показывайте на него) едет - ТУ-ТУ. Произносите ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ и делайте движения локтями, изображающие движение поезда, затем произносите это же звукоподражание и прокручивайте у поезда колеса. Спросите у ребенка: Где ТЫХ? Он должен показать. Научите ребенка выговаривать звукоподражание ТЫХ. Пусть произнесет: ТУ-ТУ, затем ТЫ-ТЫ, вытягивая в стороны губы. Помогайте ему пальцами. Ребенок может смотреть в зеркало. Когда он будет говорить: ТЫ-ТЫ, должны быть видны верхние и нижние зубы, пусть пощупает их пальцем. Затем произносите звукосочетания: ТЫ-ТЫХ. На звук [X] с силой выдувайте горлом воздух. Если у ребенка не получится повторить, напомните, как он смеется: ХА-ХА. Вместе произносите: ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ, изображая локтями движение поезда. Потом ребенок должен произносить это сам. ♦ Продолжайте игру. Спросите: Где ТЫХ? Ребенку нужно дать игрушку. Покатайте поезд, затем дайте ребенку, чтобы он катил его. Спросите: Что делает ТЫХ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ. Откликнитесь: Правильно! Поезд — ТЫХ — ТУ-ТУ — едет! Пододвиньте к ребенку несколько игрушек и спросите: Кто поедет на поезде — ТЫХ? Кто ТУ-ТУ? Ему нужно выбирать игрушки и сажать в поезд (если он не сообразит, что делать, помогите ему). При этом он должен называть игрушки. Если он будет действовать молча, спрашивайте: Собачка - АВ-АВ - поедет ТУ-ТУ? Киса МЯУ - ТУ-ТУ - поедет? Пусть ребенок отвечает: да или ТУ-ТУ. Когда поезд наполнится, пусть катает его по комнате. Спрашивайте: Кто едет на ТЫХ? Кто ТУ-ТУ на поезде? Ему нужно перечислять «пассажиров». Подсказывайте: А кто еще едет — ТУ-ТУ? ♦ Для дальнейших упражнений понадобится игрушечный светофор (вместо него можно использовать кружки: красный и зеленый). Предварительно покажите ребенку, как работает светофор на настоящей дороге, чтобы он понял, какой свет «включает» движение, а какой «выключает». Когда будет зажигаться зеленый свет, говорите: Смотри — БИ-БИ машины — ТУ-ТУ — едут! Когда — красный, говорите: БИ-БИ — стоп! ♦ Снова играйте в «поезд». Когда ребенок будет катить его, покажите красный кружок, скажите: Поезд ТЫХ стоп! Ребенку нужно остановить поезд. Если он не сообразит, что сделать, сами остановите его. Покажите зеленый кружок, скажите: Поезд — ТУ-ТУ! В дальнейшем просто показывайте красный и зеленый кружки, ребенку нужно останавливать и отправлять поезд. Внятно комментируйте, какой свет горит: красный или зеленый. Ребенка пора начинать знакомить со словами-признаками. Научите ребенка произносить слово стоп. Сначала поставьте ему приблизительное произношение звука [С). Вытяните губы в улыбку, положите плоский язык на дно ротовой полости, а широкий, расплющенный кончик придвиньте к нижним резцам. Протяните: fC-C-Cj. Покажите ребенку картинку с комариком. Изобразите, как он летит и пытается укусить. Пусть ребенок повторит вашу артикуляцию перед зеркалом и попытается произнести [С]. Покажите ему, что нужно дуть на язык. Когда будете выговаривать [С], дуйте ему на руку, чтобы он чувствовал выдох. Когда ребенок будет говорить [С], пусть также дует себе на руку. Точного произношения добиваться не нужно, должен получиться просто свистящий звук. В дальнейшем показывайте ребенку картинку с комариком, он должен свистеть. После этого топните ногой и скажите: ТОП. Ребенку нужно повторить за вами. Затем произносите: ТОП — стоп. Звук [С] тяните. Пусть ребенок повторяет. ♦ Продолжайте играть в поезд. На красный «свет» ребенку нужно останавливать его. Спрашивайте: ТЫХ — поезд что сделал? Стоп? В дальнейшем ребенок должен отвечать сам. ♦ Когда поезд останавливается, высаживайте из него игрушку. Говорите: АВ-АВ выходит — СКОК! (изображайте, как собачка выпрыгивает из поезда). На следующей остановке спрашивайте: Кто выходит? Кто СКОК? Ребенок должен отвечать и высаживать соответствующую игрушку. Научите ребенка выговаривать звукоподражание СКОК. Пусть произнесет за вами: КО-КО (покажите ему картинку с курочкой). Затем говорите: КО-КОК, КОК. Пусть ребенок несколько раз произнесет: КОК. Потом тяните звук [С] (ребенок повторяет за вами) и произносите: [С-С-С] — СКОК. В дальнейшем ребенок должен сразу сказать: СКОК. На первых порах произносите с ним вместе. ♦ Играйте в «поезд» иначе. Поставьте в ряд стулья (сиденье к спинке) — это будет «поезд». Сядьте на первый стул, следом пусть сядет ребенок, за ним — ваш помощник. Покажите зеленый кружок, скажите: Зеленый свет! Едем! ТУ-ТУ! Поезд ТУ-ТУ! Дальше все вместе кричите: ТУ-ТУ! — и, изображая езду, раскачиваетесь на стульях. Покажите красный кружок, скажите: Красный свет! Стоп! Вы перестаете раскачиваться на стульях. «Поезд» останавливается. Спрашивайте: Кто выходит? Кто СКОК? Ты? (обращайтесь к ребенку). Если ребенок не сообразит, в чем дело, пусть ваш помощник скажет: Я — СКОК — и «выйдет» из «поезда». Прокомментируйте: Папа — СКОК. Опять показывайте зеленый кружок, говорите: ТЫХ едет, ТУ-ТУ. На следующей «остановке» спросите у ребенка: Кто выходит? Кто СКОК? Ты? Ребенок должен «соскочить» с «поезда». ♦ Затем пусть ваше место займет помощник. Снова разыграйте всю сценку. После этого на первый стул должен сесть ребенок. Вручите ему красный и зеленый кружки. Ему нужно самостоятельно разыграть всю сценку: показывать кружок; говорить: ТУ-ТУ; останавливать «поезд», говорить: СТОП; спрашивать: Кто СКОК? Подсказывайте, если он что-то упустит. ♦ Играйте в «Лошадки». Лошадкой будет папа. Он изображает, как лошадка «ржет»: И-И-И! Перебирает ногами. Вы говорите: Папа — лошадка — И-И-И! Ребенок забирается ему на плечи. Командуйте: Лошадка — НО-О-О! Папа начинает «возить» ребенка по комнате (желательно подпрыгивая). Говорите: Папа СКОК! СКОК! (папа подпрыгивает). Опять говорите: Папа — НО-О-О! (тот быстрее бежит по комнате). Затем говорите: Папа — СТОП! ТПРУ! Папа останавливается. Нужно научить ребенка говорить НО и ТПРУ. Чтобы сказать НО, пусть ребенок сначала повторит за вами НА, а потом — НО (можно округлить ему губы пальцами). Звукосочетание ТПРУ ребенок должен произносить одними губами — губы должны просто вибрировать. Научить этому можно только по подражанию. Если не получится, ничего страшного. ♦ Папа с ребенком продолжают играть в «Лошадки». Ребенок должен тянуть папу за ворот («за вожжи») и говорить: Папа — НО-О-О! Когда он хочет остановить его, говорить: Папа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.012 с.) |