Замедление темпа речи и устранение излишней громкости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замедление темпа речи и устранение излишней громкости



♦ Голос ребенка может быть чересчур громким. Он как бы кричит, а не говорит (так мы пытаемся докричаться до плохо слышащего человека или когда говорим по телефону и нас не слышат). На занятиях,

♦ также в повседневном общении у ребенка нужно тренировать мане­ру говорить тихим голосом. Речь низким голосом и с «мягкой атаки» устраняет излишнюю громкость голоса.

♦ У ребенка может быть ускоренный темп речи. Напрямую замедлить темп речи практически невозможно, поскольку он связан со скоро­стью протекания других двигательных реакций, с процессами мышле­ния и вообще психического реагирования. Тихий и низкий голос ав­томатически приводит к некоторому замедлению темпа. Тем не менее напоминать ребенку, чтобы он говорил медленнее, необходимо.

Если у ребенка исчезнут избыточные мышечные напряжения и он приучится говорить низким голосом с «мягкой атаки», это значительно Уменьшит риск возникновения у него заикания.

Преодоление недавно возникшего заикания

Заикание трудно спутать с каким-то другим речевым нарушением даже неискушенному человеку, но на всякий случай назовем основные его признаки:

□ Ребенок повторяет слоги (преимущественно первый слог в слове). Эти повторы кажутся насильственными и носят судорожный характер.

□ Он судорожно повторяет согласные звуки (в основном также в начале слов: с-с-стол, к-к-кран).

□ Ребенок застревает на первом гласном звуке в слове, долго тянет его с судорожными перерывами и с трудом переключается на следующий звук: а-а-авария.

□ Он может долго тянуть в начале слова согласный звук, который воз­можно произнести протяжно ([М] или [Н ], например): м-м-машина.

□ Он делает вдох посреди слова.

□ Ребенок долго молчит, прежде чем начать произносить предложение. При этом он может делать «захлебывающиеся» вдохи и неполноцен­ные короткие выдохи.

Эффективно преодолеть возможно только «свежее», едва возникшее заикание (когда ребенок заикается не больше месяца или двух и сам еще толком не догадался, что с ним произошло). Если же заикание устоялось и ребенок знает о нем, на его коррекцию могут уйти долгие годы, причем эта коррекция может быть безуспешной.

Помочь преодолеть заикание может только комплекс весьма радикальных мер, к сожалению очень сложноосуществимых как для ребенка, так и его домашних. Смысл этих мер заключается в том, чтобы создать для ребенка условия, при которых он немедленно бы прекратил заикаться.

♦ Как только вы заметили у ребенка заикание, ему сейчас же нужно установить режим молчания. Одновременно очень желателен постель­ный режим. Объясните ребенку, что он болен, у него «заболел» голос и поэтому он какое-то время должен молчать и лежать в постели (пока голос не «выздоровеет.

 

♦ Режим молчания (и постельный режим) нужно сохранять в продолже­ние недели. За это время, как правило, забываются еще не успевшие зафиксироваться в речи запинки. Если постельный режим установить не удается, нужно хотя бы максимально ограничить подвижность ре­бенка.

♦ По прошествии недели можете сообщить ребенку, что его голосок «пошел на поправку» и теперь ему можно разговаривать шепотом. Переход на шепотную речь (а не обычную) объясняется тем, что при таком типе речи заикание полностью невозможно. Вы сами и все до­машние также должны говорить с ребенком шепотом. Чем дольше вы это выдержите, тем лучше. Когда ребенок начнет говорить шепотом, ему нужно отменить постельный режим. Но это не значит, что он те­перь может свободно бегать по комнате. Он может сидеть, немного ходить, как и положено «выздоравливающему».

♦ Режим молчания осуществим не со всяким ребенком, так же как и не с каждым родителем. В крайнем случае ребенка сразу можно переве­сти на шепотную речь (опять же объяснив это «болезнью» голоса). Его подвижность все равно нужно существенно ограничить.

♦ Развлекать ребенка следует тихими занятиями типа рисования, лепки, собирания конструктора, выкладывания мозаики. Читайте ему что-то спокойное и уравновешенное тихим, низким голосом, несколько мед­леннее, чем обычно.

♦ В дальнейшем ребенку можно разрешить говорить очень тихим, низ­ким голосом максимально короткими фразами. Объясните, что, если он будет говорить много и громко, у него опять «заболеет» голос и ему снова придется молчать (или шептать). Объясните также, что голос у него «заболел» из-за того, что он громко «пищал». Покажите, как он разговаривал высоким голосом и как он теперь должен говорить — низким.

♦ Во время осуществления этих мероприятий вокруг ребенка не долж­но быть никакого общества, с ним не нужно гулять — никакие лиш­ние впечатления ему сейчас не полезны. Ему не нужно делать по­дарков, это тоже может вызвать ненужное возбуждение. Не стоит смотреть телевизор, включать компьютер. Подобный режим должен продолжаться не меньше месяца. С самого начала ребенка полезно показать врачу-психоневрологу, чтобы тот назначил успокоительное лечение.

♦ Постепенно ребенок может начинать говорить громче, но по-прежнему низким голосом. Такой голос должен стать его привычкой и второй натурой, он должен говорить так всегда.

 

Можно попробовать изменить ситуацию и другим способом.

♦ Его можно увезти в какое-нибудь нешумное место — в деревню или на дачу. Но только это место должно быть действительно безлюдным и тихим, чтобы там можно было создать для ребенка условия, подобные описанным.

♦ В подавляющем большинстве случаев в результате применения пере­численных мер заикание у ребенка прекращается полностью. Но такой ребенок готов к тому, чтобы оно возобновилось при любом благопри­ятном для этого поводе. Поэтому в дальнейшем с ним нужно проводить профилактику рецидива, занимаясь таким же образом, как с детьми, пред­расположенными к формированию заикания.

Правила общения с детьми

□ Если ребенок предрасположен к заиканию, первое, что нужно сде­лать, — это упорядочить режим его жизни. Обстановка в доме должна быть тихая и уравновешенная. Для ребенка могут быть опасны бурные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Не рекомендуются чрезмерно эмоционально возбуждающие мероприятия. Противопо­казано воспитание «примерного ребенка», так как оно предъявляет к нему завышенные, трудноосуществимые требования, что приводит к психическому перенапряжению. Для ребенка не полезны декламации стихов перед посторонними, пе­регрузки чтением. Может оказаться опасным овладение в раннем воз­расте иностранными языками. Нужно ограничить фразовую речь ребенка. Поощряйте его общаться

□ короткими предложениями, Для ребенка хорошо найти какую-нибудь физическую подвижность — она улучшает координацию движений и вообще благотворно влияет на состояние мышц тела. Но не стоит отдавать его в групповые виды спорта, такие, как футбол. Подобные игры перевозбуждают детей, к тому же они связаны с обилием речевой продукции, которая осущест­вляется прямо на поле в ситуации нарушенного дыхания. Виды фи­зической нагрузки или спорта должны быть уравновешенными (типа плавания, верховой или велосипедной езды) и не должны включать выраженного момента азарта. Если в речи у ребенка появились запинки и сбои, а также нарушилось дыхание, режим его жизни придется ввести в еще более спокойное русло. Ребенку противопоказаны шумные развлечения, гости, боль­шое скопление детей. Нужно ограничить просмотр телевизионных программ, особенно перед сном. В любое время дня не полезны воз­буждающие передачи и фильмы, вызывающие возбуждение компью­терные игры, походы в кино. При общении с ребенком всегда нужно иметь в виду, что радостное возбуждение для него может оказаться нисколько не безопаснее отрицательного аффекта. Ребенка нежелательно отдавать в детский сад — даже в самый лучший и специализированный. Если он уже посещает детский сад, его нужно оттуда забрать.

□ Вообще, в жизнь ребенка в это время нежелательно вводить никаких

□ нарушающих ее привычное течение дополнительных обстоятельств. Если у ребенка есть повторы слогов и звуков, нельзя акцентировать на этом его внимание, повторять за ним. Просите его произнести всю


□ фразу помедленнее (так как вы не расслышали), понизив голос и опу­стив плечи. Фраза не обязательно должна быть повторена теми же словами. Нужно воспроизвести общий ее смысл. Речь без повторов и запинок вообще невозможна ни для ребенка, ни для взрослого, поэто­му ребенка нужно обучать не тому, чтобы он гладко, без запинок, го­ворил, а тому, чтобы он умел «выходить» из состояния запинки, твор­чески исправляя свое высказывание.

□ Если у ребенка отмечался эпизод заикания, который был преодолен, в дальнейшем нужно очень внимательно наблюдать как за его речью, так и за его общением. Детский сад, как уже говорилось, вообще не­желателен для предрасположенных к заиканию детей, но для ребенка, у которого был опыт заикания, он вдвойне нежелателен. Время поступления в школу является одним из неблагоприятных пе­риодов, в который возможен рецидив заикания. Поэтому детей, пере­живших эпизод заикания, нужно хорошенько подготовить к школе — заранее научить читать и писать (выкладывать тексты из разрезной азбуки), чтобы облегчить учебные ситуации, связанные с речью. На­выкам пересказа таких детей тоже нужно обучить заранее. В момент поступления ребенка в школу нужно проконтролировать там обстановку. Желательно войти в контакт с учителем, чтобы в пер­вое время, пока ребенок не освоится, его не вызывали к доске и по возможности вообще ничего от него не требовали (в особенности — не ругали)


 

Общее недоразвитие речи, или алалия

К группе алалий относятся тяжелые речевые нарушения, при которых речь у детей отсутствует полностью или почти отсутствует. Об алалии у ре­бенка можно говорить после трех лет.

Алании бывают трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная.

□ При сенсорной алалии ребенок не может научиться говорить из-за того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». Собственная речь у него обычно отсутствует полностью или могут быть отдельные лепетные слова. Но основным признаком сенсорной алалии является отсутствие понимания речи. Ребенок не понимает ее, так как не улавливает, из каких звуков она складывается. Сенсорная алалия может быть выражена в разной степени.

Ребенок полностью не воспринимает речевых звуков — не обращает на них внимания. Он совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.

Ребенок воспринимает некоторые звуки речи, но очень плохо различает их между собой. Он откликается на словесные обращения, но смысла их не по­нимает или понимает очень отдаленно. В основном он ориентируется, исхо­дя из ситуации, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, по­вороты головы, и примерно догадывается, о чем идет речь и что происходит. Родители считают, что у ребенка хорошее понимание речи, и переубедить их бывает довольно сложно.

□ При моторной алалии ребенок не управляет речевыми органами. Его мышцы физически здоровы (в отличие от дизартрии), но в результате определенных мозговых нарушений он как бы «не может научиться» совершать необходимые речевые движения, а значит, и выговаривать звуки — все или частично. Понимание речи при моторной алалии бы­вает сохранено или в небольшой мере нарушено. Моторная алалия мо­жет быть выражена по-разному.

Ребенок не способен совершать любые произвольные (преднамеренные) движения органами речи, даже просто по заданию открыть рот. При этом не- произвольные движения остаются в полном порядке: он может открывать и закрывать рот во время еды, смеяться и т. п. В этом случае ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.

Ребенок способен совершать самые простые произвольные движения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая речь. Он может очень несовершенно произносить ограниченное количество слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и то же слово каждый раз может произноситься по-разному.

□ Сенсомоторная алалия представляет собой комбинацию описанных нарушений, поэтому является самым тяжелым речевым дефектом.

Речевое развитие детей, страдающих алалией, протекает по-разному.

Речь может не возникать вовсе или формироваться чрезвычайно медленно. Так что к возрасту десяти (а то и двенадцати) лет ребенок будет говорить очень неразборчиво — неполноценной, грамматически неоформленной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.

Речь может начать развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показателей, и обучение в обычной школе окажется для ребенка недоступным.

В любом случае у детей с алалией будет возникать отставание в общем развитии, обусловленное недостаточностью речевой функции.

Занятия с детьми, у которых обнаружена алалия, можно начать и в три и в четыре, и в пять лет, и даже значительно позже. Успех, как правило, зависит от двух факторов: от настойчивости и систематичности в занятиях и от изначального уровня умственного развития ребенка.

Если интеллект — в норме, речевой дефект ребенка будет преодолен полностью (правда, на это может уйти много времени). Основной критерий сохранности интеллекта — степень обучаемости ребенка, способность усваивать новые знания. Если, начав занятия, вы обнаружите, что ребенок совсем не усваивает материал, обратитесь за консультацией к специалисту-дефектологу. Но не спешите делать неутешительные выводы: на первых порах ребенок может продвигаться очень и очень медленной (особенно при сенсорной и сенсомоторной алалиях).

Перед началом занятий обследуйте речь ребенка, чтобы понять, с какой формой алалии вам предстоит бороться.

 

Обследование ребенка

Нарушения слухового восприятия речи

Нужно выяснить:

Понимает ли ребенок доступные инструкции. Понимает ли он значения простых слов. Есть ли у него вообще реакция на звуки речи. Есть ли у него реакция на голос.

Достаточно ли хорошо он различает неречевые звуки.

Проверьте у ребенка физический слух. Если он окажется сниженным, обратитесь к специалисту-сурдопедагогу. Самостоятельно помочь ребенку не сможете.

Способность понимать инструкции

Инструкции предлагайте без указательных жестов.

Просите ребенка дать какую-либо игрушку или находящийся в ком­нате предмет.

Просите его совершить с предметом действие. Например, пусть возь­мет его и положит на стол. Ребенку нужно выполнять инструкции, состоящие из нескольких дей­ствий. Например: выйти из комнаты, закрыть дверь, позвать бабушку; взять мяч, подбросить его, поймать и дать вам; показать сначала ногу, потом руку, потом оба уха.

 

Понимание значения слов

Нужно выяснить, знает ли ребенок названия частей тела, а также окружающих предметов. Спрашивайте: Где рука? Где стол? Где диван? Предмет должен находиться в поле зрения ребенка, но вы называйте его только словом, безо всякого жеста или даже взгляда в ту сторону. Нужно выяснить, понимает ли ребенок значения слов, обозначающих простые действия. Давайте ему команды: сядь, встань, ляг, иди и т. п. Ре­бенку нужно выполнять их. Следите, чтобы вы движениями головы или иными жестами не подсказали, какое действие он должен выполнить.

Реакция на звуки речи

Реакцию на звуки речи нужно проверить, если ребенок не понимает слов. Наблюдайте за ним: слушает ли он звуки, всматривается ли в ваше произношение или остается безучастным.

♦ Возьмите куклу, держите ее у себя перед лицом и длительно произно­сите звук [А], как будто от ее имени (словно бы она плачет).

Повторите несколько раз. Потом возьмите собачку и точно так же несколько раз произнесите звук [У] (собачка скулит). Снова произнесите звук [У]. протягивая ребенку то куклу, то собачку. Он должен показать, кто сказал [У], затем — [А]. Ребенок может не понять с первого раза, что от него требуется. Произносите звуки [У] и [Л], прижимая к себе соответствующую игрушку.

♦ Проверьте реакцию ребенка на звуки [О], [И]. Подберите для этого подходящие игрушки, например: лошадку и петушка (лошадка «говорит»: И-И-И; петушок кричит: О-О-О).

♦ Проверьте реакцию ребенка на согласные звуки [М], [Ж] и [Р]. Звуки произносите протяжно. Используйте игрушки (или картинки): мычать может корова, рычать — тигр, жужжать — жук.

Наличие реакции на голос

Реакцию на голос нужно проверить, если ребенок не реагирует на звуки речи и, как вам кажется, не откликается на обращения. Он может вообще не обращать внимания ни на какие голоса — не слышать их. Иногда он может откликаться на один чей-то голос (например, мамин) и полностью игнорировать все остальные.

♦ Погремите за спиной у ребенка погремушкой (попищите звучащей игрушкой) — он обернется. Похлопайте в ладоши — реакция будет та­кой же. Затем громко произнесите у него за спиной звук [А], можете позвать его: Э-Э-ЭЙ. По идее он также должен обернуться, но этого] может не произойти. В таком случае пусть кто-то другой из домашних окликнет его.

Различение неречевых звуков

При сенсорной и сенсомоторной алалиях дети не всегда хорошо раз­личают неречевые звуки. Это связано с недостаточной сформированностью в целом слухового восприятия, внимания и памяти.

♦ Несколько раз покажите ребенку, какие звуки издают две звучащие игрушки. Пусть отвернется. Извлекайте звуки то из одной, то из дру­гой игрушки (только не попеременно). Ребенок должен показывать, какая игрушка звучала.

♦ Это же упражнение выполняйте с тремя звучащими игрушками.

♦ Пусть ребенок отвернется. Топните ногой. Ребенок должен по звуку догадаться, что вы сделали, и повторить ваше действие.

♦ Хлопайте за спиной у ребенка в ладоши, стучите рукой по столу, шур­шите бумагой и т.п. Ребенку нужно повторять ваши действия. Если какой-то звук нов для него, предварительно покажите, каким спосо­бом он извлекается.

 

Двигательные нарушения

Теперь нужно проверить, управляет ли ребенок мышцами своего ре­чевого аппарата (есть ли у него моторные нарушения).

Нужно выяснить:

□ Может ли он совершать по подражанию (по показу) различные дви­жения органами речи.

□ Способен ли он вообще к каким бы то ни было речевым движениям.

□ Может ли он при выполнении движений принимать помощь со стороны.

Объем движений, которые ребенок может осуществлять

Все движения ребенку нужно выполнять вслед за вами, глядя в зеркало.

♦ Он должен открывать и закрывать рот.

♦ Высовывать язык изо рта и убирать обратно.

♦ Улыбаться и вытягивать губы в трубочку.

♦ Поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз.

♦ Ребенок должен уметь совершать серию из двух-трех движений. На­пример: открыть рот, закрыть его, улыбнуться. Движения нужно по­вторить в той же последовательности.

Способность к выполнению каких-либо действий

Если ребенок не справляется с предшествующими заданиями, проверь­те, способен ли он вообще по заданию совершать движения органами речи.

♦ Попросите его открыть рот. Несколько раз покажите это действие. Скажите, чтобы он представил себе, как он ест. Поднесите ему ко рту ложку.

♦ Улыбнитесь, изобразите смех. Предложите ребенку посмеяться с вами вместе: Ну-ка, как ты смеешься?

Способность принимать помощь

♦ Предлагайте ребенку совершать различные движения губами и язы­ком, открывать и закрывать рот. Помогайте ему пальцами. Чтобы он открыл рот, потяните его за подбородок. Оттягивайте ему губы в сто­роны за уголки, чтобы он улыбнулся, вытягивайте их пальцами в тру­бочку и т. п.

Результаты проверки

□ Если вы нашли у ребенка слуховые (сенсорные) нарушения, значит, у него — сенсорная алалия, выраженная в различной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструк­ций.

□ При моторной алалии вы обнаружите у ребенка неспособность (или су­щественное ограничение способности) к выполнению произвольных движений органами речи.

□ У ребенка может быть сочетание тех и других нарушений. Тогда нужно говорить о наличии у него самого тяжелого речевого дефекта — сенсо- моторной алалии.

 

Занятия с детьми при различных формах алалии

Мы будем описывать работу над преодолением алалии, разбивая мате­риал занятий на два блока. В зависимости от ситуации будут рассматри­ваться вместе то сенсорная и сенсомоторная алалии, то сенсомоторная и моторная.

□ Объединение сенсорной алалии с сенсомоторной требуется, когда нужно описать работу по восстановлению у детей поврежденных слу­ховых (сенсорных) функций. Эти функции одинаковым образом на­рушаются при обоих дефектах.

□ При описании работы над формированием моторных (двигательных) функций будут объединяться вместе моторная и сенсомоторная алалия.

□ При подборе материала для занятий мы исходили из самых тяжелых случаев недоразвития сенсорных и моторных функций у детей. Вам же нужно выбирать из него задания и упражнения, учитывая выраженность речевого расстройства у ребенка.

Развитие слухового восприятия при сенсорной и сенсомоторной алалиях

Когда ребенок совсем или почти совсем не понимает речи, для объ­яснения ему смысла заданий часто приходится привлекать третье лицо (на эту роль больше всего подошли бы сестренка или братик ребенка). Вам нужно как бы втроем разыгрывать упражнение: вы объясняете упражне­ние, ваш помощник выполняет его, фактически показывая ребенку, что тот должен сделать, ребенок смотрит на него и по аналогии догадывается, что именно от него требуется.

Например, ребенку нужно повторить два звука, не перепутав порядка. Вы воспроизводите эти звуки, помощник повторяет их (например, топает ногой и хлопает в ладоши). Вы опять воспроизводите звуки и поворачи­ваетесь к ребенку: А теперь ты. Если он все равно не понимает, что нужно сделать, вы с помощником объясняете это же задание на примере другой (третьей) пары звуков. Вы можете меняться ролями: помощник показыва­ет действие, вы повторяете за ним.

При объяснении заданий не ограничивайтесь простым показом дей­ствий и жестами, а активно используйте речь. Только говорите очень внят­но и медленно. Желательно использовать весьма небольшой набор одних и тех же слов.

Хвалите ребенка за каждый изданный звук (даже самый невнятный) и каждое неправильно выполненное задание. Говорите: Молодец! А даль­ше, как бы между прочим, называйте правильное слово и показывайте упражнение, с которым он не справился. Такая тактика нужна потому, что у неговорящего ребенка, скорее всего, есть очень большая неуверенность в себе, страх неудачи, а от этого и низкий уровень мотивации к речево­му общению. На эту тему рекомендую прочесть пособие Грибовой О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит». Книжка небольшая, но в ней хорошо описаны способы взаимодействия с полностью неговорящими детьми.

Занятия по преодолению сенсорной и сенсомоторной алалий нужно начать с работы над неречевыми звуками. На их основе вы сформируете у ребенка определенные алгоритмы действий со звуками вообще, которые потом ему будет проще перенести на звуки речи.

Различение неречевых звуков

♦ Покажите ребенку, какой звук издают звучащие игрушки (начинайте с двух). Пусть отвернется. У него за спиной воспроизведите один из звуков. Пусть покажет, какая игрушка звучала. Количество игрушек желательно довести до четырех.

♦ Извлеките два более-менее похожих друг на друга звука (топните но­гой по полу и хлопните в ладоши). Пусть ребенок отвернется. Вос­произведите один из этих звуков. Ребенку нужно повторить его. Затем то же самое проделайте со вторым звуком. Количество звуков жела­тельно довести до четырех (дополнительно вы можете хлопать рукой по столу и стучать по стеклу).

♦ Это же упражнение выполняйте с близкими между собой звуками (ца­рапайте чем-нибудь по разным поверхностям, постукивайте по столу разными предметами, шуршите разными предметами). Показывайте ребенку звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.

♦ Если в доме есть пианино (можно игрушечное), поочередно извле­кайте из него два максимально далеких между собой по высоте звука. Пусть ребенок слушает звуки и смотрит на клавиатуру. Затем пусть от­вернется. Вы нажимаете клавишу, он на слух угадывает, какую клави­шу вы нажали, и показывает ее.

♦ Упражнение выполняйте иначе. Извлекайте с помощью одной и той же клавиши очень тихий и максимально громкий звук. Показы­вайте ребенку, как это делается: то едва касайтесь клавиши, то с силой опускайте на нее руку. Можно взять руку ребенка в свою и совершать эти действия его пальцем. Затем пусть отвернется. Вы извлекаете то тихий, то громкий звук, ребенок должен повторить его.

♦ Это же задание выполняйте с другими громкими и тихими звуками: громко и тихо хлопайте в ладоши, топайте по полу и т. п. Подобное задание выполняйте со звуками разной длительности Для этого удобно использовать дудочку. Покажите ребенку, как по­дуть долго, как подуть коротко. Пусть повторит. Затем дуйте в дудочку у него за спиной. Он должен определять длительность звука и повто­рять его.

Оперирование с неречевыми звуками

В речи звуки всегда представлены в виде звукового ряда, который никогда не бывает дан весь целиком и полностью (как зрительный, когда все объекты ряда находятся перед глазами), а только последовательно — звук за звуком. Поэтому оперирование со звуками речи возможно только но памяти. Это создает дополнительные трудности при восприятии и анализе звукового состава слов.

При выполнении дальнейших упражнений нужно научить ребенка запоминать последовательность неречевых звуков и верно воспроизводить ее.

♦ Извлеките за спиной у ребенка два знакомых ему звука (топните ногой | об пол и хлопните в ладоши). Ребенку нужно повторить их, не перепу­тав порядка. Перед этим наглядно объясните, что он должен сделать (топните ногой сами, затем «топните» его ногой, хлопните в ладоши, затем «хлопните» его ладонями). Если ребенок не понимает задания, используйте помощника.

♦ Эти же звуки предложите ребенку в обратном порядке. Он должен по­вторить их. Количество звуков желательно довести до четырех. Воспроизведите два звука разной громкости (очень тихий и очень громкий), например хлопайте в ладоши. Повторите два-три раза. Ре­бенок должен воспроизвести звуковой ряд. Затем он должен повто­рить его наоборот. Попробуйте удлинить ряд: хлопайте громко, тихо, потом опять громко и т. п.

♦ Это же упражнение выполняйте с очень высокими и низкими звука­ми.

♦ Это же упражнение выполняйте с короткими и длинными звуками. Можно дуть в дудочку.

♦ Выстукивайте по столу несложный ритм из трех звуков: та — та-та или та-та — та (с паузами разной длительности между звуками). Ре­бенку нужно повторить за вами.

♦ Играйте «в ладушки». Задайте ритмический рисунок, который вам нужно исполнить. Скажите: та — та-та (обратите внимание, с это­го момента вы начинаете использовать звуки речи). Затем, повторяя: та — та-та, хлопайте с ребенком в ладоши. В дальнейшем выстуки­вайте в ладоши более сложный и длинный звуковой рисунок: та — та-та-та-та, та-та — та-та и т.п.

♦ Предыдущее упражнение выполняйте иначе. Вы задаете ритм, ко­торый ребенку нужно воспроизвести, дуя в дудочку. Например:

♦ ду-у-у — ду-ду; ду-ду — ду-у-у. Когда произносите гласный [У], вы­тягивайте вперед губы, чтобы ребенок видел, как вы дуете, словно в дудочку. Сначала покажите, как с помощью дудочки можно воспроиз­водить различные звуковые рисунки.

♦» Подобное упражнение выполняйте с барабаном. Вы задаете нужный ритм: бом — бом-бом (или бом-бом — бом-бом и т. п.), ребенку нужно от­стукивать его палочкой. Сначала можете стучать по барабану вместе.

 

Узнавание голосов

Ребенку нужно научиться различать голоса людей. Сначала — ваш голос и чей-то еще (например, папин). Затем вам понадобятся и другие помощ­ники. Желательно, чтобы ребенок различал голоса четырех-пяти человек.

При выполнении упражнений ребенок заодно научится реагировать на звуки речи, а возможно, потихоньку начнет и различать их.

♦ Длительно произнесите звук [А]. Ребенок должен посмотреть на вас (он ведь уже привык таким образом реагировать на источник звука). Затем этот же звук пусть произнесет ваш помощник. Ребенок переве­дет на него взгляд. Звуки произносите громко, широко открывая рот, максимально привлекая к себе внимание ребенка. Затем ему нужно отвернуться. Вы с помощником произносите звуки, ребенку нужно показать, кто сказал [А]. Спрашивайте: Кто сказал А?

♦ Это же упражнение выполняйте с гласными звуками [О], [У], [И]. По возможности увеличивайте количество помощников. Спрашивай­те у ребенка, кто произнес звук. Пусть показывает пальцем.

♦ Такое же упражнение выполняйте с согласными звуками [М], [Ж], [Р]. Тяните их подольше.

♦ Затем со звуками [Б], [Д], [Г], [С]. Поскольку эти звуки не такие звучные, как предыдущие, повторяйте их по нескольку раз: [Б-Б-Б],

♦ [Д-Д-Д].

Для дальнейших упражнений понадобятся кое-какие артистические способ­ности.

♦ Покажите ребенку картинку с кошкой. Если вдруг ребенок никогда в жизни не встречал живую кошку, прежде покажите ему ее. Это отно­сится ко всем «звериным» персонажам, которые вы будете использо­вать, — ребенок должен быть знаком с ними хотя бы по мультфильмам, чтобы представлять их повадки. Показывая картинку с кошкой, ска­жите: Это — киса. Она говорит МЯУ. Встаньте на четвереньки, изобра­зите кошку, потритесь ребенку головой о руку, скажите МЯУ, сделай­те вид, что умываете «лапкой мордочку». Пусть то же самое проделает кто-то другой, например — папа. Пусть произносит МЯУ басом. Ска­жите ребенку: Папа — кот, он говорит МЯУ. После этого ребенок дол­жен отвернуться. Вы с папой попеременно произносите МЯУ. Спра­шивайте у ребенка: Кто сказал МЯУ?Он должен показывать — кто.

Вообще, для неговорящего ребенка очень хорошо было бы завести в доме ко- тенка или щенка — особенно щенка. Он мог бы выполнять роль «помощника» во время занятий. Ему, например, можно бросать мяч, отдавать команды, как бы дрессируя его. Таким образом, ребенок будет участвовать в осмыслен­ной, интересной для него речевой деятельности.

♦ Упражнения, подобные предыдущему, выполняйте с другими кар­тинками. Изображайте нарисованных на них животных, «говорите» за! спиной у ребенка их голосами, он должен показывать, кто «сказал» за того или иного персонажа.

Для каждого из животных подберите коротенькую характерную пантомиму, по которой ребенок мог бы опознавать их.

Кошка умывает мордочку (трите себе нос и глаза кулачком). Она «говорит»: МЯУ.

Собачка виляет хвостиком (вы совершаете соответствующие движения задней частью туловища). Она «говорит»: АВ-АВ.

Корова жует траву (вы, наклонив голову, делаете несколько монотонных «жвачных» движений). Она «говорит»: МУ-МУ.

Лиса очень хитрая (сделайте остренькую хитрую «мордочку» и зорко посматривайте по сторонам). Она «говорит»: ТЯВ-ТЯВ.

Курочка клюет зернышки и взмахивает крылышками (вы вытягиваете в тру­бочку губы, киваете головой и взмахиваете локтями). Она «говорит»: КО-КО Лягушка смешно подпрыгивает и, ловя комариков, «шлепает» ртом (вы вскидываете вверх локтями и звучно хлопаете губами). Она «говорит»: КВА-КВА Волк воет, вытягивая вверх нахмуренную, унылую морду (сделайте соответствующее выражение лица, вытяните губы). Он «говорит»: У-У-У. Кукла плачет (делайте хныкающее лицо и хлюпайте носом). Она «говорит» А-А-А.

Жук быстро машет крылышками (вы «нахохливаете» спину и быстро- быстро машете кистями рук). Он «говорит»: Ж-Ж-Ж.

Лошадка цокает копытами (вы делаете скачущие движения руками и цокаете языком). Она «говорит»: И-И-И.

Петушок, прищурившись, важно смотрит по сторонам и изредка взмахивает крыльями (вы делаете отрывистые «птичьи» движения головой, бросаете во- круг взгляды и вскидываете плечами). Петушок «говорит»: О-О. Мишка ходит вразвалку (вы, округлив колесом вдоль туловища руки, неуклюже переступаете с ноги на ногу). Мишка бубнит: БУ-БУ.

Комар летит и ищет, кого бы ему укусить (вы строите озабоченную физиономию, мелко трясете головой, можете показывать комарика сжатыми в щепотку пальцами). Комар «говорит»: С-С-С.

Филин хлопает широко раскрытыми глазами (вы медленно поводите головой из стороны в сторону и, выпучивая глаза, моргаете). Он «говорит»: УХ-УХ. Змея, извиваясь, ползет (делайте рукой соответствующие жесты). Она шипит!

ш-ш-ш.

У гуся длинная шея (вы вытягиваете шею и открываете рот наподобие гусиного клюва). Он «говорит»: ГА-ГА-ГА.

Тигр хищно скалит зубы и сверкает глазами (покажите верхние и нижние зубы, грозно посмотрите, изобразите мощные, когтистые тигриные лапы). Тигр рычит: Р-Р-Р.

Ежик щетинит иголки (можете выставлять вперед растопыренные пальцы). Он отрывисто фыркает: Ф-Ф-Ф.

Мышь грызет сыр, быстро-быстро стуча зубками (поднесите руку ко рту и со­вершайте передними зубами мелкие «грызущие» движения). Она «говорит»:ПИ-ПИ-ПИ.

 

Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил повадки как можно большего коли­чества зверей. Вам еще не раз понадобятся эти персонажи.

♦ Показывайте ребенку картинки с животными, изображайте их повад­ки, имитируйте «голоса». Ребенок должен вслед за вами разыгрывать соответствующую пантомиму. Говорите: Покажи кису — МЯУ-МЯУ. Покажи собачку — АВ-АВ и т.п. Если ребенок не догадается, что от него требуется, обратитесь с теми же словами к помощнику (пусть он изобразит пантомиму), потом к ребенку: Теперь ты. Можете показы­вать ему его же руками, какие движения он должен совершить. Пусть копирует выражения вашего лица.

Различение звукоподражаний

Сначала используйте звукоподражания из одного гласного звука: И-И-И — лошадка; У-У-У — волк; А-А-А — кукла; О-О — петушок.

♦ Повторите последнее упражнение из предыдущей главы с перечислен­ными звукоподражаниями. Пусть ребенок по нескольку раз изобразит каждый персонаж.

♦ Показывайте ребенку только картинки и произносите звукоподража­ния, он должен изображать пантомимы.

♦ Очень внятно произносите звукоподражания (без соответствующей картинки), ребенок должен изобразить нужный персонаж. Говорите: Покажи Лялю. Покажи волка. Очень выразительно артикулируйте зву­ки ртом, чтобы ребенок видел, как вы их произносите. Если ребенок не будет справляться с заданиями, то есть не будет опо­знавать звуки, показывайте картинки.

♦ Можете подсказать ему нужный персонаж каким-нибудь одним же­стом. Например, скажите: И-И-И — и цокните языком, скажите: А-А-А — и сморщите лицо.

Если ребенок по-прежнему не различает звуков, не смущайтесь и продолжайте занятия. Повторите с ним еще раз гласные звуки, после чего добавьте согласные: [Ф], [Р], [Ж|, [С], [Ш] (имитирующие «речь» ежика, тигра, жука, комара и змеи).

♦ Произносите звукоподражания (напоминайте ребенку соответству­ющей пантомимой, кому они принадлежат), пусть он изображает нужный персонаж. Звуки [Ж] и [Ш| похожи между собой, поэтому [Ж] выговаривайте очень звонко, a [Ш] глухо, шепотом. Если ребенок не сможет различать некоторые звукоподражания или будет пугать их — ничего страшного.

♦ Положите две картинки с персонажами, которые вы будете характе­ризовать звукоподражаниями (куклу и жука, лошадку и ежика). Про­износите соответствующие звуки, ребенок должен называть нужную картинку. Например: Л-Л-Л. Кто это? — и поочередно показывайте на картинки с жуком и куклой. При необходимости объясните зада­ние через помощника (который должен выполнить упражнение вме­сто ребенка, давая ему образец).

♦ Пусть ваш помощник выполняет предыдущее упражнение, допуская «ошибки» (показывая не ту картинку). Спрашивайте у ребенка: Это правильно? А -А-А говорит жук? (показывайте картинку). Да? (кивайте головой). Нет? (качайте головой). Ребенку нужно отвечать с помощью утвердительного или отрицательного жеста (задание сложное, поэто­му — если сможет).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.103 с.)