Полякова, Марина Анатольевна.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полякова, Марина Анатольевна.



Полякова, Марина Анатольевна.

Как правильно учить ребенка говорить / Марина Полякова. — М.: Geleos Publishing House; Капитал Трейд Компани, 2010. — 172 с.

ISBN 978-5-412-00046-6

Агентство CIP РГБ

Полякова Марина Анатольевна — практикующий логопед с 25-летним стажем работы. Автор многочисленных книг и пособий по развитию речи у детей.

Ее уникальная методика помогает родителям и воспитателям правильно научить ребенка гово­рить, а специалистам — исправить такие нарушения речи, как заикание, алалия (полное отсутствие речи), недостатки звукопроизношения, задержка речевого развития.

В книге вы найдете упражнения по развитию речи у детей с первых дней жизни и до достиже­ния ими четырех лет и далее. Научитесь выявлять у ребенка отклонения в речевом развитии и по воз­можности устранять их.

© М. Полякова. 2009 © Geleos Publishing House Ltd, 2009


 

М.А. ПОЛЯКОВА

КАК

ПРАВИЛЬНО

УЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

 

От автора

Уважаемые читатели!

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает развитие речи де­тей с рождения до четырех лет и позже. Пособие предназначено для того, чтобы:

— помочь нормально развивающемуся ребенку в своевременном ста­новлении правильной речи;

— помочь родителям как можно раньше выявить у ребенка отклоне­ния в речевом развитии и, если это возможно, самостоятельно предотвра­тить или преодолеть их.

В пособии представлена методика работы с детьми, у которых есть алалия , или общее недоразвитие речи, в самой тяжелой форме полного отсут­ствия речи.

Книга будет полезна родителям, воспитателям, логопедам.

Может быть, вам захочется поделиться с автором своими впечатлени­ями. Автор будет чрезвычайно признателен за подобные отзывы.

E-mail: polyakova@logo-eidos.ru

 

Введение

Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприят­ная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую ребенок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в до­ступной форме должен иметь возможность откликаться на нее. Так что, уже просто словесно общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно за­нимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.

Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но встречаются и такие (и сейчас — довольно часто), которые нуждаются в специальном сти­мулировании речевого развития. Без этого они с опозданием начинают го­ворить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, а часто и с серь­езными отклонениями.

При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Ведь слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь.

Иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть у ре­бенка возможную задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы го­ловы, асфиксия новорожденного (нарушение или отсутствие у младенца дыхательной функции), соматические заболевания, повышенное внутри­черепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически (они вяло сосут, поз­же положенного времени начинают держать голову, ползать, ходить).

Но чаще всего предугадать, как будет развиваться речь ребенка, невоз­можно. Поэтому, чтобы не упустить время (которое в этот период чрез­вычайно дорого), желательно уже с самого рождения ребенка заниматься целенаправленным ее формированием (как говорится, кашу маслом не испортишь).

По поводу развития речи у детей существует разнообразная литерату­ра. Отличительная особенность настоящего пособия в том, что описываемые в нем способы развития речи базируются на специальной логопедической методике. С ее помощью формируется речь у детей, которые в принципе не могут научиться говорить самостоятельно или же обучаются этому с большим трудом. Применение логопедических методов к нормально раз­вивающимся детям оказывается тем более эффективным.

Мы не ставили цели знакомить читателей с общеизвестными мате­риалами, касающимися развития речи детей, — в книге излагается толь­ко определенная система занятий, направленная на последовательное и планомерное формирование у ребенка конкретных речевых навыков и возможностей. В пособии приводится необходимый речевой материал и практические упражнения.

В книге описывается, как стимулировать речевое развитие ребенка, чтобы это было эффективно и вместе с тем не привело бы к отрицатель­ным последствиям, поскольку не всякий способ развития речи действи­тельно «развивает» ее и не всякое форсирование речевого развития бывает для ребенка полезным. Например, встречается такое парадоксальное «из­быточное» развитие речи, когда формальная сторона речи у ребенка раз­вита даже чересчур хорошо, но он не способен к действительно содержа­тельным высказываниям (так называемое «детское резонерство»).

Под хорошим развитием родители обычно понимают объем словаря ребенка и над его пополнением в основном и трудятся. Однако главный критерий уровня речевого развития — это умение строить грамотные фра­зы, анализировать речь с точки зрения ее звукового и слогового состава, умение правильно распространять предложения, рассказывать и переска­зывать. Кроме того, важен не столько сам по себе объем словаря ребенка, сколько его качественное содержание — наличие в нем наречий, прилага­тельных, предлогов, местоимений и т.п. Ребенок должен хорошо владеть и навыками словообразования и словоизменения. Все эти показатели и свидетельствуют о действительно хорошем развитии его речи.

Над речью можно работать так, чтобы стимулировать мышление ре­бенка, развивать его понятийный аппарат. Правильным образом постав­ленное формирование речи может предупредить у ребенка появление не­которых психологических комплексов и ослабить уже имеющиеся. Когда развитие речи не направляется вовсе или (что иногда бывает еще хуже) на­правляется неправильно, могут возникать различные искажения в ее раз­витии: запаздывание развития, дефекты произношения звуков, заикание, а в более позднем возрасте — нарушения чтения и письма.

С помощью этого пособия вы сможете профессионально помочь ре­бенку в овладении речью и, кроме того, предотвратить у него появление перечисленных речевых расстройств.

Пособие предназначено для того, чтобы:

помочь нормально развивающемуся ребенку в своевременном станов­лении правильной речи; помочь родителям как можно раньше выявить у ребенка отклонения в речевом развитии и, если это возможно, самостоятельно предотвра­тить или преодолеть их;

В пособии представлена методика работы с детьми, у которых есть алалия, или общее недоразвитие речи, в самой тяжелой форме полного отсут­ствия речи.

Как пользоваться пособием

Сколько бы лет ни было вашему ребенку, советуем читать книгу с са­мого начала. В первых ее главах вы найдете материал, который может ока­заться вам полезным.

Для проведения занятий потребуются предметные и сюжетные кар­тинки, — чтобы самостоятельно не подбирать их, купите в книжном ма­газине логопедический альбом, предназначенный для развития речи. Весь необходимый речевой материал приводится в книге.


Сведения о речи

Как в целом устроена речь

Речь — очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю речь и внешнюю.

Внутренняя речь (понимание речи)

Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способ­ность различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни.

Внешняя речь (или собственная речь ребенка)

Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспро­изводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат, и если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные, способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

Внешняя речь имеет две стороны — произносительную и смысловую.

Произносительная сторона речи (произношение)

Произношение — это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов и слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов:

□ Речевое дыхание (речевой выдох). Чтобы возникло полноценное про­изношение, к органам речи (языку, губам, зубам) должна поступить сфокусированная струя воздуха. При правильно настроенном речевом выдохе воздух целиком попадает в рот (без частичной утечки в нос). Для полноценного произношения нужно, чтобы воздушная струя на­правлялась прямо к выходу из ротовой полости, как бы «нацеливаясь» в самые зубы.

□ Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, которые находятся в гортани. В результате их работы получается «звучная» речь.

□ Артикуляция. Это определенные движения органов речи (губ и языка), с помощью которых произносятся звуки.

Смысловая сторона речи

При нормальном ее развитии у ребенка должны быть равномерно сформированы все ее компоненты:

□ Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать не только суще­ствительные, глаголы и прилагательные, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы.

□ Грамматический строй речи. Ребенку нужно уметь правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов.

□ Фразовая речь. Ребенок должен строить полноценные развернутые предложения (используя предлоги) без пропусков необходимых чле­нов предложения.

□ Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок должен соблюдать в них правильную последовательность слогов и звуков.

И произносительная и смысловая стороны речи формируются у ре­бенка постепенно. При нормальном варианте развития они должны сло­житься в основных своих чертах к трем годам жизни.

Этапы развития речи

В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но инди­видуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти от­клонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возника­ют те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.

Активное формирование речи у детей начинается практически с само­го рождения (есть мнение, что оно закладывается еще во внутриутробном периоде). Сначала появляется понимание речи, затем развивается и соб­ственная, внешняя речь.

Понимание речи складывается на базе речевого слуха. Уже на первом месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В три месяца он узнает голос матери, различает интонации. Примерно к пяти месяцам он понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Бу­дем кушать. Дай ручку). После шести — семи месяцев понимание речи раз­вивается бурно, но зависит от природных способностей ребенка, а также от речевой обстановки, в которой он находится.

Собственная речь возникает у ребенка также сразу после рождения. Первое проявление речи — это крик, потом появляются гласные звуки.

На втором месяце ребенок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков, а также гласных в сочета­нии с согласными А-А, А-ГУ и т. п.), затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, в том числе повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА -МА).

Но все эти первоначальные опыты произнесения не являются еще ре­зультатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ре­бенком бессознательно, инстинктивно.

Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться странным, начинается с жеста. Первыми появляются указа­тельный жест и жест, с помощью которого ребенок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия и являются своеобразными аналогами глаголов (посмотри на или сделай что-то с этим предметом и дай). Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», иногда вплоть до «внутрен­ней» жестикуляции, едва заметной на глаз. У взрослого человека жестовая речь всегда сопровождает обычную, а иногда несколько ее предваряет (как бы «запускает» ее). Так что важная роль жеста в речи сохраняется навсегда.

 

Примерно после шести месяцев ребенок начинает сознательно ими­тировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов.

После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизиро­вать его становится сложно. В целом к полугора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.

К двум годам ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьши­тельный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, на­сколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

После двух лет нормально развивающийся ребенок уже хорошо по­нимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноцен­ная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прила­гательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдель­ных звуков: чаще всего [Р], (Л)шипящих и свистящих.

Пожалуйста, обратите внимание: здесь и в дальнейшем тексте, когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки. Если буква обозначает

мягкий согласный звук, вверху и справа от нее ставится запятая ([Р'] — РЬ, [Л'] - ЛЬ).

Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в по­степенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

Речевая среда и развитие ребенка

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, ока­зывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или не­достаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех об­стоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на разви­тии его речи.

□ Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, • сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе роле­вые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимули­рует к речевым высказываниям.

□ Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхност­ным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи от­дельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находи­лось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

□ Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние зву­ки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсо­лютно не сформировано.

□ Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экран­ная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точ­но интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребен­ку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, про­смотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия теле­визора не только на психику, но и на физиологию детей (рекомендую прочесть книгу немецкого автора Райнера Пацлафа «Застывший взгляд»).

□ Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи по­стоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые еди­ницы от других. Это правило не распространяется на мелодичную му­зыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

□ Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на состав­ные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятству­ют формированию творческого воображения и не способствуют раз­витию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, ко­торая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

□ У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствую­щих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок те­ряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Ранние признаки нарушений развития речи

По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения ре­чевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсут­ствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важ­ный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ре­бенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).


Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это сви­детельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некото­рые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном на­рушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может поя­виться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответству­ющей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникно­вения.

Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от ре­чевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочита­ет одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского пси­хоневролога и психолога.

У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не мо­жет обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и парали­чи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневро­лога и логопеда.

Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно по­казать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специали­зация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Реги­стре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».

Когда ребенок отстает в речевом развитии и вы замечаете, что он не­достаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень инди­видуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как пра­вило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).

 

Речь ребенка от рождения до года

В этот период родителям бывает трудно определить, насколько правиль­но развивается речь ребенка, тем более что у детей встречаются отклонения от типичного варианта развития. С детьми этого возраста к тому же очень сложно как-то целенаправленно взаимодействовать. Так что, занимаясь с детьми, лучше всего, образно говоря, «следовать» за их речевым развитием и стимулировать и поощрять уже формирующиеся речевые возможности.

Слуховое внимание, восприятие и понимание речи

Слуховое внимание и восприятие

Слуховое восприятие и внимание складываются у ребенка с само­го рождения. Однако в первый месяц его жизни специально влиять на их развитие трудно, поэтому с ребенком нужно просто побольше разговари­вать. Старайтесь рассказывать ему о том, что вы с ним делаете (кормите, переодеваете и т. п.).

На втором месяце у ребенка формируется зрительное восприятие и по­является возможность приступить к целенаправленному развитию слу­хового внимания. Это нужно делать, как только ребенок начнет следить взглядом за движущимися предметами и проявлять интерес к висящим над его кроватью игрушкам. Ваша задача — научить его произвольно (предна­меренно) обращать внимание на звуки, осмысленно реагировать на них. Для занятий используйте звучащие игрушки.

Развитие слухового внимания

♦ Перемещайте звучащую игрушку так, чтобы она оставалась в поле зре­ния ребенка. Он должен следить за ней взглядом.

♦ Встаньте в поле зрения ребенка, но не там, куда направлен его взгляд, и извлеките из игрушки звук. Ребенок должен повернуть голову и по­смотреть на вас.

♦ Становитесь в разных местах комнаты и окликайте ребенка по имени, чтобы он переводил на вас взгляд.

♦ Окликая ребенка, отходите от него дальше, приближайтесь, чтобы он учился различать на слух удаленность звука и соотносить звук с место­положением его источника.

♦ Чуть позже приступайте к формированию у ребенка слухового восприя­тия, то есть умения отличать звуки друг от друга. Используйте звучащие игрушки.

Развитие слухового восприятия

♦ Несколько раз покажите ребенку, как звучат две разные игрушки. Же­лательно использовать игрушки, звуки из которых можно извлекать незаметно для глаз ребенка, иначе он будет реагировать не на звук, а на ваши действия с игрушкой. После того как вы покажете ребенку, как звучат игрушки, возьмите их в руки и разведите подальше в сторо­ны. Поочередно извлекайте из игрушек звук — ребенок должен узна­вать игрушку и смотреть на нее.

♦ Для этой же цели можно использовать человеческие голоса. Ребенку нужно узнавать, кто его окликнул, и смотреть на него.

Когда ребенок станет свободнее двигаться и брать в руки игрушки, усложни­те задания.

♦ Извлекайте звук из знакомой ребенку игрушки, чтобы он не видел ее, а затем показывайте сразу две игрушки и просите взять ту, которая звучала. Повторяйте упражнение многократно, пока ребенок не сооб­разит, что от него требуется.

Когда у ребенка появятся гуление и лепет, перейдите к более сложным упражнениям.

♦ Повторите за ребенком то, что он случайно произнес (например, БА- БА-БА), скажите: А теперь ты скажи: БА-БА-БА, покажите, как это сделать, — для этого нажимайте пальцами ему на губы (произнося БА- БА-БА, нажимайте на губы себе). Если ребенок не понимает, что он должен произнести, повторяйте другие получающиеся у него звукосо­четания.

♦ Когда он научится повторять за вами то, что прежде произнес сам, предлагайте ему новые сочетания звуков: губные звуки (произнося­щиеся губами) в сочетании с гласными — МУ-МУ, ПЫ-ПЫ, МА-МА, БО-БО и т. п.

♦ Произносите звуки, чтобы ребенок видел, как вы артикулируете. Сначала гласные: [А], |И], [О], [У], [Э], [Ы), потом звонкие соглас­ные, способ произношения которых хорошо заметен со стороны: [М], |Б], [В], [Д], [Н] (произнося два последних звука, слегка высовывайте язык между зубами). Ребенку нужно повторять за вами. Можете паль­цами придавать нужную форму его органам речи: открывать рот, вы­тягивать губы в улыбку, выставлять вперед трубочкой, сжимать губы, щупать пальцем его язык и т. п. Скорее всего, звуки будут получаться смягченными — это нормально.

Правила общения с детьми

□ Разговаривайте с ребёнком низким голосом. Это связано с тем, что дети склонны к формированию зажатого голоса, значительно более высокого, чем их естественный. Речь у детей начинается с крика — с интенсивного выражения эмоции. Эмоциональное напряжение всегда вызывает напряжения мышц: плеч, гортани и речевых органов. От этого голос у ребенка повышается.

□ Когда он начинает лепетать, а потом говорить, привычка к нарушен­ному извлечению голоса чаще всего сохраняется. Речь высоким го­лосом дополнительно усиливает напряжения речевых мышц, а это препятствует формированию правильного произношения и может спровоцировать заикание. Поэтому ребенок с раннего детства должен подражать вашему низкому голосу. Следите только, чтобы этот голос не получался у вас искусственным и задушенным.

□ Разговаривайте с ребенком спокойно и тихо. Громкие звуки отрица­тельно влияют на детей.

□ Когда вы общаетесь с ребенком, вокруг не должно быть посторонних источников звуков. Это будет отвлекать его, мешать слышать вас. Ведь он еще не способен фокусировать внимание на конкретных звуках, он только этому учится.

□ Когда говорите с ребенком, он должен видеть ваше лицо, чтобы иметь возможность копировать вашу артикуляцию.

□ Говорите с ребенком только о том, что вы в данный момент с ним де­лаете, или о том, что его окружает и что можно легко ему показать.

□ Говорите медленно, в основном используйте предложения из двух слов или даже просто односложно называйте предметы и действия.

□ Знакомьте ребенка с названиями действий (не только — предметов),так как именно вокруг глагола впоследствии образуется фраза.

□ В первую очередь ребенок начинает различать в речи интонации, по­этому разговаривайте выразительно.

Понимание речи

При нормальном развитии примерно в шесть месяцев ребенок начина­ет понимать речь — реагирует на свое имя, понимает часто повторяющиеся просьбы, названия некоторых предметов. Как только вы заметите это, нуж­но приступить к специальному формированию у него понимания речи.

Развитие понимания речи

♦ Положите перед ребенком две-три игрушки, спрашивайте: Где Ляля? Где мяч ?

♦ Задавайте вопросы по поводу привычных действий: Кушать будем ? Гулять будем? — и сами отвечайте, активно кивая головой: Будем! В дальнейшем добивайтесь, чтобы в ответ на ваш вопрос ребенок сам кивал головой.

♦ Если ребенок тянется к предмету, спрашивайте: Тебе дать Лялю ? Нет ? (специально называя не ту игрушку, которую он хочет). При этом от­рицательно качайте головой. Добивайтесь, чтобы в дальнейшем ребе­нок качал головой сам.

♦ Когда ребенок освоит утвердительный и отрицательный жесты, спра­шивайте: Это Ляля? — показывая попеременно то на куклу, то на мяч. Он должен отвечать соответствующими движениями головы.

♦ Совершайте простые движения и действия: ходите или делайте вид, что кушаете. Спрашивайте: Я иду? Я кушаю? Ребенку нужно отвечать утвердительным или отрицательным жестом.

♦ Формирование понимания обобщенного значения слов. Попросите ребенка показать, где у него рука, потом — где у вас рука, где у куклы. Пусть покажет пальчик, потом другой пальчик, затем пусть покажет, где у вас пальчик, и т. п.

♦ Попросите ребенка потянуться к вам, сопровождая это приглашаю­щим жестом: Иди ко мне! Если он не понимает просьбы, сами при­жмите его к себе или возьмите на руки. В дальнейшем ему нужно реа­гировать только на слова: Иди ко мне.

♦ Просите его смотреть вверх, вниз, вперед, назад, располагая в соответ­ствующем месте игрушку: Посмотри наверх, вниз и т. п. В дальнейшем указывайте нужное направление рукой, потом ребенок должен реаги­ровать только на слова.

Если в течение первого года жизни у ребенка не сформировалось никакого понимания речи, не спешите нервничать, подождите, пока ему исполнится полтора-два года. Если ситуация не улучшится, проконсультируйте его у ло­гопеда, специализирующегося на алалии. При отсутствии такой возможности занимайтесь самостоятельно, как это описано в последнем разделе книги. Будьте готовы к тому, что ребенок будет продвигаться медленно, или даже к тому, что первое время продвижения вовсе не будет. Он еще мал, чтобы по­нимать смысл заданий, он слишком быстро утомляется. У него не сформиро­ваны восприятие, внимание, память и другие психические функции, необхо­димые для настоящего систематического обучения. Они формируются ближе к трем годам. Если алалия не осложнена снижением интеллекта, она (иногда медленно) всегда выправляется.

Правила общения с детьми

□ В общении с ребенком широко используйте жестовую речь — так ему легче понимать смысл ваших высказываний.

□ Старайтесь дополнять слова жестами, которые хорошо выявляют их смысл (большой — широко расставленные руки, маленький — сближен­ные, сзади — указательный жест назад и т. п.).

□ Не используйте искусственную, специально придуманную жестику­ляцию, а только такую, с помощью которой вы сами абсолютно есте­ственным образом дополнили бы высказывание. Например, если вы говорите ребенку: Ложись! — пояснить значение этого слова можно, откинувшись назад и запрокинув голову, как будто вы действительно собираетесь лечь.

□ Часто родители недооценивают степень понимания речи своими деть­ми. Когда вы что-то говорите при ребенке, всегда помните, что он может понять вас, причем неправильно. Своими высказываниями вы невольно можете спровоцировать у него нежелательные формы пове­дения, ведь он далеко не всегда в состоянии правильно понять ваше отношение к тому, о чем вы говорите.

□ Например, такой случай. Мама говорит при семимесячном ребенке приятельнице: Он у меня такой настырный, такой своевольный, всегда своего добивается! При этом интонация у нее приподнятая — ведь она говорит о своем ребенке. Мальчик слушает очень внимательно, а по­том как хрястнет ей кулаком по коленке, мол: Знай наших! Скорее все­го, он примерно догадался, о каких его качествах рассказывает мама, и при этом совершенно точно «понял», что она от них просто в восторге.

Двигательные навыки и жестикуляция

Мы не будем рассматривать двигательную сферу ребенка саму по себе, а только в ее отношении к речи. С речью же она связана уже тем, что на чи­сто физическом уровне является своеобразной разновидностью движения и строится по тем же законам, по которым строится всякое движение во­обще (соответственно при несоблюдении этих законов любое движение, в том числе и речевое, нарушается).

Задания

♦ Ребенок должен открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.

♦ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно. Ниж­няя челюсть неподвижна.

♦ Ребенку нужно приоткрыть рот, положить широкий, распластанный язык на нижние зубы и удерживать его около 5—6 секунд в таком по­ложении в спокойном состоянии.

♦ Нужно поочередно улыбаться и вытягивать губы в трубочку (зубы должны быть сомкнуты, а подбородок неподвижен).

♦ Ребенку нужно открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, затем вы- I тянуть губы в трубочку и повторить эти действия в той же последова­тельности.

♦ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно подниматься и опускаться

♦ к верхним и нижним зубам. В этом же положении язык должен свободно подниматься к альвео­лам (бугоркам за верхними зубами) и опускаться к нижним зубам у их оснований.

♦ Губы — в улыбке. Ребенку нужно поочередно доставать языком до углов рта.

Правила выполнения заданий

♦ Упражнения нужно делать перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет за вами.

♦ Каждое движение нужно совершать многократно, так как детям бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.

♦ При выполнении заданий рот ребенка должен быть приоткрыт на ши­рину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука (Э)(не шире).

♦ Движения, рассчитанные на проверку подвижности языка, должны совершаться одним только языком без участия нижней челюсти и губ.

 

Результаты проверки

□ Артикуляционные мышцы ребенка могут быть в полном порядке. Он выполняет все упражнения. У него могут обнаруживаться незначительные трудности, которые не нужно путать с нарушением подвижности речевых органов.

Ребенок может не выполнить какое-то упражнение с первого раза, так как неосвоил новое движение, но после нескольких попыток, когда он уже разучит движение, оно выполняется легко.

При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать на эту ошибку, он способен ее исправить.

Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его лишней старательности. Если попросить его не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, напряжение мышц исчезает.

Если у ребенка нет дизартрии, его невнятн<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.015 с.)