Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полякова, Марина Анатольевна.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Полякова, Марина Анатольевна. Как правильно учить ребенка говорить / Марина Полякова. — М.: Geleos Publishing House; Капитал Трейд Компани, 2010. — 172 с. ISBN 978-5-412-00046-6 Агентство CIP РГБ Полякова Марина Анатольевна — практикующий логопед с 25-летним стажем работы. Автор многочисленных книг и пособий по развитию речи у детей. Ее уникальная методика помогает родителям и воспитателям правильно научить ребенка говорить, а специалистам — исправить такие нарушения речи, как заикание, алалия (полное отсутствие речи), недостатки звукопроизношения, задержка речевого развития. В книге вы найдете упражнения по развитию речи у детей с первых дней жизни и до достижения ими четырех лет и далее. Научитесь выявлять у ребенка отклонения в речевом развитии и по возможности устранять их. © М. Полякова. 2009 © Geleos Publishing House Ltd, 2009
М.А. ПОЛЯКОВА КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
От автора Уважаемые читатели! Предлагаемая вашему вниманию книга описывает развитие речи детей с рождения до четырех лет и позже. Пособие предназначено для того, чтобы: — помочь нормально развивающемуся ребенку в своевременном становлении правильной речи; — помочь родителям как можно раньше выявить у ребенка отклонения в речевом развитии и, если это возможно, самостоятельно предотвратить или преодолеть их. В пособии представлена методика работы с детьми, у которых есть алалия, или общее недоразвитие речи, в самой тяжелой форме полного отсутствия речи. Книга будет полезна родителям, воспитателям, логопедам. Может быть, вам захочется поделиться с автором своими впечатлениями. Автор будет чрезвычайно признателен за подобные отзывы. E-mail: polyakova@logo-eidos.ru
Введение Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Речь, которую ребенок слышит, должна быть обращена лично к нему, а он в доступной форме должен иметь возможность откликаться на нее. Так что, уже просто словесно общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета. Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но встречаются и такие (и сейчас — довольно часто), которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без этого они с опозданием начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, а часто и с серьезными отклонениями. При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Ведь слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть у ребенка возможную задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного (нарушение или отсутствие у младенца дыхательной функции), соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически (они вяло сосут, позже положенного времени начинают держать голову, ползать, ходить). Но чаще всего предугадать, как будет развиваться речь ребенка, невозможно. Поэтому, чтобы не упустить время (которое в этот период чрезвычайно дорого), желательно уже с самого рождения ребенка заниматься целенаправленным ее формированием (как говорится, кашу маслом не испортишь). По поводу развития речи у детей существует разнообразная литература. Отличительная особенность настоящего пособия в том, что описываемые в нем способы развития речи базируются на специальной логопедической методике. С ее помощью формируется речь у детей, которые в принципе не могут научиться говорить самостоятельно или же обучаются этому с большим трудом. Применение логопедических методов к нормально развивающимся детям оказывается тем более эффективным. Мы не ставили цели знакомить читателей с общеизвестными материалами, касающимися развития речи детей, — в книге излагается только определенная система занятий, направленная на последовательное и планомерное формирование у ребенка конкретных речевых навыков и возможностей. В пособии приводится необходимый речевой материал и практические упражнения. В книге описывается, как стимулировать речевое развитие ребенка, чтобы это было эффективно и вместе с тем не привело бы к отрицательным последствиям, поскольку не всякий способ развития речи действительно «развивает» ее и не всякое форсирование речевого развития бывает для ребенка полезным. Например, встречается такое парадоксальное «избыточное» развитие речи, когда формальная сторона речи у ребенка развита даже чересчур хорошо, но он не способен к действительно содержательным высказываниям (так называемое «детское резонерство»). Под хорошим развитием родители обычно понимают объем словаря ребенка и над его пополнением в основном и трудятся. Однако главный критерий уровня речевого развития — это умение строить грамотные фразы, анализировать речь с точки зрения ее звукового и слогового состава, умение правильно распространять предложения, рассказывать и пересказывать. Кроме того, важен не столько сам по себе объем словаря ребенка, сколько его качественное содержание — наличие в нем наречий, прилагательных, предлогов, местоимений и т.п. Ребенок должен хорошо владеть и навыками словообразования и словоизменения. Все эти показатели и свидетельствуют о действительно хорошем развитии его речи. Над речью можно работать так, чтобы стимулировать мышление ребенка, развивать его понятийный аппарат. Правильным образом поставленное формирование речи может предупредить у ребенка появление некоторых психологических комплексов и ослабить уже имеющиеся. Когда развитие речи не направляется вовсе или (что иногда бывает еще хуже) направляется неправильно, могут возникать различные искажения в ее развитии: запаздывание развития, дефекты произношения звуков, заикание, а в более позднем возрасте — нарушения чтения и письма. С помощью этого пособия вы сможете профессионально помочь ребенку в овладении речью и, кроме того, предотвратить у него появление перечисленных речевых расстройств. Пособие предназначено для того, чтобы: помочь нормально развивающемуся ребенку в своевременном становлении правильной речи; помочь родителям как можно раньше выявить у ребенка отклонения в речевом развитии и, если это возможно, самостоятельно предотвратить или преодолеть их; В пособии представлена методика работы с детьми, у которых есть алалия, или общее недоразвитие речи, в самой тяжелой форме полного отсутствия речи. Как пользоваться пособием Сколько бы лет ни было вашему ребенку, советуем читать книгу с самого начала. В первых ее главах вы найдете материал, который может оказаться вам полезным. Для проведения занятий потребуются предметные и сюжетные картинки, — чтобы самостоятельно не подбирать их, купите в книжном магазине логопедический альбом, предназначенный для развития речи. Весь необходимый речевой материал приводится в книге. Сведения о речи Как в целом устроена речь Речь — очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю речь и внешнюю. Внутренняя речь (понимание речи) Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни. Внешняя речь (или собственная речь ребенка) Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат, и если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные, способы произнесения. Так он постепенно учится говорить. Внешняя речь имеет две стороны — произносительную и смысловую. Произносительная сторона речи (произношение) Произношение — это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов и слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов: □ Речевое дыхание (речевой выдох). Чтобы возникло полноценное произношение, к органам речи (языку, губам, зубам) должна поступить сфокусированная струя воздуха. При правильно настроенном речевом выдохе воздух целиком попадает в рот (без частичной утечки в нос). Для полноценного произношения нужно, чтобы воздушная струя направлялась прямо к выходу из ротовой полости, как бы «нацеливаясь» в самые зубы. □ Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, которые находятся в гортани. В результате их работы получается «звучная» речь. □ Артикуляция. Это определенные движения органов речи (губ и языка), с помощью которых произносятся звуки. Смысловая сторона речи При нормальном ее развитии у ребенка должны быть равномерно сформированы все ее компоненты: □ Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать не только существительные, глаголы и прилагательные, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы. □ Грамматический строй речи. Ребенку нужно уметь правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов. □ Фразовая речь. Ребенок должен строить полноценные развернутые предложения (используя предлоги) без пропусков необходимых членов предложения. □ Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок должен соблюдать в них правильную последовательность слогов и звуков. И произносительная и смысловая стороны речи формируются у ребенка постепенно. При нормальном варианте развития они должны сложиться в основных своих чертах к трем годам жизни. Этапы развития речи В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития. Активное формирование речи у детей начинается практически с самого рождения (есть мнение, что оно закладывается еще во внутриутробном периоде). Сначала появляется понимание речи, затем развивается и собственная, внешняя речь. Понимание речи складывается на базе речевого слуха. Уже на первом месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В три месяца он узнает голос матери, различает интонации. Примерно к пяти месяцам он понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Будем кушать. Дай ручку). После шести — семи месяцев понимание речи развивается бурно, но зависит от природных способностей ребенка, а также от речевой обстановки, в которой он находится. Собственная речь возникает у ребенка также сразу после рождения. Первое проявление речи — это крик, потом появляются гласные звуки. На втором месяце ребенок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков, а также гласных в сочетании с согласными А-А, А-ГУ и т. п.), затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, в том числе повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА -МА). Но все эти первоначальные опыты произнесения не являются еще результатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ребенком бессознательно, инстинктивно. Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться странным, начинается с жеста. Первыми появляются указательный жест и жест, с помощью которого ребенок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия и являются своеобразными аналогами глаголов (посмотри на или сделай что-то с этим предметом и дай). Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», иногда вплоть до «внутренней» жестикуляции, едва заметной на глаз. У взрослого человека жестовая речь всегда сопровождает обычную, а иногда несколько ее предваряет (как бы «запускает» ее). Так что важная роль жеста в речи сохраняется навсегда.
Примерно после шести месяцев ребенок начинает сознательно имитировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов. После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизировать его становится сложно. В целом к полугора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения. К двум годам ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьшительный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка. После двух лет нормально развивающийся ребенок уже хорошо понимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: чаще всего [Р], (Л)шипящих и свистящих. Пожалуйста, обратите внимание: здесь и в дальнейшем тексте, когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки. Если буква обозначает мягкий согласный звук, вверху и справа от нее ставится запятая ([Р'] — РЬ, [Л'] - ЛЬ). Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в постепенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм. Речевая среда и развитие ребенка Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи. □ Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, • сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует к речевым высказываниям. □ Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков. □ Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано. □ Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект). □ Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим. □ Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать). □ У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще. Ранние признаки нарушений развития речи По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше. Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен). Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием. Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения. Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога. У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда. Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно показать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специализация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Регистре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России». Когда ребенок отстает в речевом развитии и вы замечаете, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития. Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).
Речь ребенка от рождения до года В этот период родителям бывает трудно определить, насколько правильно развивается речь ребенка, тем более что у детей встречаются отклонения от типичного варианта развития. С детьми этого возраста к тому же очень сложно как-то целенаправленно взаимодействовать. Так что, занимаясь с детьми, лучше всего, образно говоря, «следовать» за их речевым развитием и стимулировать и поощрять уже формирующиеся речевые возможности. Слуховое внимание, восприятие и понимание речи Слуховое внимание и восприятие Слуховое восприятие и внимание складываются у ребенка с самого рождения. Однако в первый месяц его жизни специально влиять на их развитие трудно, поэтому с ребенком нужно просто побольше разговаривать. Старайтесь рассказывать ему о том, что вы с ним делаете (кормите, переодеваете и т. п.). На втором месяце у ребенка формируется зрительное восприятие и появляется возможность приступить к целенаправленному развитию слухового внимания. Это нужно делать, как только ребенок начнет следить взглядом за движущимися предметами и проявлять интерес к висящим над его кроватью игрушкам. Ваша задача — научить его произвольно (преднамеренно) обращать внимание на звуки, осмысленно реагировать на них. Для занятий используйте звучащие игрушки. Развитие слухового внимания ♦ Перемещайте звучащую игрушку так, чтобы она оставалась в поле зрения ребенка. Он должен следить за ней взглядом. ♦ Встаньте в поле зрения ребенка, но не там, куда направлен его взгляд, и извлеките из игрушки звук. Ребенок должен повернуть голову и посмотреть на вас. ♦ Становитесь в разных местах комнаты и окликайте ребенка по имени, чтобы он переводил на вас взгляд. ♦ Окликая ребенка, отходите от него дальше, приближайтесь, чтобы он учился различать на слух удаленность звука и соотносить звук с местоположением его источника. ♦ Чуть позже приступайте к формированию у ребенка слухового восприятия, то есть умения отличать звуки друг от друга. Используйте звучащие игрушки. Развитие слухового восприятия ♦ Несколько раз покажите ребенку, как звучат две разные игрушки. Желательно использовать игрушки, звуки из которых можно извлекать незаметно для глаз ребенка, иначе он будет реагировать не на звук, а на ваши действия с игрушкой. После того как вы покажете ребенку, как звучат игрушки, возьмите их в руки и разведите подальше в стороны. Поочередно извлекайте из игрушек звук — ребенок должен узнавать игрушку и смотреть на нее. ♦ Для этой же цели можно использовать человеческие голоса. Ребенку нужно узнавать, кто его окликнул, и смотреть на него. Когда ребенок станет свободнее двигаться и брать в руки игрушки, усложните задания. ♦ Извлекайте звук из знакомой ребенку игрушки, чтобы он не видел ее, а затем показывайте сразу две игрушки и просите взять ту, которая звучала. Повторяйте упражнение многократно, пока ребенок не сообразит, что от него требуется. Когда у ребенка появятся гуление и лепет, перейдите к более сложным упражнениям. ♦ Повторите за ребенком то, что он случайно произнес (например, БА- БА-БА), скажите: А теперь ты скажи: БА-БА-БА, покажите, как это сделать, — для этого нажимайте пальцами ему на губы (произнося БА- БА-БА, нажимайте на губы себе). Если ребенок не понимает, что он должен произнести, повторяйте другие получающиеся у него звукосочетания. ♦ Когда он научится повторять за вами то, что прежде произнес сам, предлагайте ему новые сочетания звуков: губные звуки (произносящиеся губами) в сочетании с гласными — МУ-МУ, ПЫ-ПЫ, МА-МА, БО-БО и т. п. ♦ Произносите звуки, чтобы ребенок видел, как вы артикулируете. Сначала гласные: [А], |И], [О], [У], [Э], [Ы), потом звонкие согласные, способ произношения которых хорошо заметен со стороны: [М], |Б], [В], [Д], [Н] (произнося два последних звука, слегка высовывайте язык между зубами). Ребенку нужно повторять за вами. Можете пальцами придавать нужную форму его органам речи: открывать рот, вытягивать губы в улыбку, выставлять вперед трубочкой, сжимать губы, щупать пальцем его язык и т. п. Скорее всего, звуки будут получаться смягченными — это нормально. Правила общения с детьми □ Разговаривайте с ребёнком низким голосом. Это связано с тем, что дети склонны к формированию зажатого голоса, значительно более высокого, чем их естественный. Речь у детей начинается с крика — с интенсивного выражения эмоции. Эмоциональное напряжение всегда вызывает напряжения мышц: плеч, гортани и речевых органов. От этого голос у ребенка повышается. □ Когда он начинает лепетать, а потом говорить, привычка к нарушенному извлечению голоса чаще всего сохраняется. Речь высоким голосом дополнительно усиливает напряжения речевых мышц, а это препятствует формированию правильного произношения и может спровоцировать заикание. Поэтому ребенок с раннего детства должен подражать вашему низкому голосу. Следите только, чтобы этот голос не получался у вас искусственным и задушенным. □ Разговаривайте с ребенком спокойно и тихо. Громкие звуки отрицательно влияют на детей. □ Когда вы общаетесь с ребенком, вокруг не должно быть посторонних источников звуков. Это будет отвлекать его, мешать слышать вас. Ведь он еще не способен фокусировать внимание на конкретных звуках, он только этому учится. □ Когда говорите с ребенком, он должен видеть ваше лицо, чтобы иметь возможность копировать вашу артикуляцию. □ Говорите с ребенком только о том, что вы в данный момент с ним делаете, или о том, что его окружает и что можно легко ему показать. □ Говорите медленно, в основном используйте предложения из двух слов или даже просто односложно называйте предметы и действия. □ Знакомьте ребенка с названиями действий (не только — предметов),так как именно вокруг глагола впоследствии образуется фраза. □ В первую очередь ребенок начинает различать в речи интонации, поэтому разговаривайте выразительно. Понимание речи При нормальном развитии примерно в шесть месяцев ребенок начинает понимать речь — реагирует на свое имя, понимает часто повторяющиеся просьбы, названия некоторых предметов. Как только вы заметите это, нужно приступить к специальному формированию у него понимания речи. Развитие понимания речи ♦ Положите перед ребенком две-три игрушки, спрашивайте: Где Ляля? Где мяч? ♦ Задавайте вопросы по поводу привычных действий: Кушать будем? Гулять будем? — и сами отвечайте, активно кивая головой: Будем! В дальнейшем добивайтесь, чтобы в ответ на ваш вопрос ребенок сам кивал головой. ♦ Если ребенок тянется к предмету, спрашивайте: Тебе дать Лялю? Нет? (специально называя не ту игрушку, которую он хочет). При этом отрицательно качайте головой. Добивайтесь, чтобы в дальнейшем ребенок качал головой сам. ♦ Когда ребенок освоит утвердительный и отрицательный жесты, спрашивайте: Это Ляля? — показывая попеременно то на куклу, то на мяч. Он должен отвечать соответствующими движениями головы. ♦ Совершайте простые движения и действия: ходите или делайте вид, что кушаете. Спрашивайте: Я иду? Я кушаю? Ребенку нужно отвечать утвердительным или отрицательным жестом. ♦ Формирование понимания обобщенного значения слов. Попросите ребенка показать, где у него рука, потом — где у вас рука, где у куклы. Пусть покажет пальчик, потом другой пальчик, затем пусть покажет, где у вас пальчик, и т. п. ♦ Попросите ребенка потянуться к вам, сопровождая это приглашающим жестом: Иди ко мне! Если он не понимает просьбы, сами прижмите его к себе или возьмите на руки. В дальнейшем ему нужно реагировать только на слова: Иди ко мне. ♦ Просите его смотреть вверх, вниз, вперед, назад, располагая в соответствующем месте игрушку: Посмотри наверх, вниз и т. п. В дальнейшем указывайте нужное направление рукой, потом ребенок должен реагировать только на слова. Если в течение первого года жизни у ребенка не сформировалось никакого понимания речи, не спешите нервничать, подождите, пока ему исполнится полтора-два года. Если ситуация не улучшится, проконсультируйте его у логопеда, специализирующегося на алалии. При отсутствии такой возможности занимайтесь самостоятельно, как это описано в последнем разделе книги. Будьте готовы к тому, что ребенок будет продвигаться медленно, или даже к тому, что первое время продвижения вовсе не будет. Он еще мал, чтобы понимать смысл заданий, он слишком быстро утомляется. У него не сформированы восприятие, внимание, память и другие психические функции, необходимые для настоящего систематического обучения. Они формируются ближе к трем годам. Если алалия не осложнена снижением интеллекта, она (иногда медленно) всегда выправляется. Правила общения с детьми □ В общении с ребенком широко используйте жестовую речь — так ему легче понимать смысл ваших высказываний. □ Старайтесь дополнять слова жестами, которые хорошо выявляют их смысл (большой — широко расставленные руки, маленький — сближенные, сзади — указательный жест назад и т. п.). □ Не используйте искусственную, специально придуманную жестикуляцию, а только такую, с помощью которой вы сами абсолютно естественным образом дополнили бы высказывание. Например, если вы говорите ребенку: Ложись! — пояснить значение этого слова можно, откинувшись назад и запрокинув голову, как будто вы действительно собираетесь лечь. □ Часто родители недооценивают степень понимания речи своими детьми. Когда вы что-то говорите при ребенке, всегда помните, что он может понять вас, причем неправильно. Своими высказываниями вы невольно можете спровоцировать у него нежелательные формы поведения, ведь он далеко не всегда в состоянии правильно понять ваше отношение к тому, о чем вы говорите. □ Например, такой случай. Мама говорит при семимесячном ребенке приятельнице: Он у меня такой настырный, такой своевольный, всегда своего добивается! При этом интонация у нее приподнятая — ведь она говорит о своем ребенке. Мальчик слушает очень внимательно, а потом как хрястнет ей кулаком по коленке, мол: Знай наших! Скорее всего, он примерно догадался, о каких его качествах рассказывает мама, и при этом совершенно точно «понял», что она от них просто в восторге. Двигательные навыки и жестикуляция Мы не будем рассматривать двигательную сферу ребенка саму по себе, а только в ее отношении к речи. С речью же она связана уже тем, что на чисто физическом уровне является своеобразной разновидностью движения и строится по тем же законам, по которым строится всякое движение вообще (соответственно при несоблюдении этих законов любое движение, в том числе и речевое, нарушается). Задания ♦ Ребенок должен открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами. ♦ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно. Нижняя челюсть неподвижна. ♦ Ребенку нужно приоткрыть рот, положить широкий, распластанный язык на нижние зубы и удерживать его около 5—6 секунд в таком положении в спокойном состоянии. ♦ Нужно поочередно улыбаться и вытягивать губы в трубочку (зубы должны быть сомкнуты, а подбородок неподвижен). ♦ Ребенку нужно открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, затем вы- I тянуть губы в трубочку и повторить эти действия в той же последовательности. ♦ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно подниматься и опускаться ♦ к верхним и нижним зубам. В этом же положении язык должен свободно подниматься к альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и опускаться к нижним зубам у их оснований. ♦ Губы — в улыбке. Ребенку нужно поочередно доставать языком до углов рта. ♦ Правила выполнения заданий ♦ Упражнения нужно делать перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет за вами. ♦ Каждое движение нужно совершать многократно, так как детям бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание. ♦ При выполнении заданий рот ребенка должен быть приоткрыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука (Э)(не шире). ♦ Движения, рассчитанные на проверку подвижности языка, должны совершаться одним только языком без участия нижней челюсти и губ.
Результаты проверки □ Артикуляционные мышцы ребенка могут быть в полном порядке. Он выполняет все упражнения. У него могут обнаруживаться незначительные трудности, которые не нужно путать с нарушением подвижности речевых органов. Ребенок может не выполнить какое-то упражнение с первого раза, так как неосвоил новое движение, но после нескольких попыток, когда он уже разучит движение, оно выполняется легко. При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать на эту ошибку, он способен ее исправить. Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его лишней старательности. Если попросить его не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, напряжение мышц исчезает. Если у ребенка нет дизартрии, его невнятн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.016 с.) |