Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника комментирования (обратной связи)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральной частью интерактивного занятия является упражнение - ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п. Не меньшее значение, особенно при обучении практическим навыкам, имеет заключительная часть занятия - подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления. К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благожелательно воспринимать комментарии коллег, преподавателя, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не достигает своих целей. Часто первая естественная реакция - это реак- ция отторжения: "Я не хочу слышать никакой критики"*, "Комментатор сам не прав" и т.п. Критикуемый может замкнуться, закрыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки. Другая возможная нежелательная реакция -это реакция оправдания: "Я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое'". Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту. Желаемая реакция на комментирование - понимание: "Я понял, в чем был не прав, что вы имеете в виду..." В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков. Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: "Теперь я бы действовал так..." Не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемого. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в аналогичных ситуациях. Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации: • Дайте возможность критикуемому сначала оценить себя самому. • Отнеситесь с уважением ко всему, что делает ваш коллега. • Найдите успехи в действиях коллеги и сообщите ему о его достижениях. • Одобряйте творческий подход, самостоятельные находки, неожидан • Не забывайте, что единственно верного решения, подхода, поведения • Высказывайтесь кратко и точно. • Критикуя, ограничьтесь двумя-гремя темами. Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.
1. Тема. Определи ге тему замечания (о каких навыках, о каких 2. Воспроизведение. Продемонстрируйте, повторите те дей 3. Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недоста 4. Моделирование. Предложите другие варианты действий, Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой комментарий, необходимо быть предельно внимательным к действиям участника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста. Заключительная часть комментария - моделирование - стимулирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, то лучше всего немедленно повторить упражнение. Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благожелательный, настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества. Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты и преподаватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и сотрудничестве. Глава 4 ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА
ы отметили, что обязательными составляющими професси-ограммы юриста являются знания, навыки и качества, необходимые для становления юриста-профессионала. На примере деятельности юридических клиник мы показали, что обучение в них позволяет восполнить недостатки традиционного юридического образования именно в области обучения профессиональным навыкам, в становлении личности юриста-профессионала. При этом постоянно делался упор назначение в современных условиях личностных качеств юриста. В предыдущих разделах книги уже цитировались требования государственного образовательного стандарта к качествам выпускника юридического вуза, получающего специальность "юрист", а также рекомендации Международной комиссии юристов, в которых устанавливается очень высокая нравственная "планка7" личностным качествам юриста, приобретающим для этой сферы деятельности значение профессиональных. Именно поэтому мы считаем необходимым остановиться на обсуждении вопроса: каким должен быть юрист или какие нравственные начала лежат в основе его профессиональной деятельности? Это значит, что разговор должен идти об этике профессиональной юридической деятельности (профессиональной этике юриста). Как определить предмет такого разговора? Об этике вообще и юридической этике в частности написано немало книг и статей1. 1 См.. напр.: Ария С. Об адвокатской тайне II Российская юстиция. 1947. №2: Карщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999: Ватман ЦП. Адвокатская тгика. М.. 1977; Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката / Проблемы российской адвокатуры. VI.. 1997; Дисциплинарная практика московских городской и областной коллегий адвокатов / Под ред. И.И. Склярского. М. 1$?1: КйселевЯ.С. Этика адвоката. ЛГУ. 1974; Кони А. Ф Нравственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Г. 4. М.. 1968: Му.члерат Но тема эта еще далеко не исчерпана. В контексте данной книги она выводи гея в новую плоскость: где, когда и как обучать юристов нормам профессиональной этики, и не просто обучать, а превратить эти нормы в убеждения, сделать их элементами мировоззрения, профессиональными и человеческими качествами юриста. И в этом случае мы не можем обойтись без попытки дать дефиницию (определение понятия) профессиональной этики юриста. На основе анализа определений этики1 и профессиональной этики2 можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста представляет собой правила (совокупность правил) поведения юристов, а также способы обоснования этих правил, социально-философское истолкование назначения юридической профессии. Правила поведения призваны установить определенный тин нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций. Предметом регулирования этих правил являются следующие группы отношений: • между профессиональным юридическим сообществом, с од • между отдельным юристом и конкретным человеком, ока • между отдельными корпорациями юристов (судьи - проку Эти правила могут содержаться в законах и иных нормативно-правовых актах. Например, ч. 6 ст. 47 и ст. 67' УПК РСФСР и ч. 2 ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР 1970 г. запрещает адвокату вступать в уголовное дело в качестве защитника или представителя, если он ранее занимал в этом деле иное процессуальное положение. Кроме того, источником этих норм являются профес- Раймич. Независимость - основной принцип юридической этики Ч Адвокат. 1996. №1 I; Смирнов В. Суд. государственный обвинитель и адвокат: тгика взаимоотношений // Российская юстиция. 1995. №6. Более подробно со списком литературы по теме "профессиональная пика" можно ознакомится на сайте www.law clinic, ru. 1 См.: Краткий словарь иностранных слов. VI.. 1988. С. 625. J См.: Словарь по л икс/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. VI.. 1989. С. 278. сиональные кодексы поведения (например. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.). Эти правила формируются и на основе прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм. Под способами обоснования правил профессионального поведения юриста, вероятнее всего, следует понимать реализацию этих правил в практической деятельности. Речь идет о том, что этические требования в отличие от нормативно-правовых никогда не связываются с обязательно-принудительным обеспечением их соблюдения. Этическое правило - мера возможного, оптимального, но никогда абсолютного, единственно верного поведения. Следовательно, реализация (практическое применение) этических требований - это всегда выбор, а значит, и обоснование именно этого выбора. Определение, профессиональной этики юриста посредством представлений как о самих правилах поведения, так и о способах обоснования этих правил, позволяет сделать очень существенный для процесса обучения юристов вывод. Изучение профессиональной этики юриста - это не только изучение, штудирование источников, содержащих этические правила. Возможно, что изучение профессиональной этики - это прежде всего процесс осмысления этических правил, поиск ответов на вопросы: почему юристам необходимо иметь этические правила поведения? почему в реальных жизненных ситуациях юрист должен поступать так, а не иначе, принимать то, а не иное решение? Определив, что же такое профессиональная юридическая этика, необходимо ответить на вопрос: как научить юриста нормам этики и обучить его руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности? Казалось бы, чего проще?! Следует только предусмотреть в Государственном образовательном стандарте еще одну общепрофессиональную дисциплину с названием "Юридическая этика'" либо "Профессиональная этика юриста", указать количество отводимых на нее часов, включить эту дисциплину в примерный учебный план, а затем в рабочие учебные планы юридических вузов. И уже через пять лет можно ожидать появления нового поколения юристов, ориентированных на социальную справедливость, правозащитные ценности, знающих и воплощающих в своей практической деятельности нормы профессиональной этики юриста. К сожалению, все не так просто. Обучение этическим нормам, а тем более воспитание навыков профессионального этического поведения - задача невероятной сложности. Она Fie может быть решена в отрыве от той социокультурной среды, в которой родился и вырос будущий юрист и нормы которой составляют "плоть и кровь" его личности. Кроме того, правила или нормы профессиональной этики формируются при условии наличия соответствующей профессиональной среды, организованной в юридическое сообщество. В большинстве развитых государств такие сообщества существуют и имеют давние и прочные традиции. Примером могут служить Американская ассоциация юристов в США, профессиональные адвокатские союзы (инны) в Англии. Одной из основных задач этих профессиональных ассоциаций является разработка и контроль за соблюдением этических норм профессионального поведения членами названных ассоциаций. В современной России юридическое сообщество еще только начинает оформляться. Оно еще слишком слабо, чтобы установить общепрофессиональные этические нормы для всех юристов России. Возможно, по этой причине с таким трудом проходит обсуждение и принятие кодексов чести для различных корпораций юристов. В настоящее время такой кодекс есть только у российского судейского сообщества. Многочисленные же адвокатские организации до сих пор не смогли выработать даже приемлемого для всех них проекта Закона об адвокатуре, не говоря уже об Этическом кодексе адвокатов. Как же в таких условиях обучать профессиональной этике студентов-юристов? Что может составить предмет такого обучения? Чтение академических курсов по юридической этике может дать студентам только общее представление о некоторых правилах профессионального поведения. Поскольку в современной России эти нормы не формализованы ни в одном общеобязательном источнике, то их содержание и система весьма изменчивы и недостаточно определенны. В этой связи нормы этики в отличие от правовых норм заучивать бессмысленно. Занимаясь проблемой практического обучения юристов, мы позволим себе предложить к обсуждению некоторые идеи относительно обучения студентов некоторым основам профессиональной этики. Усвоение профессиональных этических норм приобретает особое значение в условиях существенного изменение системы социальных ценностей, смены мировоззрения, политической и правовой идеологии. В современных российских условиях профессиональная этика приобретает для юриста значение сущностного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формально приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юриста, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределяют для него самодозволение совершить одни действия или самозапрет на совершение других. Нормы этики реализуются в сфере юридической практики. Только действия юриста демонстрируют его этические установки. Наиболее наглядно эти установки проявляются в конфликтных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической, основы для принятия решения. Следовательно, в современных условиях России самым результативным способом обучения юристов профессиональной этике может быть только обучение через деятельность, в процессе и посредством деятельности. Именно такое обучение составляет основу обучения в юридических клиниках. Но этому же можно, очевидно, научиться и в других условиях, не работая в юридической клинике, можно также попробовать освоить нормы профессиональной этики самостоятельно. Отсутствие кодифицированного свода этических норм, в равной мере относящихся ко всем сферам юридической практики, заставляет студентов юридических клиник задуматься как об общих этических принципах юридической профессии, так и о таких этических правилах, которые должны соблюдаться в деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи клиентам. Поэтому многие юридические клиники разработали и приняли этический кодекс1 в качестве одного из документов, регламентирующих их деятельность. Следует подчеркнуть, что разработка студентами такого документа уже есть очень важная часть процесса обучения профессиональной юридической этике, ибо для создания текстов этических кодексов студентам приходится изучать значительный объем специальной литературы, знакомиться со сводами этических правил, принятых юридическими сообществами зарубежных стран. 1 В конце данной главы В качестве приложения приведены этические кодексы юридических клиник Ягеллонского университета (Польша) и Тверского roes дарствен нога у н ивереитета (Россия). проектами таких сводов, разрабатываемых российскими юридическими корпорациями. Изучая все эти материалы', Студенты юридических клиник приходят к мысли о необходимости тех или иных этических запретов, ограничений. Принятие же Этического кодекса, выработанного совместными усилиями, обязывает студентов уважать и соблюдать установленные им правила, действовать в соответствие с ними, т.е. у студентов начинают формироваться профессиональные качества. Изучение этических кодексов, принятых разными юридическими клиниками, позволяет сделать вывод о том, что студенты юридических клиник осознают два этических принципа юридической деятельности принцип служения праву и принцип служения людям. Эти принципы в современных условиях должны быть положены в основу взаимоотношений между юридическим сообществом в целом, с одной стороны, и государством, обществом - с другой. Первый принцип - принцип служения праву - является сутью, основой юридической профессии. Его значимость осознается в ситуациях, когда при разрешении проблем своих клиентов юристы и студенты сталкиваются с несовершенством законов, пробелами в законодательстве, с несовершенством и противоречивостью нормативных актов. Такая ситуация сложилась, например, когда в одну из юридических клиник обратилась гражданка Абова1 с просьбой составить исковое заявление в суд с требованием взыскать с отдела социальной защиты недоначисленную ей пенсию. В беседе с этой клиенткой студенты выяснили, что размер ее пенсии исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это предусмотрено действующим законодательством. Для того чтобы составить исковое заявление, студентам пришлось изучить немало нормативных актов и проанализировать судебную практику, так как до обращения к ним Абовой они не сталкивались с практикой исчисления размера пенсий. При работе над данным исковым заявлением студенты обнаружили, что российское пенсионное законодательство весьма противоречиво, запутанно, и это приводит к ущемлению прав граждан. Например, они узнали, что действующий федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в ' Hi этический соображений здесь и далее фамилии клиентов юридических клиник изменены, не называются и юридические клиники, а также фамилии студентов. 11о описываемые сит) ааии реальные, более того, типичные для юридических клиник. размере 0,7, в практике исчисления пенсии не применяется. Органы, исчисляющие пенсию, руководствуясь вовсе не федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ, при исчислении пенсии используют коэффициент 0,54. И хотя любому юристу известно, что федеральный закон имеет приоритет перед подобного рода нормативными актами, студенты столкнулись с чиновниками, для которых рекомендация министерства оказалась важнее. В отчете по этому делу студенты записали: "Очень тяжело, когда не можешь помочь человеку, особенно когда знаешь, что на твоей стороне закон, что ты прав, но ничего не можешь сделать с произволом чиновников". Студенты начинают понимать, что в реальной жизни означает этическое правило, требующее от юриста содействия устранению нарушений закона, защите гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Они осознают, что юрист, чтобы действовать в соответствии с принципом служения праву, должен вырабатывать у себя "бойцовские" качества и добиваться реализации предписаний закона для защиты нарушенного права. Вместе с тем недостатки действующего законодательства, пробелы и коллизии вырабатывают у студентов "здоровый скептицизм" по отношению к закону, побуждают принимать участие в законотворческом процессе с целью совершенствования законодательства. Более того, студенты начинают задумываться над соотношением понятий "закон" и "право" и нередко приходят к выводу о том, что, к сожалению, представление о законе как всего лишь о форме выражения права сохранилось лишь в теории права. Не случайно и в речевом обороте, и в статьях на правовые темы у нас закрепилось словосочетание норма закона. Это показатель обыденного правосознания, представление о том, что любое правило, закрепленное в нормативном акте, становится правом в собственном смысле этого слова. Наверное, поэтому в русском языке использование в качестве характеристики человека слова "законник" не всегда имеет только положительную окраску. Такие ситуации заставляют студентов разрешать дилемму, искать ответ на вопрос не только юридического, но и нравственного порядка: чему же служит юрист - закону или праву? Каждому юристу известно правило: юрист не имеет права способствовать совершению правонарушения. Однако только практика ставит юриста перед необходимостью не только осознать этот запрет, но и применить или не применить его в конкретном случае. Например, столкнувшись с молодым человеком, обратившимся за консультацией по вопросу, как можно "откосить" от службы в армии, юрист, вероятно, откажется давать подобную консультацию. И его поведение, скорее всего, будет признано законным и этичным. Но сможет ли юрист так же уверенно и однозначно сказать подобному клиенту "нет", если накануне к нему обратилась за юридической помощью женщина, сына которой призвали в армию, несмотря на медицинские противопоказания, и которого через два месяца после призыва отправили в район боевых действий, где он и погиб. И теперь мать ходит по многочисленным чиновничьим кабинетам, но нигде не получает ни помощи, ни даже сочувствия. Наверное, история этой матери заставит юриста по-иному взглянуть на просьбу призывника, и, возможно, она уже не покажется ему столь циничной и противозаконной. Положения закона, их противоречия поставят юриста перед необходимостью нравственного выбора, чему отдать предпочтение в описанной ситуации: конституционному праву молодого человека на альтернативную службу или иным законам, попирающим это право? Но скептическое отношение к закону не должно превращаться в полное пренебрежение к нему. А такие случаи, особенно в последнее время, имеют место. Примером может послужить уголовное дело по обвинению группы лиц, среди которых находится и молодой адвокат, в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. При этом адвокату вменяется совершение следующих действий: он, участвуя в рассмотрении дела в арбитражном суде, предъявил суду письменный текст разъяснения нормативного акта, которое, по объяснению адвоката, было дано членом Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На таком толковании нормативного акта адвокат строил свою позицию о взыскании в пользу своего поручителя денежных средств. Когда арбитражный суд запросил у комитета подлинник этого документа, оказалось, что такого разъяснения не существует. Представленный адвокатом текст оказался вымышленным, а бланк, на котором размещен текст, поддельным, как поддельна и подпись, учиненная на этом бланке. Обучение в юридических клиниках позволяет обсуждать подобного рода ситуации на занятиях, чтобы студенты имели возможность сделать свой нравственный выбор. Второй принцип принцип служения людям определяет взаимоотношения между юридическим сообществом и государством и обществом в целом. Студенты-юристы начинают понимать значимость этого принципа, когда в юридические клиники обращаются граждане, в помощи которым отказывают практически все. А таких клиентов в юридических клиниках немало. Нам известны случаи, когда студенты юридических клиник в течение нескольких месяцев упорно пытались хоть чем-то помочь этим в полном смысле социально незащищенным людям. Они обходили десятки чиновнических кабинетов, писали десятки запросов в различные инстанции, обжаловали в судах бездействие должностных лиц и органов, прямым назначением которых является оказание помощи людям, и помогали, хотя и в незначительной части, решать проблемы обратившихся к ним людей. Такая ситуация сложилась, например, у студентки одной из юридических клиник, когда к ней обратился участник Великой Отечественной войны 76-летний Беленко. До обращения в юридическую клинику Беленко обращался в прокуратуру, в районный отдел внутренних дел. некоторые другие органы власти, но все его обращения были безрезультатными. Суть его проблемы состояла в том, что гражданин Щербаков, занимающий квартиру, расположенную над квартирой Беленко, систематически заливал его квартиру водой. Кроме того, по заявлению Беленко, его сосед нарочно стучал ночью по полу, лишая его возможности спать. Районная прокуратура "отписалась" от обращения Беленко, сообщив, что по его заявлению была проведена проверка, но факты затопления квартиры Беленко не нашли своего подтверждения. Между тем имелись подлинники десяти актов о затоплении квартиры Беленко, составленные комиссиями ПЖРУ и КЭЧ. Вместе со своим клиентом студентка должна была решить, каким же образом, обращаясь в какие органы можно защитить его нарушенное право. В отчете об этом деле она написала, что с точки зрения морали обращаться в суд с требованием о выселении соседа Беленко для нее не представлялось возможным в первую очередь потому, что этот человек также находился в преклонном возрасте, был инвалидом (у него ампутированы рука и нога) и совершенно одинок. Сам Беленко не настаивал на обращении в суд, и студентка, получив доверенность от Беленко на представление его интересов, в течение нескольких месяцев письменно и лично обращалась в самые различные государственные органы. призванные в соответствии с законом оказывать содействие и помощь таким гражданам, как Беленко и его сосед. Перед отделом социальной защиты населения она поставила вопрос о возможности назначения гражданину Щербакову опекуна, так как он является инвалидом и нуждается в получении помощи, либо помещения его в дом инвалидов. Она также неоднократно обращалась к участковому инспектору с просьбой провес ги профилактическую беседу со Щербаковым, разъяснить ему недопустимость тех действий, которые он совершает в отношении Беленко, и предупредить об ответственности за эти действия. Кроме этого студентка обратилась в Совет ветеранов Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь Беленко в создавшейся ситуации. Именно это обращение оказалось наиболее действенным, так как Совет ветеранов, получив от студентки весь собранный по делу материал, уже от своего имени направил обращение в администрацию района. В результате отдел социальной защиты под воздействием администрации выделил социальных помощников как Беленко, так и его соседу Щербакову. Беленко был очень доволен результатами работы студентки. В своем отчете по делу Беленко студентка написала: "Я поняла, что на сегодняшний день никакая из существующих государственных организаций не стала бы заниматься с этим гражданином с такой тщательностью, с какой занимались им мы. Этот человек был очень благодарен нам за оказанную помощь. Ему, наверное, было приятно, что мы оказали ему столько внимания, и он почувствовал, что мы действительно хотим ему помочь, заинтересованы в исходе его дела. Когда он пришел к нам впервые, он был очень недоволен отношением должностных лиц, к которым обращался, так как они его посылали из одного учреждения в другое - лишь бы самим не заниматься его проблемами. Я также хочу обратить внимание на особенность тех людей, которые к нам обращаются: это люди преклонного возраста, некоторые из них чувствуют себя совершенно незащищенными и ненужными. И мы должны им оказывать не только юридическую помощь, но и поддерживать морально, обращаться с ними особенно внимательно". Очевидно, что на примере этого дела студентка поняла этическую суть такой основы юридической профессии, как служение людям. Мы говорим, что на сегодняшний день едва ли не единственным способом обучения профессиональной этике юриста является практическая деятельность студента-клинициста. При этом возникает вопрос: в каком профессиональном качестве он может выступать? Студент не может сталкиваться с этическими проблемами, типичными для судьи, прокурора, следователя. Но при обучении в клинике он может выступать в качестве представителя гражданина клиента клиники. Наверное, именно в связи с этими обстоятельствами в этические кодексы клиник включаются и обсуждаются на занятиях этические правила деятельности адвоката (практикующего юриста). В первую очередь это группа этических проблем, связанных с взаимоотношениями между юристом и его клиентом. Эти взаимоотношения должны строиться на принципе доверительности. Практикующий юрист-лицо, к которому гражданин обращается за помощью в защите своих интересов. Следовательно, гражданин должен быть уверен в том, что юрист, принявший его дело, будет на "его стороне". От юриста он ожидает реальной помощи, существенных изменений в той ситуации, которая привела его к юристу. Поэтому молодые юристы прежде всего задумываются над вопросом о том, сумеют ли они оправдать такие ожидания. В связи с этим возникает необходимость обсудить этическое правило, согласно которому, принимая поручение, юрист должен быть уверен в своей компетентности*. Обсуждая это правило, следует задуматься над рядом обстоятельств. Если после первого общения с клиентом юрист обнаруживает, что его знаний недостаточно, что он специализируется в другой области права, обязан ли он и имеет ли в такой ситуации право консультировать клиента? Должен ли он отказаться от ведения дела такого клиента? Сможет ли он обеспечить клиента качественной юридической помощью? Попытаемся с точки зрения этого этического правила оценить поведение юриста в следующей ситуации. Молодой юрист встретил своего коллегу в книжном магазине и на его вопрос о том, что он ищет на книжных полках, ответил: "Понимаешь, тут у меня клиент выгодный появился. У него проблемы с таможней. Вот я ищу комментарий к Таможенному кодексу. Он тебе нигде не попадался?" 1 Компетентность юриста предполагает, во-первых, знание соответствующих норм права, во-вторых, наличие необходимою опыта их применения, в-третьих, доскональный учет всех обстоятельств, которые касаются поручений клиента и возможных правовых последствий их выполнения, наконец, в-четвертых, тщательну ю подготовку к надлежащему выполнению поручения клиента. Наверное, решая вопрос о приеме дела в таких условиях, юрист должен отдавать себе отчет в том, сумеет ли он восполнить пробел в знаниях, необходимых для оказания помощи своему клиенту, сможет ли приобрести необходимую компетентность. Проблема компетенции юриста приобретает особое значение в условиях деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи гражданам студентами-юристами, которые еще не в полной мере являются профессионалами. Именно поэтому в юридических клиниках существует проблема отбора дел, которые "по силам студентам". Кроме того, должно устанавливаться жесткое правило: студент не предпринимает никаких действий по делу клиента клиники без обсуждения и одобрения их преподавателем или куратором клиники. В некоторых клиниках это правило прямо занесено в этический кодекс. Следующее правило, вытекающее из принципа доверительности отношений между юристом и клиентом, - это конфиденциальность их отношений. Обсуждая необходимость соблюдения этого этического правила, мы должны обратить внимание на то, что конфиденциальность является необходимой предпосылкой доверительных отношений между юристом и клиентом, без которых становится невозможным предоставление правовой помощи. Поэтому сохранение в тайне любой информации, полученной юристом от клиента, а также информации о клиенте или других лицах в процессе практической деятельности является, с одной стороны, долгом по отношению к клиенту, а с другой - правом юриста в отношениях со всеми субъектами, которые могут требовать разглашения такой информации1. Очень важной является также проблема, связанная с возможностью для юриста разгласить конфиденциальную информацию в интересах клиента. Например, как должен поступить юрист в ситуации, когда он представляет интересы истца по иску о восстановлении на работе. Основанием для увольнения работодатель 1 Например, в ст. 72 УПК РСФСР содержится правило, согласно которому не могут допрашиваться в качестве свидетеля: защитник обвиняемого - об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанности защитника: адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя. В ст. 61 ГПК РСФСР закрепляется правило о том. что не могут быть вызваны и допрошены представитель но гражданскому делу или защитник по уголовному делу - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя или защитника. посчитал вынужденный прогул. В беседе с юристом клиент сообщил, что причиной опоздания на работу на п
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.013 с.) |