Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановление о возбуждении исполнительного производства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
город _ . на исполнение к судебному приставу-исполнителю (наименование подразделения судебных приставов, фамилия, инициалы) поступил (номер, дата, наименование исполнительного документа) соответствующий требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Руководствуясь п. 2 ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав - исполнитель постановил: 1. Возбудить исполнительное производство в отношении должника со дня возбуждения 2. Должнику в срок___________________________ (немедленно, 1, 2, 3, 4 или 5 дней) исполнительного производства предлагаю добровольно (содержание требований исполнительного документа) В качестве образца можно использовать текст стихотворения Сергея Михалкова "Дядя Степа"1: ...В "Детском мире" - магазине, Где игрушки на витрине, -Появился хулиган. Он салазки опрокинул, Из кармана гвоздик вынул, Продырявил барабан. Продавец ему: - Платите! -Он в ответ: - Не заплачу! -- В отделение хотите? -Отвечает: -Да, хочу!..
3. В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных при 4. Копию постановления направить__________________________________ (взыскателю, должнику, органу, выдавшему исполнительный документ) Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок. Судебный пристав-исполнитель_____________________________________ (подпись, фамилия, инициалы) М.П. Примечание. В целях обеспечения требований исполнительного документа по имущественным взысканиям в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства. В Н-ский районный суд г. Москвы ИСТЕЦ: 000 "Детский мир", юридический адрес - г. Москва, пр-т К-на, д. 7 ОТВЕТЧИК: Сидоров Николай Павлович, проживающий по адресу: г. Москва, ул. И-ва, д. 5 ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА 20 июня 19... г. в 12 часов ответчик Сидоров Н.П., находясь в магазине "Детский мир" на пр-те К-на, д. 7, проткнул гвоздем выставленный в витрине на продажу барабан стоимостью 120 рублей. На основании изложенного и согласно ст. 1064 ГК РФ ПРОШУ взыскать с ответчика Сидорова Н.П. в пользу 000 "Детский мир" в возмещение вреда 120 рублей и расходы по оплате госпошлины - 8 рублей. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Копия искового заявления. 2. Квитанция об оплате госпошлины. 3. Справка 000 "Детский мир" о стоимости барабана.
Председатель 000 "Детский мир" Дата РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации 15 июля 19... г.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Отрабатывать навык юридической техники самостоятельно можно по-разному. Для этого подойдет любой материал. Хорошие образцы "правовых ситуаций" дает художественная литература. Используя различные литературные произведения, найдите в них правовую проблему, связанную с нарушением какого-то права. Составьте необходимые юридические документы. Н-ский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Д-ва Б А. при секретаре Х-й Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску 000 "Детский мир" к Сидорову Николаю Павловичу о возмещении вреда, установил: 20 июня 19... г. в 12 часов Сидоров Н.П., находясь в магазине "Детский мир", проткнул выставленный в витрине на продажу барабан, чем причинил 000 "Детский мир" вред на сумму 120 рублей. 1 См.: Классических героев нравы - сквозь призму искового права. Вып. 2. Тверь. 1998. С. 51-52. Согласно справке 000 "Детский мир" стоимость барабана составляет 120 рублей. 000 "Детский мир" обратился с иском в суд о взыскании с Сидорова Н.П. материального ущерба в сумме 120 рублей. В судебном заседании представитель 000 "Детский мир" Алексеева А.А иск поддержала, просит взыскать с ответчика указанную сумму Ответчик Сидоров Н.П. с иском согласился, против размера вреда не возражает. Иск 000 "Детский мир" подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1064ГКРФист. 197 ГПК РСФСР, суд решил: взыскать с Сидорова Николая Павловича в пользу ООО "Детский мир" в возмещение вреда 120 рублей и 8 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий СУДЬЯ Б.А.Д-ов ЧАСТЬ III Глава 13 ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЮРИСТА В ОБЩЕСТВЕ
ри взгляде на название данной главы читатель, вероятно, испытывает некоторое удивление: почему в книге о профессиональных навыках юриста присутствует рассказ об эволюции правозащитного движения? Какое отношение имеет этот исторический экскурс к тем сугубо практическим целям, о которых идет речь в данной книге? Дело в том, что без осознания юристом абсолютной, а не инструментальной ценности права и приоритета прав личности над интересами государства никакие профессиональные навыки не помогут ему выполнить свой профессиональный долг. Это подтверждается историческим опытом нашей страны. В течение длительного времени, когда эти ценности не признавались ни государством, ни обществом в целом, роль юристов в жизни общества сводилась, за небольшими исключениями, лишь к "техническому" посредничеству между тоталитарным режимом и гражданами. Поэтому функцию "социальных инженеров" пришлось взять на себя поначалу небольшой группе людей, которые были далеки от юриспруденции, но не считали себя вправе молчать. Сейчас, когда права человека и принципы правового государства перестали в целом подвергаться сомнению и признаются важнейшими институтами российской государственности, а их защита становится смыслом профессиональной деятельности юриста, нам представляется крайне важным проанализировать историю их возникновения и развития в советском, а затем и российском обществе. Для этого необходимо проследить эволюцию правозащитной деятельности. Правозащитники далеко не всегда сами верили, по выражению А.Д. Сахарова, в "успех своего безнадежного дела'", однако именно в России им довелось внести огромный вклад в демонтаж репрессивного социалистического режима и нелегкое становление молодой российской демократии. Советско-российскому право- защитному движению за свою недолгую историю удалось проделать огромный путь от малочисленных подпольных групп московской гуманитарной интеллигенции до относительно влиятельной общенациональной общественной силы, использующей для достижения своих целей различные профессиональные методы, в том числе, и во все большей степени, методы правовые. Мы не ставим себе задачу систематического изложения истории правозащитной деятельности в России. Таких исследований сделано уже немало1. Поэтому мы лишь попытались систематизировать имеющиеся материалы и коротко ответить на несколько вопросов: • Как и почему зародилось и развивалось правозащитное дви • В чем заключались его основные идеи и цели? • Какие методы оно использовало для достижения этих целей? • Какие изменения претерпело движение в новых историчес • Каково современное состояние правозащитного движения в • Какие методы оно использует в настоящее время? • В каких областях общественной жизни наиболее распрост • Как правозащитные организации сотрудничают с юридичес ЗАРОЖДЕНИЕ Датой рождения правозащитного движения в СССР принято считать 5 декабря 1965 г., когда несколько десятков человек собрались в Москве на Пушкинской площади, чтобы публично выразить свой протест против ареста двух писателей - Андрея Синявского и 1 См. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший Период. Вильнюс -Москва. 1983. Это издание, широко использовавшееся автором мри подготовке данной главы, в печатном виде малодоступно, однако с ним можно ознакомиться на сайте общества "Мемориал" по адресу: http://vvvvvv.memo.ru/ history/diss/books/Al.EXEEWA/index.htm. 2См.: Пятое декабря 1965 года в воспоминаниях участников событий, материалах самиздата, документах партийных и комсомольских организаций и в Юлия Даниэля. Казалось бы, событие это не слишком значительное, если сравнить его со столь многочисленными в XX в. революциями и войнами, которые трагически сказались на судьбах сотен миллионов людей. Кроме того, люди и раньше протестовали против тех или иных действий советской власти. Однако именно этот "митинг гласности" заложил основу новой идеологии, которая и стала вскоре называться правозащитной. До 1965 г. протест обычно выражался в двух основных формах. Во-первых, это были письма людей, занимающих высокие посты в той или иной сфере советской иерархии (скажем, в науке или литературе), в различные инстанции в защиту конкретного лица, подвергнутого репрессиям. Причем аргументация в большинстве случаев сводилась к указанию властям на происшедшую в данном конкретном случае ошибку. Практика подавления оппозиции при этом ни в коем случае не подвергалась сомнению. "Заступник" лишь подтверждал своим авторитетом, что арестованный человек на самом деле "наш", советский, и что он принес и еще принесет немалую пользу делу построения коммунизма. Такое "правозаступничество'\ практиковавшееся по большей части в ленинские и сталинские времена (да и впоследствии тоже), сложно назвать протестом. Единственной преследуемой им целью была попытка спасения человека из жерновов тоталитарной системы. Надо признать, что такие попытки иногда были успешными, хотя зачастую позволяли лишь выиграть какое-то время, а иногда стоили свободы и жизни самому заступнику. Во-вторых, формой выражения протеста была подпольная антисоветская деятельность различных общественных групп, в том числе религиозных общин и "'неомарксистских" молодежных кружков, которые считали существующий строй извращением истинных идей марксизма-ленинизма. Такая деятельность принимала разные формы ~ от призывов к насильственному свержению существующего строя до распространения философских или публицистических произведений, которые не могли быть опубликованы в открытой печати. В любом случае эффективность такой деятельности была минимальной, так как она подпадала под действие уголовного законодательства и жестоко пресекалась, как только выходила за рамки узкого круга друзей и знакомых, а незаписках Комитета государственной безопасности в ЦК КПСС. /Под ред. А.Даниэля и А.Рогинского. М.. 1995. Издание можно найти на веб-сайте общества ■•Мемориал": hltp://\vvvvv.memo.ru/history/diss/books/5dec/inclex.htm. См. также: Цена метафоры. Преступление и наказание Синявского и Данюля. М.. 1990. редко и до этою - благодаря хорошо развитой системе тайного доносительства. Кроме того, во многом именно по этой причине подпольная антисоветская деятельность не находила широкого отклика в массах, которые, разумеется, не могли поддерживать террористов и "вредителей". Какие-либо другие формы выражения протеста в сталинские годы просто были невозможны, что легко объяснимо. Быстро и жестоко расправившись в 20-е и 30-е годы сначала с военной, а затем и с иной реальной оппозицией, тоталитарный режим сумел весьма эффективно изолировать советское общество от внешнего мира. Для этого применялись различные средства - от тотальной цензуры до фактического запрета на выезд за границу. Воспитанные на трудах классиков марксизма-ленинизма и официальной пропаганде, отрезанные от любых иных источников информации, советские граждане, даже если они враждебно относились к существующему строю, не могли представить себе иной образ действий, чем методы ведения борьбы, почерпнутые из опыта народовольцев, нечаевцев, большевиков и т.п. Кроме того, тоталитарное государство в корне истребило любые возможности ведения легального диалога с властью. В советском обществе полностью отсутствовали гражданские институты, а свободной прессы не существовало еще с 20-х годов; депутаты Верховного Совета, хотя формально и избирались гражданами (обычно большинством в 99,99%), на деле назначались партией и правительством; профсоюзы, да и все иные существовавшие объединения и ассоциации были частью партийно-государственного аппарата. Провозглашенная Конституцией 1936 г. свобода собраний и митингов на деле принадлежала лишь партийно-государственным органам и осуществлялась ими в форме партсобраний и митингов в "поддержку" осуждения очередных врагов народа или акул империализма. Гарантируемая той же Конституцией свобода уличных шествий и демонстраций выражалась лишь в форме организованных демонстраций трудящихся в ходе празднования дней 1 мая и 7 ноября. Таким образом, выбор был невелик - официальную идеологию можно было либо целиком и полностью принять (и быть относительно полноправным членом общества, хотя в сталинские годы никаких гарантий на этот счет не было), либо целиком и полностью от нее отказаться (и в лучшем случае стать изгоем, а в худшем - потерять свободу и даже жизнь). Что же изменилось в 60-е годы? Государство вроде бы признало необоснованные репрессии 30-х годов незаконными; многие жертвы были реабилитированы за отсутствием состава преступления. Это, несомненно, было значительным достижением. Однако реабилитация коснулась по большей части тех граждан, которые и в самом деле ничем не запятнали себя перед советской властью: ни словом, ни делом не помышляли о противостоянии ей. Что же касается оппозиции, причем даже необязательно политической, го здесь политика режима осталась прежней (с той только разницей, что массовые репрессии и расстрелы сменились лишением свободы и незаконными помещениями в психиатрические лечебницы "специального типа"). Оставалась в силе ст. 70 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда"), к которой в 1966 г. в качестве реакции на первые выступления правозащитников добавились две новые - 1901 и 1903. Критиковать власть (и то не слишком сильно, чтобы не подрывать ее основ) было позволено только самой власти, гражданам же оставалось лишь повторять дозволенное. Тем не менее ценой огромных усилий множества людей были немного ослаблены жесткие тиски цензуры - стали публиковаться ранее запрещенные произведения советских и зарубежных писателей, бурно развивалась новая литература и искусство. В Ленинграде существовал поэтический кружок, сформировавшийся вокруг Анны Ахматовой, куда входили Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Евгений Рейн и другие. В Москве несанкционированные поэтические чтения на площади Маяковского проходили еще с 1958 г., а подлинным возмутителем спокойствия стало неформальное молодежное литературное общество СМОГ (эту аббревиатуру расшифровывали по-разному, например "Союз молодых гениев"), образованное в 1964 г. "Смогисты" не ставили перед собой никаких политических целей, они лишь довольно радикальными для того времени методами протестовали против эстетики советского официального искусства. Скажем, в апреле 1965 г. они устроили у Центрального дома литераторов шествие под лозунгами "Лишим соцреализм невинности!" и "Спорем пуговицы цензуры со сталинского френча советской литературы!". Либеральной интеллигенцией "смогисты" воспринимались по большей части как этакие хулиганы от культуры, как сказали бы сегодня, маргиналы и люди несерьезные. Однако после декабрьских событий, в которых "смогисты" сыграли немалую роль, отношение к ним изменилось, о чем будет сказано ниже. Значительным каналом распространения информации стал так называемый самиздат, т.е. подпольные публикации литературных, философских, публицистических и других произведений. Чуть приоткрылся и "железный занавес'" - в СССР стали приезжать западные деятели искусств, а советские делегации получили возможность выезжать за границу (хотя и те и другие были предметом тщательного отбора). Но важнее всего, наверное, то, что многие перестали испытывать тотальный страх перед системой, которая попыталась придать себе более цивилизованную форму. Это возвращает нас к событиям 5 декабря 1965 г., точнее, к их предыстории. В сентябре 1964 г. был снят с руководящих партийных и государственных постов Н.С.Хрущев по официальной формулировке за "волюнтаризм". С этим событием либеральная интеллигенция связывала неизбежное наступление перемен, хотя было неясно - к лучшему или к худшему. И когда в сентябре 1965 г. стало известно об аресте А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля - писателей и литературоведов - это было однозначно воспринято как удар по "оттепели" и возврат властей к сталинскому стилю руководства страной. Одной из причин, по которым это дело получило широкую огласку, был необычный характер обвинения - писателям вменялось в вину то, что они публиковали свои произведения за границей под литературными псевдонимами (Абрам Терц и Николай Аржак соответственно). Показательные процессы и кампании против литераторов проводились властями и раньше - достаточно вспомнить газетную травлю нобелевского лауреата Бориса Пастернака и осуждение будущего нобелевского лауреата Иосифа Бродского за "тунеядство" (по ст. 209 УК РСФСР, предусматривавшей уголовную ответственность за бродяжничество, попрошайничество "либо ведение иного паразитического образа жизни"). Но все же Пастернака никто не судил, а Бродскому не решились вменить политическую статью. Официально об аресте Ю.М. Даниэля и А.Д. Синявского объявлено не было, но новость распространилась с молниеносной быстротой по тем же хорошо налаженным каналам, по которым распространялся самиздат. Их произведения в то время мало кто читал, однако многих возмутил сам факт, что в эпоху "оттепели" людей арестовывают только за то, что они воспользовались своим правом писать что угодно и публиковать написанное где угодно, под какими угодно псевдонимами. .572 Идея организовать "митинг гласности" в защиту Синявского и Даниэля родилась у математика и философа А.С. Есенина-Воль-пина, человека, выделявшегося весьма необычными для своего времени взглядами и столь же необычной биографией. Автор нескольких фундаментальных работ в области математической логики, Вольпин почти десять лет провел в психиатрических больницах "специального типа" и ссылке за написание и хранение "антисоветских" стихов. В 1959 г. на Западе вышел сборник его поэтических и философских произведений. Вольпин также прославился тем, что подал гражданский иск против автора клеветнического фельетона в "Огоньке". По тем временам это был крайне необычный шаг (всем было понятно, что за публикацией стоял ЦК КПСС). Процесс, разумеется, был проигран, но прецедент использования правовых методов для сопротивления произволу получил широкую огласку. Именно эти методы и были основой новой концепции протеста, сформировавшейся во многом благодаря идеям А.С. Есенина-Вольпина. До 60-х годов, а во многом и впоследствии, вплоть до начала 90-х, право воспринималось большинством, да по сути и являлось лишь инструментом государственного принуждения - в полном соответствии с марксистской концепцией. Оно применялось так, как считало целесообразным государство. Коммунисты не только отождествляли право с законом, но и игнорировали законодательство, если оно противоречило сиюминутным политическим интересам, как их понимало руководство. Поэтому приводившиеся выше нормы Конституции 1936 г., закрепляющие некоторые гражданские права и свободы, существовали лишь в качестве деклараций. Советские правоведы с большим рвением разъясняли, почему именно в советском обществе эти права и свободы являются истинными в отличие от обществ буржуазных, но никому даже в голову не приходило требовать их буквального соблюдения. Ни о какой независимости судебной власти не могло быть и речи - власть в стране была одна, и суды были призваны лишь "оформлять" ее решения. Еще более незавидную роль играла адвокатура, что, разумеется, нисколько не умаляет мужества и таланта тех немногих адвокатов, которые, несмотря ни на что, отваживались выполнять свой профессиональный долг, рискуя разделить участь своих подзащитных. Короче говоря, право было улицей с односторонним движением - гражданин не мог и помыслить о том, чтобы использовать его для воздействия на госу- дарство. Последствия такого положения вещей в советском обществе Россия пожинает до сих пор, после десяти лет правовой и судебной реформы. И вот в такой ситуации А.С. Есенин-Вольпин решает обратиться к государству на языке права. С этой целью он составляет так называемое "Гражданское обращение"'. Вот его текст: "Несколько месяцев тому назад органами КГБ арестованы два гражданина: писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. В данном случае есть основания опасаться нарушения закона о гласности судопроизводства. Общеизвестно, что при закрытых дверях возможны любые беззакония и что нарушение закона о гласности (ст. 3 Конституции СССР и ст. 18 УПК РСФСР) уже само по себе является беззаконием. Невероятно, чтобы творчество писателей могло составить государственную тайну. В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы миллионам советских граждан. Кровавое прошлое призывает нас к бдительности в настоящем. Легче пожертвовать одним днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не остановленного произвола. У граждан есть средства борьбы с судебным произволом, это митинги гласности, во время которых собравшиеся скандируют один-единственный лозунг "Тре-бу-ем глас-но-сти су-да над..." (следуютфамилии обвиняемых) или показывают соответствующий плакат. Какие-либо выкрики или лозунги, выходящие за пределы требования строгого соблюдения законности, безусловно, являются при этом вредными, а возможно, и провокационными и должны пресекаться самими участниками митинга. Во время митинга необходимо строго соблюдать порядок. По первому требованию властей разойтись следует расходиться, сообщив властям о цели митинга. Ты приглашаешься на митинг гласности, который состоится 5 декабря с.г. в 6 часов вечера в сквере на площади Пушкина, у памятника поэту. Пригласи еще двух граждан посредством текста этого обращения"1. В ноябре копии "Гражданского обращения" разошлись по все тем же "самиздатским" каналам, и к концу месяца большая часть московской интеллигенции знала о предстоящем митинге гласности. Некоторое количество копий попало на три факультета МГУ и в другие вузы. На филологическом факультете МГУ, например, оказался всего один экземпляр "Обращения", но нашедший его студент, судя по всему, с самыми лучшими намерениями отнес эту копию на семинар по истории КПСС для обсуждения. Преподаватель, разумеется, разъяснил всю вредность подобной идеологической диверсии, но в результате о митинге узнала вся группа, а вскоре - весь курс и затем факультет. Многие пытались отговорить Вольпина от осуществления этой идеи, считая, что Синявскому и Даниэлю митинг не принесет никакой пользы, наоборот, может навредить и что вся эта акция инициирована КГБ с целью выявления диссидентов, которые немед- Цит. но: Алексеева Л. М. Указ. соч. С. 202. ленно будут отправлены в лагеря. Однако Вольпин возражал: дело здесь не только и не столько в Синявском и Даниэле (чьи произведения он, кстати, принципиально прочел только после митинга), а в требовании соблюдения процессуальных прав (т.е. гласности судопроизводства), которые, как он считал, были в той ситуации гораздо важнее, чем права материальные (т.е. свобода творчества). Что же касается угрозы арестов, то Вольпин, ссылаясь на опыт упомянутой апрельской акции СМОГа, считал, что участникам митинга вряд ли грозит большее, чем пять суток ареста за мелкое хулиганство. Разумеется, власти немедленно узнали о готовящейся акции. Некоторые из участвовавших в распространении "Обращения" были еще до 5 декабря принудительно госпитализированы в психиатрические больницы. Но в целом можно сказать, что власти не стали предпринимать попыток помешать проведению митинга. По мнению некоторых мемуаристов, они, как и определенная часть интеллигенции, отнеслись к митингу как к очередной акции "антиобщественной" литературной молодежи. Такое же отношение, похоже, имело место и во время проведения самого митинга. Итак, 5 декабря 1965 г., в день Советской Конституции, в 6 часов вечера на Пушкинской площади собралась небольшая толпа - очевидцы называют разные цифры, но чаще всего говорят о 60-80 демонстрантах и сочувствующих наблюдателях. Примерно таким же количеством была представлена "противная сторона" - в основном это были сотрудники КГБ в штатском, а также представители комсомольского актива МГУ и других вузов. Задачей последних было выявление поддавшихся на провокацию студентов для последующей расправы над ними, с чем, как выяснилось впоследствии, они довольно успешно справились. Вообще на площадь в тот день пришли самые разные люди. Многие были друг с другом знакомы. В основном были представлены две настороженно относившиеся друг к другу "группировки": занимавшие определенные ступени в советской иерархии представители гуманитарной интеллигенции и диссиденты (тогда они еще так не назывались) старшего поколения, с одной стороны, и молодежь -смогисты и связанные с ними студенты гуманитарных вузов - с другой. По словам очевидцев, трудно было сказать, кто был демонстрантом, а кто - наблюдателем. Если считать непосредственными участниками тех, у кого были плакаты, то их было немного - челове.к пять-семь. В начале седьмого над толпой были подняты бумажные плакаты: "Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!", "'Уважайте Советскую Конституцию!" и "Свободу В.К.Буковскому и другим помещенным в психиатрические больницы - в связи с митингом гласности!" Не прошло и полминуты, как плакаты были вырваны из рук демонстрантов, поэтому мало кто успел их увидеть (правда, и КГБ, и наблюдателям было заранее известно, что на них написано). Тех, кто держал плакаты или как-либо высказывался о происходящем, быстро и без применения насилия (впрочем, некоторых пришлось нести на руках) посадили в заранее приготовленные микроавтобусы и развезли по отделениям милиции. Всего было задержано около 20 человек. Впрочем, после двух-трех часов "бесед" всех отпустили по домам. Обвинить участников митинга гласности, требовавшим того, что и так вроде бы гарантировано советским гражданам, было в сущности не в чем. Оставшиеся через некоторое время разошлись. В 7 часов Пушкинская площадь выглядела так, будто здесь ничего не произошло. Многим присутствовавшим на митинге как с одной, так и с другой стороны, по-видимому, так и казалось. Об относительно вялой реакции властей свидетельствует докладная записка председателя КГБ СССР В. Семичастного, направленная им в ЦК КПСС на следующий день после митинга: "...Докладываю, что 5 декабря с.г. в Москве около памятника Пушкину собралась группа молодежи в количестве 50—60 человек, преимущественно студентов различных вузов и техникумов, молодых сотрудников некоторых научно-исследовательских учреждений, а также лиц без определенных занятий. В 18 часов 30 минут отдельные участники сборища под флагом соблюдения гражданских свобод начали выкрикивать демагогические лозунги. Один из участников сборища ВОЛЬПИН (Есенин) А. С, младший сотрудник института научно-технической информации при Академии наук СССР, душевнобольной, пытался развернуть принесенный с собой лозунг... С помощью заранее подготовленного комсомольско-оперативного наряда и дружинников было задержано и опрошено в городском штабе народных дружин 28 человек. В числе задержанных: 11 студентов, 11 молодых специалистов, 1 рабочий, остальные — без определенных занятий; 12 задержанных являются членами ВЛКСМ... Предварительный анализ, а также материалы о других идеологически вредных проявлениях среди творческой интеллигенции и молодежи свидетельствуют прежде всего о слабой действенности политике-воспитательной работы, особенно в высших учебных заведениях. Не оказывают необходимого политического влияния на молодежь и многочисленные творческие союзы и литературные объединения. В отдельных литературных объединениях нашли себе прибежище антиобщественные элементы, занимающиеся сочинением политически вредных произведений и толкающие молодежь на демагогические выступления. Некоторые из этих "про- изведений" передаются на Запад и используются в антикоммунистической пропаганде. Полагал бы целесообразным поручить Московскому городскому комитету партии рассмотреть вопросы, связанные с усилением воспитательной работы, особенно среди творческой интеллигенции и студентов высших учебных заведений... Председатель Комитета госбезопасности В. Семичастный'п Как видим, председатель КГБ призывает не сурово наказать участников митинга, а лишь "рассмотреть вопросы, связанные с усилением воспитательной работы". И действительно, непосредственно за участие в митинге никто арестован не был. Как упоминалось выше, несколько человек было насильно помещено в психиатрические больницы еще до 5 декабря, но вскоре и они вышли на свободу. Кроме того, около десяти сгудентов МГУ были исключены из комсомола - но их даже не отчислили, что невозможно было себе представить как десятью годами раньше, так и пятью годами позже! И это нельзя объяснить одним лишь "либерализмом" на рубеже между хрущевским и брежневским периодами. Власти действительно не придали происшедшему большого значения. Мы не стали бы уделять описанным событиям такого пристального внимания, если бы они не заложили основу всей дальнейшей работы правозащитников, последствия которой для них были далеко не столь безоблачными. Они сплотили вокруг зарождающегося правозащитного движения как "молодых маргиналов", так и ''пожилых карьеристов". Но что еще важнее, они породили идеологию правозащитного движения, которую лучше всех, пожалуй, выразил позднее один из них, Андрей Амальрик: "..в несвободной стране [они] стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию "2, СТАНОВЛЕНИЕ Суд над Синявским и Даниэлем состоялся i 1-14 февраля 1966 г. Процесс был объявлен открытым - по крайней мере официально (на самом деле почти вся публика состояла из специально отобранных КГБ людей). Писатели были признаны виновными по ' Цит. по: Пятое декабря 1965 гола в воспоминаниях... С. 56-57. 1 Амальрик А. Записки диссидента. М.. 1991. С. 39. ст. 70 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда"): Синявский был приговорен к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в лагерях строгого режима, а Даниэль - к пяти. Может быть, впервые в истории обвиняемые по громкому политическому делу заняли позицию полного непризнания своей вины и на суде продолжали отстаивать свое право на свободу слова и творчества. Ход процесса ежедневно освещался западной прессой. Корреспонденты вместе с друзьями подсудимых дежурили во дворе суда, ожидая появления жен писателей, допущенных на процесс. Поэтому обо всем происходящем было известно не только на Западе, но и в СССР - из передач западных русскоязычных радиостанций. По мнению Л.М.Алексеевой1, именно в те дни было сломано взаимное недоверие между будущими правозащитниками и западными корреспондентами, что сыграло в последующем немаловажную роль. Осенью 1966 г. вышла составленная Александром Гинзбургом "Белая книга" - сборник документов по делу Синявского и Даниэля, в который вошли стенограмма процесса, газетные статьи и письма в защиту писателей2. Первое такое письмо, адресованное Генеральному прокурору СССР, написала жена Даниэля Лариса Богораз. Выше уже упоминалось о том, что письма в защиту арестованных или осужденных писались в СССР и раньше. Андрей Амальрик говорил, что обращение к суверену с петициями как способ диалога (чаще всего, заметим, одностороннего) с властью вообще характерно для авторитарного общества3. Однако теперь тон и аргументация такого рода обращений стали совершенно иными: "Старший следователь... утверждает в беседах со мной и во время допросов, что мой муж виновен и понесет наказание... Такая предрешенность дела в процессе следствия заставляет меня сомневаться в объективности ведения дела... Я... требую соблюдения норм человечности и законности"4. Позже было написано более 20 подобных писем, под которыми поставили свою подпись в общей сложности 80 человек. Практически все эти лица достигли определенных ступеней в советской иерархии; большую часть составляли писатели. Еще одним 1 См.: Алексеева Л.М. Указ. соч. С. 203. 2 См.: Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Ам 3 Белая книга по делу А.Синявского и Ю. Даниеля // Сост. А. Гинзбург. Фран- 4 Цит. по: Алексеева.П.И. Указ. соч. С. 204. важнейшим отличием таких писем от писем в защиту, например, Бродского, не говоря уже о письмах сталинской эпохи, был их открытый характер, в чем и состоял основной смысл их написания. Авторы, не рассчитывая убедить власти в своей правоте, с самого начала знали, что письма будут опубликованы в самиздате. Именно эти письма оказали огромное влияние на формирование диссидентского общественного мнения, во-первых, содержащейся в них "пр
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.019 с.) |