Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогнозирование возможных целей и интересов второй стороны в предстоящих переговорах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Продумывание возможных вариантов хода переговоров. С чем вторая сторона согласится сразу? Что может вызвать ее неудовольствие? На что вторая сторона не согласится никогда и почему? Оценка своих сильных и слабых сторон. Выбор одежды, в которой вы пойдете на переговоры. Помните, что пословица "Встречают по одежке... " действует во все времена и во многих странах. Представьте, что человек пришел устраиваться на работу в банк в шортах и пляжных шлепанцах. Какой будет реакция управляющего банка? Ваш внешний облик должен соответствовать обстановке, в которой будут проходить переговоры. Для обобщения всех перечисленных моментов в ходе подготовки полезно задать себе ряд вопросов, ответив на которые мож- но более четко представить картину предстоящих переговоров. Вот какие вопросы перед началом переговоров предлагает задать себе Джейн Ходжсон1: 1. Что я хочу? Каковы мои цели? 2. Что будет в самом худшем случае, если я не сумею добить 3. Являются ли переговоры единственным способом достиже 4. Почему я хочу именно этого? Что это даст мне? 5. Позитивна ли моя цель? 6. Чего и почему я категорически не хочу? 7. Где допустимый предел? Где я должен остановиться и пре 8. На какие уступки я могу пойти? Что для меня важно? 9. В чем мои сильные и слабые стороны? 10.Как продемонстрировать свою силу и не показать слабость? 11.Что для меня будет хорошим результатом? 12.Что будет удовлетворительным результатом? 13.Что я расценю как приемлемый результат? 14.Есть ли у меня полномочия вести с ними переговоры? 15.Обладаютли они достаточными полномочиями для переговоров со мной? 16.Чего, по моему мнению, они хотят и почему? 17.Что станет предметом их обсуждения? 18.Каковы их сила, слабость, потенциальная стратегия? 19. Насколько это важно для них? Что они потеряют, если соглашение не будет достигнуто? 20.Как на данные переговоры могут повлиять любые предыдущие? 21.Какое влияние на ход переговоров окажет окружающая обстановка? 22.Какие ограничения с точки зрения законности или текущего момента следует принять в расчет? Зная, что вам предстоят переговоры, не стоит пренебрегать стадией подготовки к ним. Как правило, на подготовку к переговорам тратится до 60% времени. Будет очень обидно, если переговоры сорвутся или не будет достигнут необходимый результат из-за того, что вы плохо к ним подготовились, и если переговоры были сорваны или провали- 1 См.: Ходжсон Дж. Переговоры на равных. С. 69-70. лись по вашей вине, го второго шанса разрешить спорную ситуацию у вас может не быть. Перед началом переговоров напомните себе правило, выработанное практикой: "Если ты не готов к переговорам, то лучше их отложить". 2-й этап -заключение процедурных соглашений. Начиная переговоры, определите совместно с другой стороной, какое время вы готовы уделить предстоящим переговорам. Если одна из сторон располагает временем, явно недостаточным для проведения предстоящих переговоров, то, может быть, следует отложить переговоры на более удобное время. Точно так же необходимо оговорить возможные перерывы в ходе переговоров (перерывы на кофе, на корректирование своих позиций, на консультации со своими специалистами и т.п.) и их продолжительность. 3-й этап - выступление сторон. Каждая сторона, участвующая в переговорах, выступает с заявлением, в котором излагает свою позицию (что вы хотите и почему) и указывает приемлемые для нее пути решения спорных вопросов. Здесь не стоит забывать о том, что необходимо продолжать налаживать контакт с партнерами по переговорам. Этому будут способствовать ваша доброжелательность и стремление найти решение, приемлемое и для другой стороны. 4-й этап - прояснение интересов сторон. Постарайтесь выяснить, в чем заключается интерес вашего партнера по переговорам. Совсем не обязательно, что об этом интересе он заявит в своем выступлении. Интерес другой стороны, впрочем, как и ваш, может быть скрытым (продавец всегда хочет продать свой товар дороже, ему совсем не обязательно сразу сообщать покупателю, что он может уступить ему товар на несколько рублей дешевле). Интерес - это то, что для нас важно, значимо и ценно. Интерес другой стороны вы сможете выяснить, задавая вопросы. Если вам что-то неясно, не старайтесь думать за вашего партнера и объяснять себе за него, зачем он так поступает, что им движет. Может быть, стоит просто спросить об этом у него?! Все может оказаться значительно яснее и проще, чем вы думаете. Психологи приводят такой пример: В одной семье, брат с сестрой поссорились из-за мандарина. Когда они в слезах прибежали к маме, чтобы она разрешила их спор, мама спросила каждого из них - Сынуля, зачем тебе мандарин? - Чтобы его съесть.... - А тебе, доченька, зачем мандарин? - Я хочу сделать из его корки цукаты. Стоит ли говорить о том, что на этом конфликт брата и сестры был исчерпан. Брат получил очищенный плоди гугже его съел, а сестра получила корки от мандарина и смогла приготовить цукаты. Если бы каждая из сторон, участвующих в споре из-за мандарина, просто поинтересовалась, для чего другой стороне нужен мандарин, то причин для возникновения спора просто не возникло бы. Задавая вопросы, вы сможете существенно облегчить жизнь себе и своему партнеру. Люди часто не говорят о каких-то вещах потому, что их об этом не спрашивают. "Мы настолько привыкли к тому, что постоянно обобщаем свою речь, умалчивая о многих подробностях и деталях, что даже сами не замечаем этого. Умолчание в разговорной речи - вещь такая же обычная, как и обобщение. Это таит в себе и некоторую опасность, так как дает возможность слушателю истолковать наши слова по-своему. Вот почему в ходе переговоров особенно важно, чтобы собеседники понимали друг друга и при этом вкладывали в слова один и тот же смысл'71. Для того, чтобы избежать всевозможных искажений и превратных толкований, и используются вопросы. Вопросы могут быть закрытые и открытые. Закрытые вопросы задаются тогда, когда необходим однозначный ответ и получение дополнительной информации не требуется. Например: "Вы были там один? ", "Вы получит факс от меня? ", "Смогу ли я застать вас завтра в офисе около 14 часов? " и т.д. Открытые вопросы используются тогда, когда необходимо получить максимально полную информацию о чем-либо. К открытым вопросом относятся: Кто? Что? Зачем? Почему? Когда? Где? и т.д.2 Еще раз отметим, что умение задавать вопросы - это один из главных навыков юриста. Грамотно и своевременно заданный вопрос поможет выяснить важные фактические обстоятельства, отвлечь внимание оппонента, выиграть время для обдумывания сложившейся ситуации, уточнить позицию другой стороны, снять возможное напряжение и т.п. Именно с помощью вопросов можно убедиться, что не только вы правильно поняли собеседника, но и вас поняли тоже правильно. 5-Й этап - формулирование повестки дня. Этот этап имеет важное организационное значение. Стороны составляют список вопросов, по которым им необходимо прийти к соглашению в результате переговоров. В ходе переговоров возможна ситуация, 1 Ходжсон Дж. Переговоры на равных. С. 198. 2 Более подробно об умении задавать вопросы излагалось в гл. 5 '"Интер когда один из вопросов повестки дня будет разбит сторонами на несколько небольших вопросов для удобства обсуждения и принятия компромиссного решения. 6-й этап - выдвижение и обсуждение предложении. Стороны выдвигают свои предложения по достижению компромисса и обсуждают их приемлемость. 7-й этап - выбор решения и формулировка соглашения. Стороны из предложенных ими вариантов решения ситуации выбирают тот, который устраивает каждую. При выборе приемлемого для каждой стороны варианта важно уделить серьезное внимание такой технике ведения переговоров, как "тест на реальность" принятого соглашения (подробнее о техниках ведения переговоров см. далее). В том случае, если стороны заключили соглашение, которое не будет работать, появляется большая вероятность возникновения постконфликта, последствия которого могут быть самые негативные. При тестировании реальности вам на помощь снова придут вопросы. В качестве примера напомним известный анекдот про бизнес по-русски: Встречаются двое: Первый: Не купишь у меня вагон водки за десять тысяч долларов? Второй: Куплю с удовольствием... Ударили по рукам. И первый побежал искать вагон водки, а второй -десять тысяч долларов. Если бы они знали о "тесте на реальность'", то один из них, разумеется, спросил бы о наличии вагона водки, а другой - о наличии денег. При формулировании соглашения важно помнить о том, что люди видят и понимают одни и те же вещи по-разному. Например, все договорились завтра прийти на работу в одежде красного цвета. И на другой день все действительно пришли в красном, но только один - в бордовом, другой - в алом, третий - в малиновом и т.д. Соглашение необходимо составить таким образом, чтобы стороны однозначно толковали его положения во избежание пост-конфликта. <Н-й этап - завершение переговоров. По завершении переговоров необходимо поблагодарить партнера за совместную работу, за стремление прийти к компромиссу. Следует обговорить первые шаги по выполнению достигнутого соглашения. Даже если ваши переговоры по каким-либо причинам не привели к заключению соглашения, постарайтесь расстаться со своим партнером 306 таким образом, чтобы вы всегда смогли вернуться за с гол переговоров. Не получилось договориться в этой ситуации, получится в другой. Техники ведения переговоров Техники - это те психологические приемы ведения переговоров, которые обеспечивают успех переговоров и взаимопонимание сторон. К ним относятся следующие приемы. Активное слушание включает: контакт глазами, обеспечение обратной связи, выспрашивание, поддакивание "Да-да", "Угу'' (кивание головой). Используя эту технику, человек показывает, что он внимательно следит за тем, что говорит партнер, что участвует в беседе. Это помогает не терять контакт с партнером. Однако важно, чтобы такое активное слушание было искренним, иначе можно обидеть партнера, который может воспринять такой "прием" как издевку. Перефразирование, "эхо-техника" - повторение своими словами услышанного от партнера. Применение этой техники позволяет убедиться, что вы правильно поняли слова своего партнера. Важно также, что ваш партнер уже из ваших уст услышит сказанное им самим и сможет в случае необходимости внести коррективы в переданную вам информацию, добавить необходимые детали. Если вы решили использовать при переговорах "эхо-технику", то фразы лучше начинать словами: "Если я вас правильно понял, то... ", "Иными словами, вы считаете, что... " и т.п. Вентилирование хиоций - если атмосфера накалилась, дайте возможность вашему партнеру выговориться, сбросить накопившиеся эмоции, выявить все "больные" вопросы. На минуту остановитесь и посмотрите, какие чувства переполняют вас и вашего партнера. Если вы заметили злость, волнение, раздражение, скажите, например: " Я сейчас очень волнуюсь и нервничаю! А вы? ": "Язаметил, что вам неприятно говорить об этом... "; "Мне кажется, что вам не нравится мое предложение". Открытое обсуждение чувств и эмоций сторон действует как "вентилятор", который "проветривает" душную, накаленную атмосферу взаимного недовольства, что дает возможность спокойного, разумного обсуждения проблемы. Выявление интересов - задавайте вопросы: зачем? почему? для чего? и т.д. Подробно о выявлении интересов сторон было рассказано выше. "Вне игры" или отделение проблемы от личности - во время переговоров может возникнуть ситуация, когда ваш партнер по переговорам будет вызывать у вас чувство нервозности и раздражения. В этом случае важно не пойти на поводу у этих чувств и помнить, что первоочередная задача для вас - достижение соглашения по вопросу, вынесенному на переговоры; что вы пришли сюда не обсуждать и исправлять особенности личности партнера, а решить общую проблему. Стоит только поддаться своим эмоциям, как переговоры моментально будут сорваны, причем последствия подобного срыва будут во сто крат хуже срыва переговоров из-за вашей недостаточной готовности к ним. Мозговой штурм - эту технику удобно применять, когда предложения каждой стороны по разрешению спорных моментов не удовлетворяют ни одну из них. В этой ситуации сторонам стоит отвлечься от предлагаемых ими вариантов и совместно "набросать'" другие, ранее не предлагавшиеся варианты. Эти варианты могут быть самыми фантастическими и нереальными на первый взгляд, однако важно каждый вариант записать и воздержаться от их комментирования. Поступившие варианты детально рассматриваются сторонами и выбирается наиболее приемлемый. Тест на реальность - проверяйте, насколько реально выполнить то, что предлагаете вы или ваш партнер, задавайте вопросы, которые помогут рассмотреть заключенное соглашение или предполагаемое решение со всех сторон. Тест на реальность можно продемонстрировать на следующем примере: - Итак, мы договорились, что 5 мая груз будет у меня? - Совершенно верно. - Сегодня 29 апреля. Когда вы планируете начать погрузку и сколько - Начнем завтра - 30-го, плюс еще два дня. - В выходные дни 1 и 2 мая ваши люди будут работать? - Я и забыл совсем, что это выходные, вы правы, в этом случае срок - Думаю, да. Адвокат дьявола - имитация одной стороной возможных для другой стороны негативных последствий развития ситуации в случае срыва переговоров. Эту технику стоит применить, когда возникает чувство, что из-за нежелания партнера искать пути к совместному решению ситуации переговоры близки к срыву. Например:
- Либо вы принимаете мои предложения, либо я прекращаю всякие - Скажите, Иван Петрович, если мы сегодня не сможем договориться, - Да, отразится,ну и что? - Вы понесете убытки? - Понесу, но это дело принципа! - На сколько дней работы хватит запасов сырья? - На неделю. - А что будет дальше? - Производство встанет. - Мне бы этого не хотелось, наверное, так же, как и вам. Может быть, Обратите внимание, что самую активную роль в этой технике играют все те же вопросы. Если бы партнер Ивана Петровича сам описал последствия срыва переговоров, это не принесло бы ничего хорошего, кроме еще большего раздражения. А отвечая на вопросы, Иван Петрович сам для себя прекрасно уяснил возможные последствия срыва переговоров. Дробление проблемы ~ в случае если переговоры складываются неудачно, постарайтесь разбить большую проблему на более мелкие. Постепенно решая каждую из них, вы придете к решению главной. Теперь, когда мы рассмотрели стили, этапы и техники ведения переговоров, попробуйте самостоятельно провести переговоры с установкой на сотрудничество. В качестве фабулы можно использовать ситуацию, предоставленную специалистами Центра разрешения конфликтов (г. Санкт-Петербург). Для проведения игры по этой фабуле требуется три человека -Вараксин, Антонов и наблюдатель за ходом переговоров. Договоритесь, кто будет играть роль Вараксина, кто - Антонова и кто будет наблюдать за их переговорами со стороны, т.е. исполнит роль наблюдателя. Каждый участник игры знакомится с общей информацией и конфиденциальной информацией, относящейся только к его роли. Читать конфиденциальную информацию второй стороны не следует, эту информацию необходимо выяснить в ходе переговоров. В задачу наблюдателя входит оценка навыков переговорного процесса, сильных и слабых сторон. Для удобства комментирования наблюдателю рекомендуется фиксировать свои замечания на бумаге. По завершении переговоров обменяйтесь со своим партнером впечатлениями от переговорного процесса: что вам понравилось в действиях друг друга, а что можно было сделать лучше. Постарайтесь оценить свои собственные действия. Затем попросите наблюдателя высказать свое мнение о проведенных переговорах. В качестве учебных казусов по теме "Переговоры" можно использовать также конфликтные ситуации, в которых вы участвовали сами. УПРАЖНЕНИЕ Конфликтная ситуация "Телефон"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.013 с.) |