Пределы возможностей: правильная оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы возможностей: правильная оценка



Большинство из нас легко согласится с тем, что наши "таланты" или их отсутствие влияют на выбор наших действий и ощущения при столкновении с соответствующими сферами жизни. Однако немногие захотят признать ту силу, с которой эти представления воздействуют на нас.

Разум, обитающий в сфере концепций, идей и мыслей, обладает абмициями, строит грандиозные планы и склонен к иллюзиям в отношении своей власти. С одной стороны, он может считать, что способен двигать горы одной лишь силой мысли, но в то же время будет уверять нас, что мы не в состоянии починить выключатель, приготовить обед, решить математическую задачу, найти общий язык с каким-либо человеком или справиться с видеокамерой.

Однако тело прекрасно понимает свои возможности и ограничения и наделено естественной скромностью, основанной на тех реальных опытах, которые проводит в отсутствие влияния честолюбивого Сознательного Я.

Когда наша осознанность расширяется до уровня просветления, или полного осознания того, что существует только Единое Сознание, но не отдельные "Я", "мы" постигаем все и способны на все, потому что "мы" и есть все, что существует.

Но в большинстве случаев - когда мы отождествляем себя с точкой осознанности в физическом теле - мы продолжаем подчиняться физическим законам природы. Мы можем летать на самолете, отправляться в морские глубины с аквалангом или на подводной лодке, однако не способны летать, как птицы, или дышать под водой, как рыбы.

Все мы слышали об экстрасенсах, святых и духовных учителях, способных левитировать, возникать одновременно в нескольких местах и совершать прочие поразительные вещи, однако если мы лично не видели и не сталкивались с этим, то обычно немедленно переправляем такие сведения в сферу "возможно, но неправдоподобно" и продолжаем выстраивать свою систему убеждение на основе менее экзотичных явлений - на собственном опыте.

 

Ограниченность опыта

Наши представления и уверенность в себе почти целиком сформированы из детских впечатлений и опыта, поскольку в детстве мы часто делаем заключения на основе ложных или неполных данных.

Случилось так, что, будучи ребенком, меня отдали в детский сад лишь в середине года. В первый день я увидел детей, стоявших у больших мольбертов и рисовавших деревья. Я взял кисточку и тоже попытался нарисовать дерево, но оно получилось совсем не таким, каким я его представлял - на моем рисунке возникло нечто, напоминающее зеленый леденец на палочке. Я посмотрел на рисунки других - их деревья были намного более реальными.

Я не понимал, что другие дети рисовали деревья и другие картинки ежедневно уже несколько месяцев. Я просто сравнил себя с ними и, основываясь на неполных данных, пришел к заключению, что рисование удается мне гораздо хуже, чем остальным. Практически, я решил, что не обладаю способностями художника, хотя у меня было просто меньше опыта.

Возможно, самым важной обязанностью учителя начальных классов является показать детям сам процесс обучения, помочь им понять ту простую, но глубокую истину, что все мы способны добиться всего, чего угодно, если будем достаточно долго упражняться, и что нам доступно гораздо больше, чем кажется.

С поры детского сада я начал понимать, что важен не столько талант, сколько прилагаемые усилия. Тем не менее, впечатления детства остаются в нас надолго и превращаются в скрытые барьеры, так что мы должны быть бдительны, ибо каждый из нас сталкивается с ними впоследствии. Первым шагом в разрушении ложных и ограниченных убеждений о собственных возможностях является поиск самой первой причины таких представлений и анализ того, как она развилась в устойчивое предубеждение.

Мне бы хотелось привести еще один пример и рассказать одну скорбную историю, свидетелем которой я стал, когда несколько лет назад приехал в одну школу. До назначенной встречи оставалось некоторое время, так что я остановился возле спортивного зала, заглянул внутрь и увидел молодого учителя физкультуры, который, как мне показалось, впервые проводил урок гимнастики и пытался научить группу ребят делать "колесо".

- Внимание, - сказал он. - Смотрите на меня.

Он продемонстрировал достаточно неуклюжий кувырок "колесом", которому, вероятно, научился на начальных курсах гимнастики в колледже.

- Понятно? Просто держите руки прямыми - вот так! - и отталкивайтесь ногами.

Некоторым ребятам явно было скучно; наверное, они занимались спортом в местном клубе, умели ходить на руках и так далее. Другие мальчишки не выглядели жаждущими попробовать; судя по всему, они никогда не делали колесо или стойку на руках, к тому же многие из них имели лишний вес.

Как и ожидалось, когда каждый мальчик начал выполнять упражнение, одни из них прекрасно с ним справлялись, а другие падали, смущенные и пристыженные.

Учитель, которому явно не хватало опыта преподавания, сказал тем, кто падал:

- Нужно держать руки прямо, а голову поднимать в начало - вот так!

И он показал им еще одно "колесо", совершенно позабыв, сколько попыток и неудач испытал сам, прежде чем освоил это упражнение. Ребята пробовали и вновь падали.

Я просто видел, как формируется их предубежденность - все их мысли были написаны прямо на лицах: "У меня не получается колесо... я вообще не способен к гимнастике... и к спорту. Я тюфяк". Так возникают искаженные представления о самом себе.

Мне никогда не встречались бездарные ученики или учителя - только неопытные. Однако в описанном случае неопытность учителя серьезно повредила его ученикам. Он не смог объяснить этим ребятам, что обучение представляет собой пошаговый процесс, что те, кому легко удается "колесо", начали тренироваться в его выполнении задолго до этого дня, и что даже если сейчас у кого-то есть лишний вес, его можно сбросить и развить в руках большую силу. То, что происходило в тот день, не должно было захлопнуть дверь к успеху перед "неудачниками"; прошлое и настоящее совсем не обязательно должны ограничивать наше будущее. Но точно так же, как у этих мальчишек возникло предубеждение к своим способностям, основанное на ограниченном опыте и неверном толковании происходящего, все мы формируем искаженные представления о самих себе - настолько же ложные, ограниченные и произвольные.

Эти представления могут представлять собой отсутствие таланта к алгебре, спорту, искусству или любой другой области жизни, и возникли они только потому, что кто-то потребовал, чтобы мы овладели ими за несколько месяцев или даже недель, хотя нам нужно было для этого больше времени. Возможно, наши родители проявляли разочарованность в нас из-за их собственного неудовлетворенного честолюбия или нереалистичных ожиданий. Сейчас мы можем это понимать, но мы не можем вернуться назад, в то время, когда убеждение только формировалось. Поэтому нам нужно нечто большее, чем понимание Сознательного Я; если мы хотим преодолеть барьеры искаженных представлений о самих себе, нам необходимо перевоспитать свое Базовое Я.

 

УПР. Положительные образы

 

1. Вспомните случай или несколько событий, в которых подтвердилось ваша неуверенность в способностях сделать что-то.

2. Восстановите этот случай в памяти как можно полнее и представьте, что его исход противоположен. Вообразите и почувствуйте, что вы справились с задачей или испытанием очень хорошо. Вы можете вообразить определенную борьбу за успех, который, тем не менее, приближается с каждой новой попыткой. Постепенно создайте воображаемую память об удачном результате - это подействует на ваше Базовое Я и позволит сформировать новое представление о своих возможностях в этой области жизни.

 

 

Изобретательные позитивные воображаемые картины, создающие внутренний опыт силы, способностей и успеха, ободряют наше Базовое Я и помогают ему прорваться сквозь устаревшие барьеры. Но лучшим способом закрепления этих подготовительных представлений, перевоспитания и освобождения Базового Я от ограниченных взглядов является непосредственный реальный опыт - выполнение того, что раньше казалось нам невозможным. Каждый раз, когда мы делаем чуть больше того уровня, на который считали себя способными, мы испытываем прилив радости, энергии и восхищения собой. Однако перед тем, как мы сможем сделать это, необходимо применить здоровый скепсис и постараться оценить свои старые представления свежим взглядом.

Только продолжительный непосредственный опыт позволит нам выработать точную оценку своих текущих способностей в любой сфере жизни - не единичная попытка, но целый ряд попыток. Основывать мнение о самом себе на одной-двух попытках - все равно, что приехать в незнакомую страну и судить о ее климате по одному дождливому дню.

 

Пересмотр представлений

Пока мы не пересмотрим все свои устоявшиеся мнения о самих себе, пока мы заново не исследуем себя, свои сильные и слабые стороны и способности, мы останемся завязшими в паутине представлений, основанных на ложных данных. "Я пытаюсь научиться играть в гольф несколько лет! - могут заявить некоторые из нас. - Тем не менее, я все еще посредственный игрок". В этом и заключается коварство искаженных убеждений. Если мы неверно оцениваем себя в начале любой новой формы деятельности, будь это гольф или пение, и заранее решаем, что у нас "нет особых способностей", то вполне естественно, что мы будем действовать натянуто, слишком напрягаться или просто бросим это занятие. Мы сосредоточиваемся на самой проблеме, а не на ее решении, уделяем внимание только ошибкам, но не успехам, накапливаем воспоминания о ряде неудач и провалов - и в результате лишь подтверждаем свои первоначальные представления. Однако изменение этих представлений способно полностью изменить наше будущее.

Фокусируясь на том, чего мы не можем, мы перестаем замечать то, на что способны. Сместив объект внимания - сосредоточившись на решении проблемы, а не на ее сложности - мы начинаем дотягиваться до пряника, а кнут перестает нас беспокоить. Как сказал сварщик, работавший на высоте семьдесят шестого этажа: "Не смотри туда, где не хочешь оказаться".

 

ЗАКОНЫ СОВЕРШЕНСТВА

Основные сложности любой деятельности заключаются в процессе подготовки; чем лучше и старательнее мы к ней готовимся, тем удачнее результаты действий. Эйб Линкольн говорил: "Если мне дадут шесть часов на то, чтобы срубить дерево, я потрачу четыре из них на заточку топора".

Значение "таланта от природы" часто переоценивается - его можно использовать только до определенной степени, что эзоповская черепаха и доказала зайцу. В первый год своей работы в Беркли в качестве тренера гимнастики я изо всех сил пытался привлечь одну девушку по имени Патрисия к ежедневным занятиям спортом, но, хотя она обладала большими способностями к гимнастике, чем кто-либо еще, кого я знал, ей не хватило настойчивости в развитии своего потенциала. С того времени я предпочитал учеников с твердым характером и старательностью гораздо больше, чем талантливых, но поверхностных ребят.

Хотя многие из мировых знаменитостей в какой-либо области деятельности являются редким сочетанием генетических данных, привязанности к своему занятию и других качеств, любой из нас способен стать настоящим мастером практически в любой выбранной сфере жизни благодаря полному вниманию, целенаправленному намерению и трудоспособности. Все знакомые мне преуспевающие профессионалы в спорте, театре, юриспруденции, медицине и бизнесе связывают свои успехи с "тяжелым трудом", а не с "природными способностями".

Эрик, мой товарищ по команде и способный гимнаст, в детстве переболел полиомиелитом; когда он впервые вошел в гимнастический зал и сказал тренеру, что хочет заниматься упражнениями на кольцах, его ноги были похожи на две прямых палки, и он не мог ходить без трости. Тренер согласился, но чувствовал себя озадаченным - у него была одна из самых сильных в стране команд по гимнастике, и Эрик явно не вписывался в нее. Четыре года спустя Эрик делал пробежки наравне со всей командой, разумеется, без всякой трости, и выполнил свое первое высокое сальто, без всякой помощи подпрыгнув примерно на два с половиной метра и твердо приземлившись на ноги. Он вошел в тройку чемпионов страны и выиграл Пан-Американские соревнования.

Рон обожал бросать "летающие тарелочки". К двадцати девяти годам он не умел ничего, кроме этого. Родители и друзья говорили ему: "Рон, тебе пора повзрослеть. Ты не можешь зарабатывать на жизнь, бросая "тарелочки". Помимо этого, Рон был искренним сторонником мира во всем мире. Однажды ему в голову пришла идея. Он нашел спонсора, купил около пятисот "тарелочек", на которых на английском и русском языках было написано "Мир во всем мире", отправился в Россию как посланник доброй воли и учил игре в "летающие тарелочки" людей всего бывшего Советского Союза (это было еще во время холодной войны). Теперь он занимается организацией игр в России и Китае, привлекая к себе веселых и миролюбивых людей со всего мира - зарабатывая себе на жизнь тем, что он любит, и помогая развлекаться другим людям.

Помимо этих примеров, существуют тысячи свидетельств того, как люди способны преодолевать установленные границы возможного.

 

Раздвигая пределы

В современном мире существует множество возможностей проверить правильность установленных пределов своих способностей. Могли ли древние мудрецы предвидеть появление такого огромного числа новых обрядов посвящения? Какой шаман мог представить себе "обычного" человека, прыгающего с высоты трех километров только ради удовольствия? Мог ли обитатель Новой Гвинеи, прыгавший с пятнадцатиметровой скалы, обвязанными лианами, представить себе современных людей, бросающихся на эластичном шнуре с трехсотметровых подъемных кранов и висящих в воздухе воздушных шаров? Могли ли индийские факиры или африканские воины вообразить тысячи людей, в один уикенд ходящих по углям, а в следующие выходные - голыми руками разбивающих кирпичи?

Разумеется, далеко не каждый способен на подобные поразительные упражнения. Путь Мирного Воина начинается там, где мы сейчас, и уважает индивидуальные потребности каждого человека. Для многих из нас открытое выражение глубоких чувств требует гораздо большей смелости, чем прыжок с парашютом. Трехкилометровая пробежка или вопрос "Который час?", заданный незнакомому человеку, могут стать для некоторых людей огромным шагом в развитии новых представлений о своих возможностях. Смелость, способности и решительность прояявляются в бесконечном разнообразии поступков. На практике, могут существовать вполне "обычные" сферы жизни, в которых парашютист или любитель прыжков на "банги" и хождения по огню испытывает недостаток смелости - например, способность рыдать в печали или свободно общаться с окружающими. У каждого из нас свои испытания.

Если мы принимаем вызов чего угодно, любого испытания, которое требует преодоления воображаемых пределов наших возможностей, мы раздвигаем эти пределы и больше не зажимаем себя в прежние рамки в будущем. Подъем на одну ступеньку лестницы отваги приободряет дальнейшее восхождение, и как только у нас появляется мысль "Я не смогу с этим справиться", мы задаем себе вопрос: "А почему, собственно, я так решил?"

Опыт заключается в том, что когда мы справляемся с чем-то, мы знаем, что способны сделать это снова. Если же нам что-то не удается, это еще не означает, что мы не сможем сделать это в следующий раз - просто мы пока не смогли с этим справиться.

 

Открытые возможности

Я никогда не думал, что смогу стать чемпионом мира в прыжках на батуте - но, с другой стороны, я никогда не считал, что не могу им стать. Лучшим методом достижения успеха для большинства из нас является оптимистичный принцип открытости: "Попробую - и посмотрю, удастся ли мне это".

Регулярные занятия музыкой, танцами, спортом и другими видами деятельности убеждают, что все, что делается постоянно, со временем получается все лучше. И мы можем полностью довериться этому правилу.

Все развивается и изменяется. Сегодня в нашем теле нет ни одной из тех клеток, которые составляли его семь лет назад. Мы меняемся - то же происходит и с нашими способностями. То, что было справедливо в прошлом, совсем не обязательно истинно сейчас: гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, застенчивые затворники могут - и часто становятся - красноречивыми ораторами.

Независимо от того, что стало причиной наших искаженных представлений о самих себе, мы можем прямо сейчас приступить к разрушению той тюрьмы, в которую себя заключили, и прекратить влияние прошлого на наше будущее. Важно не то, кем мы были, но то, какими мы станем.

 

Секрет способностей

Мы уже знаем, что за наш успех в жизни отвечает Базовое Я. Однако Сознательное Я определяет и направляет этот успех, помогая Базовому Я постигать мир. Что бы ни думал и ни воображал о нас сознательный ум, эти сообщения немедленно приходят к подсознанию, которое практически всегда воспринимает эти образы как реальные и возводит их в ранг руководства и привычки.

Если мы часто говорим себе: "Это мне не по силам" или "Я совсем в этом не разбираюсь", Базовое Я не имеет другого выбора, кроме как согласиться с этими негативными утверждениями и помочь нам стать "преуспевающими неудачниками" - очень скоро мы сталкиваемся со множествов поводов горько напиться и ронять в стакан слезы. Поэтому следует обращать больше внимания на оценки своих предполагаемых возможностей, на то, что мы говорим и думаем о самих себе. Если человек говорит: "Не представляю, что я смогу это сделать", то почти наверняка он так никогда и не попробует это сделать.

Понимая, как Базовое Я реагирует на подобное самопрограммирование, каждый может развернуть направление своих бесед с самим собой и начать воображать, как он достигает успеха в какой-либо деятельности. Оптимистические утверждения, совмещенные с четкими, живыми и позитивными воображаемыми образами позволяют Базовому Я испытать внутренний опыт деятельности; рано или поздно оно принимает эти положительные картины и начинает снабжать нас энергией, необходимой для успеха. Эта практика особенно эффективна, если в своем воображении мы используем те факторы, которые стимулируют Базовое Я - выживаемость, удовольствие и власть.

К примеру, если мы произносим: "У меня приятная внешность, и окружающие считают меня привлекательным" и одновременно представляем себе, как входящие в комнату люди проявляют радость при виде нас, Базовое Я начнет генерировать энергию и оттачивать привлекающие окружающих тонкости поведения. Помимо этого, поскольку человеческие Базовые Я входят в контакт друг с другом, именно те люди, симпатии которых мы хотим привлечь, также поддержат нашу установку, когда наши Базовые Я придут во взаимодействие.

В страших классах у меня был приятель, который, казалось, всегда слишком положительно истолковывал любое поведение женщин по отношению к нему. Если какая-то девушка ему улыбалась, он тут же заявлял: "Она в меня влюблена". Если же она задирала нос и игнорировала его, он говорил: "Она просто с ума от меня сходит, но старается не подавать виду". Неважно, правильными ли были его выводы. Он считал себя привлекательным и прекрасно себя чувствовал в женском обществе - в конце концов, ведь все они "любили" его. И, насколько я помню, у Джимми никогда не было недостатка в таком обществе, а на лице его всегда сияла улыбка.

 

УПР. Расширение возможностей: установки и воображение

 

1. Выберите область жизни, в которой ваше мнение о себе невысоко - другими словами, ту ее сферу, к которой, как вы считаете, у вас отсутствуют способности.

2. Скажите себе, что у вас есть таланты в этой сфере. Произнесите эту установку вслух.

3. Одновременно, представьте себе красочный образ, внутренний опыт или фантазию, поддерживающие эту установку и включающую элементы мотивации Базового Я - безопасность (успех выживания), удовольствие (радость) и власть (контроль над ситуацией) - чем больше приятных подробностей, тем лучше.

4. Сохраняя положительное отношение, отпустите свое воображение и доверьтесь ему.

 

Жизнь обладает особой магией - течение нашей жизни способно радикально измениться к лучшему в любой следующий миг. И самой большой преградой к использованию богатых возможностей, предоставляемых жизнью, являются не внешние препятствия, а наши ограниченные и искаженные представления о самом себе. Освобождаясь от навязанных себе мнений о пределах наших способностей, мы обнаруживаем в себе власть управлять собой и самостоятельно писать историю своей жизни, превращая трагедии и драмы в веселые приключения со счастливым продолжением.

 

Моделирование идеала

Актерская деятельность может быть примером возвышенного искусства, трасцендентальной практики выхода за пределы собственного эго и перевоплощения в образ другого человека. Актерская игра распространяется гораздо шире профессиональных и любительских выступлений на сцене или перед камерой. Все мы способны играть различные роли, но большинство из нас замыкается на единственном персонаже - собственном идеальном образе. Мы притворяемся, что являемся тем, кем хотели бы быть. Система ценностей, из добрых побуждений навязанная нам окружающими, продолжает направлять нас до тех пор, пока мы не решимся поднять свои собственные паруса и изменить курс.

Актерская игра, или ролевое моделирование, изменяет и расширяет наши представления о самих себе и основывается на принципе: "Воображай, пока не превратишься". Она предполагает мастерство действий в режиме "как будто", Действуйте так, как будто вы поразительно красивы, сказочно богаты и непревзойденны - и скоро эта роль станет естественной. Я надеюсь, читатели понимают, что моделирование поведения и игра различных ролей в жизни представляют собой осознанные упражнения по расширению спектра возможностей и репертуара способностей - и этим отличается от часто встречающейся неосознанной игры необоснованных фантазий.

Каждый человек часто подсознательно занимается ролевым моделированием. Это основной метод обучения Базового Я; в детстве мы учились ходить и говорить, подражая взрослым, имитировали их манеры, жесты и другие детали поведения. Теперь мы способны делать это сознательно.

Моделирование чем-то похоже на подражание, однако на более глубоком уровне - оно копирует внутренние качества, ресурсы и энергию других людей или, как видно на примере древних воинов и шаманов, - определенные сильные стороны животных. Моделирование является одним из наиболее эффективных методов изменения своего поведения. Мы способны осознанно перенимать у других людей положительные качества, которые нам нравятся. Практику этого упражнения и его достоинства нам помогут прояснить реальные жизненные примеры.

Несколько раз в год, на Интенсивных Курсах Мирного Воина в Северной Калифорнии, я обучаю людей основам самодисциплины, и в качестве упражнения они учатся сражаться на ножах (ножи, конечно, резиновые); целью этого является раскрытие ресурсов Базового Я - смелости, уверенности в себе, решительности, сочувствия к себе и способности сосредоточивать внимание на текущем моменте. Несколько лет назад я обратил внимание на одного из участников курсов по имени Рой - его поведение явно относилось к типичному образу "нюни". Он носил очки цвета бутылочного стекла и так стеснялся, что никогда не смотрел людям в глаза; у него была очень невзрачная внешность и тихий голос. Когда партнер приближался к нему, Рой отскакивал к самому барьеру, и у него был такой вид, словно он хочет покончить с собой собственным резиновым ножом. Двигался он просто с пугающей неуклюжестью - в общем, он выглядел королем всех растяп.

Я отвел его в сторону и спросил:

- Рой, если у тебя какие-то проблемы, может быть, я смогу тебе помочь?

- Я просто боюсь, - признался он. - Я никогда не мог представить себя дерущимся на ножах. И сейчас не могу.

- Что ж, я вполне могу понять, что тебе немного страшно. Это новый для тебя вид спорта, и этот страх приходит от недостаточного мастерства. Но как ты думаешь, испугался ли бы на твоем месте Брюс Ли? - Рой просто обожал Брюса Ли.

- Нет! - ответил он. - Для него это была бы просто пара пустяков. Брюс Ли, он такой боец! Быстрый, как молния!

- Точно! - сказал я. - Тогда представь, что ты Брюс Ли.

Когда я отходил от Роя, на его лице застыло пустое, мечтательное выражение. Несколько минут спустя я вернулся и увидел Роя, издающего резкие крики, в точности, как Брюс Ли, - и я клянусь, он действительно стал чем-то похож на Брюса Ли и двигался быстро, как молния!

Еще один участник курсов, Робин, столкнулся с завершающим испытанием, которое заключалось в том, что человек должен был быть уравновешенным, спокойно дышать и оставаться внутренне расслабленным, когда к нему угрожающе приближался противник, а вся остальная группа окружала их кольцом и подбадривала обоих громкими выкриками. Робин был совршенно оглушен этими криками и оцепенел - его парализовал страх, и он упал духом.

В этот момент я вспомнил фрагмент из "Придворного шута", классического романтического и приключенческого фильма, который я смотрел лишь несколько дней назад. В той сцене главный герой, которого играл Дэнни Кей, сражался с низким негодяем, виртуозно владевшим мечом. Волшебница Гризельда заколдовала главного героя, щелкнув пальцами и сказав: "Ты величайший в мире воин!" В тот миг, когда она щелкнула пальцами, герой из перепуганного новичка превратился в мастера единоборства и просто играючи одолел злодея.

Я громко щелкнул пальцами и крикнул Робину: "Ты величайший в мире воин!" Робин вспомнил кино и на этот раз замерли все зрители, увидевшие, как он мгновенно стал самим вниманием, а на его губах заиграла дьявольская улыбка - превращение произошло буквально на глазах! Когда начался бой, стало понятно, что он действительно стал величайшим мастером драки на ножах. Часто нам нужно совсем чуть-чуть - щелчок, переводящий нас к новой роли, к новой модели поведения.

Чем больше ролей в нашем репертуаре, тем большей гибкостью, свободой и возможностями наполнена наша жизнь. Способность играть разныые роли расширяет наши представления о самих себе и приводит как к раскованности, так и к равновесию.

 

Равновесие ролей

Некоторые люди играют роль пуритан - постную, моралистичную и брезгливую, зачастую напряженную и высокомерную. Другие играют в гедонистов - любят вечерники, потакают своим импульсам и делают все, что взбредет в голову. Гедонисты находят в жизни гораздо больше удовольствия - но, вероятно, и больше печалей.

Что по-настоящему интересно, так это менять свои роли: быть пуританином день, месяц или год - чтобы потом расслабиться, отпустить волосы, наесться пирожных и конфет, пофлиртовать и просто бездумно повеселиться, даже если это нелогично. С другой стороны, насколько интересно было бы гедонисту пожить в строгом режиме - соблюдать диету, заниматься спортом, возможно, даже поголодать и усиленно контролировать свои действия.

Я не призываю вас расстаться со своими устоявшимися и любимыми привычками и ценностями, если они действительно положительно влияют на вашу жизнь. Я лишь имею в виду, что каждый имеет выбор, что любой способен сознательно поиграть чужую роль, с ее новыми ценностями, убеждениями и стилем поведения; совсем не обязательно восторгаться этой ролью, но ее можно сыграть просто ради разнообразия! Это помогает нам не становиться косными, не замыкаться в единственном персонаже на всю оставшуюся жизнь.

Когда я тренировал девушек в упражнении на гимнастическом бревне, я обратил внимание, что, осваивая новые упражнения, одна девушка всегда падала с бревна в одну и ту же сторону. Я предложил ей пытаться не удерживаться на бревне, а намеренно упасть в другую сторону. Так мы пришли к золотой середине, уравновесив ее движения с обеих сторон. Таким образом, равновесие означает способность играть обе стороны любой роли, согласовывать скромность со страстью - играть роль гедониста и наслаждаться жизнью во время вечеринки и становиться строгим пуританином на следующий день, освобождаясь от нагрузки вчерашнего веселья легким питанием и физическими упражнениями.

Часто вполне уместно быть суровым и жестким, например, в тех случаях, когда необходимо уметь отказывать необоснованным претензиям других или устанавливать строгие ограничения для самого себя. В других случаях, когда мы сталкиваемся с необходимостью чувствовать и выражать свои чувства, большую пользу принесет мягкость и сострадание. Иногда нам стоит быть скептичными, чтобы суметь отличить здравый смысл от нелепицы, но иногда нам нужно просто поверить в какую-нибудь идею или предположение, в своих друзей или в самих себя. Поэтому моделируйте обе стороны - и вы достигнете равновесия.

Уравновешенная жизнь, или "золотая середина" может также включать исследование крайностей, чтобы потом - работая или развлекаясь, стоя или сидя - не метаться к противоположности. Контрастный душ, в котором холодная вода сменяет горячую, бодрит нас намного лучше, чем ванна комнатной температуры. Теплая ванна более комфортна, но если мы устремимся к непрерывному покою, то упустим свои шансы двигаться и развиваться.

 

УПР. Какие роли вы играете?

 

1. Запишите все роли, которые вы играете в повседневной жизни, на работе и дома. Задайте себе такие вопросы:

· Какие роли нуждаются в большей практике?

· Какие роли упущены?

· Чем можно было бы расширить свой репертуар?

 

 

В гавани корабль находится в полной безопасности, но призвание корабля - плыть в открытом море. Не пропустите возможности, открывающейся прямо сейчас. Воспользуйтесь ею. Сделайте что-то, что боитесь сделать. Возьмитесь за дело, которого избегали, потому что считали, что оно вам не по плечу - или потому что кто-то считает, что вы не способны с ним справиться. Вы можете стать чем-то большим, чем себя считаете - так станьте таким!

 

Золотой орел

Человек нашел яйцо орла, принес его домой и положил в куриное гнездо. Орленок вылупился вместе с выводком цыплят и рос вместе с ними.

Считая себя обычным петушком, он кудахтал, кукарекал, хлопал крыльями, искал в земле жучков и червячков, и, как полагается приличному петуху, взлетал в начало не больше, чем на метр.

Прошли годы, и орленок стал старым орлом. Однажды он увидел в небе волшебную птицу, парящую среди туч с королевским достоинство. Старый орел смотрел на нее с благоговением

- Кто это? - спросил он соседского петуха.

- Это орел, царь птиц. - ответил сосед.

- Как было бы прекрасно вот так же парить в небесах!

- Забудь об этом, - ответил сосед, - мы с тобой всего лишь петухи.

И орел забыл об этом и умер, считая, что он обычный дворовой петух.

Энтони Демелло "Песни птиц"

В каждом из нас кроется дух золотого орла; в каждом из нас живет герой, волшебник, путешественник, монах и Мирный Воин. Все человеческие роли - внутри нас. Мы сделаны из гораздо более крепкого материала, чем думаем, а наше тело владеет множеством тайн, которые все еще предстоит раскрыть.

Когда мы осознаем, что наше мнение о себе - всего лишь мнение, начнется процесс исцеления, туман рассеется, и мы увидим знак "Путь вперед открыт".

 

САМООЦЕНКА

 

Если, когда я расстанусь с браздами управления государством, от меня отвернутся все друзья, один из них непременно останется со мной, и этот друг - внутри меня.

Авраам Линкольн

 

Чего мы заслуживаем

В определенном, космическом смысле, все мы как личности и человечество в целом, получаем именно то, что необходимо для нашего роста и развития. Понимание этого помогает многим оставаться оптимистами даже тогда, когда их жизнь осложняется трудностями внешних обстоятельств - социальной несправедливости или рождением в бесправных слоях общества и бедных странах мира. Легкость и сложность проблем окружающего мира, с которыми мы сталкиваемся зависит от множества внешних и внутренних факторов; вполне возможно, что добрая половина этих обстоятельств действительно определяется звездами.

Тем не менее, многие отважные души превзошли предназначенные им роком внешние препятствия и стали блистательными примерами для каждого из нас. Возможно, мы не являемся единственными творцами своей жизни; может быть, мы не можем полностью овладеть кораблем своей судьбы - в любом случае, наше влияние на собственную жизнь огромно. В большинстве случаев человек сам создает или разрушает себя, и одним из важнейших факторов, определяющих наши достижения, является то, достойными чего мы себя считаем. Чувство собственного достоинства, или самооценка - то, насколько хорошим человеком мы себя ощущаем - часто становится ключевым моментом нашей жизни.

Лес Браун родился в негритянской семье в бедном аграрном районе Америки, считавшимся "отсталым с точки зрения образования". Тем не менее, он добился прекрасного образования, стал ведущим одного из самых популярных радиошоу, а затем - членом законодательного собрания штата Огайо. Сейчас он произносит свои великолепные речи по всей Америке.

В противоположность, многие дети из обеспеченных семей высшего класса, которых я знал, посещавшие прекрасные школы и поступившие в престижные колледжи, практически уничтожили свое будущее тем или иным способом. Ключевым фактором остается самооценка. Если мы считаем себя достойными благосостояния и благополучия, то добьемся его; если такого чувства нет, нам ничто не поможет.

 

БАРЬЕР МАСТЕРСТВА

Мы можем считать себя изящными, как супермодель, или красивыми, как кинозвезда; мы можем верить, что обладаем высочайшим интеллектом; мы можем быть выходцами из обеспеченной или бедной семьи; мы можем развить в себе силу атлета, но пока мы не преодолеем чувство собственной неполноценности, наша жизнь не станет счастливой и удовлетворительной - мы сами не позволим ей стать такой.

Мне хотелось бы подчеркнуть тонкое различие между самоуважением и самооценкой. Мы вполне можем уважать себя за определенные качества, например, за свою внешность, физическое развитие или острый ум. Но пока мы не придем к безусловной, непрерывно поддерживаемой в глубине души, любви к себе как к человеку, пока мы не почувствуем себя хорошим человеком, заслуживающим и достойным успеха, благосостояния, покоя, счастья, любви, нас постоянно будут преследовать два последствия:

1. Мы будем препятствовать собственным усилиям или как-то иначе избегать достижения успеха. Мы будем выбирать низкооплачиваемую работу, дурные знакомства и денежные проблемы (вне зависимости от того, сколько будем зарабатывать). Мы будем вредить самим себе, принимая наркотики, болея и попадая в несчастные случаи, упуская выгодные возможности и втягивая себя в любые виды деятельности, противоположные успеху и счастью.

2. У нас будут возникать проблемы с получением энергии, похвал и помощи от других людей. Даже если к нам придет удача, мы будем чувствовать себя дискомфортно, не сможем ей насладиться и вновь вернемся к циклу препятствования самим себе и отношениям с другими людьми, и наш успех разрушится прямо на глазах.

Все это происходит неосознанно. Сознательное Я будет приходить в возбуждение при появлении новых возможностей и стремиться к успехам. Однако, поскольку чувство неполноценности возникает у нас еще в детстве, Базовое Я будет ощущать дискомфорт и начнет свои скрытые диверсии. В результате все окружающие, включая нас самих, будут поражены тому, что мы действовали так глупо или неудачно: "Я просто поражаюсь! Этот парень великий спортсмен, но он проваливается на всех соревнованиях", "Бренда очень сообразительна, миссис Сомерс, но она не развивает свои способности".

 

Диапазон самооценки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.089 с.)