Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расширения и сокращения: беспричинное счастьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В самом общем смысле, независимо от того, кто мы и как мы выглядим, где живем и каковы обстоятельства нашей жизни, каждый из нас способен сделать свой выбор: расширяться или сокращаться. Мы можем расширяться и излучать положительную энергию - или же сокращаться, или сжиматься, в самих себя, то есть испытывать страх, горе или гнев. Я не собираюсь осуждать одно и одобрять другое. Я не пытаюсь определить, какой именно выбор следует делать. Каждый имеет право принять решение по собственной воле и выбрать то, чего ему больше хочется. Когда жизнь протекает спокойно, каждый способен быть счастливым. От Воина же требуется испытывать счастье даже в трудные времена. При старании, можно найти множество причин быть несчастным, но подлинные трудности наступают при поисках причин быть счастливым. Таким образом, мы можем выбирать между обоснованным счастьем и беспричинным счастьем. Некоторые могут заявить, что в определенные моменты отсутствие счастья вполне понятно и целиком оправданно. Неужели возможно и уместно чувствовать себя счастливым после ужасной размолвки с любимым человеком или смерти друга, когда мы ломаем ногу или теряем свою работу? Разумеется, счастливое лицо в подобных ситуациях будет совершенно неприемлемым. Однако, если вспомнить, что для Мирного Воина счастье является не внешней позой или самообманом, а предметом сознательного выбора своих действий и состояния - излучать энергию в следующий миг или нет - то такой выбор может сделан независимо от обстоятельств.
Основной урок жизни Несколько лет назад, когда я проводил очередной семинар в Колумбии, штат Мэриленд, разыгралась снежная буря. Во время занятий в комнату постучали и сообщили, что ветер свалил огромное дерево, которое упало на автостоянку и раздавило четыре автомобиля. Мы прервали занятия и выскочили наружу, в объятия леденящего ветра, чтобы посмотреть, чьи машины были разрушены. В нашей жизни удобства и беспокойства постоянно сменяют друг друга, и сейчас четверо из участников семинара ощутили это на практике. На самом деле, все обернулось достаточно благополучно - никто не был ранен, а поврежденные автомобили были застрахованы. Все, что нужно было сделать тому, кому не повезло, так это вызвать тягач, позвонить своему страховому агенту, оценить ущерб и получить страховку, найти ремонтную мастерскую, взять другую машину напрокат и подождать, пока его собственная будет починена. Однако у всех, чьи машины оказались раздавлены упавшим деревом, это вызвало самые разные реакции. Мне бы хотелось описать лишь две из них, которые оказались наиболее интересными. Один из пострадавших, которого я буду называть Джеком, уселся прямо в снег в полной прострации и начал оплакивать свой новенький "порш". Хотя я испытывал сочувствие к его горю при виде изуродованной машины, но реакция Джейн оказалась для меня еще более поразительной: пытаясь реагировать на зрелище расплющенного "фиата" более конструктивно, она начала метаться рядом с ним и спрашивать саму себя: "В чем заключается урок? В чем урок этого события?" Потом она подняла голову к небу и уставилась на большого ворона, пролетевшего мимо. Она немедленно восприняла это как дурное предзнаменование - наверное, начиталась книг Карлоса Кастанеды - и воскликнула: "Поняла! Вот в чем урок: мне не стоило сюда приезжать. И ведь я чувствовала это!" Первая реакция Джейн указывала на состояние ее ума гораздо точнее, чем обнаруженные уроки разбитой машины и летящего ворона. Поскольку мы не знаем, что нечто представляет собой на самом деле и поскольку, в конечном итоге, ничто само по себе ничего не означает, мы начинаем придавать предметам и событиям наше собственное толкование, придавать им то или иное значение и в итоге обнаруживать заключающийся в них урок. При этом уравновешенные и здоровые люди выносят положительные и конструктивные уроки, а остальные склонны придавать обстоятельствам негативное значение. Мне кажется, что все события и явления, по отношению к которым мы проявляем сопротивление, несут в себе единственный урок, сводящийся к вопросу: "Сможешь ли ты чувствовать себя счастливым независимо от обстоятельств?" В одних случаях, например, при проколе колеса машины, нам относительно легко оставаться расширенными ("Случалось уже сотни раз, к чему же волноваться?"). В других, более трагических ситуациях, к примеру, при внезапной смерти любимого человека, излучение положительной энергии представляется нам совершенно невозможным - мы оплакиваем свою потерю. Тем не менее, выбор остается прежним: "Могу ли я чувствовать себя счастливым независимо от обстоятельств". Каждый раз, когда мы преодолеваем сложные обстоятельства, когда мы пытаемся расшириться и излучать энергию во время тяжелого испытания, мы еще больше развиваем свою способность достигать безусловного, беспричинного счастья - которое представляет собой то же самое, что и беспричинная любовь. Конечно, при любых обстоятельствах мы можем принимать, распознавать и полностью переживать все возникающие в нас эмоции - вздымающиеся и успокаивающиеся в нашей душе переживания и сокращения. Мы способны испытывать все, что чувствуем. Мы можем плакать, взрываться от гнева, проявлять свой страх - и тем не менее где-то ниже всего этого оставаться расширенными и служить опорой для окружающих даже тогда, когда это страдание совершенно подлинно, а не вызвано сокращением или высвобождением переполняющей нас и приносящей дискомфорт энергии. Наша ответственность простирается только на то, что происходит внутри нас, но не на то, что приносят нам внешние обстоятельства. Счастье есть любовь, а любовь можно подавить, но нельзя уничтожить. Поэтому счастье, как и любовь, является величайшей силой во Вселенной. Но, как любую власть и силу, его нужно заслужить. Так что, решающим остается вопрос: как быть счастливым, сталкиваясь с проблемами повседневности? Как нам сохранять расширенное состояние, продолжить излучать энергию, если на работе или дома возникают различные трудности? Как найти в себе радость, преодолевая горести мира и сложности жизни?
КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ Мы можем стать счастливыми, научившись направлять свое внимание. Основой этой практики является старый принцип стакана с водой: в зависимости он настроения и отношения к жизни, люди воспринимают один и тот же стакан как полупустой или наполовину полный. Поскольку практически все в нашей жизни имеет и положительные, и отрицательные стороны - и обе они "реальны" - то мы постоянно сталкиваемся с дилеммой "стакана воды" и выбираем, чему уделять больше внимания - преимуществам или недостаткам. Многие люди выработали привычку рассматривать прежде всего негативные стороны любой ситуации; это даже принято считать благоразумным, трезвым и реалистичным подходом. Другие же люди привыкли смотреть на события своей жизни с позитивной точки зрения, поскольку с этой позиции жизнь кажется более приятной.
УПР. Нацеленность на счастье
1. В следующий раз, когда вы столкнетесь с эмоционально нагруженной ситуацией, на минуту перестаньте вести себя так, как обычно поступаете в подобных случаях. 2. Вспомните нечто большее - любой более важный момент своей жизни, во время которого вы чувствовали себя положительно. Это может быть · нечто, за что вы испытывали благодарность; · нечто, что вызвало у вас удивление, восхищение или благоговение; · что-то, чего вы перед этим долго ждали; * случай, чем-то напоминающий вам ситуацию, в которой вы оказались сейчас. 3. Удерживайте свое внимание на эти воспоминаниях и постарайтесь восстановить те приятные ощущения, которые испытывали тогда. Осознайте при этом, что ваши чувства полностью зависят от того, на что направлено внимание.
Не имеет значения, насколько сложны или неприятны происходящие в данный момент события - даже если кто-то, участвующий в них, действительно говорит или делает что-то очень злое или несправедливое. Тем не менее, мы способны развить и применять на практике способность изменять направленность нашего внимания, вспоминать нечто более значимое для нас, и тогда текущее неуважение или оскорбление заденет нас гораздо меньше. Основной секрет - все тот же: в наших силах сместить свое внимание с мелочных подробностей, проблем и беспокойств к огромной Вселенной, исполненной одухотворенной красоты и чудес.
"Это всего лишь кино" Когда малыши смотрят кино или приходят в театр, они верят в то, что видят на экране или на сцене. Они смеются, если фильм смешной, радуются, если он счастливый, и часто плачут, если он печален. На какое-то время кино становится их собственной реальностью. Если фильм страшный, мы, взрослые, можем напомнить себе, что это всего лишь кино. Хотя ситуации жизни представляются нам вполне реальными и серьезными, а подчас и драматичными, мы способны отстраняться от них и заставить себя думать, что "это только кино". Однако у маленьких детей (и у Базовых Я) не существует такой способности, и их обучают ей родители (Сознательные Я). Следует помнить о нашей врожденной, хотя и спящей поначалу, способности воспринимать собственную жизнь с позиции постороннего зрителя. Мы умеем вживаться в нереальные события, и точно так же способны представлять подлинные события нереальными. Как Мирные Воины, мы вырабатываем в себе способность полностью вовлекаться в жизнь, пребывать и участвовать во всем происходящем вокруг нас - или отстраняться от происходящего и наблюдать за ним как бы на расстоянии. Если у нас появляется привычка отстраненного отношения к жизни, она становится стеной, или барьеров, отделяющим нас от собственного опыта; это проявляется в том, что мы удивляемся, почему это жизнь потеряла свою привлекательность, страстность и очарование. С другой стороны, потеря перспективы и чрезмерная привязанность к сцене реальности ощущается как избыток страстей и соблазнов, которые неизбежно сопровождаются увеличением стрессовых ситуаций и страданий. Как и во всем остальном, мудрое отношение заключается в поиске гибкости и равновесия. С годами, упражняясь в практике излучения счастья, я выработал в себе умение рассматривать драмы, происходящие в моей собственной жизни и в жизнях окружающих меня людей, с сочувствием и пониманием, оставаясь при этом свободным от вовлеченности в них. С этой позиции я открыл измерение мира, покоя и счастья, существующее независимо от трагедий, случающихся на арене повседневности. Я занимался тем, что происходило со мной прямо сейчас, был благодарен за возможность поднять еще одну "духовную штангу", научиться чему-то новому и сделать еще один шаг по ведущей к вершине горной тропе. Смещение точки зрения Еще одним средством из арсенала Мирного Воина является способность сдвигать точку зрения. Однажды Сократ очень живописно описал мне этот прием, когда мы прогуливались по лесистым холмам неподалеку от Беркли. Я спросил его о "значении счастья". Он взглянул на меня, потом неожиданно выхватил у меня рюкзак и принялся бежать. Если вы читали "Путь Мирного Воина", то помните, что Сократ бегал очень быстро. К тому же, он был настолько непредсказуем, что мог сделать с моим рюкзаком все, что угодно, в том числе выбросить - просто для того, чтобы показать мне что-нибудь новенькое. Я пустился в погоню за ним, выкрикивая: - Прекрати, Сократ! У меня там курсовая работа, я на нее несколько недель потратил. Вернись! Через несколько мгновений я с ужасом увидел множество листков бумаги, разлетавшихся, как осенние листья, во всех направлениях. Сократ устилал окрестности Беркли моей курсовой работой! В полном отчаянии, я метался среди кустов, и внезапно увидел Сократа, вырывающего из папки чистые страницы, с улыбкой до ушей. Он вручил мне мой рюкзак; все оказалось в полном порядке, включая драгоценную курсовую. С облегчением вздохнув, убедившись в этом, я спросил: - Зачем ты все это делал? - Я забрал твой рюкзак, и ты расстроился. Я вернул его - и ты счастлив. Теперь ты понимаешь, что счастье совершенно условно? Достижение всего, чего бы нам не захотелось, не может принести постоянного счастья, потому что нам никогда не удастся удовлетворить все свои желания. Подлинное счастье заключается в желании всего, чего мы достигаем. Иногда мне удается использовать принцип "желай того, что получаешь" в ресторанах. Если я заказываю морковный сок, а официантка говорит: "Простите, морковный сок у нас кончился", я обычно отвечаю: "Прекрасно! Потому что на самом деле я хочу апельсиновый сок". Даже незначительное сопротивление - "Я хочу выпить морковный сок, и он должен у вас быть, раз вы пишете об этом в меню!" - создает стресс, но проблема совсем не стоит потраченных нервов. С самого начала упражнение "желай того, что получаешь" может показаться вариантом игры в "притворство", однако позже эта практика становится естественным методом развития гибкости сознания. Когда мы вырабатываем в себе способность хотеть (принимать и наслаждаться) того, что у нас есть, то все способно сделать нас счастливыми. Конечно, легче об этом говорить, чем добиться такого отношения. Следование этому принципу требует огромного скачка осознания, выводящего за пределы привязанностей, привычного образа мышления Сознательного Я и привычных реакций Базового Я. Тем не менее, такой скачок можно сделать в любое мгновение - нужно лишь сдвинуть свою точку зрения. А для этого нужно только применять два правила: 1. Не волнуйтесь по пустякам. 2. Большинство поводов для волнений - пустяки. Умение смещать свою точку зрения так, чтобы мы получали удовольствие и ценили то, что происходит, требует практики. Самыми большими испытаниями в этом отношении являются личные потери: развод, смерть близкого человека, несчастные случаи, болезни и травмы. Как вообще можно желать подобных вещей?! Я использую слова "хотеть" и "желать" не в смысле стремления к этому, но как осознанное признание происходящего в качестве части процесса нашего развития и обучения. Никто из нас не стремится к трудностям или страданиям, но если мы все-таки сталкиваемся с ними, то можем преодолеть и справиться с ними гораздо быстрее и легче, если будем помнить, что Сознательное Я никогда не знает наверняка, что именно служит нашему высшему благу. Нам следует относится к тому, что предлагает жизнь, с доверием к мудрости, значимости и совершенству происходящего. Возможно, такая точка зрения не сможет превратить наши страдания в наслаждения, но, в любом случае, она принесет нам больше спокойствия, а зачастую и чувство благодарности. В нашем обусловленном мире поиски счастья по-прежнему остаются испытанием. Мы продолжаем сталкиваться с обретениями и потерями, подъемами и спадами. Иногда кажется, что все, на что нам только осталось положиться, это чувство юмора и понимание парадоксальности и переменчивости Вселенной. И когда мы повышаем свою способность открыто смотреть на трудности жизни, мы можем разделить чувства пианиста Артура Рубинштейна, который сказал: "Я люблю жизнь даже тогда, когда болен или расстроен".
Широкий взгляд Когда мы смотрим на жизнь только глазами, она представляется чересчур серьезной. Многие люди, замкнувшиеся в ощущении изолированности своего Я, оторванные от широкого взгляда на происходящее, воспринимают достижения других как собственные потери. Как можно расширить свою точку зрения за пределы такого ограниченного видения мира, чтобы суметь вместить в нее всю свою жизнь?
УПР. Выход за пределы "Я"
1. Сделайте несколько медленных, глубоких вдохов; дышите не только грудью, но и животом. Расслабьте все тело и убедитесь, что вам удобно. 2. Представьте, что ваша осознанность поднимается в начало и покидает тело. Посмотрите на свое тело сверху, затем вообразите, что поднялись на несколько сот метров в небо и отстранитесь от всех личных забот и желаний. 3. Поднимайтесь в начало быстрее и представляйте себя парящим над городом, над всей страной, а затем - над всем земным шаром, над голубой сферой, висящей в бесконечном пространстве звезд. 4. Отдаляйтесь все дальше, представляя, что видите издалека всю Солнечную систему, миллиарды звезд Млечного Пути, скопления галактик, и затем слейтесь с единственной точкой света, в которой кроется все, каким оно было еще до возникновения Вселенной. 5. Ощутите равновесие и загадочность Вселенной. Пребывая в этой невообразимой бесконечности, позвольте своему сознанию познать пустоту с плавающими в ней вкраплениями материи и найдите среди этих пятнышек звездную систему под названием Млечный Путь. Затем, на самой краю этой системы, найдите крошечную звездочку, окруженную несколькими бурлящими каплями вещества - планетами. Где-то среди этих сгустков материи, на планете Земля, лежите вы и размышляете: "Что мне делать с моими взаимоотношениями, с работой, с деньгами? И какую прическу выбрать?". 6. Ощутите смехотворность этих мыслей со своей позиции, в которой в поле вашего зрения заключает всю Вселенную, а затем вернитесь назад, в свое тело. Удердите воспоминания о широте своей точки зрения; помните, что в любой момент вы способны выйти за пределы себя и увидеть свою жизнь со стороны.
Взгляд на самого себя со стороны помогает нам восстановить чувство юмора. Несмотря на то, что многие вещи в этом мире - к примеру, мои книги, - меня достаточно сильно волнуют, большая часть меня всегда пребывает далеко в бесконечном пространстве, наблюдая за всем происходящим с неизмеримого расстояния и напоминает мне: "Жизнь, смерть... в подобных масштабах все это - пустяки". Подобная способность смещаться от обычной позиции Сознательного Я к широкой панораме больше, чем что-либо иное, помогает относится к жизни менее серьезно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.7 (0.011 с.) |