Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурированность, логичность изложения материала.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной "'структурной единицей" подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "параграф"). Статья должна охватывать однородный материал. В случае если статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями'', реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, части - в разделы. Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельносги целесообразно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него сложно ссылаться. Например, каждый раз надо считать, на какую часть Статьи сослаться, а это, естественно, неудобно. Примерами таких "ненумерованных* документов являются Лесной кодекс РФ и Водный кодекс РФ. Целесообразно, чтобы подходы к нумерации были унифицированы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. Например, в Уголовном кодексе РФ статья делится на части, которые, в свою очередь, делятся на пункты. В Гражданском кодексе РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части. Представьте, как путаются специалисты, работающие с этими кодексами! Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Добавление дополнительной статьи в действующий законодательный акт не должно сопровождаться перенумерацией всех статей. Обычно такой новой статье добавляется индекс. Например, нужно вставить статью между статьями, имеющими номера 145 и 146. Новая статья будет иметь номер 1451. Если надо вставить несколько статей, то их нумерация будет соответственно: 145', 145гит.д. Это же правило распространяется и на случаи, когда требуется вставить главу (раздел) в уже действующий документ. Наличие индекса не означает умаление юридической силы статьи; статья с индексом является равноправной с остальными. Использование приложений. Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому важно "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использовать приложения. Кроме тою. в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора. Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков). Обычно каждому элементу перечня того или иного явления присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым. Например, в ст. 34 КоАП дается перечень смягчающих обстоятельств, причем отмечается, что этот перечень открытый. Это значит, что иные обстоятельства при рассмотрении конкретного дела могут быть признаны в качестве смягчающих. В ст. 35 КоАП дается перечень отягчающих обстоятельств. Этот перечень является закрытым, т.е. иные обстоятельства не могут быть признаны в качестве отягчающих. Следует избегать использования открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слиш- ком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы. Например, в действовавшем ранее Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации при определении местных налогов и сборов был использован открытый перечень. Органы местного самоуправления немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налогза освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог на въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул. Оренбург), налог на проведение торжественных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захоронение (Курская область), а также налоги на прогон скота, на соль, на футбольную команду и др. Органам прокуратуры пришлось предпринять немало усилий, чтобы опротестовать соответствующие решения органов местного самоуправления. Использование бланкетных, отсылочных норм. Этот прием юридической техники позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простои способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона. Например, в ст. 227 КоАП называются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. В п. 7 приводится такое обстоятельство, как истечение к моменту рассмотрения дела срока, предусмотренного ст. 38 КоАП. Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Например, в ст. 230 КоАП регулируются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов по делам об административных правонарушений. Делается отсылка к Закону о прокуратуре. Кроме перечисленного, к приемам юридической техники можно также отнести использование примечаний, ссылок, сокращений. Каждый из этих приемов встречается достаточно часто при изложении текста законов, иных нормативных актов, и мы не останавливаемся подробно на их характеристике. Все изложенное выше можно считать теорией. Как же приме- Ы нить эти теоретические положения при анализе конкретного юридического документа? На примере приведенного ниже текста административной жалобы попробуем выделить использованные элементы юридической техники и оценить оправданность и целесообразность их применения. Условимся, что административная жалоба- это жалоба, направляемая в органы государственной власти, местного самоуправления или к их должностным лицам. Как правило, действующее законодательство не регулирует вопрос о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию административной жалобы. Этот вопрос решается на уровне делового обыкновения. В отличие от нормативных актов, жалобы включают фактическую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участники), в юридической дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая информация излагается во вводной и описательной частях документа, а юридическая - в мотивировочной и резолютивной. Вводная часть посвящается обозначению наименования документа, наименования адресата, обращающегося с жалобой, места и даты написания документа. Описательная часть касается изложения сути, фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает ссылки на нормы права, квалификацию. Резолютивная часть посвящается изложению вывода по конкретному делу и содержит требования (просьбу) заявителя. Приведем взятый из практики пример юридического документа, который по сути является административной жалобой (фамилия адресата изменена). Документ содержит значительное количество нарушений правил юридической техники и приводится здесь для большей наглядности. Текст документа достаточно длинный. Но попробуйте дочитать его до конца, понять суть документа и проблему, которую автор документа пытается донести до адресата. Насколько легко это сделать? В Министерство юстиции РФ. Министру юстиции РФ г-ну Чайке
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.254 (0.007 с.) |