Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурированность, логичность изложения материала.

Поиск

Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первич­ной "'структурной единицей" подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "пара­граф"). Статья должна охватывать однородный материал. В слу­чае если статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно на­чинаются с красной строки и называются "частями'', реже "абза­цами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, час­ти - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменитель­ной деятельносги целесообразно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа ну­мерации не имеет, то на него сложно ссылаться. Например, каж­дый раз надо считать, на какую часть Статьи сослаться, а это, ес­тественно, неудобно. Примерами таких "ненумерованных* документов являются Лесной кодекс РФ и Водный кодекс РФ.


Целесообразно, чтобы подходы к нумерации были унифици­рованы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. На­пример, в Уголовном кодексе РФ статья делится на части, кото­рые, в свою очередь, делятся на пункты. В Гражданском кодексе РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части. Представьте, как путаются специалисты, работающие с этими кодексами!

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и допол­нения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Добавление дополни­тельной статьи в действующий законодательный акт не должно сопровождаться перенумерацией всех статей. Обычно такой но­вой статье добавляется индекс.

Например, нужно вставить статью между статьями, имеющими номера 145 и 146. Новая статья будет иметь номер 1451. Если надо вставить не­сколько статей, то их нумерация будет соответственно: 145', 145гит.д. Это же правило распространяется и на случаи, когда требуется вставить главу (раздел) в уже действующий документ.

Наличие индекса не означает умаление юридической силы ста­тьи; статья с индексом является равноправной с остальными.

Использование приложений. Очевидно, что чем короче доку­мент, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому важно "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использовать приложения. Кроме тою. в приложе­нии могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков).

Обычно каждому элементу перечня того или иного явления при­сваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закры­тым или открытым.

Например, в ст. 34 КоАП дается перечень смягчающих обстоятельств, причем отмечается, что этот перечень открытый. Это значит, что иные об­стоятельства при рассмотрении конкретного дела могут быть признаны в качестве смягчающих. В ст. 35 КоАП дается перечень отягчающих обстоя­тельств. Этот перечень является закрытым, т.е. иные обстоятельства не могут быть признаны в качестве отягчающих.

Следует избегать использования открытого перечня, заканчи­вающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слиш-


ком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

Например, в действовавшем ранее Законе об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации при определении местных налогов и сбо­ров был использован открытый перечень. Органы местного самоуправле­ния немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башки­рия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях пред­приятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налогза освещение фа­садов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог на въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул. Оренбург), налог на проведение торже­ственных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захороне­ние (Курская область), а также налоги на прогон скота, на соль, на футболь­ную команду и др. Органам прокуратуры пришлось предпринять немало усилий, чтобы опротестовать соответствующие решения органов местно­го самоуправления.

Использование бланкетных, отсылочных норм. Этот прием юридической техники позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько спо­собов применения ссылок. Простои способ отсылки предполага­ет полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям это­го же закона.

Например, в ст. 227 КоАП называются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. В п. 7 приводится такое обстоятельство, как истечение к моменту рассмотрения дела срока, предусмотренного ст. 38 КоАП.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает форму­лирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах.

Например, в ст. 230 КоАП регулируются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов по делам об администра­тивных правонарушений. Делается отсылка к Закону о прокуратуре.

Кроме перечисленного, к приемам юридической техники мож­но также отнести использование примечаний, ссылок, сокра­щений. Каждый из этих приемов встречается достаточно часто при изложении текста законов, иных нормативных актов, и мы не останавливаемся подробно на их характеристике.

Все изложенное выше можно считать теорией. Как же приме-

Ы


нить эти теоретические положения при анализе конкретного юри­дического документа?

На примере приведенного ниже текста административной жа­лобы попробуем выделить использованные элементы юридичес­кой техники и оценить оправданность и целесообразность их при­менения. Условимся, что административная жалоба- это жалоба, направляемая в органы государственной власти, местного само­управления или к их должностным лицам. Как правило, действу­ющее законодательство не регулирует вопрос о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию административной жало­бы. Этот вопрос решается на уровне делового обыкновения.

В отличие от нормативных актов, жалобы включают факти­ческую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участни­ки), в юридической дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая инфор­мация излагается во вводной и описательной частях документа, а юридическая - в мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть посвящается обозначению наименования доку­мента, наименования адресата, обращающегося с жалобой, мес­та и даты написания документа. Описательная часть касается из­ложения сути, фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает ссылки на нормы права, квалификацию. Резолютивная часть посвящается изложению вывода по конкретному делу и со­держит требования (просьбу) заявителя.

Приведем взятый из практики пример юридического докумен­та, который по сути является административной жалобой (фами­лия адресата изменена). Документ содержит значительное коли­чество нарушений правил юридической техники и приводится здесь для большей наглядности. Текст документа достаточно длин­ный. Но попробуйте дочитать его до конца, понять суть докумен­та и проблему, которую автор документа пытается донести до ад­ресата. Насколько легко это сделать?

В Министерство юстиции РФ. Министру юстиции РФ г-ну Чайке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.254 (0.007 с.)