Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфиденциальная информация для клиентаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вы должны играть роль здравомыслящего, хитроватого 45-летнего мужчины. Вы должны сообщать только те сведения, о которых вас прямо спрашивает юрист. Вы ехали в автобусе 5-го маршрута домой (на ул. Грибоедова) вечером 15.09.99 г. Вы сидели на одном из сидений в задней части автобуса. Вдруг вы услышали какой-то шум впереди. Приглядевшись (было уже не очень светло), вы увидели, что пьяный мужчина пристает к девушке. Поскольку вы посчитали нужным вмешаться в происходящее, то прошли в переднюю часть автобуса. В пьяном мужчине вы узнали своего соседа Гладкова, который постоянно злоупотребляет спиртными напитками. Он предлагал девушке пойти с ним и, несмотря на ее сопротивление, тянул ее за руку к выходу. Вы взяли его за плечо и, развернув к себе, сказали, чтобы он успокоился и отстал от девушки. В ответ вы услышали нецензурную брань. Кроме того, он попытался ударить вас рукой по лицу. Поскольку вы владеете приемами карате, вы болевым приемом вывернули руку Гладкова и вытолкнули его на улицу (автобус в этот момент стоял на остановке). Гладков упал и ударился головой о металлическую урну. На днях вы узнали от соседей, что Гладков получил сотрясение мозга 1 -й степени и обрашлся в милицию. С Гладковым у вас уже случались стычки, так как он проживает в соседнем доме. Он даже как-то раз приставал на улице к вашей жене Выталкивая его на улицу из автобуса, вы сознательно применили большую силу чем это было необходимо. Но обо всем этом вы не спешите рассказывать адвокату, поскольку хотите, чтобы ваши действия были оценены как пресечение хулиганства и при этом не всплыло бы ваше личное неприязненное отношение к Гладкову. 1 О правилах проведения ролевой игры, технике комментирования см. гл. 3 "Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики)". Глава 6 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
реди профессиональных навыков юриста навык консультирования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в какой бы сфере ни практиковал - ему всегда приходится консультировать "неюристов" по вопросам права. Сама профессия юриста располагает граждан обращаться к нему за разъяснениями правовых вопросов, просить у него консультации. Что же представляет собой этот навык профессиональной деятельности? С точки зрения психологии консультирование можно определить как процесс общения между юристом и "неюристом " по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Однако подобное общение происходит и при интервьюировании. Чем же различаются эти навыки и вообще есть ли необходимость их различать? Консультирование следует рассматривать как относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отличный от навыка интервьюирования. Причем определяющим в этом различии, как уже отмечалось в предыдущей главе, является различие в целях. Попытаемся сопоставить цели интервьюирования и консультирования. Цели интервьюирования Цели консультирования • Получить от • Дать клиенту исчерпывающую информацию клиента наиболее но интересующему его вопросу. полную информа- • Разъяснить клиенту все возможные варианты цию. имеющую решения его проблемы, правовое значение • Показать возможные правовые и неправовые для разрешения последствия каждою варианта решения, его проблемы. • Помочь клиенту выбрать наиболее приемле- мый для него вариант решения. • Помочь клиенту в реализации избранного варианта решения путем определения стратегии и тактики, юридических действий и выполнения их в интересах клиента. Теперь можно уточнить понятие консультирование и определить его как процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта. Консультирование включает комплекс навыков и умений. Для успешного осуществления консультирования юрист должен уметь: • анализировать фактическую информацию, с тем чтобы вы • ориентироваться в нормативном материале и находить пра • анализировать нормы права и судебную практику; • выявлять альтернативы действий клиента для достижения его • четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу • прогнозировать последствия действий клиента, в том числе • прогнозировать последствия своих консультаций на случай Учитывая, что консультирование - это общение, взаимодействие людей, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, которые здесь проявляются также несколько иначе, чем при интервьюировании. Как отмечалось, для успешного интервьюирования особое значение имеет умение установить контакт с клиентом, разговорить его, вызвать у него доверие к себе и создать все необходимые условия, чтобы клиент преодолел стеснение, робость, замкнутость, недоверие, чтобы он поведал незнакомому человеку (юристу) о своих проблемах и правдиво изложил всю юридически значимую информацию. В ходе интервьюирования источником фактической информации является клиент и взаимодействие между юристом и клиентом состоит в передаче информации от клиента к юристу. В процессе же консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых ас- пектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-первых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят или сулят ему. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультирование предполагает обсуждение проблемы с клиентом. Следовательно, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему. Выстраивая свои взаимоотношения с клиентом в процессе консультирования, юрист должен быть психологически готов к работе с разными людьми. В соответствии с этим по-разному строятся взаимоотношения юриста и клиента. Некоторые ситуации взаимоотношений повторяются и становятся стереотипными для юриста, некоторые бывают из ряда вон выходящими. Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобразная типология психологических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных клиентах и даже предложить образные обозначения их различных типов. Например, одни клиенты очень напоминают доверчивого ребенка. Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста и уж тем более вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возможные действия и шаги. Они отгораживаются от проблемы словами: "Я все равно в этом ничего не понимаю. Яне знаю, как лучше. Делайте, как вы сами считаете нужным" и т.п. В качестве примера приведем следующую ситуацию. В юридическую консультацию обратилась гражданка Николаенко. Она заняла родственнику значительную сумму денег, но письменно договор займа не был оформлен. Часть долга родственник отдал, но значительную часть не возвращал, так как все свои деньги вкладывал в бизнес. На протяжении нескольких месяцев она просила вернуть деньги, скандалила, угрожала, но долг не был возвращен. Юрист, изучив ситуацию, пришел к выводу, что правовых средств решения этой проблемы нет, и объяснил это клиентке. Однако Николаенко еще неоднократно приходила к юристу: "Ну что мне делать? Ну сделайте что-нибудь! А может быть, вы с ним поговорите?" Эти и подобные высказывания убедительно показывали, что клиентка, понимая безнадежность ситуации, пытается переложить решение проблемы на юриста. Сама она при этом пытается занять позицию "доверчивого ребенка", чтобы вынудить юриста действовать вместо нее. Встречаются клиенты-скептики, которые нуждаются в помощи и просят о ней, но при этом не верят в успех, сомневаются в любом из предложений юриста, совершенно не верят в собственные силы. Их излюбленные позиции в диалоге: "Все бесполезно'" или: '"'Я же говорил, что ничего не получится". Рассмотрим пример. В юридическую клинику обратился офицер в отставке Заречный с просьбой помочь написать кассационную жалобу. Его не включали в список лиц на получение государственного жилищного сертификата ввиду отсутствия справки о сдаче квартиры по прежнему месту жительства Министерству обороны. Переписка с разными инстанциями, жалобы, судебные тяжбы по этому вопросу вконец измучили его, превратили в унылого, потерявшего всякую надежду человека. Обратившись в клинику, Заречный сразу заявил, что знает, что ситуация безнадежная, что все равно ничего не получится, что все усилия бесполезны, так как он уже выполнил все, что от него требовали чиновники, но эту справку он никогда не получит, потому что в квартире живет жена, брак с которой уже расторгнут. Естественно, он не может сдать эту квартиру, и надежды на получение сертификата у него нет. Выслушав такие заявления, юрист (а им оказалась студентка юридической клиники) поддалась влиянию клиента и в растерянности сообщила своему руководителю, что вряд ли сможет чем-то помочь Заречному. И только вмешательство более опытного юриста заставило студентку все же провести интервью, собрать соответствующие документы и приступить к изучению проблемы и подготовке консультирования. Каково же было изумление студентки, когда она установила, что ту злополучную квартиру Заречный в свое время получал не как военнослужащий, а как обычный очередник. Следовательно, никаких обязательств перед Министерством обороны по поводу этого жилья и его сдачи для получения жилищного сертификата он не нес. Он не обязан был сдавать эту квартиру и соответственно не обязан был представлять требуемую от него справку. Появились основания для принесения кассационной жалобы. Студентка получила хороший урок: юристу не следует поддаваться пессимистическим настроениям клиента. Иногда юристу приходится работать с невероятно упрямыми клиентами. Все доводы и объяснения юриста буквально разбиваются об их упрямство; они требуют только то, что им кажется справедливым или правильным, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами своей проблемы. Очевидно, практикующие юристы смогут продолжить типологию психологических портретов клиентов. Лучшим же для юриста является клиент, готовый и способный к сотрудничеству. Юрист, как правило, не выбирает клиента, хотя в известных случаях адвокат может отказаться от оказания юридических услуг в силу прямого предписания закона (например, ст. 67' УПК РСФСР). Некоторые юристы позволяют себе выбирать "выгодные" дела, которые сулят им легкий выигрыш в суде, или обеспе- чивают высокий гонорар, или принося! известность, однако, выбирая выгодное дело, юрист также не застрахован от трудного клиента. Поэтому профессиональное мастерство юриста при проведении консультирования помимо прочего включает еще и умение добиться сотрудничества от любого клиента, несмотря на особенности его личности, характера, типа поведения. Консультирование рассматривается как особый вид интеллектуального и практического взаимодействия юриста и клиента. Изучив проблему, выявив возможные варианты ее решения и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъясняет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллектуальные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. Он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери и также прилагает волевые усилия, выбирая один из возможных вариантов, оценивая его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений. Выбрав необходимый вариант решения проблемы, клиент и юрист продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен для этого совершить. Безусловно, основу консультирования составляют профессиональные юридические знания. Вся та теоретическая база, которая закладывается в память и сознание юриста в процессе академических учебных курсов, находит реализацию и воплощение в процессе консультирования. При отсутствии знаний, неполных или неверных знаниях юрист не может дать клиенту правильный ответ и помочь в разрешении его проблемы. Поэтому в процессе консультирования четко проявляется органическая связь знаний, умений и качеств, о которых шла речь в главе, посвященной про-фессиограмме юриста. В практике консультирования сложились два подхода (принципа) к выстраиванию взаимоотношений между юристом и клиентом. Один из них может быть определен как опора юриста на собственный профессионализм. Суть этого подхода заключается в том, что юрист считает необходимым и готов предложить клиенту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта. Мнение же клиента при этом игнорируется или просто не учитывается. Рассмотрим пример такого подхода. В юридическую клинику обратился Воробьев. В ходе беседы с ним студенты выяснили следующие обстоятельства. Воробьев работал инженером в проектном институте, где на протяжении нескольких месяцев ему занижали оплату труда, не оплачивая фактически выполненный объем работ. После того как Воробьев обратился несколько раз с жалобами к руководству института и в комиссию по трудовым спорам, его вообще уволили из института. При этом увольнение было оформлено "по собственному желанию", хотя Воробьева фактически вынудили написать соответствующее заявление, пригрозив, что в противном случае его уволят за нарушение трудовой дисциплины. Студенты под руководством преподавателя разобрали эту ситуацию, выявили все возможные варианты решения определившихся проблем и пришли к выводу, что для Воробьева целесообразнее всего требовать через суд признания увольнения вынужденным и восстановления на работе. После этого он сможет потребовать от администрации пересмотра произведенной оплаты труда. Однако Воробьев, выслушав такую консультацию, отказался следовать этой рекомендации. Восстановление на работе не входило в его планы и он не захотел идти предложенным путем. Из этого примера видно, что у юриста и клиента могут быть разные представления о пользе. То, что юристу кажется лучшим, для клиента может оказаться вообще неприемлемым. Поскольку задачей консультирования является не демонстрация юристом своих профессиональных знаний, а правовая помощь клиенту в разрешении его проблемы, то более правильным следует признать иной подход к взаимоотношениям юриста и клиента. Суть этого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с клиентом, опираясь на его интересы. Такой подход получил название "опора на клиента". Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути правовой проблемы клиента, фактических обстоятельств, породивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устремлений клиента. Например, в описанном выше деле Николаенко клиентка хотела не только вернуть долг, но и сохранить добрые отношения с родственником. Поэтому предложение обратиться в прокуратуру с заявлением о мошенничестве она отвергла, мотивируя: "Это лее родственник]" Вместе с тем опора на клиента не означает, что юрист должен идти на поводу у него. Клиент не знает права и самостоятельно без помощи юриста не сможет найти лучший для себя вариант решения проблемы. Но и юрист не может вместо клиента определить, какой из возможных вариантов окажется лучше именно для данного клиента. Выбор может и должен сделать сам клиент. Если бы студенты, консультировавшие Воробьева, руководство- вались принципом опоры на клиента, они провели бы консул^ а~ цию иначе. Прежде всего они исходили бы из целей клиента. 0°' робьев в интервью говорил им, что не хотел бы снова идти на работу в тот же коллектив с тем же начальником. Он хотел ^ь1 только взыскать недоплаченную ему зарплату. Поэтому студеИ^1"1 должны были предложить Воробьеву несколько вариантов. И Как минимум хотя бы в одном из них следовало обсудить возможно^ гь достижения именно той цели, к которой стремился Воробьев. Е£-Г1И восстановление на работе было "кратчайшим путем" к полу*^е" нию невыплаченных сумм, следовало объяснить это клиенту, по^а~ зав, что юристы не только помнят, но и учитывают его пожеланий- Технологически консультирование включает несколько этап*70' Чтобы научиться организовывать и проводить консультированИе' необходимо иметь представление об этих этапах. Этапы консультирования 1. Подготовка к консультированию. 2. Встреча с клиентом и разъяснение порядка проведения консультации. 3. Разъяснение клиенту возможных вариантов решения и анализ возмож 4. Помощь клиенту в выборе оптимального решения. 5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения. 1-й этап - подготовка к консультированию. Это обязатеЛь~ ный переходный этап между интервьюированием и консультир0' ванием. По времени он может занимать от нескольких минут fl° нескольких дней, недель, а может быть, и месяцев; может разл^' чаться и объемом необходимой работы: например, воспроизвес'Ги в памяти текст статьи закона или изучить множество фактов, ]Х°" кументов, нормативных актов. Но бесспорно - без этого этапа коН' сультирование невозможно! По времени осуществления 1-й этап предшествует консультИ" рованию и в то же время как бы находится за его пределами. ЭТ° своеобразный "нулевой", предварительный этап, но основа коН" сультирования закладывается именно здесь. Подготавливаясь к консультированию, юрист должен еще р^з резюмировать все известные факты, полученные им в процесс6 интервью, при изучении документов. Он должен обратиться к нор' мативным актам: уточнить и уяснить текст законов и содержаний правовых норм, выбрать из них необходимые, соответствующИс* фактам и требованиям клиента; определить пределы их действия и последствия их применения и т.п. Необходимо определить возможные процедуры по реализации правовых норм применительно к ситуации клиента; просчитать возможные материальные, временные и иные затраты; требуемые действия и усилия. Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устно или письменно) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы предложить. Для иллюстрации навыков интервьюирования в гл. 5 был дан анализ собеседования адвоката Любомирова с клиентом Сеняки-ным. Что необходимо было сделать адвокату Любомирову при подготовке к консультированию клиента? Ему необходимо было внимательно изучить и проанализировать всю информацию, полученную от клиента в процессе интервьюирования. После этого он должен был обратится к гражданскому законодательству, регулирующему вопросы перехода права собственности на недвижимость. Одним из возможных приемов, при котором юрист анализирует правовые последствия с точки зрения их достоинств и недостатков, исходя из интересов клиента, является составление схем. В приведенном в гл. 5 примере для анализа правовых последствий адвокат Любомиров выбрал такие сделки, как завещание, дарение и рента. Он обдумывал еще и возможность использования договора купли-продажи, но потом решил, что не будет предлагать клиенту для обсуждения этот вариант, так как из беседы с Сенякиным понял, что реальных денег на покупку квартиры у внука нет. В практике в подобных ситуациях иногда заключают так называемые притворные сделки. Для Сенякина такая сделка имела бы один плюс: если внук станет впоследствии плохо к нему относиться, у Сенякина будет возможность в судебном порядке признать эту притворную сделку недействительной. Однако такая же возможность может появиться и у дочери Сенякина после его смерти. Тогда внук не сможет получить всю квартиру, а вынужден будет вступать в долю наследования, причитающуюся ему по закону. Кроме того, этот вариант показался адвокату неприемлемым и по этическим соображениям. Поэтому он не счел возможным обсуждать с клиентом вариант оформления притворной сделки. Итак, адвокат подготовил к обсуждению три схемы сделок: завещание, дарение и ренту.
2-й этап - встреча с клиентом и разъяснение порядка про ведения консультации. В этот момент определяются и формируются психологические и организационные основы консультирования. При интервьюировании клиента юрист уже получил определенные представления о характере клиента, уровне его образования и культуры, способностях и манере поведения. С учетом всего этого должна строиться встреча клиента, установление с ним необходимого для консультирования контакта. Продолжим пример, приведенный в гл. 5. Адвокат Любомиров так начал свою консультацию при новой встрече с Сенякиным: А.: Здравствуйте, Сергей Николаевич, рад видеть Вас в добром здравии. К.: Здравствуйте. А.: Сергей Николаевич, я надеюсь, что у Вас ничего не изменилось и мы продолжим с Вами работу, которую так успешно начали прошлый раз. К.: Слава Богу. Да и времени прошло всего ничего. Спасибо, что не позабыли про меня, старика. А.: Что вы, что вы, Сергей Николаевич, разве можно! Надеюсь, Вы помните на чем мы прошлый раз закончили нашу беседу? К.: Помню, конечно, мы достаточно подробно поговорили с Вами в прошлый раз. А.: Тогда, Сергей Николаевич, сегодня мы поработаем следующим образом. Я объясню Вам те варианты, которые я нашел для решения Вашей проблемы. Если Вам будут непонятны мои объяснения, Вы можете задавать мне вопросы, я уточню. Мы обсудим их. Только Вам придется меня внимательно слушать. Дело в том, что Ваши пожелания передать свою квартиру внуку Алексею можно осуществить по-разному. Поэтому давайте договоримся: я Вам подробно расскажу о всех возможных путях передачи квартиры, а потом мы с Вами вместе обсудим, что Вам больше всего подходит. Начнем? К.: А нельзя ли поговорить немножко иначе. Я ведь в праве-то не силен. Вы мне сейчас все подряд расскажете, а я могу все перепутать. Может начнем по очереди, по одному? С того, что попроще мне понять? А.: Воля ваша, Сергей Николаевич. Начнем с чего попроще. Очень важный момент начала консультирования - это определение порядка проведения консультации. В нашем примере адвокат при проведении интервьюирования не случайно задал клиенту вопрос о времени. Организуя консультацию, следует также точно определить: сколько времени может потратить на нее юрист (у него могут быть и иные дела, запланированные на этот день) и каким временем располагает клиент; достаточно ли этого времени для спокойного и всестороннего обсуждения всех необходимых вопросов. Учитывая характер клиента, следует сразу оговорить и порядок обсуждения этих вопросов. Юрист может предложить клиенту перечислить и разъяснить все возможные варианты, после чего обсуждать каждый из них или только те, которые заинтересуют клиента. Но он может проводить обсуждение и по каждому варианту в отдельности и только после этого выбирать наиболее подходящий для клиента. Можно предложить сначала обсудить варианты и только потом способы и средства их реализации или делать это одновременно, чтобы при выборе варианта клиент учитывал сразу и те усилия и затраты, которые потребует реализация каждого варианта. Короче говоря, установление порядка обсуждения позволяет юристу провести консультирование более организованно, не тратя время на ненужные повторения, не отвлекаясь на споры и обсуждение посторонних предметов. Если порядок консультирования заранее оговорен с клиентом, юрист имеет возможность прервать отвлеченные рассуждения и в любой момент напомнить клиенту о необходимости придерживаться установленного порядка. 3-й этап - разъяснение клиенту возможных вариантов ре шения и анализ возможных последствий каждого из них. Ясно, что это центральный, наиболее важный этап консультирования. К нему следует предъявлять особые требования. Во-первых, разъяснения юриста должны быть ясными и понятными. Как вы думаете, будет ли понятным Сенякину объяснение, данное в следующих терминах: "Договор пожизненного содержания с иждивением предназначен для ситуаций с наличием фидуциарных отношений и поэтому удачно подходит к вашей ситуации". Умение говорить ясно и понятно необходимо для юриста, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности "подстроиться" под уровень клиента. Ведь разъяснения даются клиенту, и он, клиент, должен понять юриста. Проблема понимания друг друга уже об- суждалась при изложении темы "Интервьюирование" и еще не раз будет обсуждаться в этой книге (см. гл. 9 "Допрос в суде" и раздел "Переговоры" в гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров'1). Во-вторых, юрист должен назвать клиенту все возможные варианты решения проблемы, в том числе и такие, которые могут не понравиться клиенту, огорчить его. Юрист должен сохранять объективность и своевременно предупреждать клиента о возможных неудачах. В-третьих, предметом разъяснения должны быть не только варианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий. Причем при обсуждении последствий клиенту принадлежит немаловажная роль, так как он может знать о каких-то обстоятельствах, неизвестных юристу. Например, юрист не обсуждал с клиентом его семейные отношения, так как в данном деле они не имели правового значения. Для клиента же важно, как будут относиться к нему его родственники до, во время и после разрешения спорного вопроса. В-четвертых, необходимо разъяснить способы и возможные затраты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого клиента в реализации каждого из них. Клиент должен четко представить себе, каких усилий и затрат потребует реализация каждого варианта как для юриста, так и лично для него. Вот как разъяснял адвокат Сенякину один из возможных вариантов решения его проблемы. А.: Вы наверняка знаете о том, что квартиру свою можете подарить. К.: Так ведь это наверное сложно. Ведь не простая вещь - квартира. Документов одних сколько надо оформить. А.: Сергей Николаевич, Вы же сами попросили начать с самого простого. А до документов мы с Вами еще дойдем. Я Вам все подробно объясню. К.: Ну хорошо, давайте говорить про дарение. А.: Прежде всего, Сергей Николаевич, чтобы подарить квартиру внуку, Вы должны быть уверены, что он на это согласится. К.: Как же не согласится? Это же я ему подарок делаю. А.: Вы уже обсуждали с ним этот вопрос? К.: Пока еще нет. Я хочу посоветоваться сначала, а уже потом и с ним обсуждать. А.: Именно поэтому я и задал Вам вопрос о согласии внука. Дело в том, что насильно подарить квартиру нельзя. Для дарения нужно заключить договор о том, что один свою собственность дарит, т.е. передает другому, а этот другой согласен ее принять. Если Алексей будет против, чтобы Вы подарили ему квартиру, то сделать такой подарок ему Вы не сможете. К.: Ну ладно, вряд ли внук будет возражать против этого. А.: Ну что же. Дарение квартиры может, с одной стороны, иметь для Вас положительные стороны, а с другой - наоборот. Чем дарение может Вас устроить? Ну, во-первых, я думаю, потому что внук получит эту квартиру от Вас в подарок, без всякой оплаты, а Вы при этом так и останетесь жить в этой квартире и не только потому что это Ваше желание, но и Ваше право, так как Вы и внук живете одной семьей. Насколько я помню, это и были Ваши основные условия по передаче квартиры внуку? К.: Да, все это так, но не может тут быть каких-нибудь осложнений? А.: Как говорится, Сергей Николаевич, все мы под Богом ходим. И не дай Бог, конечно, но вдруг что нехорошее случится с Вашим внуком. Вот на этот случай в договор дарения, я думаю, надо внести специальные условия о том, что договор этот отменяется, если вдруг случится так, что Вы переживете своего внука. К.: Что Вы! Что Вы! И думать об этом не хочу. А.: И не надо об этом думать. А вот условие такое в договоре ни Вам, ни Вашему внуку вреда принести не может. К.: Ну не сегодня же этот договор составлять будут. А вот что плохого только мне может быть, если я подарю квартиру внуку? А: Жизнь - штука сложная, и множество неожиданных поворотов бывает в ней. Вот, например, женится Ваш внук, а с женой его у Вас отношения не заладятся. Могут возникнуть ссоры, и так все может закрутится, что Вам и места в этой квартире не будет. Сделать же Вы уже ничего не сможете, потому что квартира будет принадлежать внуку. Жить в ней Вы право иметь будете, но придется терпеть любые обиды. Кроме того, у внука будет право продать эту квартиру, разменять ее, квартирантов пустить. Жилплощади Вы при этом не лишитесь, но останетесь ли Вы жить именно в этой квартире, никто Вам гарантировать не сможет. А ведь Вы говорили, насколько я помню, что хотели прожить остаток своих дней именно в этой квартире, в том месте, где Вы были счастливы. К.: Да... Вы оз
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.014 с.) |