Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постижение темной стороны души.

Поиск

Роберт А. Джонсон.

Признание собственной Тени.

Постижение темной стороны души.

Введение.

Общеизвестно, что любимая история Доктора Юнга звучала примерно так: Вода жизни, желая, чтобы о ней стало всем известно на поверхности земли, бурлила и свободно изливалась из артезианского источника безо всяких ограничений. Люди приходили испить

чудесной воды и чувствовали необыкновенный прилив сил, поскольку она была очень чистой, прозрачной и несущей бодрость. Но человеческому роду не свойственно долго мириться с райским положением дел. Мало-помалу люди начали строить вокруг источника забор, брать деньги за вход, захватывать землю вокруг него и заявлять о своих правах на владение, скрупулезно разрабатывать законы о том, кто имеет право туда приходить, и повесили замок на ворота. Вскоре источник стал принадлежать сильным и избранным. Вода рассердилась и обиделась: она перестала течь в том месте и вышла на поверхность в другом. Люди, владевшие правами на землю вокруг первого источника, были так поглощены своими заботами о своем владении и его охране, что даже не заметили, что вода исчезла. Они продолжали продавать несуществующую воду, но несколько людей заметили, что живая сила воды ушла. Неудовлетворенные люди мужественно отправились на поиски, и нашли новый артезианский источник. Вскоре и этот колодец оказался собственностью владельцев, и его постигла та же участь. Ключ исчез, и забил уже в новом месте, — и так продолжалось по кругу, как на заезженной пластинке.

Это очень печальная история, которая необыкновенно трогала Юнга, видевшего, как злоупотребление базовыми ценностями превращает их в эгоцентрическую игрушку. Наука, искусство и особенно психология страдают от этого безнравственного процесса. Но самое удивительное в этой истории в том, что вода всегда течет где-нибудь, и доступна любому разумному человеку, у которого найдется смелость, чтобы разыскивать подлинную живую воду.

Вода обычно используется как символ глубочайшей духовной подпитки для человечества. Она течет и в наше время, потому что источник верен своему предназначению; но течет он в неожиданных местах. Он часто перестает течь в привычных местах и появляется в каких-то других, неожиданных. Но, хвала Всевышнему,

вода по-прежнему тут.

В этой книге мы исследуем некоторые из тех странных мест, где вода жизни течет в наши дни. Она такая же свободная и чистая, как была до сих пор. Главная сложность в том, что ее нужно отыскать там, где ее никто не ожидает найти. Это как смысл библейской фразы «Чего хорошего можно ожидать из Назарета?» Сейчас Назарет для нас священен, так как это - место рождения Спасителя; но в библейские времена это было нехорошее место, такое, где в самую последнюю очередь можно было ожидать Богоявления. Многим людям не удалось отыскать свой источник живой воды, потому что

они были не готовы искать в необычных местах. Это все равно, что возвратиться в Назарет, и по-прежнему так ничего и не заметить.

Один из таких неожиданных источников — это наша собственная Тень, территория, куда сбрасываются как на свалку те качества нашей личности, которые мы не признаем своими. Как мы увидим позже, эти непризнанные качества чрезвычайно полезны. и не могут быть проигнорированы. Как Обетованная земля живой воды, наша Тень дается даром, и она неожиданно — и к смущению - всегда настоящая. Уважение и принятие теневых сторон своей личности — глубинная духовная практика. Это ведет к обретению целостности, и, таким образом, является священным и самым важным опытом в нашей жизни.

 

Глава 1.

Тень.

Тень: Что это за интригующий элемент, находящийся во мраке, тянущийся за нами подобно хвосту доисторической ящерицы, и неотступно преследующий нас в нашем духовном мире? Какую роль она играет в современной душе?

Личность — это то, кем мы хотели бы быть и то, какими мы хотим предстать перед людьми. Это наши психологические одежды, создающие промежуточный слой между нашим истинным «Я» и окружающим миром, так же как физическая одежда создает наш образ, которому мы соответствуем. Эго — это то, что мы собой представляем, и то, о чем мы знаем осознанно. Тень — это та часть нас, которую мы избегаем видеть или знать.

 

Как образуется Тень.

Все мы рождаемся целостными, и, хочется надеяться, целостными умрем. Но где-то в самом начале пути, когда мы вкушаем один из замечательных плодов с Древа познания, все сущее начинает делиться для нас на добро и зло, так мы начинаем процесс создания Тени; мы разделяем наши жизни. В процессе культурного воспитания мы сортируем данные нам Богом качества на приемлемые для жизни в обществе и те, от которых надо отказаться. Это замечательно и необходимо, и цивилизованное общество не могло бы существовать без различения добра и зла. Но те качества, от которых мы отказались, или сочли неподходящими, никуда не деваются. Они лишь прячутся по темным углам нашей личности. Когда они долго находятся в вытесненном состоянии, они начинают жить собственной жизнью, жизнью Тени. Тень — это то, что не зафиксировано в сознании в адекватном виде. Это презираемая часть нашей личности. Иногда энергия, которой обладает Тень, почти равняется энергии Эго. Если ее энергия больше, чем у Эго, она прорывается в непреодолимой ярости или неблагоразумном поступке, которые минуют наше сознание, или у нас начинается депрессия, либо происходит несчастный случай, который, как кажется, преследует какую-то собственную цель. Самостоятельное вторжение Тени — это явление чудовищного монстра в нашем внутреннем мире.

Цивилизационный процесс, являющийся блестящим достижением человечества, представляет собой выбраковку тех качеств, которые препятствуют обществу мирно жить

по идеалам. Всякий, кто не прошел через этот процесс, остается «дикарем», которому нет

места в культурном сообществе. Мы все родились целостными, но так или иначе, культура требует, чтобы мы жили лишь небольшой частью всего наследства, данного нам

от природы, и отказывались от остальных частей. Мы делим себя на Эго и Тень, потому что наша культура требует, чтобы мы вели себя определенным образом. Это следствие того, что мы отведали плоды с Древа познания добра и зла в садах Эдема. Культура отвергает примитивного человека в нас, но взамен дает более высокоорганизованные и изощренные способности.

Можно выдвинуть очень серьезные аргументы в пользу того, что детей нельзя погружать раньше времени в процесс приобщения к цивилизации, иначе они будут лишены детства; им необходимо разрешить пребывать в райских кущах, пока они не станут достаточно сильными, чтобы выдержать процесс воспитания и не сломаться при этом. Эта сила приходит к каждому в свое время, и нужен острый глаз, чтобы заметить, когда дети готовы воспринять коллективную жизнь общества.

Интересно путешествовать по миру и наблюдать, какие качества разные культуры относят к Эго, а какие — к Тени. Становится очевидным, насколько культура — искусственное, но необходимое образование. Мы обнаруживаем, что в нашей стране мы ездим по правой стороне дороги, а в других - по левой. На Западе мужчина может идти по улице под руку с женщиной, но не с мужчиной; в Индии он может держаться за руку с приятелем-мужчиной, но не с женщиной. На Западе, присутствуя в публичных и религиозных местах в обуви, человек проявляет уважение, на Востоке - напротив: оставаться в обуви в церкви или в доме — это знак неуважения. Если в Индии вы войдете

в храм в обуви, вас попросят выйти и не приходить до тех пор, пока вы не научитесь вести

себя подобающим образом. На Ближнем Востоке принято показывать удовлетворение от трапезы громкой отрыжкой; на Западе это будет верхом неприличия.

Процесс сортировки совершенно произволен. Так, к примеру, в одних культурах индивидуальность представляет собой огромную ценность, а в других — величайший грех. На Ближнем Востоке самоотречение признается как большое достоинство. Ученики великих мастеров по живописи и стихосложению чаще подписывают свои произведения именем учителя, чем своим. В нашей культуре каждый человек стремится, как можно больше прославить свое имя в обществе. Столкновение столь противоположных точек зрения представляет собой опасность, поскольку быстрое распространение сетевого общения в современном мире ведет нас к более тесному контакту. Тень из одной культурной традиции подобна тлеющему фитилю для другой, и это становится камнем

преткновения.

Поразительно также, что некоторые очень хорошие качества тоже оказываются повернутыми в Тень. В основном, средне развитые житейские качества считаются нормальным явлением. Стоит им оказаться чуть менее развитыми, — и они попадают в Тень. Но и более развитые тоже отправляются в Тень! Подобные чистейшим золотым слиткам качества нашей индивидуальности, не находящие места в нивелирующем процессе, которым является культура, также отправляются в Тень.

Любопытно, что люди более склонны накапливать в Тени благородные аспекты, чем прятать темные стороны. Вытащить «скелет из шкафа» относительно просто, а вот присвоить «золото», хранящееся в Тени, ужасно. Обнаружить свой великодушный характер более разрушительно, чем считать себя последним подонком. Несомненно, в вас есть и то, и другое: но никто не обнаруживает все одновременно. «Золото» относится к нашему высшему призванию, и на некоторых жизненных этапах бывает трудно признать его существование в себе. Незнание своих «золотых» качеств может быть столь же разрушительным, как незнание темной стороны психики, и у некоторых людей может возникнуть тяжелый шок или болезнь, прежде чем они научатся извлекать «золото». Нет сомнения, что необходим интенсивный опыт, чтобы показать нам, что важная часть нас самих временно не используется или остается бесполезной. В племенных культурах шаманы или целители часто используют болезнь как источник для инсайта, который нужен им, чтобы исцелиться, а затем передать эту мудрость другим людям. Это является примером для нас в наше время. Мы до сих пор используем архетип Раненого Целителя, который, научившись исцелять себя самого, нашел «золото» в собственном опыте.

Где бы мы ни начали, и из какой бы культуры мы ни происходили, мы приходим во взрослом состоянии к явно выраженным Эго и Тени, системе представлении о правильном и неправильном, с двумя полярностями, как Ванька-Встанька.*

Процесс духовного исцеления заключается в восстановлении целостности личности. Термин «духовное исцеление» означает воссоединение разрозненных частей воедино, заживление ран, нанесенных разъединенностью. Как в процессе усвоения культурных норм нам абсолютно необходимо выйти из первобытного состояния, так потом совершенно необходимо выполнить духовную задачу последующего объединения нашего разделенного на части и отчужденного мира. Потерявший Эдем обретает Небесный Иерусалим.

Итак, ясно, что мы должны создать Тень, иначе нам не видать культуры; а потом мы должны восстановить целостность личности, которая была утрачена из-за идеалов, навязанных культурой, или нам придется жить в состоянии разъединенности, которое нарастает в процессе нашей эволюции и становится все более и более болезненным. В общем, первую половину жизни мы посвящаем процессу культурного воспитания —

 

приобретению навыков, созданию семьи, приучению себя к дисциплине сотнями различных способов; а вторую половину жизни отдаем восстановлению целостности (исцелению) жизни. Можно выразить недовольство таким бессмысленным хождением по кругу, однако, целостность в конце осознанная, в то время как в начале она бессознательная и по-детски наивная. Эта эволюция, хоть она и кажется ничем не оправданной, стоит тех боли и страданий, которыми за нее заплачено. Единственная неудача, которая может произойти — это остановка на середине пути и не достижение завершенности. К сожалению, многие люди на Западе попадают именно в эту ловушку.

 

* Эго и правильное во всех культурах понимаются как синонимы, в то время как Тень и неправильное также являются парой. В точном знании того, что правильно, а что неправильно, заключается большая сила культуры, объединяющая тех, кто действует надлежащим образом. Эта культурная «правильность» весьма эффективна, но очень неповоротлива. Когда в средние века инквизиция осуждала еретика к сожжению на костре, основание для принятия такого решения должно было быть бесспорным. Тот факт, что в душе западного человека возникла индивидуальность и свобода веры, подтверждает эту одностороннюю точку зрения. Фанатизм всегда легко опознается по бессознательной неопределенности, не регистрируемой в сознании.

 

Тень в проекции.

Что происходит с левой стороной баланса, если не допускать ее в сознание и не давать ей достойной возможности выражения?

До тех пор, пока мы не осуществляем работу по ее осознаванию. Тень почти всегда проецируется; это так, она аккуратно перекладывается на что-то или кого-то еще таким образом, что мы не должны нести за это ответственность. Так дело обстояло пятьсот лет тому назад, и с этим средневековым уровнем сознания большинство из нас живет до сих пор. Средневековый мир опирался на взаимную проекцию Тени; он процветал на основе крепостного менталитета, оружия, городов, обнесенных крепостными стенами, на преобладании всего мужского над женским, королевского покровительства и городов-государств, непрерывно осаждавших ворота друг друга. Средневековое общество почти полностью подчинялось патриархальным ценностям, которые известны своей односторонностью. Даже Церковь принимала участие в теневой политике. Только отдельные индивидуумы, которых мы называем святыми (не все они известны поименно

или прославлены), Бенедиктинские монастыри, и некоторые из эзотерических обществ сумели избежать игры в проекцию.

В наши дни создан целый бизнес, чтобы собирать для нас нашу Тень. Киноиндустрия, модный дизайн и чтиво обеспечивают нас доступными источниками для размещения нашей Тени. Газеты предлагают нам ежедневные сводки катастроф, преступлений и ужасов для подпитки нашей Тени извне, в то время как она должна быть включена в каждого из нас как неотъемлемая часть нашей собственной личности. Наша целостная личность уменьшается, когда мы перекладываем наше собственное «темное» на что-то вне нас самих. Проекция всегда происходит легче, чем ассимиляция.

 

Время, когда люди заставили других нести их Тень за них - это темная страница в человеческой истории. Мужчины перекладывали свою Тень на женщин, белые на черных, католики на протестантов, капиталисты на коммунистов, мусульмане на индусов. В поселении делали одну семью козлом отпущения, и эти люди должны были служить носителем Тени за целую группу. На самом деле, каждая группа бессознательно помечала одного из своих членов, как паршивую овцу, и заставляла ее или его отдуваться за «темное» всего сообщества. Так повелось от начала возникновения культуры. Каждый год ацтеки выбирали юношу и девушку в качестве носителей Тени и приносили их в жертву. Выражение «боги-мэн» имеет интересное происхождение: в древней Индии каждая община выбирала человека, который должен был играть роль «боги». В конце года его полагалось убить, чтобы он забрал с собой все злые дела этой общины. Люди были настолько благодарны за эту службу, что до самой смерти от «боги» не требовалось ничего делать, при этом у него было все, что бы он ни пожелал. Он являлся представителем потустороннего мира. Поскольку в нем была сосредоточена энергия коллективной Тени, он обладал высшим могуществом, и наводил страх. На Западе до сих пор используют выражение, происходящее из Индии: «Боги-мэн тебя заберет, если не будешь хорошо себя вести!». Так мы пугаем ребенка, склоняя к добру с помощью темной

стороны жизни.

Ветхий Завет дает массу примеров жертвоприношения как средства для избегания Тени (грехов) для людей. Можно привести аргументы, что древний и средневековый человек мог справляться с Тенью, проецируя ее на врага. Но современный человек не может продолжать этот опасный процесс. Эволюция сознания позволяет нам интегрировать Тень, если мы строим Новый Мир.

Это ужасающе, но Тень часто показывает себя в обращении с животными и мирской жизни. У меня есть друг, отец которого профессор из Кембриджа, вышедший на пенсию. Домашний пес, старый и дряхлый, каждую зиму должен проводить на привязи в будке. Когда его весной возвращают домой, все домочадцы сияют. Старик отвергает пса вместо того, чтобы возлагать свою Тень на кого-то из членов семьи. Для людей не редкость держать зверюшку, которая будет нести их «темную» сторону.

Возможно, наибольший ущерб происходит, когда родители перекладывают свою Тень на детей. Это настолько всеобщая практика, что большинству необходимо упорно работать над тем, чтобы извлечь Тень своих родителей перед тем, как начать собственную взрослую жизнь. Если родитель возлагает свою Тень на молодого человека, это разъединяет личность ребенка и приводит в действие конфликт между Эго и Тенью. Когда этот ребенок вырастет, ему придется справляться с большой Тенью (гораздо большей, чем та культурой обусловленная Тень, которую несет каждый из нас), и у него также будет тенденция перекладывать свою Тень на своих детей. Библия говорит нам, что «Грехи человека проявляются до третьего и четвертого поколения». Если вы хотите сделать своим детям самый лучший подарок, какой только можно, удалите из них свою Тень. Дать им чистое пространство для построения личности, выражаясь психологическим языком, это лучшее наследство. И, кстати говоря, вы гораздо дальше продвинетесь в личностном развитии, возвращая Тень в вашу собственную психику, где ее исходное место и где она нужна для обретения вашей собственной целостности.

Доктор Юнг рассказывал о человеке, который пришел на анализ с жалобой на то, что у него никогда не бывает сновидений. Затем он сообщил, что у его пятилетнего сына особенно яркие и живые сновидения. Юнг определил, что сны сына - не действующая Теневая часть отца, и рассмотрел их как часть его психики. После этого пациент Юнга возвратил себе переложенные бессознательно на сына теневые части.

Мой собственный отец нашел убежище в инвалидности и жил лишь малой частью всего отпущенного ему потенциала. В результате у меня создалось ощущение, что я должен прожить две жизни — свою собственную и непрожитую жизнь моего отца. Это тяжелый груз, но это может иметь творческие измерения, если подойти к этому осознанно. Такие вещи возможны только тогда, когда мы достаточно взрослые и зрелые, чтобы знать, что мы делаем, — хотя у нас обычно нет такого рода мудрости, пока мы не достигнем среднего возраста.

Трудно переоценить, сколько страдания передается от одного поколения к другому. Когда Гарри Трумен был президентом, у него на рабочем столе был маленький значок: «Верховная ответственность здесь». Самое замечательное благословение, которое мы могли бы дать нашим детям, - это не перекладывать на них ответственность.

Я часто задавался вопросом, можно ли уклониться от проекции Тени другого человека. Но это работает только в том, случае, если собственная Тень в разумных пределах находится под контролем. Обычно когда вы оказываетесь объектом проекции чьей-то Тени, ваша собственная Тень тоже поднимается, и столкновение неизбежно. Когда ваша Тень подобна бензину, который только и ждет упавшей в него спички, чтобы

вспыхнуть, вы будете достойным партнером для того, кто захочет вызвать у вас раздражение. Чтобы отказаться от чужой Тени, нужно не вступать в борьбу в ответ, а как опытный матадор, позволять быку пролететь мимо. Я вспоминаю женщину, которая консультировалась у меня много лет тому назад. Ее муж превратил сбрасывание своей Тени на нее в своего рода развлечение на пенсии. Он каждый день доводил ее до слез, и она никак не могла остановить эти разрушительные действия. Я тренировал женщину, как

отклониться от его Тени — не переходить ни в противоборство, ни в ледяное молчание, а просто опираться на свое собственное основание. Как только она перестала заглатывать наживку, дом заходил ходуном от энергии Тени, и так продолжалось много дней. В конце концов, мужчина увидел, что он делает, и между ними стал возможен очень откровенный разговор. Тень возвратилась к своему источнику и стала созидательной.

Есть замечательное изречение, приписываемое Махатме Ганди: «Если ты следуешь древнему правилу - око за око и зуб за зуб - ты окончишь дни в слепом и беззубом мире». Вы сможете уклониться от проекции и остановить бесконечное отмщение, если ваша собственная Тень у вас под сознательным контролем. Быть при проявлении чьей-то Тени и никак не ответить близко к гениальности. Никто не имеет права сваливать свою Тень на вас, и вы имеете право защитить себя. И все же мы все знаем, как легко — и как это по-человечески — устраивать такие нападения. Временами, осознающий наблюдатель в нас встает за спиной и говорит: «Там, но под сенью Божьей благодати иду я». Юнг обычно говорил, что мы можем быть благодарны нашим врагам за их темные качества, позволяющие нам избежать наших собственных.

Град оскорблений причиняет огромный ущерб не только другим, но и нам самим, поскольку если мы проецируем нашу Тень, мы отвергаем существенную составную часть нашей собственной психики. Нам нужно соединиться с этой темной стороной для нашего собственного развития, и нам не должно быть дела до того, чтобы сбрасывать ее на других, стараясь всучить им эти ужасные или нежеланные чувства. Трудность состоит в том, что большинство из нас живут в запутанной паутине обмена Тенями, которые облачаются в видимость обеих половин потенциальной целостности. Тень также накапливает некоторое количество хорошей энергии, что является краеугольным камнем нашей жизнеспособности. Очень воспитанный индивидуум с равновеликой по силе Тенью обладает большим запасом личностной силы. Вильям Блейк говорил о необходимости примирить эти две части личности. Он говорил, что нам нужно идти в рай за формой, а в ад - за силой, а потом сочетать их браком. Когда мы сможем прямо взглянуть на наш внутренний рай и наш внутренний ад, это будет наивысшая форма творчества.

Несмотря на то, что в основном нам бывает нужно отразить проекцию Тени и увернуться от стрел и камней других, нацеленных в нас, бывают времена, когда мы можем совершить добро, принимая их Тень осознанно. Есть одна замечательная история, которая показывает, что происходит, когда мы отходим назад и не делаем ничего — и позволяем проекции двигаться в выбранном направлении. Юная японка из маленькой рыбацкой деревушки забеременела, но осталась жить в доме своих родителей. Все жители деревни пытались выведать у нее имя отца ребенка, чтобы выгнать его с позором. После долгой ругани она, в конце концов, сдалась. «Это священник» - сказала она. Жители известили священника об этом. «Ах, так», - все, что он сказал.

Многие месяцы после этого жители очень редко посещали проповеди этого примитивного священника. А потом в деревню вернулся молодой человек, который отсутствовал некоторое время, и попросил руки этой девушки. Выяснилось, что это он был отцом ребенка, и что девушка сочинила неправдоподобную историю, чтобы защитить

его. Тогда жители отправились к священнику и попросили прощения. «Ах, так», - сказал он.

Эта история показывает силу позиции ожидания, пока другие проработают свою Тень. Своим молчанием священник оказал жителям деревни большую услугу; не протестуя и не отрицая ситуацию, он оставил людям достаточно возможностей самим работать с проблемой. Позже они пришли спросить: «Почему мы были так готовы поверить девушке? Почему мы объединились против священника? Как нам теперь пережить дискомфорт и тревогу, которые мы чувствуем?»

Такое можно проделать, только если наша собственная Тень находится под хорошим контролем, и у нас не возникает искушения запланировать отмщение. Мы должны помнить о том, как легко принести дар, а потом испортить его некоторым незаметным теневым качеством.

Нам советуют возлюбить наших врагов, но это невозможно, когда наш внутренний враг, наша Тень, ждет, готовая броситься в атаку, и сделать все возможное для разжигания вражды. Если мы можем научиться любить внутреннего врага, тогда у нас появляется шанс полюбить — и принять — внешнего.

«Фауст» Гёте — возможно, величайший в литературе пример встречи Эго и Тени, повествует о немощном сморщенном профессоре, который дошел до суицида по причине непреодолимой дистанции между своим Эго и Тенью — его качели ломались от перегрузки. В этой точке Фауст встретился с равной себе невероятной тенью, Мефистофелем, который явился как его хозяин, дьявол. В момент встречи происходит экстремальный взрыв энергии. В то время как они упорно добиваются полагающегося им, живой рассказ - это лучшая инструкция для нас, как обойтись с Эго и Тенью, чтобы добиться искупления. Фауст был избавлен от безжизненности и стал полнокровной личностью, полной страсти; Мефистофель избавился от своей аморальной жизни и также открыл свою возможность любить. Любовь - единственное в нашей западной традиции слово, адекватное описанию этого слияния Эго и Тени. С большой силой Фауст показывает, что искупление Эго возможно, только если его сопровождает искупление Тени. Как только Тень попадает в осознание, она становится мягче, пластичнее, нежнее. Характер Фауста дополняется за счет его Тени. Он становится целостным через встречу с Мефистофелем, и то же самое справедливо в обратную сторону. Точнее сказать, ни Эго, ни Тень не могут получить искупления, пока эта пара не трансформируется. Их трение друг об друга приводит их обоих к изначальной целостности. Это не что иное, как преодоление бездны между раем и адом. Люцифер (другое имя нашей Тени) некогда был частью божественного отца и в конце времен он должен быть возвращен на свое место. Это значительное мифологическое утверждение относится также и к индивидуальной душе: оно говорит нам, что задача каждого мужчины и каждой женщины вернуть себе Тень и обрести вновь свои отвергнутые качества.

 

Золото, хранящееся в Тени.

Я писал о Тени как о темной, отвергаемой собственной части. Но я также отмечал, что возможно проецировать из Тени нечто самое лучшее, принадлежащее человеку, на другого человека или ситуацию. Наша возможность поклонения перед великими людьми полностью теневое качество; в таком случае наши лучшие качества отрицаются и перекладываются на кого-то другого. Это сложно понять, но мы довольно часто отказываемся принимать свои благородные черты, и находим им взамен теневого заместителя. Четырнадцатилетний подросток боготворит шестнадцатилетнего и просит его принять на себя то содержание, которое сам он в свои четырнадцать еще не может; за несколько месяцев он ассимилирует это содержание и начинает жить тем, что незадолго до этого он отправлял в тень. Возможно, тогда его героем становится восемнадцатилетний, которого он тоже вскоре догонит. Методики развития обычно используют знакомство со следующей прогрессивной фазой. Герой сегодняшнего дня — это характер завтрашнего.

На заре моей аналитической практики мне приснился потрясающий сон, в котором я поедал Альберта Швейцера, моего тогдашнего кумира. Если отбросить гиперболу, он говорил, что я должен присвоить подобные Швейцеровым качества моей собственной личности и перестать проецировать их на внешнего героя. Конечно, это тема для диссертации, но сон был прав, говоря мне, что я должен стать Альбертом Швейцером. Все герои нуждаются в интернализации. Несомненно, детская часть меня сопротивляется этому изо всех сил.

В то время я поражался: «Как можно проживать так много аспектов человеческой личности?» Швейцер имел докторскую степень в музыке, медицине и философии и был великим гуманистом. Он был просто человеком эпохи Возрождения. Однако я не мог позволить ему взвалить на себя мой потенциал; мне самому предстояло следовать своим интересам — музыка, психология и исцеление — и сочетать их с лучшими из моих способностей.

Можно прийти в большое замешательство, изучая способность к проекции своих самых лучших качеств. Это все равно, что бояться, что рай может наступить чересчур скоро! С точки зрения Эго, появление совершенной черты может расстроить планы нашей целостной личности. Т. С. Эллиот это наиболее сильно в своей пьесе «Убийство в соборе»:

Прости нас, о Господи, мы знаем

себя лишь как вид

обычного человека,

Мужчин и женщин, что запирают дверь

и сидят у огня;

Что боятся господнего благословения,

одиночества божественной ночи,

требуя сдаться,

огорчаясь от потерь;

Что боятся людского осуждения меньше,

чем осуждения бога;

Что боятся стука в окно, огня

в соломе, кулака в таверне,

падения в канал

Меньше, чем мы боимся любви Господа.

 

Мой добрый друг Джек Сэнфорд, юнгианский аналитик и епископ из Сан-Диего, читал одну из заключительных общественных лекций и, в своей обычной осторожной манере, сделал следующий потрясающий комментарий: «Вы должны понимать, что Бог любит вашу Тень больше, чем ваше Эго!» Я ожидал удара молнии с небес, или, по меньшей мере, серьезных возражений от присутствующих. Ни единого слова в ответ; но последующий разговор с ним позволил уточнить его комментарий:

 

Эго в основном, поглощено своим собственным продвижением и своими амбициями. Все, что мешает этому, должно быть подавлено. Подавленные элементы становятся Тенью. Часто в своей основе это позитивные качества.

Существует, на мой взгляд, две «Тени»: (1) темная сторона Эго, которая тщательно скрывается от самого себя и которую Эго не знает до тех пор, пока она не форсируется жизненными трудностями; (2) та часть, что подавляется, чтобы не служить помехой нашей эгоцентричности, и, как ни ужасно это может показаться, существом своим связана с личностью.

Говоря начистоту, Бог (Личность) предпочитает Тень перед Эго, потому что Тень, при всей ее опасности, ближе к ядру и более истинна.*

 

Мы живем во времена, когда люди вряд ли готовы услышать о таком пересмотре светлых и темных сторон человеческой природы. Но мы должны услышать, если мы хотим избежать конфликта, который, возможно, может разрушить целую цивилизацию. Мы не можем больше позволять себе перекладывать нашу собственную непрожитую часть на кого-то еще.

Юнг предупреждал, что не так трудно вытащить «скелет из шкафа» пациента на аналитических сеансах, а вот извлечь «золото» из Тени безумно тяжело. Люди боятся своих благородных качеств ничуть не меньше своих темнейших сторон. Если вы найдете в ком-нибудь «золото», он будет сопротивляться этому до последней капли крови. Поэтому мы так часто впадаем в поклонение кумирам. Намного легче восхищаться Доктором Швейцером издалека, чем воплотить свою собственную (меньшую) версию этих качеств.

Я обладаю почти шестым чувством на распознавание «золота» в другом человеке, и с удовольствием знакомлю других с их высокими достоинствами и ценностью. Большинство изо всех своих сил сопротивляются этому процессу. Или они перекладывают эту ценность на меня, вместо того, чтобы признать ее своей собственной; увертка столь же эффективна, как и отказ от качества. Красота (достоинство) отражается в

глазах свидетеля.

Такая большая сила лежит, скрытая в Тени. Если мы используем Эго и устаем от хорошо известных способностей, наша неиспользуемая Тень может дать нам новый ресурс для жизни.

 

*Загляните в великолепную книгу Джона Сэнфорда «Странные злоключения Доктора Хайда» (Сан-Франциско, Харпер и Роу, 1987) для углубления этой темы.

 

Когда мы проецируем нашу Тень, происходят две ошибки:

1. Мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу «черноту»

или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас - это такая же

тяжесть).

2. Мы стерилизуем самих себя, отбраковывая нашу Тень.

Тогда мы теряем шанс измениться и проскакиваем центральную точку, пространство экстаза в нашей собственной жизни.

Одна мудрая женщина научила меня однажды, как собрать силы, когда я пожаловался ей, что я чувствую себя обессиленным перед чтением лекций. Она велела мне перед лекцией пойти одному в комнату, взять полотенце, намочить его так, чтобы оно стало очень тяжелым, затем свернуть его в клубок на полу изо всех своих сил — и крикнуть. Я чувствовал себя полнейшим идиотом, делая это, так как это не мой стиль. Но когда я взошел после этого упражнения на кафедру, в моих глазах горел огонь. У меня появились энергия, выносливость и голос. Я прочел впечатляющую, хорошо выстроенную лекцию. Тень была у меня за спиной, но не подавляла.

Если вы можете прикоснуться к своей Тени — бесформенной — и сделать что-то помимо своих обычных паттернов поведения, из нее потечет большое количество энергии. Существует любопытный факт, основанный на этой динамике. Попугаи учат ругань намного легче, чем приличные выражения, потому что мы произносим бранные слова с большей энергией. Попугай не знает значения этих слов, но он слышит, какая энергия в них вкладывается. Даже животные в состоянии хватать на лету энергию, которую мы прячем в Тень!

 

Тень в средние века.

В Средневековье приходилось утомительно бегать туда-сюда между двумя концами качелей. Постепенно до нас доходит, если мы внимательны, что середина лучше. К нашему удивлению, середина — это не «серый» компромисс, которого мы боимся, а место экстаза и удовольствия. Величественные видения религиозного мира — такие, как мы находим в Откровении Иоанна Богослова — основаны на высочайшем смысле симметрии и баланса. Они дают нам представление о срединном месте, как результате уважения к обеим крайностям. Древний Китай называл это Дао и утверждал, что срединный путь — это не компромисс, а творческий синтез.

Никто не может долго оставаться в центральной точке, потому что это балансирование на лезвии ножа, вне пространства и времени. Мгновения такого состояния достаточно, чтобы придать значение долгим годам обычной жизни. Индийцы предостерегают, что если кто-нибудь останется в этом месте дольше, чем на мгновение, он потеряет ориентацию и умрет. Но большинству из нас это не грозит.

К нашей западной жизни больше подходит концепция нахождения в середине качелей, поставив ноги таким образом, чтобы иметь возможность легко балансировать. Она отдает должное двойственности, но держит оба элемента в пределах досягаемости. Каждая найденная точка равновесия не дает произойти серьезному расщеплению. Это не «серый» компромисс, а сильная и уравновешенная жизнь.

Начальный период взрослой жизни почти полностью посвящен дисциплине. Нужно готовиться к профессии, учить нормы социальной жизни, создать семью, развивать свои способности — и все эти действия неизбежно создают большую Тень. Среди элементов есть такие, которые нам нужно забыть, есть те, от которых нужно отказаться, чтобы жить культурной жизнью. В среднем возрасте процесс культурного воспитания почти завершен — и очень скучен. Похоже, что мы выжали из нашего характера всю силу, и в этой точке энергия Тени очень велика. Мы бываем подвержены внезапным вспышкам, которые способны перевернуть все то, что мы с таким трудом создавали. Мы можем влюбиться, разрушить брак, безрассудно уволиться с работы, стараясь освободиться от этой монотонности. Это особенно опасные моменты, но они могут послужить началом для новой фазы в жизни, если мы научимся брать энергию Тени и правильно использовать ее.

Однажды у меня был пациентом художник, который рисовал брови на тысячах листов целлулоидных картинках, которые создавали мультфильм. Он так преуспел в умении изображать чувства с помощью бровей, что больше ничего не делал; так шло день за днем, год за годом, до одного прекрасного дня, когда поднял глаза от рабочего стола, выругался и вышел вон. Он пришел в мой кабинет для консультирования со своим кризисом среднего возраста, имея за плечами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.015 с.)