Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В свете изменений, происходящих в современной России, связанных с гуманизацией образования, с развитием нового этапа отношения к лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии, поиском путей реформирования системы отечественного специального образования, актуальным становится анализ исторического опыта становления образования детей с проблемами в развитии. На характер отношения общества к детям с отклонениями в развитии влияет ряд многочисленных факторов: уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры. Ретроспективный взгляд на становление и развитие системы логопедической помощи в России позволяет установить взаимосвязь этапов развития этой системы с социально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, определить роль логопедической помощи в государственной системе специального образования в нашей стране. Н.Н. Малофеев (1996) отмечает, что широкому освещению проблемы развития системы логопедической помощи в России препятствовало до последнего времени отсутствие статистических данных о численности детей с патологией речи в стране, о проценте охвата нуждающихся детей государственной логопедической службой вследствие закрытости и социальной маркированности проблемы учета, воспитания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии (46). О представлениях древних славян о речевых расстройствах, способах их лечения можно судить по летописям, словарям, травникам, пословицам, поговоркам, поверьям и др. Судя по дошедшим до нас памятникам древнерусского языка, обозначались дефекты речи по описательному признаку Основные направления... системы логопедической помощи... или по созвучности с дефектом речи («косноглаголие» -говорение с трудом, «гугнявый» — говорящий в нос и т. д.). Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими силами. Лечение этих недугов поэтому связывалось с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинанием, знахарством, «волшебными словами», врачевальными молитвами, амулетами, талисманами и т.д. В рукописных лечебниках-травниках советовали использовать при устранении речевых расстройств средства народной медицины — травы, минералы, продукты животного и растительного мира. Например, при расстройствах голоса рекомендовались истолченные капустные листья с медом, печеный чеснок, чай с перцем, при заикании — персики и шалфей и т.д. (67). На Руси всегда гуманно относились к убогим, нищим, калекам. Дети и взрослые, чье развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сочувствие и сострадание, но и считались «божьими» людьми, людьми, отмеченными печатью Бога. Потому люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно были окружены ореолом мученичества и святости, являлись объектом милосердия и благотворительности. На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление — общественное призрение «убогих детей». Многие богатые люди занимались благотворительностью «во спасение своей души», Великий князь Иван Калита собственноручно раздавал милостыню убогим и нищим. С X века за Церковью было закреплено дело общественного призрения. Десятая часть прибылей отчислялась духовенству для организации приютов и богаделен для лиц с недостатками слуха, зрения, интеллекта, калек, где содержались и дети с тяжелыми речевыми расстройствами. Как и на Западе, в России движение в защиту аномальных детей усилилось к концу XIX века. Врачи, педагоги, психологи ратовали за преодоление косности царского правительства в отношении организации общественной помощи аномальным, требовали проведения реформы в области просвещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... русской дефектологии, как В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.К. Грачева, И.В. Маляревский, М.П. Постовская и другие. К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Октябрьской революции забота о детях с нарушениями в развитии стала государственной, они получили право на воспитание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.). За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материнства и детства. Например, такие документы, как «План мероприятий Министерства просвещения по улучшению условий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах дальнейшего развития сети специальных школ, школ-интернатов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.). В 1990-1995 гг. научно-методическим Советом при Госкомитете по образованию была принята комплексная программа — «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития». В современных условиях не теряет актуальности проблема оказания полноценной логопедической помощи детям, особенно детям с отклонениями в развитии, у которых в большинстве своем наблюдаются специфические особенности и нарушения речевой деятельности, что препятствует их социальной адаптации и реабилитации. История становления и развития системы логопедической помощи в России непродолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок возникновения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потря- Основные направления... системы логопедической помощи... сений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в своем исследовании выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России (46). 1-й период — вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосылок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена — монография «О заикании». Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатоло-гия, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.). В конце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции. Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетичес-кий институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де-
3—1329 Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Основные направления... системы логопедической помощи...
фективностыо, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях. В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Нарком-здрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них. Итогом 1-го периода становления и развития системы логопедической помощи явились следующие достижения: возникновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осознание обществом необходимости оказания специальной помощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь. 2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др. Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей. В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полустационар. В 1933 г. в Москве при слухо-речевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи. Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи. В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств. С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи». Итог 2-го периода — организационное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются научные центры, специализированные учреждения педагогического и медицинского профиля, определяется статус специалиста-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов. 3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и политических преобразований, определяющих направление развития системы специального образования в целом и логопедической службы в частности. С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах об-
Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Основные направления... системы логопедической помощи...
щего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах». В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность — логопедия. В системе логопедической помощи существуют два взаимосвязанных направления. С одной стороны — создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны — коррекционная работа с детьми, осуществляемая в массовых общеобразовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольные логопедические пункты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.). Итог 3-го периода — широко развитая дифференцированная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреждения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части страны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической помощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие нарушения в развитии и сложную структуру дефекта; не включены в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-педагогического воздействия дети с нерезко выраженными нарушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др. В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития. Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разре- шены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений. Нерешенным остается целый комплекс медицинских, психолого-педагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегрировать детей с отклонениями в развитии в общество. Нерегулярно оказывается медицинская помощь, недостаточно развита сеть учреждений для восстановительного лечения, медико-психолого-социальной реабилитации по разным профилям ограничения жизнедеятельности детей. Существующая в течение многих лет установка на обучение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных учреждениях отторгает ребенка от семьи и общества. Это отрицательно сказывается на установлении контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, нарушению формирования социально-бытовой ориентации, социального опыта и адекватного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по работе с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах, не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида и др. 80—90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности: 1) распространение информации и проведение ряда акций в течение Международного десятилетия инвалидов (1983-1992), объявленного ООН; 2) проведение политики массовой иммунизации против шести основных детских инфекций; 3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по пробле-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... мам детства, ставящего задачу снижения детской смертности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и психического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН и ее вступление в силу в качестве международного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие. В ст. 23 Конвенции декларируются права детей с физическими и психическими недостатками на полноценную жизнь; на условия, обеспечивающие сохранение достоинства личности, поддержание веры в свои силы и способствующие активному участию ребенка в жизни общества; на специальную помощь, гарантирующую привлечение всех возможных источников, индивидуальную направленность помощи в зависимости от состояния и условий жизни ребенка. К сожалению, дети с отклонениями в развитии и их семьи зачастую по-прежнему наталкиваются на психологические, бюрократические, чиновничьи барьеры во всех сферах жизнедеятельности. Следует формировать позитивное отношение к инвалидам, особенно к детям, с помощью средств.информации; необходимо помочь миру определить свои приоритеты и поставить жизненные интересы всех детей, включая детей с отклонениями в развитии, на первое место во всех отношениях. В этой связи проблема социальной реабилитации приобретает необычайно важное значение. Социальная реабилитация — это подлинное сострадание к больному человеку, тем более к ребенку. Готово ли к этому наше общество? Без настоящего внимания, подлинной заботы, милосердия и сострадания социальная реабилитация, а тем более интеграция — невозможны. Смысл реабилитации не в определении ущербности и назначении соответствующей денежной компенсации, а в выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в развитии войти, насколько это возможно, в социум и максимально реализовать свои способности, чтобы не стать обузой общества и его изгоем (67). Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.013 с.) |