Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие основных функций речи у умственно отсталого ребенка в семьеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Лепет у них проявляется в период от 12 до 24 месяцев, первые слова — позднее трех лет, значительно отстает появление фразовой речи. У части умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Логопедический аспект семейного воспитания ребенка...
обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, однако у большинства детей отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства. Нарушения речи у детей носят системный характер с преобладанием семантического дефекта. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи; страдает как экспрессивная, так и импрессивная речь. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности. Особая роль в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальным недоразвитием, формировании его как личности принадлежит семье. Родители и близкие родственники, постоянно общаясь с ребенком, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки. Развитие умственно отсталых детей в целом идет по тем же законам, что и здоровых, однако эти дети обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому роль семьи в воспитании такого ребенка представляется еще более значительной. Родители должны постоянно помнить, что их основная задача — всемерное развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Жизнь ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи и в специализированных учреждениях. Он должен ходить в гости, посещать детские праздники, представления, общаться со здоровыми сверстниками. Следует помнить, что отношение к умственно отсталому ребенку здоровых детей в первую очередь определяется отношением взрослых. Ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, и родители должны в это время продолжать работу по его обучению. При этом им необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Родители должны активно участвовать в формировании предпосылок развития речи детей, развивать потребность в общении, ориентировку в окружающем и предметную деятельность, обогащать представления детей об окружающем мире. Особенно много внимания следует уделять игре ребенка, которая у умственно отсталых детей долго остается основной, ведущей деятельностью. В процессе игры происходит психическое развитие ребенка: совершенствуются и развиваются интеллектуальные возможности, формируется способность к общению, обогащается социальный опыт. Ребенок с интеллектуальным недоразвитием часто сам не может организовать игру, в этом ему должны помочь взрослые. В процессе игры следует использовать игрушки и предметы окружающего мира. Детям нужно рассказывать об игрушке, ее назначении, показывать, как с ней играть. Игра должна сопровождаться речью. Важна организация взрослыми дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия ребенка, включающего развитие речевого и неречевого слуха, на воспитание внимания к речи взрослых, умения воспринимать ее как сигнал к действию. Параллельно с созданием предпосылок к развитию речи необходимо проводить работу по формированию всех функций речи: общения, познавательной, регулирующей деятельность. На каждом этапе развития ребенок должен получать необходимые для реализации своей потребности средства общения, доступные для понимания и воспроизведения. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения, ситуации, где необходимо скоординировать свои усилия с усилиями других детей. Постоянного руководства со стороны взрослых требуют сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, где общение между детьми становится более развернутым. Большие возможности для развития общения детей представляют совместный труд, занятия изобразительной деятельностью. Взрослые должны стремиться к тому, чтобы
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Логопедический аспект семейного воспитания ребенка...
общение проходило с помощью речи, одновременно заботясь, чтобы речь не стала самоцелью, не подменила собой деятельность. В противном случае потребность в общении постепенно угасает, а сама речь становится формальной. Речь является для ребенка средством усвоения информации, способом передачи общественного опыта, средством мышления. Перед родителями и педагогами умственно отсталого ребенка стоит задача формирования познавательной функции речи, связанной со смысловой и грамматической сторонами речи. Познавательная функция речи, как и функция общения, формируется в процессе жизни детей во всех видах деятельности. На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, с которым знакомятся дети. Слово, сначала названное взрослым, а затем и самим ребенком, должно вызывать в памяти ребенка соответствующее свойство, предмет, действие. За глаголом должен также стоять образ действия, как за существительным образ предмета, а за прилагательным — свойства. Важно также учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображенные на картинках, чтобы правильно усваивались и обозначающие их глаголы. Например, если ребенок различает на картинке бегущего и идущего человека, он не будет путать глаголы «идет», «бежит». Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений, которые трудны для восприятия, но важны для усвоения детьми предлогов и их значений. Овладение более обобщенным значением слова является следующей задачей в формировании речи умственно отсталых дошкольников. В основе обобщенного значения слов лежит выделение существенных признаков объектов, действий, явлений окружающего мира, способность группировать объекты, их свойства и отношения. Важно учить детей понимать речь вне привычной ситуации. Словесная регуляция деятельности и поведения может осуществляться взрослым по отношению к ребенку или самим ребенком. Широко распространенным видом словесной регуляции является инструкция. С самого начала обучения взрослые с помощью инструкции регулируют поведение ребенка, цель и способы его действий. Однако в отношении умственно отсталого ребенка такое воздействие далеко не всегда приводит к нужному результату, так как детям не всегда знакомы значения слов, включенных в инструкцию. Другой причиной невыполнения инструкции может быть «потеря инструкции», ее забывание в ходе выполнения задания. Особенно плохо воспринимают умственно отсталые дети инструкции, описывающие порядок действий (сначала, потом), способы действий. Поэтому на первых порах обучения инструкцию следует применять в сочетании с наглядными методами обучения, следить за тем, чтобы инструкция не содержала незнакомые ребенку слова и выражения. Рекомендуется применение инструкции, которую условно можно назвать «комбинаторной»: условия деятельности задаются ребенку в словесной форме, а предмет, свойство или качество дается в наглядной форме. Постепенно в инструкцию должны включаться не только слова, обозначающие предметы и действия, но и слова, определяющие их свойства, качества и отношения, порядок действия; ребенка ориентируют на запоминание двух-, а затем и трехчленной инструкции. Постепенно регулирующую роль поведения начинает играть и собственная речь детей. Сначала собственная словесная регуляция детей стимулируется взрослыми, постоянно привлекающими детей к оценке поведения и результатов деятельности как своих, так и товарищей, активизируя при этом не только словесную оценку («хорошо», «плохо» и т.д.), но и словесную формулировку правил поведения («Нельзя ходить по лужам» и т.д.). Высшей формой словесной регуляции является планирование своей деятельности. Без специальной коррекционной работы у умственно отсталых детей планирующая функция речи вообще не возникает в дошкольном возрасте. Одним из важных направлений в формировании собственной словесной регуляции действий, в частности, планирующей функции речи, является проведение дидактических игр по развитию наглядного мышления. Когда старшие дошкольники научатся давать последовательный отчет о совер-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... шенных действиях, включающий определенные цели, условия, средства и результаты выполнения задания, им предлагается рассказать, как они будут выполнять задание, т. е. заранее спланировать свои действия в речи. Таким образом, к концу дошкольного возраста удается сформировать у детей элементы словесного планирования. Развитию у детей с интеллектуальными нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр. Например, для развития речевого общения используются игры типа: «Позови», «Помоги», «Чего не хватает?», «Поиграем вместе» и др. Подлинным общением может стать игра-драматизация, если ее содержание будет понято и эмоционально воспринято ребенком («Колобок», «Кто сказал «Мяу?» и др.). В процессе развития познавательной функции речи используются дидактические игры, расширяющие, уточняющие и обобщающие значения слов («Помоги животным», «Посмотри и назови», «Подарки детям» и др. (17). В случаях умственной отсталости необходимо применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Даже самое лучшее лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями системы специальных упражнений. Родители, обладая определенными знаниями, могут очень много сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Его будущее прежде всего в их руках. Особенности развития... речи у детей с церебральным параличом
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.01 с.) |