Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слухаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности психического развития ребенка с нарушением слуха проявляются при формировании как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Детская тугоухость, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии ребенка. У большинства детей нарушение слуха наступает на первом-втором году жизни, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэтому нарушение слуха не только ограничивает возможности общения ребенка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и может обусловить недоразвитие интеллекта и социальную недостаточность (35). У детей с нарушением слуховой функции развиваются и обостряются зрительные и двигательные, тактильно-вибрационные ощущения. Проявляются специфические особенности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие своеобразные формы общения, как мимика, чтение с губ, дактилология. Отмечается следующая зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха у детей (30) (табл. 4). Таким образом, в сложной структуре развития ребенка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта. Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Таблица 4
Логопедическая абилитация и реабилитация занимает особое по значимости место в системе комплексной реабилитации детей и подростков с нарушением слуха. Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка важное значение имеет раннее начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использованием сурдологи-ческой техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используются как стимуляция дефектного слухового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение с окружающими, что открывает перед ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспективы его социализации. В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим нарушение слуха, важно непродолжительно, но часто разгова- ривать, оречевлять свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический запас с однозначными словами. Процессы слышания и слушания стимулируют упражнения по развитию слухового восприятия. В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различения речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприятием на слух незнакомого речевого материала. Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) детьми, имеющими частичное снижение слуха. При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрессивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние). Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально. Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростк ов... Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Помимо этого у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений. Дети с / степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. Даже в 1-м отделении школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, особые затруднения вызывает дифференциация свистящих звуков. Для слабослышащих учащихся 2-го отделения наибольшую трудность представляют восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудняет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем — и письма. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении речедвигательного анализатора. Ребенок не может самостоятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения: 1) при неполноценной деятельности слухового анализатора характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с нечеткой звуковой дифференциацией или с пол- Логопедическая работа в комплексе... реабилитации детей... ной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно переносятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен; 2) искаженное звучание звуков вследствие недостаточнос др-); 3) смешанные формы нарушения звукопроизношения,
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.008 с.) |