Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапия и психокоррекция в системе комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психотерапия и психокоррекция — это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей. Психотерапия — это комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие на психику с целью устранения или предупреждения болезненных проявлений, развития адекватного отношения к себе, своему дефекту и окружающей среде. Психотерапия у детей с отклонениями в развитии тесно связана с лечебно-педагогическими коррекционными мероприятиями, со всем процессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психотерапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболевания ребенка. Психические особенности детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к врачу, воспитателю, педагогу) раскрывают широкие возможности для эффективного использования психотерапии. У многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, пониженного фона настроения, проявления чрезмерной обидчивости, состояния тревоги, напряженности. Эти эмоциональные расстройства еще более ослабляют нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических реакций (заикания, энуреза, страхов, тиков и т.п.). В работе с дошкольниками широко используется игровая психотерапия. В процессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окружающими. Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотера- Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... ___________ певтической работы при прослушивании сказок, рисовании и т.п. (50). Цель коррекционной педагогики — не воспитание и обучение здоровых детей, а перевоспитание и переобучение аномального ребенка с учетом особенностей его развития. Основное средство коммуникативности — слово. Оно же является основным средством психотерапии. В работе с детьми и подростками с различными отклонениями в развитии используется широкий спектр психотерапевтических методов: групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных. Методы и приемы психокоррекции выступают на первый план, когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения. Таким образом, психотерапию можно рассматривать как метод лечения, а психологическую коррекцию — как метод профилактики, перестройки психологических факторов риска у детей, воссоздание гармоничных отношений в семье. Начальным этапом психокоррекции является комплексная диагностика различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности с использованием специально подобранных психологических методик. Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Блок 1 — диагностический. Цели: — диагностика психологических факторов риска; — формулирование психологических факторов риска для каждой семьи; — формулирование общей программы психологической коррекции. Блок 2 — установочный. Цели: — снятие напряженности в связи с переживанием острого
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... — достижение облегчающего и расслабляющего эффекта; — повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье; — переформулировка запроса, целей психологической коррекции; — создание активной установки на психокоррекционную работу. Блок 3 — коррекционный. Цели: — гармонизация процесса развития ребенка; — достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода; — гармонизация игровой деятельности; — достижение «открытия "Я"»; — преодоление внутрисемейного кризиса; — расширение сферы осознанности мотивов воспитания; — снятие противоречий между конфронтирующими моти-вационными тенденциями; — изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания. Блок 4 — оценка эффективности. Цели: — оценка изменений в психологических факторах риска в — оценка эффекта коррекции (64, с. 49-63). Применение методов психотерапии в логопедии Клиническое изучение больных, страдающих заиканием, и психотерапевтическое воздействие на них уходит своими корнями во вторую половину XIX и начало XX в. Психотерапия в качестве одного из средств лечебно-оздоровительного воздействия входит в комплексный метод устранения заикания и подростков и взрослых. При этом Б.З. Драпкин пред- Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... лагает использовать при коррекции заикания такие методы психотерапии, как: аутотренинг, рациональная или разъяснительная психотерапия, суггестивная психотерапия. Например, в процессе группового внушения в состоянии психофизического покоя больным внушается хорошее самочувствие, настроение, нервное спокойствие, улучшение сна, памяти, а также — надежда на выздоровление, упорство в достижении поставленной цели, уверенность, активность, желание вступать в речевое общение, быстрейшее овладение новыми речевыми навыками и т.д. Длительность лечения — примерно 1 час, за это время можно провести три-четыре внушения. Курс лечения включает 10-15 сеансов. Гипносуггестия, осуществляемая врачами со специальной подготовкой, и продолжительный отдых в состоянии гипнотического сна эффективны при лечении общеневротических и фобических нарушений. Мощным психотерапевтическим методом при лечении заикания является эмоционально-стрессовое внушение в бодрствующем состоянии, разработанное К.М. Дубровским. Этот метод внушения опирается на возможность образования в ситуации эмоционального напряжения в сознании больного мощного доминантного очага: «Я освободился от заикания, я здоров, я все могу!» Доминантная уверенность в выздоровлении во многих случаях приводит к полному исчезновению или значительному уменьшению заикания на тот или иной период времени. Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. В основном используется «парадоксальная» дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, в процессе которой автоматизируется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стойкие патологические дыхательные стереотипы, оказывается мощное эмоционально-положительное влияние на больных, автоматизируется речь на задержанном дыхании. Е.Ю. Pay в модифицированном варианте эмоционально-стрессовой терапии к заикающимся детям дошкольного возраста предлагает осуществлять реконструкцию личности посредством применения игровой психотерапии, в частности, ролевой игры. Правильный подбор ролей обеспечива-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... ется предварительной психолого-педагогической диагностикой. Ролевые характеры были взяты из известных произведений: царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Фея из «Золушки» Е.Л. Шварца, Буратино и др. Дети знакомятся с художественными образами, привыкают к своей роли, окончательное введение в роль происходит на сеансе эмоционально-стрессовой терапии. Ю.Б. Некрасова в качестве одной из психотерапевтических методик для купирования заикания предлагает библиотерапию как терапию словом, заключенным в художественную форму в сочетании с книговедением, психологией и психотерапией. Библиотерапия в основном используется на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся в виде чтения и анализа произведений художественной литературы, специально подобранных для каждого больного. Методика библиотерапии имеет диагностическую, психотерапевтическую, моделирующую и коммуникативную функцию. Л.З. Андронова-Арутюнян рассматривает заикание как устойчивое патологическое состояние и строит лечение как его дестабилизацию, используя средства эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе лечения сознательно участвуют сами заикающиеся. Между заикающимся и логопедом устанавливаются отношения равноправия и взаимной ответственности. При этом задача логопеда — указать пациентам путь к излечению, а задача заикающихся — самостоятельно пройти этот путь. Возможности использования психотерапии в коррекционной педагогике В последние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на использовании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психологическая модель. Говоря о роли психотерапии в практике специальной (коррекционной) школы, необходимо отметить, что психотерапия в широком смысле слова всегда присутствовала в деятельности педагогов-дефектологов. В любом типе специ- Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... __________ ального учебного заведения находятся дети, имеющие помимо основного дефекта вторичные личностные и поведенческие отклонения, нарушения интеллектуального, эмоционального и психосексуального развития. В этой связи учителя и воспитатели зачастую интуитивно обращаются к психотерапевтическим методикам. Сходство между психотерапией и коррекционной педагогикой заключается в управлении взрослым психическим развитием ребенка с отклонениями в развитии, для чего организуются специальные условия, используются преимущественно словесные методы воздействия. В то же время психотерапевтическое воздействие во многих случаях опирается как раз на неосознаваемые субъектом стороны психики с помощью директивного или косвенного внушения. Проведенные в последние годы исследования подтверждают необходимость создания психотерапевтической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида (вспомогательных школах). Выбор конкретных психотерапевтических приемов должен находиться в строгой зависимости от интеллектуальных и личностных особенностей детей, специфики их микросоциальных условий развития. При исследовании степени выраженности внушаемости школьников с интеллектуальным недоразвитием наряду с детьми, отнесенными к группе сильновнушаемых испытуемых (24%), довольно большую группу составили испытуемые, вовсе не отреагировавшие на словесные внушения (22%), что может являться одной из причин основных трудностей при обучении, воспитании и социальной адаптации детей-олигофренов. Внушение необходимо применять по отношению к детям с пониженной способностью к восприятию логических построений, с выраженными дефектами аффективно-личностной сферы. С помощью психотерапии можно поставить перед ребенком цели, которые он сам не в состоянии наметить; перестроить и наладить взаимоотношения с окружающими; пробудить имеющиеся скрытые резервы; обучить саморегуляции в реальной жизни и в стрессовых ситуациях и др. Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задачи — оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем. Так, целенаправленное использование игровой деятельности с младшими школьниками с ЗПР способствует формированию у них позитивного отношения к учению, успешному овладению навыками общения с одноклассниками и учителем, содействует росту творческих и интеллектуальных способностей детей. В психокоррекционной работе с учениками среднего звена специальной школы-интерната для детей с ЗПР психолог использует индивидуальные и групповые методы коррекции по типу социально-психологического тренинга, которые направлены на формирование у школьников чувства собственной ценности, уважения к личности другого, на выработку навыков адекватного самовыражения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.015 с.) |