Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Специальная психология как наука. Критерии нормальности развития. Психический дизонтогенез.

Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность. Цели и задачи специальной психологии. Принципы специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии. Критерии нормальности развития. Понятие дефекта. Проблемы нормы и патологии в современной науке. Критерии нормальности. Норма и виды норм. Сущность и функции компенсаторных механизмов. Дефект и его виды. Компенсация. Дети-инвалиды.

Литература

Основная:

  1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология, М.:Аспект-Пресс, 2002
  2. Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002
  3. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004

Дополнительная:

  1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки жизни детей.- СПб.: Речь, 2001
  2. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ 2005

Тема 2. Медико-биологические проблемы формирования

патологии развития ребенка

Роль биологических и социальных факторов в возникновении и преодолении отклонений в развитии. Основные патогенные факторы: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности. Специфика протекания нормальной беременности. Осложнения при беременности и их влияние на плод. Экзогенные и эндогенные факторы риска патологии развития ребенка. Социально-психологические причины формирования патологи развития ребенка. Патология в родах и раннем послеродовом периоде..

Литература

Основная:

1.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

2.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004

3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред..И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006

Дополнительная:

1.Дети с задержкой психического развития / Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского.- М, 2004

2.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

3.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ 2005

Тема 3. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Структура нарушенного развития и ее характеристики. Роль клинико-психологических знаний в понимании природы психического развития. Сущность феномена нарушенного развития. Ретардация развития. Дисфункция созревания. Поврежденное развитие. Асинхрония развития Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, коммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный.

Литература

Основная:

1.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.М.: Академ. Проект, 2004

2.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред. В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006

Дополнительная:

1.Дети с задержкой психического развития / Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского.- М, 2004

2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 2002

Тема 4. Основные виды нарушения функций

Стойкое необратимое психическое недоразвитие Задержанное психическое развитие. Поврежденное психическое развитие. Искаженное психическое развитие. Дефицитарное психическое развитие. Дисгармоничное психическое развитие. Интеллект и его виды. Задержка психического развития и социально-педагогическая запущенность. Нарушения интеллекта, олигофренопедагогика. Нарушения зрения, тифлопсихология и тифлопедагогика. Нарушения слуха, сурдопсихология и сурдопедагогика. Нарушения устной и письменной речи и логопедия. Моторные нарушения. Отдельные нарушения и дефекты развития. Сложные дефекты развития. Дети с ускоренным развитием. Депривационные феномены как причины и следствие нарушенного развития. Депривационные явления и ситуации.

Литература

Основная:

1.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.М.: Академ. Проект, 2004

2. Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред. В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006

Дополнительная:

1.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 2002

2.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. М., 2004

Тема 5. Виды нарушений развития. Классификации групп детей с нарушениями развития

Модально-специфичные и модально-неспецифичные нарушения. Общие и специфические нарушения. Классификация как метод научного познания. Принцип построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью. Дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации

Литература

Основная:

1.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

2.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004

3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред.В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006

Дополнительная:

1.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте М., 2003

2.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: 2003

4.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

Тема 6. Специфика медико-социальной психолого-педагогической коррекции, компенсации, адаптации и реабилитации детей с особенностями в развитии

Понятие о компенсаторных механизмах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Адаптация и компенсация. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация. Понятие о психологической коррекции. Формы и виды реабилитации. Организация специализированной помощи детям с проблемами в развитии. Классификация и характеристика контингента учащихся образовательных учреждений. Методы воспитания и обучения в специализированных учреждениях. Типология специального обучения. Структура организации и принципы развития территориальных служб на примере ПМПК. Принципы социальной адаптации аномального ребенка. Виды трудовой реабилитации детей с нарушениями развития. Компенсации дефекта. Инвалидность.

Литература

Основная:

1.Колесникова Г.И., Кабарухина И.А., Горшколепова И.В. Специальная педагогика и психология, Ростов-на Дону.: Феникс, 2007

2.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

3.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой М.: 2006

Дополнительная:

1.Дети с задержкой психического развития / Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского.- М, 2004

2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 2002

3.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.006 с.)