Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать?



Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать?

Психологические игры и упражнения. Часть четвертая

Практическое пособие для педагогов и школьных психологов

Практическое пособие для педагогов и школьных психологов

Научный редактор Альбина Локтионова

© 1996 by iskopress, Salzhausen

© Издательство ЦСПА «Генезис», 1998

© Екатерина Патяева, перевод с немецкого, 1998

© Василий Храмов, рисунок на обложке

© Виктор Топылин, иллюстрации, 1998

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

От издательства

Уважаемый читатель!

Мы предлагаем Вашему вниманию серию книг немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Серия состоит из четырех частей, и так получилось, что в России первой выходит четвертая часть, которую Вы и держите сейчас в руках. В ближайшее время, в 1998 году, в издательстве «Генезис» будут изданы остальные книги серии.

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборники психологических игр и упражнений. Они адресованы психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книги написаны психологом, живущим в Германии, но прочитав Введение, Вы, вероятно, будете удивлены тем, насколько то, что автор пишет о ситуации в немецкой школе и вокруг нее, похоже на положение дел в нашей стране.

Сегодня усилия многих людей, в том числе и психолога К.Фопеля, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих читателей школа была важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Глубокое убеждение мое и моих коллег состоит в том, что сейчас это возможно.

Клаус Фопель давно занимается приложением открытий, сделанных разными школами психотерапии, к решению конкретных задач в различных областях жизни: образовании, менеджменте, рекламе, управлении. Экономные немцы, встречаясь с Клаусом Фопелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. И это правда. В личных библиотеках психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников, специалистов по консалтингу и рекламе я обязательно видела от пары книг до пары полок с книгами К. Фопеля. Наше издательство, ориентирующееся на поиск практических психологических технологий для системы образования, не могло пройти мимо трудов этого автора.

Мы с радостью представляем Вам его книги и выражаем надежду на то, что они будут Вам не просто полезны, но и доставят массу удовольствия и радости. Нам было бы очень интересно и полезно узнать о Вашем новом опыте.

Желаем успехов!

Научный редактор издания А.В.Локтионова

Введение

«Как научить детей сотрудничать?» — новый сборник интерактивных игр. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Естественно, мы не случайно перечислили именно эти ценности, поскольку я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Задачи учителя

Предлагая детям Вашего класса интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: «Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры» и т. п.

После окончания игры учитель помогает детям выразить и обсудить свои впечатления. Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам детей, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

Скорее всего, Вам не надо будет жестко управлять процессом обсуждения. Понаблюдайте за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям или за тем, как они помогают друг другу при затруднениях. Помогите им понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать сами. Поддерживайте детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению. Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Побуждайте детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, Вы тем самым помогаете детям соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. Прежде важным считалось лишь корректное поведение, и мало кого волновало, какие чувства испытывает ребенок. В девяностые годы стало приемлемым проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам формы поведения. На самом же деле детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие учителя могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо, если учитель предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто, учитывая перегруженную программу и 45-минутный ритм школьных уроков. Для многих детей класс — это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые «круги бесед», то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

Особенно целебен такого рода опыт для «трудных» детей, поскольку благодаря этому они видят, что педагог и одноклассники пытаются понять их и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой учитель и никакой ребенок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей «таких, как все», поэтому для психосоциального обучения необходимы покой и время.

Учитель может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

— проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять

— взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились

— не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь

— не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»

— не нападай на других, когда тебе плохо.

Педагог может помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

Паутина

ИГРА 1 (с 6 лет)

Цели:

Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Материалы: Клубок ниток.

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе… (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Ольга Васильевна, и я очень люблю петь… (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

Анализ упражнения:

— Все ли высказались в ходе игры?

— Как ты чувствуешь себя сейчас?

— Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

— Трудно ли тебе было запоминать имена?

— Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

— Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

Прошепчи имя!

ИГРА 2 (с 6 лет)

Цели:

Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.

Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.

Когда все уже хорошо знают друг друга и "обыгрывать" имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: "Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!", "Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!", "Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!" и так далее.

Инструкция:

Уберите в сторону парты и стулья, чтобы у нас в классе было достаточно свободного места… Начните бродить по классу… При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя… (2-3 минуты.)

Теперь, пожалуйста, остановитесь… Сейчас, когда вы снова начнете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)

Анализ упражнения:

— Узнал ли ты, как кого зовут?

— Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

— Чье имя тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты своим собственным именем?

Имя и движение

ИГРА 3 (с 6 лет)

Цели:

Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и учителя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция:

Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движениеруками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).

Анализ упражнения:

— Чьи имена тебе было легко запомнить?

— Чьи имена ты забывал?

— Чьи движения тебе понравились больше других?

— Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия?

Знакомство

ИГРА 4 (с 6 лет)

Цели:

Это игра направлена на развитие партнерских взаимоотношений, в ней каждый ребенок может представить классу другого человека. В начале игры каждый может удовлетворить свое любопытство, узнав особенности своего партнера по игре. Затем каждый ученик должен запомнить и удержать в памяти основную информацию о партнере, чтобы составить из нее маленькое сообщение классу. В этой игре подчеркивается индивидуальность каждого ребенка. Никто не остается без внимания, и у каждого появляется приятное чувство, что кто-то заботится о нем.

Это прекрасная игра для начала совместной работы. Вы можете через сравнительно большие промежутки времени повторять эту игру с иным заданием — попросите детей выяснить, что нового появилось в жизни его партнера за время, прошедшее с предыдущей беседы. Эта игра способствует развитию у детей способности ясно и развернуто формулировать и излагать свои мысли. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете увеличить время, отведенное для беседы, примерно на десять минут.

Инструкция:

Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того одноклассника, которого вы хуже всего знаете… Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер… Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями… (10 минут.)

А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит классу своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.

В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

Анализ упражнения:

— Понравились ли тебе вопросы твоего партнера?

— Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?

— Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

— Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?

— О ком из остальных детей ты узнал что-то интересное для тебя?

— Как ты теперь чувствуешь себя в классе?

Что я люблю делать…

ИГРА 5 (с 6 лет)

Цели:

В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.

Часто дети младшего школьного возраста — гениальные актеры. В этом упражнении Вы можете задействовать эту их склонность, при этом создавая для остальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения только после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.

Инструкция:

Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я буду первой выступающей.

В первый раз имеет смысл помочь детям. Через некоторое время они поймут смысл игры и смогут полностью насладиться этой формой импровизации.

Анализ упражнения:

— Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?

— Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?

— Кто из выступавших удивил тебя своими увлечениями?

— Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?

— Трудно ли было тебе отгадывать?

Все мы чем-то похожи…

ИГРА 6 (с 9 лет)

Цели:

В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.

Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция:

Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра…", "У каждого из нас есть мягкая игрушка…", "Любимый цвет каждого из нассиний…", "У каждого из нас мама ходит на работу…", "Мы все очень любим макароны…", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море…" и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

— Как вы работали в своей команде?

— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

Скульптуры

ИГРА 7 (с 6 лет)

Цели:

Эта игра хороша для кинестетически и визуально одаренных детей, поскольку в ней практически не нужно говорить. Своими телами дети выкладывают на полу скульптуру, включающую в себя всех учеников. Эта скульптура станет в конце игры прекрасным символом сплоченности класса.

Для игры требуется большое свободное пространство.

Игра может послужить для Вас хорошим диагностическим средством, поскольку она выявляет социальную структуру класса1). Игру можно повторять через некоторые промежутки времени. При этом, если Вы будете просить детей изображать конкретные объекты (например: "Расположитесь так, чтобы из вас получился дом…", "…чтобы из вас получился велосипед…", "… чтобы вы были самолетом…"), то тем самым Вы будете развивать еще и их пространственное восприятие.

Материалы: Каждому ребенку нужно по одной спичке.

Инструкция:

Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке… Один из вас начинает игру: он кладет спичку посреди класса на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спички. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить вам суть игры. Сейчас мы уберем спички в сторону, а вместо них нужно будет использовать самих себя. Вам нужно будет выложить на полу подобную скульптуру из своих тел, при этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы. Решите сами, куда вам ложиться и как расположить в пространстве свои руки и ноги.

1) Информация анализируется по принципам социометрии Морено, применяемым в психодраме. Как правило, дети будут стараться ложиться рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Тот, кто окажется окруженным большим количеством детей, скорее всего будет своего рода неформальным лидером в классе. — Примеч. пер.

Когда все дети расположатся на полу, перейдите к самой сложной части упражнения.

Теперь, пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее запомнить эту картину, четко зафиксируйте в памяти, в каком месте вы лежали, кто и в какой позе лежал рядом с вами. Для этого у вас есть еще одна минута… А теперь встаньте, пожалуйста, пройдитесь по классу и снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе скульптура, которую вы сделали "из самих себя"?

— Удалось ли тебе запомнить свое место?

— В каком месте скульптуры ты лежал — в середине или с краю?

— Что тебе нравится больше — быть в окружении других детей или быть одному в тишине и покое?

Машины

ИГРА 8 (с 6 лет)

Цели:

В ходе этой игры у детей высвобождается много энергии, и они с радостью объединяются в большие группы. Шаг за шагом количество взаимодействующих друг с другом детей увеличивается, пока вся группа не составит собой одну единую фантастическую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.

Инструкция:

Вы можете представить машину, составленную из вас самих? Вначале игры каждый сам по себе должен быть просто человеком-машиной. Превратитесь в маленьких роботов. Побудьте старой моделью, которая передвигается резкими толчками и движениями. Возможно, время от времени ваш механизм функционирует недостаточно точно, что-то заедает, тогда "робот" останавливается и начинает двигаться слишком медленно или, наоборот, слишком быстро…

Теперь разбейтесь на пары. Можете ли вы вместе стать единой стиральной машиной? Как вы будете двигаться? Что вы делаете при предварительной стирке? Как вы ведете себя при полоскании?

Теперь соберитесь в четверки. Теперь вы сами можете выбрать, какой машиной вы станете. Вы можете стать такими машинами, какие существуют на самом деле. А если захотите, можете придумать такую машину, какой и не существует вовсе. Соберитесь вместе и подумайте над следующими вопросами:

Какую машину вы хотите составить?

Из каких частей она будет состоять?

Какой частью машины хочет стать каждый из вас?

Должна ли машина издавать какие-либо звуки?

Когда вы выберете, какой машиной вы хотите стать, "запустите" ее для пробы. А другие дети должны будут угадать, что за машину вы придумали. (5—10 минут. Пусть все команды по очереди покажут свои машины.)

А теперь вы все вместе можете составить одну общую машину, которая будет двигаться и издавать звуки. Каждый из вас станет частью этой машины. В этот раз нам не нужно знать заранее, для чего данная машина существует. Это должен быть некий фантастический аппарат, которого никогда раньше не существовало. Первые из вас могут начать строить эту чудо-машину, а остальные пусть присоединяются сразу, как только найдут подходящее для себя место. Помните о том, что все составные части машины должны быть связаны друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Что тебе больше нравится — быть самостоятельной машиной или быть частью одной большой машины?

— Какая "машина" тебе понравилась больше всего?

— Что еще вы можете из себя сделать?

Ревущий мотор

ИГРА 9 (с 8 лет)

Цели:

Это оживленная и увлекательная игра, которая создает в классе атмосферу автогонок и высвобождает энергию.

Инструкция:

Кто из вас видел настоящие автомобильные гонки? Вы помните, как ревут моторы, когда водители после очередного виража давят на газ? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля"Рррмм". Один из вас начинает, произнося "Рррмм" и быстро поворачивая голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же "вступает в гонку" и быстро произносит свое "Рррмм", повернувшись к следующему соседу. Таким образом, "рев мотора" быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Когда "рев мотора" пройдет полный круг, остановите действие и продолжите объяснение игры дальше:

Конечно же, у нашего гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук"Иииик". Когда кто-нибудь во время "движения автомобиля" вдруг произносит "Иииик", он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно "остановить автомобиль и заставить его двигаться в противоположную сторону". Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.

В конце игры Вы можете попросить детей "проехать" круг особенно быстро, и в конце всей "гонки" всем вместе одним единым "Иииик" закончить игру.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Что тебе понравилось больше — "давить на газ" или "тормозить"?

— Нравятся ли тебе такие быстрые игры или ты предпочитаешь более медленные?

— Чувствуешь ли ты себя сейчас бодрым и активным?

Браво!

ИГРА 10 (с 8 лет)

Цели:

Эта игра способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения. Повторяйте эту игру периодически, предлагая всякий раз трем-пяти ученикам насладиться всеобщим восхищением.

Инструкция:

Кто из вас бывал в театре или в цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.

Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения:

— Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

— Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?

— Тебе понравилось хлопать в ладоши?

— Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

— Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Кого не хватает?

ИГРА 11 (с 6 лет.)

Цели:

Эта игра предоставляет детям отличную возможность подчеркнуть важность каждого ученика. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.

Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?

Каждый ученик в классе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание всех детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза…

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом. Когда дети слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность достаточно большому количеству учеников побывать под покрывалом. Повторите эту игру через некоторое время снова.

Анализ упражнения:

— Как ты думаешь, заметил бы класс твое отсутствие?

— Почему важен каждый ученик в классе?

— Как ты показываешь остальным детям, что они важны для тебя?

— Знаешь ли ты всех одноклассников по именам?

— Чьи имена ты еще не запомнил?

Репетиция оркестра

ИГРА 12 (с 8 лет)

Цели:

В этой игре каждый ребенок получает возможность дать выход своим эмоциям, подирижировав воображаемым оркестром. Это упражнение взбадривает детей и создает у них ощущение тесной связи с другими учениками.

Материалы: Аудиокассета с записью оживленной задорной музыки, которая нравится детям Вашего класса.

Инструкция:

Кто из вас когда-нибудь видел дирижера? Вы заметили, как двигается дирижер за своим дирижерским пультом?

Когда я включу музыку, вы все можете встать и начать дирижировать воображаемым оркестром. "Дирижируйте" ладонями, руками, коленями, ногами и всем своим телом, чтобы "показать музыкантам, как те должны играть".

Двадцать вопросов

ИГРА 13 (с 8 лет)

Цели:

В этой игре дети должны отгадывать, кого из них загадал ведущий. В результате внимание всего класса привлекается к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы. В то же время это побуждает весь класс думать о каждом отдельном ученике как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.

Когда игра станет для детей привычной, можно предоставить возможность кому-нибудь из учеников побыть ведущим.

Инструкция:

Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Двадцать вопросов". Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала.

Анализ упражнения:

— Ты быстро угадал, о ком идет речь?

— Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга?

— Можешь ли ты назвать двух детей, которые во всем отличаются друг от друга?

— Есть ли в классе кто-нибудь, кто похож на тебя?

Семейная история

ИГРА 14 (с 10 лет)

Цели:

В семье, как правило, не обходится без проблем и сложностей, но при этом каждый ребенок хотел бы гордиться своей семьей. Поддержите это желание детей и предоставьте им возможность рассказать о своей семье что-нибудь хорошее.

Для подготовки к этой игре дайте детям задание — принести на следующее занятие такой предмет, который уже давно хранится в их семье и является ее гордостью. Чем этот предмет старее, тем лучше. Это может быть фотография дедушки или бабушки, прадедушки или прабабушки, книга, передаваемая из поколения в поколение, старинный документ или награда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.161 с.)