Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация жизни ребенка с аутизмом в семьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аутичные дети, как правило, в силу своих психических особенностей не могут посещать специальных детских учреждений, в связи с этим на родителей возлагается большая Особенности развития речи детей, страдающих... детским аутизмом ответственность по организации и проведению коррекционной работы с ребенком в домашних условиях. Первая и очень важная задача семьи — установление эмоционального контакта с больным ребенком. Взрослый должен избегать прямого взгляда в глаза ребенка, громкой речи, резких движений, не следует проявлять настойчивости при предъявлении требований, взаимоотношения с аутич-ным ребенком лучше строить с опорой на его интересы. Вступлению в эмоциональный контакт способствуют необычные действия взрослого (например, подбрасывание вверх опилок пенопласта как имитации снега, игра с воздушными шарами, пускание мыльных пузырей, корабликов в тазу, складывание досок Сегена, пирамидок, игра на детских музыкальных инструментах). Так как дети избегают прямого речевого контакта, в процессе опосредованного общения могут использоваться зеркало, в котором видят себя участники игры, или трубка, сделанная из бумаги, которая позволяет общаться с ребенком не впрямую. Слова взрослого, обращенные к ребенку, должны быть доброжелательными, нельзя оказывать давление при установлении контакта с ребенком. Организации жизни ребенка в семье помогает четко составленное расписание на день (режим). При склонности к стереотипному поведению ребенку легко дается его выполнение, при этом он стремится к точности. Расписание составляется в соответствии с его уровнем развития и психического состояния. Если для ребенка более полезны двигательные упражнения, то в режим дня включаются короткие занятия по развитию общей моторики на спортивных снарядах, помощь по хозяйству. При наличии определенных навыков следует больше использовать работу с бумагой, пластилином, клеем, способствующей организации внимания, усидчивости, развитию тонкой моторики. Каждый час жизни ребенка должен быть продуман, отражен в расписании, а занятия нацелены на приобретение новых наблюдений, знаний, умений. Обязательно в режим дня входят целевые прогулки для ознакомления с окружающим миром, для наблюдения изменений, происходящих в природе, занятия спортом, музыкальные занятия. Правильно организованный режим дня имеет важ-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ное значение для развития навыков самообслуживания. Первостепенной задачей является проведение — с участием взрослых — утренней гимнастики. Хорошо стимулирует ребенка ритмическая негромкая музыка. Если он плохо включается в упражнения по развитию моторики, то вначале используются игры с перевоплощением (ребенок ходит, подражая петуху, цапле, лисе и т.д.). Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, дрели. Родители должны по возможности исключить все то, что может травмировать психику ребенка. С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним нужно теплым, ровным тоном, «воркуя», голосом, интонацией регулируя поведение ребенка. Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, искупать сначала в красивой, подкрашенной экстрактами воде резиновую игрушку. Аутичные дети не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах, чаще всего они предпочитают спокойных, уравновешенных людей. Прививая навыки самообслуживания, нужно стараться создавать атмосферу спокойствия, исключать травмирующие предметы, избегать резких звуков и движений, постоянно подбадривать ребенка, вселять чувство уверенности. Обучая ребенка навыкам одевания и раздевания, взрослые должны проявлять большое терпение. В особо тяжелых случаях, когда ребенок оказывает сопротивление одевающему его, можно использовать тихое пение. Прививая навыки приема пищи, родителям необходимо соблюдать режим питания, давать пищу ребенку в одни и те же часы за одним и тем же столом, использовать любимую им посуду. К новому блюду ребенка нужно приучать исподволь, без принуждения, после еды желательно привлекать к уборке посуды. Особо важным моментом являются специальные занятия, развивающие познавательную сферу ребенка: ручной труд, изобразительная деятельность, развитие речи, счет, чтение художественной литературы (35). Особенности развития речи детей, страдающих... детским аутизмом Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть в перспективе ребенка социально защищенным, хоть в малой степени социально адаптированным — большой стимул. Взрослые не только учат ребенка, они многое постигают сами: учатся терпеливо ждать результата, находить новые приемы, способы обучения, новые стимулы. Развитие речи у детей с аутизмом в семье Для детей с РДА характерны следующие особенности речевого развития: нарушение коммуникативной функции речи, эхолалии (чаще отсроченные), отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений, неразвитость диалога, своеобразное нарушение просодики, неологизмы, склонность к автономной речи. Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА таковы: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре, развитие речи в обучающей ситуации. При установлении контакта с аутичным ребенком необходимо соблюдать следующие правила: обращаться к ребенку на доступном ему эмоциональном уровне; не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы; необходимо создать комфортную, эмоционально и сенсорно щадящую обстановку, исключить ситуации, требующие каких-либо запретов; обращаться к ребенку лучше опосредованно, используя комментирующую речь. С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создать моменты эмоционально-аффективного подъема, вовлекать его в речевую деятельность. Содержание этой работы зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Формирование спонтанной речи здоровых детей на ранних этапах происходит в свободном речевом общении при ознакомлении с окружающим миром, в игре, в быту и т.д. У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи следует начинать как можно раньше. При обучении навыкам самообслуживания в процессе посильной
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития речи детей, страдающих... детским аутизмом
бытовой деятельности взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребенка, что позволяет преодолеть разрыв между практикой и речью. Те же цели преследует проговаривание предстоящих или прошедших событий с участием ребенка. Особое внимание необходимо обращать на те слова, восклицания и фразы, которые вызывают у аутич-ного ребенка наиболее яркую, живую реакцию. У детей, страдающих РДА, игра стереотипна, часто носит характер манипуляций с неигровыми предметами. Игроте-panuu отводится центральное место в коррекции речевых расстройств при РДА. Отправной точкой в такой работе являются имеющиеся у ребенка аутистические игры и речь, их сопровождающая. Родителям следует включаться в игру ребенка на речевом уровне; осторожно, без давления взять инициативу в игре на себя; ненавязчиво и строго дозирован-но усложнять речевое оформление игры. Речевую активность в ходе игры могут стимулировать стихи и песни. Развитие речи в обучающей ситуации предполагает формирование правильной связной речи, особенно диалогической, обогащение словаря, развитие правильных грамматических навыков, звукового оформления речи, отработку интонационно-смысловых оттенков. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от состояния тонкой пальцевой моторики. Поскольку и общая, и тонкая моторика у детей с РДА нарушена, то необходимо вводить занятия по развитию общей и тонкой моторики, например, изобразительную деятельность, физические упражнения. Наиболее многопланово коррекционное воздействие занятий по ручному труду. Для развития речи в обучающей ситуации необходимо также формировать навыки чтения и письма. Как показывает опыт, развитие речи возможно даже у детей, полностью отказывающихся от речевого общения, если работа начинается еще в предшкольном возрасте. Хороший результат дает опосредованное речевое взаимодействие с ребенком с помощью телефона, пишущей машинки или компьютера. Развитие речи у детей с РДА требует ранней последовательной коррекционной работы. Начальные этапы работы проводятся индивидуально, в тесном взаимодействии ро- дителей, педагогов, психологов и врачей-психиатров. Важнейшими задачами коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определите роль семьи в комплексной программе реабилитации детей с ограниченными возможностями. 2. Перечислите основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 3. Каковы основные направления психотерапевтической работы с семьей ребенка с проблемами в развитии? 4. Обоснуйте необходимость и направленность этапов развития речи у ребенка с различными отклонениями в развитии. 5. Определите направленность коррекционного семейного воспитания при формировании и коррекции речи и речевого общения у детей с различными отклонениями в развитии. 6. Дайте сравнительный анализ возможностей оказания логопедической помощи детям с различными ограничениями жизнедеятельности в условиях семейного воспитания. 7. Определите роль семьи в социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии. 8. Раскройте возможности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии на дому и в специальных образовательных учреждениях. Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Литература _________________________________ 1. Акош, М. Акош. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей. — М., 1997. 2. Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. — М., 1993. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989. 4. Буянов М.И. Нервный ребенок. — М., 1997. 5. Венгер АА., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. 6. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. — 1982. — № 5. — С. 64-68.
7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.— Собр. соч.: В 6 т. — Т.5. — М., 1983. 8. Генинг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980. 9. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992. 10. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. — М., 1996.
11. Ермаков В. П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990. 12. Если ваш ребенок не такой, как другие... Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И.Волжиной. — М., 1997. 13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М., 1993. 14. Забрамная С Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. — М., 1993. 15. Игнатьева С А. Социально-логопедический аспект семейного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124. Особенности развития речи детей, страдающих... детским аутизмом 16. Ипполитова МЛ., Мастюкова ЕМ., Бабенкова РД. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1981. 17. Катаева АА., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993. 18. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. — М., 1989. 19. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — НВТ «БИМК-Д», 1998. 20. Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать! — М., 1990. 21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. 22. МаллаевД.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. — М., 1992. 23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М., 1997. 24. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., 1991. 25. Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992. 26. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990. — № 5. — С. 59-66. 27. Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. 28. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. — М., 1988. 29. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. A.M. Панова. — М., 1997. 30. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. — М., 1997. 31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. 32. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994. 33. Солнцева Л.И., Хорош. СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1988. Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Словарь логопедических терминов
34. СпиваковскаяА.С. Трудно быть родителем. — М., 1986. 35. Ульянова Р.К. Организация поведения ребенка, страдающего ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 81-83. 36. ФурутанАЛ. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. — М., 1992. 37. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3.- С.88-93. 38. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988. 39. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965. 40. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. 41. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.008 с.) |