Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Система помощи детям с нарушениями в развитии в России

Поиск

Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.

Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.

Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

4.3. Содержание семинаров по дисциплине

«Основы специальной педагогики и психологии»

Семинар № 1

Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов

Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития», простой и сложный дефект, онтогенез, депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие.

Вопросы для обсуждения

1. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики и психологии.

2. Принципы специальной педагогики.

3. Категории нарушений развития у детей.

4. Аномальный ребенок и особенности аномального развития.

5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

6. Причины нарушений развития. Классификация причин.

7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте.

8. Отношение к аномальным детям в мировой истории.

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.

3. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59.

4. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.

6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - № 1.

7. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4.

8. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000.

9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под ред. Подольского В.В, Карабанова Д.Т. Воронеж, 1996.

 

Семинар № 2

Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития

Основные понятия: умственная отсталость, олигфрения, дебильность, идиотия, деменция, врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость.

Вопросы для обсуждения:

1. Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке.

2. Причины и классификация умственной отсталости.

3. Врожденная умственная отсталость. Классификация олигофрении.

4. Характеристика отдельных групп детей-олигофренов. Особенности их психики и поведения.

5. Деменция. Отличия олигофрении от деменции.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.

3. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1985.

5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1995.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.

Семинар № 3

Тема: Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Основные понятия: задержанное развитие, инфантилизм, локальная дисфункция мозга, диагностические, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития.

2. Причины ЗПР.

3. Классификация детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР.

4. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная школа. – 1993.- №2. – С.60-64.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.,2000.

5. Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11.

6. Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67.

7. Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2 – С.58-60.

Семинар № 4

Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи

Основные понятия: дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония, дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, аграфия, дислексия, алексия, заикание, общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).

Вопросы для обсуждения

1. Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями речи.

2. Сравнительная характеристика ОНР и ФФН.

3. Методы коррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

4. Психологическая помощь детям с нарушением речи.

 

Основная литература

1. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002., с. 227-265.

2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

3. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 1993. - № 5.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

 

Дополнительная литература

1. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991.

2. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и де­тей с нарушениями речи. - М., 1990.

3. Волкова ГА. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993.

4. Волкова ГА, Логоритмическое воспитание детей с дислалией: Методические разработки и проведение коррекционных занятий. — СПб., 1993.

5. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993.

6. Воронова А.П. Нарушение письма у детей: Методические рекомен­дации. - СПб., 1994

7. Заикание у подростков / Под ред. М.И. Буянова. — М., 1989.

8. Калягин В. Если ребенок заикается. — СПб., 1998.

9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить; Пальчиковый игротренинг. - СПб., 1998.

10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.

11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение.- СПб., 1997.

12. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988.

13. Лалаева Р И., Бенедиктова Л.В. Диагностика.и коррекция наруше­ний чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.

14. Логопедическое обследование ребенка/Сост. С.Е. Большако­ва. - М., 1995.

15. Селиверстов В,И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

16. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1976.

17. Худенко Е.Л., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ре­бенка думать и говорить. - М., 1993.

Семинар № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.006 с.)