![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Система помощи детям с нарушениями в развитии в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов. Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты. Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков. 4.3. Содержание семинаров по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» Семинар № 1 Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития», простой и сложный дефект, онтогенез, депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие. Вопросы для обсуждения 1. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики и психологии. 2. Принципы специальной педагогики. 3. Категории нарушений развития у детей. 4. Аномальный ребенок и особенности аномального развития. 5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. 6. Причины нарушений развития. Классификация причин. 7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте. 8. Отношение к аномальным детям в мировой истории. Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.
3. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59. 4. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - № 1. 7. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4. 8. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000. 9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под ред. Подольского В.В, Карабанова Д.Т. Воронеж, 1996.
Семинар № 2 Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития Основные понятия: умственная отсталость, олигфрения, дебильность, идиотия, деменция, врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость. Вопросы для обсуждения: 1. Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке. 2. Причины и классификация умственной отсталости. 3. Врожденная умственная отсталость. Классификация олигофрении. 4. Характеристика отдельных групп детей-олигофренов. Особенности их психики и поведения. 5. Деменция. Отличия олигофрении от деменции.
Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993. 3. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1985.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1995. 6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. Семинар № 3 Тема: Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основные понятия: задержанное развитие, инфантилизм, локальная дисфункция мозга, диагностические, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения. Вопросы для обсуждения 1. Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития. 2. Причины ЗПР. 3. Классификация детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР. 4. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. 2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная школа. – 1993.- №2. – С.60-64. 3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999. 4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.,2000. 5. Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11. 6. Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67. 7. Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2 – С.58-60. Семинар № 4 Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи Основные понятия: дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония, дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, аграфия, дислексия, алексия, заикание, общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Вопросы для обсуждения 1. Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями речи. 2. Сравнительная характеристика ОНР и ФФН. 3. Методы коррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения. 4. Психологическая помощь детям с нарушением речи.
Основная литература 1. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002., с. 227-265. 2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. 3. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 1993. - № 5. 4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
Дополнительная литература 1. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991.
2. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М., 1990. 3. Волкова ГА. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993. 4. Волкова ГА, Логоритмическое воспитание детей с дислалией: Методические разработки и проведение коррекционных занятий. — СПб., 1993. 5. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993. 6. Воронова А.П. Нарушение письма у детей: Методические рекомендации. - СПб., 1994 7. Заикание у подростков / Под ред. М.И. Буянова. — М., 1989. 8. Калягин В. Если ребенок заикается. — СПб., 1998. 9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить; Пальчиковый игротренинг. - СПб., 1998. 10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995. 11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение.- СПб., 1997. 12. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988. 13. Лалаева Р И., Бенедиктова Л.В. Диагностика.и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001. 14. Логопедическое обследование ребенка/Сост. С.Е. Большакова. - М., 1995. 15. Селиверстов В,И. Речевые игры с детьми. — М., 1994. 16. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1976. 17. Худенко Е.Л., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993. Семинар № 5
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.182.201 (0.007 с.) |