Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Система помощи детям с нарушениями в развитии в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов. Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты. Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков. 4.3. Содержание семинаров по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» Семинар № 1 Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития», простой и сложный дефект, онтогенез, депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие. Вопросы для обсуждения 1. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики и психологии. 2. Принципы специальной педагогики. 3. Категории нарушений развития у детей. 4. Аномальный ребенок и особенности аномального развития. 5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. 6. Причины нарушений развития. Классификация причин. 7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте. 8. Отношение к аномальным детям в мировой истории. Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993. 3. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59. 4. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - № 1. 7. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4. 8. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000. 9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под ред. Подольского В.В, Карабанова Д.Т. Воронеж, 1996.
Семинар № 2 Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития Основные понятия: умственная отсталость, олигфрения, дебильность, идиотия, деменция, врожденная умственная отсталость, приобретенная умственная отсталость. Вопросы для обсуждения: 1. Умственная отсталость. Понятие умственной отсталости в отечественной и зарубежной науке. 2. Причины и классификация умственной отсталости. 3. Врожденная умственная отсталость. Классификация олигофрении. 4. Характеристика отдельных групп детей-олигофренов. Особенности их психики и поведения. 5. Деменция. Отличия олигофрении от деменции.
Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993. 3. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1985. 5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1995. 6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. Семинар № 3 Тема: Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основные понятия: задержанное развитие, инфантилизм, локальная дисфункция мозга, диагностические, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения. Вопросы для обсуждения 1. Понятие о ЗПР как одном из видов нарушений развития. 2. Причины ЗПР. 3. Классификация детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика основных групп детей с ЗПР. 4. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.
Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. 2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная школа. – 1993.- №2. – С.60-64. 3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999. 4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.,2000. 5. Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11. 6. Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67. 7. Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2 – С.58-60. Семинар № 4 Тема: Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи Основные понятия: дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония, дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, аграфия, дислексия, алексия, заикание, общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Вопросы для обсуждения 1. Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями речи. 2. Сравнительная характеристика ОНР и ФФН. 3. Методы коррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения. 4. Психологическая помощь детям с нарушением речи.
Основная литература 1. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002., с. 227-265. 2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. 3. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. – 1993. - № 5. 4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
Дополнительная литература 1. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991. 2. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М., 1990. 3. Волкова ГА. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993. 4. Волкова ГА, Логоритмическое воспитание детей с дислалией: Методические разработки и проведение коррекционных занятий. — СПб., 1993. 5. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993. 6. Воронова А.П. Нарушение письма у детей: Методические рекомендации. - СПб., 1994 7. Заикание у подростков / Под ред. М.И. Буянова. — М., 1989. 8. Калягин В. Если ребенок заикается. — СПб., 1998. 9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить; Пальчиковый игротренинг. - СПб., 1998. 10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995. 11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Диагностика, коррекция, предупреждение.- СПб., 1997. 12. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988. 13. Лалаева Р И., Бенедиктова Л.В. Диагностика.и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001. 14. Логопедическое обследование ребенка/Сост. С.Е. Большакова. - М., 1995. 15. Селиверстов В,И. Речевые игры с детьми. — М., 1994. 16. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1976. 17. Худенко Е.Л., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993. Семинар № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.006 с.) |