Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационные билеты, утвержденные заведующим кафедрой

Поиск

По данной дисциплине предусмотрен экзамен, перечень вопросов к экзамену представлен в пункте 7.2. данного учебно-методического комплекса.


3.4. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, АПИМЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Утверждено на заседании кафедры

Протокол 1от 29 августа 2011 г.

 

 

Аттестационные педагогические измерительные материалы

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

ДН (МР)

Направление – 540300 - филологическое образование

 

Форма заданий – закрытая

Разработчик: к.п.н., доцент Бахтиярова В.Ф.

 

Уфа 2011

 


1. Врожденные и приобретенные дефекты зрения обусловлены нарушением:

а) рецепторной части анализатора;

б) повреждением зрительного нерва;

в) поражением зрительной зоны ЦНС;

г) нарушением любой части анализатора?,

2. Острота зрения - способность глаза:

а) воспринимать форму и цвет предметов;

б) ориентироваться в сумерках;

в) воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на ми­нимальном расстоянии;
г) видеть ночью?

З.Гидрофтальм - это:

а) врожденная глаукома;

б) поздняя стадия глаукомы;

в) значительное уменьшение в размере глазного яблока;

г) увеличение зрачка?

4.Афакия - это:

а) отсутствие хрусталика;

б) помутнение роговицы;

в) помутнение стекловидного тела;

г) отслойка сетчатки?

5.Какие лампы желательно применять для освещения в школах III - IV видов:

а) лампы накаливания;

б) люминесцентные;

в) инфракрасные;

г) ультрафиолетовые?

6.Развитие зрительных функций (светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, поле зрения) зависит от:

а) глубины дефекта и характера патологии;

б) глубины дефекта;

в) характера патологии;

г) воспитания?

7.Миопия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются:

а) за сетчаткой;

б) перед сетчаткой;

в) на сетчатке;

г) на роговице?

8. Буква-а-шрифта Брайля обозначается:

а) 1 точкой ();

б) 1,4, 5 точками ();

в) 1, 2, 5 точками ();

г) 2, 3, 5 точками ()?

9. Гемералопия - это расстройство:

а) сумеречного зрения;

б) центрального зрения;

в) периферического зрения;

г) бинокулярного зрения?

10. Предпочтительный цвет классной доски:

а) черный;

б) зеленый;

в) коричневый;

г) синий?

11. Зрительный анализатор определяет цвет, благодаря:

а) палочкам;

б) палочкам и колбочкам;

в) колбочкам;

г) радужке?

12. Различают следующие зрительные функции:

а) центральное зрение, цветоощущение, светоощущение, периферическое зрение;

б) светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, периферическое зрение, бинокулярное зрение;

в) центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение;

г) цветоощущение?

13. Замедленность формирования речи слепых, слабовидящих в первоначальный период ее развития объясняется:

а) недостаточно активным взаимодействием с окружающей средой в про­цессе предметно-практической деятельности;

б) поражением речевых центров коры головного мозга;

в) отсутствием педагогического воздействия на развитие ребенка;

г) нарушением коммуникативной функции?

14. Зрительные функции заключаются в способности воспринимать:

а) свет, цвет, форму, величину предметов;

б) форму, пространственные отношения предметов, величину предметов;

в) свет, цвет, форму, объем, величину, пространственные отношения предметов;

г) свет, пространство?

15. Аккомодация-приспособление глаза:

а) к различным условиям освещения;

б) к ночному видению;

в) позволяющее ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него;

г) к цвету?

16. Количество детей в классе слабовидящих:

а) до 12 человек;

б) до 13 человек;

в) до 14 человек;

г) до 6 человек?

17. Количество учащихся в классе с глубокими нарушениями зрения:

а) до 6 человек;

б) до 8 человек;

в) до 10 человек;

г) до 12 человек?

18. Альбинизм - врожденная аномалия, характеризующаяся:

а) малым содержанием пигмента в оболочках глаз, коже, волосах;

б) тяжелой формой расстройства цветного зрения;

в) отсутствием пигмента на коже, волосах, в оболочках глаз;

г) отсутствием пигмента в оболочке глаз?

19. Нигстагм - это:

а) нарушение бинокулярного зрения;

б) расстройство цветного зрения;

в) непроизвольное колебательное движение глазных яблок;

г) усиление оптического сигнала?

20. Конвергенция - это процесс:

а) сведения зрительных осей в точке фиксации;

б) ослабление аккомодации;

в) разведение зрительных осей для фиксации двух предметов в разных плоскостях;

г) компенсация нарушенных функций зрительного анализатора?

21. Исправить аномалии рефракции глаза возможно:

а) оптическими средствами и оперативным вмешательством;

б) медикаментозным лечением;

в) лечением массажем;

г) оперативным вмешательством?

22. Астенопия - это зрительный дискомфорт:

а) возникающий во время работы на близком расстоянии;

б) на дальнем расстоянии;

в) в темной комнате;

г) при ярком освещении?

23. При глубоких дефектах зрения ведущим видом мышления являются:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое;

г) все виды мышления равнозначны?

 

24. Компенсация нарушенных функций - это:

а) совокупность реакций, направленных на частичное или полное возме­щение нарушенных функций;

б) коррекция нарушенных функций;

в) совокупность дополнительных механизмов рефлекторной функции;

г) исправление недостатков?

25. Система компенсации слепоты осуществляется:

а) при специально направленном коррекционном воздействии;

б) автоматически, без коррекционного воздействия;

в) при системном медикаментозном лечении;

г) психологическим воздействием?

 

1. Кто разработал систему обучения глухих детей языку на основе «Принципа формирования речевого общения»:

а) Р.М. Боскис;

б) С.А. Зыков;

в) Ф.Ф. Рау;

г) К.Г. Коровин?

 

2. Своеобразная система общения, имеющая свой словарный состав и грамматический строй:

а) разговорная жестовая речь;

б) калькирующая жестовая речь;

в) дактилология;

г) пантомимика?

детей:

 

3. Создатели концентрического метода обучения произношению глухих

а) Р.М. Боскис и С.А. Зыков;

б) Ф.Ф. Рау и И.И. Шиф; '.

в) Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина;

г) К.В. Комаров и К.Г. Коровин?

 

4. Кто является представителем «чистого устного метода»:

а) Жероламо Кардано (Италия);

б) Самуил Гейнике (Германия);

в) Шарль Михель Эпе (Франция);

г) Лев Семенович Выготский (Россия)?

 

5. Кто из современных ученых разработал систему развития слухового восприятия:

а) Г.А. Власова и Е.П. Кузьмичева;

б) Г.Л. Зайцева и Р.М. Боскис;

в) Э.И. Леонгард и Н.Д. Шматко;

г) Л.И. Тигранова и Т.В. Богданова?

 

6. Кто обосновал современную классификацию нарушений слуха у детей методом тональной аудиометрии и речью:

а) Е.Н. Харшак;

б) Б.С. Преображенский;

в) Л.В. Нейман;

г) А.Р. Лурия?

 

7. Наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с на­рушениями слуха:

а) дефектология;

б) сурдопсихология;

в) сурдопедагогика;

г) логопедия?

 

8. В обучении и воспитании детей с нарушениями слуха дактильная и жестовая речь являются средством:

а) основным;

б) вспомогательным;

в) главным;

г) дополнительным?

9. Работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логиче­ским ударением, нормами орфоэпии, темпом речи - это стороны:

а) устной речи;

б) дактильной речи;

в) слухозрительного восприятия речи;

г) письменной речи?

10. Формирование произносительных навыков и элементарных знаний о фонетическом оформлении устной речи, овладение которыми позволит достичь максимальной внятности речи - это содержание обучения неслышащих:

а) произношению;

б) слуховому восприятию;

в) звукобуквенному анализу;

г) зрительному восприятию?

11. Первичный дефект вызван:

а) социальными условиями жизни;

б) нарушением анализаторов;

в) уровнем обучаемости;

г) генетическими факторами?

12. Первичное формирование, коррекция и автоматизация произноси­тельных навыков - это содержание:

а) групповых занятий;

б) фронтальных занятий;

в) индивидуальных занятий;

г) общеобразовательных уроков?

13. В обучении неслышащих детей устная речь является средством:

а) основным; в) главным;

б) вспомогательным; г) второстепенным?

14. Формирование произносительных навыков осуществляется с приме­нением звукоусиливающей аппаратуры на:

а) индивидуальных занятиях;

б) общеобразовательных уроках;

в) групповых занятиях;

г) все ответы верны?

 

15. Какой из словесных методов обучения способствует не только акти­визации речи, но и обогащению речевыми конструкциями:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) беседа;

г) лекция?

16. Основные характеристики голоса:

а) интенсивность, частота, окраска;

б) высота, сила, тембр;

в) высота, сила;

г) интонация?

17. При дифференциации слабослышащих детей в школе учитывается:

а) уровень интеллекта;

б) уровень речевого развития;

в) степень снижения слуха;

г) уровень физического развития?

18. Средняя потеря слуха у ребенка - 60 дБ. Какая это степень тугоухости согласно классификации Л.В. Неймана:

а) I степень;

б) II степень;

в) III степень;

г) IV степень?

19. Как называется зрительное восприятие устной речи:

а) чтение с губ;

б) глобальное чтение;

в) слуховое восприятие;

г) слухозрительное восприятие?

20. Граница между тугоухостью и глухотой находится в диапазоне вос­принимаемых частот от 125 до 4000 Гц на уровне:

а) 85-90 дБ;

б) 90-95 дБ;

в) 95-100 дБ;

г) 110-120 дБ?

21. Сколько основных способов постановки дыхания, голоса выделяют в методике обучения произношению детей с нарушениями слуха:,

а) 2 способа;

б) 3 способа;

в) 4 способа;

г) 5 способов?

 

22. Своеобразная форма речи, воспроизводимая посредством пальцев рук:

а) дактилология;

б) пантомимика;

в) мимико-жестовая речь;

г) азбука Брайля?

23. Кто из специалистов подбирает и назначает вид индивидуальной слу-хрпротезирующей аппаратуры:

а) аудиолог;

б) сур долог;.

в) сурдопедагог;

г) отоларинголог?

24. Определите звук по описанию:

«Губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие; язык оттянут вглубь рта и поднят своей корневой частью к небу; мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и вибрируют»

а) [о];

6) [э];

в) [у];

г) [ы]?

25. Из скольких отделов состоит слуховой анализатор:

а) одного;

б) двух;

в) трех;

г) четырех?

 

 

1. Недоразвитие мозга во внутриутробном периоде - это причина речевых нарушений:

а) функциональная;

б) органическая;

в) социальная;

г) психологическая?

2. Частичное специфическое нарушение процесса чтения обозначается термином:

а) дизартрия;

б) дислалия;

в) дислексия;

г) дисграфия?

3. Заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает. Это тип заикания:

а) постоянный;

б) волнообразный;

в) рецидивирующий;

г) нет правильного ответа?

4. Коррекция нарушений речи - это:

а) воспитание правильной речи;

б) исправление нарушений речи;

в) восстановление утраченных функций;

г) перестройка речевой функции?

5. Автором психолого-педагогической классификации речевых наруше­ний является:

а) А.Р. Лурия;

б) С.С. Ляпидевский;

в) Р.Е. Левина;

г) М.Е. Хватцев?

6. Расстройство дифференциации фонем, замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, отмечается:

а) аграмматической;

в) артикуляторно-акустической;

б) акустической;

г) оптической?

7. К физиологическим симптомам заикания относятся:

а) речевые судороги;

б) речевые запинки;

в) феномен фиксированности на дефекте;

г) логофобии?

8. Основателем детской логопедии является:

а) Р.Е. Левина;

б) М.Е. Хватцев;

в) О.В. Правдива;

г) все ответы верны?

9. Какая форма дислексии проявляется в трудностях усвоения и в смеше­нии сходных графических букв, а также их взаимных заменах:

а) оптическая;

б) аграмматическая;

в) семантическая;

г) фонематическая?

10. К психологическим симптомам заикания относятся:

а) нарушения ЦНС;

б) нарушения общей моторики;

в) логофобии;

г) все ответы верны?

11. Сенсорная алалия является следствием нарушения работы анализатора:

а) речедвигательного;

б) речеслухового;

в) зрительного;

г) все ответы верны?

12. Автором клинической классификации речевых нарушений является:

а) Е.М. Мастюкова;

б) Т.Б. Филичева;

в) Р.Е. Левина;

г) О.В. Правдина?

13. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи относится к специ­альным (коррекционным) общеобразовательным учреждениям:

а) II вида; б) V вида; в) VII вида; г) IV вида?

14. Дефект, не являющийся причиной механической дислалии:

а) прогения;

б) открытый боковой прикус;

в) расщелина неба;

г) укороченная подъязычная связка?

15. Какая форма нарушения письменной речи, выделенная М.Е. Хватцевым как «графическое косноязычие», соответствует:

а) акустической дисграфии;

б) артикуляторно-акустической дисграфии;

в) оптической дисграфии;

г) аграмматической дисграфии?

16. К функциональным нарушениям голоса центрального

происхождения относится:

а) психогенная афония;

б) фонастения;

в) гипотонусная афония;

г) нет правильного ответа?

17. Ринолалия - это:

а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

б) нарушение звукопроизношения, обусловленное расщелинами губы, твердого и мягкого неба;

в) нарушение речи, обусловленное расщелинами неба;

г) все ответы верны?

18. Первая ступень формирования навыка чтения:

а) послоговое чтение;

б) становление синтетических приемов чтения;

в) синтетическое чтение;

г) нет правильного ответа?

19. Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и ко­ренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя - при ротацизме:

а) боковом; б) велярном; в) увулярном; г) кучерском?

20. В лечебно-оздоровительную работу при заикании входят:

а) организация режима дня;

б) закаливающие процедуры;

в) медикаментозное лечение;

г) все ответы верны?

21. Какой вид нарушения звукопроизношения классифицируется как антропофонический (Ф.Ф. Рау) или фонетический (Р.Е. Левина) дефект:

а) искажение звука;

б) отсутствие звука;

в) смешение звуков;

г) замена звука?

22. Согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, мягкий - это артикуляционная характеристика звука:
а)М'; б)Н'; в) Л'; г)Р'?

23. Эффективность логопедического воздействия обусловлена:

а) степенью выраженности дефекта;

б) возрастом ребенка;

в) профессионализмом педагога;

г) все ответы верны?

 

1. Структура специальной (коррекционной) школы VIII вида (по И.М. Бгажноковой) состоит из:

а) 1 блока;

б) 2 блоков;

в) 4 блоков;

г) 13 блоков?

 

2. Компенсация нарушенных функций - это:

а) преодоление нарушенных функций;

б) приспособление организма к условиям;

в) замещение или перестройка нарушенных функций;

г) восстановление нарушенных функций?

 

3. Пути осуществления коррекции в образовательных учреждениях VIII

вида:

а) охранительно-педагогический режим;

б) обучение и игра;

в) труд и общественно-полезная деятельность;

г) все ответы верные?

 

4. Умственно отсталым детям свойственны:

а) слабость процессов возбуждения и торможения;

б) склонность к охранительному торможению;

в) недоразвитие второй сигнальной системы;

г) все ответы верны?

 

5. Сколько клинических форм олигофрении выделяет М.С. Певзнер:
а) 5; 6)2; в) 4; г) 10?

 

6. Сколько клинических форм деменции выделяет М.С. Певзнер:
а) 5; 6)2; в)3; г) 95?

 

7. Какой формы умственной отсталости нет в клинико-патогенетической классификации Г.Е. Сухаревой:

а) неосложненной; в) типичной;

б) осложненной; г) атипичной?

 

8. У умственно отсталых учащихся наиболее развито:

а) наглядно-действенное мышление;

б) наглядно-образное мышление;

в) словесно-логическое мышление;

г) абстрактное мышление?

 

9. К методам формирования поведения не относится:

а) приучение;

б) объяснение;

в) упражнение;

г) игра?

 

10. Водянка мозга - это:

а) гидроцефалия;

б) деменция;

в) микроцефалия;

г) олигофрения?

 

11. Олигофренопедагогика - это:

а) часть общей педагогики;

б) самостоятельная наука;

в) лечебная педагогика; г) народная педагогика?

 

12. Первый русский педагог-дефектолог, работавший с глубоко умствен­но отсталыми детьми:

а)Грабаров А.Н.; в) Дульнев Г.М.;

б) Грачева Е.К.; г) Власова Т.А.?

 

13. Первый опыт работы в воспитании и обучении слабоумных принад­лежит:

а) Э. Сегену; б) Ф. Платтеру; в) Ж. Итару; г) А. Бине?

 

14. Социальная адаптация - это:

а) приспособление; в) воспитание;

б) обучение; г) восстановление?

15. Недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутри­утробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития - это:

а) олигофрения; в) минимальная мозговая дисфункция;

б) менингит; г) задержка психического развития?

16. Нарушение строения и функций коры головного мозга у умственно отсталых детей создает препятствия для аналитико-синтетической деятельно­сти, являющейся основой:

а) понимания; б) восприятия; в) внимания; г) мышления?

17. Действия рассматривания, ощупывания, выслушивания называются:

а) перцептивными; ' в) сенсорными;

б) мыслительными; г) наглядно-образными?

18. Время возникновения олигофрении у детей:

а) дошкольный возраст; б) послеречевой период;

в) школьный возраст;

г) внутриутробный, ранний постнатальный, т.е. доречевой период?

19. Система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков детей с нарушением развития - это:

а) коррекционно-воспитательная работа;

б) реабилитация; в) игротерапия; г) абилитация?

20. Термин «олигофрения» был введен:

а) немецким психиатром Э. Крепелином;

б) отечественным психологом-дефектологом Л.С. Выготским;

в) отечественным дефектологом М.С. Певзнер;

г) отечественным дефектологом Б.П. Пузановым?

21. Задержка психического развития - это:

а) нарушение нормального темпа психического развития;

б) устойчивое отклонение в нравственном сознании и поведении;

в) особая форма психического недоразвития;

г) маниакальное состояние?

22. Хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, - это:

а) шизофрения; в) ранний детский аутизм;

б) эпилепсия; г) менингит?

23. Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физическо­го и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту:

а) ротацизм; б) инфантилизм; в) кретинизм; г) аутизм?

 

24. Классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа, предложенная К.С. Лебединской:

а) задержка психического развития, конституционального, соматогенно­го, психического;

б) задержка психического развития, соматогенного, конституционального;

в) задержка психического развития, конституционального, соматогенно­го, психогенного;

г) задержка психического развития, соматогенного, психогенного?

25. Методикой исследования наглядно-действенного мышления умствен­но отсталых детей является:

а) доска Сегена; в) таблица Шульта;

б) индекс Пинье; г) матрица Равена?

26. Структура дефекта при олигофрении характеризуется:
а) парциальностью; б) мозаичностью;

в) тотальностью и необратимостью;

г) избирательными нарушениями?

27. Стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы - это:

а) деменция; в) олигофрения;

б) декомпенсация; г) синдром Дауна?

28. Структура дефекта при деменции характеризуется:

а) тотальностью;

б) диффузностью;

в) необратимостью, стойкостью;

г) парциальностью, избирательностью?

29. Комплекс оживления - это:

а) выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого;

б) выраженная эмоциональная реакция при невозможности удовлетворе­ния каких-либо потребностей;

в) нарушение отражения реальной действительности;

г) негативная реакция на появление взрослого?

30. Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятель­ности, возникающее вследствие:

а) физической травмы; б) психической травмы;

в) органического поражения головного мозга;

г) педагогической запущенности?

31. У умственно отсталых школьников одним из важных средств приоб­ретения учебных и трудовых навыков и умений является:

а) наблюдение; в) эксперимент;

б) подражание; г) беседа?

 

ГРАФИК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.014 с.)