Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы специальной педагогики и психологии

Поиск

Направление – 540300 - филологическое образование

ОПД.Ф.03

Специальность - 032900 Русский язык и литература

033000.00 Родной язык и литература с дополнительной специальностью

Русский язык и литература

ОПД.Ф.03

 

Уфа 2011
МОДУЛЬ I

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Направление – 540300 - филологическое образование

ОПД.Ф.03

Специальность - 032900 Русский язык и литература

033000.00 Родной язык и литература с дополнительной специальностью

Русский язык и литература


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ I

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

  Выписка из ГОС  
1. Цели и задачи  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3. Объем дисциплины и виды учебной работы  
4. 4.1. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий  
4.2. Содержание разделов дисциплины  
4.3. Содержание семинаров по дисциплине  
4.4. Лабораторный практикум по дисциплине  
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
5.1. Рекомендуемая литература  
5.1.1. Основная  
5.1.2. Дополнительная  
5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины  
6. Материально–техническое обеспечение дисциплины  
6.1. Оборудование аудитории  
6.2. Технические средства обучения  
6.3. Аудио, видеоаппаратура  
6.4. Учебно-наглядные пособия  
7. 7.1. Содержание итогового и промежуточного контроля Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы  
7.2 Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену  
7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ  
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины  

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Направление – 540300 - филологическое образование

ОПД.Ф.03

Специальность - 032900 Русский язык и литература

033000.00 Родной язык и литература с дополнительной специальностью

Русский язык и литература

Индекс дисциплины Наименование дисциплины и основные дидактические единицы Всего часов
  Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной пси­хологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерно­стей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Типы нарушения психического развития: недоразвитие, за­держанное развитие, поврежденное развитие, искаженное разви­тие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Отрасли специальной пси­хологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с ано­малиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной пе­дагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспи­тание, образование и развитие аномальных детей как целена­правленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное сред­ство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педаго­гики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, спе­циальная дошкольная педагогика.  

 


1. Цель и задачи дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

1. Целью курса является овладение студентами основами диагностической и коррекционно-педагогической деятельности, формирование представлений об основных направлениях исследований специальной педагогики.

Задачи дисциплины:

1. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушения развития.

2. Познакомить студентов

- с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития учащихся,

- с закономерностями специального образования, особенностями организации учебной и коррекционной деятельности;

- с особенностями поведения учащихся, имеющих нарушения развития;

- с организацией в России системы педагогической помощи, специального образования;

- с системой работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения.

3. Раскрыть организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности.

4. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития учащихся с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания.

5. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

· объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, основные направления исследований специальной педагогики и психологии;

· основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

· особенности познавательных процессов, деятельности и поведения детей с различными психофизическими и интеллектуальными нарушениями развития и направления их коррекционного образования;

· законодательные акты, определяющие основные права детей и инвалидов;

· системы помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;

· нормативно-правовую базу коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе, роль и функции психолого-медико-психологической консультации, государственной системе коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

должен уметь:

· работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

· осуществлять диагностику психического развития детей с разными формами дизонтогенеза: выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в учебной работе школьников, намечать пути их преодоления;

· составлять психолого-педагогическую характеристику учащихся с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;

· готовить материалы для ПМПК;

· осуществлять профилактическую и коррекционно-развивающую работу, создавать специальные педагогические условия воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

· осуществлять профилактику и педагогическую коррекцию вторичных отклонений учащихся.

3. Объем дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» и виды учебной работы

Направление – 540300 - филологическое образование

Вид учебной работы ФФ
Вид учебной работы  
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Лабораторные работы  
Самостоятельная работа  
Курсовые работы/рефераты -
Вид итогового контроля: экзамен/зачет экзамен
семестр  

4. Содержание дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Направление – 540300 - филологическое образование (ОДО)

Специальность - 032900 Русский язык и литература

033000.00 Родной язык и литература с дополнительной специальностью

Разделы дисциплины лекц сем лаб СРС
1. Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии.        
2. Причины и виды нарушений развития. Классификация дефектов.        
3. Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития.        
4. Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).        
5. Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями зрения.        
6. Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями слуха.        
7. Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи.        
8. Особенности психического развития и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.        
9. Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.        
10. Система помощи детям с нарушениями развития в России.        
  Итого        

4.2. Содержание разделов дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.008 с.)