Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Система помощи детям с нарушениями в развитии в России
Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.
Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.
Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
2.2.1 Методические указания и рекомендации
к проведению семинаров по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»
Семинар №1.
Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов
В ходе семинара необходимо рассмотреть понятие объект, предмет, цели и задачи курса специальной педагогики и психологии, установить взаимосвязь специальной педагогики и специальной психологии, и данных наук с другими науками. Рассмотреть категориальный аппарат изучаемых наук.
В ходе семинара необходимо рассмотреть представления о биологических и культурных аспектах дефекта развития в концепции Л.С. Выготского. Первичный и вторичный дефект. Дать классификацию типов дизонтогенеза. Определить причины нарушений психического и физического развития
Семинар № 2.
Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития
В ходе семинара необходимо рассмотреть психологические особенности детей с. Выявить причины возникновения олигофренией. Рассмотреть классификацию УО. Разграничить понятие УО и олигофрения. Раскрыть психологические особенности детей с олигофренией. Уяснить основные направления коррекционной работы социального педагога с детьми и подростками с УО.
Семинар № 3
Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Показать психологические особенности детей с ЗПР. Выявить причины возникновения ЗПР. Рассмотреть классификацию ЗПР. Разграничить понятие ЗПР и умственная отсталость. Раскрыть психологические особенности детей с ЗПР. Уяснить основные направления коррекционной работы социального педагога с детьми и подростками с ЗПР.
Семинар № 4
Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи
Методические рекомендации: Рассмотреть психологические особенности детей с нарушением речи, выявить особенности овладения ими письмом и чтением.
Семинар № 5
Тема: Система помощи детям с нарушениями развития в России
Ознакомить студентов историей становления и современными тенденциями в области специального образования, с деятельностью ПМПК, порядком и формой предоставления характеристик педагогом в ПМПК.
2.2.2 Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
№
| Тема
| Вопросы, выносимые на СРС
| Кол-во часов
| Задания для СРС
| Форма контроля
| Основная литература
|
| Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии.
| Основные категории специальной психологии и специальной педагогики
|
| 1. Выписать термины в словари, составить таблицу (схему), в которой наглядно представлен категориальный аппарат специальной педагогики.
2. Место специальной педагогики и психологии в системе научных дисциплин. Связь дефектологии с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, с лингвистикой, с общественными науками и правом.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
5.Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Причины и виды нарушений развития. Классификация дефектов.
| Дизонтогенез
|
| 1. Выписать в словари основные понятия и термины, составить опорный план-схему по видам дизонтогенеза и его проявлениям.
2. Закономерности психического развития, общие для всех типов аномалий.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития.
| Олигофрено-психология, олигофренопедагогика
|
| 1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с олигофренией (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Система работы учреждений дошкольного и общего образования для умственно отсталых детей и подростков.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.
5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).
| Олигофрено-психология, олигофренопедагогика
|
| 1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с ЗПР (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Деятельность диагностических классов, классов КРО и компенсирующего обучения.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
2. Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – М.,СПб., 1996.
3. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1995.
4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями зрения.
| Тифлопсихология, тифлопедагогика
|
| 1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с нарушением зрения (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Особенности обучения, воспитания и коррекции слабовидящих детей в массовой школе и специальных общеобразовательных учреждениях, в коррекционных группах ДОУ.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями слуха.
| Сурдопсихология, сурдопедагогика
|
| 1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2.Особенности учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, в коррекционных группах ДОУ.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.
4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
5. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
6. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи.
| Логопсихология, логопедия
|
| 1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с глубокими нарушениями речи (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Психосоциальное значение речевого общения в развитии ребенка.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.
3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
| Развитие и образование детей с ДЦП
|
| 1. Составить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей нарушением опорно-двигательного аппарата (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Нарушения осанки и другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся средней школы (сколиоз, кифоз и др.), психологические особенности таких учащихся. Профилактика и коррекция.
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Метод. реком. – М., СПб., 1998.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.
5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.
| Развитие и образование детей с РДА, со сложными дефектами
|
| 1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с РДА, со сложными дефектами (внимание, память, мышление, речь, восприятие).
2. Подготовить доклады на следующие темы: «Холдинг-терапия при работе с аутичными детьми», «Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми», «Особенности игровой деятельности детей с РДА», «Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье», «Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития».
| Терминологический диктант
Сообщение
| 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.
4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
5. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
6. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
| Система помощи детям с нарушениями развития в России.
| Интеграция
Дифференциация
Реабилитация
|
| Подготовить доклады на следующие темы: «Перспективы развития специальной педагогики и специального образования», «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация», «Современная система специальных образовательных услуг», «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования».
| Сообщение
| 1. Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – М.,СПб., 1996.
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.
3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.
4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.
5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
Организационными формами НИРС по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» могут являться:
- учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.
2.3. Календарно-тематическое планирование
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
2.3.1. Календарно-тематическое планирование
ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
ДН (МР)
Направление – 540300 - филологическое образование
Курс 5 семестр 9
|