Социализация и развитие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация и развитие личности



Социальная психология

Семинар 1. Методы социальной психологии (2 часа)

Цель: знакомство с основными методами социально-психологического исследования и определение возможностей их использования в практической работе.

Понятия:

Метод, социально-психологическое исследование, наблюдение (включенное и невключенное, систематическое и выборочное стандартное), опрос-интервью (очный и заочный, стандартизованный, нестандартизованный и

полустандартизованный), контент-анализ, тестирование, социоетрия.

 

План:

1. История возникновения и сущность основных методов социально-психологического исследования.

2. Сферы применения методов наблюдения, опроса (интервью) и контент-анализа в социально-психологическом исследовании. Особенности процедуры и основные требования к проведению исследования. Влияние личности исследователя на характер получаемых данных.

3. Преимущества и недостатки данных методов. Возможности их использования в практической работе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните сравнительную таблицу описания основных методов социально-психологического исследования:

 

Методы   Параметры сравнения Наблюдение Опрос (интервью) Контент-анализ Тестирование Социометрия
Сущность (оп­ределение) ме­тода          
Автор, впервые его описавший          
Сферы приме­нения          
Виды          
Основные тре­бования к про­цедуре пове­дения          
Достоинства          
Недостатки          

 

Литература:

1. Битянова М.Р. Социальная психология.- М.: МГУ, 1988.- (Гл. 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования. - С. 54-77; Издание 1996 г. - С.47-68).

2 Богомолова Н.Н., Данилин К.С. Спецпрактикум по социальной психологии (контент-анализ и выборка).- М: МГУ. 1979.- 59. с.

3. Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М;
Наука 1977.-248 с.

4. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, B.C. Семенова- Л.: ЛГУ,
1974 (Гл. 1. Наблюдение.С. 17-42, Гл. 3. Качественно-количественный анализ документов
(контент-анализ). С. 43-60, Гл. 4. Методы опроса. С. 61-89).

5. Ноэль Э. Массовые опросы.-М.,1978.-Гл.З.С. 121-192.

6. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.:
Просвещение, 1978. (Гл.2. Методы социальной психологии. - С. 34-46).

7. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987.
(Гл.2. Методы социальной психологии, -С. 32-76).

8. Уманский Я.И., Лутошкин А.И. Методы изучения явлений общественной психологии //
Вопросы психологии,-1972.- № 2.-С.101-113.

9. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося
ученических коллективов. - М.: Просвещение. 1988- С. 3-20.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1.-М.: ВЛАДОС. 1995.-С.26-32.

 

Семинар №3 (для ЕГФ, Ю) составила - доцент Л.Б. Симонова

Социализация и развитие личности

Цели занятия

Дополнить и углубить полученные на лекции знания о социализации, способствовать осмыслению знаний по проблемам процесса социализации через осознание жизненного опыта.

 

Порядок работы

Этап 1. Обсуждение теоретических вопросов.

 

1. Понятие социализации личности.

2. Содержание процесса социализации

3. Социально-психологические механизмы социализации личности

4. Факторы социализации личности

5. Основные институты социализации личности

6. Особенности процесса социализации в нестабильном обще­стве?

Этап 2. Работа в группах. Обсуждение информации о направлениях анализа процесса социализации.

Студенты делятся на четыре группы. Членам каждой группы выдаются тексты с описанием одного из четырех направлений анализа процесса социализации: социализация как инкультурация, социализация как интернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование (приложение №1).

Студен­ты знакомятся с текстом и сообща готовят выступление, ориентируясь па следующие вопросы: «В чем суть данного направления анализа содер­жания процесса социализации?», «Какие характеристики социализации рассматриваются в этом направлении?», «Какие понятия используются для объяснения специфики данного направления анализа?».

После завершения работы в группах представитель от каждой груп­пы выступает с сообщением. В процессе прослушивания сообщений студенты индивидуально выполняют письменное задание, связанное с проверкой усвоенного материала Суть задания сводится к заполнению табли­цы (табл. 1), где в систематизированном виде должна быть отражена специфика каждого из направлений анализа процесса социализации.

 

Таблица 1.

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

 

2. Подготовьте письменную работу или устное сообщение по теме «Теории социализации». Выберите наиболее интересную для вас тему.

 

Теории социализации

Интеракционистские теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 52-54.

2. Свенцицкий A. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. - с. 100-103.

Теории социального научения

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- с.56-57. Психоаналитические теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 57-58.

2. Свенцицкий А. Л.. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. - С.103-104, 107-109.

Когнитивистские теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 58-60.

2. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003.- с.104-107.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

3. Дубовская Е. М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов /Под ред.Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002.

4. Социальная психология: Учебное пособие /Отв. ред. А. Л. Журав­лев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.

 

Приложение 1.1

Направления анализа содержания процесса социализации

Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности — форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

• вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

• горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

• «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей.

 

 

Социализация как адаптация

Для понимания социализации как адаптации характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик (например, стадий, этапов), а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных ре­зультатов. При этом в качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспе­чивают его нормативное функционирование. Понятие социализации нередко заменяется понятием социализированности, а основным крите­рием в оценке социального развития индивида становится его социаль­ная успешность.

Ведущей задачей социализации является такое приспособление че­ловека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирова­ние. Процесс достижения известного соответствия человека требовани­ям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а его нарушение — как дезадаптация.

В разных теоретических ориентациях социально-психологическая адаптации понимается по-разному. В необихевиористской ориентации социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посред­ством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений челове­ка с ближайшим социальным окружением.

Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механиз­мов личности; при этом подчеркивается, что психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизи­рующую роль.

Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологи­ческой адаптации характерно ее рассмотрение в качестве успешного вы­полнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возни­кающие ролевые конфликты.

В эмпирических исследованиях процесса социально-психологиче­ской адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успеш­ность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-копцепции; во-вторых, умение находить определенный баланс между своими ценностными ориептациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей. В исследованиях социали­зации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно выделяется мысль о том, что социализация выступает как процесс, обращенный назад, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации, между тем, как справедливо отмечает Л. Ипкелес, всегда, даже при условии критерия успешности как единственного па­раметра оценки, остается проблема «заглядывания» вперед (forward looking), т. е. необходимость поиска тех характеристик личности, кото­рые обеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапу социализации.

 

Цели занятия

· Конкретизация содержания понятий «социальная установка», «предрас­судок».

· Выявление и осознание собственных предрассудков.

· Знакомст­во с методиками измерения социальных установок.

 

Оснащение

1. Списки пассажиров для упражнения «Российский экспресс» (приложение 1).

2.Бланки опросников для изучения социальных установок (приложе­ние 2).

 

Порядок работы

Этап 1. Информационный.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое социальная установка?

2. Назовите основные компоненты социальной установки.

3. Перечислите функции социальной установки.

4. Каким образом соотносятся социальная установка и реальное пове­дение?

5. Предрассудок — это позитивное или негативное явление?

6. Какие виды предрассудков вы знаете?

7. Перечислите пять стадий поведенческого компонента предрассудка.

8. Какие существуют методы измерения предрассудков?

9. Какие методы ослабления предрассудков вы знаете?

 

Этап 2. Практический. Упражнение «Российский экспресс».

 

Перед вы­полнением упражнения «Российский экспресс» преподаватель дает краткую инструкцию: «Каждый из нас время от времени ездит на поез­дах. Отправляясь в путешествие и покупая билет па поезд, вы не знаете своих соседей (за исключением тех случаев, когда ваши попутчики — родственники или друзья). Представьте, что сейчас у вас есть возмож­ность выбрать себе попутчиков в поездке до Владивостока».

Ход работы. Каждому студенту представляется список пассажиров (приложение 1). Далее преподаватель задает следующий вопросы:

«С кем из этих людей вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?»

«С кем из этих людей вы больше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда?».

Участники индивидуально определяют три са­мых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбо­ра (время не более 7 минут).

Затем студенты делятся на группы по три человека. Каждая группа представляет собой купе. Если участников четное количество, то неко­торые группы можно объединить в четверки (нестандартное купе) или двойки. Цель задания: проранжировать список с тем, чтобы, во-первых, выбрать четвертого попутчика (предпочтительный выбор), а во-вторых, определить, с кем вся группа не поедет (непредпочтительный выбор). Обсуждение в микрогруппах длится 10-15 минут. После этого группа собирается вместе и представляет результаты.

Каждая из групп получает следующее задание: 1) назвать предпочти­тельный и непредпочтительный выбор по результатам обсуждения в микрогруппе; 2) рассказать об атмосфере, которая была во время обсу­ждения (были ли разногласия и ходе обсуждения: если да, то по какому поводу; все ли члены группы согласны с окончательным решением?).

Ответы каждой группы преподаватель записывает па доске. Подсчитывается результат и определяется лидер среди предпочитаемых и непредпочитаемых выборов. Далее следует групповая дискуссия.

 

Вопросы для групповой дискуссии

• Почему у групп ответы оказались разными?

• Почему иногда ответы всех групп совпадали?

• Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент ус­тановки)? Когда нами руководит страх, когда — брезгливость, когда — неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

• Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

• Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?

• Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

• Что они почувствуют, сели увидят наше недовольство?

• Как лучше всего поступать в таких случаях?

 

Этап 3. Заключительный. Задания для самостоятельной работы. Подведение итогов.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомиться и провести исследование по методике по измерению социальной установки. «Шкала социальной дистанции в модификации Л. Г. Почебут (Э. Богардуса) (приложение №2)

 

Темы сообщений

· «Предрассудок как особый вид социальной установки».

· Методы измерения социальных установок (Почебут Л. Г. Взаимопо­нимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учеб­ное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - с. 155-167).

· Сексизм (Батлер Д., Гейс Ф. Л. Невербальные аффективные реакции в отношении лидеров — мужчин и женщин: последствия с точки зре­ния оценки лидерства // Общественное животное. Исследования /Под ред. Э. Аронсона. Т. 2. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — с. 143-186).

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений, — М/. Аспект Пресс, 2003. — 363 с.

2. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. Л. Социальная психоло­гия: Учебное пособие. - М: ФОРУМ: ИНФРА, 2006. - 416 с.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 512 с.

 

Приложение 1.

Список пассажиров

• цыганка:

• явный гомосексуал;

• скинхед;

• ВИЧ-инфицированный молодой человек;

• неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;

• кавказец-мусульманин;

• человек из деревни с большим мешком;

• африканский студент;

• подросток, похожий на наркомана;

• бывший заключенный;

• таджик в национальной одежде;

• милиционер;

• инвалид со складной коляской;

• кришнаит;

• китаец, который ест странно пахнущую еду;

• панк;

• человек, говорящий на непонятном языке.

 

 

Приложение 2.

Шкала социальной дистанции в модификации Л. Г. Почебут (Э. Богардуса). (Пичебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности; Учеб­ное пособие. СПб., 2005. - с. 151-155)

 

Инструкция испытуемому: проранжируйте представителей указанных национальностей, отметив степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности:

1) принятие как близких родственников посредством брака;

2) принятие как личных друзей;

3) принятие как соседей, проживающих на моей улице;

4) принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я;

5) принятие как граждан моей страны;

6) принятие только как туристов в моей стране;

7) предпочтение не видеть их в моей стране.

Математическая обработка предполагает, во-первых, определить процентное соотношение ответов испытуемых по всем семи критериям и, во-вторых, так как обработка производится по ключу, позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных.

Ключ

1. 3 балла

2. 2 балла

3. 1 балл

4. 0 баллов

5. -1 балл

6. -2 балла

7. -3 балла

Анализ данных

Шкала социальной дистанции дает возможность определить два ос­новных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оцениваю­щие возможную и реальную социальные дистанции. Первый показа­тель — социальная приемлемость - отражает стремление к взаимодей­ствию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй по­казатель — социальная экспансивность — отражает выраженность и на­правленность социальных чувств представителей одного этноса по от­ношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистан­ция, тем плотнее их взаимодействие.

 

1. Возможная социальная приемлемость (СПВ) рассчитывается по формуле

 

СПВ =n/(n- 1), где п количество респондентов.

2. Реальная социальная приемлемость (СПР) рассчитывается по формуле

СПР = ∑(+) + ∑(-) / n(n - 1)

Если СПР положительная и больше 50 % от СПВ, то это свидетельст­вует о большей приемлемости людьми одной национальности предста­вителей другой национальности, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними. Если СПР, положительная, но меньше 50 % от СПВ, то это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии стремле­ния к интеграции с другим этносом. Если же СПР отрицательная и боль­ше 50 % от СПВ, то это свидетельствует о стремлении одного этноса це­ликом обособиться от другого, поддерживать по возможности только поверхностные, формальные контакты с его представителями.

Возможная социальная экспансивность (СЭВ) рассчитывается по формуле

(СЭВ) = N/(N- 1),

Реальная социальная экспансивность СЭр рассчитывается по фор­муле

СЭр = ∑(+) + ∑(-) / n(N - 1)

Если СЭр положительная и больше 50 % от СЭВ, то это свидетельст­вует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе предста­вителей одной национальности к другой. Если же СЭР положительная и меньше 50 % от СЭВ, говорит об определенной напряженности в от­ношениях, о том, что не все представители этой национальности с ис­кренним интересом и сочувствием относятся к другой национальности. Если СЭР отрицательная и больше 50 % от СЭВ, то это говорит о глубо­кой психологической неприязни людей данной национальности к дру­гой национальности в целом, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям.

 

Семинарское занятие №5

 

Оснащение

1. Карточки с определением понятия групповой сплоченности

2. Тексты методик.

 

Порядок работы

Этап 1. Обсуждение подходов к определению понятия групповой сплоченности.

1. Дайте определение понятиям «групповая сплоченность», «групповая совместимость».

2. Назовите основные подходы к пониманию групповой сплоченности.

3. Определите критерии и факторы групповой сплоченности.

4. Групповая работа. Выделите достоинства и недостатки различных подходов к пониманию групповой сплоченности (приложение 1).

 

Этап 2. Знакомство с методиками исследования групповой сплоченности и совместимости групп.

1. Социометрическое исследование индекса групповой сплоченности.

2. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности (приложение 2).

3. Исследование психологического климата классного коллектива (приложение 3).

 

Этап 3. Подведение итогов занятия.

1. Вкаких сферах деятельности применяются знания о груп­повой сплоченности и совместимости?

2. Как измеряется групповая спло­ченность?

3. Будете ли вы использовать знания о данных феноменах в жизни, и каким образом?

 

Информационные материалы

Проблема групповой сплоченности имеет длительную традицию иссле­дования, которая опирается на понимание группы как некоторой систе­мы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. При изучении групповой сплоченности исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Группо­вая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характери­зующий степень приверженности кгруппе ее членов.

Основные подходы изучения сплоченности (Кричевский 2003):

Сплоченность рассматривается как межличностная аттракция. В публикациях Л. и Б. Лотт групповая сплоченность - такое группо­вое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основным показа­телем сплоченности в рамках данного подхода является уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, т. е., чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплочен­ность.

Сплоченность как результат привлекательности групп ы для индивидов или как результат удовлетворенности членством в группе. Одно из определений групповой сплоченности с позиций данного подхода принадлежит Л. Фестингеру. Групповая сплоченность - этo сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. Показателем сплоченности врамках данного подхода является степень привлекательности (полезности) группы для ее членов, т. е. чем больше количество тех людей, кто удовлетворен своим пребыва­нием в группе (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачивае­мых усилий), тем выше ее сплоченность.

Сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Данный подход разработан в теории деятельностного опосредования межлич­ностных отношений в группе (автор теории Л. В. Петровский). В ра­ботах Л. В. Петровского сплоченность, рассматриваемая как ценностно-ориентационное единство, — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, уста­новок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Показа­телем сплоченности является совпадение для членов группы ориен­таций па основные ценности, касающиеся процесса совместной дея­тельности.

К обобщенным показателям групповой сплоченности относятся: уве­личение частоты положительных выборов членами группы друг друга; частота и прочность коммуникативных связей, увеличение степени при­влекательности (полезности) группы для ее членов; усиление влияния, оказываемого группой на своих членов; возрастающее участие в жизни группы (большая включенность индивидов в групповые деятельности); сходность ориентации на значимые ценности; взаимосвязь операцио­нальных и символических целей группы; предметно-ценностное единст­во (Донцов 1979).

Сплоченность и совместимость тесно связаны, но каждое из этих по­нятий обозначает разные аспекты характеристики группы. Совмести­мость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать (Андреева 2003). Групповая сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута определенная степень отношений, а имен­но такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере раз­деляют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью (Андреева 2003).

Совместимость предполагает наличие бесконфликтного общения и согласованных действий членов группы в условиях совместной дея­тельности. В группе совместимость образует иерархию уровней (Обозов 1979).

• Физиологический уровень включает согласованность половозраст­ных особенностей индивидов, их темпоритмическую opганизацию, свойства нервной системы.

• Психофизиологический уровень основывается на оптимальном сочетании особенностей темперамента, потребностей индивидов.

• Психологический уровень предполагает согласованность черт характеров и мотивов поведения.

• Социально-психологический уровень - это более интегрированный уровень взаимодействия, он предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций членов группы.

Для групповой деятельности высшие уровни совместимости (психо­логический и социально-психологический) играют более значимую роль, чем низшие уровни. На высших уровнях групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий представлений членов группы о том, что именно, с кем, и в какой после­довательности должен делать каждый при реализации общей для всех цели (Психология: Словарь 1990).

 

Приложение 1

Приложение 2.

Приложение 3

Исследование психологического климата классного коллектива

 

Испытуемым предлагаются три вопроса:

а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в классе?

б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе?

в) Все ли ответственно относятся к учебе?

 

Преподаватель обращается к испытуемым со словами: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибальной шкалой»:

5 - всегда волнует;

4 - волнует;

3 – волнует в половине случаев;

2 - чаще не волнует;

1 - совсем не волнует.

 

Вычислить средний балл группы Х=(а+6+в):3N, где а,б,в – бальные оценки по вопросам. N - число испытуемых.

Критерии оценки

 

X 4,5 баллов - показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

3,5 < X <4,5 - средний, - 2 балла.

В остальных случаях низкий, -1балл.

 

Семинарское занятие №6 (для студентов)

Цели занятия

· проанализировать феномен ролевой дифференциации ли­дерства;

· развивать навыки наблюдения и умения анализировать лидерские позиции.

 

Порядок работы

Этап 1. Теоретическое информирование.

Вопросы для обсуждения

1. Определение лидерства

2. Виды лидерства

3. Функции лидерства

4. Факторы, определяющие феномен лидерства

5. Классификация стилей лидерства

Этап 2. Экспериментальный.

 

Этап 3. Подведение итогов наблюдения и обсуждение результатов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

2. Кричевский, Р. Л. Рыжак, М. М. Лидерство как структурный фено­мен // Хрестоматия по социальной психологии /Сост. К. П. Белин­ская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - с. 268-274.

3. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей; Учебное пособие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.

 

Теоретическая информация

 

Лидерство — отношения доминировании и подчинения, влияния и сле­дования в системе межличностных отношений в группе. В социальной психологии разработано немало концепций лидерства, среди которых наиболее известны следующие.

Теории черт - более ранний подход, в соответствии с которым лиде­ром становится тот, кто изначально обладает особыми способностями, благодаря которым он и выдвигается в лидеры. Ли­деру присущи следующие психологические качества: стремление к достижениям, упорство и инициативность, уверенность в себе, ост­рый и гибкий ум, компетентность (доскональное знание своего дела), сильная поля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечислен­ными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Ситуационная теория лидерства, в ней делается особый акцент на ас­пектах ситуации, в которой функционирует группа. Согласно этой теории, лидером становится тот человек, который при возникнове­нии вгруппе той или иной ситуации обладает качествами, свойства­ми и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Синтетическая теория акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и ситуационных факторов: лидерство того или иного члена группы определяется как ситуацией, так и личностными качествами человека, соответствующими данной ситуации (Словарь практического психолога 2001).

Лидерство реально существует в группе лишь вмомент совместной деятельности, которая выдвигает того или иного человека на роль лиде­ра. В группе активно могут действовать одновременно несколько лиде­ров. Группа как субъект реализует свою активность как минимум в двух направлениях: 1) решение задачи, реализация цели; 2) развитие группо­вого единства. Соответственно, и лидер должен решать эти различные задачи, используя инструментальные деятельности, направленные па выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была соз­дана, а также экспрессивные деятельности, направленные на поддержа­ние группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение (Морозов 2005).

Соответственно этим направлениям можно говорить о двух типах ли­дерства. Так, инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства - в обеспечении позитивного внутреннего клима­та группы, ее стабильности. Идея о дифференциации лидерства в малой группе принадлежит Р. Бейлзу и Ф. Слейтору. Ими рассматриваются роли «профессионала» — лидера, ориентированного на решение дело­вых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.

Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.201 с.)