Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации



Направление анализа процесса социализации Основная задача Основные понятия Отличительные особенности направления анализа социализации
  Социализация как инкультурация      
Социализация как интернализация        
Социализация как адаптация      
Социализация как конструирование      

Задания для самостоятельной работы

В качестве самостоятельной работы по данной теме студентам пред­лагается выполнить одно из следующих заданий.

1. С группой учащихся проведите исследование по методике изучения социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

 

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать людям.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1 5 9 13 17

2 6 10 14 18

3 7 11 15 19

4 8 12 16 20

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

 

2. Подготовьте письменную работу или устное сообщение по теме «Теории социализации». Выберите наиболее интересную для вас тему.

 

Теории социализации

Интеракционистские теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 52-54.

2. Свенцицкий A. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. - с. 100-103.

Теории социального научения

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- с.56-57. Психоаналитические теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 57-58.

2. Свенцицкий А. Л.. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. - С.103-104, 107-109.

Когнитивистские теории

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — с. 58-60.

2. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003.- с.104-107.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

3. Дубовская Е. М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов /Под ред.Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект пресс, 2002.

4. Социальная психология: Учебное пособие /Отв. ред. А. Л. Журав­лев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.

 

Приложение 1.1

Направления анализа содержания процесса социализации

Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности — форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

• вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

• горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

• «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.63 (0.012 с.)