Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Окончание. Нулевое окончаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Окончание — это флексия, выражающая грамматические значения рода, числа, лица и падежа и служащая средством связи слов в предложении. Комплекс 1 определяет окончание как «изменяемую часть слова, которая образует форму слова. Окончание служит также для связи слов в словосочетании и предложении». Как именно окончание служит для связи слов (выступает как средство согласования, управления или связи подлежащего со сказуемым), в учебнике не показано, поэтому под это определение можно подвести все формообразующие морфемы, например, показатель инфинитива (что и сделано в 1 комплексе) или показатели прошедшего времени или императива (чего не делается). Не очень четко в тексте параграфа выражена мысль, что не все слова языка имеют окончания: «Об изменяемых словах надо говорить «имеет окончание», о неизменяемых — «оканчивается на». Далее отмечено, что «среди окончаний может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова». Все приведенные в учебнике примеры на нулевое окончание представлены в существительном, причем в образцах рассуждений написано, что окончание существительного имеет значение склонения (это неверно, склонение — формальный класс существительных с одинаковыми окончаниями), падежа и числа. Материал, касающийся нулевого окончания, имеет большую познавательную ценность, поскольку демонстрирует системные отношения в языке. О нулевом окончании мы говорим не при любом отсутствии окончания, а при значимом отсутствии окончания. При изучении этой темы обязательно необходимо обратиться с проблеме значения нулевого окончания. Сделать это можно, например, следующим образом: записать на доске словоформу стола и спросить, в какой форме стоит данное слово. После ответа «в форме родительного падежа единственного числа» написать форму столу и задать тот же вопрос. Далее спросить, откуда мы это знаем (ответ: из окончания). После этого пишется стол и спрашивается, какая это форма (именительный или винительный падеж единственного числа) и откуда мы это знаем (из отсутствия в этой форме окончаний -а, -у, -ом и других). Таким образом, отсутствие окончания может быть значимо, информативно. В этих случаях и выделяется нулевое окончание. А в слове пальто отсутствие окончания не несет информации о форме, поскольку во всех формах этого слова оно не представлено. Поэтому в неизменяемых словах не вьщеляют нулевых окончаний. Комплекс 2 определяет окончание как «изменяемую часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица». Такое определение является вполне корректным. Проводятся необходимые разъяснения относительно связи слов в предложении при помощи окончаний, приводится множество примеров слов различных частей речи. Сообщается, что окончание может быть нулевым. Основания для выделения нулевого окончания не приводятся, случаи обнаружения нулевых окончаний задаются списком. Из 8 грамматических значений, передаваемых в русском языке при помощи нулевого окончания, приводятся 5: «Нулевые окончания обнаруживаются: 1) у сущ. в форме им. п. м. р. ед. ч.: домП — дом\а\, 2) у сущ. в форме род. п. мн. ч.: zopU — гор\ы\, 3) у кратких прилагательных в форме м.р.: красивП — красив \ый\, 4) у глаголов в форме м. р. прош. вр.: пели — пел\а\, 5) у притяжательных прилаг. с суффиксом -ий: лисийи — лиа(я\». Как мы видим, здесь приводится случай обнаружения нулевого окончания у притяжательных прилагательных, но необходимые разъяснения, из которых было бы понятно, почему морфемная структура слов синий и лисий различна, не приведены. А эти разъяснения, между тем, достаточно просты: притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности липу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ое-, -ий- от существительных: мама —>■ мам-ин-U, лиса —>■ лис-ий-U (о реализации суффикса -ий- в формах косвенных падежей целесообразно говорить специально; речь об этом пойдет далее). Кроме приведенных в учебнике, в русском языке есть также следующие случаи обнаружения нулевого окончания: 1) именительный и винительный падеж единственного числа у су 2) в повелительном наклонении нулевым окончанием выражается 3) в кратких причастиях нулевое окончание вьфажает значение муж В учебнике комплекса 2 зафиксировано внимание учащихся на том, что неизменяемые слова не имеют окончаний. Это положение надо дополнить тем, что не имеют окончаний также некоторые формы изменяемых слов, в которых не выражается значение рода, числа, падежа, лица, например, простые степени сравнений прилагательного и наречия. Комплекс 3 не дает определения окончания, предполагая, что этот материал известен из начальной школы (отсутствие четких определения для всех типов морфем неудобно), но отмечает, что «окончание образует разные формы одного и того же слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Формы одного слова отличаются только окончаниями». Это положение практически совпадает с определением, представленным в комплексе 1, и имеет те же недостатки. Для введения понятия нулевого окончания комплекс 3 использует тот же путь, что и комплекс 2, — формы слов с нулевыми окончаниями задаются списком, при этом указаны 4 грамматических формы из 8: формы им. и вин. п. ед. ч. существительных 2 скл. (плащП), формы им. и вин. п. ед. ч. существительных 3 скл. (речъП), форма мн. ч. род. п. существительных 1 скл. (рощП) и форма ед. ч. муж. р. прош. вр. глагола (говорили). Неясно, почему сказано о формах мн. ч. род. п. существительных только 1 склонения, в то время как нулевое окончание может быть представлено у существительных и 2 склонения (солдатО, болотП). Некорректно при описании данных форм у глагола в ряду грамматических значений, пе- редаваемых нулевым окончанием, указывать также значение прошедшего времени, передаваемое суффиксом. Таким образом, материал всех трех анализируемых комплексов нуждается в корректировке. Основа слова Понятие основы слова — новое понятие по сравнению с начальной школой. Его появление связано с введенном в разделе лексикологии понятием лексического значения слова. В лингвистике понятие основы слова трактуется неоднозначно. В одной из традиций, представленной, в частности, в «Русской грамматике» (М., 1980), основой считается часть слова, остающаяся за вычетом окончаний (в «Русской грамматике» еще и единственного выделенного в ней формообразующего постфикса -те в формах совместного действия — идемте). При таком понимании основы она выражает не только лексическое значение слова, но и несинтаксические грамматические значения. В другой традиции основой считается часть слова, остающаяся за вычетом всех грамматических морфем — окончаний, формообразующих суффиксов и постфиксов. При этом понимание морфологической категории вида глагола как словоизменительной или как классифицирующей либо включает видовые суффиксы в состав грамматической основы, либо исключает их из нее. Комплекс 1 вслед за авторитетной традицией и «Русской грамматикой» определяет основу как часть слова без окончания, носитель его лексического значения. Сообщается, что неизменяемые слова состоят только из основы. Так же определена основа в комплексе 3. Комплекс 2 дает такое же определение основы: «Часть слова без окончания называется основой. Основа слова содержит его главное (?) лексическое значение. Отделяя окончание, мы одновременно выделяем и основу». Однако при изучении суффиксов выделяются формообразовательные суффиксы прошедшего времени и инфинитива глагола и сообщается, что «формообразовательные суффиксы в основу не входят». С изучением основы слова связано несколько проблем. Во-первых, надо оговорить то положение, что основа одного и того же слова может быть не неизменной: в ней могут быть представлены различные чередования (любл-ю — люб-ишъ). В основе существительных возможны наращение (мать — матер-и) и усечение (крестьянин — крестьян-е). В глаголе даже при понимании основы как часть слова без всех флексий могут различаться до трех видов основы (ид-у, ше-л, шед-ший). Это противоречит выраженному в комплексе 3 положению, что «основа слова остается неизменной. Меняется только окончание, образуя ту или иную форму». Во-вторых, в школьных учебниках приводятся только непрерывные основы, в то время как в русском языке представлены и прерывистые, которые встречаются у изменяемых слов со словообразующими постфиксами (умыва-ть-ся, к-ого-то) и у слов с двумя окончаниями (пят-и-десят-и). Вопрос о возможности наличия у слова двух окончаний целесообразно обсудить именно при изучении данной темы. Этот материал найдет свое применение при изучении склонения сложных количественных числительных. В-третьих, особое внимание надо обратить на слова, в исходе которых стоит йотированная гласная буква, — слова на -ия, -ие, -ий. В связи с тем, что эти слова имеют отличающие от стандартного набора падежные окончания и обозначены в правиле именно так (слова на -ия, -ие, -ий), у школьников возникает мнение, что эти сегменты и есть окончания. Это неверно. Для преодоления этого заблуждения, а также для правильного выделения морфемного состава притяжательных прилагательных, необходимо обратить внимание на [j], «спрятанный» в йотированной гласной букве. Этот Ц] принадлежит основе, в чем несложно убедиться, изменяя слово. Так, можно предложить учащимся сравнить слова генийП, гени/\я~\ гени]\к)\ — участков \ый\, участков \ого\, участков рму\ или арми/\я~\ армщ'^й\ — столов^я\ столов\ай\и т. д. При рассмотрении этой проблемы становится понятно, почему притяжательные прилагательные в именительном (а согласующиеся с неодушевленными существительными и в винительном) падеже единственного числа имеют нулевые окончания и; несмотря на внешнюю похожесть склонения, другую морфемную структуру в указанных падежах, чем качественные прилагательные: Ед. число И. п. син- \ий \ лисий-П Р. п. син- \его\ лисъ]- \е~го] Д. п. син- \ему\ лисъ]- \ёму\ В. п. =И.п./В.п. Т. п. син- \им\ лись/- \пм] П. п. син- \ем\ лисъ]- \ём\ Притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ое-, -uj- от существительных: мама —>■ мам-ин-U, лиса —>■ лис-ий-U. В косвенных падежах этот суффикс реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве. Если не учесть/ который может быть «спрятан» в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикс в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса *-ни-, а есть суффикс -ни/-: петь —>■ пенщ-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-небесь-j-e. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлены/-е). Комплексы 1 и 3 вовсе не касаются этой проблемы. Комплекс 2 рассматривает ее следующим образом: «Обратите внимание на состав таких слов, как наци[т], в который буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит в основу, [а] — окончание. В род.п. мн.ч. у сущ. этого типа нулевое окончание: нацшП». Вопрос о том, как следует выделять «спрятанный» в йотированных гласных буквах j на стыке морфем, является, в методике дискутируемым. Так, например, 3. А. Потиха выступает за расписывание йотированных гласных букв надписыванием сверху, например: арми^я. Свою точку зрения он мотивирует ссылкой на Д. Н. Богоявленского, который призывал не допускать орфографически неправильно написанного текста. Учебный комплекс 2, как было показано, предлагает оформлять часть слова в транскрипционных скобках. Существует еще путь, предложенный Н. М. Шанским: вписывание j в слово без надстрочного оформления и транскрипционных скобок. Это представляется возможным и целесообразным по той причине, что j не является буквой русского алфавита и никогда не присутствует в орфографически правильно написанном слове, поэтому его неорфографическая природа очевидна для учащихся. Кроме того, такое вписывание у принято в высшей школе. Правильное выделение основы и внеосновных элементов в слове (окончаний в 1 и 3 комплексах, окончаний и формообразовательных суффиксов во 2 комплексе) очень важно в практическом отношении, поскольку оно составляет первый шаг морфемного разбора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.007 с.) |