Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причастия и отглагольные прилагательные

Поиск

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы при­
частий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования при­
частий и прилагательных используются разные по звуковому (буквен­
ному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с
помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью
суффикса -юч----- прилагательное горючий. Если же и причастия, и при­
лагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый
звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их
труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный
с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные
обозначают постоянный признак предмета (например, 'возникший в ре­
зультате осуществления действия', 'способный участвовать в действии'),
ср.:

Она была воспитана отцом (=Ее воспитал отец) — причастие; Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, обра­зованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- являет­
ся отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола
НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образова­
но от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, так как есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, так как глагол скосить СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут
быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем-
являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или
непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, так как глагол промокать в значении 'пропускать воду' непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, так как глагол победить СВ).

Причастие имеет следующие особенности представления в учебных комплексах.


В комплексе 1 причастие изучается в 7 классе перед наречием и словами категории состояния. В последних изданиях комплекса 1 при­частие представлено как самостоятельная часть речи, которая обознача­ет «проявляющийся во времени признак предмета по действию». Такой подход предопределяет рассмотрение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени как разных слов, что от­ражается в указании этих признаков как постоянных при морфологиче­ском разборе. При определении значения действительных и страдатель­ных причастий в комплексе используются следующие формулировки: «Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета», «Страдательные причастия обо­значают признак, который возник у предмета под действием другого предмета». Действительные и страдательное причастия настоящего и прошедшего времени рассмотрены в отдельных параграфах, суффиксы причастий каждого типа даны в соответствующих таблицах, при этом причастные суффиксы являются словообразующими и включаются в основу слова. Отдельные параграфы посвящены разграничению полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных, непосредственно влияющему на правописание Н и НН в этих словах.

Комплекс 2 также рассматривает причастие в курсе 7 класса, но по­сле изучения наречия и представляет его как самостоятельную часть ре­чи. Общее грамматическое значение причастия определено здесь как «признак предмета по его действию», что неточно, так как страдатель­ные причастия обозначают признак предмета по действию другого пред­мета над ним. В отличие от комплекса 1, комплекс 2 подчеркивает со­единение в причастии грамматических признаков глагола и прилага­тельного, посвящая этому отдельные параграфы; при этом действитель­ность и страдательность причастий описывается как глагольный при­знак, несмотря на то что залог у спрягаемых форм глагола не выделяет­ся.

В комплексе 3 причастия изучаются в 6 классе до изучения числи­тельного и местоимения и описаны как особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного. Перечислению этих призна­ков, в том числе свойственного глаголу управления, уделено много вни­мания. Образование действительных и страдательных причастий насто­ящего и прошедшего времени рассматривается в одном параграфе, что позволяет сформировать у учащихся цельную картину. Несмотря на то что причастие определяется как форма глагола, схема морфологическо­го разбора причастия тем не менее соответствует подходу к причастию как к самостоятельной части речи, о чем подробнее будет сказано далее.


Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как само­стоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания ком­плекса 1). Опишем деепричастие как глагольную форму.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает сле­дующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2-3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид {читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность {читая книгу — переходи., сидя на стуле — непере-ходн.) и возвратность {умывая — невозврата., умываясь — возврати.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и ос­тальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий кни­гу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (дее­причастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепри­частия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от гла­гола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что де­лая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (на­пример, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоя­щего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепри­частий у некоторых других глаголов: игра-яигра-ючи.

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

— от глаголов на -чь: печь*пекя(печа);

— от глаголов на -путь: вянуть*вяня;

— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего време­
ни: писать, пишут*пиша, лижут*лижа;

— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из
согласных, и производных от них: пить, пьют {nj-ym) -*пъя.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая {daeaj-a).


Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глаго­ла: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядев­ши и т. д.): умы-вши-сь,

-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

У некоторых глаголов существуют вариативные формы дееприча­стия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибав­лением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сьнахмур-я-сь.

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-яНСВ, обеща-в — СВ,

женить: жен-яНСВ, жени-е — СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные пред­ложения типа:

*Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов);

^Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существитель­ное в подлежащем является субъектом действия, названного дееприча­стием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим чле­нам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнитель­ное и основное действие имеют один и тот же субъ­ект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Деепричастие имеет следующие особенности преподнесения в учеб­ных комплексах.

В комплексе 1 в его последних изданиях деепричастие, как и при­частие, изучается в 7 классе как самостоятельная часть речи со значени-


ем добавочного действия при основном действии, выраженном глаго­лом. В отличие от причастия, при описании которого не делается четко­го разграничения признаков глагола и прилагательного, в описании дее­причастия такое разграничение четко проводится; при этом учащимся предлагается ответить на вопрос не только о том, чем деепричастие схо­же с глаголом и наречием, но и чем оно от них отличается. Дееприча­стия НСВ и СВ рассмотрены в отдельных параграфах, их образование представлено в виде таблиц. Особенностям употребления деепричастий в речи не уделяется специального внимания.

В комплексе 2 деепричастие изучается, как и в комплексе 1, в 7 клас­се и также рассмотрено как самостоятельная часть речи. Образование деепричастий НСВ и СВ описывается в одном параграфе, признаки гла­гола и наречия четко определены.

В комплексе 3 деепричастие, как и причастие, изучается в 6 классе и рассматривается как форма глагола. Деепричастие определено как особая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее основ­ному действию. Образование деепричастий НСВ и СВ дано в одном параграфе, что позволяет провести сопоставление. Завершается тема параграфом «Употребление причастий и деепричастий в речи». В нем отмечены случаи перехода причастий в прилагательные {приподнятое настроение), особенности же употребления деепричастий не описаны, однако учащимся предлагается самостоятельно сделать вывод о причи­нах неправильности предложений типа Возвращаясь домой, пошел дождь.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоя­тельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттен­ков смысла.

Предлог

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи су­ществительного, местоимения и числительного с другими словами в сло­восочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с пару­сом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-


вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в ком­плексе 1 предлог при этом обведен квадратом). Комплекс 3 распоряжа­ется предлогами неоднозначно: в одних примерах они не выделены во­все, в других — подчеркнуты вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным-определени­ем в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, не­смотря на — с В.п., от и у — с Р.п.), либо с несколькими падежами (например, за — с В.п. и Т.п., наше — с В.п. и П.п., по — с Д.п. и В.п., с — сР.п., В.п. и Т.п.).

По образованию (с точки зрения исторической производно-сти) предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхожде­
нию с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны
по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около,
вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за
исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,

2) пространственное: жить в Москве /под Москвой / около метро,

3) временное: прийти к вечеру, работать до /после обеда, прийти
через день,

4) причинное: не прийти из-за /вследствие /по /ввиду болезни,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для
друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в ком­плексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется опре­делительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.


Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определе­нием (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существитель­ного: ради чего и чего ради.

При изучении предлога как части речи необходимо работать над раз­личением предлогов и других частей речи. Так, слова вокруг, накануне, возле могут быть как предлогами, так и наречиями. Если эти слова упот­реблены с последующим местоимением или существительным, это пред­логи: Вокруг сада был высокий забор, Накануне отъезда настроение было тревожное; если эти слова употреблены без последующего ме­стоимения или существительного, это наречия: Вокруг была непроходи­мая чаща, Еще накануне я чувствовал себя хорошо. Имеется также ряд сочетаний, образованных из предлога и существительного или наречия, которые могут выступать в роли предлогов, например: в отличие от, согласно с, вдоль по.

Предлоги в течение, в продолжение, вследствие следует отличать от существительных с предлогом в течении, в продолжении, в следствии, ср.:

В продолжение своего рассказа хочу сказать следующее (предлог).

В продолжении романа автор развивает только одну из сюжетных линий первой части (существительное).

Предлог несмотря на надо отличать от деепричастия, ср.:

Несмотря на дождь, мы пошли в кино.

Не смотря на отца, он встал из-за стола.

Во всех учебных комплексах служебные части речи изучаются в 7 классе.

Комплексы представляют предлог как часть речи следующим образом.

Комплекс 1 определяет предлог как «служебную часть речи, кото­рая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе разграничена предлоги простые и состав­ные, непроизводные и производные (при изучении этой темы необхо­димо обратить внимание учащихся, что речь идет об исторической про-изводности). Один из параграфов называется «Употребление предло­гов» и интегрирует информацию об употреблении предлогов с 1,2 и 3 падежами и о многозначности некоторых предлогов {около — 'место' и 'приблизительное количество'). Из значений, выражаемых предлогами, упомянуты временные, причинные, пространственные и целевые.

Комплекс 2 определяет предлог как «служебную часть речи, кото­рая выражает зависимость существительных, числительных и место­имений от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе выделено 6 разрядов предлогов по значению: пространственные, вре-


менные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные (под последним понимается объектное значение: рассказывать о поездке). При этом сообщается, что предлоги передают те или иные значения вместе с окончаниями изменяемых самостоятельных слов (в комплексе принято решение о подчеркивании предлога вместе с самостоятельным словом при разборе предложения по членам). Предлоги подразделяются на непроизводные и производные; разграничение простых и составных предлогов не производится.

Комплекс 3 определяет предлог как «служебное слово, выражающее отношение имени существительного, числительного и некоторых ме­стоимений к другим словам в речи». Предлоги подразделяются на про­стые и составные, непроизводные и производные. Вопрос о значении предлогов не затрагивается. В параграфе «Употребление предлогов в речи» отрабатываются умения употреблять предлоги с нужным паде­жом (например, согласно, благодаря, вопреки + Д. п.) и поднимается вопрос о необходимости разграничения предлогов и омонимичных им наречий, существительных, деепричастий.

Союз

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи одно­родных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По образованию союзы делятся на

1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не свя­
заны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;

2) производные (непервообразные), образованные

 

— соединением непроизводных союзов: как будто,

— соединением указательного слова из главной части и простого
союза: для того чтобы,

— соединением союза с местоимением и словом с обобщенным
значением: до тех пор пока, в то время как,

— от других частей речи: пока, хотя, чтобы.
По строению союзы делятся на

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами):
так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются

а) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной {не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной {если... то, когда... то, едва... как) второй частью,


б) повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые со­стоят из одинаковых частей (ни... ни, то... то, или... или).

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где при­соединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение 'и это, и то'): и, да (в значении 'и'),
ни... ни, как... так и, и... и, не только... но и, как... так и, тоже, также;

2) разделительные (значение 'или это, или то'): или, либо, то...то,
не то... не то, или... или, то ли...то ли;

3) противительные (значение 'не это, а то'): а, но, да (в значении
'но'), однако, зато.

В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:

4) градационные: не только...но и, не столько... сколько, не то
чтобы... а;

5) пояснительные: то есть, а именно;

6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в пред­лагаемом школьной грамматикой классификации (не только... но и, то­же, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложе­ния, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интерес­ная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связыва­ют однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длин­нее, чем день; Пруд словно зеркало.

Вьщеляют следующие разряды подчинительных союзов по зна­чению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что;

6) следствия: так что;


7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союза­ми, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. производные предлоги).

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к несколь­ким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Комплексы имеют следующие особенности представления союза как части речи.

Комплекс 1 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложно­го, а также предложения в тексте». Союзы подразделяются на простые и составные, сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинитель­ные подразделяются на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные и изъяснительные. Уступительные союзы и союзы след­ствия не упомянуты.

Комплекс 2 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает члены предложения и простые предложения в составе слож­ного». Союзы делятся на простые и составные, сочинительные (соеди­нительные, противительные, разделительные) и подчинительные (вре­менные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнитель­ные, следственные, изъяснительные). Как мы видим, по сравнению с комплексом 1 классификация подчинительных союзов расширена.

Комплекс 3 определяет союз как «служебное слово, которое связы­вает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения». Необходимо дополнить, что в структуре простого пред­ложения союзы могут связывать не только однородные члены, но и не­однородные (сравнительные союзы могут присоединять сказуемое, об­стоятельство и другие члены предложения). Классификация предлогов дана по строению и по значению, при этом подчинительные союзы объ­единены в 2 группы — изъяснительные и обстоятельственные; в группу обстоятельственных попадают союзы со значением времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения.

Частица

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выраже­ния оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для обра­зования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.


Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицатель­ную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для об­разования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай (те) (показатели повелительного наклонения). В отли­чие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компо­нентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложе­ния, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Ябм не опоздал, если бм не пошел дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и от­ношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, какраз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно,
почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усили­тельная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других зву­ков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего пост­фикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) — Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не ж ни в составе отрицательных и неопределенных место­имений и наречий независимо от слитного или раздельного написания.

Частица как часть речи имеет следующие особенности представле­ния в учебных комплексах.


Комплекс 1 перечисляет следующие формообразующие частицы: бы, бывало, да, даеай(те), пусть, пускай, более, менее, самый. Как мы видим, в состав формообразующих частиц здесь включены не только элементы, служащие для образования форм глагола, но и элементы, слу­жащие для образования степеней сравнения прилагательного и наречия (правда, в списке отсутствуют элементы наиболее и наименее). Как уже говорилось, комплекс 1 в степенях сравнения прилагательного выделяет только большую и наибольшую степени проявления признака и, соот­ветственно, только элементы более и наиболее; в этом контексте появ­ление частицы менее нелогично.

Четкой классификации смысловых частиц в комплексе 1 не дается; в определении сказано только, что «эти частицы выражают вопрос, вос­клицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягче­ние требования».

Комплекс 2 не вводит терминов «формообразующая» и «смысло­вая» частица, но разграничивает эти понятия, причем отмечает, что по своей роли частицы, служащие для образования форм слова, сближаются с морфемами. Однако перечень формообразующих частиц вызывает возражения. Как и в комплексе 1, здесь перечислены элементы, служа­щие для образования наклонений глагола и степеней сравнения прила­гательных и наречий, но не все; наряду с ними указаны кое-, -то, -либо, -нибудь, служащие не для формообразования, а для словообразования и являющиеся полноценными словообразующими морфемами.

Среди смысловых частиц выделены следующие разряды: вопроси­тельные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицатель­ные. Список разрядов, как мы видим, является далеко не полным.

Комплекс 3 определяет частицу как «служебное слово, которое слу­жит 1) для образования наклонений глагола; 2) для выражения различ­ных оттенков значения в предложении». Как мы видим из определения, к формообразующим частицам в этом комплексе относят только эле­менты бы, пусть, пускай, да, давай, давайте. Смысловые частицы, по этому комплексу, выражают следующие значения: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание. В параграфе «Употребление частиц в речи» учащимся предла­гается сделать вывод, что употребление частиц характерно для разго­ворной речи; это положение неточно, так как относится далеко не ко всем разрядам частиц.

Междометие

Междометие — особая часть речи, не относящаяся ни к группе са­мостоятельных, ни к группе служебных.


Междометие — это часть речи, которая объединяет слова, выра­жающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

По значению междометия бывают трех разрядов:

1) эмоциональные междометия выражают, но не называют
чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-
ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так,
ф>-идр.;

2) императивные междометия выражают побуждение к дей­
ствию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру,
ну-ка, ш-ш, ау;

3) этикетные междометия являются формулами речевого эти­
кета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего
хорошего.

Междометия не изменяются, не являются членами предложения, за исключением случаев, когда они выступают в функции существитель­ного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.

Междометия обособляются при помощи запятой или восклицатель­ного знака: Ба! Знакомые все лица\ (А. С. Грибоедов)

Междометия могут быть производными {батюшки, господи) и не­производными (ох, фу), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш).

Междометия не следует путать со звукоподражательными слова­ми. Эта группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы: мяу, кар-кар, дзынь. Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи.

Междометия также следует отличать от глаголов в междометной форме: А шапка бац прямо на пол.

Междометие представлено в учебных комплексах следующим обра­зом.

В комплексе 1 междометие определяется как «особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные. Междометия — это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения, но не назы­вающие их». Четкого разграничения междометий по разрядам не произ­водится. Сообщается, что междометия бывают непроизводными и про­изводными.

В комплексе 2 междометие определяется как «особая часть речи, которая выражает чувства или побуждение к действию, но не называет их». Далее сказано, что «к междометиям примыкают звукоподража­тельные слова» и что междометия могут пополняться за счет других частей речи.


В комплексе 3 сказано, что междометия используются для выраже­ния эмоций, команд и приказов, речевого этикета, то есть дано опреде­ление, максимально приближенное к принятому в лингвистике. В руб­рике «Возьмите на заметку» учащимся сообщается, что многие ученые в специальную группу выделяют звукоподражательные слова, которые, как и междометия, не являются ни знаменательными, ни служебными, и что междометия широко используются в разговорной и художествен­ной речи.

Комплекс 3 завершает изучение морфологии параграфом «Омони­мия разных частей речи».

§ 60. Умения и навыки по морфологии, методы их формирования

В курсе морфологии ученики должны приобрести следующие уме­ния и навыки:

1) задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос;

2) определять частеречную принадлежность слова;

3) разграничивать формы одного слова и разные слова;

4) приводить все формы данного слова;

5) разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

6) соотносить грамматические значения с информацией о внеязыко-
вой действительности, указывать на соответствия и несоответствия ме­
жду ними;

7) склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нор­
мами;

8) определять грамматическое значение формы слова и средства его
выражения;

9) указывать все грамматические признаки слова с их разделением
на постоянные и непостоянные;

 

10) находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые
грамматические явления;

11) группировать слова и словоформы по заданным основаниям;

12) производить морфологический разбор слов разных частей речи.
Для выработки этих умений и формирования навыков используются

следующие виды заданий:

1) найти изучаемое лингвистическое явление (например, слово оп­
ределенной части речи или в определенной грамматической форме) в
списке слов, предложении или тексте;

2) подобрать (выбрать из текста, словаря или придумать самостоя­
тельно) примеры, иллюстрирующие изучаемое лингвистическое яв­
ление;


3) сгруппировать слова или словоформы по заданному основанию;

4) просклонять / проспрягать слово;

Приведем примеры некоторых упражнений к разделу морфологии, представленные в 1, 2 и 3 комплексах, дадим при необходимости ком­ментарии к некоторым из них.

Комплекс 1

^ Выпишите из текста сначала имена существительные одушевленные, затем неодушевленные. В выписанных словах выделите окончания.

4? Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существитель­ными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите. Молодежь (петь). Картофель (зазеленеть)...

Это задание, обращающее внимание учащихся на внесловное выра­жение морфологической категории рода существительных, направлено на формирование умения определять род существительного по оконча­ниям согласуемых с ними слов.

4? Какие ошибки допустил ученик в определении падежей? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.

Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке» — окончание -е, дательный падеж. «В тетради не бы­ло никаких исправлений». «Тетради» — родительный падеж, потому что окончание -и.

В разделе морфологии не принято использовать задания на исправ­ление ошибок, это задание — одно из немногих исключений. Его на­значение — проговорить алгоритм определения падежной формы. Эта несложная, на первый взгляд, работа вызывает тем не менее множество ошибок. Особенно часто учащиеся путают формы Р. п. и В. п. из-за час­тичного совпадения вопросов к ним и частой омонимии их окончаний. Во-первых, надо приучить учащихся использовать оба вопроса: кого, чего? I кого, что?. Иногда учащиеся затрудняются с постановкой во­проса, и в этом случае может помочь замена слова с омонимичными окончаниями на существительное 1 склонения, у которого различаются окончания И., Р. и В. п. {мам-а, мам-ы, мам-у), например: расстраи­вать отц-а и упреки отц-а; возможная замена расстраивать отц-а, мам-у (В. п.), упреки отц-а, мам-ы (Р. П.).

4? Прочитайте.

1. Возвращался я вчера домой поздно. Иду и думаю о последнем разговоре с сестрой. Было тихо. Чавкала под ногами грязь, шуршали опавшие листьяи ни звука больше. Вдруг кто-то крикнул и схватил меня за руку...


2. Во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.14 (0.017 с.)