Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причастия и отглагольные прилагательныеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы при Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае. 1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный Она была воспитана отцом (=Ее воспитал отец) — причастие; Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная). 2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- являет некошеные луга (прилагательное), не кошенные косой луга (причастие, так как есть зависимое слово), скошенные луга (причастие, так как глагол скосить СВ). 3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут непромокаемые сапоги (прилагательное, так как глагол промокать в значении 'пропускать воду' непереходный), непобедимая армия (прилагательное, так как глагол победить СВ). Причастие имеет следующие особенности представления в учебных комплексах. В комплексе 1 причастие изучается в 7 классе перед наречием и словами категории состояния. В последних изданиях комплекса 1 причастие представлено как самостоятельная часть речи, которая обозначает «проявляющийся во времени признак предмета по действию». Такой подход предопределяет рассмотрение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени как разных слов, что отражается в указании этих признаков как постоянных при морфологическом разборе. При определении значения действительных и страдательных причастий в комплексе используются следующие формулировки: «Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета», «Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета». Действительные и страдательное причастия настоящего и прошедшего времени рассмотрены в отдельных параграфах, суффиксы причастий каждого типа даны в соответствующих таблицах, при этом причастные суффиксы являются словообразующими и включаются в основу слова. Отдельные параграфы посвящены разграничению полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных, непосредственно влияющему на правописание Н и НН в этих словах. Комплекс 2 также рассматривает причастие в курсе 7 класса, но после изучения наречия и представляет его как самостоятельную часть речи. Общее грамматическое значение причастия определено здесь как «признак предмета по его действию», что неточно, так как страдательные причастия обозначают признак предмета по действию другого предмета над ним. В отличие от комплекса 1, комплекс 2 подчеркивает соединение в причастии грамматических признаков глагола и прилагательного, посвящая этому отдельные параграфы; при этом действительность и страдательность причастий описывается как глагольный признак, несмотря на то что залог у спрягаемых форм глагола не выделяется. В комплексе 3 причастия изучаются в 6 классе до изучения числительного и местоимения и описаны как особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного. Перечислению этих признаков, в том числе свойственного глаголу управления, уделено много внимания. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени рассматривается в одном параграфе, что позволяет сформировать у учащихся цельную картину. Несмотря на то что причастие определяется как форма глагола, схема морфологического разбора причастия тем не менее соответствует подходу к причастию как к самостоятельной части речи, о чем подробнее будет сказано далее. Деепричастие Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Опишем деепричастие как глагольную форму. Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками: 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?. 2-3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия. К признакам глагола относятся вид {читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность {читая книгу — переходи., сидя на стуле — непере-ходн.) и возвратность {умывая — невозврата., умываясь — возврати.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги. К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки. Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я). У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи. Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ: — от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа); — от глаголов на -путь: вянуть — *вяня; — от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего време — от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая {daeaj-a). Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки. Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: -в от глаголов с основой на гласный: сдела-в, -вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь, -ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши. У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь. Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я. Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например: обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ, женить: жен-я — НСВ, жени-е — СВ. Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа: *Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов); ^Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым). Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам. Деепричастие имеет следующие особенности преподнесения в учебных комплексах. В комплексе 1 в его последних изданиях деепричастие, как и причастие, изучается в 7 классе как самостоятельная часть речи со значени- ем добавочного действия при основном действии, выраженном глаголом. В отличие от причастия, при описании которого не делается четкого разграничения признаков глагола и прилагательного, в описании деепричастия такое разграничение четко проводится; при этом учащимся предлагается ответить на вопрос не только о том, чем деепричастие схоже с глаголом и наречием, но и чем оно от них отличается. Деепричастия НСВ и СВ рассмотрены в отдельных параграфах, их образование представлено в виде таблиц. Особенностям употребления деепричастий в речи не уделяется специального внимания. В комплексе 2 деепричастие изучается, как и в комплексе 1, в 7 классе и также рассмотрено как самостоятельная часть речи. Образование деепричастий НСВ и СВ описывается в одном параграфе, признаки глагола и наречия четко определены. В комплексе 3 деепричастие, как и причастие, изучается в 6 классе и рассматривается как форма глагола. Деепричастие определено как особая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее основному действию. Образование деепричастий НСВ и СВ дано в одном параграфе, что позволяет провести сопоставление. Завершается тема параграфом «Употребление причастий и деепричастий в речи». В нем отмечены случаи перехода причастий в прилагательные {приподнятое настроение), особенности же употребления деепричастий не описаны, однако учащимся предлагается самостоятельно сделать вывод о причинах неправильности предложений типа Возвращаясь домой, пошел дождь. Служебные части речи Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла. Предлог Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование). Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения. При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во- вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом обведен квадратом). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах они не выделены вовсе, в других — подчеркнуты вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным-определением в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо. Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на — с В.п., от и у — с Р.п.), либо с несколькими падежами (например, за — с В.п. и Т.п., наше — с В.п. и П.п., по — с Д.п. и В.п., с — сР.п., В.п. и Т.п.). По образованию (с точки зрения исторической производно-сти) предлоги могут быть разделены на 1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхожде 2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль; б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу; в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя. 1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, 2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за Предлоги могут выражать следующие значения: 1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине, 2) пространственное: жить в Москве /под Москвой / около метро, 3) временное: прийти к вечеру, работать до /после обеда, прийти 4) причинное: не прийти из-за /вследствие /по /ввиду болезни, 5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для 6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать, 7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом, 8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху. Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным. Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради. При изучении предлога как части речи необходимо работать над различением предлогов и других частей речи. Так, слова вокруг, накануне, возле могут быть как предлогами, так и наречиями. Если эти слова употреблены с последующим местоимением или существительным, это предлоги: Вокруг сада был высокий забор, Накануне отъезда настроение было тревожное; если эти слова употреблены без последующего местоимения или существительного, это наречия: Вокруг была непроходимая чаща, Еще накануне я чувствовал себя хорошо. Имеется также ряд сочетаний, образованных из предлога и существительного или наречия, которые могут выступать в роли предлогов, например: в отличие от, согласно с, вдоль по. Предлоги в течение, в продолжение, вследствие следует отличать от существительных с предлогом в течении, в продолжении, в следствии, ср.: В продолжение своего рассказа хочу сказать следующее (предлог). В продолжении романа автор развивает только одну из сюжетных линий первой части (существительное). Предлог несмотря на надо отличать от деепричастия, ср.: Несмотря на дождь, мы пошли в кино. Не смотря на отца, он встал из-за стола. Во всех учебных комплексах служебные части речи изучаются в 7 классе. Комплексы представляют предлог как часть речи следующим образом. Комплекс 1 определяет предлог как «служебную часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе разграничена предлоги простые и составные, непроизводные и производные (при изучении этой темы необходимо обратить внимание учащихся, что речь идет об исторической про-изводности). Один из параграфов называется «Употребление предлогов» и интегрирует информацию об употреблении предлогов с 1,2 и 3 падежами и о многозначности некоторых предлогов {около — 'место' и 'приблизительное количество'). Из значений, выражаемых предлогами, упомянуты временные, причинные, пространственные и целевые. Комплекс 2 определяет предлог как «служебную часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе выделено 6 разрядов предлогов по значению: пространственные, вре- менные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные (под последним понимается объектное значение: рассказывать о поездке). При этом сообщается, что предлоги передают те или иные значения вместе с окончаниями изменяемых самостоятельных слов (в комплексе принято решение о подчеркивании предлога вместе с самостоятельным словом при разборе предложения по членам). Предлоги подразделяются на непроизводные и производные; разграничение простых и составных предлогов не производится. Комплекс 3 определяет предлог как «служебное слово, выражающее отношение имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи». Предлоги подразделяются на простые и составные, непроизводные и производные. Вопрос о значении предлогов не затрагивается. В параграфе «Употребление предлогов в речи» отрабатываются умения употреблять предлоги с нужным падежом (например, согласно, благодаря, вопреки + Д. п.) и поднимается вопрос о необходимости разграничения предлогов и омонимичных им наречий, существительных, деепричастий. Союз Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются, не являются членами предложения. По образованию союзы делятся на 1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не свя 2) производные (непервообразные), образованные
— соединением непроизводных союзов: как будто, — соединением указательного слова из главной части и простого — соединением союза с местоимением и словом с обобщенным — от других частей речи: пока, хотя, чтобы. 1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо; 2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): Разновидностями составных союзов являются а) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной {не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной {если... то, когда... то, едва... как) второй частью, б) повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни... ни, то... то, или... или). По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте. Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению: 1) соединительные (значение 'и это, и то'): и, да (в значении 'и'), 2) разделительные (значение 'или это, или то'): или, либо, то...то, 3) противительные (значение 'не это, а то'): а, но, да (в значении В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами: 4) градационные: не только...но и, не столько... сколько, не то 5) пояснительные: то есть, а именно; 6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем. Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только... но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.). Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало. Вьщеляют следующие разряды подчинительных союзов по значению: 1) временные: когда, пока, едва, лишь; 2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.); 3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.); 4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.); 5) уступительные: хотя, несмотря на то что; 6) следствия: так что; 7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем; 8) изъяснительные: что, как, чтобы. Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. производные предлоги). Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный). Комплексы имеют следующие особенности представления союза как части речи. Комплекс 1 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте». Союзы подразделяются на простые и составные, сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные подразделяются на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные и изъяснительные. Уступительные союзы и союзы следствия не упомянуты. Комплекс 2 определяет союз как «служебную часть речи, которая связывает члены предложения и простые предложения в составе сложного». Союзы делятся на простые и составные, сочинительные (соединительные, противительные, разделительные) и подчинительные (временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные). Как мы видим, по сравнению с комплексом 1 классификация подчинительных союзов расширена. Комплекс 3 определяет союз как «служебное слово, которое связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения». Необходимо дополнить, что в структуре простого предложения союзы могут связывать не только однородные члены, но и неоднородные (сравнительные союзы могут присоединять сказуемое, обстоятельство и другие члены предложения). Классификация предлогов дана по строению и по значению, при этом подчинительные союзы объединены в 2 группы — изъяснительные и обстоятельственные; в группу обстоятельственных попадают союзы со значением времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения. Частица Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов. К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай (те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Ябм не опоздал, если бм не пошел дождь. Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы: 1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не; 2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль); 3) указательные: вот, вон, это; 4) уточняющие: именно, какраз, прямо, точно, точь-в-точь; 5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, 6) восклицательные: что за, ну и, как; 7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну; 8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли. В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол). Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков). Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) — Я-то знаю, куда надо идти (частица). Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не ж ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий независимо от слитного или раздельного написания. Частица как часть речи имеет следующие особенности представления в учебных комплексах. Комплекс 1 перечисляет следующие формообразующие частицы: бы, бывало, да, даеай(те), пусть, пускай, более, менее, самый. Как мы видим, в состав формообразующих частиц здесь включены не только элементы, служащие для образования форм глагола, но и элементы, служащие для образования степеней сравнения прилагательного и наречия (правда, в списке отсутствуют элементы наиболее и наименее). Как уже говорилось, комплекс 1 в степенях сравнения прилагательного выделяет только большую и наибольшую степени проявления признака и, соответственно, только элементы более и наиболее; в этом контексте появление частицы менее нелогично. Четкой классификации смысловых частиц в комплексе 1 не дается; в определении сказано только, что «эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования». Комплекс 2 не вводит терминов «формообразующая» и «смысловая» частица, но разграничивает эти понятия, причем отмечает, что по своей роли частицы, служащие для образования форм слова, сближаются с морфемами. Однако перечень формообразующих частиц вызывает возражения. Как и в комплексе 1, здесь перечислены элементы, служащие для образования наклонений глагола и степеней сравнения прилагательных и наречий, но не все; наряду с ними указаны кое-, -то, -либо, -нибудь, служащие не для формообразования, а для словообразования и являющиеся полноценными словообразующими морфемами. Среди смысловых частиц выделены следующие разряды: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные. Список разрядов, как мы видим, является далеко не полным. Комплекс 3 определяет частицу как «служебное слово, которое служит 1) для образования наклонений глагола; 2) для выражения различных оттенков значения в предложении». Как мы видим из определения, к формообразующим частицам в этом комплексе относят только элементы бы, пусть, пускай, да, давай, давайте. Смысловые частицы, по этому комплексу, выражают следующие значения: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание. В параграфе «Употребление частиц в речи» учащимся предлагается сделать вывод, что употребление частиц характерно для разговорной речи; это положение неточно, так как относится далеко не ко всем разрядам частиц. Междометие Междометие — особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных. Междометие — это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета). По значению междометия бывают трех разрядов: 1) эмоциональные междометия выражают, но не называют 2) императивные междометия выражают побуждение к дей 3) этикетные междометия являются формулами речевого эти Междометия не изменяются, не являются членами предложения, за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау. Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица\ (А. С. Грибоедов) Междометия могут быть производными {батюшки, господи) и непроизводными (ох, фу), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш). Междометия не следует путать со звукоподражательными словами. Эта группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы: мяу, кар-кар, дзынь. Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи. Междометия также следует отличать от глаголов в междометной форме: А шапка бац прямо на пол. Междометие представлено в учебных комплексах следующим образом. В комплексе 1 междометие определяется как «особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные. Междометия — это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения, но не называющие их». Четкого разграничения междометий по разрядам не производится. Сообщается, что междометия бывают непроизводными и производными. В комплексе 2 междометие определяется как «особая часть речи, которая выражает чувства или побуждение к действию, но не называет их». Далее сказано, что «к междометиям примыкают звукоподражательные слова» и что междометия могут пополняться за счет других частей речи. В комплексе 3 сказано, что междометия используются для выражения эмоций, команд и приказов, речевого этикета, то есть дано определение, максимально приближенное к принятому в лингвистике. В рубрике «Возьмите на заметку» учащимся сообщается, что многие ученые в специальную группу выделяют звукоподражательные слова, которые, как и междометия, не являются ни знаменательными, ни служебными, и что междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Комплекс 3 завершает изучение морфологии параграфом «Омонимия разных частей речи». § 60. Умения и навыки по морфологии, методы их формирования В курсе морфологии ученики должны приобрести следующие умения и навыки: 1) задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос; 2) определять частеречную принадлежность слова; 3) разграничивать формы одного слова и разные слова; 4) приводить все формы данного слова; 5) разграничивать грамматическое и лексическое значение слова; 6) соотносить грамматические значения с информацией о внеязыко- 7) склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нор 8) определять грамматическое значение формы слова и средства его 9) указывать все грамматические признаки слова с их разделением
10) находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые 11) группировать слова и словоформы по заданным основаниям; 12) производить морфологический разбор слов разных частей речи. следующие виды заданий: 1) найти изучаемое лингвистическое явление (например, слово оп 2) подобрать (выбрать из текста, словаря или придумать самостоя 3) сгруппировать слова или словоформы по заданному основанию; 4) просклонять / проспрягать слово; Приведем примеры некоторых упражнений к разделу морфологии, представленные в 1, 2 и 3 комплексах, дадим при необходимости комментарии к некоторым из них. Комплекс 1 ^ Выпишите из текста сначала имена существительные одушевленные, затем неодушевленные. В выписанных словах выделите окончания. 4? Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите. Молодежь (петь). Картофель (зазеленеть)... Это задание, обращающее внимание учащихся на внесловное выражение морфологической категории рода существительных, направлено на формирование умения определять род существительного по окончаниям согласуемых с ними слов. 4? Какие ошибки допустил ученик в определении падежей? Чего он не знал? Определите падежи этих слов. Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке» — окончание -е, дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради» — родительный падеж, потому что окончание -и. В разделе морфологии не принято использовать задания на исправление ошибок, это задание — одно из немногих исключений. Его назначение — проговорить алгоритм определения падежной формы. Эта несложная, на первый взгляд, работа вызывает тем не менее множество ошибок. Особенно часто учащиеся путают формы Р. п. и В. п. из-за частичного совпадения вопросов к ним и частой омонимии их окончаний. Во-первых, надо приучить учащихся использовать оба вопроса: кого, чего? I кого, что?. Иногда учащиеся затрудняются с постановкой вопроса, и в этом случае может помочь замена слова с омонимичными окончаниями на существительное 1 склонения, у которого различаются окончания И., Р. и В. п. {мам-а, мам-ы, мам-у), например: расстраивать отц-а и упреки отц-а; возможная замена расстраивать отц-а, мам-у (В. п.), упреки отц-а, мам-ы (Р. П.). 4? Прочитайте. 1. Возвращался я вчера домой поздно. Иду и думаю о последнем разговоре с сестрой. Было тихо. Чавкала под ногами грязь, шуршали опавшие листья — и ни звука больше. Вдруг кто-то крикнул и схватил меня за руку... 2. Во |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.14 (0.017 с.) |