Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными



В С1111 с двумя и более придаточными возможны следующие спосо­бы связи этих частей друг с другом:

1) последовательное подчинение: соединение частей в составе С1111 представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть вто­рой степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной глав­ной частью остаётся только одна:

Я понял '/, как непросто на самом деле то_ 2/, что мне предстоит

Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следу­ющим образом:

что? какое?

], (как ^=^=_____), (что У

1 степени 2 степени

Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же пред­ложения:


придаточное изъяснительное


как

союзное слово


придаточное 1-й степени


 


местоименно-определительное


что

слово


придаточное 2-й степени


2) параллельное подчинение:

а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:

Когда учитель отвернулся /, Александр наклонился /, чтобы под-

нять записку. Линейная схема:


зачем? —^ , {чтобы :

{когда


Иерархическая схема:



 


 


придаточное времени


когда союз


чтобы союз


придаточное цели


б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:

Я_ понял всё не в ту минуту г/, когда она мне отказала 2/, а в ту ми­нуту г/, когда она на меня посмотрела 3.

Линейная схема:

какую? какую/

------ ^- ^—-—

,{когда). ], {когда.


Иерархическая схема:



 


 


придаточное определительное


когда союзное

слово


когда

союзное

слово


придаточное определительное


3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного пред­ложения, или ко всему главному предложению в целом (их также назы­вают соподчинёнными придаточными). Между собой однородные при­даточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интона­ционно):

Я_ так и не понял 7, в каком случае надо звонить / и что надо ска-

зать 3.

Линейная схема:


чего?

------ ~.

], (е каком :

Иерархическая схема:


:) U (Что:


 



 


 


придаточное изъяснительное


в каком

союзное

слово


что союзное

слово


придаточное изъяснительное


В СИИ с несколькими придаточными могут быть представлены ком­бинации указанных способов подчинения, например:

Когда я пробовал разогнать этот мрак V, то она доходила до та­ких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду L об этом ужасном времени 4/ (Ф. М. Достоевский).


Линейная схема:

когда? до какой степени? до каких пор?
{Когда_____
). [то______ ]. {что______). {пока____

Иерархическая схема:



 


 


придаточное времени


ко­гда... то союз


что союз


придаточное меры и степени


 


пока союз


придаточное времени


 


СГШ с параллельным ([2] подчинением.


1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4)


Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания

а) сочинительной и подчинительной связи,

б) сочинительной и бессоюзной,

в) подчинительной и бессоюзной,

г) сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выде­ляют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тес­но связанных между собой частей. Граница между такими блоками про­ходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Например:

В сущности, довольно часто '/, когда на протяжении многих явно

что / и как нам следует думать по

побочных страниц объясняется тому или иному поводу 4/

или что, к примеру, думает сам Толстой о

войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют V, и начинает казаться б/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода


и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сель­ское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воз­зрений 9/(В. Набоков).



 


 


что союзное

слово


когда союз

как

союзное слово


или


что союзное

слово


 

 

7 что >  
союз  
       
  до тех пор пока союз

 


I


II


— сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом и.

I блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СГШ с по­
следовательным и однородным подчинением.

II блок состоит из 4 частей и представляет собой СГШ с однородным
и последовательным подчинением.

§ 64. Синтаксические умения и навыки, методы их формирования

В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести следующие уме­ния и навыки:

1) различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь
синтаксических единиц,

2) находить в предложении словосочетания,

3) определять в словосочетании главное и зависимое слово, тип под­
чинительной связи,

4) разграничивать свободные и фразеологически связанные слово­
сочетания,

5) различать словосочетание и предложение,

6) находить однословно и неоднословно выраженные члены пред­
ложения, разбирать предложения по членам,


7) определять главные и второстепенные члены,

8) определять средства выражения членов предложения, тип ска­
зуемого,

9) разграничивать односоставные и двусоставные неполные пред­
ложения,

 

10) определять однородность и неоднородность одноименных чле­
нов предложения,

11) разграничивать простые и сложные предложения,

12) определять тип сложного предложения по синтаксической связи
его частей: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное,

13) указывать средства связи частей сложного предложения, разгра­
ничивать союзы и союзные слова,

14) описывать семантические отношения между частями сложносо­
чиненного и бессоюзного предложения,

15) в сложноподчиненном предложении находить главную и зави­
симую часть, определять тип придаточного предложения,

16) делать синтаксический разбор предложения.

Методом формирования знаний и умений являются упражнения, схемы и разборы. При работе над синтаксисом используются такие ти­пы синтаксических упражнений, как:

1) определить структуру словосочетания: найти главное слово, зави­
симое, определить вид подчинительной связи;

2) выписать из предложения словосочетания, отграничив их от од­
нородных членов и грамматической основы предложения,

3) найти и выделить определенные члены предложения, указать, чем
они выражены,

4) определить роль порядка слов и логического ударения в приве­
денных предложениях,

5) сгруппировать единицы по общности синтаксических признаков
(например, предложения с разными типами сказуемого),

6) видоизменить синтаксические единицы (например, заменить со­
гласованные определения несогласованными),

7) составить схематическое изображение изучаемого явления для
предложений упражнения (например, схему расположения обобщающе­
го слова и однородных членов в каждом из приведенных предложений),

8) составить словосочетания или предложения заданной структуры,

9) внести в предложение элементы с заданными характеристиками
(например, имеющие уточняющее или поясняющее значение или рас­
пространяющие второстепенные члены),

10) исправить ошибки в предложения с однородными, обособлен­
ными членами (например, в предложениях с деепричастным оборотом),


11) заменить неосновные средства связи частей сложноподчиненно­
го предложения на основные,

12) заменить члены предложения придаточными частями и наоборот,

13) составить схему простого и сложного предложения.

Приведем несколько примеров упражнений разного типа.

4? Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, поме­щенному справа.

Да, уехала.

Нет, не в Суздаль, а во Владимир.

Да, вчера.

Нет, не Маша, а ее сестра.

Это задание из нового учебника комплекса 1 направлено на то, что­бы учащиеся путем анализа своего произношения осознали, что логиче­ское ударение может падать на любое самостоятельное слово (а иногда и на служебное) и актуализировали практически известное каждому носителю языка положение о том, что логическое ударение создается в речи интонацией и усилением голоса.

/? Перестройте примеры, заменяя вводные слова близкими по значению ввод­ными предложениями; перепишите, расставляя знаки препинания. Образец. Пожар в лесу, по словам очевидцев, был быстро ликвидирован.Пожар в лесу, как говорят очевидцы, был быстро ликвидирован. \)Метель, кажется, (не) скоро утихнет. 2)Наши шахматисты доб...ются, несомненно, больших успехов на ол...мпиаде. 3) Земледельцы Кубани, по со­общению газет, успешно ведут весенние полевые работы.

Это задание из учебника С. Г. Бархударова и др. комплекса 1 позво­ляет учащимся понять, что хотя вводные предложения имеют то же зна­чение, что и вводные слова, но не всегда возможно подобрать полный эквивалент (значение разной степени уверенности с большим успехом передается вводными словами, чем вводными предложениями, в отли­чие от значения указания на источник сообщения).

4? Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом — обращением: Гражданин, Саша, Рекс (кличка собаки), Барсик (кличка кошки).

Это задание из нового учебника комплекса 1 направлено на осозна­ние учащимися того, что основная структура предложений с обраще­ниями — односоставное определенно-личное предложение.

/? По данным схемам составьте предложения с обособленными обстоятельст­вами.

Маша вчера уехала в Суздаль?


__________ = ^^ ]■

3)[_________ и__________, ].

4)[_________, ],и[,_________, ].

(Упражнение из комплекса 3)

^ Продолжите предложения. Определите их вид.

1. Я помню тот день, когда.... 2. Нам сообщили, когда.... 3. Причастный оборот обособляется, когда....

Это задание из комплекса 2 направлено на разграничение разных ти­пов придаточных предложений (определительное, изъяснительное вре­мени), присоединяемых омонимичными средствами (союз когда в 2 и 3 предложении, союзное слово когда в 1 предложении). Задание предпо­лагает анализ учащимися значения этих придаточных и их присловного / неприсловного характера. Кроме того, задание позволяет повторить пунктуационное правило обособления причастного оборота. Задание можно расширить, попросив учащихся указать, союзом или союзным словом присоединяется придаточное в каждом случаи, а также указать, к какому слову в главной части относятся присловные придаточные.

/? Сопоставьте предложения. Произведите разбор сложноподчиненного пред­ложения.

Подул ветер, и до нас донесся запах сирени. Подул ветер и донес до нас запах сирени. Когда подул ветер, до нас донесся запах сирени.

Задание из комплекса 2 позволяет, с одной стороны, повторить про­стое, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение и принци­пы их разграничения, с другой стороны, обращает внимание учащихся на возможности синтаксической синонимии.

Специфическим видом работы, применимым именно к данному раз­делу — синтаксису, является схематический диктант (составление схем словосочетаний и предложений разного вида без записи самого предложения). Учащиеся устно анализируют предложение, выделяют, например, его части, устанавливают их взаимосвязь и затем составляют схему. Этот диктант может носить как визуальный, так и слуховой ха­рактер. В практике школьного преподавания он часто имеет вид синтак­сической «пятиминутки» и очень полезен на уроках закрепления мате­риала по конкретной синтаксической теме. Контроль за составлением схем должен быть постоянным, так как такой вид учебной деятельности развивает у учащихся абстрактное мышление, помогает увидеть струк­туру предложения, что в свою очередь приводит к правильному пунк­туационному оформлению предложения.


Сама синтаксическая «пятиминутка» обычно проводится в устной форме и включает задания типа:

— выделить из предложения словосочетания,

— найти грамматическую (предикативную) основу предложения,

— распространить или осложнить простое предложение,

— определить количество грамматических основ (в сложном пред­
ложении),

— придумать предложения разных типов (например, простое и
сложное с союзом и),

— составить словосочетания по схемам,

— придумать предложения по схемам,

— распространить или осложнить простое предложение.

Таким образом можно проверить и домашнее задание: в упражнении из учебника требовалось переписать предложения, расставляя знаки препинания, а в классе — проиллюстрировать это, составив схемы.

Основной метод изучения синтаксиса в школе — синтаксический разбор.

Учащиеся должны уметь разбирать:

1) словосочетание,

2) простое предложение,

3) сложносочиненное предложение,

4) сложноподчиненное предложение с одним и несколькими прида­
точными,

5) бессоюзное сложное предложение,

6) сложное предложение с разными видами связи.

Синтаксический разбор сопровождается составлением схем. В словосочетании указывается главное слово (над ним ставится зна­чок х) и стрелкой показывается зависящая от него словоформа:

весенний день, укрыться от дождя, быстро укрыться.

Для двусоставных и односоставных предложений также даются схемы, показывающие грамматическую (предикативную) основу пред­ложения:

Неожиданно ударил сильный мороз.

I ----------- ]•

Резко похолодало
I
]•

Схема простого предложения с однородными членами и обобщаю­щим словом выглядит так:

Всюду: вверху и внизупели жаворонки.
[О: О и О— _____ ].


Предложение с прямой речью схематически изображается следую­щим образом:

«Василиса Егоровна прехрабрая дама,заметил важно Швабрин.Иван Кузьмич может это засвидетельствовать».

«П,а.П».

Относительно составления схем сложных предложений необходи­мо оговорить следующее обстоятельство, которое носит не столько тех­нический, сколько методический характер, — линейный или вертикаль­ный (иерархический) вид схем.

Так, в учебнике 9 класса 1 комплекса (С. Г. Бархударов и др.) пред­ставлены линейные схемы для всех видов сложных предложе­ний, то есть сложносочиненное предложение Ветер усилился, и пошел дождь будет иметь схему [ ], и [ ]; бессоюзное сложное предложе­ние Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к нам через заросли[ ]: [ ]; сложноподчиненное предложение с подчини­тельным союзом в качестве средства связи Геологам сообщили, что в горах сошла лавина[ ], что (); а сложноподчиненное предложе­ние с союзным слово Кто много читает, тот много знает(кто),

[ ]•

Очевидно, что если мы имеем дело с отдельным ССП или Б СП, а также со СПП с одной придаточной частью, то такая подача — линей­ная — «работает» и наглядно представляет структуру указанных пред­ложений. Однако в случае с СПП с несколькими придаточными, а тем более тогда, когда анализу подвергается сложное предложение с разны­ми видами связи (сложная синтаксическая конструкция), горизонталь­ные схемы не дают представления о разветвленной, иерархически уст­роенной структуре предложения. Поэтому целесообразным представля­ется переход на вертикальные (иерархические) схемы, кото­рые отражают равноправный или подчиненный характер частей слож­ного предложения:

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; V месяц, пол­ный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубча­того горизонта домов; I звезды спокойно сияли на темно-голубом сво­де 3/, и мне стало смешно, 4/ когда я вспомнил, 5/ что были некогда люди премудрые, думавшие, 6/ что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымыш­ленные права 7/ —

[1];[2];[3],н [4] когда

[ 5 ] времени что [ 6 ] изъяснительное


Что

[ 7 ] изъяснительное

О составлении схем сложноподчиненного предложения см. также да­лее.

Важнейшим синтетическим умением по синтаксису является син­таксический разбор предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.064 с.)