Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточнымиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В С1111 с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом: 1) последовательное подчинение: соединение частей в составе С1111 представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: Я понял '/, как непросто на самом деле то_ 2/, что мне предстоит Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом: что? какое? ], (как ^=^=_____), (что У 1 степени 2 степени Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения: придаточное изъяснительное как союзное слово придаточное 1-й степени
местоименно-определительное что слово придаточное 2-й степени 2) параллельное подчинение: а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные: Когда учитель отвернулся /, Александр наклонился /, чтобы под- нять записку. Линейная схема:
{когда Иерархическая схема:
придаточное времени когда союз чтобы союз придаточное цели б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части: Я_ понял всё не в ту минуту г/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту г/, когда она на меня посмотрела 3. Линейная схема: какую? какую/ ------ ^- ^—-— ,{когда). ], {когда. Иерархическая схема:
придаточное определительное когда союзное слово когда союзное слово придаточное определительное 3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно): Я_ так и не понял 7, в каком случае надо звонить / и что надо ска- зать 3. Линейная схема: чего? ------ ~. ], (е каком : Иерархическая схема: :) U (Что:
придаточное изъяснительное в каком союзное слово что союзное слово придаточное изъяснительное В СИИ с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например: Когда я пробовал разогнать этот мрак V, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду L об этом ужасном времени 4/ (Ф. М. Достоевский). Линейная схема: когда? до какой степени? до каких пор? Иерархическая схема:
придаточное времени когда... то союз что союз придаточное меры и степени
пока союз придаточное времени
СГШ с параллельным ([2] подчинением. 1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4) Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа) В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания а) сочинительной и подчинительной связи, б) сочинительной и бессоюзной, в) подчинительной и бессоюзной, г) сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи. В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Например: В сущности, довольно часто '/, когда на протяжении многих явно
побочных страниц объясняется тому или иному поводу 4/ или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют V, и начинает казаться б/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на сельское хозяйство или не растолкует своих этических и религиозных воззрений 9/(В. Набоков).
что союзное слово когда союз как союзное слово или что союзное слово
I II — сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом и. I блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СГШ с по II блок состоит из 4 частей и представляет собой СГШ с однородным § 64. Синтаксические умения и навыки, методы их формирования В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 1) различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь 2) находить в предложении словосочетания, 3) определять в словосочетании главное и зависимое слово, тип под 4) разграничивать свободные и фразеологически связанные слово 5) различать словосочетание и предложение, 6) находить однословно и неоднословно выраженные члены пред 7) определять главные и второстепенные члены, 8) определять средства выражения членов предложения, тип ска 9) разграничивать односоставные и двусоставные неполные пред
10) определять однородность и неоднородность одноименных чле 11) разграничивать простые и сложные предложения, 12) определять тип сложного предложения по синтаксической связи 13) указывать средства связи частей сложного предложения, разгра 14) описывать семантические отношения между частями сложносо 15) в сложноподчиненном предложении находить главную и зави 16) делать синтаксический разбор предложения. Методом формирования знаний и умений являются упражнения, схемы и разборы. При работе над синтаксисом используются такие типы синтаксических упражнений, как: 1) определить структуру словосочетания: найти главное слово, зави 2) выписать из предложения словосочетания, отграничив их от од 3) найти и выделить определенные члены предложения, указать, чем 4) определить роль порядка слов и логического ударения в приве 5) сгруппировать единицы по общности синтаксических признаков 6) видоизменить синтаксические единицы (например, заменить со 7) составить схематическое изображение изучаемого явления для 8) составить словосочетания или предложения заданной структуры, 9) внести в предложение элементы с заданными характеристиками 10) исправить ошибки в предложения с однородными, обособлен 11) заменить неосновные средства связи частей сложноподчиненно 12) заменить члены предложения придаточными частями и наоборот, 13) составить схему простого и сложного предложения. Приведем несколько примеров упражнений разного типа. 4? Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. Да, уехала. Нет, не в Суздаль, а во Владимир. Да, вчера. Нет, не Маша, а ее сестра. Это задание из нового учебника комплекса 1 направлено на то, чтобы учащиеся путем анализа своего произношения осознали, что логическое ударение может падать на любое самостоятельное слово (а иногда и на служебное) и актуализировали практически известное каждому носителю языка положение о том, что логическое ударение создается в речи интонацией и усилением голоса. /? Перестройте примеры, заменяя вводные слова близкими по значению вводными предложениями; перепишите, расставляя знаки препинания. Образец. Пожар в лесу, по словам очевидцев, был быстро ликвидирован. — Пожар в лесу, как говорят очевидцы, был быстро ликвидирован. \)Метель, кажется, (не) скоро утихнет. 2)Наши шахматисты доб...ются, несомненно, больших успехов на ол...мпиаде. 3) Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы. Это задание из учебника С. Г. Бархударова и др. комплекса 1 позволяет учащимся понять, что хотя вводные предложения имеют то же значение, что и вводные слова, но не всегда возможно подобрать полный эквивалент (значение разной степени уверенности с большим успехом передается вводными словами, чем вводными предложениями, в отличие от значения указания на источник сообщения). 4? Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом — обращением: Гражданин, Саша, Рекс (кличка собаки), Барсик (кличка кошки). Это задание из нового учебника комплекса 1 направлено на осознание учащимися того, что основная структура предложений с обращениями — односоставное определенно-личное предложение. /? По данным схемам составьте предложения с обособленными обстоятельствами. Маша вчера уехала в Суздаль? __________ = ^^ ]■ 3)[_________ и__________, ]. 4)[_________, ],и[,_________, ]. (Упражнение из комплекса 3) ^ Продолжите предложения. Определите их вид. 1. Я помню тот день, когда.... 2. Нам сообщили, когда.... 3. Причастный оборот обособляется, когда.... Это задание из комплекса 2 направлено на разграничение разных типов придаточных предложений (определительное, изъяснительное времени), присоединяемых омонимичными средствами (союз когда в 2 и 3 предложении, союзное слово когда в 1 предложении). Задание предполагает анализ учащимися значения этих придаточных и их присловного / неприсловного характера. Кроме того, задание позволяет повторить пунктуационное правило обособления причастного оборота. Задание можно расширить, попросив учащихся указать, союзом или союзным словом присоединяется придаточное в каждом случаи, а также указать, к какому слову в главной части относятся присловные придаточные. /? Сопоставьте предложения. Произведите разбор сложноподчиненного предложения. Подул ветер, и до нас донесся запах сирени. Подул ветер и донес до нас запах сирени. Когда подул ветер, до нас донесся запах сирени. Задание из комплекса 2 позволяет, с одной стороны, повторить простое, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение и принципы их разграничения, с другой стороны, обращает внимание учащихся на возможности синтаксической синонимии. Специфическим видом работы, применимым именно к данному разделу — синтаксису, является схематический диктант (составление схем словосочетаний и предложений разного вида без записи самого предложения). Учащиеся устно анализируют предложение, выделяют, например, его части, устанавливают их взаимосвязь и затем составляют схему. Этот диктант может носить как визуальный, так и слуховой характер. В практике школьного преподавания он часто имеет вид синтаксической «пятиминутки» и очень полезен на уроках закрепления материала по конкретной синтаксической теме. Контроль за составлением схем должен быть постоянным, так как такой вид учебной деятельности развивает у учащихся абстрактное мышление, помогает увидеть структуру предложения, что в свою очередь приводит к правильному пунктуационному оформлению предложения. Сама синтаксическая «пятиминутка» обычно проводится в устной форме и включает задания типа: — выделить из предложения словосочетания, — найти грамматическую (предикативную) основу предложения, — распространить или осложнить простое предложение, — определить количество грамматических основ (в сложном пред — придумать предложения разных типов (например, простое и — составить словосочетания по схемам, — придумать предложения по схемам, — распространить или осложнить простое предложение. Таким образом можно проверить и домашнее задание: в упражнении из учебника требовалось переписать предложения, расставляя знаки препинания, а в классе — проиллюстрировать это, составив схемы. Основной метод изучения синтаксиса в школе — синтаксический разбор. Учащиеся должны уметь разбирать: 1) словосочетание, 2) простое предложение, 3) сложносочиненное предложение, 4) сложноподчиненное предложение с одним и несколькими прида 5) бессоюзное сложное предложение, 6) сложное предложение с разными видами связи. Синтаксический разбор сопровождается составлением схем. В словосочетании указывается главное слово (над ним ставится значок х) и стрелкой показывается зависящая от него словоформа: весенний день, укрыться от дождя, быстро укрыться. Для двусоставных и односоставных предложений также даются схемы, показывающие грамматическую (предикативную) основу предложения: Неожиданно ударил сильный мороз. I ----------- ]• Резко похолодало Схема простого предложения с однородными членами и обобщающим словом выглядит так: Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. Предложение с прямой речью схематически изображается следующим образом: «Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». «П, — а. — П». Относительно составления схем сложных предложений необходимо оговорить следующее обстоятельство, которое носит не столько технический, сколько методический характер, — линейный или вертикальный (иерархический) вид схем. Так, в учебнике 9 класса 1 комплекса (С. Г. Бархударов и др.) представлены линейные схемы для всех видов сложных предложений, то есть сложносочиненное предложение Ветер усилился, и пошел дождь будет иметь схему [ ], и [ ]; бессоюзное сложное предложение Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к нам через заросли — [ ]: [ ]; сложноподчиненное предложение с подчинительным союзом в качестве средства связи Геологам сообщили, что в горах сошла лавина — [ ], что (); а сложноподчиненное предложение с союзным слово Кто много читает, тот много знает — (кто), [ ]• Очевидно, что если мы имеем дело с отдельным ССП или Б СП, а также со СПП с одной придаточной частью, то такая подача — линейная — «работает» и наглядно представляет структуру указанных предложений. Однако в случае с СПП с несколькими придаточными, а тем более тогда, когда анализу подвергается сложное предложение с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция), горизонтальные схемы не дают представления о разветвленной, иерархически устроенной структуре предложения. Поэтому целесообразным представляется переход на вертикальные (иерархические) схемы, которые отражают равноправный или подчиненный характер частей сложного предложения: Я возвращался домой пустыми переулками станицы; V месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; I звезды спокойно сияли на темно-голубом своде 3/, и мне стало смешно, 4/ когда я вспомнил, 5/ что были некогда люди премудрые, думавшие, 6/ что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права 7/ — [1];[2];[3],н [4] когда [ 5 ] времени что [ 6 ] изъяснительное Что [ 7 ] изъяснительное О составлении схем сложноподчиненного предложения см. также далее. Важнейшим синтетическим умением по синтаксису является синтаксический разбор предложения.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.011 с.) |