Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Твердый и мягкий знаки, их функции

Поиск

В основном данный материал изучен в начальной школе, однако он требует обязательного повторения и систематизации, что напрямую связано с фонетическим разбором. Ни один из комплексов не содержит систематизированного материала на данную тему. Тем не менее уча­щиеся должны знать следующее:

Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию. Ученики обычно затрудняются сформулировать, в чем эта функция со­стоит, и предлагают формулировку «Он разделяет согласный и глас­ный». Необходимо добиться от учащихся понимания того, что раздели­тельная функция состоит в следующем: твердый знак указывает, что стоящая после согласного гласная буква я, ю, е или ё обозначает не мяг­кость предшествующего согласного, а два звука: я — Ца], ю — [jy], e — |]э], ё — [jo]; согласный же перед [J] в современном русском языке большинством носителей произносится твердо (пью — [njy]). При изу­чении данного материала необходимо проводить соответствия между написанием и произношением (транскрипцией), используя уже приве­денную нами схему такого типа:

 

сел съел
Л д
[Сэл] [сйэл].

Функции мягкого знака в русском языке сложнее. Он может вы­полнять три функции:

1) аналогичную разделительную перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых заимствованных словах перед о: (бульон, компаньон);


2) обозначает самостоятельную мягкость парного согласного на кон­
це слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька;

3) является знаком грамматической формы, не неся никакой фонети­
ческой нагрузки, когда употребляется после непарных по твердости /
мягкости согласных: ключночь, ножрожь.

В связи с разделительной функцией мягкого знака необходимо обра­тить внимание на то, что он обозначает два звука не только перед я, ю, е, ё, но и перед и и в заимствованных словах перед о, то есть сфера его употребления шире, чем у твердого знака. Использование твердого и мягкого разделительного знака регулируется правилами орфографии.

В связи с обозначением мягкости при помощи мягкого знака необ­ходимо добиться от учащихся формулировки «обозначает мягкость» и не допускать распространенной формулировки «мягкий знак смягчает согласный». При этом еще раз необходимо повторить, что звучащая речь первична, а письменная речь служит для ее фиксации.

В связи с грамматической функцией (термин не вводится) надо об­ратить внимание на то, что мягкий знак в этой функции может употреб­ляться как после непарных мягких (мячночь), так и после непарных твердых (нож;рожь, моетсямыться). При этом он не обозначает мягкости ни в том, ни в другом случае.

В аспекте сказанного выше крайне неудачной является трактовка, при­веденная в комплексе 3, где сказано, что в слове встань буква н обозна­чает звук [н'], а у буквы ь «нет звука». Представляется, что здесь необ­ходима корректировка. Мягкий знак не несет фонетической нагрузки в том случае, когда он стоит после непарного по твердости / мягкости согласного. После парного он обозначает его мягкость, что должно быть отражено в разборе.

Слог. Слогораздел

Слог как фонетическая единица не определен при изучении данной темы ни в одном из трех комплексов. Комплекс 1 не сообщает о слогах ничего, кроме того, что слоги бывают ударные и безударные; ученики должны ориентироваться при этом на знания, полученные в начальной школе. Комплекс 3 сообщает, что слова делятся на слоги, что слог — это сочетание согласного и гласного звуков и что слоги бывают удар­ные и безударные. Комплекс 2 содержит следующую информацию: слова делятся на слоги; слог может состоять из одного, двух и более звуков; в состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в сло­ве столько слогов, сколько в нем гласных; согласные звуки могут начи­нать слог, заканчивать его или окружать гласный с обеих сторон.

Представляется, что данного объема теоретического материала не­достаточно даже для поверхностного понимания фонетического слога.


Учащиеся должны понимать, что фонетический слог, слог для переноса и морфемные границы в слове — это разные языковые реалии.

Как известно, в лингвистике существует множество определений сло­га. Для школьного курса фонетики подходит следующее определение, не требующее введения дополнительных знаний: слог — это гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произ­носимые одним выдыхательным толчком. Из этого определения следу­ет, что слог не может не содержать гласного и не может содержать бо­лее одного гласного, то есть в слове столько слогов, сколько в нем глас­ных.

В русском языке обьгано описываются следующие правила слогораз­дела: при отсутствии стечения согласных слоговая граница проводится после каждого гласного, кроме последнего, то есть подавляющее боль­шинство слогов в русском языке заканчиваются гласным (сто-ро-на, ди-а-лог). При стечении согласных в середине слова слогораздел происхо­дит следующим образом: при сочетании Ц] с другим согласным граница проводится после [j] {мой-ка, вой-на), при сочетании остальных непарных звонких (сонорных) с парными звонкими и с глухими (шумными) со­гласными граница проводится после непарного звонкого (лам-па, жар­ко). По поводу слогораздела при стечении двух шумных существуют разные мнения: согласно одним, слогораздел в этом случае происходит перед ними (бу-дка), согласно другим — может идти и между ними (буд-ка). Думается, что в школьном курсе допустимы оба варианта.

Комплекс 2, имеющий орфографико-пунктуационную направлен­ность, сопрягает тему «Слог» с изучением орфографического раздела о переносе слов, заявляя, что «с делением слова на слоги связаны правила переноса слов». Однако нельзя допустить, чтобы учащиеся проводили слогораздел в полном соответствии со слогами для переноса. Правила переноса слов в русском языке базируются на слого-морфемном прин­ципе. Так, при отсутствии стечения согласных слово переносится по слогам (сто-ро-на, ди-а-лог), за исключением того, что нельзя перено­сить или оставлять на строке одну гласную букву, даже составляющую слог (моя, олень). При стечении согласных учитывается морфемная структура слова: нельзя отрывать от приставки последнюю, а от корня первую согласную букву. Так, нельзя перенести по-дписатъ, прик­репить, а надо под-писатъ, при-крепитъ. В этом случае слог для пере­носа и фонетический слог может не совпадать. Последнее же правило переноса заключается в том, что при переносе слов с двойными (оди­наковыми) согласными одна из них оставляется на строке, а другая пе­реносится (ван-на, кас-са). Это положение глубоко противоречит пра­вила слогораздела, поскольку в произношении два одинаковых соглас­ных сливаются в один долгий и слоговая граница не может идти внут-


ри согласного звука. Единственным допустимым делением на фонети­ческие слоги будет такое: ва-нна, ка-сса.

Отсутствие необходимой теоретической базы приводит не только учащихся, но и авторов учебного комплекса 3 к ошибкам при слогораз­деле. Так, в образце фонетического разбора, приведенном в справочном материале учебника 6 класса комплекса 3, слово являться разделено на слоги следующим образом: яе-лятъ-ся, при этом авторы несколькими строками ниже пишут о том, что буквы тъс обозначают один звук [ц]. Выходит, что слогораздел проходит внутри этого звука, что абсолютно невозможно. Правильный слогораздел слова являться Ц'и-вл'а-цъ].

Наиболее верным будет деление на фонетические слоги слова, запи­санного не в буквенном варианте, а в транскрипции, это поможет избе­жать некоторых возможных ошибок, в частности увидеть, что в словах типа ванна, являться нет двух согласных в середине слова.

Ударение

Комплекс 1 сообщает, что ударение — это произнесение одного из слогов в слове с большей силой, чем остальные. Комплекс 2 содержит следующую информацию: ударение — это произношение одного из слогов в слове с большей силой и длительностью; гласный в ударном слоге произносится «отчетливо и ясно», в безударном — «неясно»; в русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, может переходить в слове с одного слога на другой {занялзаняла), позволя­ет различать слова {замкизамки) и формы слова {лесалеса). Ком­плекс 3 представляет тот же объем информации, но использует некото­рые термины. Так, в нем сообщается, что русскому языку свойственно силовое ударение, при котором ударный слог отличается от безударного болей силой; русское ударение свободное, разноместное — может па­дать на любой слог; подвижное — может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой.

Объяснение данного материала целесообразно проводить в форме бе­седы с учащимися. Учащимся можно задать вопрос о том, может ли в русском слове ударение падать на первый (второй, третий, последний) слог, предложить им привести примеры, спросить их о том, знают ли они языки с фиксированным местом ударения (французский, польский). После этого на доске можно написать слово, позволяющее поставить ударение на разных словах (формы одного слова или омографы), на­пример воды, замок, попросить прочитать всеми возможными способа­ми и сделать вывод о подвижности и смыслоразличительных свойствах ударения в русском языке. Возможность смыслоразличения надо свя­зать с разноместностью русского ударения, спросив, может ли разли-


чать слова или формы слов ударение, если оно всегда стоит на одном и том же слоге.

Изучение данной темы надо связать с уже описанной темой «Без­ударные гласные». Так, на доске можно написать в транскрипции не­которое искусственное слово, не существующее в языке и содержащее гласные [а], [и], [ы], например [ат'икама], и попросить поставить ударе­ние во всех возможных местах. Таких вариантов будет 4 — по числу гласных. После этого надо написать слово, содержащее звуки [о] или [э], например [ат'икома], и предложить поставить ударение. В этом слу­чае возможен только один вариант — ударение на [о], поскольку звуки [о] и [э] в русских словах (не считая незначительного числа заимствова­ний, например какао) могут быть произнесены только в ударном слоге. Таким образом можно повторить или обобщить материал об «акаю­щем» и «икающем» характере русского языка — нейтрализации глас­ных (фонем) после твердых и после мягких согласных.

Комплекс 3, помимо словесного ударения, вводит также понятия ло­гического смыслового ударения.

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым
оформлением значимых единиц; среди таких норм различают а) нормы,
связанные с произношением фонем в определенных позициях, б) нор­
мы, допускающие существование вариативных грамматических норм, в)
нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация);

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм ли­
тературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (ор­
фоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором пони­мании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: редукция гласных, позиционное озвончение / оглушение согласных и др. К сфере орфо­эпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нор­мы, которые допускают вариативность в литературном языке, например реализация <а> после шипящих ([жара], но [жысм'йн]).

Учебные комплексы определяют орфоэпия как науку о произноше­нии, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвонче­ние согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, изучается следующее.


Комплекс 1 на полях учебника и в заданиях приводит отдельные за­имствованные слова, в которых согласный перед [э] произносится мягко и твердо (например, му[з']ей, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис); пред­ставлены некоторые слова с проставленными ударениями {сантиметр, портфель); приводится список слов, в которых сочетания чт и чн про­износятся как [шт] и [шн] {чтобы, конечно, скучный, пустячный, скво­речник, яичница). В конце учебника приведен словарик «Произноси правильно!» из 60 слов.

Комплекс 2 также приводит отдельные слова с твердым и мягким согласным перед [э] (ши[н']ель, но сви[тэ]р), приводит отдельные слова с ударениями в них (формы глаголов звонить, начать); кроме того, при изучении разных тем приводятся транскрипции слов с разными соглас­ными перед мягкими ([з]бить, но [п'йу]), но внимание на этом не акцен­тируется.

Комплекс 3 определяет орфоэпию как раздел науки о языке, изу­чающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах и вводит понятие орфоэпической нормы, которую нужно не только со­блюдать (вслушиваясь в речь дикторов, актеров, чтецов), но и пропа­гандировать, ссылаясь на авторитет «Орфоэпического словаря» под ре­дакцией Р. И. Аванесова. Приводимый материал аналогичен комплек­сам 1 и 2: произношение согласного перед [э] (ин[д]екс, бу[т]ерброд, но к[р']ем, [т']ермин); произношение групп чт и чн ([шт]о, ску[шн]о, но серде[ч'н]о, кирпи[ч'н]ый), приведено произношение слова Бог — [бох]. В отличие от комплексов 1 и 2, в комплексе 3 сказано, что неко­торые слова допускают вариативность произношения, например прог[р]есс и прог[р']есс, двое[ч'н]ик и двое[шн]ик, до[щ'] и до[шт'], до[ж'ж']и и до[жд']и. Произношение согласных перед мягкими также не систематизировано, но может быть извлечено из примеров к разным темам ([с']вить, гру[с']ть, [т']вердый).

В конце учебника приведен «Орфоэпический словарик» из 100 слов.

Кроме того, комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор «тогда, когда в сло­ве возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Порядок разбора таков:

1. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.

2. Посмотреть в словаре или спросить у учителя, как правильно.

3. Произнести слово правильно, записать с пометами произношения
и ударения.

Например, красивее —ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о.

Формулирование первого пункта разбора представляется некоррект­ным, поскольку практически любое слово можно произнести по-друго­му, если произнести его неправильно; если слово не допускает вариа-


тивного произношения в литературном языке, то при фонетическом разборе ученик, «подумав и решив» или «посмотрев в словаре», должен привести этот единственно верный произносительный вариант. Орфо­эпический же разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда слово допускает вариативность в произношении.

§ 46. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования

В курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

1) расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического
облика слова,

2) грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при
этом названия букв,

3) называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное
слово,

4) характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по
ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с ука­
занием парности), твердости / мягкости (с указанием парности),

5) описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных
в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение,

6) проводить соответствие между звуковым и графическим обликом
слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове,

7) разделять слово на фонетические слоги,

8) группировать слова с общностью фонетических признаков, на­
пример с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению со­
гласными,

9) делать фонетический разбор слова.

Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точ­ки зрения дикции и интонирования.

Методом формирования умений и навыков являются упраж­нения.

Для формирования указанных умений могут быть использованы сле­дующие типы упражнений:

1) произнести звуки без опоры на написанный текст

— изолированно,

— в слове с опорой на изображение реалии, называемой опреде­
ленным словом;

2) проанализировать артикуляцию произносимых звуков;


3) описать фонетические различия между словами, различающиеся
одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным);

4) затранскрибировать

 

— отдельные звуки в слове (например, только гласные или только
согласные),

— слово,

— фразу;

5) прочитать транскрипцию, идентифицировать ее, перевести в гра­
фический облик

— слово,

— фразу;

6) дать правильные названия букв алфавита

— изолированно,

— в слове,

— в форме исправления «допущенных учеником» ошибок;

 

7) расположить слова по алфавиту;

8) описать позиционные фонетические изменения в слове

 

— изменение (редукция) гласных в безударных слогах,

— оглушение / озвончение согласных,

— ассимиляция по способу и месту образования (без употребле­
ния термина),

— диссимиляция (без употребления термина),

— позиционное смягчение;

9) указать способы обозначения мягкости

— в языке,

— в конкретных словах;

 

10) определить количество звуков и букв в слове;

11) из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетически­
ми признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные);

12) сгруппировать единицы по общности фонетических признаков
(например, разделить слова на группы по месту ударения);

13) сгруппировать единицы по общности графических признаков (на­
пример, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости,
значению йотированных гласных букв);

14) разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса;

15) указать место ударения в слове;

16) привести примеры слов с заданными фонетическими характери­
стиками;

17) сделать фонетический разбор слова.

Упражнения могут содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и co-


гласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения.

Приведем примеры упражнений по фонетике, графике и орфоэпии разных типов, представленных в комплексах 1, 2 и 3, и дадим коммен­тарии к некоторым из них.

Комплекс 1

4? Произнесите сначала гласные, потом согласные звуки: а — о, б — п, у — э, д — т, и — ы. При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый язык?

Это задание направлено, с одной стороны, на проверку умения изо­лированно произносить звуки, с другой — на выявление классифика­ционного умения группировать звуки, разделяя их на гласные и соглас­ные (на основании знаний, полученных в начальной школе), с третьей стороны, индуктивно: методом анализа языковых фактов (собственных произносительных усилий) учащиеся должны сделать вывод об артику­ляционных отличиях согласных от гласных.

4? Запишите слова, которые начинались бы с разных звуков (под ударением). С какого гласного в русском языке слова не начинаются?

Это задание формирует умение подбора иллюстративного материала к изученной теории. Задание содержит эвристический компонент: уча­щиеся должны прийти к выводу, что в русском языке слова не начина­ются со звука [ы].

^ Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы (нарисованы дом, дым, рак, мак), благодаря каким звукам мы различаем первое и второе, третье и четверное слова?

Это задание направлено на демонстрацию умения анализировать звучащее слово без опоры на его графическую запись и на слух разли­чать звуки. Данное задание служит также для преподнесения теоретиче­ского материала о смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем).

4? Ученик допустил ошибки в ответе, исправьте их: В слове лист — 4 звука: «эль», «и», «эс», «тэ». В слове строчка — 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Описывая типичные для школьника ошибки (неразличение букв и зву­ков, неверное название некоторых букв алфавита), задание фиксирует внимание учащихся на недопустимости этих стандартных ошибок.


/? Ребята организовали библиотечку. Разложи книги по порядку (по фамили­ям авторов): А. С. Пушкин «Сказки», Б. С. Житков «Что бывало» <...> (все­го 10).

4? Составьте алфавитный список жильцов дома (вразбивку приведены фами­лии жильцов, в том числе начинающиеся на одну букву).

Эти два задания проверяют знание алфавита, демонстрируют воз­можное практическое применение этого знания; кроме того, учащимся дается представление о том, что в библиотечном каталоге книги пред­ставлены в алфавите фамилий авторов, а не их инициалов или названий произведений — удачная демонстрация связи теории с практикой.

/? Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч? Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке. Какие звуки обозначает в этих словах буква д?

Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, сче­товод.

Это задание демонстрирует не сформулированные в правилах асси­милятивные изменения согласных, что имеет познавательную ценность и является важным этапом в подготовке учащихся к фонетическому разбору. Кроме того, задание предполагает повторение и закрепление полученных ранее знаний (позиционное оглушение, алфавит). При вы­полнении этого задания целесообразно не только оговорить устно, но и записать процесс приспособления согласных ([сч'] —>■ [щ'], [зч'] —>■ [сч'] ->■ [щ']), хотя это и не предусмотрено заданием. Целесообразно обра­тить внимание учащихся на то, что уподобление согласных не ограни­чивается только приведенными примерами и предложить им проана­лизировать другие случаи ассимиляции, например, слова позже, сшить, моется и другие.

^ Запишите слова тремя группами: с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь (дан список из 22 слов).

Данное задание направлено на опознавание разных функций упот­ребления мягкого знака (обозначение мягкости, разделительная функ­ция, грамматическая функция) и на формирование классификационных фонетических умений. Не очень удачной представляется формулировка задания и подбор примеров; так, в грамматической функции ь использу­ется не только для маркирования инфинитива глагола, но и для обозна­чения рода существительных (нож, рожь). Важно при этом обратить внимание учащихся, что ь при этом не несет фонетической нагрузки. Это задание целесообразно дополнить. Обязательно необходимо повто­рить, что такое разделительная функция ь (см. выше).


/? Определите количество букв и звуков в словах.

Письмо, мысль, возьмем, восьмой, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник.

Это задание позволяет проверить усвоенность многих изученных фонетических тем: обозначение мягкости при помощи ь, обозначение двух звуков при помощи йотированных гласных букв, непроизносимые согласные; упражнение является важным этапом подготовки к фонети­ческому разбору слов.

^ Выпишите слова, распределяя их по способу обозначения мягкости соглас­ных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? (приведен список из 25 слов, в том числе жизнь, жюри, парашют).

Задание формирует классификационное умение и обладает, кроме того, большой познавательной ценностью: оно ставить вопрос о том, что твердость непарных согласных не нуждается в дополнительном обозначении, поэтому йотированные гласные буквы и и после непарных твердых обозначают только качество гласного звука. Стандартной ошибкой является транскрибирование слов с жи, ши с обозначением гласного и ([жи], [ши] вместо [жы], [шы]), причем часто такое транс­крибирование сопровождается обозначением мягкости у [ж] и [ш]; этот материал требует повторения и закрепления.

Данное задание целесообразно дополнить заданием, в котором бы нужно было определить, чем выражена мягкость непарных мягких со­гласных, например, в словах чаща, молчу, щука, щи. Учащиеся должны сделать вывод о том, что мягкость непарных также не нуждается в до­полнительном обозначении.

/? Какие гласные звуки обозначены буквами о, е, я под ударением? А в без­ударном положении? Косы, коса; дело, дела; пятый, пятак, резкий, резка; взгляды, глядит.

Это задание направлено на закрепление знаний учащихся об измене­нии (чередовании) гласных в безударных слогах. Данная тема, как было сказано при рассмотрении методов изучения теории по фонетике, не­достаточно четко формализована и требует большей практической от­работки: как показывает практика, вплоть до старших классов учащиеся делают однотипные ошибки на реализацию безударных гласных. Так, наибольшее число ошибок бывает связано с реализацией фонемы <а> после мягких, поэтому произношение гласного в безударном слоге по­сле мягкого согласного на месте букв а ж я требует большей отработки. Особого внимания и большей тренировки требует реализация гласных в безударных слогах после непарных по твердости / мягкости соглас­ных. Так, для транскрибирования необходимо дать ряды слов с ча (на-


пример часчасычасовой) с фиксацией внимания на чередовании [а] / [и], а также слова с чередованиями [а] / [ы], [о] / [ы], [э] / [ы] {жал­кожалеть, желтыйжелтеть, шестьшестой). Особенностью комплекса 1 является то, что для транскрибирования в нем предложены слова, в которых фиксируется внимание только на реализации гласных в ударном и первом предударном слоге. В сильном классе целесообраз­но давать для транскрибирования также слова со сложной реализаци­ей гласных в непервом предударном или заударном слоге, например выжелтить, -шерстяной, площадь.

Комплекс 1 не содержит специальных заданий на слогораздел и по­становку ударения.

В разделе фонетики содержатся такие сопряженные с фонетикой за­дания по развитию речи:

1) произнести приведенные скороговорки со звуками [р] и [ш] в
медленном, обычном и быстром темпе,

2) написать о том, как нельзя и как нужно читать вслух.

Комплекс 2

^ Прочитайте слова. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена та­кая запись? Фо[яэ]тика, фо[яэ]тическип.

Это короткое задание позволяет повторить способ записи произно­шения слов при помощи транскрипционных скобок, вводит лингвисти­ческий термин и орфоэпическую норму его произношения, а также по­зволяет обратить внимание учащихся на возможность произношение за­имствованных слов с твердым согласным перед [э]. Вызывает недоуме­ние запись слова фонетический, где в позиции первого предударного зафиксирован звук [э] вместо звука [ы]. Думается, что такая запись не­допустима, даже если она производится до изучения (повторения) ре­дукции гласных в безударных слогах.

^ Прочитайте пары слов. Какие звуки вы слышите? Произнесите звуки, благо­даря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу угол [л] — уголь [л']. Сонсор, комкоп, малмял, елель.

Задание формирует умение различить буквенный и звуковой состав слова: слова в последних двух парах в написании различаются гласны­ми буквами или наличием отсутствием буквы ь, а в произношении — твердостью / мягкостью согласных звуков.

/? Вставьте подходящие по смыслу слова.


В словах русского языка букв может быть столько же, сколько звуков, на­пример:...; букв может быть..., чем звуков, например:...; букв может быть..., чем звуков, например:....

Задание направлено на обобщение знаний о количественном соот­ношении букв и звуков в слове и фиксирует внимание на случаях их несовпадения: букв больше, чем звуков (например, конь); букв меньше, чем звуков (например, яма). Проверка сознательности усвоения мате­риала достигается самостоятельным подбором примеров.

/? Прочитайте текст найдите в первом абзаце глаголы, запишите их, обозначая ударение и разделяя черточками слоги для переноса.

Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» <...> В обычной нашей речи слоги тесно сцеп­лены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.

Как мы видим, комплекс 2 не только не подчеркивает возможность различия между фонетическими слогами и слогами для переноса, но и отождествляет эти понятия. Материал требует комментария учителя.

4? Укажите слова с ударением на первом, втором, третьем слоге. Медикаменты, автобус, граждане, портфель, процент.

/? Прочитайте слова. Проверьте себя: правильно ли вы их произносите.

Баловать, добыча, договор, документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, ненависть, премиро­вать, ремень, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, щавель.

Эти два задания — орфоэпические; в качестве материала взяты сло­ва, в которых часто допускаются ошибки. Задания требуют обращения к орфоэпическому словарику, помещенному в приложении к учебнику.

Как можно заметить, в комплексе 2 усилены практическая и речевая направленность: вместо фонетических слогов учащиеся обучаются де­лению слова на слоги для переноса, значительное внимание уделено изучению орфоэпических норм произношения отдельных слов.

Комплекс 3

/? Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Ответы запи­шите.

Что представляет собой устная речь? В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? Какую роль играет звук в слове? Приведите примеры.


Это задание характерно для комплекса 3, в котором в виде упражне­ний разного рода содержится методическая основа преподавания того или иного раздела. Задание служит для проверки знаний по фонетике и одновременно для развития речи.

/? Кто больше? Заменяя один звук, образуйте новые слова от слова ком (нари­сованы сом, том, дом),

Это задание, использующее игровой соревновательный момент, с одной стороны, закрепляет умение расчленять звучащую речь на звуки, с другой — помогает осознанию смыслоразличительной функции фо­нем (звуков в сильной позиции).

/? Прочитайте, соблюдая правильное ударение: кварталы, шофер, адреса, пло­ты, принял, щавель, повторит (ударения проставлены).

Это задание орфоэпическое: в качестве материала для него взяты сло­ва, часто вызывающие ошибки у носителей языка.

/? Нарисуйте предметы, которые могли бы иметь такие фонетические подписи: [гвос'т'], [join], [уч'эбн'ик].

/? Сколько слов здесь записано? Можно ли понять значение каждого слова в такой записи? Почему? Что нужно сделать, чтобы значение и правописа­ние каждого слова стало понятным? Пру[т], лу[к], гру[с'т'], съе[ст], поро[к],ро[т].

Эти два задания формируют умение читать фонетическую транскрип­цию без опоры на графический облик слова. В первом задании каждое из означающих имеет только одно означаемое. Во втором задании при­ведены омофоны — слова, одинаково произносящиеся, но по-разному пишущиеся (прут и пруд и др.). Это задание позволяет сделать вывод о том, какие фонетические процессы приводят к совпадению в произно­шении. В задании все примеры демонстрируют позиционное оглушение согласных. Задание можно дополнить омофонами типа [л'иса] — лиса и леса, демонстрирующими возможности нейтрализации гласных.

/? Подберите из любого словаря слова, соответствующие данным схемам: сг, ссгс, сгс, сгсс, сгсг, сгсгсг (г — гласный звук, с — согласный звук).

Это задание, закрепляя умение различать гласные и согласные звуки, с одной стороны, развивает через использование схематического изо­бражения абстрактного мышления, с другой — формирует умение ра­ботать со словарем.

/? Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны.


Подберите по 4-5 слов, иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.

Задание закрепляет знание об особенностях русского ударения (раз­номестность и подвижность) и служит для получения нового знания: через анализ языкового материала учащиеся приходят к выводу, что ударение может различать формы одного слова. Ценные дополнением к этому заданию могут быть слова, показывающие, что ударение может различать также разные слова (мука, замок и др.).

/? Прочитайте, проверив себя по орфоэпическому словарику, сделав пометы по образцу: ан[т]енш.

Антенна, ателье, депо, интернат, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, прогресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем, термин, компьютер, дефис, тире.

4? Произнесите данные слова правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами. [шт]о, [шт]обы, коне[шн]о (и другие).

Эти два задания направлены на овладение орфоэпическими норма­ми. Большое количество заданий такого рода объясняется общей рече­вой направленностью комплекса 3.

^ Назовите буквы и звуки в каждом из данных слов: столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог. Образец: встань: в — [ф], с — [с], т — [т], а — [а], н — [н'], ь — нет звука.

Учитель должен обратить внимание на некорректность записи об от­сутствии звукового значения у буквы ь: в данном случае ъ употреблен для обозначения мягкости [н']; отсутствие фонетической нагрузки у ь представлено в том случае, когда он употреблен после непарных по мягкости согласных в функции обозначения грамматической формы (режь, ночь).

J? Прочитайте данные слова группами. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите по 2-3 подобных слова к каждой колонке.

 

лень ехать поезока съезо
салют южный решают вьюга
вперёд ёжик поёт ружьё
мять Ялта приятный объявит

Это задание позволяет повторить и обобщить знания о позициях, в которых йотированные гласные буквы имеют разное фонетическое зна­чение (гласный + мягкость предшествующего согласного; два звука в на­чале слова, после гласных и после разделительных знаков). Самостоя-


тельный подбор примеров по каждой из групп служит для проверки осознанности материала.

/? Письменно покажите, какие звуки служат для различения данных слов. А как это отражается на письме? Образец: л<о[л] —л<о[л']. Целцепь, уголуголь, малмял, вёлвол, люклук, былбил.

Это задание направлено на формирование умения различать буквы и звуки. В нем представлены слова, которые различаются на письме одними буквами, а в произношении — другими звуками, например: слова мал и мял различаются гласными буквами, но согласными звука­ми.

/? Запишите первое предложение орфографически, а второе, наоборот, фоне­тически. Произношение каких слов вы можете объяснить?

1. [кап'эл'к'и ас'эн'н'эвъ тумань cViAcan'n з'б'и'р'ос].

2. Я один ночью иду по глухому лесу.

Как уже говорилось, комплекс 3 предлагает работать с транскрип­ция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.016 с.)