Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существительное. Категория числа

Поиск

 

Задание 1. Хотя употребление существительных в формах единственного или множественного числа встречается в речи совсем маленького ребенка, констатировать, что ребенком усвоена оппозиция "единичность - множественность" можно с очевидностью лишь тогда, когда начинают встречаться случаи дифференцированного употребления существительных в форме единственного и множественного числа для обозначения реального различия в количестве предметов (один - не один, т.е. много). Характерна запись в дневнике А.Н.Гвоздева "От первых слов до первого класса": "По-видимому, усвоил множественное число. Несколько раз сегодня сказал "банка" (когда брал один из деревянных футлярчиков от духов, которые так называет), и "банки", когда брал два из них". Когда встретились первые противопоставления по числу в речи знакомого вам ребенка? Какие слова были употреблены?

 

Задание 2. В нормативном языке часто употребляются существительные в форме единственного числа для обозначения масс, потенциально дискретных, делимых на части, частицы: "горох", "малина" и т.п. Ребенку свойственно стремление использовать для наименования дискретных масс существительные в форме множественного числа. В одних случаях такое употребление резко противоречит норме, представляя речевую ошибку, в других случаях является допустимым. Разграничьте оба случая в приводимом ниже материале.

1. В огороде растут морковки и капусты (4)

2. Он все мои печенья съел! (5)

3. Мама разделывает макароны на вермишели. (6) - т.е. ломает макароны, дробит их.

4. У них в квартире завелись моли. (5)

5. Идите сюда: я клюквы нашел! (4)

6. По всему полу горохи рассыпались. (4)

7. Нам дядя Саша вяленых рыб дал. (6)

8. Картошки уже сварились? (4)

9. Бабушка из вишен варенье варит. (5)

 

Задание 3. Если существительное является вещественным, и обозначает недискретное вещество, то форма числа является, в сущности, условной, до некоторой степени произвольной, выбор ее определяется традицией (ср. "молоко" - "сливки"). В речи детей форма таких существительных может изменяться. В чем заключаются изменения? Чем последний пример отличается от предыдущих?

1. Чернилом лицо и руки запачкал. (5)

2. Подуши меня твоим духом. (4) - т. е. духами.

3. Можно я тоже белилом покрашу немножко? (5)

4. У Мартина на носу опилка. (6)

 

Задание 4. Изменения в форме числа бывают обусловлены изменениями в значении существительного. Вещественные существительные могут быть употреблены в значении "типичная мера данного вещества", т.е. например, "чай" в значении "стакан чая", "мыло" - в значении "кусок мыла". Такое употребление существительных в детской речи может привести к возможности их употребления в форме множественного числа или к возможности их сочетания с количественными числительными. Разграничьте оба случая в приводимом ниже материале. В чем состоят семантические изменения?

1. Весь стол компотами заставлен. (5) - стаканами компота.

2. У нас коллекция разных мыл. (5)

3. У мамы два вина, у дедушки - ни одного (5) - о рюмках с вином.

4. Сколько хлебов резать? (4)

5. Четыре хлеба хватит? (5)

6. В магазин носят булки и хлебы (5)

7. Двоя обоя только осталось (5) - о кусках обоев.

8. У нас есть еще три горошка (6) - о банках с горошком.

 

Задание 5. В детской речи распространено интересное явление, не имеющее прямой параллели в нормативном языке: вещественные существительные могут быть употреблены в форме множественного числа, если возникает потребность подчеркнуть расчлененность предмета в пространстве, раздельное существование двух или более предметов.

1. У нас с Женей шерсти одинаковые на шапках. (6)

2. Вот в садах и лесах хорошие воздухи, а в других местах плохие. (7)

3. Воды все уже замерзли (3) - речь идет о лужах.

4. Петя лёдами кидается. (3.6)

5. И я - мясо, и ты - мясо, все - мясы. (3)

6. Во всех углах паутины, сор везде. (5)

 

Задание 6. Если существительное в форме единственного числа служит для обозначения потенциально дискретного вещества, в речи детей часто возникают образования суффиксального типа со значением единичности. Рассмотрев помещенный ниже материал, определите, какие суффиксы выступают в качестве формантов.

1. Я машиной наехал на твою грязинку (4) - о мусоре на полу.

2. Вкусная какая мармеладина! (5)

3. Это от ёлки шелушинки. (6)

4. Я эту овёсинку здесь посажу. (6)

5. Я взяла только одну изюмку. (5)

6. Я чай рассыпала, чайки теперь по всему полу валяются. (4)

7. Одна только лучинка осталась (6) - о пёрышке лука.

 

Задание 7. Детям свойственно употреблять гиперонимы (существительные, обозначающие родовые понятия) в форме множественного числа или в сочетании с числительными. Разграничьте оба случая употребления в приводимом ниже материале.

1. Люблю мыть в кухне посуды разные. (5)

2. У них было только две скотины или три. (4)

3. Они все оружия собрали и спрятали. (5)

4. У этой куклы есть одежды разные. (4)

5. Машины везут багажи на дачу. (5)

6. Куда ты дела все мои писанины? (6)

 

Задание 8. Некоторые существительные в силу сложившейся традиции не употребляются в форме ед.числа. Парадигма их является неполной, в ней отсутствует половина форм. Дети в своей речевой деятельности могут заполнять "пустые клетки". Проанализируйте помещаемые ниже образования.

1. Нарисую тебе сейчас зверенка маленького. (4)

2. Одна детишка только испугалась. (3.6)

3. Он вез дровишки на санях, и одна дровишка упала. (5)

4. Деньга какая большая! (4)

 

Задание 9. Существительные, называющие сложносоставные и парносоставные предметы и употребляющиеся в нормативном языке только в форме множественного числа, часто воспринимаются детьми как указывающие на реальную множественность предметов.В этих случаях дети могут самостоятельно образовать форму ед.числа.Проследите, к какому роду относятся при этом существительные.

1. Граблю мою смотри не урони! (4)

2. Заяц играет на гусле и поет. (4)

3. Пойдем на качелю качаться. (3)

4. Почему этот бигудь такой мягкий? (3.6)

5. Дети уже в ясельке все. (4)

6. Я упал, и санка моя перевернулась. (3)

7. Ножницей нитку сейчас обрежу. (3.10)

 

Задание 10. Отвлеченные существительные в детской речи могут быть употреблены в окказиональной форме множественного числа в тех случаях, когда ребенок ощущает потребность выразить дискретность, расчлененность во времени и/или в пространстве действий и признаков. Разграничьте, когда речь идет о действиях, когда - о признаках предметов. В каких случаях значение слова в детской речи отличается от его значения в нормативном языке? В чем состоит это отличие?

1. Это хорошая книжка. Тут юморы разные. (6)

2. Он разные волшебства мог придумывать. (4)

3. Ты мне после еды конфету обещала. После всех ед надо давать. (5)

4. В нашей группе все занимаются разными спортами. (5)

5. Я думала таких жар и вовсе не бывает! (5)

6. У всех еще светы горят, а ты меня спать заставляешь. (6)

7. Чтобы никаких смех и никаких разговоров! (3.6)

8. У нас два света горят (4) -светильник и лампа.

 

Задание 11. Чем любопытен приведенный ниже диалог?

Девочка 6 лет сочинила стихи: Молодцы-щипцы,

Колют сахар и орехи,

Раздаются смехи. (Маша; 6)

Когда её спросили, почему "смехи", а не "смех", она ответила: - Смеюсь ведь не я одна, а Володя и Владик тоже.

 

Задание 12. Известно, что ряд существительных характеризуется частичным расхождением основ в формах единственного и множественного числа. Имеется значительная по численности группа существительных, у которых основа множественного числа отличается от основы единственного числа наличием звука j: "стул" - "стулья". Эти существительные трудны для усвоения, в речи детей их форма часто модифицируется. Рассмотрев помещенный ниже материал, разграничьте случаи, когда детская форма отличается от нормативной не только наличием-отсутствием j, но и местом ударения или окончанием. Интересно, что в некоторых случаях дети прибавляют j к основе тех слов, в парадигме которых он вообще отсутствует. Чем вызвано это явление?

1. Вадик лазает повсюду и падает со стулов. (6)

2. Это все папины други. (3)

3. Пруты сюда к нам неси. (5)

4. Это не березки, это деревы. (4)

5. В нашей группе много стульев и стольев. (4)

6. У меня от этой щетки все зубья болят. (5)

7. Браты жили дружно, не ссорились. (4)

8. Надо везде кранья устроить. (6)

 

Задание 13. С трудом усваиваются детьми существительные с суффиксами "невзрослости" -ОНОК/-АТ. Либо формы множественного числа могут быть образованы детьми от основы единственного числа, т.е. основы, включающей суффикс -ОНОК, а не -АТ, либо (реже) - формы единственного числа образуются от основы множественного числа. Встречаются и другие отступления от нормы. Разграничьте все эти явления в приводимом ниже материале.

1. Маленькие котенки к кошке пришли, а кот Василий их не пустил. (4)

2. Цыпленки по всему двору бегали. (5)

3. Другие совятки улетели, одна только совятка осталась (3.2)

4. Мышоночков у нас нет. (4)

5. Чей это такой смешной поросяток? (4)

6. Смотрите, какой щененок миленький! (4)

7. Вон ежиха с еженятами. (5)

8. Тигриха с тигренками. (4)

 

Задание 14. Сложность для ребенка представляет усвоение всех существительных, имеющих полностью или частично различающиеся основы единственного и множественного числа. Разграничьте в приведенном ниже материале случаи устранения супплетивизма (полного звукового различия основ) и случаи выравнивания основ единственного и множественного числа, различающихся одним или несколькими звуками. В каких случаях преобразованию подвергается основа единственного числа, в каких случаях множественного числа?

1. Что ты за людь такая! (4)

2. Ну и чудесо - никогда таких не видел! (5)

3. По всей полянке - цветки, цветки. (5)

4. В этой книжке чёрты разные нарисованы. (5)

5. Человеки со зверями должны жить дружно. (4)

6. Так много разных чуд. (5)

7. Семено такое большое. (4).

8. Надо у соседов соль взять. (6)

9. У нее много детей: маленькая деть и еще две побольше. (3)

 

 

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Задание 1. Начиная говорить, ребенок употребляет все существительные в форме именительного падежа. Это свидетельствует о том, что категория падежа является еще абсолютно не усвоенной. Ниже приведен материал из "Дневника" А.Н.Гвоздева. Воспроизводятся фонетические особенности речи ребенка. В скобках указано количество лет, месяцев и дней. В каких падежных формах должны бы стоять существительные?

1. Кисень пецька. (1.9) - Кисель на печке.

2. Мама колька купать. (1.9) - Мама корку (т.е. хлеб) покупать.

3. Мама киська цитать (1.9) - Мама книжку читает.

4. Папа, пецька тапиць! (1.10) - Папа, печку топить!

 

Задание 2. Правила распределения существительных по трем типам склонения усваиваются ребенком с трудом - главным образом в силу того, что нет прямого и однозначного соответствия между грамматическим родом существительного и типом склонения. В речи детей первоначально действует следующая закономерность: существительные женского рода (все без исключения) изменяются по 1 склонению, существительные мужского рода (также все без исключения) - по 2 склонению. Проследите, как реализуется это правило в приведенном ниже материале.

1. Что это за веща тут валяется? (3.5)

2. Я видела большую лошадю. (4)

3. Разве это мужчин? (3)

4. Я твоего зайка сейчас моим ключиком заведу. (5)

5. Какая у вас ладоня большая! (3.5)

6. Встретили юноша незнакомого. (6)

7. Не давайте мне больше эту дряню! (3)

8. Мальчик с дедушком в лодке сидит. (5)

9. Я кроватю свою всегда сам стелю. (5)

10. Этой мазей мажутся, когда бьются. (4)

 

Задание 3. Одна из распространенных ошибок детской речи - смешение окончаний -ОЙ, -ОМ и -ЬЮ в творительном падеже единственного числа. Проследите, обращая внимание на возраст ребенка, какая тенденция действует в речи совсем маленьких детей, какая - в речи детей постарше. Какие существительные подвергаются такой деформации?

1. Хочу овощи с солем. (2.6)

2. Иду гулять с Нюром. (2.5)

3. Меня корми ложком, папу - вилком. (2.6)

4. Сетем рыбу ловит. (3.4)

5. Ведёркой воду носит. (5.5)

6. За окошкой темно совсем. (6)

 

Задание 4. Замечено, что дети часто смешивают окончания -ОВ (родительного падежа множественного числа и винительного падежа) и -АХ (предложного падежа множественного числа). В чем, по вашему мнению, состоит причина этих ошибок? Разграничьте случаи употребления -ОВ вместо -АХ и наоборот. Выявите случаи, когда -АХ употреблено вместо нормативного нулевого окончания или -ЕЙ.

1. Я с санках упал! (3)

2. Я уже в чулочков. (3.4)

3. У нас теленок есть. Только он без рогах! (4)

4. Это для девочках игрушки? (4)

5. Мы на саночков катались. (3.6)

6. Как много Дед Морозах! (3.8)

7. Паровоз людях возит. (4)

8. Интересная книжка! Сколько в ней картинках! (4)

 

Задание 5. Ряду существительных мужского рода, относящихся ко 2 склонению, свойственно наличие двух форм предложного падежа: с окончанием -У (в местном значении) и окончанием -Е (в изъяснительном значении). Ср. "лежать в снегу" - и "говорить о снеге". В приводимом ниже материале разграничьте случаи:а) замены -У на -Е; б) замены -Е на -У. Анализируя замены -Е на -У, различайте два случая: а) употребление -У как результат унификации окончаний внутри предложного падежа (ср. "о снегу " как "в снегу"); б) употребление -У как результат "межсловных" аналогий ("на кусту" как "в снегу"). Обращайте внимание на место ударения в словоформе.

1. Я в шкафе спрячусь. (3.4)

2. Что там на мосте? (4)

3. Посижу на пеньку. (5)

4. Лошади на пляжу спят? (5)

5. На этом боке не могу больше лежать. (5)

6. На столу возьми карандаши. (3.8)

7. Я тебе расскажу о Летнем Саду. (6)

8. Я на поле босиком стою. (4) - т.е. на полу.

9. У Буратино на носе кольцо. (5)

10. Пойдем на лёде кататься. (3.9)

11. Грибы росли в мохе. (6)

 

Задание 6. Во 2 склонении в форме именительного падежа множественного числа конкурируют два окончания -И/Ы и -А/Я. В речи детей чрезвычайно широко распространены случаи замены окончания -А/Я окончанием -И/Ы, реже - случаи обратной замены. С чем, по вашему мнению, это связано? Обратите внимание на место ударения в словоформах.

1. А поезды здесь ездят. (4)

2. Одни колёсы остались. (3.5)

3. Буду сейчас круга делать, круги то есть. (5)

4. Два банта на голове как роги, нет... как роги. (6)

5. У дуба крепкие сучьи. (7)

6. Пола-то у вас грязные! (6)

7. На деревьи нападал снег. (2.6)

8. Яйцы уже сварились. (4)

 

Задание 7. Одна из самых трудных для усвоения - форма родительного падежа множественного числа. Правила выбора одного из трех возможных окончаний: ОВ/ЕВ, нулевого или -ЕЙ - зависят от типа склонения, рода, в ряду случаев - от последней согласной основы (см. соответствующий раздел по учебнику). Выясните, в каких случаях происходит замена нулевого окончания окончанием -ОВ, анализируя помещаемый ниже материал. Какие сопутствующие явления при этом наблюдаются? Разграничьте 4 основных случая замены: а) в существительных 1 склонения; б) в существительных 2 склонения мужского рода; в) в существительных 2 склонения среднего рода; г) в существительных, не имеющих формы единственного числа. Обратите внимание на возможность чередования в основе.

1. Пчелов тут ищу. (3)

2. В зоопарке обезьянов видели. (3.5)

3. Будем в солдатов играть? (6)

4. Могу съесть хоть сто яйцев. (6)

5. Не знаю еще буквов. (4)

6. Много дровов привезли. (4)

7. У него и зубков даже нет. (5)

8. Вон сколько звёздочков в небе! (4)

9. Без кошков и собаков скучно жить. (4)

10. Много лужев на дворе. (3.4)

11. У тебя разве ушков нет? (4)

12. Буду ваших детков лечить. (4.2)

 

Задание 8. Окончанием -ОВ/ЕВ также часто вытесняется и окончание -ЕЙ у существительных 2 склонения мужского и среднего рода и у существительных 3 склонения. Разграничьте эти случаи в приведенном ниже материале. Обратите внимание на то, что основа при этом оканчивается на мягкий согласный или на шипящий.

1. Много парнев на улице. (4)

2. Купили коробку карандашов. (5)

3. Сколько кораблёв плавает! (4)

4. В этом лесу много ежов. (6)

5. Большая куча камнев. (3.6)

6. Очередь из детёв. (4)

7. У нее совсем не было родителев. (5)

8. Человека из костёв делают? (5)

9. Голова болит от этих мыслев. (5)

10. Сколько медалев у собачки! (3.6)

 

Задание 9. Встречаются в речи детей и случаи замены окончаний -ОВ/ЕВ и -ЕЙ нулевым окончанием, замены окончания -ОВ/ЕВ окончанием -ЕЙ, а также замены нулевого окончания окончанием -ЕЙ. Разграничьте указанные случаи, используя приведенный ниже материал.

1. Там нет Алисиных платий. (6)

2. У них нет мускул, как у папы. (7)

3. Смотрите, сколько верблюд! (4)

4. У него совсем нет зуб! (5)

5. Много подарок тебе посылаю. (3)

6. У тетей только бывают такие красные губы. (4)

7. Сколько лужей на дворе! (4)

8. Я стрелял без пулей. (4)

9. У него совсем нет мозгей. (4)

10. Сколько тут домей! (3)

 

Задание 10. Одно из распространенных явлений детской речи - склонение тех существительных, которые в нормативном языке являются несклоняемыми. В каких падежах стоят данные ниже существительные? В каких случаях происходит изменение рода существительного?

1. В этом пальте мне жарко будет. (4)

2. Вон кенгура с кенгурёнком. (4)

3. Никаких вам не будет пианинов. (4)

4. У нас много разных алоев. (4)

5. Я такую кину интересную смотрел. (5)

6. На всех таксях флаги! (6)

7. Хочу колбасу с пюром. (3)

8. Он за польтами спрятался. (5)

9. На метре поехали папу встречать. (3.4)

10. Маме кофя не хватило. (5)

 

Задание 11. С трудом усваивают дети склонение существительных на -МЯ. Выясните, чем в каждом случае детская словоформа отличается от используемой в нормативном языке.

1. Огонь вырвался синим пламем. (5)

2. Я вон сколько семён принес! (4)

3. К знамю нельзя так близко подходить. (4)

4. К этому времю мы успеем. (5)

 

Задание 12. Ряду существительных нормативного языка свойственна так называемая дефектность парадигмы: У них отсутствует либо одна из форм (чаще других - форма родительного падежа множественного числа), либо ряд форм. Дети, не зная об этом, как правило, заполняют "пустые клетки". Анализируя приводимый ниже материал, выясните, какие формы отсутствуют.

1. Я маленькая детишка, ты - большая детишка. (3)

2. Возьми одну дров`у. (3.3)

3. Сколько тахт привезли! (5)

4. Крабы ползают по днам морей. (6)

5. Сколько у нас было мечтов разных! (6)

6. А это чей такой зверёнок? (5)

 

Задание 13. В ряде случаев образованные детьми формы отличаются от нормативных отсутствием чередования конечных согласных основы. Учитывая это, объясните следующие факты детской речи.

1. У меня один уш замерз. (3.3)

2. Ухи какие длинные у зайчика. (4)

3. Это все - мои други. (5)

4. В этой книжке чёрты разные нарисованы. (5)

5. Надо к соседам за хлебом идти. (4)

 

Задание 14. В парадигмах ряда существительных имеется так наз. беглые гласные -Е и -О. В одних случаях гласный имеется в начальной форме и отсутствует во всех остальных ("день" - "дня", "кусок" - "куска"), в других - отсутствует во всех формах, кроме одной, обычно - формы родительного падежа множественного числа ("блюдце" - "блюдец", "кукла" - "кукол"). Для детской речи характерна тенденция к унификации основ, при этом либо гласные -Е и -О вводятся во все формы без исключения, либо, напротив, утрачиваются во всех формах. Проанализируйте приведенный ниже материал.

1. Много еще кусоков осталось. (3.2)

2. Хочу взять твоего лева. (3)

3. Не будет ветера сегодня. (4)

4. Спал с открытым ротом. (3)

5. Это большой голубц, а это - маленький. (4)

6. У нее много братьев и сёстр. (5)

7. Два козёла в огороде. (4)

8. Надела два носока на одну ногу. (4)

9. Огурецы рвать пошли. (3)

10. Дети идут по лёду. (4)

11. Буду стукать молотоком. (2.8)

12. Достань воду из колодеца. (3)

 

Задание 15. При устранении гласных -Е и -О действуют ассоциации двух типов: внутрисловная (данная форма уподобляется другим формам того же слова) и межсловные (данная форма уподобляется аналогичной форме другого слова). Во втором случае беглый гласный в парадигме слова отсутствует вообще. Разграничьте оба вида ассоциаций, анализируя данный ниже материал.

1. А эта книга без эпилка? (4) - т.е. без эпилога.

2. Сколько блюды еще не хватает? (6)

3. Какой-то здесь бугр. Вот видишь - бугры. (6)

4. Прямо так, без сапка (т.е. без сапога) от вас убегу. (3)

5. Конь без седка (т. е. без седока) скачет. (5)

 

 

МЕСТОИМЕНИЕ

 

Задание 1. Известно, что некоторые дети с самого начала продуцирования речи используют в ней личные местоимения (по отношению к себе и собеседнику), а другие дети – заменяют личные местоимения другими формами референции. Пользуясь приведенным ниже материалом, определите: а) кто из детей использует личные местоимения, а кто поначалу заменяет их другими формами; б) какими именно формами самореференции (указания на себя) заменяют дети местоимение 1-го лица.

1. – Варенька читать (читает). – Варенька бай-бай (хочет спать и ложится). (Варя; 1.3)

2. – А эту, я эту, эту, эту (тянется к другой книжке). – А кто порвал книжку? - Я. (Ира; 1.7)

3. – Ты кто? – Мацик (мальчик). – Мацик ба-ба (спит или хочет спать - о себе). (Женя; 1.9)

4. – (Мать обращается к отцу) Тебе принести блина? – Нет, майцьк блина (нет, мальчику блина). (Женя; 1.9)

 

Задание 2. Ниже приведены высказывания Вари П., относящиеся к тому моменту её речевого развития, когда она начинает использовать личные местоимения (ранее личных местоимений она не использовала):

а) Определите, какие именно формы личных местоимений появляются первыми. Обращайте при этом внимание на падежные формы местоимений и на выполняемые этими формами функции.

б) Попытайтесь проанализировать, не имеется ли каких-то соответствий между появлением первых личных местоимений в речи ребенка и грамматическими формами других частей речи. Обращайте внимание на формы времени глаголов, а также на их семантику. Не забывайте об интонации и цели высказывания.

1. У тебя печенье (о себе).

2. Я копаю совочком, лопатком. (1.6)

3. Я снимаю кофточку.

4. Я помою кастрюльку.

5. У меня коробка.

6. У меня бутылка. (1.7)

7. Я принесла карандаш.

8. Я постелила кроватку. (1.8)

9. Ты что делаешь?

10. Ты боишься?

11. Папа, ты приносил молочка? (1.9)

12. Я даду (дам) тебе яблочко.

13. Не надо мне ее, бруснику.

14. Мне еще надо.

15. Еще черничка, сзади тебя. (1.10)

 

Задание 3. Пользуясь приведенным ниже материалом, определите, какой тип местоимения 1 лица мн. ч. ("мы"- инклюзивное /включающее собеседника/ или "мы" эксклюзивное /не включающее собеседника/) появляется в речи каждого из детей раньше, а какое – позже. Попытайтесь объяснить, какими психологическими и лингвистическими причинами это может быть вызвано.

1. Читать, будем мы читать. (Варя; 1.5)

2. Я хочу написать на травку, на зелененькую, где мы гуляли с бататой (бабушкой). (Варя; 1.11)

3. - А куда мы поедем? - Мы никуда не едем. (Кирилл; 2.7)

4. Мы с медвежонком кушаем мармелад. (Кирилл; 2.7)

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

 

Задание 1. Одна из самых распространенных ошибок в детской речи - неверное образование основы настоящего времени от основы инфинитива. Анализируя приведенный ниже материал, определите, какие глаголы чаще всего подвергаются такой модификации. Каким способом дети обычно образуют основу настоящего времени от основы инфинитива?

1. Я бумажку мяю. (2.6)

2. Мальчик соску сосает. (3)

3. Не хохотайте! (4)

4. Мы с папой так бороемся! (3)

5. - Что ты делаешь в ванной? - Мыюсь! (2.6)

6. Мама меня опять целовает. (5)

7. Люба опять к нам приставает. (5)

8. Сейчас попию водичку и пойдем. (3)

9. Не ездий никогда без взрослых в лифте! (5)

10. С ней драется, а мне конфетку дал. (4)

11. Нарисовайте мне тигра большого. (4)

 

Задание 2. Опираясь на известную вам типологию словоизменительных типов глагола, определите, какие глаголы представляют сложность для усвоения. В каких случаях дети могут неверно образовать основу настоящего времени, опираясь на основу инфинитива?

Болтать, дуть, плакать, чернеть, спать, жевать, прочитать, бросать собрать, собирать, узнавать, взять, жужжать.

 

Задание 3. Почему труден для усвоения глагол "молоть"? Проанализируйте приведенный ниже материал, обратив особое внимание на диалог Лены с матерью.

1. Это вы мясо для супе молете? (5)

2. Мама вчера мелила сахар для пирога. (4)

3. А кто муку молет? Мельник? (4)

4. Мать перемалывает кофе с помощью кофемолки.

- А когда ты помелешь, можно мне мелить?

- Не мелить, а молоть.

- А когда ты помолешь, можно будет мне молоть? (Лена; 3)

 

Задание 4. Сложность для усвоения представляют глаголы "жевать", "плевать", "клевать", "совать". Образуя основу настоящего времени от основы инфинитива, дети обычно меняют корневое "О" и "Е" на "У". "У" используется также в основах инфинитива. Выясните причины этого явления, обратив особое внимание на последний пример.

1. Проглотил, не жувая. (5)

2. А Серёжа опять плювается! (4)

3. В свой ящик мой блокнот суваешь? (5)

4. А воробышек не клювается? (4)

5. Девочка - гостье, у которой все зубы металлические: Тётя, а вы волка разжувать можете? Её поправляют: не разжувать, а разжевать. - А что я хлеб жею разве? Я же его жую! (Света; 3)

 

Задание 5. В детской речи распространены случаи образования основы инфинитива путем прибавления к основе настоящего времени гласной "И". Выясните, опираясь на типологию словоизменительных классов, какие из глаголов чаще подвергаются такой модификации.

1. Мы не все орехи расколили. (5)

2. Сахар будем толчить? (4)

3. Никак пуговицу не застегнить. (2.6)

4. Надо скорей маму позовить. (3)

5. Не нужно мое платье мнить! (3)

6. Петя опять шапку снимил! (4)

7. Иди скорей меня ищить. (5)

8. Я потихоньку подкрадился, ты не видела. (6)

9. А дверь-то не заприли, заприть надо. (3)

10. Хочу крылышками машить! (3)

 

Задание 6. Как дети образовали инфинитивную основу в приведенных ниже примерах? Какие гласные прибавлены к основе настоящего времени? Приведите примеры аналогичного соотношения основ из нормативного языка.

1. Нельзя спички жгать. Пожар будет. (4)

2. Хочу тоже вёслами гребеть. (2.8)

3. Маша сядила прямо на пол. (2.5)

4. Вычти 4 из 10. Вычтала? (6)

5. Могу вам в этом поклянуться! (7)

6. Вся рубашка изомнута. (6)

7. Упал и кровь течела. (4)

8. Смотри - огонёк в лесу зажгился! (5)

9. Куда же ты денула мой фломастер? (6)

10. Кукол пора спать укладить. (4)

11. Нажми на эту кнопку. Нажмал? (4)

 

Задание 7. Основа инфинитива в нормативном языке может быть образована не только путем прибавления гласной к основе настоящего времени, но и путем устранения конечного звука j (читаю - читал, болею -болел). В детской речи такой способ образования основы инфинитива, приводящий к возникновению неправильных форм, возможен только для глаголов типа "рисовать - рисую". С чем это связано? Проанализируйте способ образования данных ниже форм. Почему они распространены в речи детей? Почему вообще глаголы "рисовать - рисую" трудны для усвоения?

1. Не надо так меня целуть! (4)

2. Я медведя нарисула. (3)

3. Куры склюли всех червяков. (4)

4. - Жуй скорее! - Не хочу жуть! (3)

5. Нельзя на дорогу плють! (3)

6. Немцы арестули партизана. (5)

 

Задание 8. В детской речи встречается явление замены окончаний: вместо окончания 1спряжения может быть употреблено окончание 2 спряжения, и наоборот. Часто при этом происходят и изменения в основе. Почему чаще всего такой модификации подвергаются глаголы "спать", "гнать" и их производные? Чем отличается от других пример 4?

1. Если медведь к нам придёт, мы его сразу прогнём! (3)

2. Птички посплют, а потом спать будут? (4)

3. Зайцы морковку грызят! (4)

4. Две девочки укладывают кукол спать, одна при этом поёт какую-то песенку ("жужжит"). - Так не кладут! - говорит одна другой. Та в отместку отвечает: - Так не жужжут! (4)

5. - Надо тебе по музыке подогнать! - Не волнуйся, подогнём! (6)

6. Мама горло полощит! (4)

7. Что ты там в карман кладишь? (4)

 

Задание 9. Выясните лингвистические причины следующих неправильностей в образовании форм прошедшего времени. Помещаемый материал взят из дневника А.Н.Гвоздева, известного исследователя детской речи, который записывал речь своего сына. Воспроизводятся фонетические особенности речи маленького ребенка (см. А.Н.Гвоздев. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981).

1. Люба сёла пруа. (1.11)

2. Куда посёла? (2.1)

3. Ицка насёла. (1.11)

4. Баба плисёла (тут же сказал - плисьла). (2.0)

 

Задание 10. У ряда глаголов основы настоящего времени и повелительного наклонения не совпадают. Выясните, как образованы следующие неправильные формы глаголов.

1. Мама, налей мне лимонада. Ну ладно, сам налею. (5)

2. Я его побею завтра. (4)

3. - Пей компот. - А я пею. (3)

4. Киска это блюдечко разбеет! (2.6)

 

Задание 11. Какие согласные чередуются в конце основы настоящего времени глаголов 1 спряжения в нормативном языке? В каких формах осуществляется чередование? В чем причина приведенных ниже детских неправильностей? Какие из приведенных ниже форм встречаются не только в речи детей, но и в просторечии?

1. Я не врю, я правду говорю тебе. (3)

2. Испеком один пирожок? (2.8)

3. Папа лягет на диван, а я - на кровать. (4)

4. Мне мама волосы стригёт. (5)

5. У нас так все можут рисовать. (4)

 

Задание 12. Какие чередования согласных распространены в нормативном языке в основах глаголов 2 спряжения? Рассмотрите следующие случаи. В чём заключаются ошибки и чем они вызваны?

1. Разбойники всех граблят или только королей? (5)

2. Будю, будю, а ты не просыпаешься. (3)

3. Ты мне отметку за грязь не снижишь? (5)

4. Сейчас я вам апельсин очистю. (4)

5. Смотрите, как я дрова рубю. (4)

5. Мама мне сейчас шарф подправлит. (3)

7. Я тебя и не видю совсем. (4)

8. Спю я, не мешайте. (4)

9. А меня к Любе приглашат? (5)

10. Когда сплят, нельзя разговаривать. (4)

11. Ты думаешь, я удивюсь? (6)

 

Задание 13. Выясните, чем вызвано изменение согласных в следующих случаях. В каких случаях форма испытывает воздействие другой формы того же слова, в каких действует аналогия с подобной формой другого слова?

1. На ветру трепещала молодая яблоня. (7)

2. Не надо сплять, светло уже. (3)

3. Я все из кастрюли выскреблю. (4)

 

Задание 14. Чем вызвана часто встречающаяся в речи детей и в просторечии модификация глаголов "хотеть" и "бежать"? В каких случаях осуществляется изменение основы, в каких - окончания, в каких - и основы и окончания?

1. Вон чья-то собака бегит. (5)

2. Ребята сюда бежут. (4)

3. Ты с ними не хотишь играть? (3)

4. Куклы еще не хочут спать. (4)

5. Мы хочем с ним играть, а он не хочет. (5)

6. Киска молока не хотит. (4)

 

Задание 15. Трудны для усвоения глаголы "есть", "дать", "создать", "продать" и производные от них глаголы. Проанализируйте, как образованы следующие ненормативные формы. Чем интересен последний пример?

1. Она мне книжку мою отдадит. (4)

2. Теперь ты мои коньки не продадёшь? (4)

3. Ешь скорей! - А я ешу! (2.8)

4. Мне в кухне лучше едится! (5)

5. Вам новые учебники Марья Ефимовна выдадит? (7)

6. А вы мне потом отдашьте мои карандаши? (4)

7. Я ему сейчас зададу! (6)

8. Все обедают. Анюта не хочет есть, ходит вокруг стола и рассуждает: - Все едят, а я не едю... Все едят, а я не едем... Мама, все едят, а я что делаю? (Анюта; 2)

 

Задание 16. Существует несколько групп глаголов, у которых основы инфинитива и прошедшего времени различаются, что приводит к трудностям разного рода. Определите, как образованы следующие формы.

1. Платье высохнуло уже. (6)

2. Папа меня своим полотенцем вытерел. (5)

3. Ты же опять ошибилась. (4)

4. Она натерелась волшебной мазью и стала невидимкой. (5)

5. Я упала и ушибилась об землю. (4)

 

Задание 17. Чем может быть вызвано усечение суффикса -НУ- в следующих случаях?

1. Папа, ты уже отдох? (5)

2. Я фартук повесила на палку, а он соскольз. (5)

3. Это не вы из моей сумки вытряхли? (4)

4. Зачем же ты меня ущипла? (4)

5. Я грязь с пальто стрёх, а ты не стрёх. (4)

 

Задание 18. Значительную сложность для усвоения представляют глаголы, имеющие супплетивные основы. Выясните механизм образования приведенных ниже ошибочных форм.

1. Она не захотела с нами на улицу вышеть. (5)

2. Вышев на середину комнаты, он заговорил. (7)

3. Мы к тебе вчера зайдили, а тебя дома не было. (4)

4. Я на папе ехаю, как на коне! (3)

 

Задание 19. Существуют два основных способа образования формы повелительного наклонения:1) прибавление к основе суффикса -И (ударного и безударного); 2) прибавление нулевого суффикса. Пользуясь материалом учебника по современному русскому языку, выясните, в каких случаях какой способ обычно используется. Проанализируйте представленный ниже материал, разграничивая случаи использования детьми: а) нулевого суффикса вместо -И; б) -И вместо нулевого суффикса; в) ударного -И вместо безударного -И.

1. Расколь мне скорей орех! (4)

2. Не смеись! (3)

3. Сошьи мне платье новое. (4)

4. Вытащьте газеты из ящика. (3)

5. Осторожно, не раздавьте мою машину. (4)

6. Хлопочь, хлопочь... (5)

7. Смотрите, не задавьте меня машиной этой! (4)

 

Задание 20. В каких случаях при образовании страдательных причастий прошедшего времени в нормативном языке используется суффикс - НН, в каких -Т? Чем вызваны следующие неправильности детской речи?

1. На столе орех расколонный. (5)

2. Не пойду в пальто порватом. (6)

3. Седло не поднимено. (4)

4. Сломатый автобус дальше не поедет. (5)

5. Тарелки-то не вымыны. (3)

 

Задание 21. Оши<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.017 с.)