Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сов. Время к разгибать; то же, что разогнутьСодержание книги Поиск на нашем сайте
- Разгибни пальцы! (3)
РАЗМОКРЯТЬСЯ Становиться всё более мокрым - Сахар в блюдце быстро размокряется. (4)
РАСПИТЬСЯ Чрезмерно долго пить - Мартин сначала не пил, а потом распился. (7)
РЕЖНИЦЫ То же, что ножницы - Дайте режницы, резать буду. (3)
РИСОВАТЬСЯ Рисовать самого себя - Буду в зеркало смотреть и рисоваться. (4)
РОГАТЬСЯ То же, что бодаться - А ваша коза не рогается? (4)
РУСАЛ Муж. к русалка - Русалка - это тётенька с рыбьим хвостом, а если дяденька - то русал! (6)
РЫБЁНОК Детёныш рыбы - Рыбёнок - это рыбкина детка. (4)
РЫЖКА То же, что белка - Белку неправильно назвали. Надо её рыжкой назвать. (4)
СВЕРКАЛЬНЫЙ Такой, который сверкает - Хочешь, подарю самый сверкальный шар? (4)
СВЕСТИСЬ Ликв. результат действия по глаг. развестись - Они сначала развелись, а потом опять свелись. (6)
СВИН Самец свиньи; то же, что кабан - Две свиньи и один большой свин. (4)
СГИБНУТЬ Сов. к сгибать; то же, что согнуть - Надо эту полосочку вот так сгибнуть? (6)
СГОРНЫЙ Здесь: берущий начало в горах - Этот ручей холодный, потому что он сгорный. (5)
СКРИЧАТЬ Созвать криком - Птичка всех птенчиков скричала. (4)
СЛУШАЛКА Прибор для выслушивания сердца и лёгких; то же, что фонендоскоп - Вот это - слушалка, я тебя буду слушать, когда ты заболеешь. (4)
СОСТАВИТЬ Ликв. результат действия по глаг. поставить - Составь скорей горчичники! (4)
СПАТЕЛЬНИЦА Та, которая любит спать; то же, что соня - Ну и спательница ты у нас! (3)
СТЕКЛЁНОК Маленький кусочек стекла - Я стеклёнком маленьким порезался! (4)
СТРЯТЬ Несов. к застрять; то же, что застревать - Стрял, стрял, да и застрял... (4)
СУЧИТЬ Несов. к засучить; то же, что засучивать - Засучить тебе рукава? - Не надо их сучить. (4)
ТЕПЛИЛКА То же, что батарея - Теплилка остыла уже совсем. (4)
ТОП Действие по глаг. топать/топнуть - Слышали мой топ? Как я топал? (4)
ТОПОРИЛЬЩИК Тот, кто рубит дрова топором - Ты топорильщик, а не возильщик. (4)
ФОРТА То же, что форточка - Форту будешь мыть? (3)
ХАМКА Самка хомяка - У нас в детском саду есть хомячок и хамка. (4)
ХОБОТНУТЬ Действовать хоботом - Слон как хоботнёт его! (3)
ЦАРАП Действие по глаг. царапать/царапнуть; то же, что царапанье - Ещё один робкий царап (о собаке, царапающейся в дверь). (7)
ЧАСНЫЙ Относящийся к часам - Иди в часный магазин и купи себе часы. (4)
ЧАХА То же, что чашка - Это чаха мамина, это чаха папина. (2,6)
ЧАЯННО Намеренно, нарочно; антоним к нечаянно - Я нечаянно твою куклу уронил. - Нет, чаянно! (3)
ЧЕРНЯК Человек с черной кожей; то же, что негр - Смотри, какой черняк пошел! (2,5)
ЧИНИЛЬЩИК Тот, кто чинит - Надо бы машину отнести к чинильщику. (4)
ШВАБРИТЬ Работать с помощью швабры - Вчера мы целый день швабрили. (5)
ШИБИТЬ Несов. к дошибить; то же, что дошибать - Дошиби торт. - Сама его шиби, мне не хочется... (4)
ШИХА То же, что шишка - Зайцы тихо-тихо собирают шихи. (4)
ШУРШ Действие по глаг. шуршать; то же, что шуршанье - Шурш какой нехороший (о шуршании синтетической ткани). (4)
ЩИП Междометие по глаг. щипать в функции сказуемого - Налепили мне горчичников, а они: щип, щип... Расщипались. (3)
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание 1. В состав начального детского лексикона входят различные типы слов: I. Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого. II. Специфически детские слова, которые включают в себя следующие группы слов: 1. Слова "языка нянь" - языковой подсистемы, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Это слова, как бы подслушанные взрослыми в детском лепете, осмысленные взрослыми и возвращенные - уже осмысленными - детям. Словарь "языка нянь" состоит из следующих подгрупп слов: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, напоминающие слоги, из которых состоит лепет, в основном открытые, с редупликацией);
б) звукоподражательные (ономатопеи). 2. Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия. 3. "Застывшие фразы", "формулы" - выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое. К каким типам можно отнести приведенные ниже первые детские слова? Ав-ав, па (упал), да, вот здесь, деда, апка (брат), ко-ко (о курице и цыплёнке), ням-ням, каха, Еня (Лена), бадя (вода), татам (кто там?), бай, ляля, си (сыр), мать (мяч), му, кхы (о горячей печке), хью (хрю), ая (всё неизвестное, таким способом Лиза в возрасте 1.05-1.09 просила взрослых сказать, как называется предмет, на который она указывает).
Задание 2. Запишите известные вам десять-пятнадцать слов "языка нянь", определите, какие предметы или явления окружающего мира они обозначают. Какие из этих слов вошли в состав нормативного языка?
Задание 3. В речи детей до 2 лет широко распространено явление лексико-семантической сверхгенерализации, заключающееся в распространении сферы использования слова на более широкий, чем в нормативном языке, круг референтов. Определите, что являлось основанием для переноса в приведенных ниже примерах.
Таблица 1
Задание 4. В основе сверхгенерализаций, так же как и в основе генерализаций в нормативном языке, лежат определенные принципы классификации явлений: 1) перенос по сходству (метафора); 2) перенос по смежности (метонимия). Отграничьте метафорические сверхгенерализации от метонимических, а среди сверхгенералиций, возникших путем метафорического переноса, выделите несколько групп в зависимости от того, что является основанием сверхгенерализаций: форма, материал, звук, вкус, функция. Есть ли случаи, о которых мы не можем с уверенностью утверждать, что это сверхгенерализации? Почему?
Таблица 2
Задание 5. Объясните, почему нельзя отнести к сверхгенерализациям следующие случаи окказионального употребления слов ребенком раннего возраста. Мама - мама, мамина расческа, мамина книжка; баба - бабушка и бабушкины вещи; папа - папа, папин магнитофон; сапатька (шапочка) - стаканчик или носовой платок, надетый на голову; каятка (кроватка) - лодочка, в которой "спит" кенгуренок; складки платья, где "спит" динозаврик; хрю - о бультерьере; карандаши - об узоре на платье; глазки - о двух гвоздиках на стельке туфли.
Задание 6. Подумайте и запишите, какие слова "языка нянь" сверхгенерализованы уже в инпуте? (Например, ляля – кукла и маленький ребенок, мяу - кошка и мяукать.)
Задание 7. В речи многих детей раннего возраста часто встречаются одинаково звучащие звукокомплексы (омофоны). Детская омофония - это совпадение в одной и той же звуковой оболочке двух или более слов нормативного языка вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка. При этом ребенок знает, какой должна быть нормативная звуковая оболочка слова, но не умеет её воспроизвести. Выделяются следующие причины возникновения детских омофонов: 1) слоговая элизия (опущение слогов); 2) субституция согласных; 3) упрощение кластеров (стечение согласных); 4) дистантная ассимиляция (уподобление звуков); 5) "перенесение" звуковой оболочки освоенного слова на другие слова, иногда довольно далекие от исходного по звучанию. Определите, что явилось причиной возникновения омофонов в следующих случаях: ня - няу (мяу); мясо; ки - книги; киска; ми - мишка; мыло; мышка; сь - соска; сыр; рис; шишка; папа - папа; тапки; шапка; палка; черепаха; ако - ко-ко; сандалики; колготки; открой.
Задание 8. Найдите среди приведенных ниже слов примеры омофонии и отграничьте их от случаев сверхгенерализации: Баба - бабушка; бабочка; пчела, стрекоза. Му - корова; лошадь. Тяй - чай; чашка; чайник. Са - Саша; шар; шапка; лиса. Ма - мальчик; бумага. Нё - слон; нож; нос. Якака - ягодка; яблоко. Сё - щечки; просьба повторить какое-либо действие. Ава - собака; кошка; волк. Де - дедушка; девочка; дерево; деньги. Гя - глаза; грязный.
Задание 9. Состав начального детского лексикона определяется необходимостью назвать явления окружающего мира, передать определенный набор, "ассортимент" смыслов, "идей". Этим объясняется сходство первых слов у разных детей, живущих в разное время и говорящих на разных языках. Ниже перечислены основные смыслы, выражаемые первыми детскими словами. Напишите, какими именно словами может выразить эти смыслы маленький ребенок. Можно учесть и возможность выражения данных смыслов путем лексико-семантической сверхгенерализации. 1) Мама; 2) папа; 3) собака; 4) есть, еда; 5) транспорт; 6) любое животное или насекомое; 7) бабушка; 8) дать; 9) любая птица; 10) кошка; 11) любое имя (не свое); 12) кукла; 13) падать, падение, удар; 14) удариться; 15) отрицание, несогласие, нежелание, невозможность, отказ; 16) спать, сон; 17) любое качество; 18) дедушка; 19) любой мужчина; 20) пить, питье; 21) испражнения, горшок и т.п.; 22) обувь; 23) музыка, пение; 24) взять; 25) идти; 26) боль, больно, больное место; 27) исчезновение, спрятаться (игровое слово); 28) вода, купаться, дождь; 29) недовольство, испуг, осуждение; 30) своё имя; 31) сосуд для жидкости; 32) маленький ребенок; 33) утверждение, согласие; 34) любая часть тела.
Задание 10. Разграничьте среди приведенных ниже примеров слова из "языка нянь" различных типов (звукоподражательные или лепетоподобные) и слова нормативного языка с искаженной звуковой оболочкой: Гули - голуби. Де - дедушка. Псь - выражение физиологической потребности. Куя - курочка. Бика - машина. Ки - книга. Ме - коза. Пи - пить. Ти-ти - птицы. Кап-кап - дождь. Ка / ква - лягушка. Па - палка.
Задание 11. Запишите двадцать первых слов в речи знакомого вам ребенка (если известно - в порядке их появления). Подумайте, какие из них наиболее часто встречаются в речи детей этого возраста. При записи обратите внимание на сферу употребления этих слов.
Задание 12. Подумайте, какие из приведенных ниже слов частотны в лексиконе (пассивном или активном) ребенка до двух лет? Какие менее вероятны? Какие слова не являются составляющими лексикона ребенка раннего возраста? Мяу, стена, нет, пушистый, ку-ку, пол, тапки, ум, брести, стол, рука, радость, дай, шапка, плечо, комната, вода, ноготь, тётя, страх, сок, скатерть, нос, волнение, бровь, машина, нельзя, суп, опасность, телевизор, животное, кроватка, круг.
Задание 13. Лексикон ребенка (А.Н.Гвоздев) до двух лет включает следующие группы слов, обозначающие: 1) ПРЕДМЕТЫ (животных, людей, пищу, части тела, одежду, игрушки, домашние предметы, предметы вне дома); 2) ПРИЗНАКИ (отношения по принадлежности); 3) ДЕЙСТВИЯ (требования, констатирование действия в момент его совершения).
4) МЕСТО. Проанализируйте приведенную ниже таблицу: какие слова появляются в лексиконе ребенка первыми, в каком разделе таблицы имеется наибольшее количество слов-звукоподражаний (назовите среди них слова "языка нянь"), какие слова характерны только для данного ребенка?
Таблица 3
*R - губно-губной, дрожащий согласный (и далее в пособии).
Задание 14. Сравните слова, приведенные в данном методическом пособии (см. таблицу 3), со словарем Жени Гвоздева (см. А.Н.Гвоздев. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Стр. 20-26).
Задание 15. Описанные ниже ситуации происходили в присутствии или при участии детей до двух лет. Определите, что явилось наиболее значимым для ребенка в том или ином случае и какое слово или звукокомплекс он мог использовать для описания данной ситуации: а) ребенок находится в комнате, он хочет выйти оттуда и просит открыть ему дверь; б) кто-то на глазах у ребенка случайно задел чашку и разбил ее; в) ребенок видит, как его папа забивает вывалившийся из стены гвоздь; г) малыш на глазах у своей двухгодовалой сестры намочил свои штанишки, а затем и пол, она очень этим недовольна и журит брата; д) ребенок увидел на улице человека, который поскользнулся и упал; е) в ванной комнате вода льется из крана прямо на пол, ребенок бежит в комнату, чтобы сообщить об этом родителям; ж) ребенок, находящийся на платформе, подходит к самому её краю (боится упасть вниз); з) ребенок слышит диктора радио (мужчину); и) собака вернулась с прогулки и наследила в квартире, ребенок спешит сообщить об этом бабушке. Возможные ответы: бух; мама; дядя; ай-яй-ай; тук-тук.
Задание 16. Проанализируйте приведенные ниже слова нормативного языка и соответствующие им звукокомплексы детской речи. Объясните, как они возникли. 1. Машина - сина; ма; ту-ту; бибика; брр; вади (водить). 2. Корова - ка; му-у; аф-аф. 3. Часы - тисы; ти; ти-ти; ти-та. 4. Голубь - гули; тити; ко-ко; го; га-га; ти. 5. Конфета - ка; катета; ням-ням; фе. 6. Яйцо - асё; ко-ко; тё; яи(яичко). 7. Телефон - да-да; аё; те; дзинь; ба-ба (по телефону беседует обычно с бабушкой). 8. Хлеб - сеп; бу; буя. 9. Курица (петух) - куко; куя; ку; ко-ко; ти (птица); га-га; типа (цыпа); кука. 10. Молоток - маток; бэм; тук-тук. 11. Цветы - ах-ах; циты; ти. 12. Утюг - ай-ай-ай; гя (горячий); тю. 13. Ворона - кай-кай; ти-ти; ка; ка-ка. 14. Кошка - ня; маа; ки (киса).
Задание 17. Охарактеризуйте лексикон наблюдаемого вами ребенка в возрасте до двух лет (период голофраз - однословных высказываний), установите закономерности употребления первых детских слов, определите различия между соотношением "слово" (звукокомплекс) и его "значение" во взрослом (нормативном) языке и языке детей.
Задание 18. Лексическое значение слова состоит из множества сем - компонентов, образующих семантическую структуру слова. Далеко не все семы сразу усваиваются ребенком, освоение значения слова происходит постепенно: ребенок как бы "прибавляет" к уже известным ему семам все новые и новые, до тех пор пока семантический объем "детского" слова не становится равным семантике нормативного слова. Следствием неосвоенности всех семантических признаков, входящих в лексическое значение слова, является расширение значения - один из главных источников семантических окказионализмов в детской речи. При расширении значения одна или несколько сем "вычеркиваются" из семантической структуры слова. 1) Выясните, какие семы еще не усвоены ребенком в значении существительных, обозначающих совокупность живых существ: 1. Мама, посмотри, куда полетели стаи моих пузырей. 2. Стадо бабочек. 3. Стадо гостей. 4. Вот такая толпа бананов. 2) Широко распространено употребление детьми слов, в нормативном языке обозначающих видовые понятия, для обозначения родовых понятий. Прокомментируйте следующие употребления слов в детской речи: 1. Шофер трактора. 2. Шофер трамвая. 3. Шофер лошадь погоняет, а она не едет. 4. Шелуха от куриного яйца. 5. Свари сосиски в шелухе. 6. Мандарин я съела, а шелуха в кармане. 7. Эту реку зовут море? 8. Мама, дай тот рубль! Копейку-рубль! 9. Какой сегодня понедельник - суббота или вторник? 3) Какие специфические для детской речи синонимические ряды можно построить на основании анализа следующих примеров? В чём причина их возникновения в детской речи? 1. Когда садик починится, снова будем в него ходить? 2. Будем этих тётев чинить? 3. Меня в больнице доктор починит. 4. Я всё время ошибаюсь, а мама мой английский язык чинит (т.е. поправляет меня). 5. Почему так долго доктор чинит маму? 6. Я отремонтировал букву. 7. Мама: Надо писать "й". Сын: А я уже "е" написал (т.е. "с мамое" вместо "с мамой"). Но ничего, сейчас починю. 8. Его надо зашить (о покосившемся доме). 9. Надо написать Колю (нарисовать). 10. Давай я тебе Снегурочку напишу! 11. Я нарисовал букву. 12. Вы уже нарисовали адрес?
Задание 19. Элементы значения слова могут быть денотативными (понятийными) и коннотативными, передающими дополнительную информацию - оценочную или экспрессивную. Используя толковые словари, определите в приводимых ниже примерах, какие семы в значении слов - денотативные или коннотативные - ещё не усвоены детьми. 1. Свари яичницу. 2. О сухарях, "выпрыгнувших" из тостера: - Ой, сухари сварились! 3. Нажарь чайку. 4. - Жалко, что у нас нет печки. - У нас есть батарея. - Больше нравится, как я смотрела в печке, как поленья жарятся. 5. Аня, погаси радио. 6. Смотрит в окно: - Очень весна! 7. Я конфету залпом съел. 8. Она, что ли, забиралась на большую горсть перин? (о принцессе на горошине). 9. У него такая прическа, как у дяди Миши (о лысине Жванецкого). 10. Мед! Обаятельно! 11. Слушала пластинку: - Почему такая тоненькая про доброго зайца? 12. Мама сказала, что надо сходить с ней в зоомузей, но предупредила дочь, что там животные неживые. - Это памятники, что ли? 13. - Мы папой будем проверять дно (реки). Папа у нас спонсор. (Сначала выкупается отец, проверяя, нет ли на дне консервных банок, а потом пойдут купаться мама с сыном). 14. Открой, мамочка, мне, пожалуйста, значки. Мне, знаешь, их сразу не отколоть. 15. Даже этот элемент (т.е. эпизод) не помнишь? 16. Об обогревателе: - Мама, почему этот утюг такой горячий? 17. Кем ты будешь? Какой богиней? Всё равно из какой античности - из греческой, египетской или скандинавской. 18. Аня, кто там так много ушел? (Сильно хлопнул дверью).
Задание 20. Вспомните типичные в речи детей расширения значений слов "мел", "железо" ("железный "), "золото" ("золотой"). Можно ли трактовать подобные случаи как инновации?
Задание 21. В чём отличие ранних детских сверхгенерализаций (до 2 - 2 с половиной лет) от расширения значений слов в более позднем детском возрасте? В чем проявляется большая близость к разговорной речи взрослых в последнем случае? Разграничьте следующие примеры. Какие из них занимают промежуточное положение между двумя указанными типами обобщения? 1. Ти-ти - птицы; летящий лист бумаги. 2. Дядя - все мужчины; радио; кассеты. 3. Аист - любая птица. 4. Собака - любое животное. 5. Абоко - яблоко, карандаш, одинаковые по цвету. 6. Аня, эта скорлупа у деревьев им нужна? 7. Сорт собак - о пуделе. 8. Сапоги - любая обувь.
Задание 22. Расширение лексического значения может быть связано с метафорическим или метономическим переносом (перенос по сходству или по смежности). Разграничьте метафорические и метономические семантические окказионализмы и проанализируйте источники их возникновения. 1. Почему у этого дерева нет головы? (О дереве со сломанной вершиной). 2. Это всё атласы (о людях в детском географическом атласе). 3. Дай мне деревянную булку (сухарь). 4. Бабушка болеет, надо её уколом уколоть. Пойду в аптеку, куплю укол. 5. Намажь мне ногти твоим маникюром. 6. Это настоящее фигурное платье (платье для фигурного катания). 7. Вон ещё один троллейбус окнами моргает! 8. У меня нос пахнет (чувствует какой-то запах). 9. Пальцы лысенькие стали (когда постригли ногти). 10. Я твое "бибиси" на окно переставила (о радиоприемнике). 11. Какой у этого экскаватора длинный хобот! 12. Почему это мыло голое? (Не в упаковке). 13. - Тут густой лед. - Почему густой? - Не так хорошо ездит. 14. Такая взрослая тёрка (о большой тёрке). 15. Что у тумбы под платьем? 16. Вот химия, а вот ещё... (указывая на реторты и колбы в учебнике химии).
Задание 23. Разграничьте разные типы метафор:1) возникающие вследствие незнания ребенком узуального наименования; 2) возникающие вследствие сознательного переименования предметов с игровой целью, а также с целью прокомментировать сходство или пошутить. 1. Видишь, как кричит! - перебирая зубчики расчески. 2. Поставила игрушечных коней друг на друга: - Смотри, какую пирамиду я сделала. 3. Давай, чтобы кружинка была маленьким поросёночком... Котёнком... (Бросает пружину-радугу). Ну, прыгай! Молодец! 4. Чего она такая голенькая? – развернув конфету. 5. Рассказывает о своей руке, на мизинец которой надето колечко: - Мизинчик мой плавает. А рука моя - это море. А колечко - это обруч. - Какой обруч? - Ну, который для плавания (т.е. круг). 6. Вот какая тёрка у меня (о кондиционере в немецком поезде, напоминающем тёрку). 7. Камешек пускай будет ложечкой. Он очень похож на ложечку. 8. Тут у меня песочница (о песке в своих карманах). 9. Самолет, как автобус. Это автобус-птица. 10. Биби один рук, один зуб (об экскаваторе).
Задание 24. Другой источник семантических инноваций детской речи - сужение лексического значения, при котором в его структуру добавляется какая-либо сема или семы. Определите, какие компоненты включены в семантику выделенных слов в следующих примерах. 1. К нам сегодня приходила тетя, играла на пианино и пела. Такая красивая: волос нет, одни кудри! 2. Зачем ты сделала яичницу, я же просила глазунью! 3. Я не мальчик, а Коля. 4. Я не мальчик, я твой сын. 5. Я и по возрасту уже большой, и по месяцам. 6. Ребенок считает, что полдник есть только в детском саду. Когда мать дома зовет полдничать, девочка говорит: "Мы же не в детском саду, не будем играть в детский сад".
Задание 25. "Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл", - писал К.И.Чуковский. Проанализируйте приводимые ниже примеры звуковой модификации слов нормативного языка. В каких случаях ребенок изменяет имеющуюся у слова внутреннюю форму, в каких - оживляет ее? Опирается ли он при этом на существующие в современном языке словообразовательные модели? Определите, какие именно слова перестроены ребенком. Автовозиль, лампажур, катобус, больмашина, гудильник, болерьянка, вертилятор, гребло, режницы, рогаться, одевальце, пилилки, вылеплин, лепин, боливитамины, помаза, ругалировщик, шагалики, шуматоха, звучок, тарарахтор, этажер, воротарь.
Задание 26. Некоторые вербальные замены (парафазии) в речи детей помогают выявить ассоциативный механизм запоминания. Объясните следующие случаи замены. В чём особенность трёх последних примеров? 1. У меня под глазом вскочил... овёс! 2. У меня болит... блюдечко! (Показывает на коленную чашечку). 3. Я ударила совочек! 4. Дай мне ещё майонез (о паштете). 5. Это грибы - нахалки (о грибах-паразитах была беседа накануне). 6. Конфеты раковые лапки. 7. Анфузория-сапожок. 8. В зоопарке есть птица-председатель. 9. Сказка "Медный петух". 10. Дайте мне сырого клоуна! (Тянется к пучку петрушки). 11. Говорит утром: А знаешь, в другое утро, завтра, я съела весь мандарин целиком (вечером, вчера, я съела весь апельсин целиком). 12. Надо на куртке гром застегнуть! 13. Какая у петуха красивая расческа! 14. Лене дома ничего делать не дают. На неё просто крестятся! 15. А мы по радио слышали песню старой кувшини! 16. Я сегодня ехал на этой... на землечерпалке! (На эскалаторе). 17. Я помогал бабушке делать... сапог (форшмак). 18. Можно уже на дачу ехать... И увидим там земную тыкву... (о земляной груше - топинамбуре).
Задание 27. Проанализируйте случаи смешения паронимов - близкозвучащих слов. 1. Это называется утюг? (Имеется в виду этюдник). 2. Считайте, я коллега (показывает ранку на пальце). 3. Там я не был (в Петропавловской крепости). Она была в кулисах. 4. Хочешь, на твоём столе будет как ювелир стоять? Домик, который я сделал. 5. Ювелирчики - такие красивые яйца, пасха. 6. У меня нюх хороший - обаяние. 7. Глазированная вода. 8. Есть такое варенье - джемпер. 9. (Рассказывает, как смотрел фильм "Кавказская пленница" в доме отдыха): Там довольно большая аудиенция. Многие смотрели. 10. В лесу рудник. 11. (Играя в шахматы): Я стремлюсь занять оппозицию. 12. (Об осах, когда маму укусила оса): Не люблю я с детства эту жирность.
Задание 28. Проанализируйте приводимый ниже материал, отмечая случаи: а) случайного искажения звуковой оболочки нормативного слова; б) модификации нормативного слова по типу "детской этимологии"; в) полной замены звуковой оболочки одного слова звуковой оболочкой другого слова (смешение паронимов); г) использования сочиненного ребенком слова, не связанного деривационными отношениями ни с одним из существующих в нормативном языке; д) использование слова, сконструированного ребенком по одной из словообразовательных моделей или по конкретному образцу. 1. Сегодня мы устроили большую антрификацию. - Что? - Ну, тревогу. 2. Принцесса заснула аллергическим сном. 3. Круль надо сделать. 4. Мне на зуб клумбу поставили. 5. У нас под окном маленький полусадик. 6. Всё. Афликация коней. - Почему афликация? - Ну, потому что много... 7. Папа, ты сегодня бритвился? 8. На полу лежит красивый паласт. 9. Макароны-шпагетти. 10. Студенты-заучники. 11. У них родили
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.152 (0.018 с.) |