Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды предложении по цели высказывания

Поиск

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Предложения делятся на виды по цели высказыва­ния, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

В повествовательных Предложениях сообщается о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса (М. Горький).

В устной речи в повествовательном предложении голос повы­шается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пуш­кин). Вопрос часто бывает заключён в вопросительных местоимениях, наречиях и частицах: Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин); Отчего ты печаль­но, вечернее небо? (И. Бунин); Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

Вопросительные предложения произносятся с вопроситель­ной интонацией — повышением голоса на вопросительном сло­ве и к концу предложения.

В побудительных предложениях выражаются раз­личные побуждения к действию — приказ, просьба, призыв, совет и др.: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызо­вом миру поведай (О. Берггольц); Отец, пойдём! (А. Чехов); Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

В побудительные предложения нередко включаются обра­щения. В побудительных предложениях сказуемые выражают­ся глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией — с повышением голоса, напряжённо.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ

Предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительные восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь — хоть это мне и больно — не прав и я! (И. Кры­лов).

 

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин);

Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).

Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых пред­ложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение — это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина? (М. Матусовский), или из одного — подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависи­мыми словами образует состав подлежащего, напри­мер: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого, например: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).

ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения делятся на главные и второ­степенные.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения — подлежащее и ска­зуемое.


Подлежащее — это главный член предложения, кото­рый связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель­ного падежа кто? или ч т о?, например: Установилась (ч т о?) хорошая погода (М. Горький). (К т о?) Колхозники заканчи­вают сев.

 

Практическая работа № 1

1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.

Образец: Анна Сергеевна заторопилась.

На дороге встретилась ему Анна Семеновна. Меня никто не узнал.

На темной поверхности воды появились круги.

В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.

Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

Около нее хлопотали два врача.

Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.

В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн.

Большая часть дня уже прошла.

По одному краю площадки тянется ряд возов.

Несколько ярких звезд мерцало над рекой.

В окрестностях бродило много кабанов.

Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.

Мы все четверо не пишем.

В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.

Обедающие его не замечают.

Некоторые из них явились к нам в бивак.

Сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который согласует­ся с подлежащим, обозначает его действие или признак и от­вечает на вопросы что делает предмет? что с ним про­исходит? каков он? что он такое? и др. Есть несколько видов сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

 

           
   
Составное глагольное (глагол- связка + глагол неопр. формы
 
Составное именное (глагол-связка + именная часть)
 
Простое глагольное (одно слово- глагол)

 


Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

— глаголами в форме изъявительного, условного или повелитель­ного наклонения: В это время в гостиную вошел гость. Он охотно бы занял его место. Вы не смотрите на меня так;

— глаголами в форме сложного будущего времени: Скорее расти будут усы;

— глаголами повелительного наклонения с частицами да, ну, же и др.: Да подите сюда!

— глаголами с частицами было, так, знай себе и др.: Снег так и валил. Фадеев пошел было с корзиной на берег;

— фразеологизмами: Он стоял как вкопанный (т. е. остолбенел).

 

Практическая работа № 2

1. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Так мыпрожили целый месяц.

Вы бы взяли билет!

Да уходите же вы наконец!

Вы покажите нам что-нибудь подешевле.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Карандаш так и ходил по бумаге.

Я не делаю визитов.

2. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.

Образец: Ятак и ахнул!

1) Сердце так и стучит. 2) Жизнь знай себе проходит. 3) Тогда я не упускал ее из виду. 4) Лишь бы он учился да дома не баловался. 5) Он нашел было портфель, да опять потерял. 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер! 7) Он сделал шаг назад и остановился как вкопанный. 8) На вашем месте я теперь икал и страдал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить. 10) Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало. 11) Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву. 12) Я взял себя в руки и остался на месте. 13) Гене­рал сел за стол и взял перо в руки.

Составное глагольное сказуемое имеет две части — вспомогатель­ную и основную.

Основная часть выражается глаголом в неопределенной форме: Он хотел есть. Он хотел пить.

Вспомогательная часть может быть выражена:

— глаголами: Глаза начали уставать. Он продолжал рассказы­вать про свою жизнь. Он хотел проехать мимо;

— краткими прилагательными с оттенком долженствования и их сочетаниями с глаголом быть и др. (рад, был рад, буду рад, должен, был должен, буду должен, готов, был готов, буду го­тов и др.): Я буду рад встретиться с вами;

— фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями: имел на­мерение (хотел), лелеял надежду (надеялся) и др.: Он горел желанием выступить.

 

Практическая работа № 3

1. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядаже могу уйти в другую комнату.

Надя начала глядеть в окно.

Он перестал мне высылать деньги.

Я не хотел идти к Оле.

Вы обязаны поступить на сцену!

Вы не имеете права говорить это!

2. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядолжна уехать отсюда сегодня же!

 

1) Я рад бы лечиться. 2) Я ужасно есть хочу. 3) Я старался не глядеть вниз. 4) Мы его терпеть не могли. 5) Мы принялись варить чай. 6) Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я дол­жен буду принять крайние меры. 8) Но доктор должен был пре­рвать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он тер­петь не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять принял­ся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи. 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хочет больше отпускать в кредит бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.

 

Составное именное сказуемое состоит из двух частей — глагола-связки и именной части: Он был солдатом. (Важно не то, что он был, а то, что он был солдатом.)

 

Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на во­просы каков предмет? что он такое? что с ним про­исходит? и может быть выражена:

— именем существительным или словосочетанием: Он учитель. Он был директором. Он в восторге;

— полным или кратким прилагательным: Мы молодые. Мы молоды;

— сравнительной степенью прилагательного: Эта дорога короче;

— кратким страдательным причастием: Дорога проложена через лес;

— именем числительным: Он был пятым по очереди;

— местоимением: Вишневый сад теперь мой;

— наречием: Ей туфли будут впору;

— синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было черного цвета.

Глагол-связка может отсутствовать (нулевая связка): Он солдат.

Глагол-связка может быть выражен:

— всеми формами глагола быть: Самовар был бы важным нововве­дением;

— глаголами, их сочетаниями или синтаксически неделимыми словосочетаниями: Он стал врачом. Он хотел бы стать вра­чом. Я чуть не сошел с ума от радости (т. е. обрадовался). Она сидела усталая (была усталая, т. е. важно не то, что она сидела, а то, что сидела усталая).

 

Практическая работа № 4

1.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Образец: А все же яхрабрая. 1) Все это понятно. 2) Я раб. 3) Воз­дух великолепен. 4) Оба вы люди со средствами. 5) Вы очень любезны. 6) Егорушка жив и здоров. 7) Доктор очень хоро­ший. 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неизмеримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.

2.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Велика была его радость. Скучный ты стал. Ночь была ясная. Горы сделались темно-синими и угрюмыми. Долина ста­новилась все шире и шире. Жизнь ее будет прекрасной. А вы бы стали свободны. А дверь так и осталась незатворенной. В де­сять часов бал был в разгаре.

3.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.

Образец: Не буду яначальницей. 1) Ночь обещала быть холодной. 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная. 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно. 4) Погода стояла великолеп­ная. 5) Охота вышла неудачна. 6) Оно показалось мне знако­мым. 7) Не он первый. 8) Теперь он мой.

4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Образец: Онанеряшлива. Лицо его холодно и строго. Жребий брошен. Уговор дороже денег. Он не трус и не боится людей. Она была ду­шой компании. Он добрый и честный малый. Улыбки менее чем уместны. Один из домиков оказался порожним. Она была в обмо­роке. Они будут вам очень рады. В это время показалась ящерица. Один след показался мне каким-то странным. Он глядел и чувство­вал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее. Впереди на илистой почве были видны от­печатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охо­той и стал звероловом.

Практическая работа №5

Значения дополнения

 

Грамматические значения Вопросы Примеры
1. Адресат действия     2. Объект действия   3. Орудие действия кому? — дат. п. что? — вин. п. чем? — тв. п. Победителю соцсоревнования был вручён значок. Ещё в школе я выбрал себе профессию. Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. Тургенев).
4.Предмет сравнения и др. чего? — род. п. кого? — род. п. Летом день длиннее ночи. Мой брат старше сестры.

Дополнения бывают прямые и косвенные.

 
 

 


Прямые дополнения относятся к переходным гла­голам (т.е. глаголам, сочетающимся с именем существительным в винительном падеже) и обозначают предмет, на который направлено дейст­вие, например: Я сегодня поймал было (к о г о?) рыбку (А. Пушкин). Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.

Родительный падеж прямого дополнения употребляется: 1) если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды).— Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в не­которых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм.Я не помню этого кинофильма; 3) при некоторых глаголах: Бояться темноты.

Все остальные дополнения называются косвенными.

 

 

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Практическая работа № 8

 

1. Укажите определяемое слово, подчеркните приложения и раскройте их смысл.

 

X X

Друг-скульптор, скульптор друг — друг, который был скульп­тором;

X X

скульптор-друг, друг скульптор — скульптор, который был другом;

гостьи-барышни, барышни гостьи —........................ которые были................;

барышни-соседки, соседки барышни —...................... которые были..............;

соседи-враги, враги соседи —......................... которые были.................;

девушка-бурятка —..................... которая была.................;

слуга-француз —.................... который был.................;

немец-настройщик —................... который был....................

 

Практическая работа № 9

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Предложения делятся на виды по цели высказыва­ния, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

В повествовательных Предложениях сообщается о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса (М. Горький).

В устной речи в повествовательном предложении голос повы­шается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пуш­кин). Вопрос часто бывает заключён в вопросительных местоимениях, наречиях и частицах: Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин); Отчего ты печаль­но, вечернее небо? (И. Бунин); Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

Вопросительные предложения произносятся с вопроситель­ной интонацией — повышением голоса на вопросительном сло­ве и к концу предложения.

В побудительных предложениях выражаются раз­личные побуждения к действию — приказ, просьба, призыв, совет и др.: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызо­вом миру поведай (О. Берггольц); Отец, пойдём! (А. Чехов); Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

В побудительные предложения нередко включаются обра­щения. В побудительных предложениях сказуемые выражают­ся глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией — с повышением голоса, напряжённо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.013 с.)