![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Признаки текста, средства связи в тексте
1. Вопросы: — Что называется текстом? (Комментарий. Текст может состоять из одного предложения («Голосуй или проиграешь!») и даже из одного слова: «Опасно!» Текст может быть очень длинным: роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Текстом можно считать совокупность всего, что написано за историю человечества. Мы условимся называть текстом несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой. Слово «текст» происходит от латинского «textum», что значит «ткань», «связь», «соединение». Исторически к этому же корню восходят слова «текстиль», «текстура». Заметим общее в семантике этих слов: текст складывается, соединяется, подобно тому как нити, переплетаясь, ряд за рядом образуют ткань.) — Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.) — Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста.) — Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического повтора и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. д. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора — одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонации.)
2. Задание: Определить тему, основную мысль, смысловые отношения, виды связи в тексте В. М. Шукшина (упражнение 278). (Тема текста — красота пейзажей Алтая. Основная мысль текста — единство природы и человека. Творение природы — река Катунь — и творение рук человека — Чуйский тракт — составляют контрастную, противоречивую, неповторимую «красоту земную». Текст характеризуется смысловой цельностью. Условно его можно разделить на три части. В первой (1-й, 2-й, 3-й абзацы) рассказывается о Чуйском тракте. Во второй (4-й абзац) — о реке Катуни. Эти части сопоставлены. Первые предложения первой и второй части связаны между собой, хотя разделены фрагментом текста; второе предложение словно продолжает первое: «Есть на Алтае тракт — Чуйский. ... И еще есть река на Алтае — Катунь». Они связаны и лексическим повтором (признак цепной связи) и параллельной связью (сходный порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами. Третья часть (5-й абзац) объединяет первые две: «И вот несутся они в горах рядом — река и тракт». Внутри каждой части предложения тоже связаны. Например, первое и второе предложения текста связаны с помощью синонимов (цепная связь): «тракт» — «дорога». Третье предложение связано с первыми двумя местоимением: «тракт» — «дорога» — «о нем». Четвертое — возвращает нас к началу абзаца: «с Чуйского тракта». Преобладает в тексте цепная связь. Смысловая цельность текста подчеркивается эмоциональностью описания, образностью, обилием изобразительно-выразительных средств: сравнениями («...дорога как след бича, стегнувшего по горам»), повторами («все удалые молодцы, все головорезы былых лет, все легенды..»), соединением разностилевой лексики (историзм — «ямщиков» рядом с современным словом «шоферов»), эпитетами («красивая, стремительная дорога»; «удалые молодцы», «утреннюю нагую красоту гор», «чистая, светлая»), гиперболой («каждую песчинку видно на две»), антитезой («жутковато», «страх» — «красота», «целебная прохлада»; «влюбленные» — «ненавидящие друг друга Он и Она»), градацией («манит», «соблазняет»; «злая, белая от злости», «крутой яростной волной ревёт»), аллитерацией («крутой яростной волной ревёт» — «рвётся из гор»), олицетворением («отдыхает река», «это брат и сестра»), рядами однородных членов («рассказывается, поётся, выдумывается»), парцелляцией («Местные поэты так и делают. Но нельзя превозмочь красоту земную словами».)
IV. Типы речи 1. Вопросы для обсуждения. — Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение.) — Как вы считаете, по какому принципу в речи выделяются типы? (По принципу способов отражения мира. Человек может по-разному реагировать на проявления окружающего и внутреннего мира. Может фиксировать, запечатлевать его сиюминутные отдельные элементы, признаки, детали — тогда речь идет об описании. Мы словно фотографируем объекты, причем такая «фотография» бывает «плоской» и объемной, «размытой» и очень четкой. Описание применяют при создании словесного пейзажа, портрета. Описание может касаться характера человека, его чувств, переживаний (ведь и хорошая фотография отражает их.) Ярким примером может служить описание Печорина в повести «Максим Максимыч», которое назвали первым психологическим портретом в русской литературе. Вспомним также подробное описание Собакевича и его комнаты в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, где работает каждая деталь: стол, кресло, стул. дрозд в клетке, картины и даже, в свою очередь, детали этих картин. Человек может видеть мир в действии, в развитии, во времени. Он словно прокручивает кинопленку памяти. В этом случае речь идет о повествовании. Например, в начале романа «Евгений Онегин» Пушкин рассказывает о жизни героя и его отца:
Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил...
Перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности. Сопоставление фактов, развитие мысли, приводящее к определенным выводам, характерно для рассуждения. Этот тип речи вряд ли можно сравнить с фотографией или кинопленкой. Мы имеем дело с логикой мысли, в которой условно можно выделить три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли), 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов, 3) вывод, или заключение, которые из этого следуют. Рассуждение особенно характерно для научного стиля речи. В художественной литературе встречаются все типы речи. Лермонтов, описывая внешность и особенности поведения Печорина, выносит суждения о его характере. В противоречивости описания заложено рассуждение. Вот что Лермонтов пишет о глазах Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». В «Мертвых душах» описание села и усадьбы Плюшкина (тезис) сменяет повествование о том, каким образом он дошел до столь удручающего состояния, как развивался во времени характер Плюшкина. Повествование заканчивается выводом (последняя стадия рассуждения): «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине... Итак, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым!» В этом фрагменте романа описание играет роль тезиса, повествование выступает в роли аргументов; заканчивая рассуждение, писатель делает вывод о закономерности развития характера. Все три типа речи встречаем в монологе Софьи, героини комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она в нескольких словах характеризует Чацкого. Сначала идет повествование (выступает в роли тезиса):
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал ваш дом; Потом опять прикинулся влюбленным, Взыскательным и огорченным!..
Сразу вслед за тем — краткое, меткое описание (выступает в роли аргумента):
Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив. Вот о себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, И наконец вывод — Чацкий ее не любит: Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?
Читай: Софья сама не любит Чацкого. Об этом же говорит сниженная лексика и весь тон монолога Софьи: «прикинулся», «о себе задумал он высоко», «охота странствовать напала на него».
2. Задание. Определите, к какому типу речи относится текст В. М. Шукшина. (С формальной точки зрения текст представляет собой рассуждение: сопоставляются два факта (красота Чуйского тракта и красота реки Катуни), которые воспринимаются человеком в неразрывном единстве и воздействуют на его воображение («Хочется очеловечить и дорогу, и реку. Местные поэты так и делают».) делается вывод о невозможности «превозмочь красоту земную словами». В качестве сопоставляемых фактов выступают описания Чуйского тракта и реки Катуни. Повествовательные элементы — в перечислении действий.)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.011 с.) |