II. Повторение раздела «Лексика»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Повторение раздела «Лексика»



1. Вопросы на повторение теории.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры. (Желательно пополнить рабочий словарик терминами, которые забылись.)

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далекий — близкий.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), темы (валенки), вица (прут).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)

 

2. Практические задания.

1) Определите слова по их лексическому значению.

а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение.)

б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация.)

в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат.)

 

2) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.

Определите значения оставшихся слов.

 

3) Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

— Как называется ваша деревня? — спросил я.

— Чистый Дор.

— Чего Чистый?

— Дор.

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

— А что это такое — Чистый Дор?

— Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.

— Понятно, понятно. А что такое «дор»?

— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё что вокруг деревни, — это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.

— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.

Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дёргали, дёргали — получился дор.

(Ю. Коваль.)

(Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы: глядел — видел; диалектизм: дор.)

 

4) Придумать по два предложения с фразеологизмами (или подобрать такие предложения из литературных произведений): 1 вариант — с книжными по происхождению, 2 вариант — с народными.

Например:

1 вариант. Хорошо владеть пером — редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в матче, который уже ничего не решал.

2 вариант. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине.

 

3. Занимательная лингвистика.

1) Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (мой — имя прилагательное и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное, стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, сев — имя существительное и деепричастие.)

2) Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение? («Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)

 

III. Домашнее задание

Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.

 

Урок 4. Состав слова и словообразование. Орфография

Цель урока: закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Два—три ученика читают свои сочинения с использованием фразеологизмов.

 

2. Осложненный диктант.

Подобрать синонимы к каждому фразеологизм графически объяснить орфограммы.

Работать спустя рукава (работать кое-как); остаться в недоумении (удивиться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально, злободневно); вносить свою лепту (вносить посильный вклад; участвовать); вернуться на круги своя (вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощип (попасть в неприятное, сложное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; остаться ни с чем, проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный, бесшабашный); лечь костьми (не щадя живота своего; приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно, метко), быть начеку (быть внимательным, осторожным).

Примечание. В зависимости от конкретных условий, можно провести такой диктант по вариантам, устроить взаимопроверку; по очереди прокомментировать орфограммы.

 

II. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»

Напомним, что в учебнике задания такого рода обозначаются цифрой «2». Например: словообразование2.

1. Вопросы на повторение теории.

— Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.)

Из каких частей (морфем) состоит слово?

— Что называется основой слова?

— В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку — определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя — деепричастие; надолго — наречие, оба слова состоят только из основы.)

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

 

2. Практические задания.

1) Выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу слов подоконник, пригородный (по вариантам). Указать способ их образования. Выстроить словообразовательные цепочка.

Подоконник ← окно; приставочно-суффиксальный способ.

Пригородный ← пригород ← город; суффиксальный способ.

 

2) Назовите основные способы словообразования и приведите примеры.

(Приставочный: услышать ← слышать.

Суффиксальный: охотник ← охота.

Приставочно-суффиксальный: предгорье ← гора.

Сложение: целых слов — мать-и-мачеха (мать, и, мачеха), основ слов — луноход (луна, ход), основ и суффикса — первомайский (первый, май, суфф. -ск-), первых букв слов (аббревиатуры: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение).

Слияние: долгоиграющий ← долго играющий.

Переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ← гостиная (комната; прилаг.); несмотря на (предлог) ← не смотря (дееприч. с отрицательной частицей).)

 

3) Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам):

подбор, подгорный, подиум, подробно (Подгорный.)

 

3. Занимательная лингвистика.

1) «Третий лишний»:

а) прервать, премия, премудрый (премия — нет приставки, в остальных случаях — приставка пре-).

б) исходный, испуганный, известный (известный — приставка из-, в остальных случаях — ис-).

в) подьячий, подробный, подсобить (подсобить — приставка под-, в остальных случаях — по-).

 

III. Домашнее задание

Повторить темы «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках». Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов небезопасный, испугаться, служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый. Определить способ словообразования.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.009 с.)