Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Повторение темы «Фонетика. Графика. Орфография»

Поиск

1. Слово учителя.

Скоро заканчивается учебный год, впереди экзамены. Можно сказать, мы изучили русский язык. Но это ошибка. Думать так — всё равно что думать, что жизнь уже прожита и изучена. Мы, действительно, добросовестно занимались, прошли всю школьную программу, то есть заложили основы, на которых будут строиться отношения с языком на протяжении всей жизни, не предсказуемой, сложной и прекрасной, как и сам русский язык.

Нам осталось повторить разделы языкознания, что мы старались делать в течение всего года. Посмотрим, что мы знаем твердо, прочно и что неожиданного, нового можем успеть открыть, узнать в школе. Начнем с самой малой единицы языка, с первого его уровня — фонетики.

 

2. Закрепление знаний по теме «Фонетика».

Не будем отвечать на теоретические вопросы о том, на какие группы делятся звуки речи, чем гласные отличаются от согласных, что такое парные и непарные согласные и что за особенную роль играют буквы Е, Е, Ю, Я. Лучше решим несколько фонетических задач.

1) Какие выводы об особенностях разных языков можно сделать, изучая географическую карту?

Отправимся к берегам Адриатического моря. Недалеко от побережья Хорватии находим остров со странным названием Крк. Оно состоит из одних согласных! Двигаясь в юго-западном направлении, увидим острова Црес, Хвар, Брач, Млет, порт Сплит, к северо-западу от этого города — города Дрниш и Дрвар, к востоку от них — город Брложник.

— Какие особенности языка отражают эти названия?

(По сравнению с русским языком, в хорватском и других южнославянских языках преобладают согласные звуки. Уточним, что среди трех согласных, встретившихся в топонимах (географических названиях) подряд, один из звуков — сонорный (р, л, м, н), при произношении которого голос преобладает над шумом. То есть, сонорный звук берет на себя функции гласного.)

— Рассмотрим карты южнославянских стран. Какие названия напоминают о родстве русского и южнославянских языков?

(Города Любляна, Загреб, Сараево, Нови-сад, Прибой, Яйце, Суботица в республиках бывшей Югославии; Оряхово, Русе, Разград, Стара-Загора, Подкова — в Болгарии. Эти топонимы — факты языка, позволяющие убедиться в родстве славянских народов, подумать над историческими путями, которыми шли народы, а значит и языки. Этими вопросами занимаются особые разделы лингвистики, которые не входят в школьную программу.)

— А теперь перенесемся на другой конец света, в южные широты, к экватору, на просторы Тихого океана, к северо-востоку от берегов Австралии. Найдем разбросанные в океане острова: например, Гавайские острова, острова Кука, Полинезию. О чем говорят названия островов?

(Большинство «крупных» названий — европейские, они запечатлели времена открытия европейцами новых земель в Тихом океане. Нас интересуют местные названия, данные аборигенами, коренными жителями островов. Их сразу можно распознать: острова Оаху, Мауи, Туамоту, Таити, Аваруа, Тубуаи, Ниуэ, Кауаи, вулкан Килауэа. Эти певучие слова непривычны для русского уха. Вывод напрашивается сам собой: в полинезийских языках преобладают гласные звуки. Заметим, что ни в одном названии не попадают рядом два согласных, зато рядом оказываются два, три, даже четыре гласных!)

Сопоставляя факты разных языков, мы начинаем лучше понимать свой собственный, вслушиваться в его звучание, оценивать его красоту и своеобразие «со стороны».

 

2) Попробуйте вспомнить слова русского языка, в которых бы встречалось сочетание мягкого [к] и [о].

(Оказывается, это довольно трудно. На ум приходит разве что слово «ткёт», да еще русское произношение немецкого города «Кёльн». Добавим, что сочетание [к’о] изменяется в слове «одеколон»: [ко] (согласный твердый), что означает в переводе с французского «кёльнская вода», делаем вывод, что сочетание [к’о] не характерно для русской фонетики.)

 

3) Прочитайте два ряда слов:

а) Маёрка, Нью-Ёрк, Маями, коёт.

б) дайошь, йорничать, пойарче, пойот.

Вы, конечно, услышали, что первый ряд слов означает пространные названия: Майорка, Нью-Йорк, Майами, койот, а второй ряд — наши, русские слова: даёшь, ёрничать, поярче, поёт.

— Подумайте, почему в русской графике закрепилось такое написание слов?

(В латинской графике нет букв, означающих два звука, как в русском языке: Е, Ё, Ю, Я. Для соответствующих русским звукам в иностранных (в частности, в английском) языках обозначаются двумя буквами, первая из которых — J, аналогичная русскому Й. Заимствованные слова по традиции мы пишем так, как они пишутся в латинской графике.)

 

4) Прочитайте ряд слов: запрет, берет, полет, черта, мел.

Нельзя ли их прочитать по-другому? Что для этого нужно сделать?

(Нужно поставить точки над Е: запрёт, берёт, полёт, чёрта, мёл. Другой вариант: нужно поставить слова в контекст, в котором прояснится их значение и написание. Точки над «Е» в большинстве современных текстов не ставят. Но, как мы видим, бывают случаи, когда буква «Ё» оказывается незаменимой.)

 

5) Прочитайте предложение:

Лейбористы, воду лей!

Попробуйте найти, услышать в этой фразе другой смысл.

(На письме понадобится перераспределить буквы первого слова и знаки, чуть изменить графику: Лей, Борис, ты воду, лей!)

А теперь поработаем с учебником.

 

3. Работа с учебником.

1) Упражнения 185, 186 — устно.

 

2) Упражнение 189 — письменно. Задания (схему предложения, фонетический разбор) выполняют на доске двое учеников.

Примечание. Можно несколько видоизменить работу над упражнением: знаки препинания объяснять устно, «по цепочке»; вместо переписывания упражнения выразительно прочитать текст (отрывок из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), а после устроить «быстрый» диктант: записать только отдельные буквы и их сочетания, которые требуется вставить в слова. Проверить его можно так же быстро, ориентируясь на «ключ», вывешенный на доске. Пропущенные буквы каждого предложения отделять друг от друга для удобства проверки:

1) ж, е, а, и, е, 2) и, 3) е, 4) сс, о, 5) а, а, зс, л, е, е, д, 6) а, е, г, и.

Подобная работа аналогична заданиям тестов, поэтому иногда можно пользоваться таким приемом.

 

IV. Домашнее задание

1. Упражнения 190, 191.

Примечание. При выполнении упражнения 191 можно воспользоваться приемом, описанным выше: обозначить присутствие мягкого знака знаком «+», отсутствие — знаком «—». В этом случае добавить упражнение 198 (письменно). Другой вариант: распределить слова на два столбика (с мягким знаком и без него).

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об одном из выдающихся русских лингвистов (Академики Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов, языковед А. М. Пешковский.)

Примечание. Сообщения, подготовленные учениками, необходимо проверить перед выступлениями. Надо посоветовать не увлекаться излишками информации, а попробовать показать, что за громкими фамилиями, за высокими званиями стоят живые, увлеченные люди; привести один — два ярких примера из их научной биографии. На одно сообщение достаточно пяти-семи минут. Если доклады-сообщения окажутся интересными, можно выделить для них отдельный урок или значительную его часть. В таком случае приурочить доклады лучше к концу года, к традиционным майским дням славянской письменности и культуры, ввести в рамки школьного праздника в сочетании с лингвистическими соревнованиями. Если время не позволяет доклады распределить по нескольким урокам.

Для урока можно использовать диапозитивы «Русские и советские лингвисты».

 

Урок 54. Повторение: Лексика. Фразеология. Орфография

Цель урока: обобщить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Обобщение о случаях употребления мягкого знака.

1) Устные ответы учеников.

2) Проверка упражнения 191.

 

2. Сообщение ученика об одном из выдающихся ученых-лингвистов.

 

II. Словарный диктант по материалам упражнений 195, 196, 198 (выборочные словосочетания с орфограммами «Употребление мягкого и твердого знаков»; «О и Ё после шипящих и Ц»; «Ы и И после Ц»). Словосочетания упражнений можно несколько видоизменить, усложнить, насытить орфограммами:

Виртуозное исполнение пьесы, черная тушь, скрипучие половицы, сэкономить ресурсы, желтые желуди, специфика электрификации, почетный пьедестал, тяжелый ожог, предолимпийские состязания, растопыренные пальцы, мельничный жернов, аэрофотосъемка местности, парчовая скатерть, отутюжить платье, непредвиденная ночевка, безыскусный рассказ, выжженный солнцем, непреодолимый барьер, окраинные трущобы, трехъярусный театральный зал, чопорный человек, двухэтажный коттедж, цокольные этажи, предыстория традиции, превосходный танцор.

Можно провести диктант по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.012 с.)