Как и когда работать со словарями?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как и когда работать со словарями?



Походу работы с черновиком подчеркивайте слова, в написании которых вы сомневаетесь. После окончания черновой работы перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, уточните, какие слова вызывают затруднения. После этого выберите словари, которые вам нужны, и проверьте себя. Учтите, что, если вы не знаете, какую букву писать в слове, вы должны взять орфографический словарь; если вы сомневаетесь, слитно, раздельно или через дефис пишется слово, возьмите словарь «Слитно или раздельно»; если вы хотите заменить слово, повторяющееся в вашем тексте, вам потребуется словарь синонимов и т. д. Имейте в виду, что в некоторых орфографических словарях во вступительной или заключительной статьях приводятся правила пунктуации, которые могут вам пригодиться. Вы можете не знать значения какого-либо слова, тогда воспользуйтесь Толковым словарем: ведь вы имеете право пользоваться всеми видами лингвистических словарей. Позаботьтесь заранее, чтобы они были в классе на экзамене: в некоторых школах словарей не хватает, вы можете до экзамена принести свои словари и сдать их учителю (не забудьте подписать карандашом свою фамилию, чтобы не потерять словарь).

Не старайтесь хвататься за словари сразу: это отвлечет вас от работы. Лучше выделить для проверки минут 10—15, когда работа уже написана на черновике.

 

Как оценивается изложение?

За изложение ставится две отметки: первая — за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Оценка может быть повышена на балл, если объем работы в сочинении значительно превышает среднюю величину (полторы — две страницы вместо полстраницы), или понижена на балл, если объем работы не достаточен (менее половины одной страницы). Главным критерием оценки является все же не объем, а качество работы: точность, выразительность речи, умение анализировать текст и выражать собственные мысли, аргументировать свою точку зрения.

Средний объем подробного изложения — примерно 70% слов исходного текста.

В оценке работы в спорных случаях может пригодиться черновик: правильно написанное в черновике слово сыграет против ошибки в чистовом варианте.

Типы ошибок:

1) ошибки в содержании изложения: логические (например, несоответствие теме, нарушение последовательности изложения); фактические (нарушение достоверности);

2) речевые ошибки и недочеты;

3) грамматические;

4) орфографические;

5) пунктуационные.

Учтите, что три повторяющиеся ошибки считаются за одну: если вы три раза написали одно и то же слово с одинаковой ошибкой, она будет считаться за одну. То же относится к однотипным ошибкам (например, в разных словах сделана ошибка на чередование гласных в корне). Негрубыми считаются, например, ошибки в исключении из правил, в случаях трудного различения НЕ и НИ, в написании незнакомых названий, диалектных слов, иногда замена одного знака препинания другим, ошибки на правила, которые не изучались в школе и т. п. Обычно и две негрубые ошибки считаются за одну

 

Рекомендации напоследок.

Текст изложения прочитывается два раза с интервалом примерно в 15 минут. После первого чтения на черновике желательно составить план; уточнить, расширить его после второго прочтения текста. План лучше писать, делая промежутки, достаточные для дальнейших поправок, доработок. Переносить план в чистовик не нужно.

В черновике достаточно обозначений первыми буквами. Если речь идет о герое Гоголя Чичикове, достаточно обозначить его одной буквой «Ч», о булочнике Филиппове — «Ф», о городе Коломне — «К». Пользуйтесь и другими сокращениями: «!» — «обратить внимание», «?» — «уточнить» и т. п.

Если вы не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если вы сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение.

В творческой части вашего изложения можно цитировать исходный текст, если вы запомнили дословно выражения автора, или использовать косвенные цитаты.

Старайтесь избегать штампов, пустых фраз: «Пушкин — это наше всё»; «Рассказ произвел на меня неизгладимое впечатление»; «Я полностью согласен с автором, что Красную площадь нельзя представить без храма Василия Блаженного»; «Лермонтов хорошо справился с описанием чувств героя» и т. п.

Необходимо оставить время для переписывания на чистовик и параллельной проверки написанного с помощью словарей. Особое время надо уделить творческой части. Ее объем зависит от того, какое задание выбрано: подробно или сжато пересказав текст.

Не забывайте соблюдать красные строки (абзацы).

Оставьте время для общей проверки текста. Обычно на экзамен в 9 классе выделяется 3 астрономических часа. Важно правильно рассчитать время и иметь его в запасе, чтобы переписать работу чисто и разборчиво. Хороший, понятный почерк вызывает у экзаменаторов положительные эмоции.

Помните, что в вашей работе не должно быть больше трех аккуратных исправлений, иначе оценка букет снижена на один балл (но только до оценки «3»: если работа и так слабая, оценку за неаккуратность не понижают).

Да, и не забудьте запасную ручку!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

(Эти тексты можно использовать для тренировочных

Изложений различной сложности)

 

ТЕКСТ I

 

В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха... Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры ученый-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землей.

Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень ее понижается. От одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.

Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединенный с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слезы. Ему очень грустно — ведь время уходит безвозвратно.

Водяных часов теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.

В средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счета времени огненными часами. Брали свечу и наносили на нее деления, каждое из которых соответствовало определенному отрезку времени.

В Китае еще задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растертого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину нескольких метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!

С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы — атомные. Их используют в качестве эталона.

(309 слов.)

 

Задания.

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «К какому типу речи относится текст?» Докажите свое мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Расскажите о других известных вам способах измерения времени.

 

ТЕКСТ II

 

Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где царствует тигр, нет львов.

Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство — Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южнокитайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу — уссурийскому тигру — она необходима, чтобы противостоять морозам.

Лев не живет в Америке, Австралии и Европе. Африка его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг — человек. В Азии лев тоже истреблен. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра — продольный. Лев живет на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

И все же кто сильнее — тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

(259 слов.)

 

Задания.

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «На каком приеме построен этот текст?» Докажите свое мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Нравятся ля вам книги о животных? Какую из них вы бы посоветовали прочитать? Расскажите о ней.

 

ТЕКСТ III

 

Каждый город имеет своих певцов и летописцев. И чем богаче и значительнее его прошлое, тем дороже каждое свидетельство из первых рук.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий жил в Москве Афанасий Афанасьевич Астапов, московский букинист, широко известный среди книголюбов. В своих воспоминаниях он рассказывает о старых московских книжниках.

— Мне был известен, между прочим, переплетчик, хороший мастер и любитель этого дела. Звали его Егором Герасимовым. Он был здорового сложения, фигура солидная, носил густые усы и, как выражались о нем, полковником выглядывал.

Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектом и дутой популярностью, но любил книгу, по его выражению, как «животрепещущий материал». Избави Бог, если книга была неровно сверстана или не совсем аккуратно обрезана. В подобных случаях он из себя выходил. Никогда не допускал он сдать книгу ее владельцу в испорченном виде. Если же его мастер чем-нибудь попортит книгу, Герасимов срывал с нее переплет и на собственные средства приобретал новый экземпляр для возвращения заказчику в требуемом виде. Он не составил себе капитала, но имя его осталось надолго в памяти многих, как имя переплетчика-артиста.

Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Надо заметить, что главнейшее внимание обращалось им не столько на штамповку или золото, сколько на самую работу. «Дайте мне мастера, — говорил он, — который сидел бы рядом со мною и работал со мною же. А то эти фирмы, — продолжал Герасимов, — хлопочут только о медалях и вывесках, сами же далеко не мастера своего дела». Все выставленные им книги были проданы на месте, а он получил медаль, кажется, серебряную, за самую, по-видимому, простую, но чистую, замечательно аккуратную работу.

В Герасимове был виден мастер самолюбивый, настоящий знаток своего дела. Жил и работал он в крепостное время, был крепостным одного барина. Владелец Герасимова, в то время еще мальчика, отдал его в учение известному тогда переплетчику Хитрову, хорошему мастеру, горячему любителю и строгому учителю переплетного искусства. К этому Хитрову хаживал нередко известный генерал Ермолов, участник Отечественной войны 1812 года, тоже большой любитель переплетных работ. Ермолов захотел выучиться переплетному мастерству, и Хитров охотно взялся обучать генерала.

Работая у Хитрова из любви к искусству, Ермолов, обходя мастерскую, внимательно всматривался в работу каждого мастера. Чаще всего он останавливался у Егора Герасимова, гладил его по голове, говоря: «Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером».

Лет через десять барин приказал отдать Герасимова в солдаты за какую-то провинность. Герасимов отправился к Ермолову, рассказал ему о своей беде. Ермолов подумал.

— Очень жалею, что хороший мастер идет в солдаты. Подожди.

Затем вынес ему какое-то письмо.

— Вот, отдай это письмо своему барину, а если ты все-таки попадешь на службу, то вот тебе пять рулей на дорогу.

Что было написано в этом письме, осталось неизвестным, но только барин отменил свое решение. Герасимов всегда с глубокой благодарностью вспоминал Ермолова.

(«Московская старина». По А. А. Астапову.)

(448 слов.)

 

Задания.

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Что привлекает вас в личности Егора Герасимова?»

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: «Какое значение имеют свидетельства очевидцев о прошлом?»

 

ТЕКСТ IV

 

После чая стрелки начали вьючить коней. Дерсу тоже стал собираться. Он надел свою котомку, взял в руки берданку Через несколько минут отряд наш двинулся в путь. Дерсу пошел с нами.

Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое. Справа и слева к нему подходили другие такие же ущелья. Из них с шумом бежала вода. Распадок становился шире и постепенно превращался в долину Здесь на деревьях были старые затески, они привели нас на тропинку. Дерсу шел впереди и все время внимательно смотрел под ноги. Порой он нагибался к земле и разбирал листву руками.

— Что такое? — спросил я его.

Дерсу остановился и сказал, что тропа эта не конная, а пешеходная, что идет она по соболиным ловушкам, что несколько дней тому назад по ней прошел один человек и что, по всей вероятности, это был китаец.

Слова гольда* нас всех поразили. Заметив, что мы отнеслись к нему с недоверием, он воскликнул:

— Как ваша понимай нету? Посмотри сам!

После этого он привел такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Все было так ясно и так просто, что я удивился, как этого раньше я не заметил. Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей; наши лошади пробирались с трудом и все время задевали вьюками за деревья. Повороты были так круты, что кони не могли повернуться и должны были делать обходы; через ручьи следы шли по бревну, и нигде тропа не спускалась в воду; бурелом, преграждавший путь, не был прорублен; люди шли свободно, а лошадей обводили стороной. Всё это доказывало, что тропа не была приспособлена для путешествий с вьюками.

Часа два шли мы по этой тропе. Мало-помалу хвойный лес начал заменяться смешанным, Я хотел было сделать привал, но Дерсу посоветовал пройти еще немного.

— Наша скоро балаган найти есть, — сказал он и указал на деревья, с которых была снята кора.

Я сразу понял его. Значит, поблизости должно быть то, для чего это корье предназначалось. Мы прибавили шагу и через десять минут на берегу ручья увидели небольшой односкатный балаган, поставленный охотниками или искателями женьшеня. Осмотрев его кругом, наш новый знакомый опять подтвердил, что несколько дней тому назад по тропе прошел китаец и что он ночевал в этом балагане. Прибитая дождем зола, одинокое ложе из травы и брошенные старые наколенники, служившие китайскому искателю женьшеня, свидетельствовали об этом.

Теперь я понял, что Дерсу не простой человек. Передо мной был следопыт, и невольно мне вспомнились герои Купера и Майн-Рида.

*Гольды — устаревшее название нанайцев.

(По В. К Арсеньеву.)

(400 слов.)

 

Задания.

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Что привлекает вас в личности Дерсу Узала?»

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Определите стиль текста. Ответьте на вопрос: «Какие типы речи встречаются в тексте?»

 

ТЕКСТ V

 

Край России — Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц — они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь — понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают ее.

Старые города не похожи друг на друга. Они в отличие от нынешних близнецов — что на юге, что на севере, что в степи, что в горах — имеют свое лицо, свой норов. Наверное, потому и спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе — с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться — он назовет вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы — безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой — всё равно...

(По Б. Дьяченко. «Старый Владивосток».)

(216 слов.)

 

Задания.

1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что «чувство Родины» не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте свое мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своем городе (селе).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЯМ

(Варианты ответов)

 

К изложению № 1.

I. Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?

Встреча в Михайловском имела большое значение для обоих друзей. Пущин через много лет так живо описывает эту встречу, будто она стоит у него перед глазами. Для Пушкина же неожиданный и потому особенно радостный приезд лучшего друга к нему в ссылку в январе 1825 года был подарком судьбы. Опальный поэт жил в уединении, в отрыве от литературной жизни, от друзей, был в сложных отношениях с родными.

Иван Пущин, или Жанно, как звали его лицейские товарищи, рассказал другу что его читают, любят, ждут. Дружеская поддержка была особенно необходима поэту в изгнании. От друга он узнал новости о создании тайных обществ, о новой комедии Грибоедова «Горе от ума», новости литературной и общественной жизни. Волнение, которое испытали друзья при встрече, разбудило в Пушкине новые творческие замыслы, придало ему новых сил. В 1926 году он напишет стихотворение «Пущину», в котором вспомнит эту встречу и которое послужит «утешеньем» осужденному на ссылку другу.

II. Расскажите об одном из стихотворений А. С. Пушкина, посвященных дружбе.

Лирика дружбы занимает в творчестве Пушкина особое место. Вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства. Многие стихотворения разных лет датированы 19 октября — это день основания Лицея, который его воспитанники ежегодно отмечали. Ивану Пущину, или Жанно, как звали его друзья, Пушкин посвятил несколько стихотворений. Первое из них относится еще к 1815 году, к юным годам поэта.

Случай, описанный Пущиным в его воспоминаниях, стал поводом к написанию одного из замечательных стихотворений. Стихотворение начинается строкой «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Это восклицание выражает искреннее, нежное, благодарное чувство поэта к его лицейскому товарищу. Пущин приехал к опальному поэту во время его ссылки в Михайловском в январе 1825 года. Радость встречи для Пушкина была усилена неожиданностью приезда друга. Пущин привез с собой приветы близких Пушкину людей, признание читателей, надежду на избавление от насильственного уединения. В стихотворении всего десять строк. Первая строфа является благодарным воспоминанием о чувствах, испытанных поэтом в момент приезда Пущина. Второе пятистишие намекает на сходную ситуацию: Пущин был сослан в Сибирь за участие в декабрьском восстании, а возвращен из ссылки только в 1856 году. Голос Пушкина поддержал и укрепил его, даровал утешенье, как страстно желал этого поэт. «Лучом лицейских ясных дней» освещены были все годы дружбы Пушкина и Пущина.

 

К изложению № 2.

I. Каким предстает перед вами Ф. Шаляпин в данном отрывке из воспоминаний Вс. Рождественского?

В воспоминаниях Всеволода Рождественского великий певец Федор Шаляпин показан с неожиданной стороны. Мы видим его не на сцене, а в обычной, домашней, дружеской обстановке. Шаляпин громаден не только ростом, но и мощью своего таланта.

Артистическая натура Шаляпина сказывается во всем: в его манере держать себя, в мгновенных превращениях, которые производят неотразимое впечатление даже на собаку в глубоком погружении в образ, будь то русский князь Хованский, властелин Ассирии или медведь. Удивительным образом преображается даже внешность великого артиста. Шаляпин предстает еще и душой компании, веселым человеком, любителем розыгрышей. Рождественский показал обаятельную, сильную, талантливую личность Федора Ивановича Шаляпина так, словно мы сами стали свидетелями изображенных сцен.

II. В чем, по вашему мнению, заключается комичность ситуации, описанной в тексте? Какими художественными средствами создает ее автор?

Комичность ситуации, описанной Всеволодом Рождественским, состоит в несоответствии образа великого певца, только что торжественно шествовавшего по комнате, с образом медведя, который он неожиданно принял, чем испугал собаку и удивил и насмешил наблюдавших за ним хозяина квартиры Горького и его молодого гостя. Шаляпин мгновенно нашелся в ситуации, когда разозлившаяся собака готова была кинуться на него. Его артистический дар проявился в обстановке совсем не театральной и имел необыкновенный эффект. Самое смешное, что собака действительно приняла Шаляпина за какого-то зверя и спасовала.

Всеволод Рождественский подчеркивает громадный рост певца, его величественность и спокойствие. На фоне этого величия ярость маленькой собаки кажется особенно смешной. Это прием контраста, характерный для юмористических произведений. Мгновенное преображение певца в медведя тоже создает комический эффект. Сравнение с медведем, портретная характеристика (лицо собралось в бульдожьи складки), описание необычного поведения артиста (очутился на четвереньках) и описание реакции Буськи, взвывшей от ужаса, — художественные средства, усиливающие комичность ситуации. Рождественский несколькими штрихами показал яркий талант Шаляпина, его артистическую натуру, склонную к превращениям и розыгрышам.

 

К изложению № 3.

I. Почему, по вашему мнению, Чичиков присоединился к «толстым»?

Наблюдал людей не только в этом городе, Чичиков давно сделал для себя выводы. Можно быть тоненьким франтом, модно одеваться и причесываться, пользоваться успехом у дам, летать со службы на службу и не особенно вникать в дела. А можно не пускать пыль в глаза, внешне ничем не выделяться, быть даже некрасивым, но зато найти себе крепкое и надежно место, продвигаться по службе, постепенно богатеть, скучать недвижимость и жить хорошо. Чичиков и хотел жать хорошо и богато. Поэтому он присоединился к «толстым». Заметим, что ни у «толстых», ни у «тоненьких», ни у Чичикова не возникает даже мысли о том, что своей жизнью, службой надо приносить хоть какую-то пользу. Все пекутся исключительно о собственном благополучии. Чичиков понял, что провернуть свои дела, осуществить аферу с покупкой мертвых душ можно только с «толстыми», желающими нажиться. Знакомство с «толстыми» обеспечивало Чичикову надежность существования, возможность заводить нужные связи и пользоваться ими. Чичиков и сам мечтал когда-нибудь стать «толстым».

II. В чем особенности сравнительной характеристики «толстых» и «тонких»?

Давая сравнительную характеристику «толстых» и «тонких», Гоголь как будто показывает ход размышлений Чичикова. Герой Гоголя стремится к богатству, обеспеченной жизни. Причем достичь этого он хочет любыми средствами. Чичикова, возможно, привлекают тоненькие своей беспечностью и успехом у дам, но он понимает, что богатство и положение в обществе таким людям не дается. Он, конечно, выбирает «толстых» и присоединяется к ним.

Особенностью сравнительной характеристики этих двух родов мужчин является и то, что Чичиков находится пока посередине: он не слишком толст, но и не тонок. Ведет он себя как человек, имеющий чин не слишком большой и не слишком маленький. В этом эпизоде Чичиков делает свой выбор.

Гоголь сатирически изображает оба рода мужчин. Легкомысленные «тоненькие» транжирят нажитое «толстыми» богатство, и каждый думает только о себе, о получении удовольствий. Для «тоненьких» удовольствия заключаются в безмятежном времяпрепровождении, в легком отношении к жизни. Для «толстых» удовольствием является наступательное продвижение по служебной лестнице, накопление богатства и собственное сытое благополучие. Они пользуются репутацией «почтенных» чиновников, заслуживают всеобщее уважение, хотя их расчеты только эгоистические. Гоголь применяет для обозначения «тоненьких» уменьшительный суффикс, это делает их контраст с «толстыми» еще более разительным. Писатель выбирает для каждого рода особую лексику. Для «толстых» — «полный», «крепкий», «надежный», «барин»; для «тоненьких» — «легко», «ненадежно», «увиваются», «виляют». Сравнение этих двух родов мужчин приводит к тому, что мы убеждаемся в их взаимосвязи: «толстые» наживают богатство — «тоненькие» проматывают, и так без конца. Получается замкнутый круг.

 

К изложению № 4.

I. Как вы думаете, какую роль играла русская природа в жизни и творчестве композитора?

К. Г. Паустовский показывает, какую роль играла родная природа в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Композитор показан не в торжественных концертных залах, а в окружения малой его сердцу природы. Именно здесь рождалась прекрасная музыка. Любовь к родине передается и через ощущения композитора, и через его воспоминания, через его умение увидеть в привычном новое и необычайное. Источником вдохновения служат любимое место — Рудый Яр, лесная сторона, где каждая тропинка была знакома. Поразительна сила воздействия света, который своими оттенками и полутонами вызвал у композитора желание перелить эти впечатления в музыку. Музыка П. И. Чайковского понятна и естественна, она как будто голос самой русской природы. П. И. Чайковский же сумел услышать его, уловить и, положив на ноты, подарить людям.

II. Почему, по вашему мнению, музыка П. И. Чайковского «понятна и мила» всем?

Музыка П. И. Чайковского «понятна и мила» всем, потому что она очень искренняя. Кажется, она льется прямо из души. К. Г. Паустовский описал не только рождение музыки, постепенное переливание впечатлений композитора от родной природы в музыкальные формы, но и восприятие творчества композитора простыми людьми. Музыка П. И. Чайковского рождалась из самой жизни — из родных лесов, блеска росы, озерной и речной воды, из солнечного света, пронизывающего всё своими теплыми лучами. Как родная природа мила всем людям, так и музыка великого композитора дорога всем. Она является отражением наших мыслей, чувств, ощущений, переживаний, которые трудно, а порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в музыкальных картинах и зарисовках. Вспомним хотя бы знаменитые «Времена года» П. И. Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. В силе таланта композитора, в его «понятной и малой» всем музыке проявляется истинная народность ею творчества.

 

К изложению № 5.

I. Определите и запишите главную мысль этого рассказа.

Главной мыслью рассказа И. А. Бунина «Лапти» является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. Нефед быстро придумал, как добыть красные лапти. Он пожертвовал своей жизнью рада чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге...

II. Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.

Рассказ И. А. Бунина удивил меня. Удивил тем, как обыденно, без лишнего пафоса писатель рассказал о подвиге Нефеда, простого мужика. Нефед не мог не понимать, что рискует жизнью, отправляясь за фантастическими красными лаптями. Ведь это была по-настоящему бредовая идея: больной ребенок сам не понимал, что ему нужно. Но Нефед решал, что раз душа просит, надо добывать красные лапти, и даже придумал, как обыкновенные лапти сделать красными. Сказано — сделано, Нефед без лишних слов отправляется в ночь, в пургу, без дороги за шесть верст за лаптями. Он погиб, но его такой, казалось бы, неразумный, самоотверженный поход спас жизни еще нескольким людям. Заплутавшие в ночи мужики уже отчаялись выбраться из снежного моря, но вдруг наткнулись на мертвого уже Нефеда и поняли, что жилье близко. Готовность к самопожертвованию, решительность, сострадание, скромность Нефеда вызывают уважение и восхищение.

 

К изложению № 6.

I. Определите стиль данного текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Я считаю, что текст написан в публицистическом стиле. Он рассказывает об общественно значимом деле — стремлении сохранить традиции народных мастеров. В очерке приводятся легендарная и фактическая истории развития хохломского промысла, говорится об угасании и возрождении искусства «хохломы», о людях, возродивших традиции росписи по дереву. Для придания очерку живости, интереса в него включена легенда, хорошо известная жителям Горьковской области. У этой части очерка стиль художественный. Легенда придает публицистическому очерку лиричность и подчеркивает необходимость сохранять и передавать из поколения в поколение традиции на родных мастеров.

II. Расскажите об известном вам народном промысле.

Среди многообразия народных промыслов в России особое место занимает игрушка. Это один из старейших видов народного искусства. Игрушки находят археологи в раскопках древних поселений, когда-то они служили оберегами, отпугивали злые силы (например, свистульки). Постепенно игрушка стала детской забавой, а потом и сувениром, в некотором роде «визитной карточкой» той или иной местности. Например, дымковской игрушке, говорят, более трехсот лет. Ее родина — село Дымково, что стоит на берегу Вятки, недалеко от города Кирова.

Дымковская игрушка очень нарядная, декоративная. Каких только фигурок не делают дымковские мастера! Это и разряженные барыни, и няни с детьми, и птички-свистульки, и фантастические кони, и расписные карусели, и надутые индюки с огромными, как у жар-птицы, хвостами. Иногда лепят целые композиции, сценки, в которых бывает до двадцати фигурок.

Как рождается дымковская игрушка? Ее лепят из глины, потом обжигают, после покрывают мелом, разведенным в молоке. Высохшую заготовку покрывают яркой краской, узорами из кружочков, овалов, полосок. Синяя, желтая, красная краски дополняются сусальным золотом, серебряной краской. «Дымка», как ласково называют эту игрушку, известна не только по всей России, но и за рубежом. Она, как и матрешка, — один из традиционных сувениров для гостей нашей страны.

 

К изложению № 7.

I. Какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать первым космонавтом?

В первом отряде космонавтов было мною достойных кандидатов на роль первооткрывателя космоса. Но эта честь выпала именно Юрию Гагарину. Наверное, он обладал какими-то особыми качествами. Это, я думаю, отличная профессиональная подготовка, хорошие знания, соответствующая физическая форма — ведь космонавт подвергается в полете страшным перегрузкам, попадает в необычные для организма состояния. Долгие тренировки на Земле помогли справиться с трудностями в космосе.

Надо было обладать и большим мужеством, и чувством ответственности:

Гагарин был первым человеком на Земле, достигшим космоса и вернувшимся на родную планету, представителем всего человечества. А еще, мне кажется, важным качеством Гагарина было его умение удивляться, радоваться, видеть красоту и испытывать душевный трепет. Это истинно человеческие качества. Еще вспомним обаятельную, открытую, искреннюю гагаринскую улыбку. Наверное, исследовать космос могли бы и роботы. Но только человек способен испытывать счастье открытия.

II. Расскажите об известных вам достижениях нашей страны в космосе.

Наша страна — одна из ведущих космических держав. Во многих областях космонавтики мы были первыми в мире. 4 октября 1957 года был запущен на орбиту первый спутник. Его сигналы из космоса слышала вся Земля. С тех пор русское слово «спутник» стало международным. Наши знаменитые собаки Лайка, Белка и Стрелка были первыми из живых существ, побывавших в космосе.

Первый космонавт тоже наш — Юрий Гагарин. Он стал одним из символов человечества. Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт. Ее мужество и самоотверженность поразили мир. Первый групповой полет в космос совершили советские космонавты. Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Его рисунки и картины, написанные по впечатлениям в космосе, — единственные пока свидетельства очевидца. Рекорд самых длительных полетов тоже принадлежит нашей родине. Космонавт Рюмин, например, провел в космосе почти год.

Первая в мире и единственная пока орбитальная станция — наша. Корабль «Союз» совместно с американским «Аполлоном» совершил первую стыковку космических аппаратов. Первым аппаратом, побывавшим на Луне, был наш луноход. Он доставил на Землю образцы лунного грунта. Все эти и многие другие достижения отечественной космонавтики — бесценный вклад в мировую науку, пример героизма и силы человеческого разума.

 

К изложению № 8.

I. Как вы думаете, почему Николенька Иртеньев (главный герой повести «Детство» почувствовал себя изменившимся «внутренно»?

Таинство, к которому готовилась вся семья, было очень важным событием в жизни, особенно для детей. Каждый перебирал про себя все свои проступки и прегрешения и готовился открыть душу духовнику. Николенька испытывал «благоговейный трепет» перед исповедью, которая должна привести душе очищение. Ожидание своей очереди усиливало его волнение и трепет. Николенька готов был искренне признаться во всех грехах, раскаяться в них. И когда таинство свершилось, он почувствовал себя счастливым, изменившимся «внутренно». Он уже был подготовлен к этому изменению и чувствовал себя каким-то новым, чистым человеком.

Этот религиозный обряд, по-моему, очень важен, так как дает человеку возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои поступки, стремиться к добру, к самосовершенствованию.

II. Что вы можете сказать о характере героя трилогии Л. Н. Толстого, опираясь на данный текст?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.102.4 (0.03 с.)