IV. Беседа. Определение стилей речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Беседа. Определение стилей речи



— Какие стили речи вам известны?

— Есть ли среди выбранных десяти изложений тексты разговорного стиля? Научного стиля? Официально-делового стиля?

Делаем вывод: среди стилей данных текстов встречаются публицистический и художественный. Элементы разговорного стиля есть в некоторых текстах, но они не играют определяющей роли. Подчеркнем, что абсолютная «чистота» стиля редко встречается на практике. Обычно в одном тексте наблюдаются приметы разных сталей. Важно понять, ради чего написан текст, какова цель автора, где можно встретить такой текст, приметы какого стиля оказались преобладающими. После этого можно делать вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю речи.

Определить стиль речи требуется в заданиях к текстам № 6 и 10. Оба текста написаны в публицистическом стиле.

6-й текст (о «хохломе») рассказывает о стремлении сохранить традиции народных мастеров — это общественно значимое дело. Основную часть очерка занимает легенда о «хохломе». Художественный стиль легенды служит для создания яркого образа, для привлечения внимания к проблеме, для большего интереса к ней. В очерке приведены и конкретные факты, историческая справка, поставлена проблема сохранения традиций русских мастеров, то есть приметы, характерные для публицистического стиля.

Стиль речи текста № 10 (о Байкале) тоже публицистический. Здесь применен тот же прием, что и в тексте № 6— народная легенда, придающая тексту лиризм, образность, вызывающая интерес к родной истории, уважение к ней, гордость, патриотические чувства. Приметами публицистического стиля являются устойчивые выражения («полноводная артерия», «примерно равно площади Франции»), конкретные данные из географии Байкала (у него 336 притоков, которые питаются водами с территории более 550 тысяч квадратных километров).

Таким образом, мы доказали принадлежность обоих текстов к публицистическому стилю речи.

 

V. Домашнее задание.

Написать планы к первым десяти изложениям сборника. Подготовиться к изложению.

 

Уроки 16-17. Изложение

Цель уроков: развивать умение учеников письменно излагать прочитанный или услышанный текст; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников.

Эпиграф к уроку: Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. (Гораций, 65—8 гг. до н. э., древнеримский поэт.)

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Экзаменационная работа в 9 квасе предполагает изложение с элементами сочинения. Изложения вы писали и в прошлые годы, это знакомая для вас работа. Многие считают, что плохо справляются с ней, потому что с трудом запоминают текст. Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память. Идеально воспроизвести текст может и магнитофон. Важно не столько изложить текст слово в слово, сколько сделать изложение осознанным. Это значит понять, о чем и с какой целью автор написал текст, какой функциональный тип речи при этом использовал (повествование, описание, рассуждение), каковы особенности авторского стиля.

Элементы сочинения заключаются в ответах на вопросы, поставленные к текстам. Кроме подробного или сжатого изложения, вам необходимо выполнить несколько творческих заданий. Надо, во-первых, в большинстве случаев, озаглавить текст. Во-вторых, выразить свое отношение к написанному автором, подтвержденное весомыми аргументами. В-третьих, в зависимости от конкретного задания, создать собственный текст, выбран соответствующие функциональный тип и стиль речи.

Не стремитесь делать свое сочинение большим, не создавайте его объем искусственно с помощью размашистого почерка или пространных цитат. Главное, что оценивается в сочинении, — его качество, ваше умение выразить мысль четко, ясно, связно. Объем второй части работы (сочинение) в среднем составит от половины до одной страницы,

После первого прослушивания запишите запомнившиеся вам яркие слова, выражения автора; обратите внимание на то, как начинается и как заканчивается текст, составьте план. Пишите на черновике свободно, не экономьте место: так легче будет скорректировать ваши записи после второго прослушивания текста.

 

II. Изложение с элементами сочинения

Примечание

Учитель выбирает один из десяти первых текстов сборника и объявляет о своем выборе непосредственно перед чтением текста. Желательно выбрать тот, который вызвал затруднения при обсуждении на предыдущем уроке. Можно воспользоваться любым другим сборником изложений. Однако мотивация работы с текстом, который может повториться на экзамене, будет гораздо сильнее. Если дети научатся работать со знакомыми произведениями (не списывая при этом!), они смогут излагать и новые для них тексты.

На изложение отводится два урока, часть времени уже потрачена на объяснение, рекомендации. Поэтому целесообразно для первой в учебном году подобной работы ограничиться самим изложением, а творческую часть выполнить в качестве домашнего задания.

Необходимо напомнить, что на экзамене на всю работу отводится три астрономических часа, то есть вдвое больше, чем время двух уроков. На экзамене потребуется большая аккуратность в выполнении работы, большая ответственность, а значит, большее время.

Думается, следует разрешить во время тренировочных работ над изложениями пользоваться словарями. Вреда от этого не будет, а навык подобной работы только полезен: во время экзамена пользоваться словарями разрешено.

Если останется резервный урок, хорошо бы разобрать работы в классе, в том числе творческую часть. Если такого урока нет, необходимо проанализировать изложения на консультации (общей или индивидуальной).

 

III. Домашнее задание

Выполнить творческую часть изложения (элементы сочинения).

 

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 18. Основные группы

Сложноподчиненных предложений по их значению.

СПП с придаточными определительными

Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный комментированный диктант: ученики “по цепочке” объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.

Задания:

1) выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами (блистательный — блестеть, пребывание — прибытие, сверхизысканный — сыграть — взимать (искл.), чересчур — чрезвычайный, призадуматься — прервать).

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скептицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарем.

 

II. Понятие об основных группах СПП

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поста вив соответствующие вопросы:

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)

2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)

 

2. Подберем к данным предложениям синтаксические синонимы перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

 

3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)

 

4. Сравним простые и сложноподчиненные предложения и сделаем выводы:

1) Придаточные предложения сходим по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

 

III. Слово учителя

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

— Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное — задать правильно вопрос. Начнем с придаточных определительных.

Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3) И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.

— К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

— Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзных слов который, куда, что, где.)

Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

— С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который — с определением, что — с подлежащим или дополнением, куда, где — с обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное. Главное — на какой вопрос оно отвечает.

 

IV. Работа с учебником

1. Прочитаем теоретический материал § 6 на с. 20. Что нового вы узнали из статьи учебника?

(1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.

3. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т. д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова. Для примера преобразуем СПП 1 с придаточным определительным в СПП с местоименно-определительным: Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной привычки.)

 

2. Словарная работа.

Записать в словарик слова в рамках: активный, деятельный, идеология, идеологический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.

 

3. Выполним упражнения 37, 38, 39 (устно).

 

4. Упражнение 36 (письменно).

 

V. Домашнее задание

§ 6; упражнение 41.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.012 с.)