Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение темы «Лексика и фразеология»

Поиск

1. Беседа по вопросам.

— Какие лексические группы вы помните? (см. урок 3.)

— К какой группе можно отнести слова из следующих предложений? Каково их лексическое значение?

1) За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно.

И было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

(А. С. Пушкин)

2) Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсеградно утвержден!

(Игорь Северянин)

3) Я работник центрального значения, пускай другие колхозятся. (В. В. Маяковский, «Баня».)

4) Новые данные позволили удревнить возраст человека как биологического вида. (Из научной статьи.)

5) У мамы волосы бигудятся, а у меня вьются. (Из детской речи).

Подобные слова называются окказиональными (окказионализмы). Этот термин запоминать не обязательно, но значение его вы легко можете определить, сопоставив с однокоренными словами: казус; оказия. По латыни casus — случай, occasio — случайность. Этим термином принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам, единичные факты речи, не закрепленные в языке. То есть это слова «случайные», придуманные или подсказанные языком «на случай». Они выделяются в речи, обращают на себя внимание, делают речь экспрессивной, подчеркнуто выразительной, вносят иронический оттенок. Поэты и писатели делают это намеренно, дети же занимаются словотворчеством бессознательно.

Известны своими изобретениями слов Игорь Северянин и В. В. Маяковский. Став постарше, вы прочитаете произведения Андрея Платонова, тоже великого изобретателя слов.

Окказионализмы второго примера делают стихи выпуклыми, объемными, словно надутыми: в этом самоирония И. Северянина. Совершенно понятно, что «повсеградно» означает «всюду», «по всем городам»; «оэкранен» — «широко известен, можно его увидеть на всех экранах». В третьем примере слово «колхозятся» легко «переводится» на обычный русский язык: «вступают в колхоз, работают в колхозе». Это слово, вместе с неуместным употреблением слов делового стиля («канцеляритом», по выражению К. Чуковского) создает карикатурный эффект в изображении героя: «Я работник центрального значения».

Само слово «канцелярит» изобретено К. Чуковским по аналогии с названиями болезней: плеврит, рахит, бронхит; таким образом, смысл нового слова дополняется значением «болезнь».

Дети непреднамеренно создают подобные слова. Они цепко улавливают общий принцип построения слов и пользуются морфемами как кубиками, которые складываются в разные комбинации. Нетрудно увидеть, как именно сложилось, например, слово «бигудятся» в пятом примере. Взят корень заимствованного из французского языка слова «бигуди» и, по аналогии с глаголом «вьются», добавлены глагольное окончание и постфикс. Получился глагол с совершенно понятным значением.

В научной речи, в профессиональной сфере окказионализмы играют вспомогательную роль, восполняя недостающие термины, понятия, иногда входят в обиход и становятся профессионализмами. Это относится к четвертому примеру: удревнить — значит отвести датировку чего-либо к более древним временам (в геологии, истории, археологии).

Окказионализмы тесно связаны с контекстом, в котором и проявляется их лексическое значение, в котором они живут. Вне контекста такие слова часто непонятны, внутри же они сохраняют первозданную свежесть, новизну независимо от реального времени их создания. В этом их отличие от неологизмов, которые со временем переходят в разряд общеупотребительной лексики.

Возьмем первый пример. Словечко «кюхельбекерно» понятно лишь из контекста, к тому же надо знать ситуацию, описанную в стихотворении. Этими шуточными стихами лицеист А. С. Пушкин хотел поддразнить своего товарища В. Кюхельбекера. И ловко сделал это, поставив в один ряд обычное наречие «тошно» и изобретенное наречие «кюхельбекерно». Получилось забавно, но обидно.

Понятно, что при создании окказионализмов используются грамматические средства языка: суффикс прилагательного - н - и наречия - о - (кюхельбекерно; повсеградно — здесь еще и сложение слов); глагольное окончаниие - ят и постфикс – ся (колхозятся, бигудятся); приставка у - и глагольные морфемы - и-, -ть. (удревнить); приставка о - и суффикс страдательного причастия - ен - (оэкранен).

Примеров подобных слов довольно много. Выбиваясь из обычного языка, они все же подчиняются его законам.

 

2. Работа с учебником.

Вернемся к знакомым разделам лексики, потренируемся по упражнениям учебника. Сделаем задания в быстром темпе: материал нам хорошо знаком.

1) Упражнения 201, 202, 203 — устно.

2) Упражнения 204 и 206 — письменно (предварительно устно разобрать).

3) Упражнения 207—209 — устно.

 

3. Работа со словарем.

1) Значение заимствованных слов из упражнения 211 выясняем по словарю иностранных слов.

2) Значение фразеологизмов из упражнения 213 уточняем по фразеологическому словарю.

Дополнительное задание: определить, какие фразеологизмы возникли в народной речи, а какие имеют книжное происхождение.

 

IV. Домашнее задание

1. Упражнение 212, 213.

2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 68, 71.

 

Урок 55. Повторение: Состав слова и словообразование. Орфография.

Цель урока: обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование»; совершенствовать орфографические навыки.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Назовите фонетические и лексические особенности стихотворных строк:

1) Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг.

(С. А. Есенин)

 

2) Когда ж трава, отряхиваясь, вскочит,

Кто мой испуг изобразит росе

В тот час, как загорланит первый кочет,

За ним другой, еще за этим — все?

(Б. Л. Пастернак)

 

(Фонетика: рифма подсказывает, что последнее слово строфы произносится как [лух]: Такое явление характерно для южнорусских говоров, для произношения жителей некоторых областей центральной России (вдруг [вдрух], прилёг [прил’ох]). Изменение конечного согласного закрепилось в литературном языке в словах Бог ([бох]), легче ([л’эхч’и]), мягче ([м’ахч’и]).

Лексика: встречаются антонимы (свет — мрак), синонимы (общеупотребительное петух — диалектное кочет), контекстуальные синонимы (поля — луг); просторечие (загорланит).)

 

2. Определите лексическое значение окказионализмов, объясните способы их образования:

1) Не жаль души сиреневую цветь...

(С. А. Есенин)

 

2) Вы к былям звали собеседника,

К волне до вас прошедших дней,

Чтобы последнею отцединкой

Последней капли кануть в ней.

(Б. Л. Пастернак)

Цветь» — «цветение», слово образовано по аналогии с существительными гладь, зелень, твердь, морось, образованными бессуффиксным способом.

«Отцединка» —. «последняя выцеженная доля капли», слово образовано суффиксальным способом по аналогии с существительными росинка, дождинка, слезинка.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка упражнений 212, 213.

 

2. Беседа по творческой части изложений 68, 71.

Ученики рассказывают об улице своего детства, об одном из известных им народных промыслов.

Таким образом, все творческие задания, требующие особой работы, поисков, обсуждения, выполнены. Они должны быть занесены в тетради для подготовки к экзамену (изложению).

 

III. Повторение темы «Состав слова и словообразование» (см. также урок 4)

1. Состав слова.

1) Вопросы:

— Почему все морфемы, кроме окончания, считаются значимыми? (Окончание меняет лишь форму слова, а корни, приставки, суффиксы являются значимыми частями слова, образуют основу слова, несут смысловую нагрузку, участвуют в образовании новых слов.)

— Что называется нулевым окончанием? (Отсутствие окончания у тех частей речи, которые потенциально его имеют.)

— Какие самостоятельные части речи не имеют окончаний? Почему? (Наречия и деепричастия, потому что это неизменяемые части речи.)

— Всегда ли окончания находятся в конце слова? (Не всегда. Бывают случаи, когда окончание стоит перед суффиксом: умывались, в первой части сложных слов: трехсот, двухъярусный.)

 

2) Практические задания:

— Найдите слова без окончаний:

I вариант: а) произношение, б) набегая, в) словарь, г) себя, д) умывшись, е) часовой, ж) издавна, з) четверо, и) льдина;

II вариант: а) играть, б) попросту, в) редко, г) приняв, д) триста, е) я, ж) резвый, з) по-английски, и) сумерки.

Примечание: Задание выполняется на слух, в быстром темпе, затем проверяется по «ключу»:

I вариант: б, д, ж.

II вариант: б, в, г, з.

— Разберите эти слова по составу (Выполняем в тетрадях и у доски.)

— Упражнение 218 — устно.

 

2. Способы образования слов.

1) Говоря об окказионализмах, мы уже отчасти повторили эту тему. Рассмотрим таблицу на стр. 98 учебника. Приведем примеры разных способов словообразования.

2) Выполним устно упражнения 220 и 221.

 

3. Словообразование и орфография (см. также материалы уроков 4 и 5.).

1) Правописание приставок.

Формулируем правила правописания приставок на З и С, приставок пре-, при- и чередование А-О в приставках раз-(рас-) — роз- (рос-), опираясь на материалы упражнения 222.

Вспоминаем также о случаях замены И на Ы после приставок на согласный, а также случаи различения приставки недо- с созвучным ей сочетанием отрицания не и приставки до-.

Например: не доставать (не дотягиваться) и недоставать (о недостаточном количестве чего-либо). Ребенок не достает до верхней полки. Ему недостает заботы. Не в первом случае является отрицанием и пишется раздельно с глаголом. Во втором примере не- является частью приставки недо-.

Приставке недо- часто антонимична приставка пере -, которая может служить своеобразной проверкой: недоедать — переедать, недосолить — пересолить, недоварить — переварить, недовыполнить — перевыполнить. Например: 1) Дети часто не доедают суп. 2) Безработные часто недоедают. Вовтором случае можно подобрать автоним: переедают, к первому случаю он не подходит.

 

2) Правописание корней с чередующимися гласными.

Достаточно вспомнить корни с чередованием и привести примеры. Перегружать учеников правилами не стоит.

 

3) Правописание некоторых суффиксов, различение созвучных, сходных суффиксов.

Следует обратить внимание на суффиксы существительных - ек, -ик (ключ ик — ключ ик а, замоч ек — замочка), а также суффиксы глагольных форм.

Проверкой для правописания суффиксов некоторых глагольных форм может служить инфинитив: конечный гласный основы сохраняется в прошедшем времени (надеЯться — надеЯлась), в причастиях прошедшего времени, кроме страдательных, образованных от глаголов на - ить (выскочИть — выскочИвший), в деепричастиях совершенного вида (отчаЯться — отчаЯвшись). Если конечный гласный основы безударный, то проверка невозможна, надо запомнить, как пишется инфинитив.

Особо остановимся на страдательных причастиях, правописание которых тоже зависит от словообразования. Если инфинитив на - ить -, то причастие образуется с помощью суффикса - енн -. Если же инфинитив на - ать - (- ять), то суффиксы начальной формы сохраняются и причастие образуется путем присоединения суффикса -нн -:

Например: 1) узакон...нный — начальная форма узаконИть, значит узаконЕнный (И → Е) посе...нный — начальная форма посеЯть, значит посеЯнный (Я=Я).

Разберем случай причастий-омофонов.

Выкач...нный мед — выкач...нный из подвала бочонок. Звучат причастия одинаково, но смысл имеют разный и образованы они от разных глаголов: выкачАть и выкатИть. В первом причастии гласный глагольной основы — А, он сохраняется, значит выкачАнный мед. Во втором — И, он меняется на Е, значит выкачЕнный бочонок.

Аналогично разберем другие подобные пары глаголов:

расстрел...нный (расстрелЯтьрасстрелЯнный) — застрел...нный (застрелИтьИЕзастрелЕнный);

замеш...нный в преступлении (замешАть) — замеш...ное на молоке тесто (замесИть);

развеш...нные на стене картины (развешАть) — развеш...нный на весах товар (развесИть).

 

IV. Домашнее задание

1. Упражнение 223.

2. Подготовиться к семинару по теме «Морфология именных частей речи».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.008 с.)