Урок 45. Сочинение о выборе профессии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 45. Сочинение о выборе профессии



С использованием сложных предложений

С разными видами связи

Цель урока: развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устное задание упражнения 167: основная мысль текста; взаимопроверка упражнения.

 

2. Беседа о выборе профессии.

Ученики рассказывают о своих увлечениях, о выборе профессии.

 

II. Составление примерного плана сочинения

1. Вступление. (Оно может опираться на текст упражнения 167 — рассуждение академика В. А. Обручева; можно написать о разнообразия профессий, существующих в мире, о своих сомнениях в выборе профессии, если он еще не определен.)

2. Основная часть;

а) общие представления о выбранной профессии,

б) актуальность профессии,

в) обоснование выбора профессии (чем она привлекает; примеры людей, занятых в этой профессии).

3. Заключение. (Можно написать о том, что нужно сделать, чтобы получить данную профессию.)

 

III. Написание сочинения

Задание: использовать в сочинения сложные предложения с разными видами связи.

 

IV. Домашнее задание

1 Упражнения 165 — письменно, 170 — устно.

2. Повторить все темы, связанные со сложным предложением.

 

Урок 46. Подготовка к контрольной работе

(диктант с грамматическим заданием)

По теме «Сложное предложение»

Цель урока: повторить пройденное по теме; закрепить знания и умения учеников; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант.

Используем материалы предыдущих словарных работ и упражнения 170:

Прогнозирование результатов матча, строить новую железнодорожную магистраль, различить вдали силуэт корабля, систематически подвозить цемент и бетон, не зависеть от климатических условий, слышать отдаленную канонаду, не доверять прогнозу погоды, планомерно использовать трудовые резервы, ориентироваться на местности, регулярно смотреть по телевизору трансляции спектаклей, сеять яровую пшеницу, приобрести билеты в амфитеатр, разредить рассаду в палисаднике.

Дополнительное задание: подчеркнуть по четыре словосочетания со связью управление(1-й вариант),примыкание (2-й вариант).

(1-й вариант: прогнозирование результатов матча, строить магистраль, ориентироваться на местности, трансляции спектаклей.

2-й вариант: различить вдали, систематически подвозить, планомерно использовать, регулярно смотреть.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 165: один ученик на доске выполняет схемы предложений, в это время проверяем устные задания упражнения и пунктуацию.

 

III. Повторение темы «Сложное предложение»

1. Анализ предложений.

1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов.)

[ ], как ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

2) Князь Андрей редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Н. Толстой.)

[ ], но зато (когда...), (то...). Сложноподчиненное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Указательное слово то во втором главном предложении отменяет запятые между сочинительным и подчинительными союзами. Первое придаточное имеет уступительное значение, второе — значение времени.

3) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. (К. Паустовский.)

[ ]: «[... в том], что (...то), (что...). Чем ( ), [тем…]».

Предложение с прямой речью. Слова автора осложнены вводным словом. Первое предложение прямой речи — сложноподчиненное, имеет последовательное подчинение придаточных: придаточные и первой, и второй степени — изъяснительные. Обратим внимание на омонимичные слова; в первом случае что — союз, во втором — союзное слово.

Второе предложение прямой речи — сложноподчиненное, с придаточным сравнительным.

4) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те (Е. Евтушенко.)

[ ]: [ ], а [ ]. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительною союза а.

5) Не можешь — научим, не хочешь — заставим.

[ ] — [ ], [ ] — [ ]. Это предложение с бессоюзной связью интересно тем, что, при своей лаконичности, оно состоит из четырех простых предложений, построено по принципу синтаксического параллелизма. Все предложения — односоставные, определенно-личные. Между первым и вторым, а также между третьим и четвертым предложениями ставится тире — значение условия. Эти две пары предложений имеют значение перечисления.

Примечание: Предложения можно дать нескольким ученикам в качестве индивидуальных заданий, которые выполняются на доске. В это время остальные делают самостоятельную работу. После выполнения заданий проверяем и обсуждаем сделанное.

 

2. Самостоятельная работа.

Упражнение 166.

 

IV. Домашнее задание

Подготовка к контрольному диктанту.

 

Урок 47. Диктант с грамматическим заданием

Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Ход урока

I. Диктант

 

В степи

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

(157 слов.) (А. П. Чехов)

 

II. Задание

Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).

(1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.

2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.

3. […, где ( ), …, (которая…, ...)…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.

4. [ ]; [,,,], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.

5. [,,, …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.

 

IV. Домашнее задание

Упражнение 172 — устно.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

 

Урок 48. Понятие о языке. Работа со словарем

Цель урока: дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закреплять навыки работы со словарями.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Найдите предложения с предлогами:

а) Дом напротив недавно отремонтировали.

б) Неожиданно передо мной распахнулись двери.

в) Небольшие пьесы и я могу играть, не смотря в ноты.

г) Удачно, что прямо напротив школы находится кинотеатр.

д) Благодаря долгожданному дождю изнуряющая жара отступила и животные пустыни были спасены.

(б, в, г, д)

 

II. Понятие о языке

1. Начнем с ответов на вопросы упражнения 172 (домашнее задание).

 

2. Словарная работа

Слово учителя.

На вопрос, что такое язык и для чего он служит, можно дать несколько ответов. Мы уже говорили о паронимах, производных от существительного «язык» (см. урок 35): языковой и языковый. Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений у этого существительного.

Примечание: Задание учителя выполняет ученик. Если есть небольшие по объему толковые словари русского языка для школьников, можно дать такое задание всему классу. При этом хорошо сравнить словарные статьи о языке в разных словарях.

 

3. Конструирование предложений.

Задание: составьте словосочетания или предложения, в которые бы входили разные значения существительного «язык». Лучшие предложения записать, сделать их схемы.

Можно дать противоположное задание: продиктовать предложения, в которых следует определить значения слова «язык».

Дополнительно: сделать схемы сложных предложений.

(1) Когда ребенку хочется подразнить кого-то, он высовывает язык; у эскимосов же это действие означает приветствие.

2) Среди разнообразных яств на белоснежной скатерти теснились румяные маленькие пирожки, блестящие маринованные грибки, сыры разных оттенков, чуть дрожащие заливные языки, фрукты и овощи всех мыслимых цветов.

3) Языки пламени подбирались все ближе, и вскоре огонь лизнул штору.

4) От страха язык словно прилип к небу, я не мог не то что кричать, а даже произнести хоть один жалкий звук.

5) Древнегреческий язык и латынь считаются мертвыми языками, потому что их развитие закончилось много веков назад; однако мне больше нравится определение «классические»: этими языками пользуются юристы и фармацевты, медики и биологи, к тому же древние языки положили начало современным европейским языкам.

6) Мало кто говорит хорошим литературным языком.

7) Язык Пушкина поражает разнообразием, легкостью, гибкостью, образностью, глубиной.

8) Язык музыки универсален; он понятен человеку любой национальности.

9) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый друг славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(А. С. Пушкин)

10) Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). (Л. Н. Толстой.)

11) Если дернуть за веревку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон.

12) Злые языки страшнее пистолета. (А. С. Грибоедов.)

13) Иносказание называют эзоповым языком по имени древнегреческого баснописца.

 

4. Пересказ легенды о языке (Ее приводит Л. Т. Григорян в книге «Язык мой — друг мой», М., 1989).

(Рассказать легенду может учитель или заранее подготовленный ученик, а можно разыграть эту сцену в лицах.)

Знаменитый древнегреческий баснонисец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения никто не смог возразить.

В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу. «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.

 

5. Вопросы для обсуждения:

— На каких явлениях основана эта легенда? (Омонимия, многозначность.)

— Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

— С каким значением слова «язык» мы имеем дело на уроках русского языка?

— Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»?

— Какова основная функция языка?

— Какие еще функции языка вы можете назвать?

(Язык — система словесного выражения и передачи мыслей. «Язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь». Точнее сказать, язык — это потенциальная речь. Язык актуализируется, осуществляется, материализуется в устной и письменной речи, в общении людей. Основная функция языка — быть средством общения. С помощью языка сохраняется и передается духовный опыт поколений, знания, умения. Язык — один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения. Язык выражает особенности народа, который им пользуется.)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.018 с.)