Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 45. Сочинение о выборе профессииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С использованием сложных предложений С разными видами связи Цель урока: развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Устное задание упражнения 167: основная мысль текста; взаимопроверка упражнения.
2. Беседа о выборе профессии. Ученики рассказывают о своих увлечениях, о выборе профессии.
II. Составление примерного плана сочинения 1. Вступление. (Оно может опираться на текст упражнения 167 — рассуждение академика В. А. Обручева; можно написать о разнообразия профессий, существующих в мире, о своих сомнениях в выборе профессии, если он еще не определен.) 2. Основная часть; а) общие представления о выбранной профессии, б) актуальность профессии, в) обоснование выбора профессии (чем она привлекает; примеры людей, занятых в этой профессии). 3. Заключение. (Можно написать о том, что нужно сделать, чтобы получить данную профессию.)
III. Написание сочинения Задание: использовать в сочинения сложные предложения с разными видами связи.
IV. Домашнее задание 1 Упражнения 165 — письменно, 170 — устно. 2. Повторить все темы, связанные со сложным предложением.
Урок 46. Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) По теме «Сложное предложение» Цель урока: повторить пройденное по теме; закрепить знания и умения учеников; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока I. Лингвистическая разминка Словарный диктант. Используем материалы предыдущих словарных работ и упражнения 170: Прогнозирование результатов матча, строить новую железнодорожную магистраль, различить вдали силуэт корабля, систематически подвозить цемент и бетон, не зависеть от климатических условий, слышать отдаленную канонаду, не доверять прогнозу погоды, планомерно использовать трудовые резервы, ориентироваться на местности, регулярно смотреть по телевизору трансляции спектаклей, сеять яровую пшеницу, приобрести билеты в амфитеатр, разредить рассаду в палисаднике. Дополнительное задание: подчеркнуть по четыре словосочетания со связью управление(1-й вариант),примыкание (2-й вариант). (1-й вариант: прогнозирование результатов матча, строить магистраль, ориентироваться на местности, трансляции спектаклей. 2-й вариант: различить вдали, систематически подвозить, планомерно использовать, регулярно смотреть.)
II. Проверка домашнего задания Упражнение 165: один ученик на доске выполняет схемы предложений, в это время проверяем устные задания упражнения и пунктуацию.
III. Повторение темы «Сложное предложение» 1. Анализ предложений. 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов.) [ ], как (). Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 2) Князь Андрей редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Н. Толстой.) [ ], но зато (когда...), (то...). Сложноподчиненное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Указательное слово то во втором главном предложении отменяет запятые между сочинительным и подчинительными союзами. Первое придаточное имеет уступительное значение, второе — значение времени. 3) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. (К. Паустовский.) [ ]: «[... в том], что (...то), (что...). Чем (), [тем…]». Предложение с прямой речью. Слова автора осложнены вводным словом. Первое предложение прямой речи — сложноподчиненное, имеет последовательное подчинение придаточных: придаточные и первой, и второй степени — изъяснительные. Обратим внимание на омонимичные слова; в первом случае что — союз, во втором — союзное слово. Второе предложение прямой речи — сложноподчиненное, с придаточным сравнительным. 4) Со мною вот что происходит: мой старый друг ко мне не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те (Е. Евтушенко.) [ ]: [ ], а [ ]. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первом перед двоеточием можно вставить а именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительною союза а. 5) Не можешь — научим, не хочешь — заставим. [ ] — [ ], [ ] — [ ]. Это предложение с бессоюзной связью интересно тем, что, при своей лаконичности, оно состоит из четырех простых предложений, построено по принципу синтаксического параллелизма. Все предложения — односоставные, определенно-личные. Между первым и вторым, а также между третьим и четвертым предложениями ставится тире — значение условия. Эти две пары предложений имеют значение перечисления. Примечание: Предложения можно дать нескольким ученикам в качестве индивидуальных заданий, которые выполняются на доске. В это время остальные делают самостоятельную работу. После выполнения заданий проверяем и обсуждаем сделанное.
2. Самостоятельная работа. Упражнение 166.
IV. Домашнее задание Подготовка к контрольному диктанту.
Урок 47. Диктант с грамматическим заданием Цель урока: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. Ход урока I. Диктант
В степи Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается … Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. 5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами). (1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами. 2. [ ], где () и где (). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами. 3. […, где (), …, (которая…,...)…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом. 4. [ ]; [,,,], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами. 5. [,,, …], чтобы (). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.
IV. Домашнее задание Упражнение 172 — устно.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Урок 48. Понятие о языке. Работа со словарем Цель урока: дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закреплять навыки работы со словарями.
Ход урока I. Лингвистическая разминка Найдите предложения с предлогами: а) Дом напротив недавно отремонтировали. б) Неожиданно передо мной распахнулись двери. в) Небольшие пьесы и я могу играть, не смотря в ноты. г) Удачно, что прямо напротив школы находится кинотеатр. д) Благодаря долгожданному дождю изнуряющая жара отступила и животные пустыни были спасены. (б, в, г, д)
II. Понятие о языке 1. Начнем с ответов на вопросы упражнения 172 (домашнее задание).
2. Словарная работа Слово учителя. На вопрос, что такое язык и для чего он служит, можно дать несколько ответов. Мы уже говорили о паронимах, производных от существительного «язык» (см. урок 35): языковой и языковый. Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений у этого существительного. Примечание: Задание учителя выполняет ученик. Если есть небольшие по объему толковые словари русского языка для школьников, можно дать такое задание всему классу. При этом хорошо сравнить словарные статьи о языке в разных словарях.
3. Конструирование предложений. Задание: составьте словосочетания или предложения, в которые бы входили разные значения существительного «язык». Лучшие предложения записать, сделать их схемы. Можно дать противоположное задание: продиктовать предложения, в которых следует определить значения слова «язык». Дополнительно: сделать схемы сложных предложений. (1) Когда ребенку хочется подразнить кого-то, он высовывает язык; у эскимосов же это действие означает приветствие. 2) Среди разнообразных яств на белоснежной скатерти теснились румяные маленькие пирожки, блестящие маринованные грибки, сыры разных оттенков, чуть дрожащие заливные языки, фрукты и овощи всех мыслимых цветов. 3) Языки пламени подбирались все ближе, и вскоре огонь лизнул штору. 4) От страха язык словно прилип к небу, я не мог не то что кричать, а даже произнести хоть один жалкий звук. 5) Древнегреческий язык и латынь считаются мертвыми языками, потому что их развитие закончилось много веков назад; однако мне больше нравится определение «классические»: этими языками пользуются юристы и фармацевты, медики и биологи, к тому же древние языки положили начало современным европейским языкам. 6) Мало кто говорит хорошим литературным языком. 7) Язык Пушкина поражает разнообразием, легкостью, гибкостью, образностью, глубиной. 8) Язык музыки универсален; он понятен человеку любой национальности. 9) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый друг славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. С. Пушкин) 10) Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). (Л. Н. Толстой.) 11) Если дернуть за веревку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон. 12) Злые языки страшнее пистолета. (А. С. Грибоедов.) 13) Иносказание называют эзоповым языком по имени древнегреческого баснописца.
4. Пересказ легенды о языке (Ее приводит Л. Т. Григорян в книге «Язык мой — друг мой», М., 1989). (Рассказать легенду может учитель или заранее подготовленный ученик, а можно разыграть эту сцену в лицах.) Знаменитый древнегреческий баснонисец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения никто не смог возразить. В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу. «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.
5. Вопросы для обсуждения: — На каких явлениях основана эта легенда? (Омонимия, многозначность.) — Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях? — С каким значением слова «язык» мы имеем дело на уроках русского языка? — Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? — Какова основная функция языка? — Какие еще функции языка вы можете назвать? (Язык — система словесного выражения и передачи мыслей. «Язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь». Точнее сказать, язык — это потенциальная речь. Язык актуализируется, осуществляется, материализуется в устной и письменной речи, в общении людей. Основная функция языка — быть средством общения. С помощью языка сохраняется и передается духовный опыт поколений, знания, умения. Язык — один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения. Язык выражает особенности народа, который им пользуется.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.009 с.) |